Александр Ермаков

18 августа 2006 года.

С утра собираем второй катамаран. Сегодня надо постараться
Катамараны готовы к сплаву
сплавиться до стрелки с рекой Эймнах. Все, катамараны собраны. На площадочки для рюкзаков стелим тенты, потом укладываем рюкзаки и накрываем их тентом. Перетягиваем все это репшнуром. Все готово к сплаву.

Уровень воды в Куанде низкий. Идти стараемся по струе. Очень много перетаскиваний катамарана через мелкие участки. В месте разлива Куанды выбираем наиболее полноводные протоки без завалов. Часто приходилось проводить длительные пешие разведки проходимости протоки. Ну вот Куанда собралась в одно русло. Много прижимов с опасными завалами. Судя по GPS мы уже приближаемся к стрелке с Эймнахом. Вот и изба на крутом берегу. Причаливаем. У избы лежит надувная лодка. Через несколько минут подходит рыбак. Он с Нальчика. Раньше работал на БАМе и жил в Новой Чаре. В 50 метрах ниже верхняя протока Эймнаха. Нижняя, основная, находится ниже по течению примерно в километре. Рыбак нам рассказал, что из-за пожаров в долине Куанды с вертолета насчитали 63 медведя! Слава богу, мы не встретили ни одного. Ниже в яме, он ловит хариуса на мокрую муху. Парни пошли покидали, но ничего не поймали. У нас из снастей сухие мухи (балда) и блесны. В стане рыбаков пошел разлад. Было высказано три мнения:

Первое – мы много шумим и распугиваем хариуса.

Второе – у нас не те снасти.

Третье – просто нет хариуса.

Основываясь на собственный опыт в пугливости хариуса я весьма сомневался. С несоответствием снасти можно было согласиться и то частично, а вот то, что просто нет рыбы говорит и тот факт, что рыбак, поймав пару хариусов, как не старался, больше ничего поймать не смог. Короче первый серьезный конфликт в группе из-за непримеримости во взглядах на ловлю хариуса!

Вечером у костра узнаем от рыбака о местонахождении избы на берегу Куанды в районе источника Пурелаг. Шикарные приметы! Длинная галечная коса на левом берегу и в конце ее ошкуренное дерево. Ладно, завтра примем это к сведению, но больше будем полагаться на GPS, хотя точку нахождения этой избы я не заносил. Кстати, изба на стрелке Куанды с Эймнах, на карте не обозначена. Точнее сказать это не изба, а старая баня. Остатки избы находятся в 50 метрах выше по склону, куда ведет вездеходный след. Интересную информацию он рассказал и про источник на притоке Эймнаха. Видимо это к нему идет правая тропа после выхода из каньона. На нем построена баня. Вообще, этот рыбак мужик интересный. Но вот его рассказы надо фильтровать как минимум в половину. Как мне показалось больше гонит картину перед восторженными взглядами испорченных городской жизнью туристами. Наслушавшись сказок ухожу спать.

19 августа 2006 года.

Отличная погода. Пока все спят решаю развеять миф о неуловимости хариуса. Цепляю на спиннинг вращающуюся медную блесну №3. Иду к яме за перекатом. Со второго заброса поклевка. Вытаскиваю среднего хариуса. Еще несколько бросков и еще один пойманный хариус. Сколько больше не кидал, на какие блесны не менял, поклевок больше не было. Видимо в яме было всего два хариуса. Почему-то рыбак сильно удивился пойманным на блесну хариусам. Пока готовил завтрак, остальные рыбаки попытались развить мой успех. Безрезультатно.

Сегодня нам надо сплавиться до избы. Это не так много и мы особо не торопимся. Рыбак так же собирается сплавляться сегодня и тоже до избы. Советует нам останавливаться и ловить рыбу в ямах. Хорошо, так и сделаем.

Все собрано, привязано и мы отчаливаем. При впадении нижнего рукава Эймнаха приятный порог. Ниже метров через 200 еще один, более серьезный, но все проходится сходу. Сразу за порогом чалимся. Следует подстраховать рыбака, он сплавляется за нами. Классная техника прохождения порога рыбаком. Вдоль берега прячась от струи за камнями. У него на надувную лодку сделана рама из жердей, чтобы лодку не свернуло в валах. У нас уже все штаны мокрые. Веселое место!

Дальше ничего серьезного не было. И мы, облавливая ямы, сплавились ниже. Вот слева большая каменная коса. После излучины небольшой перекатик и в конце его мы чалимся. Судя по приметам и GPS, изба должна быть где-то рядом, но нет ошкуренного дерева. От берега в кусты уходит вездеходный след. Идем по нему до пересечения с тропой. Тропа уходит параллельно берегу. По тропе идем минут пять и выходим к избе. Она стоит метрах в 20-30 от крутого берега реки. На берегу стоит пограничный столб. Шутники! Избу с реки не видно. Возвращаемся по тропе по берегу реки. Решаем ставить палатки на песчаном берегу. Хоть будет обдувать гнус.

Небольшая рыбалка под крутым берегом добавила к нашему рациону несколько копченых хариусов.

20 августа 2006 года.

Завтракаем и уходим на источник Пурелаг. От избы идет очень тореная тропа. Видимо ей пользуются весьма активно. Переходим ручей. Дальше тропа идет по сухому лесу. Уже много спелой брусники. Небольшой участок болота и тропа выходит на вездеходный след. Еще метров 100 и вот он источник. Камни покрыты налетом, но запаха как у сероводородных источников нет. А вот и ванна. Точнее
Источник Пурелаг
их две, одна старая – простое углубление в земле, и новая со срубом. Рядом с новой скамеечка. Моемся в ручьях вытекающих из источника и только после этого забираемся в ванну! Здорово! Температура воды в ванне 38,4?С. Самая комфортная, по крайней мере, для меня! Три замачивания по 20 минут и уже больше и не хочется. Рядом с источником есть кусты черемухи с уже поспелыми ягодами. Подхожу сорвать, а на ветках сидит бурундук. Пытаюсь его согнать, а он на меня начинает пищать. Видимо он эту черемуху для себя оберегает. Подошел рыбак. Он тоже решил принять ванну. Он, как оказалось, первый раз на этом источнике, да и в избе этой ночует первый раз. А приметы ему сказали местные, которых он встретил до нас на стрелке с Эймнахом. Вот так и слушай этих «Сусаниных».

Когда собирались идти на источник, думали, что пойдем на весь день, но быстро надоело и решаем идти обратно. Пока ходили за водой от источника, потеряли два барашка от автоклава. Продолжительные поиски привели только к частичному успеху – нашли только один барашек. Сейчас не удастся готовить в автоклаве. Ладно, будем готовить на костре в котле. Благо с дровами вдоль реки проблем нет. Все уходим, обед будем готовить на берегу Куанды. Обратно уже по знакомой тропе.

Пообедали, и возник вопрос: — а стоит ли здесь находиться еще пол дня? И не лучше ли сплавиться дальше? Проблема всех дневок, это полное безделье. Решаем сплавляться дальше.

Сплав. Протоки, прижимы, перекаты. Вот весь набор сплава. Пытаемся выбирать более полноводные протоки. Местами вода низкая и нам приходится соскакивать с катамаранов и перетаскивать их через мелкие участки. Стали попадаться завалы. Глухих завалов правда нет, но в одном месте пришлось сделать микрообнос по мелководью. Вообще поражает количество нанесенных стволов деревьев на крутых поворотах реки. В некоторых поворотах течение весьма быстрое и приходится интенсивно работать.

На ночлег останавливаемся после очередного быстротока с прижимом к правому берегу. За ним большое открытое место на правом берегу и напротив глубокая яма с плесом. Попытка рыбалки оказалась не успешной. Не
А в горах снег все ниже
везет.

21 августа 2006 года.

Опять ночью шел дождь. Верхушки вершин покрыты снегом. И граница снега находится где-то на уровне границы леса. Вовремя мы слиняли с гор.

Сплав полностью напоминает сплав в предыдущий день. Только вот протоки Эекта нет! Еще рыбак удивлялся, про какую протоку мы его спрашиваем. Интересно, на карте нарисованы два равнозначных русла, реально есть небольшие локальные протоки. Обед на песчаном берегу, где на карте обозначено соединение проток Куанды. На карте нарисована изба. Замечаем ее с воды и чалимся. Оказывается это не изба, а лабаз. На берегу много поспелого шиповника. Знатный чай с шиповником, точнее сказать компот из шиповника.

Через 10 минут после начала послеобеденного сплава, на крутом правом берегу зимовье. Под берегом интенсивно плещется рыба. Чалимся. Рядом с избой лабаз закрытый на замок. Прикольно в тайге и на замок. Под берегом весьма удачной оказалась рыбалка. Уже начинаем приглядывать место для ночевки. В это время парни замечают медведя, гуляющего по правому берегу метрах в 100-150 от
Хозяин
нас. Прошу их не шуметь, а сам достаю фотоаппарат из клапана рюкзака. Течением нас сносит к медведю. Делаю пару снимков. Медведь, так и не заметив нас, уходит в глубь тайги. Ночевать в этом месте сразу всем расхотелось. Сплавляемся дальше.

Вот и место для ночевки. Правда песок уже надоел. Если сухой еще терпим, то мокрый он прилипает ко всем оттяжкам палаток. Все палатки
Ночевка на берегу Куанды
в песке. Пока ходил, осматривал окрестности, из-за низких туч выглянуло солнышко. Какая прекрасная картина! За фотоаппаратом бежать далеко, могу просто не успеть. Кричу парням, чтобы они сфотографировали эту прелесть.

А на ужин нас ждет копченая рыба вдобавок к основному ужину.

22 августа 2006 года.

Стало много плесов, на которых надо грести. И где нижние пороги? Скорее всего, в месте соединения хребтов правого и левого берега. Вот только где они соединяются? На карте есть ручей Порожистый, наверное, это где-то там.

Стрелку с рекой Намаракит практически не видно. Запланировав на стрелке обед, я включил GPS и отслеживал наше местоположение относительно этой стрелки. Стрелка, это заболоченная протока. По крайней мере, так это выглядит.
Переправа Куанды белкой

На очередном плесе увидели выбежавшего к берегу зверька. Зверек шустро прыгнул в воду, и поплыл через реку. Даем возможность ему доплыть до середины реки, и подгребаем к нему ближе. Белка! Не знал, что белки могут переплывать через такие широкие реки. Да и вообще не знал, что белки умеют плавать.

Похоже, мы подплываем к нижним порогам. Долина реки стала узкой, а берега крутыми. Левый поворот реки и дальше бурная вода. Чалимся к левому берегу, и идем смотреть. Намечаем маршрут прохождения. Сначала выгребаем на основную струю под правым берегом и далее по струе под левый. Все, отлично. Порог будет даже попроще чем на стрелке с Эймнахом. Идем дальше. Чего-то серьезного нет. Даже какое-то разочарование от этого Нижнего порога. Во время подготовки к походу мне скидывали предостережение, что в районе Нижних порогов вода может подниматься до семи метров. Со ссылкой на занесенные на такую высоту стволы. Вот я все сижу и смотрю: — А где? Четко просматривается уровень паводковой границы, но это максимум на два метра выше от нашего уровня воды. На этом уровне ободрана кора с деревьев и кустов и нанесенных веток и стволов выше нет.

Рано расслабились! Вот и следующие ступени порога. Интересно! В русле много больших камней и требуется интенсивная работа. Вот это мне нравится, и похоже не мне одному! Ступени следуют одна за другой через 150 – 200 метров до выхода из каньона. Сразу после выхода из каньона плес. Причаливаем к правому берегу и разводим большущий костер. Мы все по грудь мокрые и надо обсушиться. Да, хороший порог! Это даже не весенняя Койва, которую классифицируют 2 категорией. Это достаточно сложнее. Мой невеликий водный опыт водных походов позволяет сравнить это препятствие с порогами на Гутаре, за исключением Гутарского порога, он сложнее. А сплав по Гутаре оценивается 3 категорией.

Ниже сплошные плесы с редкими участками быстротоков. Река начинает сильно петлять. Парни предлагают выйти на вездеходный след и по нему выйти прямо на станцию Куанда. Нет, так не пойдет. Хотя на карте эта дорога и нарисована,
Большая излучина перед мостом
но она может идти по болоту, и мы ничего не выиграем. Сплавляемся до моста, как и запланировано, а там по дороге. Очередная большая петля. Вдоль левого берега высоченные песчаные обрывы. На противоположном берегу останавливаемся на ночлег. Проблема с дровами. Очень мало нанесенных стволов, а на берегу заросли ивы. Вновь палатки устанавливаем на песок.

23 августа 2006 года.

Сегодня у нас контрольный срок выхода с маршрута. Как мне кажется, никаких задержек быть уже не должно. Завтракаем, собираемся и в путь.

Вновь плесы. Они продолжаются практически до ж/д моста на БАМе. Левый поворот реки, и мы видим мост! Причаливаем за ж/д мостом, перед завалами у остатков автомобильного моста. Все! Закончена водная часть нашего маршрута. Нам осталось только дойти до станции Куанда. Разбираем катамараны и сушим их. Хорошо хоть погода это позволяет сделать. К нам подходит смотритель от железнодорожного моста. У нас была мысль доехать на рабочем поезде до станции Куанда. Оказывается, они здесь не останавливаются. Чтож идем пешком.

Пока сушили катамараны к реке подъезжали машины и люди набирали воду. Оказывается в поселке очень плохая питьевая вода, и люди ездят за десять километров за питьевой водой. Совсем как у нас в городах. Ездим за водой на родники.
У памятника в честь золотого стыка в Куанде

Вот мы и на вокзале в Куанде. Узнаем принеприятнейшую весть – в Куанде нет столовых. Хорошо хоть магазины есть. Находим телеграф. Отбиваем телеграммы, звоним домой. Все, вот теперь наш маршрут закончен!

Наш поезд поздно вечером. Билетные кассы на вокзале не работают. Интересно. Подходит поезд. Мы решаем ехать в общем вагоне до Северобайкальска. Общих вагонов два. Узнав, что мы едем до Северобайкальска, проводник отправляет нас в соседний вагон. Заходим, а он купейный. Пячусь. Говорю парням, что нам не сюда. Оказалось, что это он просто купейный, а считается общим. Вагон пустой. Занимаем два купе. Приходит проводница, и советует занимать только верхние места, если мы хотим поспать. Так и делаем. К Северобайкальску на нижних полках сидело, как минимум, по три человека. Вот ведь продолжение «совка». Нет, чтобы прицепить еще вагон или два.

24 августа 2006 года.

Северобайкальск встретил нас мелким дождем. Но это уже не имеет никакого отношения к нам! Нам не надо натягивать тент и ставить палатки. Путешествие закончилось.

Далее (Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута)

Андрей АлефировСаня, Командор!

Наконец-то ты собрался с мыслями и тиснул такой классный отчет!
Жалко, что сухой стиль данного литературного жанра не подразумевает никаких соплей и бла-бла-бла. Было тяжеленько! Хотя люди хоженые и сами поймут, а чайникам в педагогических целях вроде бы и ни к чему...
Я впервые попал в категорийный поход в тайгу, и после Приэльбрусья и Фан это — просто полный абзац!
Впрочем, есть масса приятных впечатлений, и, честно сказать, у меня уже начинается знакомый зуд в пятках. Короче, соберешься куда, звони — и доктор команде обеспечен!
07.04.2007, 19:37:29 |
Александр Ермаковпривет Андрей, как скажешь :) в сентябре на Северный Урал. Подключайся.