02.08.06.
В Улан-Удэ наш поезд прибыл в 14-10 по московскому времени (здесь и далее будет указываться московское время). На вокзале нас встретил Сергей Забанов с сыном Максимом на корейском микроравтобусе. С ним мы созванивались заранее из Орла. Он должен был довести нас до п. Баянгол. От Улан-Удэ до Баянгола около 450 км. Но до поселка нам добраться не удалось, ночью мы подъехали к разрушенному деревянному мосту через небольшую речушку Даргентуй. От Даргентуя до Баянгола остается 10-12 км. Как нам потом рассказали местные жители, мост был разрушен наводнением около месяца назад, но до сих пор не восстановлен. Переночевали в микроавтобусе у Сергея.
03.08.06.
Утром мы расплатились с Сергеем и он уехал. Микроавтобус от Улан-Удэ до разрушенного моста обошелся нам в 9400 руб. с группы. Два человека из нашей группы ушли налегке в п. Баянгол за транспортом, так как переехать речку Даргентуй вброд можно или на УАЗе или на тракторе или на грузовом автомобиле. Ребят не было довольно долго, но затем один из них приехал за нами на двух УАЗах с водителями-бурятами, мы разместились в них со всеми рюкзаками и доехали до Баянгола. Сначала буряты просили за это 700 руб. с группы, но мы сторговались до 600 руб.
В Баянголе нам пришлось подождать несколько часов. Из Баянгола выехали на УАЗе-буханке, который отвез нас примерно на 20 км. от поселка. Водителя зовут Александр Базаров. Он из Закаменска. (У нас сложилось впечатление, что Александр патологический врун, так как говорит он одно, а на деле выходит другое. Из-за него мы потеряли время перед сломанным мостом через р. Даргентуй, поскольку он обещал забрать нас там и довезти до Баянгола, но не приехал по непонятным причинам. Дальнейшее общение в группой казанцев, идущих параллельно снами по Снежной подтвердили наши предположения. Их Александр Базаров тоже кинул.) Далее мы пересели на трактор Беларусь с прицепом. УАЗ обошелся нам в 4000 руб. с группы. Водитель трактора с напарником запросили 9000 руб., но в результате активного торга нам удалось сбить цену до 8000 руб. Тракториста зовут Валера Бочаров, его адрес: п. Баянгол ул. Рабочая, д.21 тел. 2-17 (звонить через Закаменск). Он обещал завезти нас настолько, насколько сможет проехать трактор. Сначала мы ехали в телеге, а когда начались заболоченные участки, трактористы ее отцепили. Мы перегрузили рюкзаки в специальную корзину, прикрепленную сзади трактора, а сами сели сверху на них. К ночи добрались на тракторе до стойбища бурят, где мы остановились на ночевку.
04.08.06.
Встали в 6-00. Двинулись на тракторе дальше. На пути к перевалу Бэрхэ-Дабан в долине реки Мазаиха находится ферма с огражденным загоном для скота.
На ферме постоянно никто не живет, но, когда мы добрались туда, там находились несколько молодых бурят с лошадьми. На ферме договорились с бурятами о том, что они забросят наши рюкзаки на перевал, т.к. трактор добраться до перевала не может.
За 3000 руб. с группы 4 бурята с пятью лошадьми завезли наши рюкзаки на
перевал Бэрхэ-Дабан, мы шли пешком. С перевала спускались с рюкзаками сами по конной тропе. К вечеру прошли 2/3 пути до реки и встали на ночевку возле ручья. Всю ночь шел дождь с грозой.
05.08.06.
Встали рано. За два часа дошли до реки, разбили лагерь, мылись, стирались. Рядом стояла группа из Казани, после обеда казанцы закончили стапель и отчалили.
Поймали первого
хариуса, которого засалили и съели на ужин. Вечером начался дождь.
06.08.06.
Стапель, упаковка вещей. После обеда начали сплав. Первые 5 км р. Снежной, до впадения правого притока р. Зубкосун протекают в достаточно широкой долине от 300 до 1000 м шириной. Характер препятствий это перекаты и шиверы, часто достаточно мелкие, в некоторых местах требуется проводка, хотя уровень воды выше среднего. Пытались ловить рыбу, но безуспешно. Ни одной поклевки. За день прошли 10 км. На ночевку встали на ЛБ возле ручья. Ночью пошел сильный дождь, гроза.
07.08.06.
В первой половине дня шел дождь с небольшими перерывами. Из-за этого до обеда сделали полудневку. После обеда быстро собрались и отчалили. Много мелких шивер и перекатов, но все эти препятствия просты, легко читаются с воды и проходятся сходу, учитывая невысокую мощность реки и достаточно широкий простор для маневра. Часто останавливались для того, чтобы половить рыбу. Удалось поймать несколько ленков и хариусов. На ночевку встали в 20-30 на ПБ.
08.08.06.
Ходовой день. Вышли в 12-00. Разбой, мелкие шиверы и перекаты встречаются в большом количестве. Встречаются завалы, так что два раза нам пришлось проводить катамараны. За ходовой день наловили рыбы. Соленый хариус и копченый ленок очень вкусные. Заночевали на ЛБ в 20-00.
09.08.06.
Ходовой день. Прошли летник Байри. Река стала полноводнее и мощнее. На берегу появились скальные выходы и песчаные пляжи. Хорошая рыбалка. Мы использовали карту, на которой нумерация препятствий начинается после летника Байри. Препятствия №№ 1-25 представляют собой шиверы, их точный отчет затруднен. Препятствие №26 (порог "Мраморный") является мощной (в нашу воду) шиверой. На ночевку остановились в 19-45 на ЛБ. Ночью пошел дождь с грозой.
10.08.06.
Ходовой день. Очень жарко. Прошли препятствия №№ 27-57, ориентирование по-прежнему затруднено. Хорошими ориентирами для привязки к карте являются только препятствия № 29 (порог "Слон") и препятствие № 43 (порог "Клык"). Все пороги были пройдены с ходу без осмотра, за исключением порога "Ворота", который был пройден с осмотром, фото-видео съемкой и страховкой с берега. При осмотре порога один из участников группы подвернул ногу. За день наловили рыбы и насобирали лисичек. На ночевку стали на ЛБ. Ночью моросил дождь.
11.08.06.
Дневка. Собирали и тушили лисички, ловили рыбу. Хороший клев. Снова шел дождь.
12.08.06.
Ходовой день.
Прошли препятствия №№ 58-74.
Препятствие № 58 (порог "Извилистый") был пройден после осмотра.
Видео съемку осуществляли как с правого так и с левого берега. От
порога "Извилистый" до
препятствия № 59 (порог "Мунгул-Гольский") 350 метров быстротока.
Для осмотра чалится необходимо на ПБ. После осмотра порога первую ступень было решено обнести по ПБ. Вторую ступень порога прошли со страховкой с берега. Следующие препятствия шли без осмотра. Осмотрели только препятствие № 65. В нашу воду это порог с высокими валами и мощными держащими бочками. На ночевку стали на ЛБ возле впадающего ручья. Предположительно это ручей
Зун-Сайбахтый. На берегу много грибов. Вечером усилился ветер, стало холоднее.
13.08.06.
Всю ночь и в первой половине дня шел дождь. Вышли только после обеда.
Весь день шел дождь с небольшими перерывами и закончился только вечером, но небо оставалось пасмурным.
За день прошли препятствия №№ 75-86. Все препятствия хорошо читаются с воды и не требуют осмотра. Основным ориентиром на участке перед водопадом является
ручей Кит-Кит. От ручья до препятствия № 87
водопада Хармын-Дулю (Прыжок белки) по реке 1 км. Наша группа зачалилась на песчаном пляже на ПБ перед водопадом. Обнос препятствий №№ 87-90 по правому берегу. Местами тропа обноса перегорожена упавшими деревьями. На тропе обноса две стоянки. Одна на 200 м ниже водопада левее тропы, а вторая в конце тропы. Обнеся водопад, а также пороги "Жаба" (пр. № 88), "Снежинка" (пр. №89) и "Слив" (пр. 390) наша группа заночевала на второй стоянке в конце тропы.
14.08.06.
Утром спустили катамараны к воде. Препятствия №№ 91-98 группа прошла без осмотра. Порог № 99 перед каньоном "Красный" проходился со страховкой с берега и фото-видео съемкой.
Катамаран четверку прижало к камню и на нем срезало одну из резиновых вязок на раме. Экипаж прошел порог благополучно. Далее следуют мощные шиверы и красивый водопадны ручей впадающий в реку с права. Препятствия № 100-111 проходятся без осмотра. Каньон "Мрачный" очень красив, на выходе из него пытались ловить рыбу, но клев был слабый. К вечеру подошли к препятствию № 112 (порог "
Серая Ямка"). Осмотр с ПБ. Река делится на две протоки. Правая протока намного мощнее и сложнее для прохождения, левая выглядит проще.
Так как было уже поздно, наша группа остановилась для ночлега на правом берегу перед порогом.
15.08.06.
День ясный.
После повторного осмотра Кат-4 был обнесен по правому берегу. Кат-2 зашел в левую протоку. Кат-2 был частично обнесен по острову, разделяющему протоки, а частично прошел левую протоку.
Обнос был обусловлен деревом, лежащим на ЛБ, выступая и перегораживая левую протоку порога практически во всю ширину. При попытке прохождения попадание в это бревно практически 100 %. Следующую шиверу (препятствие №113), также состоящую из 2 проток, прошли правой протокой. Препятствия №№ 114-116 проходятся без осмотра. Река постепенно выходит из гор, речная долина расширяется. К вечеру подошли к
п. Выдрино и вышли в
озеро Байкал. Ночевка на
мысе Снежный.
16.08.06.
Антистапель на месте ночевки. Затем в поселке нашли небольшой японский грузовичек, водитель которого согласился за 300 руб. довезти нас с вещами до вокзала в п. Выдрино. В этот же день мы сели в поезд №221 Улан-Удэ – Москва.