Восхождение на Мунку Сардык

Озеро Эхой
Просыпаемся около 8:00. Шуршит дождь. Ветер умеренный. Туман, но светлее чем вчера. Не спеша завтракаем.

Часам к десяти туман растягивает, выходит солнце. Решаем подсушиться и попробовать рвануть наверх. На ветру и на солнце все достаточно быстро сохнет. Пока идет сушка, неторопливо собираемся. Запихиваем в рюкзаки веревку, кошки, каски, системы, пуховки перекус и т.п.

Выходим в 12:00. После суточного лежания идется не очень. Уходим по ложбине между моренным валом и склоном хребта и поднимаемся влево на бугор, там должно быть озеро. Полтора часа уходит на подъем к озеру.

Треть озера занимает льдина, вода бирюзового цвета. Жаль, что позавчера не добрались сюда.

Открылся цирк перед горой. Ледник Мунку-Сардыка блестит на солнце так, что глазам больно. Вид потрясающий. Фотографируем красоты, отдых и — вперед.
Наш маршрут на Мунку-Сардык

Держим направление на начало кулуара под большим жандармом. Идем медленно и осторожно. Камни еще не просохли после дождей и местами скользкие, как мыло. На подход к началу ледника уходит еще два часа, а казалось – рукой подать. Пощупали начало – действительно лед, а сверху слой раскисшего снега 10-20 см. Лучше бы это был просто снежник. Делать нечего, одеваем кошки, системы, каски и …

Первые 200 метров, до начала кулуара, подъем незначительный, идти несложно и безопасно. Дальше надо уходить вправо, там не так круто и камни с ледника сыпятся в воронку кулуара именно по левому скальному ребру. Последние 30 м ледника идем со страховкой, организуя ее с помощью 3-х ледобуров (все таки пригодились). Вышли на щебенку, сняли кошки, сбухтовали веревку и ушли вверх по сыпухе на гребень. Сыпуха мелкая (просто щебень), подвижная, вперемешку со снегом, идти по ней вверх – удовольствие ниже среднего, но зато безопасно.

Когда шли по леднику, то увидели, что снизу нас догоняет группа из 4-х человек. Наверное, спортсмены, топают шустро. На подъеме периодически оглядываемся – ну, как они там. На входе в кулуар их группа разделяется: один парень уходит влево вверх по скальному ребру, а трое (парень и две девчонки) идут за нами. На гребне, немного не доходя до жандарма, дожидаемся их и пропускаем вперед: молодые, здоровые, быстро бегают. Говорят, что из Иркутска. Экстремальщики. Идут налегке, у парня один маленький рюкзачок. Девчата в резиновых сапогах. Из снаряжения – два коротких альпендрына у девчат и веревка метров 15 (практически бельевая). А мы — старперы больные – идем в касках, системах, железом гремим.

Догоняем их возле жандарма. Надо обходить жандарм. Слева сыпуха крутая, снегом присыпана, камни живые, справа – практически обрыв. Девчата стоят, топчутся — страшно. Разматываем веревку, навешиваем перила, обвязываем девчат репшнуром и благополучно проходим. Дальше идем все вместе. Проходим еще метров 200 по гребню, здесь круче, но зато навешены стационарные перила. Веревка 20 мм, шлямбуры в монолит (все как в описании), веревки местами побиты камнями и разлохмачены, но они есть. Дай бог здоровья тем добрым людям, которые их навесили. Перила начинаются от первого крутого подъема (после жандарма) и идут до самой вершины. Веревка оказывается не одна, а целых три, последняя закреплена на вершинном камне. Этот камень с гребня напоминает склонившуюся женщину, накрывшуюся шалью, а смотришь на фотографию — другая ассоциация : как будто монах в капюшоне читает книгу.

Пристегиваемся к перилам и идем наверх. Видим, что наверху нас уже ждет четвертый член иркутской группы.

И
Фигура на вершине Мунку Сардык
вот вершина. Маленькая площадка.
Вершина Мунку Сардык
Православный крест. Сооружение из жердей, все обвязанное ленточками и заваленное сувенирами. Чего только здесь нет: вымпелы, кепки, даже аудиокассеты и CD диски. Смотрю на часы – уже 19:45 – поздно, надо валить вниз.

Сделали несколько снимков в разные стороны.
Вид с Мунку-Сардык
К сожалению, озеро Хубсугул так и не увидели — со стороны Монголии сплошной туман. Зато с нашей стороны – такие интересные полосатые хребты. Сфоткались сами, привязали по ленточке. Топаем всей толпой вниз.

Торопимся, идем достаточно быстро…, пока не кончаются перильные веревки. Здесь у девчат из иркутской группы сдают нервы, да и усталость, наверное, сказывается, вниз без страховки идти страшно. Приходится весь гребень провешивать перилами, а веревка одна, возимся долго, солнышко уходит за гору. Сыпуху проходим в связке, чтобы не сматывать веревку. Кусочек ледника проскакиваем в три приема спортивным спуском по двойной веревке, оставляя ледобуры. На морене прощаемся с иркутянами. Пока сматываем веревку, те убегают уже далеко. Скачем вниз сами. Постепенно темнеет.

В 00:00 остановились: совсем темно, до оз. Эхой метров 500. Идти просто невозможно, маленький фонарик на крупной морене не сильно помогает. Решаем ночевать здесь. Благо, дождя нет, а у нас с собой пуховки, свитера и коврики. Устраиваемся под большим камнем. Он прикрывает от сквозняка.

На
Перед восходом солнца
камни (под зад) веревку, сверху коврики — получилось неплохое полулежачее кресло. Оделись. Ноги в один рюкзак, вторым укрылись, обнялись и так, в полудреме, до утра. Ночью было прохладно, мы перепели все песни о горах и звёздах…

Зато
Солнце взошло над озером Эхой
какой был рассвет! Примерно за полчаса до восхода небо на востоке (у нас получилось как раз над озером Эхой) сначала порозовело, потом стало краснеть. Озеро стало розовым. Облака на востоке засветились золотом. С каждой минутой все ярче, ярче... И наконец, чётко в понижении моренных гребней над озером, показался долгожданный край огненного шара. Все вокруг, по моему, даже воздух, начало окрашиваться розовым. Через несколько минут Ярило вылезло полностью, и в его сторону уже трудно было смотреть…

Немного погревшись на солнышке, собрались, как могли размяли затекшие суставы и пошли к палатке. Перевалили через бугор возле озера, и вот наша палатка, под камушком. В итоге оказалось, что на спуск не хватило около 1,5 часов. Дошли до палатки, позавтракали и завалились спать. Продрыхли часов до двух, а когда проснулись — по полиэтилену над палаткой шуршал мелкий частый дождик... И так, с небольшими перерывами, до 9 часов утра.

Далее (Путь вниз, к тракту (25.07.06))