Подъезды

До станции Слюдянка подъезжаем на поезде N 184 сообщением гор. Москва — гор. Хабаровск. Отправление из гор. Москва — в 0 час. 40 мин., прибытие на ст. Слюдянка — в 2 часа 00 мин. (время московское).

Разница часовых поясов с Москвой — +5 часов.

До места начала маршрута едем на автобусе пос. СлюдянкаНилова ПустыньХойтогол, отправлением в 7 часов 20 минут (здесь и далее по разделу 2.3. указано время местное; декретное время группа не вводила) от нового автовокзала.

Место старта — шоссе Нилова Пустынь — Хойтогол
К месту начала маршрута (ответвление от дороги Нилова Пустынь — Хойтогол направо лесовозной дороги примерно в 4-х км. выше пос. Нилова Пустынь) прибыли в ~ 13 часов.

21.02.1996 г. — 1 день

Развилка дорог выше пос. Нилова пустынь — м.н. в долине р. Эхе-Гер

Ясно, солнечно, безветренно, температура -8...- 12 С.

Выход в 15.00 (после обеда).

Участок
На подходах
маршрута представляет собой слабо всхолмленную, заросшую смешанным лесом долину, пересеченную дорогами, тропами и многочисленными ручьями и постепенно поднимающуюся по направлению к горам. В отдельных местах лес полностью вырублен (лесозаготовки).

Высота местности ок. 900 — 1150 м. Снега мало — до 20 см.

Двигаемся от развилки дорог по накатанной лесовозной дороге, которая через ~20 мин. хода разветвляется. Выбираем правое (более накатанное) ответвление, по которому продолжаем движение. Дорога постепенно забирает направо.

Идем пешком.
На подходах
Через ~1,5 часа (здесь и далее приведено чистое ходовое время) на обширной вырубке встаем на лыжи и двигаемся в направлении к горам до опушки леса (30 минут), где и встаем на ночлег в 16.55.

22.02.1996 г. — 2 день

м.н. в долине р. Эхе-Гер — м.н. в долине р. Эхе-Гер

Ясно, солнечно, безветренно, Ту=-26С, Тв=-20С.

Выход в 9.40.

Характер
По лесу
участка пути аналогичен предыдущему, однако троп и дорог существенно меньше, вырубки не встречаются. Местность сильно пересеченная. Высота местности 1150 — 1700.

Сориентировавшись на местности двигаемся в направлении входа в ущелье р. Эхе-Гер (к пер. Шумак), используя в отдельных местах летние тропы, ведущие в требуемом направлении. Движение попеременно на лыжах и пешком (глубина тропежки до 10-15 см.). К концу дня попадаются отдельные труднопроходимые (сильно заросшие) участки леса.

Чистое ходовое время за день — 5,5 часа.

Встали на ночлег в 17.10 в лесу и выслали разведку для определения оптимального пути, которая обнаружила в ~1,5 км. выше лагеря достаточно свежую пешеходную тропу ведущую от ущелья р. Хубуты к ущелью р. Эхе-Гер.

Судя по описанию, группа шла вдоль реки Эхе-Гер (правда неясно как именно, указаний на пересечение реки нет). Оптимальнее было идти по основной дороге, идущей вдоль реки Хубуты. На эту дорогу, по-видимому, и вышла наконец группа.

23.02.1996 г. — 3 день

м.н. в долине р. Эхе-Гер — м.н. у отметки 2054 в долине р. Эхе-Гер

Ясно, солнечно, безветренно, Ту=-25С, Тв=-19С.

Выход в 9.40.

Местность,
На подходах. День третий. Идём по ущелью реки Эхе-Гер.
пройденная в первую половину дня, представляет собой сильно залесенную долину (предгорья) с постепенным набором высоты.

Вторая половина дневного перехода (от момента входа в ущелье р. Эхе-Гер) проходила по долине реки с мощными осыпными и скальными взлетами. Редколесье, которое кончается в районе 2-ого (по карте) зимовья, сменяется отдельными кустами. Снега мало — до 15 см. На всем протяжении пути хорошо различимая тропа.

Двигаемся по разведанному накануне маршруту на лыжах и пешком до тропы и далее по тропе до ее спуска (ок. 70 м.) в ущелье р. Эхе-Гер в районе недостроенной литовки (на карте обозначено как нижнее зимовье — ныне разрушено). Ходовое время — 3 часа.

Далее продолжаем движение пешком вверх по тропе в течении 3-х часов.

Встали на ночлег в 18.30 на правом берегу реки в закрытой от ветра ложбине. Ночевка на примусах.

24.02.1996 г. — 4 день

м.н. в ущелье р Эхе-Гер у отметки 2054 — пер. Шумак (1Б, 2760) — м.н. в долине р. Левый Шумак ниже водопада

Утром — ясно, солнечно, Ту=-21С; к вечеру — облачно, слабая метель, ветер.

Выход в 9.30.

В нижнем цирке реки Эхе-Гер. Левая часть панорамы.
В нижнем цирке реки Эхе-Гер. Правая часть панорамы.

До перевала Шумак участок пути представляет собой ущелье реки с мощными моренными взлетами и набором высоты до 2500 — 2550 м.

Снега мало (до 15-20 см.) и он преимущественно зафирнован. Тропа не просматривается.

Перевал Шумак (1Б, 2760) (здесь и далее оценка категорийности перевалов дана по состоянию на момент их прохождения группой) соединяет долины рек Эхе-Гер и Шумак и находится между вершинами 2937 и 2945. Ориентация склонов : ЮЗ — СВ.

Даже в неблагоприятных условиях сложность перевала считается не выше 1А.

Примечание В. Петухина

Перевальный взлет представляет собой снежно-осыпной склон крутизной до 35 град. и высотой ок. 150 м. (здесь и далее последовательность описания склонов перевала — в порядке их прохождения группой). В отдельных местах просматриваются отдельные участки тропы. Снег на склоне местами зафирнован.

Седловина
Группа на перевале Шумак
широкая, осыпная, с карнизом в сторону р. Левый Шумак.

Тур находится слева по ходу на скальных выходах у края седловины. Спусковой склон — снежно-фирновый, в верхней части имеет крутизну до 50 град. (ок. 25 — 30 м.), а далее 35 — 40 град. (ок. 150 м.). Ниже находятся две ступени "бараньих лбов".

Верхняя часть долины р. Левый Шумак — плоская, корытообразная, с рыхлым снегом глубиной до 35 см., переходящая в неглубокий извилистый каньон с зафирнованным снегом, который плавно понижается на протяжении ок. 3-х км. (до водопада). В районе водопада начинается хвойный лес.

От места ночевки идем ок. 2,5 км. пешком по ущелью в направлении к пер. Шумак с постепенным набором высоты до мощного моренного нагромождения, перегораживающего вход в висячую долину под перевалом. Поднимаемся в висячую долину по крутому кулуару моренного нагромождения с набором высоты ок. 150 м., затратив на это ок. 1 часа 20 мин.

Дальнейший подъем к началу перевального взлета проходящий по пологим моренным увалам с плавным набором высоты (ок. 100 м.) занял ~40 мин.

Подъем на перевальный взлет осуществляем по просматриваемой в отдельных местах заснеженной тропе. Время подъема — 1 час 10 мин.

Выход на перевал — в 15.30.

В туре обнаружили записку группы туристов из гор. Северодвинска под руководством Зарубиной от 17.02.1996 г. (все записки снятые на перевалах представлены в приложении к настоящему отчету).

Начало — в 16.30.

Спуск
30-метровый водопад на границе леса на реке Левый Шумак
с перевала осуществляем от тура направо вниз (ок. 50-60 м.) и далее вниз по снегу (местами по фирну), в отдельных местах "на 3-и такта". Рекомендуем при спуске использовать кошки.

Возможно, перевал был не лавиноопасен, однако обычно для уменьшения лавинной опасности лучше спускаться левее тура.

Примечание В. Петухина

От места "бараньих лбов" возможен спуск на лыжах в долину (к озеру) покрытую неглубоким (до 35 см.) снегом и, далее, вниз по каньону.

Выше водопада (ок. 100 — 150 м.) целесообразно подняться по склону каньона вверх на правый берег для обхода водопада.

Ниже водопада (напротив него) имеюся хорошие места для ночевок, где мы и заночевали. Сухих дров поблизости мало.

На ночлег встали в 19.30.

25.02.1996 г. — 5 день

м.н. в долине р. Левый Шумак (ниже водопада) — минеральные источники Шумак

Ту=-22С, ясно, солнечно.

Выход в 10.00.

Долина р. Левый Шумак широкая, пологая, сильно пересеченная, покрытая густыми зарослями деревьев и кустов и трудно проходимая. Глубина снега по берегу — до 35 — 40 см.

Русло р. Левый Шумак пологое, шириной до 20 — 30 метров, покрыто наледью (местами мокрой), с короткими некрутыми сливами. Отдельные места (до 1,5 км.) покрыты снегом.

От места ночески у водопада осуществляем движение вниз, преимущественно по руслу реки. Движение по наледям — на кошках.

К минеральным источникам Шумак выходим в 15.30, где и останавливаемся на ночлег в избе егеря на правом берегу (ниже места впадения р. Правый Шумак).

Ходовое время за день — 4 часа 20 минут.

Подготавливаем и оставляем заброску на вторую половину маршрута (участок пути минеральнные источники Шумак — пос. Аршан).

По информации, полученной нами от встреченной на минеральных источниках Шумак группы из гор. Северодвинска, принимаем решение изменить направление прохождения заложенного в маршрут кольца на противоположное, в связи с тем, что по сведениям, имеющимся у указанной группы, западный склон перевала Семинаристов (планировавшийся для подъема) представляет собой скальный сброс крутизной до 75 град. и протяженностью до 120 метров.

Далее (Кольцо р. Шумак - пер. Горных Духов - р. Зун-Гол - р. Шумак (6-9 день))