|
|
Наиболее четкое образное замечание о Тофаларии привел Б.Э. Петри: «…Высокогорная тундра с характерной полярной флорой и фауной, приютившая на самых вершинах Саян выше линии леса под вечными снегами летние места для кочевья тофов; горная тайга, с черными кедровниками, с угнетенным лесом замшелых деревьев, с каменистыми россыпями и болотистыми долинами горных речек – их зимние и осенние кочевья…».(2) Тофы по способу передвижения — оленеводы, по форме хозяйства — охотники, кочевая жизнь которых была строго регламентирована. Летом с июля по август, тофы жили на стойбищах, затем откочевывали с охотой в родовые охотничьи угодья, где в течение осени и зимы охотились, апрель, май – занимались отелом оленей, и после середины мая откочевывали на летние пастбища, где также охотились, главным образом, на марала. Родовые охотничьи угодья издавна были поделены между родами, а внутри родов – между фамилиями. Они передавались по наследству по мужской линии. Все родственники одной фамилии промышляли вместе. Гипотез и предположений о происхождении тофов, основывающихся на изучении родовых названий, наречий, антропологических и этнографических данных достаточно, однако, ни что так не передаст историю народа как его язык. Первоначальным ядром предков тофов, как считает, В.И. Рассадин, изучивший их язык и наметивший основные этапы его исторического развития, явились кетоязычные роды, воспринявшие язык тюрков. Позднее примкнули самоедоязычные. Тюркский язык у тофов, видимо, сложился до XIII в., возможно, в VI – VIII вв. во времена тюркского каганата при господстве юрков-тукюэ. Затем тофы попали под влияние уйгурского каганата, государства кыргызов, монгольской империи. В XVII в. русские застали тофов данниками западно-бурятских князцов. С XVII в. тофаларский язык испытывает мощное влияние русского языка.(3) Происхождение тофов видимо, так и останется загадкой, но подытожив можно сказать, что «тюркоязычные народы Южной Сибири: алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы и тофалары – составляют коренное население Саяно-Алтайской историко-этнографической области. Эти народы близки по происхождению, культуре и этнической истории, их языки входят в восточно-хунскую ветвь тюркских языков…».(4) Таким образом, тофы являются частью некогда существовавшего большого народа, занимавшего огромную территорию – от верховьев Енисея до Тунки. Один из интересных вопросов, сколько же тофов, их численность. Первые данные о регистрации датируются 1675 годом (340 человек). И, следует отметить, что численность тофов варьировалась между 350 – 500 человек. Тут большинство в недоумении спросят, почему так мало, что у них с рождаемостью не все в порядке или мужчины мало любят своих жен? Нет, думаю, что у них все «чики-пики». Природа и условия жизни – вот главный регулятор их численности. Поскольку тофы по форме хозяйства охотники, то соответственно, природа может прокормить определенное количество людей на данной площади и тофы поддерживали баланс с природой, чувствуя, как их жизнь зависит от неё. Суровые условия жизни также не позволяли иметь большие семьи. Даже в настоящее время на территории Тофаларии проживает около 700 человек, несмотря на то, что и этот уголок коснулась цивилизация. И, тем не менее, данная территория, до тех пор, пока люди здесь живут в основном охотой, обеспечит проживание только небольшого количества людей. Вероятно что с новой волной освоения богатств Сибири, развития туризма здесь будет проживать большее количество людей. Большинство исследователей выделяют пять родов (костей) тофов: Каш, Сарыг-каш, Чогду, Кара-Чогду, и Чептей. Хотя другая часть также отмечает и существование других родовых названий, как Ирге, Тарак, Тулай и Богоше.
Считается, что территория, на которой проживают тофалары, прежде, была более обширной, в её состав входили части земель Красноярского края, Нижнеудинского и Тулунского районов. Сокращение произошло в результате активного наступления вглубь тайги пришлого люда (охотников промысловиков, заимщиков, купцов, золотопромышленников) вынудивших переместиться родовым группам тофов в глубину горно-таежного района, к Джуглымскому и Удинскому хребтам. Это событие отразилось в легенде «Почему тофалары живут в Саянах».
(1) При написании справки пользовались монографией Л.В. Мельниковой. Тофы: Историко-этнографический очерк. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. – 304с. (2) Петри Б.Э. Этнографические исследования среди малых народов в Восточных Саянах. Иркутск, 1927. С.3 (3) Рассадин В. И. Этапы истории тофаларов по языковым данным// Мат. Конференции «Этногенез народов Северной Азии». Новосибирск, 1969. Вып.1. С.224-226 (4) Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск: Наука, 1998. С.6
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||