Участок маршрута пос. Верхняя Гутара — пер. Федосеева — устье р. Малая Кишта

На сплавную часть реки Казыр можно добраться несколькими путями. Перечислим их в порядке убывания сложности:

И в первом и во втором случае возможно взять лошадей в пос. В. Гутара. Оба эти пути выходят на Казыр выше Верхнего Каньона с разницей в 0,5-1 день сплава.

Учитывая, что группам еще только предстоит этот маршрут, мы попытаемся подробно описать оба варианта.

Все группы, решившие идти на эту реку, вне зависимости от того, из какого они города родом, начнут свое путешествие от г. Нижнеудинск, расположенного между г. Красноярском (10 часов на восток от Красноярска) и г. Иркутском. До г. Нижнеудинск мы ехали из Москвы на поезде № 340 Москва – Иркутск. Далее есть два варианта, как добраться до пос. Верхняя Гутара.

• на машине «Урал» или «ГАЗ-66» до пос. Катышный или если повезет до р. Мурхой. Дорога занимаем около 15 часов. Далее до пос. Верхняя Гутара еще около 30 км пешком. Если время позволяет, можно почти до пос. Гутара сплавиться по р. Мурхой. Этот способ дешевле, но не всегда доступен из-за погодных условий. По поводу машины можно звонить Ускову Алексею Степановичу в г. Нижнеудинск, руководитель спорт-клуба «Каньон» 8 39 517 – 201-03.
  • на самолете или вертолете до пос. Верхняя Гутара. Это очень быстро, но очень дорого.

Мы, приехав ночью в г. Нижнеудинск и имея договоренность с машиной до пос. Катышный узнали на вокзале от местных водителей, что накануне не одну неделю шли дожди и река Большая Бирюса, вдоль которой идет дорога до пос. Катышный очень сильно разлилась и даже «Уралы» не доходят около 40 км до нужного нам поселка. Нами было принято решение лететь на самолете, хотя денег у нас было в обрез. 2-ое августа – был 11 летный день в этом сезоне.

От пос. Верхняя Гутара, как уже отмечалось выше, можно дойти до Казыра двумя путями. Мы говорим о двух, потому как одним шли мы, а другим в прошлом году наши знакомые.

Фото 1. Тропа по Гутаре

Причина, по которой они выбрали дорогу через реку Ужур – хотели размяться перед Верхним Каньоном на Казыре. Тропа очень плохая по р. Ужур. Бурелом, много бродов и курумников.

Мы же выбрали путь через пер. Федосеева. Выбрали мы его по причине от противного. Об этой тропе слышали только положительные отзывы, в отличие от Ужурской.

Тропа хорошая, конная, натоптанная. Видно, что за ней следят. Зимовья, встречающиеся на пути почти все обжитые. Есть несколько избушек, не отмеченных на карте, но пригодных для ночевки.

Тропа идет по левому орографическому берегу от пос. В. Гутара по реке Гутара до впадения реки Иден. Тропа продолжается вдоль реки Иден по ее левому орографическому.
Фото 2. Брод через Гутару у устья Идена
Для этого надо переправиться через р. Гутара чуть выше впадения р. Иден. Тропа выводит к месту брода. Это первый, из двух бродов на всем пути до Казыра через реки. Через ручьи броды еще будут.
Фото 3. Гутарский водопад
Мы вешали перила для этой переправы, потому как хоть и мелкая река в этом месте, но сильное течение. Много воды было. Сразу после брода есть отличная изба, отмеченная на карте. Мы там ночевали.

В часе ходьбы по правому орографическому берегу вверх по р. Гутара есть Гутарский водопад. Он находиться на самой реке. Очень впечатляющее зрелище, если будет желание и возможность — обязательно посетите.

Тропа
Фото 4. Водопад на Сухом Идене
же в сторону пер. Федосеева идет по левому орографическому берегу реки Иден. Напротив впадения р. Сухой Иден тропа упирается в реку и можно подумать, что надо переправляться на противоположный берег. На карте в этом месте тоже нарисован брод. Но этого делать не надо, так как минут через 25 тропа в сторону пер. Федосеева теряется, а которая есть ведет к водопаду на Сухом Идене. Опять-таки, если будет время и желание, сходите, потратив на это 3 часа, вещи оставив до брода на левом ор. берегу. По-моему, этот водопад даже красивее Гутарского.
Фото 5. Озеро на перевале Федосеева

Тропа к пер. Федосеева продолжается дальше по левому берегу р. Иден. Через 40 минут от брода есть хорошая изба, не отмеченная на карте. Ночевали немного после этой избы. Но лучше ночевать именно в ней или около нее, места хватает. Второй брод за всю пешку будет через р. Иден не сложный. Тропа сама выводит к нему. Далее, до самого перевала тропа идет по правому берегу. Тропа хорошая. Следующее отличное место для ночевки – пер. Федосеева. Озеро на перевале гораздо теплее, чем в реке Иден.

Вниз тропа идет по правому берегу р. М. Кишта. За один день можно дойти до устья, но очень сложно. Мы не дошли 3 часа, так как под конец тропа сильно ухудшается, начинает постоянно петлять вверх-вниз, бурелом, но пропиленный, так как тропой пользуются и постоянно следят. Избушка около устья р. Малой Кишты разрушена. Около избушки отличное место для стапеля. Мы с собой не брали железо для катамаранов и вязали каркасы из дерева. В этом месте молодой, отлично подходящий для стапеля березняк.

Далее тропа продолжается по правому берегу р. Казыр и пересекает правый приток Казыра Большую Кишту, через каньон над которой раньше был мост. В этом году группа Новосибирцев, которые шли на плотах и собирали их на Прямом Казыре, сказали нам, что моста в этом году уже нет и они довольно долго провозились с переправой.

У нас было в планах тоже размяться перед Каньоном, но изначально вообще прохождение Каньона ставилось под вопрос. Мы принимали решение о прохождении непосредственно после просмотра препятствий и оценки их сложности для нас.

Далее (Возможный сплав по р. Малая Кишта)

владислав крюковнебольшие коментарии к строке "бурелом, но пропиленный, так как тропой пользуются и постоянно следят...." про место у устья р.малая кишта. за неделю до вас по тропе прошла группа ( 17 июля) московско-ангарской сборки и эту тропу пропилили....а проводники вообще хотели нашу группу у лесовала бросить. как стахановцы-за 4 часа одолели! вот где вспомнил про большой хороший топор, а не маленький "смерть туристу".