• Очень тщательно планируйте маршрут, особенно, если ваша команда ни разу не ходила в водные походы с продолжительной пешей частью.

• Озаботьтесь запасом батареек для фото и видео. Нам не хватило.

• При заброске машиной от Нижнеудинска в сторону пос. Верхняя Гутара. От пос. Катышный надо дойти до р. Мурхой, собрать там катамараны, сплавиться до р. Гутара. В целом это должно занять 1 день.

• Лучше, проще физически и эмоционально, эффективнее, но дороже заброситься от Нижнеудинска до пос. Верхняя Гутара на самолете. В 2005 году нам это обошлось в 42,500 рублей на 9 человек с вещами.

• Имеет смысл взять лошадей от пос. Верхняя Гутара до Казыра вне зависимости от выбранного вами пешего маршрута. Лошадей совсем не обязательно заказывать заранее. Стоимость в нашем году колебалась от 300 до 500 руб за лощадь в день, при чем оплачивается путь лошадей туда и обратно.

• Никто из нашей команды не делал прививок от энцефалита по причине, что в августе в этом районе нет клещей, и действительно, за все время путешествия мы нашли только одного, когда нас догнала на пешке группа с лошадьми.

• Так же нам повезло с насекомыми: их не было! Мы за весь поход один раз только пользовались накомарниками вечером.

• Погода в августе, обычно, самая благоприятная для сплава. Мы исходили из данных других отчетов и рассказов о походах в это время года в этот район. У нас из 14 дней активного передвижения на маршруте было только пасмурных 2 дня.

• Наша группа первый раз пошла в поход с 500 граммовой раскладкой. Этого оказалось более, чем достаточно. При том, что часть еды мы оставили в начале пешки, после окончания маршрута у нас остались излишки.

• На пешке вдоль р. Иден по карте тропа переходит на левый ор. берег чуть выше впадения р. Сухой Иден. На самом деле тропа продолжается по тому же правому берегу. И брод на левый берег будет уже гораздо выше. Его не пропустите. Тропа упирается в реку.

• Есть смысл посмотреть водопады на р. Гутара и на р. Сухой Иден, потратив на них полдня.

• Если у вас будет желание и 1,5 дня в запасе (лучше запланировать это изначально) и вы пойдете через пер. Федосеева, то имеем смысл «размяться» перед Верхним каньоном на р. М. Кишта по высоко воде. Фото и подробное описание см. выше.

• Очень внимательно относитесь к избам, указанным на карте. По ним не надо делать привязки к местности. Многих из них уже нет, а есть наоборот новые, не указанные на карте.

• Приток Большая Кишта был ОЧЕНЬ плохо заметен даже по нашей большой воде. Внимательно следите за правым берегом, что бы его не пропустить. На уровне, где должен быть приток уже очень хорошо и громко слышен шум пор. «Боец».

• Отличная рыбалка в омуте за пор. Боец, и вообще во всем Каньоне, главное выбрать место, удобное для вытягивания рыбы из воды.

• Отличная стоянка на правом берегу сразу за Верхним Каньоном.

• Нижний каньон мы шли со страховкой с воды, с вещами. Не представляет особой сложности, но очень красивый, как и верхний. Особенно красивый выход из него.

• Имеет смысл задержаться в этих местах, в верховьях, так как дальше на реке нет серьезных препятствий, река не представляет особого интереса для сплава и рыбы меньше.

• Положительный момент в том, что по берегам Казыра нет ни одного населенного пункта на протяжении 250 км (почти всего времени сплава).

• По берегам в среднем и нижнем течении очень много ягод: малина, костяника, брусника. Грибы, в основном, на пешке. На перевале встречается золотой корень. По берегам ручьев на пешке много ревня. Получается очень хороший, вкусный компот.

• Выбрасываться с маршрута есть смысл из пос. Нижняя Тридцатка. Это поселок староверов. Выброска до Абакана от пос. Нижняя Тридцатка при желании и раннем отъезде из нее занимает 1 день.

• Выброска от пос. Черемшанка на рейсовом автобусе до пос. Курагино, далее на электричке до Абакана тоже занимает 1 день. При выброске утренним автобусом из Черемшанки легко успеваете на вечерний московский поезд из Абакана. Автобус ночует на ближней окраине пос. Черемшанка. Можно с вечера договориться с водителем.

• Жители поселка Черемшанка это — «дети солнца» — довольно серьезная религиозная секта. Но народ не опасный, на приезжих не обращают никакого внимания. Мы не опасаясь ночевали прямо на краю деревни.

Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы с маршрута отсутствуют. Первый населенный пункт и дорога появляются в пос. Нижняя Тридцатка. Там мы и планировали закончить маршрут.

Техническое обеспечение группы

Видеокамера – 2 шт. Panasonic D60, NVGS50

Фотоаппарат – 3 шт. Opympus 5060, Olympus C3020 , Canon 300.

Комплект запасных батареек.

Сергей Сухоцкий

Тимофей ИльинЗдравствуйте. Я хожу со школьниками (9 — 11 классы) на воду. Часть группы уже доросла до горной четверки (предыдущий маршрут: Тунтсайоки — Красненькая — Кутсайоки — Тумча по большой воде). Сейчас усиленно ищем маршрут на август. Хочется попасть в Сибирь недели на три и не соседствовать с местным населением и большим количеством туристов. Маршрут ищем 4 к. с. Еще хотелось бы рыбы и прочих даров природы. Мне показался ваш маршрут весьма подходящим. В связи с этим необходим совет. Очень надеюсь на ответы.
1. Можно ли забросится на реку вертолетом без пеших переходов?
2. Если да,то с кем можно связаться (если вы знаете)?
3. Как обстоят дела с паводками?
4. На сколько можно расчитывать на местный транспорт при выброске?
5. На сколько сложна пешка ( в отчете нет эмоций по этому поводу)
Если интересно, у нас есть свой сайт: http://grapewine.ru