|
| Если Вы планируете идти пешком, то не нужно ехать на сам прииск. Тропа на перевал начинается, не доезжая до Самарты 3км. От дороги, видна гора Малгайта и распадок р. Малгайта-Жалга. Наш пеший переход начался от шлагбаума на прииске. Мы вернулись по дороге 1,5 км, перешли вброд р. Самарта, которая в этом месте представяет собой несколько мелководных проток. Глубина брода до 0,5 м. Пройдя вниз по лб Самарты еще на 1-1,5 км, мы подошли к месту, где дорога уходит от реки по долине ручья Малгайта-Жалга. Здесь начинается крутой подъем в верховья ручья. Сначала шли по дороге, затем продолжили движение вдоль ручья и через 2 часа (здесь и дальше время приводится чистое ходовое) вышли на перевал Малгайта-Жалга. Высота перевала 2300 м. Гора Малгайта (2538 м) имеет характерный предвершинный скальный венчик, из-за которого её ещё называют Малахай. Сейчас существует дорога которая идет левее, в следующий распадок от перевала, там немного выше подъем но значительно короче путь и, главное, гораздо лучше спуск в долину Арлык-Гола. Правильней идти по этой дороге. На перевале мы сняли записку лыжной группы Кулешова О.А. от 2002 г. Спуск в долину р. Арлык-Гол оказался достаточно крутым, особенно его нижняя часть, и занял у нас 50 мин. Брод через Арлык-Гол не вызвал затруднений. Ширина брода около 10 м, глубина до 0,5 м. Левобережная тропа вдоль Арлык-Гола часто теряется, много заболоченных участков. Дойдя до ближайшего лесочка, мы остановились на ночлег. На следующий день продолжили подъем вдоль Арлык-Гола. Двигались практически без тропы по левому берегу. Через 2-2,5 часа вышли к скальной перемычке, с которой Арлык-Гол падал двумя водопадами. Выше перемычки длинное озеро. Не доходя 300 м до перемычки, начинается тропа на перевал Саган-Сайр-Дабан. К самой перемычке мы не пошли а сразу начали забирать вправо к перевалу траверсируя склон. Справа от тропы подъема — распадок ручья глубиной около 30 м. Тропа серпантином поднимается по склону на верх хребта. Подъем крутой (около 300 м по вертикали). Вышли наверх за 1 ч 20 мин. Отсюда видна перевальная седловина, к которой идет пологий заболоченный подъем. Тропы практически нет. Через 40 мин подъема, к 18-00, вышли на пер. Саган-Сайр-Дабан. Высота перевала 2410 м. Сам тур расположен правее седловины и метра на 1,5 выше ее. Погода отличная. На северных склонах много снежников. Сняли записки групп из Казани и Усолья-Сибирского от 8.08.2002 г. следующих на Онот 5 к.с. и группы из Южного-Кузбасса следующих на Онот 6 к.с., рук Козин С.В. С перевала в Юго-Восточном направлении идет крутой каменистый спуск, с которого видна долина р. Саган-Сайр и распадок, по которому надо подниматься на перевал Оспин-Дабан. Тропа серпантином спускается к ручью (правый приток р. Саган-Сайр), текущему из правого по ходу распадка. Видно как ниже ручей уходит в небольшой каньон. Слева над ручьем крутой каменистый склон. Тропа идет вдоль осыпного склона с несколькими опасными участками. После разведки выяснили что можно идти двумя вариантами: или прямо по тропе, или спуститься в каньон ручья и с несколькими бродами выйти к невысокому (метров 10-13) подъему по мелкой осыпи на левый берег в конце опасного склона. Мы выбрали первый вариант и прошли по осыпному склону ЛБ, предварительно подготовив ступени на опасных участках. Спуск с перевала на 200 м по вертикали занял у нас 30 мин. Дальнейший спуск к слиянию двух истоков р. Саган-Сайр занял ещё 1 ч. 10 мин. После брода через левый приток тропа полого спускается вдоль левого берега и выходит к брошенной базе геологов, от которой вниз уходит тракторная дорога. Дорога переходит на правый берег, а тропа продолжает идти дальше по левому, пройдя от базы еще около 1 км, мы выбрали сухую террасу и стали лагерем. От лагеря видна дорога на третий перевал. С утра пока собирались, по дороге проехал трактор. Продолжили движение по тропе, которая теряясь, вывела нас к озеру через 45 мин. Обойдя его слева и перебродив левую составляющую р. Саган-Сайр начали подъем, подрезая левый по ходу движения склон. Еще через час движения мы вышли на тракторную дорогу и через 2 ч. поднялись на перевал Оспин-Дабан (2518). На подходе к перевалу мы встретились с двумя КАМАЗами Иркутского горного комбината, которые возвращались в Иркутск. На перевале стоял балок на санях и перевалочная база с запасом дров, воды и топлива. С перевала дорога крутым серпантином уходит вниз. На перевале мы были в 14-30 и остановились на обед. В домике есть стол, печь и пара кроватей. Спуск с перевала крутой, дорога идет серпантином вниз, до брода через левую составляющую р. Онот спуск занимает около 40 мин. После брода дорога вышла на более пологий склон ЛБ. Отсюда до первых деревьев еще 10 мин. Вправо открывается красивый вид на массив Оспинского хребта, главная вершина которого г. Оспин-Улан-Сарьдаг имеет высоту 3110 м. От слияния двух ручьев вниз уходит река, которая на одних картах обозначена как Онот, а на других как Оспа или вообще без названия. По второму варианту Онот начинается от слияния этой реки с р. Барун-Оспа. Продолжив спуск вниз по дороге, мы дошли до базы геологов, расположенной напротив впадения правого притока р. Зун-Оспа. Здесь активно разрабатывают и строят прииски и рудники. На базе есть несколько домов для круглогодичного проживания, дизель-электростанция и даже спутниковая связь и Интернет! Правда ниже поселка дорога заканчивается и начинается глухая тайга без признаков человека. Много заболоченных мест, где движение с рюкзаком очень затруднено. Сухих участков тропы явно меньше. Место для строительства катамаранов мы нашли примерно в 4 км ниже базы геологов т.е. на 1,5 км выше впадения р. Барун-Оспа, там где река собирается в одно русло и появляются скалы формируя мини каньон. Весь путь от первых деревьев до стоянки занял у нас 2 ч. 30 мин. 27.07.06 Разведка показала, что после вчерашних дождей воды в реке достаточно для начала сплава, поэтому мы приступили к постройке судов. К вечеру все пять катамаранов были готовы. Далее (Верхний Онот (пр.№В1-В9; 1-2) (Сплав по р. Онот))
| |||||||||||||||||||||||||||||