Маршрут: р. Барун-Хандагай — пер. Тункинский — р. Утутэрэ — пер. Мойготский — р. Мойготы — пер. W — р. Правая Билюта — пер. Байконур — р. Левая Билюта — пер. Лавинный Ложный — р. Перевальная — Шумакские источники — пер. Шумакский — п. Ниловка.

Три – это три товарища: Рензин Евгений – Генерал (Иркутск); Рассадин Костя – Петрович (Иркутск); Старостин Тимур – просто Тимур (Соликамск, Пермского края). Ну а шесть – это количество перевалов, которые мы прошли по пути от реки Барун-Хандагай до поселка Нилова Пустынь. Об этом и будет мой рассказ.

Еще осенью 2005 года, по возвращению из увлекательного похода по Саянам, я начал подготовку к новому путешествию. Я рассматривал карту, водил по ней пальцем и смотрел, как бы поинтереснее составить маршрут. Хотелось пройти побольше новых перевалов и при этом не спускаться в зону леса. Ну, а так как специалист я в этой области не очень большой, то и перевалы не должны быть чересчур сложными. Достаточно сказать, что в моем активе всего два перевала 1Б, да и то один из них – перевал Иванникова, – получил такую высокую оценку скорее за внушительный вид со стороны, чем за реальную сложность. Тут мне на помощь уже в который раз пришел сайт Вячеслава Петухина nature.baikal.ru. Я просмотрел информацию чуть не по всем перевалам 1А – 1Б категорий, перечитал все рассказы о походах в этом районе и наконец ниточка начала проглядывать на карте. Выглядела она так: вначале мы идем вверх по р. Барун-Хандагай, затем переваливаем на р. Угутэрэ по одноименному перевалу или перевалу Тункинскому. Так как оба они категории 1Б и возможность их прохождения до конца не ясна, то в качестве альтернативы можно выскочить на р. Билюты через п. БЕПКАН (1А). После р. Угутэрэ проходим перевал Мойготский (1А), затем перевал W (1А) и выходим к р. Билюты. Потом поднимаемся вверх по реке до перевала Байконур (1А) и как-нибудь переваливаем в сторону Шумака. На Шумаке, естественно, дневка и уже по хоженой мною тропе через перевал Шумакский (1А) до Ниловой Пустыни.

Уже к началу лета стал определяться примерный состав вояжеров. Их количество разрослось аж до шести человек. Причем двое из потенциальных участников были абсолютными «чайниками» и я уже раздумывал, как бы облегчить задачу, но ближе к намечаемому сроку нас осталось всего трое. И, самое главное, все мы уже бывали в горах и примерно представляли, на что идем.

Срок был назначен на 22 июля 2006 г. В этот день Тимур прилетел утренним рейсом из Екатеринбурга и уже в 12.00 мы выехали навстречу новым впечатлениям, свежему воздуху и великолепным видам.

22.07.06 Заезд

С заброской нам помог мой хороший друг – Жигунов Андрей. Мы загрузили свои кули в верного российского проходимца – «Ниву», и двинули в путь. Погода стояла пасмурная, а время от времени и вовсе начинал накрапывать дождик.

Прежде чем выйти на маршрут, заехали в п. Аршан подкрепиться позами. Вместо вкусного национального блюда мы получили едва разогретые свертки с мясом. Из-за отсутствия времени и желания учинять разборки пришлось удовлетвориться этим убожеством – подкрепиться-то надо.

Покончив с трапезой, двинули в путь. За Тагархаем кончился асфальт и «Нива» начала грести раскисшую грунтовку. Если бы за рулем оказался я, то мы наверняка куда-нибудь бы врюхались. Но в руках умельцев эта машина способна на многое. Километры коричневой жижи, броды и канавы проплывают между колес. Ну вот наконец и приехали! Машина забралась на последний пригорок, а отсюда до начала тропы уж совсем близко.

Мы прощаемся и отправляемся в путь. Дождик уже едва моросит, а вот комаров на свежее городское мясо слетелось предостаточно. «Москитолу» с таким напором не справиться, и мы стараемся шагать побыстрей, чтоб хоть как-то спастись от этих бестий. Только где же тропа? Протопав минут двадцать, упираемся в загородку. О, Господи! Мы проскочили отворот. Приходится возвращаться назад. Ну вот наконец-то и вышли к заветной стежке и минут через сорок подходим к поляне, на берегу Барун-Хандагая.

Река Барун-Хандагай

От прошедших дождей реку не узнать. В прошлом году ее можно было перескочить по камням практически в любом месте, а теперь это бурный ревущий поток, перейти который просто нереально. Но по этому поводу волноваться не стоит. Чуть выше по реке есть здоровенное бревно – этакий мост без перил. Лежит оно высоко над водой и вероятность того, что его унесло, ничтожно мала.

На поляне уже стоит палатка. Подхожу поздороваться. Оказалось, что это группа любителей из Набережных Челнов. Бедолаги шли сюда из Аршана пешком под этим противным дождем. Хотели они попасть на Зун-Хандагай, однако проскочили. Хорошо хоть узнали об этом от меня, когда еще было не поздно.

После ужина и непродолжительных посиделок – отбой. Завтра нам предстоит дойти до верховий Баруна и будет неплохо, если все хорошо выспятся и отдохнут.

23.07.06 Вверх по Барун-Хандагаю

Утро порадовало хорошей погодой. С неба ярко светит солнышко, высушивая последствия вчерашнего дождя.

Поднялись, как это обычно со мной бывает, не слишком рано. Челнинцы уже упаковались и, попрощавшись с нами, двинули в сторону Зуна. Ближе к двенадцати и мы отправились в путь.

Переправа через р. Барун-Хандагай

А вот и переправа. Вода за ночь хоть немного и спала, но без этого бревна все равно не обойтись. По-хорошему, переправляться надо верхом, или хотя бы с длинным шестом. Но с рюкзаком за спиной лезть по бревну верхом не хочется, а шеста нет. Перила натягивать тоже неохота. Одним словом, я, дабы вселить в своих друзей уверенность, первым потихоньку начинаю переходить реку, нарушая все правила техники безопасности. Трюк удался. Вытаскиваю фотоаппарат и даю отмашку Тимуру. Очень медленно и аккуратно он проходит полтора метра и, теряя равновесие, удачно грохается на бревно верхом. Я чуть не поседел, глядя на эту картину. А вот Костю, видимо, не очень впечатлило. Он довольно уверенно и быстро присоединяется к нам.

После таких волнений, конечно, нужно покурить. Мое маленькое войско с нетерпением ждет окончания процедуры. Ну вот, можно двигаться дальше. Тропа хоть и хорошо натоптана, но в прошлый раз сумела от меня ускользнуть. Теперь я более внимателен и на всех развилках выбираю ту дорожку, что забирается повыше. Каждые полчаса останавливаемся на небольшой перекур. Наконец подошло время перекусить. Пол-литра смеси орехов и изюма исчезают в наших утробах с невероятной скоростью. Только вот идти дальше совсем неохота. Решаем полчасика отдохнуть. После такого расслабона передвигаться и вовсе невмоготу. Ну когда же будет зимушка?

Наконец дотащились. Вот он, маленький сруб всего в четыре венца. Забраться в него можно только ползком. Делать это, правда, не стоит, – больно уж здесь грязно, да и крыша дырявая. Мне же это сооружение служило ориентиром. В прошлый свой поход где-то в этом районе я сделал фото правого борта долины, и на вид тут вроде можно было перевалить на р. Угутэрэ. Не очень я на это рассчитываю, но все же…

На поверку оказалось, что здесь от основного хребта отходит отрожек, образуя небольшой распадок. Может даже правильней сказать большой кулуар или цирк? Здесь можно пройти, если нужно подняться к известной вершине под названием Купол. У нас таких целей нет, а значит, пора двигаться дальше. До щитового домика еще около часа хода.

Почему-то я думал, что его видно издалека, но в этот раз он открылся нам, когда идти оставалось не больше трех сотен метров. Какой же это праздник, в конце тяжелого перехода увидеть финиш. Последние метры я едва не бежал.

Вид на перевал Тункинский от щитового домика

Расположен домик очень удачно. Если вы идете на перевал Динозавр, так вот он – в каких-то пятистах метрах после небольшой моренки начинается перевальный взлет. Если на перевал БЕПКАН, то в том же направлении, но идти придется подальше. Ну а нам завтра на перевал Тункинский. Это налево (п/х) и тоже совсем близко.

Сам домик пребывает не в лучшем состоянии. Когда-то он состоял из трех слоев. Фанера, затем толстый слой пенопласта, а сверху рубероид. Сейчас остался только внутренний слой фанеры и протекающая крыша. Все остальное, вероятно, спалили – до леса-то отсюда чуть не час ходу! Вокруг разбросаны остатки былого великолепия. Вот вам большая газовая плита, вот и пятидесятилитровый пропановый баллон, разные тазики, ведерки – вся поляна вокруг усеяна таким хламом. Остается удивляться отсутствию горы консервных банок. Да и в домике довольно чисто. К тому же есть лежанка на четыре человека. В общем, мы решили не ставить палатку, а заночевать тут.

24.07.06 Перевал Тункинский (1Б)

Перед выходом от щитового домика

Ночевка выдалась холодной. Огромные щели по низу не дают воздуху согреться. Может, зимой, когда наметает снегу, здесь и становится теплей, а летом все же лучше спать в палатке. Да и на фанере пожестче, чем на земле. Ну да ночь не вечная и, позавтракав, мы направляемся к перевалу.

Мы пойдем по центральному кулуару

Полагая, что пойдем мы каким-то новым путем, фотографию и описание перевала я не взял. Что ж, будем определяться сами. Для начала мы обошли озерцо (слева п/х) и поднялись на небольшую морену. Отсюда уже можно осмотреться. Перед нами три кулуара. Все они просматриваются не до самого верха. Наши с Костей мнения разделились. Он предлагает идти по правому, я – по центральному, ну а Тимур, как менее опытный, готов принять то решение, которое выработаем мы. Итак, взвесим аргументы.

Тот кулуар, что справа, виден почти весь. Совершенно очевидно, что наверху нас ждет лазанье. Тот, что слева, выглядит еще более сурово. Ну а центральный очень плохо просматривается. Примерно после двух третей подъема он сворачивает вправо и дальнейший путь загорожен скалами. Зато с этого места несложно пересекаются контрфорсы и можно попасть хоть в правый, хоть в левый кулуар. Отчасти благодаря моему дару убеждения, отчасти из-за генеральского давления мы таки выбираем направлением центр.

Желоб

Кулуар довольно широк и наша небольшая команда может двигаться одновременно, не боясь засыпать друг друга камнями. Уклон вероятно не превышает тридцати градусов, средней величины сыпуха малоподвижна. Минут через тридцать мы достигли поворота и уперлись в скалы. Очень легкие скалы. Слева почти до самого верха уходит небольшая расщелина – тут могут пролезть только профи, но зато справа разрушенный желоб с наклоном под шестьдесят градусов и высотой метров пятнадцать – залезет и ребенок. Самое главное, выглядит все довольно надежно – не посыплется.

В качестве передового отряда отправляю наверх Костю, затем лезет Тимур, последним залажу сам. Отсюда уже совсем немножко. Только вот камушки летают. Пропускаем вперед Костю. Говорю Тимуру, чтоб ждал под защитой небольшой стенки и сам иду наверх. В каких-то двух шагах от цели из-под моей руки срываются вниз два огромных валуна, каждый размером с добрый чемодан.

– Камень! – не очень громко говорю я.

Он залез! (Тимур)

Поворачиваю голову к Тимуру. Слава Богу, он стоит где велено и булдыганы пролетают мимо, лишь будоража наше воображение. Еще через пару минут он присоединяется к нам. Лица переполнены восторгом. Есть от чего!

Пики Дипломник и Мойгота

Со стороны Баруна мало что видать, зато с другой аж два пика с именами – Дипломник и Мойгота. А внизу видна пара озер. Хоть и конец июля, а на них по-прежнему не полностью растаял лед. В общем – красотища!

Сам перевальный гребень довольно острый. В случае необходимости есть место под обустройство сидячей ночевки на три-четыре человека. Палатку ставить негде. Отыскали тур. В консервной банке лежит записка завернутая в полиэтилен: «В этом месте спуск в сторону Баруна», – и все. Ни названия перевала, ни состава группы. А что же, в сторону Угутэрэ спуска нет? Да нет. Вроде есть.

Спуск с Тункинского перевала

Поклевали перекус, я выкурил ритуальную сигарету, и вниз. Почти сразу уперлись в скальный сброс. В принципе можно было предпринять небольшой траверс налево и спуститься там. Или пустить первого без рюкзака – лазанье несложное. Вот только лезть-то надо вниз – то есть не очень приятно. Мы выбрали самый простой и надежный способ. Повесили петлю и по сдвоенной веревке дюльфернули на восьмерке. Благо сброс был не больше пятнадцати метров и совсем не сыпался.

Дальше вниз уходит некрутая осыпь. Сначала мелкая, а потом все крупнее и крупнее. На спуске Костя чуть не обвалил на себя здоровенный камень, но все обошлось. Только поцарапался слегка.

Как только мы достигли подножия, начался дождь. А впереди обход озера. Справа крутая осыпь – явно живая. А слева вплотную к берегу спускается морена, сложенная валунами с микроавтобус размером. Тут нам и предстоит «идти». Камни покрыты лишайником и под дождем мгновенно стали страшно скользкими. Небольшое озерцо мы обходили не меньше часа. Промокли, задубели, но наконец обошли. За озером нас ждала уже несложная моренка и ручей, вытекающий из правого цирка. Перескочили его по камням и быстренько поставили палатку.

Горячий чай, который мы вскипятили на газовой горелке прямо в палатке, не дал замерзнуть. Теперь можно поиграть в карты. Да и есть на что! Сначала фортуна «улыбнулась» Тимуру – он идет под дождем получше натягивать тент палатки. Затем «подфартило» Петровичу – за водой для новой порции чая. А тут и дождик кончился. Я же в этот день так ни разу и не проиграл.

Мы вывалились из палатки и принялись раскладывать вещички для просушки. В пределах видимости перевал Мойготский. Туда мы пойдем завтра.

25.07.06 Перевал Мойготский (1А)

Вставать пораньше нам не пришлось. Дождик барабанил по пологу палатки, извещая о нелетной погоде. Вылезли из спальников только когда стало невмоготу сдерживать жидкость, накопившуюся в организме. Вчерашний ручей превратился в бурный поток. Еще немного и наш лужок затопило бы. Не то, что мы такие фраера, и поставили палатку не подумавши, просто другого места нет.

Завтракать стали уже после двенадцати. Дождик кончился, но видимость по-прежнему не превышает пятидесяти метров. Уж и в карты обыгрались, и чаю обпились, и даже палатка успела просохнуть, а видимости так и нет. Около пяти вечера я не выдержал скучающих взглядов своих товарищей и предложил авантюру:

– А что, может рванем вслепую? Перевал-то 1А!

Разве что криков «ура» я не услышал в ответ. Быстренько свернулись и пошли.

Перевал Ангарский

Перевал имеет две седловины, а глядя на фото, можно предположить, что пройти легко на любом участке гребня протяженностью с километр. Снизу при плохой видимости угадать начало подъема невозможно – ведь он идет по склону, а не в кулуаре.

Минут десять мы шли от нашей полянки вглубь цирка, а затем поползли на воображаемый перевал. Тут не очень круто, осыпь средняя, малоподвижная, только какая-то нескончаемая. Мы перекурили аж два раза пока сквозь туман не проглянул гребень. Только радости это не очень прибавило. Мы вылезли к скалам высотой под пятьдесят метров. Будь они сухими, мы может и сунулись бы полазить, но по мокрым как-то не с руки. Решили траверсировать склон на северо-запад. Пересекли кулуар, проскочили над скальными сбросами и тут туман наконец рассеялся. Стало понятно, что внизу мы не дошли чуть не километр до реального взлета, но не спускаться же теперь? Еще немного, еще чуть-чуть… и вот уже седло.

До «классического» варианта прохождения перевала мы немного не дошли, так что тур даже искать не стали. На пике Мойгота повисло облако, немного портя открывшийся вид, но пониже все чисто. Отлично просматривается перевал Ангарский (1Б). Кстати сказать, с этой стороны он совсем простой. А вот перевалы Мираж и Мойгота хоть и прячутся в облаках, но точно посложней.

Вид с перевала Мойготского на перевал Тункинский

– Знаешь, Петрович, что мне здесь больше всего нравится? … Из всего из вот этого – уточняет Тимур, описывая рукой окружность.

– Что?

– Сияющая рожа нашего Генерала!

– А как же не сиять, если тут такая красотища?

Перевал Мойготский со стороны р. Мойгота

Налюбовавшись вдоволь, стали спускаться. Уже внизу какая-то пичуга принялась летать чуть не у наших ног, вероятно, уводя от гнезда. Дошли до озера и решили встать на ночевку. А ниже еще одно озеро – очень красивое. Здесь вообще очень красиво. Палатку мы поставили на берегу живописного прудика, украшенного жарками. Чуть поодаль ручей чистейшей воды. Небольшой водопадик стекает с левого борта. А крутой правый борт рассечен занимательными кулуарами, по которым любопытно «лазить» глазами.

Спать мы легли, когда уже совсем стемнело.

26.07.06 Перевал W (1А)

Утро выдалось замечательное. Солнышко согревает нас своими нежными лучиками, а небольшие облака гуляют внизу. Жаль только, что прудик совсем высох и превратился в обычный овражек. К сожалению, идиллия длилась недолго. Пока мы завтракали да собирались, облака успели подняться к нам, грозя очередной потерей видимости. Ну что ж, надо бежать, пока не началось.

Тут хочется предупредить возможных последователей. Не стоит устраивать траверс правого (п/х) склона. Здесь огромные валуны тормозят движение гораздо сильней, чем небольшая потеря высоты. Пока мы с Петровичем занимались мини скалолазанием, Тимур успел пройти понизу, потом забраться на моренку и еще ждал нас минут пять.

Между тем, начавшийся было дождик тут же кончился, лишь слегка смочив камни. Но расслабляться рано. Еще около получаса мы шли по каменной долине, радуясь в душе, что накануне не поддались на призывы Тимура встать на ночевку поближе к следующему перевалу. Но недолго мы снисходительно поглядывали в его сторону – под перевальным взлетом отличная полянка и с водой проблем нет.

Перевал W со стороны р. Мойгота

Сам подъем на перевал условно можно разделить на три части. Вначале нужно подняться на очередную моренную ступень, ведущую вглубь цирка. Затем – пройти по малоподвижному осыпному склону. А вот дальше начинается неширокий кулуар, где лучше идти по очереди – уж сильно здесь все сыплется.

Костя на W

Седловина узкая и острая. Большой группе тут было бы сложно разместиться с удобством. Сверху нависают скалы.
Вид на верховья р. Билюта от перевала W
Воображение услужливо нагоняет жуткие картины. Борта кулуара закрывают панорамный обзор что на Билюту, что в ту сторону, откуда мы пришли.

Тимур вниз пошел первым. На выходе из кулуара решил уточнить, куда же идти.

– Отойди немного и жди нас!

Перевал W со стороны р. Билюта

Следующим спустился Костя, ну а я, пройдя метров тридцать, устроил фотосессию. Отсюда стало видно пик Старкова (3201 м), а среди облаков проглядывала вершинка высшей точки Тункинских гольцов – пик Стрельникова (3284 м).

Пока я снимал, друзья мои успели уйти довольно далеко. Я впрягся в рюкзак и принялся их догонять, прокручивая в голове лекцию о том, что в таких местах не следует самовольничать и терять друг друга из вида. Здоровенные каменюги с удовольствием открывают перед моими ногами глубоченные трещины – особо не побежишь. А вдруг чего поедет, да еще сверху прикроет? – ищи потом меня, бедного! Наконец, минут через десять, я настиг «беглецов».

– Ну и куда ты убежал? – принялся я ругать Тимура. – Я же сказал тебе немного отойти и ждать. А если бы…

В ответ на непродолжительную мою лекцию он показал мне свою руку:

– Пострадал-то здесь только я.

Оказывается ему на ногу съехал камень килограмм под сто, а когда он его приподнимал, то зверски, просто в клочья, разодрал перчатку и немного поранил руку. Нога, слава богу, практически не пострадала. Горный ботинок Asolo справился с нагрузкой.

Вершины Саян (пики Стрельникова и Старкова)

Возле озера передохнули. Здесь, пожалуй, единственное место, где можно поставить палатку. До Билюты еще идти и идти.

Озеро мы обошли справа и вышли на морену. Ручей, а может и ледник, прорезал в ней глубокое русло. Вода скрылась где-то под камнями. Мы идем прямо по дну. Кругом валяются свежеразломанные камни – с правого борта явно частенько сходят камнепады. Через некоторое время вышли к верхушке очередной «ступени». Открылся великолепный вид на верховья Билюты и левый ее борт. Тут мы подрезали морену, уходя на запад. Еще один крутой спуск и вот она – река Билюта. Перепад высот от седловины перевала составил почти восемьсот метров! Уф-ф, не завидую тем, кто будет идти в противоположном направлении.

Река Правая Билюта

Но останавливаться рановато. Здесь болотистое место и потому много комаров. Пройдем до тысячекратно описанной морены и встанем там. К тому же лес там еще есть – уж очень хочется погреться вечером у костра.

Из рассказов у меня сложилось неверное представление, что подъем здесь весьма непростой. Уж не знаю, где ходили рассказчики, только для нас он сложности не составил. По правому берегу идет не очень разбитая, но вполне заметная тропка – мы уж и подзабыли, что это такое. Правда в болотце она потерялась, но тут почти сразу начинается морена. Подняться на нее можно, пожалуй, в любом месте. А на верху прекрасные полянки – и под десять палаток место найдется.

И не просто место, а чудесное место – шикарный вид на извивающуюся внизу реку, с другой стороны грандиозные пики, полно дров, с водой тоже проблем нет. В общем, тут мы и остановились.

27.07.08 Вынужденная дневка

Погода вновь преподнесла «сюрприз». Еще ночью заморосил дождик и, время от времени прекращаясь, шел почти целый день. Да ладно бы просто дождь, а то ведь заволокло все небо. Внизу порой еще что-то видно, а вот наверху сплошной туман.

Тимур призывал нас двигаться дальше, но памятуя о неоправданном траверсе склона перед перевалом Мойготским мы с Петровичем были непреклонны. Да и чего горячку пороть? Время еще есть – это раз; дров дальше нет – это два; идти по мокрым камням чревато разными гадостями – это три!

Отвязавшись от нас со своей навязчивой идеей продолжения похода, Тимур заинтересовался наполнением утробы.

– А чего у нас сегодня на ужин?

– Щи.

– Разве бывают щи без капусты?

– А кто тебе сказал, что у нас нет капусты?

– А где ты ее взял?

– Сам насушил.

Рецепт такой. Еще в холодную воду бросаем сушеную капусту. Доводим до кипения. Теперь забрасываем остальные ингредиенты: добавку к щам от «Maggi», картофельное пюре, сублимированную говядину «Гала-Гала», ну и соль, конечно.

– Ну как?

– Да вам, товарищ Генерал, впору свой ресторан открывать!

Получилось действительно неплохо. Хоть и малокалорийно, но вносит разнообразие в небогатое походное меню.

28.07.08 Перевал Байконур (1А)

Утро выдалось замечательным. Природа, умытая вчерашним дождем, не жалеет ярких красок. Все сверкает невообразимой для городского человека чистотой.

Еще накануне я пообещал Тимуру, что будет хорошая погода, а он, что если мои слова подтвердятся, то с него литр любого пива для меня и литр сока для Кости. Так что у нас с Петровичем сегодня двойная радость!

Для начала мы по диагонали пересекли морену и спустились с ее левого (ор) борта. (Дело в том, что морена спускается не с верховий Билюты, а целиком обязана своим происхождением правому борту реки). Перепрыгнули узенькую в этом месте Билюту (вероятно, она разбегается на рукава и частично течет под камнями). Затем, двигаясь уже по болоту, вышли на левый борт. Идти здесь не очень удобно и мы было решили вернуться обратно на правый берег, но не тут-то было! Вновь расширившуюся бурную реку уже не перепрыгнешь так просто. А впереди и вовсе проглядывает начало каньона. Но разуваться нам неохота и мы решили забраться повыше – обойти прижим.

Водопад на р. Правая Билюта

И как же замечательно, что река не пустила нас на другой берег. Через каких-то пять минут мы вышли к прекрасному водопаду. Я в жизни не видел красивей. Это не просто широкий поток воды, падающий с высокого уступа, или тоненький ручеек, летящий из поднебесья, – это ревущий каскад белоснежной пены.
Он не очень высок, зато к нему можно подойти вплотную. Сунуть в ледяную воду руку, а то и голову. В большую воду река здесь разливается метров на десять, а может и больше. Сейчас часть русла обнажена. Вылизанная ступенчатая терраса, как лесенка, идет почти вдоль всего водопада. Красота! Уходить неохота.

Но надо. Долина здесь расширяется и идти становится совсем просто. К тому же вновь появилась слабенькая тропинка. Через полтора часа вышли к еще одному водопаду. После него Билюта «залазит» на морену, закладывает огромную дугу и разворачивается на 180°. Ну, а мы вслед за ней.

Панорама верховий р. Правой Билюты

Под перевалом Тринадцати (1Б) присели перекусить. Этот перевал рассматривался как один из вариантов прохода к Шумаку. Сидим обсуждаем. Как же на него лазят? Прямой узкий высокий крутой кулуар уходит до самого верха. Без страховки и думать нечего идти. А за что крепить перила? А как страховать? Ведь тот, кто вверху, неизбежно засыплет нижних. Может, конечно, он только со стороны такой суровый, но я решаю, что мы пойдем на Байконур, а уж там определимся, как пройти дальше.

Тут подул ветер и начался дождь. Стало очень холодно. Мы уже примерно на высоте 2500 м! Нацепили рюкзаки и в путь. Бр-р-р. Скорее бы согреться! Подъем пологий и не представляет трудности, а вот то, что под нашими ногами, заслуживает внимания. Все усыпано мелкими острыми камушками. Они плоские и очень хрупкие. Такое впечатление, что мы на месте взрыва склада готовой продукции стекольного завода. Чудны дела твои, Господи!

Хорошенько промочив мою ветровку, дождь притомился и вновь уступил место солнцу. Мы тем временем подошли к какому-то невысокому взлету. Наверное это и есть перевал.

На подходе к п. Байконур

Первым наверх вылез Тимур.

– Ну что, есть там озеро?

– Нет. Только снег. И до верха еще топать и топать!

– Что, правда?

– Проверь.

Действительно, только снег. Много снега! Запросто можно покататься на санках. И это конец июля.

Метров через пятьсот, так и не дождавшись перевального взлета, вышли к туру. В туре нашли две растаявшие карамельки и записку группы из секции горного туризма иркутского Политеха. Под руководством Рыкова Дениса Валерьевича ребята шли горную единичку. Было это два года назад.

Прямо на перевале есть довольно большое озеро. Почти все оно подо льдом. Благодаря тому, что камушки здесь очень мелкие, палаток можно поставить хоть сотню. Я и хотел встать здесь на ночевку, но у некоторых в попе, видимо, не просто батарейка, у них там здоровенный аккумулятор!

Для начала мы сходили на другой берег озера и посмотрели, что там – с другой стороны. Ближе всего к нам перевал Медвежий. Из висячего цирка нужно подняться по невысокому, но весьма крутому осыпному склону. Линия подъема неоднозначна, а описания у нас нет. С этой-то стороны все довольно непросто, а что с другой?

Вид с п. Байконур

Не будем слишком амбициозны. Где у нас перевал Долгожданный (1А)? Ага, сначала цирк Медвежьего, потом распадок перевалов Небо (2Б) и Эдельвейс (1Б), а затем, рядом с озером, наш распадочек.

Спускаться с Байконура начали в 18:40. Казалось бы, вот оно – озеро! Да не тут-то было. Становится понятным, за что Байконуру дали 1А. Сам перевальный взлет несложный и едва-едва тянет на такую категорию. А вот подходы… Через некоторое время нам пришлось выбирать, справа обходить бугор или слева? Справа вроде идти поприятней, но зато потом придется форсировать уже ставшую широкой Левую Билюту. Слева надо идти прямо вдоль реки, зато потом можно не теряя высоты траверсировать склон, да и бродить не придется.

Река Левая Билюта

Пошли слева. Русло прижалось к левому борту и в узком ущелье устремилось вниз. На крутом изгибе мы натолкнулись на снежник толщиной метра четыре. Если бы не он, пришлось бы заняться скалолазанием. А так, спрыгнули на снежную подушку и спокойно спустились. Правда, я подошел к краю снежника и провалился по самую грудь. Ух! Но ничего страшного. Вылезли на левый борт и начали траверс.

Чуть не целый час мы шли по осыпному склону, оставляя реку внизу. И куда же мы вылезли? Озеро, к которому мы шли, оказалось под нами. Мало того, что траверс был совершенно неоправдан, так еще и спуститься к озеру теперь проблемно. Еще и дождик начался. Единственная радость – вид отсюда шикарный! Пока мы с Тимуром фотографировали и переводили дух, Петрович отыскал кулуарчик, по которому можно спуститься. Ура! Скоро долгожданный отдых.

Полянку под палатку отыскали на небольшой «ступеньке» над озером. Очень вовремя. Дождик припустил с новой силой. Мы забились в наш уютный «домик», вскипятили чайку, а в голове все мелькают картинки сегодняшнего дня: пики, кулуары, водопады, озера и камни, камни, камни…

29.07.06 Перевал Лавинный супер-ложный мега-сложный (1Б)

С утра погода вновь благоволила нам. Пока готовили завтрак и кушали, палатка и ветровки успели высохнуть. Рюкзаки и так нетяжелые, но лишние граммы ни к чему.

В десяти минутах от места нашего ночлега мы натолкнулись на высокий тур. Он является центром выложенного из камней креста, ориентированного по сторонам света. Отличный ориентир. Жаль только, что нет никаких записок с указанием ближайших перевалов.

Перевал Лавинный (истинный) со стороны р. Билюта

Сверяемся с картой и распечатанной еще дома фотографией перевала Лавинный (1Б). Все совпадает. Значит в этом распадке, помимо Лавинного еще должны быть перевалы Долгожданный (1А) и Грозный (1Б), а, судя по описанию Долгожданного, еще и неотмеченный на карте перевал Лавинный Ложный (1Б). Кроме того, под номером 96 скрывается некатегорийный перевал без названия.

После вчерашнего перехода я весьма вымотался и на подвиги совсем не тянет. Лавинный хоть и выглядит так, что нам вполне по зубам, но лезть на него совсем неохота. Высокий чуть изогнутый кулуар круто уходит до самой седловины. Нет, сегодня хочется чего-то попроще. Пойдем искать Долгожданный. В тур мы положили фотографию Лавинного – может поможет кому-нибудь сориентироваться.

Сразу за крестом еще одно озеро. Последователям рекомендую лагерь разбивать именно здесь – и места много, и от ветра получше закрыто. Озеро обходится справа (п/х). Не доходя до верхней его оконечности, начинается подъем. Он некрутой, но я едва передвигаю ноги. Передохнуть бы. Когда же откроется Долгожданный?

Выручил меня Костя. Еще на вынужденной дневке он зашивал свой ботинок и сломал иголку. Да так «удачно», что самый ее кончик так и остался внутри. Накануне, каким то чудом, обломок не беспокоил, а вот сейчас вылез и колет ногу. Без пассатижей вытащить эту мелкую пакостницу не так-то просто. Уж и камнем он ее выдавливал, и ножницами ковырял, ан нет – не идет. Терпения Косте не занимать, а вот я, как следует отдохнув, не выдержал.

– Дай-ка, я попробую.

Действительно, не вытаскивается. Чем бы ее зажать? Помогли ножнички. Сжатый между кольцами обломок нехотя вылазит наружу.

– Учись, студент!

Подъем к перевалам Грозный, Долгожданный и Лавинный Ложный

Еще одна сигарета по случаю успеха и мы снова лезем в гору. Подъем идет перпендикулярно изначальной линии движения. Он пологий, не больше тридцати градусов. Неширокий склон слева (п/х) ограничен более крутой сыпухой из-под перевалов Грозный и Долгожданный. Костя, а вслед за ним и Тимур, уже забрались на гребень, а мне идти еще метров пятьдесят. Тут начался дождь. Сначала небольшой, затем все сильней и сильней. «Радости» добавил некрупный град и раскаты грома. Сразу стало очень холодно.

Начитавшись рассказов про альпинистов-высотников, я размахиваю руками, пытаясь согреться. Не помогает. Может, вымокшая ветровка, может, недостаточность моих стараний, а может, и высота (около 2880 м) не способствуют согреванию.

В 100-150 м от места съемки п. Лавинный Ложный

Гребень, на который мы вылезли, тянется метров на двести. Он довольно ровный и передвижение по нему не составляет проблемы.
Вид с перевала Лавинный Ложный в ту сторону, откуда мы пришли
А вот траверс к Долгожданному по мокрым камням не выглядит таким уж простым. К тому же не очень понятно, где на таком коротком участке уместилось аж два перевала. Что касается безымянного перевала под номером 96, то я готов съесть свои носки, если мне покажут, где он. В том смысле, что если он и существует, то никак не может быть некатегорийным. Исследуем, что на этом гребне.

С левого (п/х) края вниз уходит прямой кулуар крутизной не менее сорока градусов. Он неширокий – метра четыре, в верхней части на дне еще лежит снег. Сложен небольшой тур. Записка извещает, что это перевал Лавинный и по нему собирается спускаться группа москвичей из СЮТУР. В ста – ста пятидесяти метрах еще один кулуар. Здесь тоже сложен тур, а в записке все те же москвичи пишут, что это перевал Ветреный (1Б).

Насколько я помню, Ветреный довольно популярный перевал и многие ходят его без страховки, значит и мы сможем пройти. Червячок сомнения гложет меня – не может это быть Ветреным, но карту доставать неохота. Град кончился, дождик едва капает, а вот ветер норовит заморозить меня окончательно. Едва хватает воли отщелкать несколько кадров и вниз – там не дует.

Начало спуска с Лавинного супер-ложного

Первый отрезок пути, метров пятнадцать, спуск идет перпендикулярно гребню с крутизной до сорока градусов. Затем круто, почти под девяносто градусов, поворачивает налево – сверху ничего не видно.

Тимур уже спустился.

– Тут дальше не пройдешь, – кричит он мне.

– Подожди, сейчас посмотрим.

Костя еще разгуливает по гребню, а я быстренько иду к Тимуру. Ага, после поворота уклон становится еще более крутым. Очень мелкая сыпуха совсем не держит. Зато слева есть стенка с хорошими зацепками.

Было так холодно, что о страховке я даже не подумал. Только сказал Тимуру, чтоб ждал, не сыпал на меня камни, и стал спускаться. Через пятнадцать метров дошел до вертикального сброса высотою около пяти метров. О том, чтобы пройти здесь чистым лазанием, не стоит и думать – скалы очень разрушены и зацепиться просто не за что. А вот если оторваться от «моей» стеночки и пройти вправо, то можно что-нибудь придумать. Ну а дальше и вовсе просто.

Даю отмашку Тимуру, тот чего-то возится. Оказывается подошел Петрович и они решили не рисковать – разматывают веревку. Тимур спустился без проблем. Правда в глазах читаются мысли типа: «Будь проклят тот день, когда я…» и «Мама, я хочу домой». Во мне же, напротив, пробудился азарт. Задача-то непростая, а решение ее вроде вырисовывается. Так и хочется скорее все пройти. Но…, ждем Костю.

Я тем временем прохожу направо. Спуститься здесь действительно можно. Только нужна веревка, Петрович как раз с ней борется. Дело в том, что наверху он без петли зацепил ее за камень и теперь никак не может сдернуть.

– Лезь наверх, да повесь там петлю.

– Да я и так хотел, только нож-то у тебя. Чем я отрежу?

Балансируя на крохотном уступчике мне приходится снимать рюкзак и выуживать из него нож. Весьма неуклюже перебрасываю его Тимуру, тот чудом ловит. Снова ждем. Дождь хоть и кончился, но по-прежнему холодно. Мои колени начинают трястись от холода, у Тимура стучат зубы.

– Костя, давая скорее!

– Не торопи. Горы этого не любят, – рассудительно замечает он.

Крыть нечем. Приходится ждать дальше. Но наконец ожидание позади и он лезет ко мне.

– Ну и как ты хочешь дальше?

– Повесим вот сюда петлю и спустимся по веревке.

– А пендель доставать?

– Какой, к черту, пендель – я уже и без веревки готов прыгнуть. Давай, вяжи.

Петлю вяжем за едва выступающий камень. Если потянуть веревку горизонтально, то она неминуемо слетит.

– Последи за петлей, я пошел.

После первого же моего шага, из под ног вылетает здоровый камень. Хорошо, что я не стал пренебрегать веревкой – летели бы с ним наперегонки. Дальше все прошло без происшествий. После сброса около пятидесяти метров нужно пройти по неширокой пологой полочке. Она выводит к кулуару соседнего перевала, названному москвичами Лавинным.

Тимур уже убежал вниз, а мы с Костей разглядываем этот альтернативный вариант. После того, что прошли мы, он кажется совсем простым. Воистину – «поспешишь – людей насмешишь!»

– Может поднимемся? Поставим себе в зачет еще один перевал.

Делать это мы, конечно, не стали. И так потеряли почти полтора часа. Я отснял несколько кадров и мы пошли догонять Тимура. Внизу я поздравил своих друзей с удачным прохождением перевала и завершением технически сложной части маршрута. Наши лица сияют от улыбок. Ура! Мы сделали это! Потом еще немного поразлагались, пожевали кураги, чернослива, я щелкнул пару кадров и заснял немного на видео.

Самое сложное позади!

Что ж, пора в путь. Уже почти шесть, а хотелось бы засветло попасть на Шумак. И это притом, что пока еще мы не совсем сориентировались. Скорее всего, сбросились мы к истоку реки Перевальной, но чем черт не шутит?

Минут через пятнадцать мы спустились из нашего цирка. Слева открылся знакомый по фотографиям перевал Университетский (1Б). Еще двадцать минут вдоль ручья – и мы на верхнем озере. Обходить его надо слева, но для того чтобы это сделать, нужно опять лезть в гору – в верхней части прижим. После него опять спускаемся ближе к воде. Натолкнулись на полянку дикого лука. Он еще цветет. Я съел несколько стеблей – вкус, как у «культурного».

После первого озера переходим ручей, он соединяет верхнее и нижнее озеро. Между ними совсем небольшое расстояние. Нижнее озеро обходим правым берегом. Он довольно пологий, а местами и вовсе заболоченный. Ближе к противоположному берегу плавали уточки. В этом походе на фауну нам не очень везет – птицы и то редко попадают в поле зрения. На нижнем краю озера водопад. Не больше двух-трех метров, но все равно довольно красивый. Вместе с водою и мы резко начинаем терять высоту.

Сначала шли прямо вдоль реки. По правому, потом по левому берегу. Но ручей все больше начинает превращаться в реку. Прижимы доходят едва не до самой воды. Так добрались до высокого водопада. От левого берега отходит отрожек, заставляя воду изображать букву Z. После первого же поворота вода мощным потоком падает с десятиметровой высоты. Очень красиво!

Дальше река течет в узком каньоне. Как же идти? Я спускаюсь по крутому песчаному кулуару метров на десять. Можно пройти и дальше, только вот стоит ли? Узкий каньон практически не оставляет места для сухопутного продвижения. Ко мне присоединяется Тимур.

– Ну и чего мы сюда полезли? Нет, Генерал, там мы не пройдем.

– Ладно, давай вылазь наверх. Как заберешься, крикни мне.

Из-под Тимура градом летят камни. В основном они мелкие и летят мимо, но иногда приходится уворачиваться.

– Свободно! – едва перекрикивая водопад, сообщает Тимур.

Пойду-ка я правее. Там вроде камни покрупней – должны лучше держать. Не тут-то было. Уже метров через пять я попадаю в ловушку. Все сыплется. И вниз уже не спуститься и вверх не вылезти. Костя тем временем развалился на своем рюкзаке и созерцает водопад.

– Петрович!

– Чего?

– Лезь наверх и скидывай мне веревку!

Стоять мне совсем неудобно. Того и гляди все поедет. Тут еще из-под Кости вылетает приличный камушек. Я кое-как увернулся. Бр-р-р! Страшно! Наконец Костя бросил мне веревку и я полез наверх. Почти сразу из-под меня вываливается куча камней. Меня слегка потряхивает, но я благополучно вылажу к Петровичу. Он сматывает веревку. В одном месте ее сильно побило «моим» камнепадом.

– Чего-то меня трясет. Ничего если я тебя брошу?

– Да ладно, иди.

Еще немного и я наверху. Трясущимися руками достаю сигарету. Ух! Ну и устроил я себе приключеньице.

Почти сразу находим тропинку. Вначале она просто спускается вниз, а потом, обходя сброс, отворачивает налево – забирается на борт распадка. Склон тут очень крутой. Если бы не тропинка – не знаю, как тут можно пройти. Странно вообще, что ее смогли вытоптать. Метров десять идем в полной концентрации. Поскользнуться или оступиться нельзя – полет будет долгим и, вероятно, последним в жизни.

Ближе к восьми на нашем пути возник человек. Я заметил его, когда между нами оставалось не больше двух метров.

– Люди! – радостно воскликнул я, – здравствуйте! А мы уже семь дней людей не видели!

Человек тоже поздоровался. Мы рассказали, какой путь проделали и разузнали, как далеко до Шумака. Человек оказался киевлянином, но несмотря на это весьма осведомленным в местной географии. Он сказал, что до Шумака мы сегодня уже не успеем, чем немало расстроил Тимура – очень хотелось принять ванну.

Еще около часа мы продолжали двигаться к цели. После продолжительного участка курумов увидели очень высокий водопад, падающий с левого борта. Тут же обнаружилось отличное место для ночевки. И ровненькая площадка имеется, и сухих дров просто масса.

Когда поужинали, было уже темно. Пожалуй, впервые за весь поход ночь выдалась звездная. Возле костра тепло и уютно. Спать отправились уже заполночь.

30.07.06 Шумакские минеральные источники

Костя сегодня вскочил едва не с первыми лучами солнца. Когда мы вылезли из палатки, он уже сидел у костра. В руках у него тюбик клея и чехольчик от топора.

– Чего это ты сегодня так рано встал?

– Водопад ходил смотреть.

– А сейчас что делаешь?

– Да стал дрова рубить и забыл чехол снять. Вот клею… Еще главно рублю, а удар какой-то глухой и не рубится. Ну я еще раз вдарил и только потом увидел, что чехол не снят.

– Да! Большой талант. Не заметить оранжевый чехол – это умудриться надо! Ну а как там водопад?

– Очень красиво! Я и наверх забрался. Там тропинка есть и турики стоят. Дай ка карту, там вроде перевал какой-то есть.

Оказалось, что прямо от водопада начинается тропинка к перевалу Трех Капитанов (1А). После завтрака мы с Тимуром тоже отправились на обзорную прогулку.

Водопад с левого борта р. Перевальной

В пяти минутах от нашей стоянки мы вышли к высокой отвесной стене, с которой падала вода. Общая высота падения не меньше пятидесяти метров. В верхней части вода летит в свободном падении, потом разбивается о небольшой уступчик и, пролетая небольшой каскад, устремляется к Перевальной. В воздухе висит водяная пыль. Действительно, красиво.

Собирались мы неторопливо. До источников совсем недалеко – около двух часов хода. Еще на пути к Шумаку встретили двоих мужиков. Они пошли поглядеть на озера. Я расспросил их, где находится местное святилище, у которого просят детей, и мы пошли дальше. Когда вышли к устью Перевальной, я предложил пройтись вниз по Шумаку – до этого самого места.

– Ты чего, Генерал, детей хочешь попросить?

Река Шумак ниже слияния с р. Перевальной

– Да нет, просто интересно, да и времени еще полно. А потом с источников я уж точно не попрусь.

– Ну, давай сходим – согласился Тимур.

Петрович тоже не возражал. Рюкзаки мы запрятали среди камней в одном из пересохших рукавов Перевальной и налегке пустились вниз. Тропа здесь хорошо набита – чувствуется близость к популярному месту отдыха. Мужики сказали, что от устья шагать не больше получаса, а потом надо переправиться на другой берег. Мы шли минут сорок. Переправой и не пахнет. И это при том, что вода в Шумаке не самая высокая. Прикинув все «за» и «против» возвращаемся назад.

На переправе через Перевальную встретили двух девчонок. Одна уже перешла на наш берег, а другая еще стоит в нерешительности на той стороне. Тимур вскочил на бревно и как по ровному быстро перешел на другую сторону. Следом за ним и я аккуратно начал форсировать препятствие. Бревно не очень толстое и при каждом моем шаге слегка пружинит. На последних шагах я начал терять равновесие и, сделав пару быстрых шагов, прыгнул почти прямо на девушку. Следом за мной переправился и Костя.

– Петрович, видал как наш Генерал изголодался? Бросается уже на первую встречную. Что на Шумаке будет? Я бы даже на месте мужиков из домиков не выходил!

Рюкзаки отыскали не сразу, но все на месте и можно идти дальше. Тропинка уже стала походить на дорогу. Сильно пахнет конским навозом. Прямо как возле какой-нибудь деревни. К сожалению, и мусора все больше и больше.

На правом берегу свободных домиков мы не обнаружили. Народу очень много. Возле дацана выстроился целый палаточный городок. Пошли на левый. Там обнаружили хорошую свободную полянку. И источники в трех шагах, и не на дороге. Дров опять же полно. Там и поставили палатку. Костя остался за сторожа, а я, как уже единожды бывавший тут, повел Тимура на экскурсию и водопой.

Отпили мы чуть не из каждого ключика. Искупались в ванне, что рядом с лечебными грязями. Она представляет из себя сруб с крышей, в который стекает вода из нескольких теплых источников, расположенных чуть выше. Мылом и другими моющими средствами здесь пользоваться нельзя. Но после такого перехода и просто теплая водичка изрядно освежает.

Теперь можно подумать и об утробе. В этом году на левом берегу выстроили турбазу. Десяток симпатичных домиков принимают гостей. Одни приходят сюда пешочком, другие на лошадках, а самые толстые прилетают на вертолете. Но и любой «дикарь» может воспользоваться ее услугами. Это и горячий душ, и трехразовое питание, ну и, конечно, ларек. Туда мы и отправились.

– Здравствуйте! Девушка, дайте нам хлеба, пожалуйста.

– Здравствуйте. А хлеб кончился.

– А вон что лежит?

– Это осталось для тех, кто у нас живет.

– А какие-нибудь печенюшки или сухари?

– Тоже нет.

– Вообще ничего хлебобулочного?

– Вообще.

– Ну ладно, тогда дайте пару банок сардин и шоколадку.

Тимур исправляет свои зубы и, дабы не сорвать брэкеты, вынужден размачивать сухари, которые, впрочем, у нас почти кончились. Хлебушка очень хочется. Он протягивает пятьсот рублей.

– Еще булочку хлеба и сдачи не надо – растягивая улыбку до самых ушей, говорит мой друг.

Королева прилавка осталась неподкупной.

О провианте позаботились, теперь можно продолжить осмотр достопримечательностей. Костя по-прежнему остается в карауле, а мы с Тимуром идем в радоновую баню. Пришлось отсидеть приличную очередь. Не то, чтобы много народу, просто процедура купания довольно продолжительна. В бане есть песочные часы, отмеряющие по десять минут. Вроде это предельный срок безвредного пребывания в купальне. Но после длительного ожидания иные купаются и по двадцать минут. Мы все-таки дождались. Правда с нами увязался папаша двоих малолетних ребятишек. Болтал он без умолку и через каждое слово уточнял:

– Понял?

Забавный тип в частности рассказал, как отрубил ветку, за которую держался, стоя на крутом склоне. В результате пролетел несколько метров и сломал руку.

Десять минут истекли, и мы, не искушая собственное здоровье и терпение ожидающих нас купальщиков, направляемся к своей палатке.

Сегодня на ужин у нас уха. Незатейливое, но такое вкусное блюдо. Только покушали, как начался дождь и град. Ни у костра посидеть, ни на звезды посмотреть. Не везет нам с погодой.

31.08.06 Перевал Шумакский (1А)

Тимура с Костей источники не впечатлили, да и мне неохота здесь рассиживать. Еще накануне мы решили, что сегодня в 15.00 отправимся на выход. Как и Тимур, Костя здесь впервые. Тем не менее, я чуть не силком тащу его попить целебной водички. Потом мы долго собираемся и, лишь на десять минут раньше запланированного, отправляемся в сторону Шумакского перевала.

Когда я был здесь в прошлый раз, Шумак удалось перейти по камням. Сначала я переходил Шумак-гол, а затем и основную реку. В поисках этого места мы идем по берегу чуть не полчаса. В итоге так и не нашли. Пришлось бродить. В общем-то это не сложно – просто неохота было переобуваться в тапки, а потом обратно.

На правом берегу сразу обнаружили тропу. Товарищи мои, словно лошади, почуявшие родную конюшню, рванули вперед. Темп задает Тимур, да такой, что я едва поспеваю. Костя хоть и держится рядом, но видно, что проще бы ему идти побыстрей. Подошло время перекуса, но я предлагаю дотянуть до водопада. По моим представлениям, он уже рядом. Однако шли мы до него еще больше часа. После брода останавливались совсем мало. Не привык я к таким гонкам – совсем выдохся.

Однако солнце еще высоко. Потеряться здесь негде и после перекуса я разрешаю парням двигаться в своем темпе и ждать меня уже возле озера, что под самым перевалом. Они будто только этого и ждали. Расстояние между нами росло с каждой минутой.

Когда я наконец приковылял, солнце уже начало садиться. На часах без пятнадцати девять.

– Ну что, полезем на перевал? – предлагаю я, – там все просто. Даже если стемнеет, можно спуститься с фонариком.

– Ну, давай.

– Костя, дай мне веревку, а сам бери палатку. Как спуститесь, на первой же полянке останавливайтесь.

Я еще отдохнул, и только в 21.00 стартанул на перевал. Первым я там увидел Костю. Чуть позже к нему присоединился Тимур. Они походили там немного, помахали мне руками и скрылись из виду. Когда поднялся я, на перевале уже никого не было.

Вместо удовлетворения, вместо ни с чем не сравнимого удовольствия, Шумакский «дарит» омерзение и ненависть ко всему человечеству. Тропа от источников до самой Ниловки это сплошные фантики, консервные банки, бутылки и прочие отходы. Шумакский – апофеоз человеческого свинства. Можно смело ставить табличку «Саянская помойка №1». И ведь если в городе мы еще можем кивать на нерадивые коммунальные службы, то здесь… Каким же паразитом надо быть, чтобы гадить в таком месте. И к природе, и к погибшим здесь людям, к себе самим не испытывать никакого уважения. Люди! Чего же вы стоите?

Долго я задерживаться не стал, ровно в 22.00 начал спускаться. Уже в плотных сумерках меня встретил Тимур. Они с Костей уже поставили палатку. Вот только горелку я забыл им отдать. Ужинали уже с фонариками.

На небе, одна за другой, стали появляться звезды. Когда совсем стемнело, некоторые из них, глядя на красоту Саян, не удерживались на месте и падали в соседние распадки. Разговор зашел о черных дырах, происхождении вселенной и прочих космических вещах. Мы заспорили, но поскольку осведомленность наша в данном вопросе близка к нулю, я предложил спор прекратить.

– Хорошо! Ты только на один вопрос мне ответь, – не удержался Тимур.

– На какой?

– Как в карамельки повидло засовывают?

– Не знаю. Волшебство, наверно, какое-то есть.

01.08.06 Выход

Утром под Шумакским перевалом. Уже второй день нет дождя.

Встали поздно. К перевалу уже шли первые группы. Но мы были в стороне от основной тропы, поэтому за завтраком нас никто не беспокоил. Ближе к двенадцати и мы отправились в дорогу.

Уже второй день нет дождя. Вот бы такую погоду на основном маршруте! В Ехэ-Гэре вода невысокая – мы легко перескочили его по камням. Чем ближе к зоне леса, тем хуже тропа. Лошади, в изобилии снующие к источникам и обратно, превратили ее в грязное месиво. Видимо, у местных это самый доходный бизнес – возить туристов и их грузы. Аборигены стали относиться к нему столь серьезно, что из всех кого я видел, лишь один был пьян! Обнадеживающая тенденция. Хотя возможно – всего лишь случайность.

На подъеме на правый борт Ехэ-Гэра я опять отстал. Тимур то и дело спрашивает, как я себя чувствую. Очень трогательно, хотя меня это только злит. После подъема началось болото. Мы потеряли основную тропу. Орлы мои по едва заметным стежкам опять убежали чуть вперед, а я стал траверсировать склон и вскоре вышел на хорошую дорогу. Отшагав минут пять, забеспокоился – куда они подевались? Не хватало еще здесь потеряться. Стою, прислушиваюсь… Ага, орут.

– Жеееняя! Жеееняя! – раздается откуда-то со стороны болота и явно позади меня.

– Ауу! Тут я! Идите, тропа здесь!

Пока они выбредали на мой голос, я успел даже отдохнуть.

– Вот так, Генерала-то бросать! – с улыбкой говорю я им.

– Зато мы зайца видели.

– А мух-то за вами сколько прилетело! И не подходите ко мне даже.

– Да ладно, дай попить.

Мы постояли еще минутку и побежали дальше. День в самом разгаре. Жара, от которой мы уже было отвыкли, сильно утомляет. А тут еще эти мухи, прах их побери! До самых озер я несся, как полоумный.

– Смотри, Петрович, у Генерала второе дыхание открылось. Как бы нам не отстать.

Надежды на ларек возле озер не оправдались. Вернее сам-то ларек стоит, только нет там ничего и никого. Бизнес, видать, не принес ожидаемых барышей. А вот место теперь изгажено. Вряд ли кто захочет теперь здесь останавливаться. Все вытоптано, замусорено. Ужас да и только. А ведь это, ко всему прочему, еще и национальный парк! Когда же наши люди, наше государство, живущее за счет недр, научатся беречь и охранять свои богатства?!

Люди пока еще едут сюда со всего света. Нам попадались и иркутяне, и жители Улан-Удэ, и группы из европейской части России, и даже иностранцы. Только не могу я уже гордиться родными Саянами. Мне скорее стыдно. Не за горы конечно. За себя. За свою беспомощность.

Может кто-то из вас, прочитав мой рассказ, захочет повторить наш путь. Может, вы пойдете другими перевалами. Это не столь важно. Но я вас очень прошу – берегите горы. Глядя на брошенный вами фантик, кто-то решит, что ему можно выбросить бутылку. Да что я разжевываю – вы и сами все прекрасно понимаете!

Пусть же горы остаются первозданно прекрасными!

Встретимся на тропе?

PS. В 19.00 мы вышли на дорогу. Не успел я выкурить сигарету, как нас подобрала маршрутка. За 150 рублей с носа мы доехали до Аршана. Оттуда, еще на одной маршрутке (100 р. с носа) добрались до Слюдянки. Электричка ранним утром доставила нас в Иркутск.

04.09.06 г.

anna chudarovaЖеня,вы-Настоящий.Спасибо.
31.01.2010, 16:53:44 |
Евгений РензинИ вам ещё раз спасибо, Аня :))
31.01.2010, 17:12:51 |
LynceanЕщё один славный Ваш рассказ... Повеяло Саянами, перевалами, дождём и солнцем, и, вообще, летом! Как же это здорово ходить в походы!...
08.03.2010, 03:52:53 |
Евгений РензинИ ещё раз спасибо, Настя :))
08.03.2010, 16:32:19 |
MustaphaЖеня, нам, кстати, тоже попался этот чудоковатый мужичек, который все время повторял свое "понял". я его даже сфотал на отвороте к Хубытскому перевалу.
27.05.2010, 16:24:39 |
MustaphaКак мы с вами не пресеклись?
27.05.2010, 16:25:56 |

Mustapha: Как мы с вами не пресеклись?

Да на источниках такая толпа была, что и тех, с кем пришел, потерять можно:) А мы ведь даже не знали, что ты там в это время быть должен.
27.05.2010, 22:54:09 |
MustaphaЭтот мэн знаешь чем питался? Он набрал с собой кучу гербалайфа, я думал, что гребалайф только для похудания, на что он мне ответил: не только, там есть богатые белками и углеводами добавки, и рюкзак совсем не тяжелый получается.
28.05.2010, 09:54:08 |
Евгений РензинОн правильно всё ответил. Во всяком случае, герболайфовцы именно это и утверждают. Вообще, от Герболайфа худеют не потому, что он что-то там сжигает (как я полагаю), а потому, что кроме него ничего почти не едят. А чтобы от такой голодовки ноги не протянуть, они в него всякие витаминчики, микроэлементики и т.п. напихивают. Вроде как все потребности организма препарат должен перекрывать.
28.05.2010, 11:50:37 |
Вячеслав ПетухинЗдесь, к сожаление, есть одна существенная проблема. "Потребности организма" ещё очень плохо изучены. Кроме того "напиханные" витаминчики, как, скажем, утверждает hasti, это вовсе не то же самое, что витамины в натуральной пище — эффекта от них нет.
28.05.2010, 12:37:41 |

Вячеслав Петухин: эффекта от них нет.

У меня одна знакомая занималась Герболайфом. Вероятно, она была самым крутым продавцом этой штуковины в Иркутске (переехала в Москву). Так вот, насколько мне известно, кроме Гербалайфа и молока (он в молоке разводится) она вообще почти ничего не ела. А когда ела, порции были такие, что я бы от них точно ласты склеил.
28.05.2010, 13:09:58 |
Вячеслав ПетухинЭто к чему? Что гербалайф можно использовать как способ сесть на диету? Возможно. Но я бы не стал утверждать, что все нужные вещества организм при этом получает.
28.05.2010, 13:52:08 |

Вячеслав Петухин: Это к чему?

К тому, что по крайней мере отчасти, Герболайф может заменить обычную пищу. Некоторые её даже травой заменить умудряются:)

Вячеслав Петухин: Но я бы не стал утверждать, что все нужные вещества организм при этом получает.

Так и я не утверждаю. Тем более, что организму вечно чего-нибудь не хватает. Йода, например.