Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Душу переполняет трепетное волнение. Что это? Стартовая лихорадка? Но как бы это не называлось, оно не дает уснуть в последнюю ночь перед выездом. Мы собираемся в путешествие по восточному берегу Байкала. Наконец настали эти волнующие мгновения! Это радостное предвкушение нового! Так было всегда, когда я собиралась в очередной поход.

В прежние времена я занималась альпинизмом и всеми видами активного туризма: горным, лыжным, водным.

В начале 70-х годов было увлечение чисто женскими походами. Это не было вынужденной необходимостью, мужиков хватало. Это был бзик. Хотелось доказать себе (а может, и не только себе), что мы тоже на что-то способны. Авто-мототуризм у меня тогда интереса не вызывал. Но удивляло то, что он тоже включен в единую спортивную классификацию походов. По автотуризму также присваивались спортивные разряды и звания. Казалось, ну какой тут спорт? Сидишь в теплой машине и любуешься природой через окошко. Скорее экскурсия, чем спорт.

Собой мы, естественно, гордились: сплав по рекам через пороги, лыжные маршруты с ночевками в палатках -это вам не какие-то прогулки на колесах.

И вот теперь мы тоже автотуристы. И снова одни тетки (у альпинистов так называются все особы женского пола). Но теперь это не бзик, а вынужденная необходимость. Все намечавшиеся кандидатуры мужского пола не смогли поехать по разным причинам.

Нас четверо: моя подруга — альпинистка Тарасенко Татьяна, дочь альпинистки Ямпольской — Таня, моя дочь Инна и, как пел Юрий Визбор, — "...самый упитанный — я!". Средство передвижения — моя, видавшая виды желтая "копейка".

В июле в качестве разминки прокатились на Малое море и на Осинский залив Братского водохранилища.

Отъезд намечался на первое августа, но непрекращающиеся дожди немного поубавили энтузиазма. Уж очень не хотелось ставить лагерь по мокроте, хотя и не впервой.

Третьего августа забастовала Инна: "Если сегодня не уедем, я пойду пешком! Давайте убежим сегодня от дождя!"

Принято. Грузимся и вечером стартуем.

Дорога до Слюдянки, описанная многими путешественниками, отвратительная. Но на обратном пути она нам покажется автомагистралью.

Перед Утуликом случился пробой заднего колеса. Замена не отняла много времени. Стемнело. Дождь идет непрестанно, убежать пока не удается. Решаем ехать дальше. Перед Выдрино сворачиваем в сторону Теплых озер. Выше по реке Снежной дальше турбазы есть прекрасные поляны под огромными реликтовыми тополями. Там можно заночевать. Но это оказалось неосуществимо. Дорога перегорожена воротами, ворота заперты. Турбаза погружена в сон. Вот и долгожданный капиталистический рай. Неужели хозяева турбазы купили весь хребет Хамар-Дабан? Вряд ли. Но проехать бесплатно мимо турбазы, наверное, нельзя. А заплатить ночью некому.

Вернулись на большую поляну у дороги. Ночь пересидели в машине. С рассветом продолжили бегство. В Бабушкино задержались на шиномонтаже и в кафе, ознакомились с городом.

И вот мы на распутье трех дорог: Посольский Сор, залив Провал, Чивыркуй. Что выбрать? Хотелось бы охватить все. Свернули в Посольское. Местная достопримечательность — только что возрожденный монастырь. Монахи сами реставрируют церковь.

Далее едем на косу, отделяющую Посольский Сор от открытого Байкала. Поразительный контраст. В заливе вода теплая и спокойная, за косой — холодная, волны накатываются на берег. Место совершенно голое, а нам нужны дрова, костер, горячий обед. Едем дальше, вдоль Байкала. Берега сплошь заросшие высокой травой, к воде не подойти.

Приглянулся уютный сосновый лесок, вокруг голубика. Вот тут мы и пообедаем.

Сытые, довольные, но достаточно мокрые, осознаем, что бегство еще не окончено. Выбираем Чивыркуй. Теперь наша ближайшая цель — поселок Татаурово, паром через реку Селенгу. На каких-то 2-3 минуты опоздали. Паром отчалил прямо перед нами. Следующий — через 2 часа. Коротаем время под проливным дождем, благо гитара с нами. Пришлась под настроение шуточная песенка: "Я сижу, сушу носки Над кастрюлькой супа..."

Подъезжают другие машины. Есть еще оптимисты, верящие в яркое солнце.

На правом берегу Селенги — неважные грунтовые дороги. В Турунтаево выезжаем на шоссе Улан-УдэУсть-Баргузин. Дорога здесь участками асфальтирована. Местами — жуткая стиральная доска, а кое-где — беспорядочное сочетание ям и бугров. Скорость сильно падает, но надеемся засветло достичь Байкала.

Вот он, долгожданный поселок Гремячинск. После него дорога идет вдоль берега. Выбираем красивейшее место. Как выяснилось позже, оно называется мыс Шаманский. И в это время кончился дождь. Уез! Мы сделали это! Заходящее солнце окрасило все багряным светом. Тут будет лагерь заложен!

Следующий день — воскресенье, День Железнодорожника. Это мой праздник. Решили ознаменовать его рыбалкой. Рыбаки мы, прямо сказать, никудышные. Но наслушавшись как наши друзья рыбачат на Байкале, решили не отставать. Взяли лодку, небольшую сеть. А лодка у нас — классная! Аж 150 кг грузоподъемности. Если стоять на коленках спиной друг к другу, можно запросто поместиться вдвоем. Байдарочное весло позволяет грести из любого положения и с неплохой скоростью.

Вечером — праздничный ужин с винопитием и песнопением. Пьяницы мы, как и рыбаки, тоже никудышные. Отведав по несколько глотков вина в мою честь, убираем почти полную бутылку до лучших времен.

А времена настали быстро. К берегу подошла моторка. Два рыбака из Гремячинска приехали к нам на песни: "На воде далеко слышно". Приглашаем их к костру, ставим на огонь котелок с чаем. Состоялся интересный разговор:

- А где ваши рыбаки?

- Да вроде все здесь.

- Жаль. С мужиками было бы разговаривать проще.

- Почему?

- Мы могли бы вместе посидеть, что-нибудь выпить.

- Нет проблем, садитесь к столу.

Под песни тара постепенно опорожняется за наше здоровье. Гости делают ответное угощение — почти ведро отборного омуля, прощаются.

Утром долго не можем найти свою сеть. Она оказалась в другом месте. Теперь ясен смысл разговора. Наверно гости хотели вернуть сеть за бутылку "нашим рыбакам", но почему-то передумали. В сеть попались хариус и две сороги. Для нас это большой улов.

В понедельник отправляемся дальше. Перед поселком Турка внимание привлекают красивые песчаные пляжи. Невысокая терраса покрыта густым хвойным лесом с брусничным и багульниковым подлеском. Живописные излучины. Твердо решаем задержаться здесь на обратном пути. В поселке Турка есть магазины, АЗС, небольшая автомастерская.

Ненадолго останавливаемся в Горячинске. Курорт оправдывает свое название. Вода в ручейке очень горячая. Можно только макать руки и ноги. Достопримечательность местного пляжа — ходульные деревья.

В журнале "Весь автомобильный Иркутск" есть подробное описание маршрута. Согласно ему после Горячинска дорога уходит далеко от берега, но периодически попадаются отвороты к воде. По одному из таких отворотов мы свернули просто из любопытства. Около 500 м по вязкой песчаной дороге проскочили на скорости и остановились перед полевым лагерем таких же автопутешественников. Женщина сидела в шезлонге, всем своим видом выражая неудовольствие от нашего появления. Стояла машина "Волга". У костра хлопотал мужчина.

Я прошла мимо их лагеря к обрыву, чтобы поглядеть на Байкал. Мужчина подошел ко мне обменяться дежурными приветствиями и вопросами. И тут я увидела, что он, мягко говоря, не одет. Наверное, я без комплексов, я на это никак не отреагировала. Чего не скажешь об остальных. Оборачиваюсь. Все держатся за машину в разных местах, смех плавно переходит в истерику. У Татьяны текут слезы. Хорошо, не описались от восторга. Ясно, что пора уезжать. Но не тут-то было. Машина и не думает трогаться с места, все глубже зарываясь в песок. В ход идут лопата, ветки, куски коры, но все бесполезно. Тогда я достаточно громко и радостно сообщаю: "Мы не сможем выехать, придется ставить лагерь здесь!" Боковым зрением вижу шевеление в лагере противника. Мужчина что-то надевает на себя, подходит и берет в свои руки руководство спасательными работами. От выталкивает нас на небольшой твердый пятачок, с которого мы и стартуем. Вслед доносится: "Не выезжайте из колеи, не теряйте скорость..."

Проскочили. Приключение настолько всех развеселило, что еще долго не могли успокоиться. Пришли к заключению, что найден очень хороший способ отшивать непрошенных соседей, хотя нам он вряд ли подойдет.

Отрезок маршрута по полуострову Святой Нос.

В Усть-Баргузине кое-кто надумал позвонить домой. Это задержало нас надолго, так как домочадцы отозвались лишь поздно вечером. Мы опоздали на последний паром через реку Баргузин. До Байкала 2- 3 км по лесной дороге, здесь ночуем. Хорошее место. Опять хвойный лес, широкий песчаный пляж.

Утро. Река Баргузин неширокая. Паром оборачивается за 20 минут. Машин очень много, но помещаемся на первый паром. Машины в основном с бурятскими номерами.

На правом берегу дорога раздваивается. Большинство уходит вправо, в Баргузинскую долину. Мы и еще несколько машин — влево, в национальный парк. Стоимость въезда небольшая: автомобиль — 20 рублей, взрослые пассажиры — 10 рублей в сутки.

Дорога проходит через лесной массив, который постепенно редеет, и выводит к Баргузинскому заливу. Берег в этом месте голый. Растительность — кедровый стланик. Здесь пустынно, люди не останавливаются. Хорошее место для нудистского пляжа. Вода теплая. Вдоволь покупались, позагорали на песке.

Чуть дальше появляются пышные кедрачи и прекрасно оборудованные стоянки. Не можем проехать мимо, останавливаемся на обед. Вдоль дороги постоянно курсируют рыбаки на тракторе с прицепом. Здесь самый дешевый омуль — 10 рублей за килограмм. Значит на обед снова жареная рыба.

Пока мы с Татьяной хлопочем у костра, Инна с Таней буйно радуются жизни. Они катаются по песку, бегают по воде, прыгают через волны. Вдоволь порезвившись, переключаются на добычу кедровых шишек.

Следующий этап — перешеек между Баргузинским и Чивыркуйским заливами. Практичная Татьяна предложила здесь заняться сбором дров. На обжитых туристами местах дров обычно нет, поэтому идея одобрена. Нагрузили полную крышу. Здесь же провели военный совет, куда ехать. На карте показаны две дороги к Чивыркую: левая — в Курбулик и правая — на восточную часть залива. Все выбирают вправо.

Но фактически все получилось по другому. Выбранная дорога пошла скорее прямо, чем вправо и очень скоро вышла к Байкалу. Полоса берега метров 500 почти сплошь заставлена палатками и машинами. Втиснуться почти некуда. Дров поблизости нет. Разведка установила, что отворот вправо был, но там дорога не для "Жигулей". Здесь на берегу небольшой поселочек в 2-3 дома и от него отходит еще одна дорога на Курбулик. Поскольку место нам не нравится, решаем разведать Курбулик. Дорога тяжелая. Мес-тами она представляет собой беспорядочное нагромождение валунов, слегка присыпанных грунтом, местами — заболоченная колея с менее заболоченными объездами. Крутой спуск по распадку приводит в Курбулик. Поселок располагается в устьях двух распадков. Соседний распадок положе и дорога по нему — лучше.

Практически вся береговая полоса от прижима до прижима занята строениями. Для стоянки нам остается небольшая песчаная полосочка длиной метров 50, шириной 5 метров. Выбирать не из чего. Но как мы потом выберемся из песка? Порешили, что безвыходных ситуаций не бывает и, разогнавшись, влетаем на облюбованный пляж.

Вряд ли можно описать словами это дивное место. Над песчаным пляжем круто поднимается обнаженный склон, свисают ветки деревьев. Пляж заканчивается скальным утесом. Залив окружен горами. Вода спокойная, теплая. Ночь просидели на берегу.

И все-таки соседство большого поселка портит впечатление. Нужно поискать другое место и попутно проверить, так ли плоха дорога на восточный берег залива. Выезжаем перед обедом. Предварительно выложили себе дорогу из камней и досок, что позволило проскочить половину пляжа. Увязли. При раскопках обнаружилось, что на глубине 20 см песок сырой и твердый. Расчистили дорогу до твердого слоя и выбрались.

Из поселка выводит хорошая дорога с затяжным подъемом. Двигатель что-то не тянет, троит. Примитивная диагностика выявляет сгоревшую свечу, но как трудно ее выкрутить. Ведь закручивали ее мужики. С новой свечой подъемы проходятся резво.

Нашли отворот вправо. Неудивительно, что вчера его не заметили. Лесная дорога без отсыпки, где двум машинам не разъехаться. Через 1,5- 2 км убедились, что эта дорога имени ГАЗ-66. Видно, не судьба. Что ж, на Баргузинском заливе тоже здорово. Займем один из уютных биваков.

Но именно в это время (обеденное) все хорошие стоянки оказались занятыми. Подождем на нудистском пляже, пока кто-нибудь уедет.

Вечером собрались на поиск стоянки, а тут новая беда — не идет зарядка на аккумулятор. Поменяли реле — безрезультатно. Пошевелили, уплотнили контакты — все также. Татьяна остановила крутейший джип. Его водитель искал неисправность почти как в анекдоте, правда колеса забыл попинать. Пожал плечами, уехал.

Решили поискать знатоков среди отдыхающих на берегу. И в который раз — на грабли! Опять залезли в песок. Но не успели развернуть спас.работы — останавливается УАЗ-буханка, выбегают несколько мужиков, чуть ли не на руках выносят машину на дорогу и так же быстро исчезают. Мы даже не успели выразить, как хорошо мы о них думаем. Вот это мужики!

На берегу довольно много народу, но помочь нашему горю никто не смог. Дали совет поторопиться в Усть-Баргузин, пока ходит паром. Поторопились.

Единственный сервис в поселке был уже закрыт. Язык, который обычно доводит до Киева, привел нас к мастеру Саше. Ремонт заключался в чистке контактов на релюшках. Эх, если б знать! Обратно ехать уже не хочется, значит — в Турку. Засветло туда нам уже не успеть, но место легко узнаваемо, дорога твердая.

Прибыли в 00:30.

Весь следующий день посвящаем отдыху и мелкому ремонту. И вот уже опять надоело сидеть на одном месте. А у нас еще не вся программа исчерпана. После обеда, 10 августа уезжаем.

На АЗС в Турунтаево потеряли 40 минут по техническим причинам и эта задержка лишила нас шанса успеть на паром через Селенгу.

Значит, едем в Улан-Удэ. И вовремя. Бедная моя терпеливая "копейка"! Столько дней тряски по бездорожью все-таки доконали ее. За 50 км от Улан-Удэ мы почуяли запах изоляции. При внешнем осмотре выяснили, что не работают фары и дворники. Уже минут 10 идет дождь и скоро стемнеет.

Татьяна просто беда и выручка. Как только возникают сложности, она как Александр Матросов — на амбразуру. Вот и теперь, пока пытаюсь найти источник проблемы, она остановила машину.

Водитель сразу обнаружил выпавшую клемму из зажигания и установил ее на место. Теперь фары работают, а дворники — нет. Придется задерживаться для ремонта в Улан-Удэ.

Пока дождь не сильный, ехать можно. Запаха гари больше нет, то, что хотело сгореть — уже сгорело.

В город въезжаем в сумерках. Встает проблема ночевки. По карману ли нам гостиница, если мы не знаем, во что обойдется ремонт? Но зато у нас есть Татьяна. Она уже узнала у жителей прилегающих к дороге дач, к кому обратиться. Будущие ламы пускают нас в немного недостроенный дом. Строительство домиков — их трудовая повинность. Они же осуществляют охрану. Теперь, на предстоящую ночь, охрану доверили нам. Девчонки решили спать в машине. А нам с Татьяной — вольготно, сухо, тепло.

Утром находим ближайший сервис около авторынка, но электрикой сервис не занимается. Из разговора также выясняется, что другие сервисы сегодня тоже не работают, так как сегодня — суббота. Мы были очень расстроены, поэтому мастера решили нам помочь методом научного тыка. Они долго колдовали над выключателем стеклоочистителей, и вот дворники заработали. Но теперь выключатель работает наоборот — на "откл" — включает. Тоже лучше, чем ничего. Едем смотреть город. Пошел сильный дождь и тут выяснилось, что дворники не отключаются! Правда, они останавливаются, когда глушишь двигатель. Веселенькая перспектива! Даже не знаем, смеяться нам или плакать. На одной из центральных улиц заметили указатель "Автосервис". Заедем на всякий случай, чем черт не шутит? Работает сервис, электрик есть! Через 10 минут все было как надо. Мастер, что говорить.

Теперь у нас по плану посещение друзей. В Татаурово гостит у мамы альпинистка Люба Белоусова. Сегодня суббота, банный день. Вечер у самовара, воспоминания, песни.

Следующее посещение — турлагерь на Байкале в районе Посольского Сора. Там работают инструкторами по туризму наши друзья. Вот только нужно найти этот лагерь. Берег дальше Посольского мы обследовали по пути туда, там лагеря нет. Остается обследовать Байкальский Прибой. Турлагерь "Жарки" оказался здесь. Вот теперь вся программа реализована. Вечером около костра, утром — купание в заливе. Только вода в Посольском Соре какая-то коричневая. После Чивыркуя как-то не впечатляет.

Неожиданно поступает предложение продолжить отдых на Окуневых озерах. Это прекрасное место в предгорьях Хамар-Дабана недалеко от Выдрино. Вода в озере кристально чистая и очень теплая. Вокруг отроги гор. И это же совсем недалеко. Поехали!

Ущелье Малого Мамая проскочили. Почти везде отсутствуют указатели с названиями рек. Но 2-3 км для автомобиля — семечки.

С прошлого года здесь все очень сильно изменилось. Наводнением сильно размыло дорогу, местами натащило больших камней. Едем осторожно. Ясно, что до самого озера не проехать. Доедем до поляны, где всегда лагерем стоят косари, оттуда 15 минут хода. До поляны не доехали 100 метров. По вязкому мокрому грунту задние колеса сползают в колею и машина садится на мост. Подходит хозяин покоса Алексей: "Я вас, вроде бы знаю". Еще бы не знать. Кто же в прошлом году покос примял?

Теперь нас принимают как старых друзей. Машину вытащили, показали новый объезд. Пригласили располагаться рядом.

Быстро пролетели 2 дня. Снова начались затяжные дожди. Вечером 14 августа решили отбыть.

Аккуратно прошли трудные участки, уже поехали посмелее, дорога стала лучше, но.. Что-то произошло? Откуда взялся камень? Что скрежещет под машиной? Что вытекает мощной струей из коробки передач... Меня охватывает состояние панического ужаса. Что можно сделать в лесу с пробитой коробкой?

Обследование показало, что течет тормозная жидкость чуть дальше коробки. Смешно сказать, но от сердца отлегло, стало веселее.

Тетки сбегали на поляну, привели Алексея. Выход следующий: ночуем в лагере у хозяев. Утром едем с Алексеем в Выдрино, где он всех знает. Есть 2 сервиса.

До Выдрино 15 километров. Крутых подъемов и спусков нет.

В обоих сервисах нам отказали по причине сильной занятости. Тогда Алексей нашел новый вариант: "Едем в зону, там все могут". Нам выписали пропуск в гараж пожарной части колонии.

Оказалась оборвана тормозная трубка. Часть ее намоталась на кардан. Заменить трубку оказалось не на что, так как в Выдрино нет магазина запчастей. Выход из положения все-таки нашли: заглушили магистраль и прокачали передние тормоза. Вполне можно доехать до Иркутска. Расчет чаем и табаком, как договаривались. Большое спасибо находчивым ЗэКам.

Вечером снова стартуем с сенокосной поляны. На сей раз без приключений добираемся до шоссе.

Проехали Выдрино. В это время кончился дождь. Народ оживился:"А может заехать на Снежную, сходить на Пик Тальцинский?". Не стоит больше испытывать судьбу. Тоскливо глядя на горы, проезжаем Мурино, Байкальск, Слюдянку. Все еще переполнены впечатлениями.

А кто-то уже предлагает следующим летом махнуть в Северобайкальск. А что? Запросто!

Ведь "копейка"- самая лучшая машина.


Лариса Добровольская


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную