Леонид Фишкис, Рита Красносельская

Нитка маршрута:

Москва — Иркутск —

Аршан — р. Кынгарга — пер. Аршанский — Федюшкина речка — Аршан — Кырен —

Ниловка — Сухая речка — р. Хубуты — р. Эхе-Гер — пер. Шумакский — р. Шумак — Шумакские минеральные источники — Ниловка

Слюдянка — Утулик — Ореховая падь — Слюдянка — пл. 102 км. КБЖД — порт Байкал — мыс Рогатка — пристань Листвянка — Иркутск — Москва

Для путешественников с детьми:

Обратите внимание!

Район не рекомендуется для туристят без опыта походов. Возможны затяжные периоды непогоды. Снаряжение должно быть рассчитано на ливень в течении всего дня (ночи). Уровень рек может значительно меняться в зависимости от выпавших осадков. На Шумакском перевале возможен снег. Тропы были везде на нашем маршруте, но местами достаточно сложные, а иногда и опасные. Каньон реки Кынгарга, спуск и подъём по определяющим сторонам перевалов Аршанский (северная) и Шумакский (восточная) требуют аккуратности и внимания. Естественно необходима осторожность при бродах рек. Мостики (брёвна) через Кынгаргу не должны создавать иллюзию безопасности – иногда лучше перебродить или повесить дополнительную страховку, чем свалиться в горную реку, поскользнувшись на брёвнах или сломав шаткие перила. В лесной зоне присутствуют клещи, поэтому рекомендуется осматривать себя и детей после каждого перехода (на нашем маршруте самым «клещеопасным» был участок от Аршана до границы леса под перевалом Аршанский). Оперативную обстановку по району можно узнать у спасателей в Слюдянке или инструкторов в «Приюте альпиниста» в Аршане. Бурятское отделение ПСО находится в пос. Кырен.

При подготовке использовались материалы:

1) nature.baikal.ru

2) a-lapin.narod.ru (описание похода по Хамар-Дабану и КБЖД)

3) www.angara.net

4) info.irk.ru/kbrr/index2.htm (сайт КБЖД)

Исходная версия отчёта и полный набор фотографий размещены на сайте www.turchild.ru.