Пеший поход по Тункинским Гольцам. 18 июля — 2 августа 2006.

Юра, Юля, Володя, Саша

Участники: Саша Тонис, Юра Галачьянц, Слава Завьялов, Юля Глухарева и Володя Макаренков. К сожалению, на 4-й день похода Юля сломала ногу. Вместе с Юлей с маршрута сошел Володя, дальше мы продолжили поход втроем.

Маршрут: пос.Аршанр. Бугатай — пер.159 Солнечный 1А 2210м — р.Толтапер.147 Иванникова* 1Б 2620м — р. Зун-Хандагайпер.140а Динозавр* 1А 2400м — радиалка на верш. 2660 мр. Барун-Хандагайпер.136 Тункинский 1Б 2590м — р. Угутэрэ (Черемшанка) — выход из гор, сход двух участников с маршрута — р. Булу (Мойгота)пер.129 Дубль-В Штрих (п/п) 1Б 2680м — р. Билютапер.91 Байконур 1А 2810м — радиалка на верш. 3026 — верховья р.Неизвестная (Лев.Билюта) — пер.95 Эдельвейс* 1Б 2775м — р. Правый Шумакпер. Ахтунг (п/п) 1Б-2А 2615м — верховья притока р. Левый Шумакпер. 202 Лисий Хвост 1Б 2750м — г. Боромбортой 2956 м — пер.201 Боромбортойский 1А 2850м — р. Хэрпер.76 Илтыкшинский 1А 2700м — р. Илтыкшин — перевал 1А через хребет с радиалкой на верш.3069 — верховья р. Эхе-Гэрпер.73 Шумакский 1А 2770м — р. Левый Шумакперевал 1А через верш.2830 с радиалкой на верш. 2970р. Зун-Голпер.56 Надежда 1А 2800м — пер.54 Гранатовый 1А 2740м — р.ХубытыНилова Пустынь.

Звездочкой отмечены перевалы, путь прохождения которых отличается от общепринятого.

Итого: 14 перевалов (в т.ч. 6 прохождений перевалов, которые можно оценить как 1Б), 5 вершин (макс. высота 3069м). Длина маршрута 161.6 км, суммарный набор высоты 12520 м, время в движении 82:33, средняя скорость в движении 2.0 км/ч.

Геоданные похода. В отчете стороны рек и долин указываются орографически, расстояния приводятся без поправочных коэфициентов. Высоты перевалов и вершин, на которых мы были, всегда указаны по нашим геоданным (и иногда расходятся с другими источниками).

Особенности похода и снаряжения

Основная идея: пеший поход в быстром темпе небольшой сильной группой, довольно жесткая минимизация веса рюкзаков.

Никакого горного снаряжения мы не использовали, горелок не брали (что в данном районе оказалось не всегда удобно), использовали бескаркасные палатки. Продуктовая раскладка — не менее 520 г/человека в день. Вес рюкзаков в начале маршрута меньше 18 кг, в конце — меньше 10 кг. Группа, в самом деле, получилась сильной и слаженной, и даже в сложившихся неудачных обстоятельствах действовала очень хорошо.

Путь выбирали вблизи главного хребта, но по как можно более простым перевалам. Маршрут заранее детально не прорабатывали, рассчитывая выбирать путь на месте. Для ориентирования использовали хребтовку Ляпина — Стрелюка в качестве основного источника информации. Также у нас была карта 1:50000 и карта рельефа, сделанная по данным srtm — однако в таком скальном районе пользы от них меньше, чем от хребтовки. К сожалению, мы не запаслись описаниями на перевалы, рассчитывая увидеть все на месте — и в некоторых случаях это было не слишком удобно.

18.07. пос. Аршан — р. Бугатай

До Иркутска все добирались разными путями, днем наконец-то собрались на автостанции. Маршрутки в Аршан ходят по мере заполнения, до 14:00. Стоят 300 р за человека + 50 р за рюкзак. Выехали в 13:40, в Аршан приехали в 17:50. Погода пасмурная, но дождя нет.

От автостанции идем по шоссе до р. Кынгарга. Реку переходим по мостику, продолжаем движение на запад по грунтовой дороге. Через некоторое время уходим на север от основной дороги (зря!). В лесу много дорог, они ветвятся, теряются, иногда идем по азимуту. Лес из толстых сосен, иногда с зарослями кустов, но в целом идти несложно. Много тропинок север-юг. Наконец вышли к Бугатаю у его выхода из гор. Здесь по левому берегу идет неплохая тропа. Встаем на ночевку в 19:35.

19.07. р. Бугатай — пер. Солнечный — пер. Иванникова — р. Зун-Хандагай

Перевал Солнечный с противоположного борта долины Толты

Перевал Иванникова с противоположного борта долины Толты

Вышли в 8:40, идем по тропе. Перевал Солнечный, 1А, 2210 м. Соединяет верховья р. Бугатай с р. Толта. Простой перевал с очевидной седловиной. Подъем и спуск по крутым травянистым склонам.

На перевале в 13:50. Спускаемся в долину Толты и обедаем в группе кедров (14:53-16:23, высота 1835 м).

Перевал Иванникова, 1Б, 2620 м. Соединяет р. Толта с левым притоком р. Зун-Хандагай.

Судя по srtm-данным, подъем со стороны Толта положе в южной части хребта, а спуск в любом месте не слишком крут, однако в южной части он существенно выше. Мы выбрали самый южный вариант прохождения. Через осыпной конус под вершиной 2868 поднялись на полку, затем, пересекая два небольших ручья, ушли правее на более низкуя часть хребта. Подъем по крутому травянистому склону, возможных вариантов довольно много. Склон очень неоднородный, приходится обходить локальные крутые участки. На перевале в 19:03. Спускаемся по простому курумнику, недоумевая, почему сложность перевала 1Б.

Впрочем, вскоре выяснилось, что самое сложное место еще впереди. В конце спуска оказывается скальный сброс, прорезанный каньоном ручья.

Ночевка без дров и, соответственно, без горячей еды в 21:00 на берегу большого озера (высота 2190 м).

20.07. р. Зун-Хандагай — пер. Динозавр — в. 2660 м — р. Барун-Хандагай

Панорама с вершины 2660

Вышли в 7:33, спускаемся по ЛБ притока Зун-Хандагая. Когда на правом берегу появляются кедры, переходим туда и завтракаем (8:30-10:08). От места завтрака почти без потери высоты траверсом переходим в долину Зун-Хандагая и начинаем подниматься вдоль него.

Перевал Динозавр, 1А, 2400 м. Соединяет долины рек Зун-Хандагай и Барун-Хандагай. Широкая седловина со скальным гребнем посередине, спуск и подъем по курумнику. Общепринятый путь — севернее гребня, мы пошли южнее, чтобы сделать радиалку.

На перевале в 13:20. Отсюда все кроме Володи поднимаются по хребту на юг к вершине 2660 м. В 15:30 начинаем спуск с перевала. На спуске небольшой дождь.

Эта вершина известна среди альпинистов как 2678. В отчёте высота указана по GPS. 18 метров — в пределах его точности.

Примечание В. Петухина

Спускаемся к озерам на Барун-Хандагае и затем вдоль реки до впадения ручья с перевала Тункинский, где и встаем на ночевку (18:50, высота 1970 м). Дрова — довольно существенные кусты ивы.

Разноцветные маки

21.07. р. Барун-Хандагай — пер. Тункинский — р. Угутэрэ, Юля сломала ногу
Верховья р. Угутэрэ
Возможные варианты подъема на перевал Тункинский — косая полка слева и три кулуара справа

Выходим в 8:34. Погода туманная, видимости практически нет. Туман, к счастью, начинает рассеиваться, как раз, когда мы подходим под перевал.

Перевал Тункинский, 1Б, 2590 м. Соединяет правый приток р. Барун-Хандагай и левый исток р. Угутэрэ.

Со стороны Барун-Хандагая видно четыре возможных пути подъема — три параллельных кулуара в самую низкую точку хребта и косая полка существенно левее. На полке неочевидное место — наклонные скальные плиты в середине подъема. На спуск же (как мы увидели потом с другой стороны хребта) этот путь показался нам совсем простым. Кулуары выглядят примерно одинаково и просматриваются плохо. Мы выбрали самый правый из них и не ошиблись — это, кажется, и есть общепринятый путь прохождения перевала.

Поднимаемся по каменной осыпи, потом по узкому кулуару со скальными выходами. Идем плотной группой, чтобы не спускать друг на друга камни. В 12:21 на перевале. Сама седловина — узкая и неуютная скальная щель.

В начале спуска — крутой скальный сброс. Проходим над ним траверсом налево и спускаемся по скалам на осыпь. Далее — несложный спуск к большому озеру, перекус.
Спуск по камням
Вышли на травянистую полку

От плотины озера — простой траверс в правый исток р. Угутэрэ. Все сильно разогнались, расслабились и, вероятно, это послужило причиной аварии: Юля опрокинула себе на ногу большой камень.

Замотали ногу эластичным бинтом, сделали шину из коврика и второго эластичного бинта, одели Юлю, сходили за водой, связали из рюкзака и палок носилки.

На ночевку встали в 18:54 (высота 2151 м).

22.07. Дневка по погоде

23.07. Спуск по р. Угутэрэ
Река Угутэрэ

Утром отличная погода. Выходим в 8:35, Юля едет на носилках. Быстро проходим травянистые поляны, начинаем спуск по крупноглыбовой морене. Здесь спускаемся разными способами, иногда Юля ползет сама — получается довольно быстро.

Обедаем в первом хорошем кедровом лесу (13:22-16:31, высота 1767 м).

К концу дня начинается нормальный труднопроходимый лес, долина сужается. Много мест, где Юле приходится ползти самой. Скорость сильно падает, у Юли болят руки и колени. В конце-концов сваливаемся к реке и встаем на стоянку в очень тесном, но неплохом месте у воды (19:50, высота 1490 м).

24.07. Спуск по р. Угутэрэ

Погода пасмурная. Выходим в 10:10. Юля недолго едет на носилках, потом ползет сама. Потом, наконец, изобретаем наиболее мощный и правильный способ: переноску на закорках.

Обедаем у начала каких-то селевых выносов и осыпей на левом берегу (13:40-15:10, высота 1260 м). Погода ненадолго улучшается.

Дальше — кульминация всего спуска — полоса вываленного леса на несколько сотен метров. Почти все продвижение — по стволам деревьев. Юля ползет сама и даже обгоняет нас.

Улучшается все очень резко, примерно в 19:15. Горы расступаются, завал кончается, мы выходим на пологое место, выходит вечернее солнце... Быстро спускаемся вниз реки до первого места, где можно заночевать. Стоянка в 19:37, высота 918 м. За последние 22 минуты мы прошли около четверти всего дневного пути :)

Вечером думаем, что делать дальше, делим продукты и т.п. Володя решает уезжать вместе с Юлей.

25.07. Спуск по р. Угутэрэ, отправка Юли в Иркутск

В 8:00 Саша убегает в Аршан искать машину. Как раз когда начинаем варить ужин, приезжает машина (ГАЗ-66). Саша долго искал ее сперва в пос.Тагархай, потом в Аршане. Нашел лишь при помощи милиции в гараже. Саша, Юля и Володя уезжают, мы остаемся ждать Сашу.

26.07. Возвращение Саши из Иркутска на маршрут

Ждем Сашу, собираем грибы, упражняемся в макросъемке. Погода разная, то дождь то солнце. Саша приходит к вечеру.

Перламутровка адиппа
Глазок цветочный
Чернушка нариене
Грибы среди лишайников
Голубянка торфяниковая

27.07. Подъем по р. Булу (Мойгота)
Идём вверх

Погода пасмурная, туманная. Выходим в 9:43.

По дороге дошли до Булу, пошли вдоль нее по левому берегу, по заросшим вырубкам и остаткам дорог. По какому-то завалу перешли на правый берег, пошли по нему (местами даже по каким-то кусочкам троп). От входа в горы — самый тяжелый участок: узкая заваленная долина. В тумане, под моросящим дождем лазаем вверх-вниз по крутому склону, ищем проходы. Внизу — ольха на камнях у воды, прерываемая скальными бомами. Сверху — выполаживание с поваленным лесом. Посередине — канавы небольших селевых потоков (есть совсем свежие), тоже завалы и т.п. Левый берег выглядит не лучше.

Встаем обедать в 14:55-16:58, высота 1780 м. К концу обеда туман начинает расходиться. Видно, что здесь уже хорошо можно идти по левому берегу у воды.

После обеда проходим еще по правому берегу. Впереди видна ступенька с красивым водопадом. Над водопадом леса уже нет. Рано встаем на ночевку чуть выше водопада (18:02, высота 2028 м), а за дровами ходим в радиалку вниз.

28.07. р. Булу (Мойгота) — пер. Дубль-В Штрих — р. Билюта
Панорама верховий Мойготы
Неустойчивая погода
Вид снизу на ключевое место перевала W'
Вид на перевалы Дубль-В и Дубль-В Штрих со стороны Билюты
Горы Мойгота и Перья, перевалы Дубль-В и Дубль-В Штрих со стороны верховий Билюты
Панорама р. Билюта
Круговая панорама долины Билюты выше границы леса
Вид вниз с верховий Правой Билюты

Погода неустойчивая. Из Тункинской долины иногда надувает туман, сверху иногда светит солнце. Выходим в 8:11.

Видим два варианта перевала, но какой из них правильный — издали неясно. И в том и в другом при желании можно увидеть сходство с буквой W. Издалека более проходимым кажется левый (западный) вариант, туда и направляемся. К сожалению, на подходах нас накрывает туманом и перевалы мы больше не видим. Как выяснилось потом — с перевалом мы ошиблись: настоящий перевал Дубль-В находится восточнее.

Перевал Дубль-В Штрих, п/п, 1Б, 2680 м. Соединяет правый исток р. Булу (Мойгота) с правым притоком р. Билюта.

Подход по крупноглыбовой морене — существенная трудность при прохождении перевала. Подъем на перевал — по широкому осыпному кулуару, без каких-либо сложностей. Спуск существенно сложнее: по узкому скально-осыпному кулуару с небольшими скальными сбросами.

В 11:41 мы наверху. Ключевое место на спуске пролезли поодиночке без рюкзаков (рюкзаки скинули вниз так).

Перейдя хребет, мы попадаем в гораздо более мирный район: здесь (и уже до конца похода) нам почти не встречаются крупные каменные россыпи, много лугов и некрупного курумника. Граница леса в бассейне Китоя проходит метров на 200 выше и даже погода, кажется, лучше — туман, поднимающийся из Тункинской долины, не переваливает сюда. Здесь наконец-то встречаются голубые озера, на которые мечтала посмотреть Юля.

Обедаем на реке (14:28-15:57, высота 1825 м). Погода отличная. После обеда начинаем подниматься по правому берегу реки.

В 19:58 встаем на ночевку у ручейка с небольшими лужами (высота 2552 м).

29.07. р. Билюта — пер. Байконур — в. 3026 — пер. Эдельвейс — р. Правый Шумак
Круговая панорама с в. 3026
Перевал Эдельвейс, наш путь подъема
Панорама Правого Шумака из висячей долины притока

Выходим в 8:27, продолжаем полого подниматься вдоль реки. Верховья Билюты и перевал Байконур — очень красивы и необычны.

Перевал Байконур, 1А, 2810. Соединяет верховья рек Билюта и Неизвестная (Левая Билюта). Со стороны Билюты — пологий подъем по лугам. Седловина — большой плоское поле с озером. Спуск в сторону Неизвестной — довольно крутой и высокий, по ступеням моренных гряд из некрупных камней.

Спуск с Байконура и подход под Эдельвейс — по причудливым моренным грядам, сложенным не слишком крупными камнями.

Перевал Эдельвейс, 1Б, 2775. Соединяет верховья р. Неизвестная (Левая Билюта) и правый приток р. Правый Шумак. Издали хорошо видны два кулуара, ведущие на перевал. Левый (на фотографии отмечен цифрой 1) идет на более низкую седловину. Спуск с него (как мы увидели потом) проще, чем с правого — по довольно пологому курумнику. Мы сперва и выбрали левый кулуар. Однако в середине пути непонятно зачем ушли в правое ответвление, которое кончается небольшим гребешком над долиной Неизвестной. (С чего это мы так ошиблись — совершенно непонятно: ответвление также было хорошо видно издали.) Вместо того, чтобы возвращаться, траверсировали склон к правой седловине. Место довольно неприятное: узкие полки на крутых разрушающихся скалах.

Встаем на ночевку в 18:17 (высота 1726).

30.07. р. Правый Шумак — пер. Ахтунг — пер. Лисий Хвост — г. Барун-Бортой — пер. Барунбортойский — р. Хэр
Более крупно
Перевал Ахтунг cо стороны Правого Шумака
Подъём на перевал Ахтунг. На плите.
Перевал Ахтунг со стороны Лев. Шумака, наш путь спуска
Круговая панорама с северной вершинки над перевалом Ахтунг
Вид на перевал Лисий Хвост
Подъем на пер. Лисий Хвост, вид на ключевое место
Круговая панорама с в. Бором-Бортой

Проблема с выбором дальнейшего пути заключалась в следующем: на имеющейся у нас карте-хребтовке есть лишь один перевал, ведущий на запад из долины Правого Шумака (Зунбортойский, 2А). Мы решили поискать другой путь пересечения хребта.

Погода отличная, вышли в 8:35. Пересекли Правый Шумак и полезли вверх в висячую долину притока.

Перевал Ахтунг п/п 1Б-2А 2615 м. Соединяет левый приток Правого Шумака и правый приток Левого Шумака.

Со стороны Правого Шумака перевал показался нам несложным с виду: ясно выраженная седловина, невысокий подъем по траве с отдельными скальными выходами. В реальности все оказалось существенно сложнее: последняя сотня метров подъема — крутая скальная плита с небольшими травянистыми полками. Скала прочная, ничего не сыпется, но лазанья много и выбор пути неочевиден — один раз пришлось довольно сильно возвращаться. Поднимаемся по левой части плиты, потом уходим направо.

В 11:00 на перевале. Путь спуска не просматривается. Идти решили через небольшую вершинку к северу. За ней мы увидели просторный широкий кулуар, который нам показался хорошим для спуска. В реальности кулуар оказался не таким простым: ближе к низу в нем встретился водопадный сброс, который пришлось облезать по скалам справа. Скалы достаточно прочные и удобные для лазанья, но уклон велик.

Перевал Лисий Хвост, 1Б, 2750 м. Соединяет правые притоки Левого Шумака. С северной стороны подъем по осыпному конусу в скальную узость, затем направо по косой полке из рыжей сыпухи. Путь достаточно очевидный, снизу отлично просматривается. Ключевое место — скальная узость (место, откуда растет "хвост"). Здесь в центре стоит скала, которую надо обходить либо слева, либо справа. Путь справа может быть проще, но чем-то он нам не понравился. Мы пошли слева, облезая скалу через верх, при этом нам пришлось делать небольшой, но довольно неприятный траверс по мягким разрушающимся скалам на нужную косую полку.

В 15:00 мы на перевале. Спуск с перевала на юг совсем пологий. Мы пошли через вершину Боромбортой (2950).

Перевал Боромбортойский (Барунбортойский), 1А, 2850 м. Соединяет правый приток Левого Шумака и верховья правого истока р. Хэр. Со стороны Шумака подъем совсем пологий, в сторону р. Хэр спуск по довольно крутому, но несложному курумнику.

С перевала спустились на высокую полку правого борта долины, прошли по ней на юг до конца и спустились к реке.

Встаем на ночевку под перевалом Илтыкшинский (18:22, высота 2200 м).

31.07. р. Хэр — пер. Илтыкшинский — р. Илтыкшин — перевал через хребет с радиалкой на в. 3069 — верховья р. Эхе-Гэр — пер. Шумакский — р. Левый Шумак

Перевал Илтыкшинский со стороны р. Хэр
На перевале Илтыкшинском
Вид в сторону р. Илтыкшин
Перевал Илтыкшинский со стороны р. Илтыкшин

Вид на перевал Красавина
Перевал Красавина и пик Илья Муромец
Поднимаемся на хребет
Вышли в 7:25.

Перевал Илтыкшинский, 1А, 2700 м. Соединяет верховья рек Хэр и Илтыкшин. Со стороны р. Хэр несложный подъем по траве и курумнику со скальными выходами. На перевале в 8:55. Спускались разделившись по разным кулуарам (чтобы не заботиться о камнеопасности). Кулуары простые, справа — более просторные.

Сперва мы направились к перевалу Красавина, однако потом придумали более интересный путь: полого подняться по хребтику правее перевала и перевалить в Эхе-Гер гораздо ближе к Шумакскому перевалу. Так и сделали. Через хребет перевалили на высоте около 3000 м правее вершины 3069, на нее сходили в радиалку.

Пик Илья Муромец и перевал Красавина
Вид в долину Эхе-Гера. Перевалы Гранатовый и Надежда.
Перевал Илтыкшинский, перевал Лисий Хвост
Круговая панорама с хребта
Водопад

Спустились на мощнейшую тропу к Шумакскому перевалу.

Перевал Шумакский, 1А, 2770 м. Соединяет долины р. Эхе-Гер и правого притока Левого Шумака. Проходится по мощной тропе. В начале спуска в сторону Шумака — несложный спуск по скалам. На перевале были в 15:52.

По тропе идем до каньона на притоке Шумака перед впадением его в Шумак. Мы прошли немного по левому берегу в поисках стоянки.

На реке — красивый высокий водопад. На другом берегу — хорошая истоптанная смотровая площадка.

Стоянка в 17:30 недалеко от водопада, высота 2015 м.

1.08. р. Левый Шумак — перевал через в. 2830 с радиалкой на в. 2970 — р. Зун-Гол — пер. Надежда — пер. Гранатовый — р. Хубыты
Перевалы Зунгольский и Зунгольский Северный
Круговая панорама с перевала Зунгольский Северный

Вышли в 7:58. Идем вверх по Шумаку.

Перевалы Зунгольский, 1А и Зунгольский Северный, 1Б?, 2818 м. Соединяют верховья Левого Шумака и левый исток р. Зун-Гол. Расположены к северу и к югу от вершинки 2830. На перевал Зунгольский подъем со стороны Шумака по осыпным кулуарам, спуск по простому пологому курумнику. На перевал Зунголький Северный — наоборот. Переваливать можно и в любом месте между перевалами. Мы прошли прямо через вершину 2830.

От вершины 2830 сделали радиалку к северу на в. 2970. По пути прошли через пер. Зунгольский Северный. С вершины 2970 отличные виды во все стороны.

Обедаем в долине левого истока Зун-Гола 13:32-14:45 высота 2310 м.

Перевал Надежда, 1А, 2800 м. Соединяет левый исток Зун-Гола и правый исток Эхе-Гера. Подъем со стороны Зун-Гола — по длинной осыпи. Много песка и сползающих камней, но все очень полого. На перевале в 16:27. Сильный ветер.

Перевал Гранатовый, 1А, 2740 м. Соединяет правый исток Эхе-Гера и верховья р. Хубыты. Расположен совсем рядом с пер. Надежда, между перевалами — заметная тропа прямо и полого спускающаяся к перевалу Гранатовый. На перевале в 16:55.

Долина Хубыты — просторная, луговая. На выходе из гор — крутой и высокий сброс, здесь начинается зона леса.

В хитросплетениях тропинок у избы мы потеряли основную тропу и спускались правее нее. Наконец выходим на тропу и в 19:40 встаем на ночевку в пологом лесу у выхода р. Хубыты из каньона (высота 1642 м).

2.08. Спуск по р. Хубыты в Нилову Пустынь

Утром погода дождливая и туманная, днем идет дождь, хотя и солнце иногда появляется. Выходим в 8:33, идем по тропе. В месте, где слева приходит тропа с Эхе-Гера — озера, дома, местные, туристы... Дальше тропа совсем мощная и, кажется, уже проезжая для автомобиля. Довольно легко бродим Эхе-Гер и выходим на шоссе. Здесь почти сразу договариваемся с водителем микроавтобуса о выброске в Слюдянку. Он забирает нас на обратном пути. Поход закончен!

Отчёт ЗНАЧИТЕЛЬНО сокращён. Полная версия находится по адресу http://slazav.mccme.ru/tunk06.htm.

Слава Завьялов

Алексей МисюркеевИнтересный маршрут. Узнал, много нового.
09.01.2007, 10:07:15 |
МаринаРебята, а мы — я, муж и 10-летняя Ника — ехали с вами в маршрутке с Ниловки до Слюдянки. И завидовали вам белой завистью — Вид у вас был такой ...счастливый до изнеможения. Вы смотрели фотки в своих цифровиках, показывали друг другу наиболее удачные. Какая-то местная неугомонная старушка вас все расспрашивала ... а вы из последних сил ей что-то рассказывали. Что вы из Питера и Москвы, что прошли с Аршана по всем перевалам и т.д. Спасибо вам, что выставили все те фото на сайтах, вот и нам перепало немного счастья, которое нам по возрасту уже не светит, может, дочке разве что... Путешествуйте дальше. не ломайте только больше ничьи ноги, молодцы, спасибо.
23.01.2007, 18:23:42 |
АлександрУ каждого походника свое счастье. И каждый мечтает попасть туда, где еще не ступала нога походника.
Ваше походное счастье по-своему нас вдохновило и мы написали немного про вас в своих дневниках.
Они опубликованы в Инете. Если есть желание, то вот один из адресов (Походные сказания о Тункинской долине. Части I-V. с 20 июля по 10 августа 2006 г., Александр, Марина Тарновские):
Всю дорогу мы любовались вашими загорелыми, слегка красноватыми лицами. Ваши фотки иногда просто поражают видами, которые вам довелось сохранить для многих. Возможно, что когда-нибудь вам удастся снова пройти по этим местам. Вместе с Юлей... Ведь там неописуемо прекрасно!..
Спасибо, братья Походники! Удачи!
26.01.2007, 17:50:48 |
Олег ЗубковНебольшой комментарий по поводу перевала Зунбортойского: несмотря на то, что он имеет категорию 2а, его можно пройти без веревок и железа, если взять значительно правее (если смотреть снизу из долины Правого Шумака). В этом месте плиты кончаются и идёт сравнительно крутой, но проходимый рельеф (см. фото). Такой подъём можно охарактеризовать как 1б. Спуск в долину реки Хэр тривиален. Судя по фотографиям перевала Ахтунг, он сложнее.