12 августа 2006 года.

Уже светло, а вставать нет никакого желания. По палатке все еще барабанит дождь. Он так и пробарабанил всю ночь, то усиливаясь, а то немного утихая. Вот и лежу и нет желания выбираться из спальника. Все равно дождь, а
Верхний водопад на Сыни утром
в дождь мы никуда не пойдем. Уже выспался и отлежал все бока, надоело. Так кажется утих. Выползаю из палатки, пора готовить завтрак. Ба! Вода в каньоне поднялась метра на полтора. Хм, а тропа то на противоположном берегу: Если вчера мы наметили переправу в начале каньона, где река разбилась на рукава, то сегодня это невозможно. И вообще переправа невозможна. Ладно, пойду готовить, а потом будем думать чего делать дальше.

Ага, видимо не я один отлежал бока. Парни еще до завтрака повылазили из палаток. Два Андрея пошли попробовать покидать блесну ниже. Приходят с весьма интересной новостью — водопад находится ниже, а этот рядом так небольшой водопадик. И еще одна новость — может и
Стрелка рек Сыни и Хангур
можно на каждый заброс поймать рыбу в яме ниже водопада, вот только надо этот заброс сначала сделать. Отвесные
Водопад на Сыни нижний
стены каньона высотой до 25 метров, а где можно спуститься не видно. Ну ладно берем фото и видео камеры и идем на очередную фотосессию. Да водопад впечатляет. Может это из-за большого уровня воды. Если быть честным, то самые красивые
Съемка сынийского водопада
водопады, которые я видел, были в районе Шумакских источников и на Байкальском хребте. Но этот тоже неплох. Жаль вот только ракурс никак не удается выбрать, да и погода не фотогеничная.

Пока ходили фотографировали, снова начал моросить дождь. Ладно, делать нечего, мы и так уже отстаем от графика с этими дождями. Придется идти под этим моросящим дождем. Да и идти по правому, то есть нашему берегу. Мох, заросли голубики с багульником. Решаем набрать высоту по довольно крутому склону. Метров через 50-70 набора высоты, подрезаем тропу. Отдыхаем и идем по ней. Тропа звериная, то пропадает, то появляется. Вот так и идем, траверсируя склон. Местами попадаются участки с кедровым стлаником. Совместно с дождем они создают особенно приятный коктейль. Похоже этим берегом никто не ходит. Встречаются участки сплошь покрытые мхом. Вроде бы ничего особенного, а вот этим мхом покрыты большие камни и невидно куда и как ступать. Несколько раз проваливаюсь в промежутки между камнями на глубину всей ноги. И я не одинок в этом. Надоело, может по берегу будет проще идти. Спускаемся к берегу. На берегу громадные валуны, можно назвать некоторые из них скалами. Пробуем вот так переползая, перепрыгивая через них продвигаться по берегу. Тоже ничего приятного, но хотя бы видно куда ступать. Проходим так метров 500 и упираемся в прижим. Точнее сказать мы попали в каньон. Хорошо хоть есть галечный склон, и мы
Отдых на склоне реки Сыни
по нему поднимаемся наверх. Наверху опять кедровый стланик и что-то наподобие тропы. Решаем дальше двигаться траверсируя склон. Судя по GPS, идти до стрелки правого притока реки Сыни осталось немного. Решаю идти запасным вариантом. А это значит, что минеральный источник «Золотой каскад» мы уже не увидим. Судя по описаниям, он находится в русле реки, а в реке
Вулкан Сынок
большой уровень воды и вероятнее всего источник затоплен. На противоположном склоне стал просматриваться сквозь разрывы в облаках лавовый конус, расположенный на склоне. Скорее всего, это и есть конус вулкана Сынок. Еще немного и начинаем спускаться к реке. В месте стрелки она разлилась на рукава с поросшими деревьями островами.

Все до обеда хватит. Останавливаемся. Быстро натягиваем тент, а то дождь так все и моросит. Пока я вожусь с приготовлением супа, парни спилили сухару и разводят костер. Поели и
Правый приток реки Сыни
немного подсушились у костра. Тем временем на небе появились даже участки голубого неба. Дальше решаем идти по ручью. Надоели эти заросли с буреломом. Надеюсь, что по камням будет идти удобнее.

Один брод через приток на грани уровня болотных сапог и мы на левом берегу. Метров 30 по гальке. Еще одна протока. А вот вода бежит и по лесу. Видимо уровень воды в реке очень большой. По берегу мы выходим на сухое русло. Уж очень круто оно уходит вверх по склону. Вероятнее всего, что вода по нему бежит только во время весеннего паводка. Поднимаемся по нему и выходим к крупным валунам. Еще удается пройти по берегу метров 20 и все. На правый берег не перебрести, по левому не пройти. По левому берегу идет крутой склон, который обрывается каньоном. Возможно, при нормальном уровне воды, перейти на правый берег не составит проблемы. Подумав, почесав в затылке и остальных частях тела, решаем идти на разведку пути выхода из каньона. С нашего места просматривается два варианта. Это или спускаться обратно вниз и потом вновь подниматься на склон, или по скальной полочке подняться вверх. Скальная полочка весьма проходима. Метров десять лазания и мы на склоне с зарослями кедрового стланика. Мох, курумник и заросли всевозможного стланика на крутом склоне. Вот так медленно, но верно мы ползем вверх. А что делать?

Наконец-то выползли из зарослей на курумник. Сейчас отдохнем и пойдем траверсировать склон. Выше забираться
Долина притока Сыни
великого смысла нет, да и вниз вновь не хочется. А погода решила над нами сжалиться. Даже временами проглядывает солнышко. Траверс весьма проблематичный из-за множества <живых> крупных и средних камней. Курумник абсолютно не слежавшийся. Встаешь на громадный <комод> в полной уверенности в его неподвижности, а он предательски начинает качаться как качель. Опять скорость передвижения близка к нулю. Похоже, с такой скоростью мы сегодня не успеем дойти до поворота притока. О а вот и реально камнепадоопасный участок. Со склона поток свежих камней. Быстренько переходим это место. На перегибе склона отдыхаем. Уже пора вставать на ночь. Ровных мест абсолютно не видно. Около полосы ивового стланика, возможно, что-то и можно будет посмотреть. Еще полчаса хода и мы подходим к этому месту. Ужасно «сопливый» ягель. Такое ощущение, что ты на льду. Весь склон ползет под ногами. Находим пару ямочек под установку палаток. Нарезаем веток ивы и заваливаем ими ямы и уже только потом на ветки ставим палатки. В стороне между двумя лиственницами натягиваем тент и прячем под него рюкзаки. Даже удалось найти для костра сухих лиственниц. Ужинаем уже при свете костра. Небо почти ясное!

13 августа 2006 года.

Дождь, дождь, дождь. Он начался ночью и вот уже одиннадцатый час, а он все идет. Уже и кушать хочется и за водой идти не хочется. Во дилемма. Голод берет верх, и я выползаю из спальника. Брррр, мерзко, сыро и холодно. Завтрак-обед готов. Разношу миски по палаткам. Поели и дальше спать под шум дождя.

В четвертом часу вечера дождь прекратился. Надо выходить и дойти хотя бы до вулкана Аку. Быстро собираем рюкзаки и вперед. За переход доходим до ручья, стекающего с перевала. Поднимаемся на холм и решаем, как идти дальше. Вот пока так решали, вновь пошел дождь. Наплевать. Решаем попробовать идти по руслу ручья. Метров триста нам это удается, но потом решаем, что лучше будет подняться на правый берег и
Перевал с притока к верховьям Сыни
идти по нему. Мелкий курумник, островки карликовой березы и кедрового стланика. Все это довольно легко обходится. Тучи немного подняло, и мы увидели седловину перевала. Хотя это может просто ступень перевала. Ладно, подойдем — увидим. Дальше почти весь правый берег покрыт сплошными зарослями березового и ивового стланика. На левом берегу проглядываются открытые участки. Переходим на левый берег. Долина довольно узкая и очень небольшой набор высоты. Вот и перевальный взлет. Перед ним спускаемся к ручью и подрезаем тропу. Круто, грязно и скользко. Правда невысоко и недолго. Судя по карте, лес должен был закончиться
Группа на перевале к верховьям Сыни
где-то в районе вчерашнего каньона, а в реальности отдельные лиственницы и островки кедрового стланика растут даже на перевальном взлете. Все, вот мы и на перевале. Перевал это огромное заболоченное плато. Тура естественно нет. Была мысль сделать его, но кроме больших валунов никаких камней не обнаружилось. Да и погода к строительству не располагает. Все продолжает моросить дождь с ветром. Ладно, фотографируемся и сваливаем к верховьям Сыни. Спуск не крутой и впервые мы идем по плотному мелкому курумнику. Скорость передвижения сразу увеличивается. Напротив склон полностью из лавы красно-коричневого цвета. Подрезаем тропу, вообще отлично. По тропе входим в узкое место. Вдоль ручья мы выходим в
Переход к вулкану Аку
большую межгорную котловину. Прямо напротив гора, а судя по точке в GPS, вулкан Аку как раз за ней.
Кратер вулкана Аку
Решаю обходить ее слева по ходу. Ровный мелкий курумник и заболоченные участки. Небольшой спуск и мы поворачиваем направо
Спуск в кратер вулкана Аку
в узкое место между склонами. Вот и вулкан Аку. Склон сплошь покрыт большими кусками лавы. Вниз просматривается тропа. Посидели, отдохнули, пофотографировали и начали спуск в кратер вулкана. Сегодня будем ночевать в кратере. Отличные ровные участки под палатки. Рядом бежит ручей. Озеро в кратере мелкое, а берега топкие. Дует сильный ветер. Холодно. Ставим палатки и между ними натягиваем тент. Рюкзаки под тент, сами в палатки. Сегодня ужин готовим в палатке. Тепло! Пока готовим, становится совсем темно. Ужинаем при свете фонариков и спать.

14 августа 2006 года.

Всю ночь прошумел ветер. Холодище. Или спальник отсырел или просто на улице холодно. Короче я немного замерз. Парни похоже тоже примерзли. Но надо выбираться и готовить завтрак. Поход из палатки за водой к
Выход из кратера на траверс хребта
ручью закончился успешно. Раздвигаю парней по углам палатки. Завтрак вновь готовится в палатке. Завтракаем тоже в палатке. После завтрака быстро быстро собираемся
Начало траверса Каларского хребта
и выходим.

Из кратера поднимаемся на хребет. Вот и начинается наш траверс Каларского хребта. Следующий наш ориентир это вершина 2189. Отличный склон из плотного мелкого курумника. Как-то незаметно спустилась облачность. Видимость ухудшилась до 50 метров. Ветер и начал моросить дождь. Включаю на постоянный режим работы GPS. Точка движения вершина 2189 метров. Карабкаемся куда-то вверх по среднему курумнику. Небольшие скалы и все выше ничего нет. Э нет, до вершины, по GPS, еще 300 метров по прямой. Спускаемся, проходим по какому-то плато или седловине перевала и вот через облака проступает вершина с триангуляционным пунктом
Группа на вершине 2189
на вершине. Вершина скальная. Пока мы тут ходили как ежики в тумане, дождь сменился мокрым снегом. Отлично, из тура достаем записку годовалой свежести группы из Костромы. Фотографируемся и пора дальше. Судя по карте, мы должны выйти на тропу. Странно, только вот кто будет шагать по курумнику и скалкам так часто, чтобы организовалась тропа? В общем, тропы не видно, впрочем, как и практически всего, что нас окружает. Выставляю следующую точку в GPS и курс на нее. С вершины спускаемся по крутому склону с крупным и средним курумником. Очень много живых камней. Да и сырой снег добавляет прелестей передвижения. Спускаемся на седловину и по плотному мелкому курумнику идем до подъема на какой-то перевальчик. Подъем на седловину. Справа, по ходу, стали проглядываться какие-то скалы. Держим направление на них, чтобы отдохнуть за ветром. Холодно, мерзко. Начинаем покрываться коркой льда. Даже рюкзаки снимать не хочется. Так, по направлению движения по GPS, очень крутой спуск из крупного курумника. Видимость – практический нуль. В такую погоду здесь спускаться весьма опасно. Спускаемся немного обратно вниз и обходим скалы справа. Спуск еще круче, просматриваются даже скальные сбросы. Весело! Вновь спускаемся и огибаем скалы слева по большей амплитуде. Ба! А это похоже на тропу! По куруму идет отлично натоптанная тропа. Даже на камнях ее отлично видно. Тропа идет местами над, а местами под скальными сбросами и выводит на перевал. В обе стороны крутые сбросы. Как минимум перевал можно оценить для прохождения как 2А. Швецов Александр пробует снимать на свою видеокамеру. Я свою сегодня даже не достаю. Крутой подъем и мы на пологом склоне. Держим направление на вершину по GPS. Уже идет сухой снег. Все наши рюкзаки покрыты панцирем льда. Как только склон стал простым для движения, так сразу же и пропала тропа. Видимо в этом месте хребта, тропа идет по единственно возможному варианту движения. А как только вариантов становится много, тропа сразу и пропала. А вот сквозь облака показалась вершина 2172. Все, что видно это на каменистом плато
Группа на вершине 2172
скальный выход и на нем триангуляционный пункт из алюминиевых трубок. Записки так и не нашли. Особого желания задерживаться на вершине нет. Пронизывающий холодный ветер со снегом. Фотографируемся и быстро вниз. Следующая точка на нашем маршруте находится на длинном плече идущего от основного хребта к реке Эймнах. По этому плечу должна идти тропа, которую мы потеряли. Спускаемся с вершины, и до этой точки напрямую осталось меньше двух километров. Как только спустились ниже уровня облаков, так сразу увидели крутые склоны долины реки. Спускаемся по крутому склону из мелкого вулканического шлака. Классно, последний раз я так спускался на Памиро-Алае. Там мы это называли «лифтики». Пока спускались у меня зашевелился червь сомнения: — а туда ли мы спускаемся? Контрольная точка находится на плече, а мы куда-то спускаемся? Спустились, согрелись, голова начала лучше работать. Да, до точки осталось меньше километра, но в этот километр входит подъем по такому же крутому склону, как мы только что спустились. Так главное не пороть горячки. Остановились, перекусили, осмотрелись. Да, лучше подняться обратно, пока не спустились совсем вниз. Поднимаемся до первого плечика и траверсируем склон горы 2172 к перевалу. Пока траверсировали, облачность поднялась и снег прекратился. Напротив, за рекой Эймнах, стал виден массив горы 2420. На нем значительно больше снега. Видимо основной район осадков был там.

Все
Вид долины реки Эймнах с хребта
мы на плече. Тропы не видно, но это не большая проблема. Склоны плеча из мелкого и среднего курумника. Местами в низинах заболоченные луговины. Вот и уже
Озеро в верховьях притока Эймнаха
просматривается долина притока Эймнаха. Выходим к крутому спуску. Внизу озеро. Спускаемся к нему по крутому склону покрытому плитняком и заросшему «сопливым» ягелем. У озера находим несколько костровищ. С местами для палаток проблема. Ладно, идти дальше уже поздно. Нашли места поровнее и ставим палатки. Традиционно тент для рюкзаков. Да с костром то веселее, да и теплее! Пока я готовил ужин, парни сделали вокруг костра скамеечки из бревен.

15 августа 2006 года.

Утро весьма располагает на хорошую погоду днем. Нам сегодня надо дойти до реки Чулбачи, притока Эймнаха. А вот дальше по обстоятельствам.

От места ночевки, мы направляемся в распадок между горочкой и хребтом. Сразу подрезаем тропу. Тропа часто переходит с берега на берег, но весьма натоптанная и даже после заболоченных участков быстро находится. Мы развиваем свою крейсерскую скорость. В очередной раз переходим на правый берег и тропа начинает удаляться от реки. В редколесье тропа делится на две. Одна уходит вверх по склону, а вторая вниз к реке. Решаем, что нам лучше идти по нижней. Постепенно заходим в заросли кедрового стланика. Тропа теряется. По крутому склону спускаемся к реке. Дальше решаем идти по руслу реки, так как склоны
Преодоление каньона притока Эймнаха
не располагают к простому передвижению. Постепенно река входит в каньон. Мы сначала переходим с берега на берег. Местами приходится преодолевать участки лазанием по легким скалам, а местами идем по руслу. Это наше передвижение надо заснять. Прошу парней остановиться, а сам достаю фото и видеокамеры. Верхний план, нижний план, крупный план. И вот парни уже значительно ниже меня в каньоне. Снимают рюкзаки.
Каньон притока Эймнаха
Хм, могли бы идти дальше и не ждать меня. Подхожу к ним и все становится ясно. Ниже каньон сузился до 2-2,5 метров шириной. Такая трещина между двумя скалами. И это еще не все. Река падает вертикальным трехметровым водопадом. Посидели,
Подъем по перилам из каньона
посмотрели и решили подниматься на левый склон, в надежде обойти этот каньон. Саня Швецов забирается первым по склону до небольшой ровной площадочки с курумником и крепит веревку за ствол дерева. Так будет проще забраться остальным. Вот и я выбрался на эту площадочку. С нее открывается вид только вниз и этот маршрут не вызывает энтузиазма. Видимо каньон не локальный, а весьма протяженный. Снимаем рюкзаки и идем с Саней Швецовым на разведку. С площадки вверх по крутому среднему куруму метров 50. Выше скальная стенка не больше 20 метров, но почти отвесная. Крючьев в нашем снаряжении нет, придется искать другое место. Вправо обрыв. Идем влево, вдоль скальной стенки. А вот здесь можно попробовать. Небольшая расщелина и высота скальной стенки не более 10 метров. В середине расщелины растет куст кедрового стланика. Первым вылазит Саня, я его подстраховываю. За ним вылажу я. Все ровное место, все покрыто зарослями кедрового стланика. Решаем посмотреть куда идти дальше. Проходим метров пятьдесят от места нашего подъема и выходим вновь к скальным сбросам, но уже с противоположной стороны. Финиш! Мы находимся на узком ровном «языке». С него пешком можно идти только в обратном направлении, то есть в верховья реки, а с остальных сторон везде скальные сбросы. Но где-то же должна быть тропа? Спускаемся вниз по пути подъема. Саня с верхней страховкой, а я дюльфером. Сообщаем парням принеприятнейшую весть. Отдыхаем и сваливаем обратно вниз к реке по камнепадоопасному кулуару. Спустились, отдохнули, собрали веревку и начали подъем на правый склон каньона. Склон из среднего и крупного курумника. Некоторые камни живые. Веселое лазание с рюкзаками. Хорошо что вес их уже далеко не стартовый. Вот мы и выползли из каньона. А что дальше? Саня Садов уходит на поиски тропы. Радостная весть, тропа не более чем в пятидесяти метрах от нас. Она идет по заболоченному склону. Видимо надо было нам идти по верхней тропе, а не спускаться к реке.

По тропе идется отлично, это не каньон. Склон начинает выполаживаться, и GPC говорит нам, что до стрелки с Чулбачи осталось меньше двух километров. Тропа начала ощутимо забирать вправо. Мы начали удаляться от стрелки. Парни говорят, что была развилка тропы. Чего-то не заметил. Ладно, возвращаемся до нее. А вот и она. Направление на стрелку. Все отлично. Тропа постепенно выходит на заболоченный склон. Местами встречаются топкие места. Тропа стала пропадать, делиться на множество тропок. Идем почти шеренгой в поисках тропы. Благо местность позволяет. Вновь выходим на тропу. Тропа выводит на каменистые россыпи и начинает уходить влево, вниз по долине реки Эймнах. Мы вновь начинаем удаляться от стрелки Чулбачи. Все идем на точку по GPS. Вот так и выходим на разлив Эймнаха. Видимо зимой в этом месте обширная наледь. Справа впадает приток. Доходим до него в поисках брода. Брод притока и сразу за ним брод через Эймнах. Хотя река и разлилась, но в правый сапог я зачерпнул. Время уже к обеду, берег отличный, но впереди еще брод через Чулбачи и какой он не известно. А вот после обеда лучше идти с сухими ногами, так что идем дальше. Обед будет после Чулбачи.

Поднимаемся на коренной берег. Где-то здесь должна быть изба. Находим тропу, затем еще одну, и еще. Куча троп. Выбираем более подходящую по направлению нашего движения. Уже слышен шум Чулбачи. Видимо переправа предстоит серьезная. Спускаемся с крутого склона на берег поросший кустами ивы. Открытого берега нет. Сразу за кустами начинается вода и, похоже, с ходу брод не удастся. Бурный поток шириной около 40 метров. Снимаем рюкзаки и идем искать брод. Выше по течению есть небольшой островок. Проходим чуть выше него.
Брод через реку Чулбачи
Вот здесь, похоже, стоит попробовать перейти, сначала на островок, а потом и на противоположный берег. В русле много больших камней и
Обед на берегу Чулбачи
вода бурлит между ними. Возвращаемся, берем рюкзаки и брод. Традиционно вода в сапогах, но вот мы и на противоположном берегу. Костерок, обед и сушка сапог и носок.

Решаю, после обеда подниматься прямо на плечо по запасному варианту маршрута. Мы уже отстаем от графика, а лишние километры вдоль реки могут увеличить наше отставание. Будем надеяться, что верхами получится быстрее. Поднимаемся по направлению перевальчика между двумя холмами. Почти сразу подрезаем отличную тропу на небольшом плечике. Сухо, твердо и никакого бурелома. Есть небольшие заросли кедрового стланика, но тропа их обходит. Тропа уходит чуть правее, чем нам надо, но решаем идти сколько можно по ней. Как только плечо вышло на склон правого, по ходу, бугра, так сразу и пропала. Все траверсируем крутой склон, сплошь покрытый валежником. Одно хорошо, что стволы не толстые. Вот уже просматривается распадок между холмами. Хочется пить, а вода во фляжках закончилась. Вот мы и в распадке. Сразу выходим на отличную тропу. В стороне шумит ручей. Решаем сегодня подняться на перевал, а там как видно будет. Тропа это хорошо. Как только склон стал выполаживаться, так мы потеряли тропу. Выходим прямо да заболоченное плато. Дальше надо подниматься на склон плеча. Сегодня уже идти дальше нет смысла, и мы ищем места для палаток. А вот и места под палатки, а рядом ямы с водой. Все встаем. На ужин решаем сделать компот из голубики, благо ее тут растет достаточно. Традиционно горелка, ужин, костер. Видимо мы потревожили сову или филина, полетал тут повозмущался.

16 августа 2006 года.

Бррр, замерз. Пора вставать и готовить завтрак. Вода в яме покрыта толстой коркой льда. Небо ясное! Настроение отличное. Сегодня мы должны подняться на самую высокую точку нашего маршрута. Завтракаем, собираемся и выходим.

До склона плеча болото с зарослями голубики и багульника. На склоне участки кедрового стланика, средней осыпи и сопливый ягель. Поднимаемся на склон плеча. Начинается спуск на седловину перевала по крупному курумнику с участками сопливого ягеля. На карте нарисовано, что на перевале растет лес. На самом деле его нет. Нет даже кустов. С седловины подъем по крутому склону. Средний курумник, местами крупный. Вот склон начал
Каларский хребет
выполаживаться. Это мы
поднялись на одну ступеньку. Пока отдыхаем снимаю панораму Каларского хребта. Да вчера мы вперлись в шикарный каньон! Он самый мощный, по крайней мере из тех, что видно. И виден «язык», на который мы поднимались с Саней. Да и по тропе надо было идти по правой. Мы бы быстрее вышли на приток Эймнаха, а там по галечному берегу до стрелки. Ну это уже просто наблюдения сторонних зрителей. Вот только, к сожалению, не забили точку этой развилки в GPS. Все отдохнули и вперед. На этом отрезке у меня не забито ни одной контрольной точки с карты. Ближайшая контрольная точка уже на перевале, а до нее почти пять километров по прямой. Если учесть, что в некоторые дни такое расстояние мы проходили за целый день, то это ой как далеко. Сегодня утром я внес точку вручную, но точность ее намного ниже чем через компьютер. Снова крутой склон с крупным и средним курумником. Вот так ступеньками поднимаемся вверх. На самый верх нам не надо и мы огибаем горушку, траверсируя склон по все тому же курумнику. Метрах в ста находятся
Перевал на хребте
скальные выходы, а на них триангуляционный пункт, это вершина 2124. Еще небольшой подъем и спуск на перевал с контрольной точкой. Весьма симпатичный перевал. Склоны со стороны реки Эймнах весьма внушительные. Внизу, под перевальным взлетом, есть небольшое озеро. От него вздымаются отвесные скалы высотой 100-150 метров. Красота! На перевале скала с туром на ней. Вот только лезть на нее нет никакого желания. Останавливаемся среди крупных камней-скал на обед.

После обеда
На перевале под вершиной 2420
радиальный выход на
Перевал со склона горы 2420
гору 2420. Андрей с Федором остаются около рюкзаков. Остальные налегке идут на вершину. Траверс склона с участками среднего и мелкого курумника до перевала. Перевал – заболоченная луговина.
Вершина 2420
Пересекаем в более узком месте и по пологому склону поднимаемся на вершину. Склон покрыт мелкими камнями и снегом. А вот и вершина.
Вид на Кодар с вершины 2420
Правильнее будет сказать плато. Громадное вершинное плато. Пытаюсь с помощью GPS найти высшую точку на этом плато, но больше 2419 метров не нашлось. Отличный вид на Кодар. Тур строить не стали. Жалко тратить время, надо сегодня уйти как можно дальше, чтобы завтра спуститься к закладке. Возвращаемся по пути подъема. Я делаю небольшие петли, чтобы снять перевал. Подходим к парням. Андрей читает книгу, Федор спит. Предлагают остаться в этом месте ночевать. Место приятное, но завтра можем не успеть спуститься, поэтому предлагаю сделать 2-3 ходки. По хребту отлично идется. Луговина, мелкий и средний курумник. С очередной седловины открывается вид на склон вершины 2194. Завтра нам там идти. Чуть впереди на вершинке видно тур
Место ночевки на хребте
или разрушенный триангуляционный пункт. Спускаемся метров на 50 от седловины перевала и вот отличная ровная площадка под палатки. Рядом есть ручей, не глубокий, но кружкой воду набрать можно. Все встаем.

Вечером наблюдаем изумительный закат с отблесками от Кодарского хребта.

17 августа 2006 года.

Спуск к перевальному озеру

Утром холодище. Ясно. Газ зажегся с великим нежеланием. Завтрак готов. Парни из палаток вылазят с великим неудовольствием.

Все, вниз на перевал. Отличный травянистый склон с небольшими участками курумника. За переход спускаемся к озеру на перевале. Отдыхаем, набираем воды и поднимаемся на следующий перевал. Ха интересно, с перевала поднимаемся на перевал. А вот такой тут горный узелочек. Склон покрыт карликовой березой. Обходим ее по открытым участочкам. Под склоном отдых и
На очередной вершине
подъем на вершину по склону со средним курумником. Вершина — плато покрытое
Озеро Давочан
курумником. Вершины как таковой нет. В северной части есть нагромождение камней. Будем считать, что это и есть вершина. Внизу виднеется озеро Давочан,
Дальнейший маршрут
а вдалеке полоска Чарских песков. Сфотографировались и дальше в путь. С места ночевки участок траверса между вершинами без указанной
Вершина 2194
высоты и 2194 казался почти без перепада высот. Реально оказался довольно большой сброс высоты и потом подъем с перевала на перевал между вершиной 2194 и небольшой вершинкой. Спускаемся по крутому крупному курумнику. На перевале заросли карликовой березы. Далее поднимаемся по склону, обходя участки карликовой березы. Весь склон заболочен. Курумник уже кажется благом. На перевале обед
На вершине 2194
и радиальный выход на вершину 2194. От места обеда крутой подъем со средним и крупным курумником. Постепенно крутизна уменьшается, и мы выходим на вершинное плато. На каменистом возвышении триангуляционный пункт.
Спуск с вершины 2194 через перевал
Возвращаемся по пути подъема.

С перевала довольно крутой спуск по травянистому склону с участками среднего курумника. Спускаемся на очередной перевал и выходим на склон горы 2017. Курумник, скалы. Еще
Траверс склона
на спуске с перевала, мы наметили линию движения. Траверс по крупному курумнику с участками скал. Заходим за перегиб склона и начинаем спускаться на плечо. Спуск все также покрыт крупным курумником. На плече участки карликовой березы, которые легко обходятся. Заходим за перегиб плеча и… весь склон покрыт карликовой березой высотой до 1,5 метров. Невидно ни единого участка свободного от нее. Ну и дела. С помощью какой-то матери продираемся сквозь эти заросли. Вот уже и видна долина Куанды. Кончились заросли карликовой березы, но начались заросли кедрового стланика. Со склона заходим в ложбину с ручьем. Будем спускаться к Куанде вдоль ручья. Верховье ручья все заросло кедровым стлаником. Чуть ниже начинается очень крупный курумник. Нагромождение «шкафов» «столов» и в лучшем случае «тумбочек» на крутом склоне. Уже к середине спуска у меня коленки начали выворачиваться в обратную сторону. Полный пипец, как бы пропела Глюкоза. Чуть ниже пробуем выйти на более пологое место со средним курумником. Но на нем куча стволов кедрового стланика. Видимо после пожара остались только стволы. Если сверху это казалось проще, то через 50 метров этого переплетения сухих стволов решаем вернуться к ручью. Несколько десятков метров удается спуститься вдоль ручья. Вновь заросли кедрового стланика. Уходим на правый берег ручья. На склоне горельник. Спускаемся, переходим на левый берег ручья. Уже со склона видно место нашей ночевки на берегу Куанды. По GPS до него осталось меньше километра. В пойме Куанды плотные заросли ивы. Подрезаем тропу. Пошли по ней. Идем, идем, а места закладки нет… А так это протока, а не основное русло Куанды. Нам надо перейти через нее. Переходим по поваленному дереву. Подрезаем вездеходный след. А вот и закладка с катамараном. Уровень воды в Куанде сильно понизился. Решаем переправиться на противоположный берег и ночевать на старом месте. Этот берег заболочен и нет удобных мест. Да уровень воды почти на пол метра ниже. Переправа намного проще. Все, пешая часть нашего маршрута успешно закончена!