Нефтепровод на Байкале – позор, или будущее России? Несомненно, это сложный вопрос, но давайте сначала разберемся со сложившейся ситуацией. Для этого нам потребуется взглянуть на нее со стороны.

Представим себе мозаику. Рассматривая ее издалека, мы видим великолепный образ без изъянов. Все линии точны и прекрасны, но стоит только подойти ближе, и вы увидите структуру, увидите все элементы в отдельности. И, возможно, в отношении Байкала, как и в случае с мозаикой, почувствуете таящуюся угрозу, и тогда, отойдя подальше, со стороны, вы уже не будете так наивно наслаждаться этим великолепием.

По предложению Правительства Российской Федерации в 1996 г. озеро Байкал включено в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Уже в момент включения Комитету по Всемирному Наследию было ясно, что экосистеме озера угрожает целый ряд факторов, среди которых выделялась деятельность Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), загрязнение озера коммунально-бытовыми и промышленными стоками, поступающими с водами р. Селенги, сброс загрязненных вод с судов, замусоривание берегов Байкала туристами и т.д. В 2001 г. состоялась первая миссия WHC/IUCN на Байкал. По ее результатам, руководству России были предложены рекомендации по скорейшему решению угрожающих Байкалу проблем. Прохождение нефтепровода по территории участка Всемирного Наследия нарушает требования ратифицированной Россией Конвенции по охране Всемирного Наследия.

Нефтепровод протяженностью свыше 4,2 тыс. километров компания ОАО "АК Транснефть" намерена провести частично по Иркутской области — более 800 км трассы от станции Тайшет и до границы с Бурятией. Далее, по территории республики планируется провести 555 км трассы к северу от озера Байкал по Северобайкальскому и Муйскому районам Бурятии, в экстремально сложных инженерно-геологических условиях: высокая сейсмичность — до 10 баллов, обширные участки вечной мерзлоты, селеопасные участки. Нефтепровод также пройдет по Читинской и Амурской областям, по Хабаровскому и Приморскому краям. Около половины трассы намечено вдоль границы с Китаем.

Проблема Байкала по сути – рядовая для человеческого общества в целом. На Земле множество великолепных творений природы, таких же сказочно прекрасных как Байкал, которые, так или иначе, попали под влияние технического прогресса. Без этого нельзя. Никак нельзя. Без этого экономика стран пришла бы в упадок. Может нам всем стоит вернуться в первобытное время, не мешать природе и жить в пещерах, — скажете вы. Но кто из вас готов на такой шаг? Кто готов отказаться от электричества, горячей воды, одежды, … Согласитесь, сегодня – это невозможно.

Наше государство в последние годы находится в замороженном состоянии. В стране что-то производят, выращивают, добывают, но в целом мы топчемся на одном месте. Сегодня «Мы» минерально-сырьевая база Северного полушария. И строительство очередного нефтепровода подтверждает это. Возможно, так необходимо для начального этапа развития страны, для экономического подъема. Для того момента, когда она еще не встала на ноги. Возможно и так. Согласитесь, это сложное положение.

Иркутский регион, по словам некоторых специалистов, в скором времени ожидает кризис. Сможет ли нефтепровод его предотвратить – сказать трудно, но то, что он повлияет на развитие региона и страны в целом – это, несомненно. Людям нужны рабочие места, деньги, жилье. Хватит топтаться на месте, пора развиваться. Строительство нефтепровода улучшит наши условия жизни, позволит нашему региону и, возможно, даже России “выйти из тени”, но какой ценой.

Природные катастрофы не прогнозируемы. Зачастую их невозможно предсказать, а многие из них нельзя предотвратить. Никакое, даже самое развитое государство, не в силах справиться с такими явлениями как землетрясения, наводнения, ураганы, … В этом мы убедились на примере США, когда богатейшая и сильнейшая страна не смогла совладать даже с одним ураганом. Как и в случае с мозаикой, нефтепровод для Байкала со стороны выглядит относительно безопасно (будут применены новые технологии, постоянный контроль, высококачественное обслуживание), но стоит только подойти поближе, и мы увидим.

Участок нефтепровода, проходящий в непосредственной близости от Байкала (в его водосборном бассейне), сейсмоопасен, более того, поскольку это горная область, он селеопасен, также, в этом районе возможны оползни и обвалы. Согласимся, что сели, мощные землетрясения и катастрофические обвалы происходят не часто, но что будет, если это произойдет, после того как нефтепровод уже запустят. Поскольку он будет построен в водосборном бассейне озера, вода и грязевая масса с нефтью и искореженными трубами все вынесет в Байкал. По всей вероятности, это будет смертельная угроза для биоты озера. Переживет ли такую катастрофу Славное Море или нет, сказать трудно, но то, что мы больше не увидим его таким, какой он был – это точно. Возможно, озеро и очистится само собой через пару сотен, а то и тысяч лет, но мы будем дарить открытки и календари с видами Байкала и тихо умалчивать тот факт, что это мы, наше поколение, погубили голубое око планеты, и какое прекрасное было это место до нас. И я очень сомневаюсь в том, что наши с вами потомки скажут нам за это спасибо.

Вопрос в том, кому нужна процветающая экономика на разоренной Земле? С позиции развития экономики государства я полностью поддерживаю строительство нефтепровода. Он нужен нашему региону, нашей стране. Я люблю свою Родину и хочу ее видеть сильной и здоровой. Но с позиции защиты природы я хочу сказать: «НЕТ нефтепроводу на Байкале!». С одной стороны на чаше весов экономическое развитие региона, но с другой, в опасности Великое сибирское озеро, которое мы можем потерять навсегда. И только от нас с вами зависит его будущее и будущее планеты.

Единственный выход в сложившейся ситуации – это перенесение нефтепровода севернее, за пределы водосборного бассейна озера по маршруту, одобренному ЮНЕСКО и Гринпис. Но это, к сожалению, экономически не выгодно для «Транснефти» и вряд ли они потратит лишние миллионы, когда цель почти достигнута. Но мы должны приложить все усилия, чтобы свести к минимуму опасность для одного из чистейших озер нашей планеты.

Сизов Александр

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Serg

Да, это действительно позор, люди, думая что экономят 10-20 штук баксов, просто теряют миллиарды, ведь байкал бесценен!!!

Вообще-то, тема ДАВНО закрыта, т.к. по указанию Путина нитка нефтепровода перенесена на 400км севернее, очень далеко за пределы водосборного бассейна Байкала