29.07 — 05.08

Маршрут: р. Китой — пер. Энтузиастов — р. Горлык-Гол — пер. Ильчирский — г. Оспин — р. Ильчир — р.Онот — р. Хугеншон-Жалга — пер. Жарок — р. Ара-Хушан-Жалга — р. Горлык-Гол — р. Китой

Река Ара-Ошей в устье имеет 2 рукава, которые можно перейти вброд в месте слива их в Китой (h до 0.5). Выше устья Ара-Ошей, на правом берегу Китоя, имеются многочисленные оборудованные места для стоянок.

Китой в районе устья реки Ара-Ошей имеет ширину 40-60 м. Течение очень быстрое, везде глубина более метра. Место для переправы выбрали в 0.8-1.0 км. вниз по Китою, где река имеет ширину около 45-50 м. (Едва хватило веревки 50 м.). Место выбирали из расчета, чтобы не было больших бурунов на воде,т.к. для переправы планировали использовать одноместную лодку ЛАС-1 (фото 17,18). Глубина реки у левого берега до 2-х метров.

Первый участник переправился вплавь и закрепил на левом берегу перильную веревку. Следующий участник переправлялся на ЛАС-1 по перилам, транспортируя вторую веревку. Эта веревка в дальнейшем использовалась как вытаскивающая с целевого берега. На исходный берег лодка перетягивалась вспомогательной веревкой из стропы. Последний участник освободил перила и в лодке был перетянут на левый берег. Переправа заняла 2.5 часа.

Выше устья реки Ара-Ошей Китой течет по каньону, тропа же идет левым берегом, постоянно теряясь в зарослях и буреломе. До ручья Каскадного (5 км.) дошли за 2 часа.

В устье ручья — большой выносной конус, а выше сразу начинается узкий, извилистый каньон с водопадами. Каньон обходим правым берегом ручья. Склоны очень круты (до 45°), много бурелома (фото 19). Через 2 часа лазания по склону показалось, что внизу уже достаточно широкое, проходимое дно каньона. По перильной веревке (30 м.) спустились на дно каньона (фото 21), как раз чуть выше того места, где каньон сужается до узкого 1-1.5 м. прохода.

Через 150 м., двигаясь вверх по каньону, уперлись в скальную 12-метровую ступень. Первый участник поднялся свободным лазанием. Остальные — по перилам (фото 22).

Далее до слияния ручьев каньон имеет ширину 20-30 м., крутизна 15-20° (фото 20). К перевалу Энтузиастов ведет левый ручей. Разведав его на 0.5 км. вверх, встретили несколько водопадов, обходить которые с рюкзаком крайне затруднительно. Поэтому решили подниматься вверх по живой каменной осыпи сразу от слияния ручьев на террасы правого склона долины, где можно разбить лагерь, перед подъемом на перевал. Первые 400 м. — подъем 30°, сильная осыпь. Затем, после перегиба, склон становится 10-20° и курумный. Через 1 час хода, когда курумы начали чередоваться с травяными участками, у небольшого ручейка разбили лагерь (фото 23). В 2-х км. от перевала. С трудом, но можно найти дрова.

Перевал Энтузиастов — 2А, 2500 м. Южный склон — живая осыпь средних размеров, крутизной до 35°. Подъем занял 45 мин. Перевальный гребень — цепочка небольших вершин, площадок (фото 24). Тур находится в самой низкой части гребня. К северу перевал обрывается скальными сбросами и кулуарами (фото 26). Спуск осуществляли по кулуару от тура. Вначале (ок. 80 м.), используя самостраховку альпенштоком, спустились на небольшую площадку у группы скал на левом гребне. Затем по перилам спустились в узкий кулуар (2*50 м.). По кулуару спускались по перильной веревке на схватывающем узле (фото 25). Связанных веревок [2*(50+50)м.] как раз хватило до площадки справа от кулуара (5*10 м), ниже которой в кулуаре начинаются скальные ступени. От площадки, преодолев небольшие скальные нагромождения, вышли на склон соседнего (правого), значительно более широкого кулуара. По травянистому склону (45°) спустились на дно кулуара (ширина 30-50 м.) и по нему — до выноса осыпи. Спуск с перевала занял 7 часов.

От перевала до р. Горлык-Гол спускались по широкой долине, используя многочисленные звериные тропы. К устью ручья спускаться не стали, а по звериным тропам начали продвигаться вверх по Горлык-Голу. На карте тропа вдоль Горлык-Гола показана по левому берегу, но двигались правым берегом, т.к. не было проблем с проходимостью. Участок пути от устья ручья Озерного из-под перевала Энтузиастов до каньона в устье р. Хуша-Гол 9 км. прошли за 2.3 часа. Высоко на левом берегу р. Хуша-Гол, в 1-1.5 км. от устья, видны огни поселка геологов. Это поселок добытчиков нефрита.

Река Хуша-Гол течет в глубоком каньоне и, обходя его, тропа круто (30-40°) забирает на правый берег. 25 минут подъема и в месте, где склон выполаживается, стоит большая изба (фото 27). От избы по тропе 1 км. вверх по долине до грунтовой дороги. Это дорога от поселка Самарта к нефритовым рудникам. (На КАМАЗе — 7 часов). В верхней части долины, сразу за бродом, дорога раздваивается. Одна, основная, идет вниз по левому берегу к новому поселку нефритчиков. Другая, старая, — вверх , через Ильчирский перевал к старым разработкам нефрита (фото 28).

От геологической избы до Ильчирского перевала по дороге 6 км. (1.7 час.). С перевала Ильчирского открывается панорама перевала Травянистого и массива г. Оспин (самой вершины не видно). По дороге с перевала за 30 мин. дошли до заброшенного нефритового рудника. Здесь остался только один жилой дом, многочисленные развалины, брошенная техника и агрегаты.

Подъем на вершину Оспинского горного массива — гору Оспин (Оспин-Улан-Сардык, Оспин-Улаан-Хардьяг — Оспинский красный голец, 3216 м., 2А) начали от заброшенного нефритового рудника (фото 30). Вернувшись по тракторной дороге вверх на 1.5 км., пересекли правый исток р. Ильчир и начали подъем в долину левого истока, в верховъях которого находится г. Оспин. Выход этой долины в основную долину р. Ильчир представляет собой крутой (30-35°) скально-осыпной сброс около 200 м., который проходим левым берегом текущей в каньоне реки. При подъеме приходится использовать элементы лазания по простым скалам. Поднявшись на сброс (30 мин.), обходим правым берегом большое озеро (0.3-0.4 км.). Берег озера крутой, осыпной. Выше озера долина ступенями поднимается вверх. Склоны — сплошные осыпи. Дно долины забито крупными курумами (фото 31). Преодолев несколько скально-осыпных ступеней, вышли в верхнюю часть долины (1 час). Подъем на Оспин решили осуществлять с южной седловины, между г.Оспин и вершиной над перевалом Травянистым. Подъем на седловину по осыпному склону занял 45 мин. На перевале — туристский тур. Подъем на вершину начали с перевала по южному гребню по осыпи. Затем, когда крутизна склона достигла 35-40°, спустились в первый кулуар на западном склоне и по нему свободным лазанием вышли на вершинный гребень, по которому -100 м. до вершины. На вершине имеется разрушенный пункт триангуляции. Подъем от перевала занял 1.5 часа. Спускались тем же путем. Спуск занял 3.5 часа.

От заброшенного нефритового рудника вниз по долине правым берегом идет дорога. Дорогой не пользуются с 1990 года и местами она полностью размыта рекой. Через 1 час хода на левом берегу видна огороженная площадка с тремя избами. Это — заброшенный склад взрывчатых веществ. Рядом с ним в скале имеется неглубокая штольня. Это геологи в 1990 г.пытались сделать подземный склад ВВ.

В 1 км. ниже склада (15 мин.) расположен заброшенный поселок. В нем около 10 изб. Некоторые еще пригодны для жилья. За поселком тракторная дорога еще около 1 км. идет по твердой земле, а далее входит в заболоченную часть долины. Обходя первый заболоченный участок справа, в верхней части заболоченного кустарникового поля, выходим на тропу. Тропа то теряется, то распадается на несколько слабых следов.

Через 50 мин., на правом берегу нижнего правого притока р. Ильчир, где видны следы старого геологического стана, многочисленные следы собираются в одну тропу. Далее вниз по р. Онот (ок. 10 км., 2.5 час.) имеется хорошая тропа. Тропа только однажды подходит к Оноту, в месте, где начинается красивый каньон. Далее начинается буреломный участок и тропа теряется.

Следующие 1.6 часа движемся без тропы или по звериным следам. В 300-500 м. выше устья на р. Водопадной, на левом берегу, расположена небольшая избушка. Перед р. Хугеншон-Жалга опять подсекли тропу, здесь она промаркирована затесами на деревьях.

Река Хугеншон-Жалга имеет ширину 8-10 м. Тропа идет вверх по левому берегу. Через 300 м. начинается каньон водопадного типа, который обходим по крутым террасам. Крутой сброс долины р. Хугеншон-Жалга в долину р. Онот проходим за 0.8 часа. Дальше долина выполаживается. Тропа теряется в карликовой березке. Множество звериных троп.

В верхней части долины, у ее левого поворота, где долину перегораживают отроги 2-х вершин противоположных склонов, имеется большая поляна. Отсюда начинается подъем на перевал Жарок (фото 33) в долину р. Горлык-Гол. По руслу правого притока р. Хугеншон-Жалга поднялись на большую травянистую террасу под перевалом (45 мин.). Отсюда видны 2 перевала: Аз.215° — осыпной, Аз.142° — травянисто-осыпной. Поднимаемся на второй перевал, крутизной 30°. Подъем занял 50 мин. Перевал — небольшая седловина 5-10 м. Склоны во все стороны травянистые. К западу от перевала — небольшая обзорная вершина. В 10 м. к северу от седла торчит небольшой вытянутый камень. При подъеме с стороны р. Хугеншон-Жалга он напоминает цветок жарок — круглая головка на толстой ножке. Может быть, поэтому перевал и назван “Жарок”. А может быть и потому, что среди обильного разнотравия на перевале мы действительно увидели жарки.

Не вполне понятно, какой именно перевал был пройден группой. С Хугеншон-Жалги на Ара-Хушан-Жалгу известны три перевала примерно одинаковой сложности. Кроме собственно перевала Жарок, есть ещё перевалы Жарок Восточный и Девяти. Судя по описанию, положение пройденного перевала больше похоже на один из этих двух последних перевалов.

Примечание В. Петухина

Спуск к р. Ара-Хушан-Жалга начали от тура по травянистому распадку. Через 30-40 м. начали подрезать склон вправо, проходя в верхней части небольшие распадки. После второго распадка по длинному травяному склону (30°) спустились с перевала. Спуск занял 30 мин.

В верхней части долины р. Ара-Хушан-Жалга имеется большой скальный ригель. Под ним река имеет водопадный характер. Перевал Жарок отсюда находится в направлении строго на север — небольшое понижение в травянистом левом склоне долины (фото 34). Выше ригеля долина поворачивает налево к перевалу Безымянному. Из долины он кажется совсем простым.

Верховья р. Ара-Хушан-Жалга — широкие полуоткрытые пространства, местами слегка заболоченные. Тропа идет по правому берегу. На крутом правом повороте реки, на ее левом берегу, стоят 2 небольшие избушки. И еще, чуть ниже, сразу после левого притока — большая изба. Через 10 мин.хода тропа круто спускается к реке. Пройдя 100-200 м. по руслу, после того как начались прижимы и река стала входить в каньон, стали обходить каньон правым берегом. Козьи тропы завели высоко вверх (фото 36). Дойдя до правого притока, который узкой долиной пересекает склон основной долины и обрывается в нее 15 -метровым водопадом, решили спускаться на дно каньона (фото 35). Спускались дюльфером (15 м.). Видимо, тропа идет по левому склону долины, над каньоном.

Ниже водопада каньон имеет ширину 10-15 м. Имеются многочисленные броды и водопадные участки (фото 37,38). До выхода из каньона 1 час хода. Сразу по выходу из каньона, на левом берегу обнаруживаем хорошую тропу до р. Горлык-Гол и далее вдоль нее к Китою.

От устья р. Урба-Ашин (следующий за Ара-Хушан-Жалга левый крупный приток р. Горлык-Гол) тропа еще около 0.8-1.0 км. хорошая, а далее, когда река входит в глубокий порожистый каньон, она обходит прижимы по левому берегу. Тропа имеется, но она вся завалена поваленными деревьями (фото 39). 2.5 км. шли 1.5 часа. После выхода реки из каньона еще около 2 км. до устья Горлык-Гола по ровному, заросшему мелким лесом, берегу. В месте слияния Горлык-Гола и Китоя имеются удобные места для стоянок.

Далее (Участок Р. Китой - Шумакские источники)