№ 3 — крутопадающая шивера (IV). Ширина русла до 100 м. Пройдя первую половину шиверы №3, пришли к выводу, что дальше двигаться проблематично. При таком уклоне уровень воды не позволяет безаварийно проходить препятствия. Дальнейшая разведка показала, что характер реки не меняется на протяжении всего каскада. Очень мелко, узкие проходы, большое количество острых обломков в русле. Было принято решение обнести весь каскад по тропе левого берега, до устья реки Дарма, в целях сохранения катамаранов и экономии времени на прохождение Гранд-Каньона. Обнос закончили к 20-00, лагерь поставили под развесистыми кедрами ЛБ, на правом берегу р. Дарма.

Ниже приводится лоция Ильчирского каскада, препятствия которого наша группа не шла.

№ 4 – порог (IV...V-). В левой части русла много камней, проходов нет. Основная струя крутой лестницей падает вниз у правого берега. На выходе: левый берег — скальная стенка высотой до 15 метров.

№ 5 — порог "Рвач" (IV+...V). Начинается за крутым левым поворотом. В правой части русла много камней. Слева поток падает лестницей. Косой слив в камни левого берега, затем струя бьёт в карман левого берега под нависающий карниз.

№ 6 – порог (V-...V+). Порог водопадного типа. Правая часть струи перекрыта крупными камнями, слева ряд сливов. Под левым берегом проход шириной 3 м, навал на левобережную скалу, потом водопадный слив более 1 м высотой и 2,5 м шириной.

№ 7 – водопад «Нефрит» (VI). Следует через 15 м после порога № 6 . Высота водопада 4 м.

№ 8 — порог(IV+...V-). Через 30 м после водопада русло перекрыто справа полуобливным скальным обломком. Крутой слив под левый берег с нависающей скалой.

№ 9 — порог "Лестница" (IV+...V-). В правой части русла надводные камни, по центру ряд сливов.

№ 10 – шивера (IV).

№ 11 – порог (III). Расположен на плавном левом повороте. В центре надводные камни. В конце порога свал воды под правую скальную стенку.

№ 12 – шивера (III). Длинная каменистая шивера, в конце которой справа двумя рукавами впадает р. Ильчир.

№ 13 – порог (III). Расположен сразу за устьем р. Ильчир.

Далее идет длинная каменистая шивера с большим количеством камней в русле.

31.07.06

Сплав продолжили от устья р. Дарма. Река — сплошная мелководная шивера до порога №14.

№ 14 – порог (III+...IV-). Длина порога около 200 м, падение 6-7 м. В русле много камней. Проходили по центру с несколькими посадками на камни.

№ 15 – порог (III+...IV-). Прямой порог длиной 100 м, падение 5-7 м. Проходили по центральной части русла.

№ 16 — порог "Шашлык" (III+...IV-). после порога N 15 за правым поворотом в русле остров с лесом, на правом берегу осыпи с красными камнями. Левая протока мелководна. Правая протока поворачивает влево почти на 90º и на повороте бьёт в правобережную гладкую, почти вертикальную скалу. Отбоя почти нет. Перед скалой крутая горка со сливами. В большую воду порог опасен. Разведка с левого берега. Проходили в левой части русла. При нашем уровне воды навал на скалу был слабым и отработать от него не представляло большого труда. Сразу за порогом большой омут и пляж.

№ 17 – порог (IV-...IV+). Начинается на левом повороте сразу за омутом. Гряда камней с проходами по центру. Затем еще два слива. Проходили по основной струе. Желательна разведка по левому берегу, последний слив неровный с обломком в центре. Высота слива до 1 м.

После порога № 17 на протяжении 500 м идет простая для сплава и чрезвычайно сложная для проводки шивера с массой камней, ширина реки метров 120-140. Очень мелко. Проводка заняла много времени. В конце шиверы на правом повороте уклон возрастает. Виден большой остров. Левая протока узкая, в правой — мощная шивера, переходящая в порог, которым начинается двухкилометровый каскад Убур-Жалга.

Далее (Каскад Убур-Жалга (пр.№18-27) (Сплав по р. Онот))