Участок маршрута устье Малой Кишты — устье Прямого Казыра

Фото 10. Казыр выше верхнего каньона

До верхнего каньона Казыр течет в неширокой долине, постепенно сужающейся. Ширина реки составляет 15-18 метров, уклон до 7 м/км.

На протяжении 5 км Казыр представляет собой шиверу струйного типа. Участок хорошо просматривается и поэтому шли без разведки. От устья Малой Кишты до начала В. Каньона шли не торопясь около 1 часа. За 200 метров до пор. Боец, которым открывается Каньон справа впадает р. Большая Кишта. Ее впадение заметил из нас только 1 человек. Ее на самом деле ОЧЕНЬ плохо видно, зато слышно шум Бойца.

Примерно за километр до верхнего каньона появляются скальные стены с несложными прижимами к ним. За 3-тим правым прижимом и поворотом реки направо и находиться пор. Боец. Сразу посмотрев порог мы поняли, что по нашей воде это уверенный непроход. Катамараны обнесли. Вещи же понесли сразу в конец каньона на место ночевки и дневки. По нашей лоции и словам группы, которая была тут в прошлом году, мы знали, что там есть хорошее место для ночевки. Так оно и оказалось. От пор. Боец до конца каньона по верхней тропе идти налегке 20 минут.

Верхний каньон самый сложный и интересный в спортивном отношении участок Казыра. Протяженность — 800 м. В каньоне имеется несколько серьезных порогов, разделенных короткими участками относительно спокойной воды.

Фото 11. Порог Боец

Верхний каньон начинается порогом Боец (ф. 11).

Ориентир — река после 3-его прижима к правому берегу поворачивает направо, уклон постепенно увеличивается. От прижима до порога — 200 м. Как уже говорилось, во время нашего сплава приток р. Большая Кишта был практически незаметен, поэтому велика вероятность просмотреть его. Более надежные ориентиры — скальные стены и прижимы к ним, указанные выше.

Боец — самый опасный и сложный порог на реке. Представляет собой резкое сужение русла до 4-5 м, в середине которого находится большой вытянутый вдоль русла камень — "боец". Мощный поток воды ударяется в «бойца» и делиться на 2 неравных потока. Основная масса воды уходит влево. При этом образуя винтовую струю с права на лево против часовой стрелки при ширине прохода в 1 м. Уверенный переворот. Часть воды, которая устремлсяется в правый проход частично наваливается на «бойца» небольшой массой. Проход справа не более широкий, чем слева, при этом сразу на уровне «бойца» лежат камни. (ф. 12,13,14)

Фото 12.
Фото 13.
Порог Боец
Фото 14.

Высокая вода сделала невозможным прохождение Бойца. Порог обнесли по правому берегу. Ниже порога отличная рыбалка.

Фото 15. Порог Редут

Порог Редут (первый водопадный) (ф. 15).

Начали сплав ниже Бойца. За порогом ряд небольших сливов и бочек, река течет в невысоком скальном коридоре. Редут прошли по-разному: 2-ки шли под правым берегом, 4-ка – под левым. Страховка была в 3 местах с правого берега для всех судов. 1-ый человек — после слива под левым берегом и косой бочки через все русло; 2-ой — перед пор. Толян возле небольшого улова, он же помогал с чалкой; 3-ий — после пор. Толян на всякий случай. Каяк не шел порог.

Ориентир: большой камень в правой стороне русла, почти на берегу.

Пор. Редут представляет собой участок каньона, длинной около 150 м. По нашей воде он проходился, как уже отмечено выше двумя способами. Прямоугольный камень, ближе к правому берегу делит реку на две части и два слива. Основная масса воды идет под левый берег и представляет из себя слив в 2 ступени с мощной бочкой в конце. Левый же поток маловоден. Слив около 2 м, сразу за которым несложный прижим к правому берегу. После этого оба потока соединяются и сливаются под левым берегом с метрового слива. Справа на плоском камне стоял оператор. Через 10 метров косой слив с плиты через все русло с косым валом. По нашей воде это был самый сложный участок порога. (ф. 16,17,18)

Фото 16.
Фото 17.
Порог Редут
Фото 18.

Порог Толян (второй водопадный) (ф. 19,20)

Ключевое место в Верхнем каньоне. Мощный слив 2-2,5 метра с подводной плиты, протянувшейся через все русло. Близко расположенный к поверхности воды камень в этом месте разделяет слив на две части: Левая – водопадного типа с кривой бочкой внизу (и зубом в низкую воду). Правая – более пологая с диагональной струей под 45 градусов слева на право и тоже кривой бочкой. Далее следует резкий прижим к правому берегу, затем сразу к левому и основная сложность заключается не в прохождении слива под правым берегом (мы его больше опасались) и бочки, а именно в этих двух прижимах. Они при просмотре с берега не читаются такими мощными.

Фото 19.
Фото 20.
Порог Толян
Фото 21.

Благодаря спокойному участку перед сливом появляется возможность для точного захода в порог, чем мы и воспользовались, предварительно зачалившись на этом спокойном участке под правым берегом. Все суда прошли под правым берегом чисто бочку (ф. 21), несмотря на косую струю в сливе, но все плохо отработали прижимы: 4-ка зацепила скалы на обоих прижимах, 1-ая 2-ка села кормой на камень после 1-ого прижима под правый берег; 2-ая 2-ка вышла из улова в первом прижиме после нескольких попыток, зацепила кормой тот же камень ниже прижима и обошла камень справа.

Порог Сюрприз

Мы не идентифицировали его на реке, поэтому сошлемся на имеющуюся у нас лоцию реки. «Начинается за правым поворотом. Перед поворотом — сливы с плит, навал на скалу левого берега и резкий поворот направо. Примерно метров через 15 начинается порог. Заканчивается Сюрприз прижимом к правому берегу, за которым следует ещё прижим — к противоположному. Страховка возможна только после прижимов, перед скальным коридором.»

Фото 22. Ниже порога Сюрприз

Прошли без страховки. Просмотр был сделан накануне вечером. Порог с несколькими сливами и несколькими прижимами, заканчивается высоким узким очень красивым скальным коридором со спокойной, но быстро несущей водой. (ф. 22)

После скального коридора, метров через 200 после расширения опять наблюдается сужение русла до 5-6 метров. В сужении горка и обилие валов. Проходится чисто.

Каньон заканчивается 1,5 метровым сливом в конце правого поворота. Его мы и приняли за пор. Сюрприз. Прошли все, включая каяк со страховкой с воды первой четверкой и человеком с правого берега.

Нижний каньон

Ориентир: Появление первых скал под левым берегом, слив под левым берегом перед правым поворотом реки.

Нижний каньон начинается приблизительно в 1 км ниже от места стоянки. Протяжённость — 1 км. Каньон проще, чем Верхний каньон. Характер препятствий — прижимы, сильное течение. Чалка на правый берег и осмотр тоже по правому берегу. Тропа идет далеко от берега и осмотр очень неудобный. Плохо виден каньон, но в нем нет серьезных препятствий. Шли с вещами и сразу. Страховка была с воды.

Фото 23. Выход из нижнего каньона.

После впадения р. Прямой Казыр река начинает сильно мелко петлятьах. ожность заключается не в прохождении слива под правым берегом (мы его бо, делиться на множество проток, многие из которых завалены деревьями, но надо придерживаться основой струи и пройти можно чисто. Мы ни разу не заблудились в протоках и завалы видели только на расстоянии. На ночевку встали на затопляемом острове при весеннем паводке.

Далее (Река Прямой Казыр – Базыбайский порог)