28.07.06

До слияния с р. Барун-Оспа Онот еще несколько раз разливается на рукава и несмотря на явно мутную воду, двигаться сложно — очень мелко и много острых камней. Воды для нормального сплава явно не достаточно! Через 1 км после старта К-2(1) и К-4(1) получили разрезы шкуры и вынуждены были ремонтироваться во время обеда. После слияния Онот сразу входит в первый каньон, русло собирается воедино, и начинаются пороги. Так как в базовой лоции эти пороги не описаны, предлагаю собственную нумерацию для верхнего каньона.

№ В1 (II). Простой слив. Узко и мелко. Прошли сходу, страхуя друг друга с воды. Вход осложнен обливными и полуобливными камнями.

№ В2 (II+). Короткий порог. Вход осложнен полуобливными камнями, в центре слива обливной камень. Налетев на него сходу, К-2-1, шедший первым, сломал первую поперечину.

№ В3 (IV-... IV+). Сложный порог, просмотр по правому берегу. Расположен на крутом левом повороте. В центре слива полуобливной зуб, сразу за ним прижим к правому берегу и дальше струя, отражаясь, прижимает к камню под ЛБ. Общий перепад 3-4 метра, длина порога 50 м. Шли по основной струе, пытаясь пройти между зубом в русле и ПБ, уходя при этом от прижима на ПБ. Уходить удавалось не всем экипажам.

№ В4 (IV-... IV+). Расположен на плавном правом повороте. ПБ более пологий, под ним крупные камни в русле. В центре слива лежит обливная плита, в нашу воду можно прыгать через нее, основной слив вдоль левого берега с навалом на выступающую скалу левого берега. Желателен просмотр.

Шли походной колонной по основной струе, прыгая с плиты под ЛБ, уходили от навала на ЛБ скалу, далее лавируя среди камней в центре русла. Страховали друг друга с воды.

При прохождении порога К-4-2 сломала выступающий край левой продолины.

№ В5 (IV). Короткий порог с общим падением 2-3 метра и сильным навалом на ПБ. Линия движения справа — налево. Необходим четкий маневр.

№ В6 (III). Простой чистый слив до 0.5 м. Справа приток с удобным выходом наверх. Обнос водопада Спартак удобно начинать здесь, поднявшись по распадку ручья на высокий правый берег.

№ В7 (III). Простой порог с перепадом до 1 м.

После порога плес и плавный левый поворот.

№ В8 (IV+...V). Рваный двухметровый слив за которым, через 30м, мощной шиверой начинается двухкаскадный водопад «Спартак» высотой 8 м.

Обнос водопада по правому берегу. Длина обноса 150-200 м. Тропы нет, движение осложнено неровностями рельефа и скользким ягелем. Сразу за водопадом, напротив прижима в лево-бережный карман есть полка у воды на лагерь 4-5 палаток. Мы после прохождения порога №В7 поднимали катамараны веревками по крутому склону правого берега, люди поднимались используя веревку как перила. В это время нас накрыл град. Отдельные снаряды были размером с виноградины и тем, кто снял каски, пришлось очень не сладко. Град шел минут 15, после чего снова вышло солнце и подсветило окружающие вершины. Красота неописуемая.

№В9 Водопад «Спартак». Общая высота водопада 8 м. Водопад двухступенчатый, высота ступеней по 4 м. Первая ступень наклонная с боем в скалу ПБ, вторая ступень отвесно падающая. Прохождение водопада «Спартак» возможно на каяках.

Ориентир водопада – правый приток в конце порога № В6, высокие скалы и резкое сужение русла, до щели 6-8 метров шириной, место чалки необходимо разведать заранее – улова очень маленькие.

29.07.06

За водопадом «Спартак» в каньоне еще 4 простых шиверы на протяжении 2 км сплава. Дальше уклон реки плавно уменьшается, Онот начинает петлять как простая таежная река. Местами омуты глубиной до 3-5 м, но рыбы нет. Примерно через 1 час сплава (5-6 км) уклон реки возрастает, начинаются шиверы, за ними следует порог №1 по базовой лоции.

№1(IV...V). Порог шиверистого типа. Крутопадающая горка с обливных валунов, длина примерно 80 м, перепад 5-6 м. Ориентир порога — резко возросший уклон и длинная и широкая крупновалунная отмель у левого берега. Проходили порог под ПБ по основной струе, уходя от навала на камни в русле.

За порогом следует участок мелководных шивер, ширина русла 60-80 м, сразу за ними расположен порог №2.

№2 порог (IV+…V). В правой части русла много крупных валунов. Основная струя идет под левым берегом и падает с обливных плит. Проходы очень узкие и требуют четкого маневра. Мы прошли порог тремя двойками, а обе четверки обнесли, для починки шкур, которые сильно пострадали в первом каньоне. Над порогом есть хорошее место для стоянки, на котором мы остановились на ночлег.

30.07.06

Далее после участка чистого быстротока длиной 3,5 км Онот крутой шиверой устремляется вниз. Характерные особенности участка – широкое русло, очень большой уклон, крайне мелко. Это начало Ильчирского каскада, длина которого 3 км.

Заканчивается каскад в устье правого притока Дарма.

Далее (Ильчирский каскад (пр.№3-13) (Сплав по р. Онот))