№ 18 – шивера (V-...V). Мощная и сложная шивера с огромным количеством крупных плит и камней, узкими проходами и большим уклоном. При нашем уровне воды шивера была непроходима, и мы сделали проводку судов по левой протоке. Отсюда мы обнесли вещи до водопада «Гномик» и установили здесь базовый лагерь. Шли без тропы то по береговой кромке, то траверсируя обрывистый ЛБ склон. Тропу обноса обнаружили на следующий день возвращаясь к судам. Нужно сначала подняться метров 70 вверх от реки, далее по старой вездеходной дороге дойти до р. Убур-Жалга и спуститься вдоль нее к Оноту. Оставшиеся 600 м до водопада тропа идет вдоль Онота.

1.08.06

№ 19 — мощный порог (V+...VI). Начинается сразу от слияния проток. Огромный уклон, масса камней. Узкие проходы с навалом на крупные валуны. Линия движения сложная. Проходил порог только К-2-1. Вся остальная группа была задействована на страховке и фото-видео съемке.

№ 20 — порог "Десятка" (IV+...V+). Начинается на левом повороте. Берега скальные, в русле много камней. На выходе зигзагообразное скальное сужение с навалом сначала на левую, а затем на правую стенки. На входе в порог пришлось сделать небольшую проводку, а затем все экипажи прошли порог по центральной части русла со сложной лавировкой. При прохождении опять порвалась К-4-1. Ремонт проводили во время разведки и прохождения остальной группой порога «Очко».

№ 21 – порог (IV-...IV+). Простой порог на прямом участке. Сливы до 1,5 м, ворота из камней шириной немногим более 2 метров. Проходили по основной струе.

№ 22 — порог "Очко" (V... VI-). Расположен после впадения ручья с правого берега. На заходе в центре крупные камни. Затем ряд мощных сливов, заканчивающихся узким мощным сливом с жесткой косой бочкой под отвесной скалой левого берега и прижимом к нему. Перепад около 8м. Разведка и страховка с правого берега. Страховали живцом, 3-мя морковками и катамараном двойкой с воды. Все суда прошли успешно.

№ 23 – порог (IV...V-). В русле очень много камней, сложная линия движения. Проходили в левой части русла с несколькими посадками на камни.

№ 24 – порог (IV+...V). В правой части русла крупные камни. В левой части ряд сливов, в конце узкий проход в центре и свал воды вправо. Заходили в порог в правой части русла, а затем уходили в центр. Без посадок на камни и здесь не обошлось — маловато воды.

№ 25 — порог-водопад "Гномик" (VI). Начинается узким сливом высотой около 1 м между большим скальным выступом левого берега и скалами правого берега. Сразу за сливом острый обливной клык, который не позволяет разогнаться и ровно выйти на слив при нашем уровне воды. Далее по диагонали от центра к ПБ идет небольшой желоб длиной метров 8, в конце которого река почти отвесно падает с 4-метровой высоты. Мы заходили по желобу, огибали клык и, равняя катамараны на гребне, прыгали с водопада. К-4 сборная перевернулась по диагонали через левый нос, К-2-1 перевернулась под водой через левый борт, К-2-2 устояла, благодаря тому что левый гребец был брошен в центр катамарана и таким образом облегчил левый баллон.

02.08.06

После водопада уклон уменьшается и до порога «Островной» следует несколько шивер, читаемых с воды. В одной из них есть слив через всю реку 0,7-0,8 м.

№ 26 – сложный порог "Островной" (IV+...V). Начинается на зигзагообразном правом повороте реки. В русле два острова. Левая протока сухая, средняя мелководная, основная часть во-ды идет под правым берегом. Начинается порог мощной шиверой под скальным правым берегом. Ниже острова в русле гранитные плиты, серия сливов. Заканчивается порог сливом под левобережной скальной стенкой. Проходили порог по основной струе, держась её центральной части.

№ 27 – порог "Лоток" (IV... IV+). Расположен за левым поворотом после впадения ручья с ПБ. За ручьём справа в русле крупные глыбы, слева крупная плита, которая не полностью обли-вается водой. Основная струя идет тремя сливами по узкому крутому лотку. Эмоциональный и фотогеничный порог с перепадом 7-8 м.

№ 28 – порог (IV-...IV). В центре русла скальный обломок, который делит струю на две равные части. В проходах сливы до 1 м. Проходили в левой половине русла. За порогом шивера и конец каскада Убур-Жалга.

№ 29 – порог (III+...IV). Расположен на левом повороте реки. В устье правого притока слив через обливные камни. Через 20 м еще один более мощный слив с сужением до 1 м. За ним бочка. Перед порогом и за ним шиверы. Проходили в правой половине русла.

Далее на протяжении 1 км каскад простых шивер. Сливы, прижимы. Левый берег крутой.

№ 30 – порог (III+...IV). Состоит из двух каскадов. Сначала слив у правого берега, затем у левого. За вторым сливом прижим к левому скальному берегу.

№ 31 – порог (III+...IV). В русле остров с кустами. Левая протока полноводная, правая более мелкая и узкая. В основной протоке горка с валами. Проходили по основной струе левой протоки.

№ 32 – порог (III+...IV). Аналогичный порогу № 31. За порогом справа впадает ручей, за ним за крутым правым поворотом порог № 33. Разведка обязательна.

№ 33 — порог "Бычок" (V...VI-). Расположен за крутым правым поворотом. На входе группа камней у правого берега, сразу за ними крупный камень в центре русла, на него сильный навал. В конце порога камни у левого берега, а под правым слив через плиту. Длина порога метров 35-40, падение около 5 м. Проходили порог под правым берегом.

№ 34 – мощный порог («миниХаос») (V...VI-). В русле огромные нагромождения камней. На входе камень в виде параллелограмма. Основная струя идет у правого берега. На выходе слив с пенной ямой. Навал на скалы. Разведка по правому берегу. Проходили по основной струе. Этот порог мы приняли за «Хаос» и назвали его «миниХаос».

За поворотом шивера, проход вдоль левого берега. Через 300 м ещё одна шивера, за которой надо остановиться для разведки порога «Хаос». Впереди поперёк реки встаёт нагромождение камней — это порог «Хаос».

№ 35 — порог "Хаос"(V+..VI-). Русло завалено огромным количеством гладких валунов разной величины (есть экземпляры диаметром 3-5 м). Проходы узкие. Длина порога 200м, общее падение 10 м. Линия движения сильно зависит от уровня воды. Заходили по центру, затем ухо-дили в суводь за камень, стоящий в левой половине русла, после чего пересекали струю к правому берегу. Далее прыгали в слив у правого берега, резко траверсировали струю за централь-ными валунами и проходили нижнюю часть порога слева в центр по бурному сливу. Разведка обязательна и возможна по любому берегу. На наш взгляд осмотр и обнос удобнее проводить по правому берегу. Перед началом порога на ПБ есть хорошее место для стоянки, которым мы и воспользовались. Все наши двойки прошли порог в конце дня, а утром следующего дня мы обнесли четверки, поскольку узкие проходы, большой уклон и малое расстояние между ступенями порога не оставляют их экипажам шансов пройти препятствие безаварийно.

03.08.06

После порога река входит в скальный коридор и резко сворачивает влево — это начало Дабанского каньона, длина которого около 1 км. Проведя разведку, мы решили не разгружать катамараны, а идти сквозным сплавом. Это решение существенно сэкономило нам время.

Далее (Дабанский каньон (пр.№36-39) (Сплав по р. Онот))