29 июля, суббота

Утро началось звонким бряканьем ложкой о миску. Дежурят Таня с Игорем.

После вкусного и обильного завтрака мы долго и со вкусом обустраивали каты – доводили до совершенства и ладили удобные сидухи, чтобы плыть с максимальным комфортом. А Алик чуть ли ни мерки снимал со своих соратников. Снимать сетку мужики отправились уже около 12.00. Ветер свежий, встречный, переменная облачность.

Вернулись наши рыбаки. Улов оказался хорошим – 18 приличных рыбин, омуль напополам с хариусом и один небольшой елец. Пока разбирали сетку и чистили рыбу, ветер подутих, и Женя скомандовал – по катам.

14.10. Вышли на веслах с надеждой на попутный ветер и паруса. Ветер не заставил себя долго ждать – подул минут через 10-15, но… встречный. Грябаться против ветра быстро надоело, тем более что ветер набирал обороты. Чальнулись, пройдя вдоль берега не более 500 м. Все-таки надо было сразу жарить улов, а не маяться фигней.

Пока дежурные занимались рыбой, Жени устанавливали на Ласточку мотор – надо же как-то плыть.
Шикарный обед

Шикарный обед – жареный хариус с омулем, по две рыбины на нос, на гарнир – рис почти, что ресторанного приготовления, свежие огурчики, лепешки, пиво, которое уже третий день никто не может допить (а всего-то взяли в Северобайкальске 5 бутылок – утолить жажду). Странный нынче у нас поход, сплошное обжорство и гурманство!

Пока обедали, из-за мыска набежала “попа” и укутала все небо. Закапало. Моментально все распрятали и упаковали, но через 10 минут дождик прекратился. А вскоре и “попа” рассосалась. И лишь встречный ветер не пожелал менять свое направление. Поэтому Женя решил попробовать идти на моторе.

17.50. Грузимся и отчаливаем. Дожидаемся второго ката, берем его на буксир – цепляем к их первой поперечине веревку, и Женя врубает мотор. Сначала некоторое время кажется, что мотор ревет вхолостую, и мы не сможем сдвинуться с места. Но… веревка натянулась, моторчик еще поднапрягся, и наш тандем пошел – не слишком быстро, но значительно веселее, чем на веслах.

На моторе шли около часа со средней скоростью около 4-5 км/ч. Прошли губу Балтаханова и мыс Красный Яр. После мыса подул хоть какой-то попутный ветер, и Женя скомандовал отцепить второй кат – пусть идут под парусом. Мы же лишены такой возможности – мотор установлен на место руля, да и шверт снят. Чтобы тоже перейти на паруса, нам сначала надо зачалиться, чтобы поменять снаряжение, а это – потеря времени, к тому же уже вечереет. Поэтому идем дальше, как есть.

Ребята, конечно, отстают от нас – ветер хоть и попутный, но слабый. Но мы не убегаем слишком далеко, идем на малых оборотах, и если настанет штиль, не дадим им заночевать в открытом море.
Яхта Спарта

Где-то здесь встретили первый посторонний парусник – яхту “Спарта”. Сначала разглядывали их через подзорную трубу. А потом яхта резко поменяла курс, и пошла прямо на нас. Похоже, ее команде стало интересно, что за такие странные конструкции болтаются в море. Обменялись приветствиями и разошлись на встречных курсах.

Минут через 40 доползли до мыса Лударь – 19.30, и высадились на его оконечность. Скоро уже будет темнеть, пора искать стоянку. Но ветер стих совсем, полный штиль, и наша вторая половинка (видно в трубу) по-стахановски вкалывает на веслах – парусом они лишь успели поприветствовать яхту, чтобы не ударить в грязь лицом, а теперь грот безжизненно обвис. Так что дотелепаются до нас только минут через 30-40.

Мы с Таней бродим, собираем камушки, Фотограф наш улетел наверх – на мысу стоит маяк, а за мысом находится село Байкальское, и сверху наверняка открывается замечательный вид – как на Байкал, так и на село. Похоже, сегодня нам уже не стоит уходить за Лударь – рядом с селом стоять неприятно, а, судя по карте, после села в
Дельта реки Рель
Байкал впадает широкой и сильно разветвленной дельтой река Рель, и берег на протяжении нескольких километров (6-7) заболочен и сильно изрезан протоками. И нормальную стоянку найти там тоже, скорее всего, проблематично – комариный рай и болото.

Минут через 20 появилась возможность визуальной связи с нашими товарищами – дали им отмашку, чтобы не шли на нас, а уходили в бухту – Лударскую губу. Как на странно, но ребята нас поняли и скрылись из виду в нужном направлении. Осталось только дождаться возвращения Фотографа, и мы тоже пойдем за ними.

Уже истекло все назначенное ему время, вечереет, холодает. Ждем-пождем, а Жени все нет. Сначала иссякло терпение у Тани, она покричала – ноль эмоций, потом покричал капитан – результат тот же. Еще немного походили, погуляли. Теперь подключилась и я – издала свой фирменный вопль. Оп-па! На вершине горушки тут же нарисовался наш долгожданный и кубарем покатился вниз – пять минут, и мы уже сидим на кате и плывем назад, возвращаясь в Лударскую губу.

В бухте оказалось полно народу – мы шли под прицелами фото- и кинокамер. Как узнали потом, здесь стоит молодежный лагерь какой-то секты, которую не признает Православная церковь, поэтому они периодически откочевывают на новое место. И нынче оно здесь.

Причалили около 21.00 рядом с родным желтым парусом неподалеку (метрах в 500) от оконечности мыса Лударь. Пока ставили лагерь и готовили ужин, мимо нас постоянно фланировали кучки молодняка. Оказалось, на самом мысу точечно берет сотик. Главное, найти точку. Здорово! Можно узнать, что творится дома. Сбегали все по очереди. Только мне звонить пока незачем – то, что интересует меня, прояснится только завтра, да и то к вечеру (15 июля дочурка моя ушла на маршрут и должна вернуться 30-го вечером — завтра, чтобы 31-го днем уйти еще на 2-3 недели). А завтра у нас, скорее всего, уже не будет связи. Так что придется набраться терпения еще на пару-тройку недель…

30 июля, воскресенье

Так как за полтора ходовых дня прошли очень мало, подъем для всех был назначен на 8.00, а для Тани с Игорем – на 7.00. Они подписались с утра сбегать в Байкальское за рыбой.

Когда мы встали, наших контактеров в лагере уже не было. Не было также и Жени-фотографа. Сначала, было, решили, что тоже ушел в Байкальское, но к завтраку он нарисовался. Оказалось, ходил на мыс Лударь фотографировать замечательный вид на село и дельту речушки. Вскоре вернулись и наши засланцы, с добычей и полные новых впечатлений – в Байкальском раньше был рыболовецкий совхоз, от которого осталась только впечатляющая вывеска-барельеф-скульптура, есть церковь, несколько магазинчиков, галечный пляж, памятник жертвам войны и большой причал с догнивающими рядом судами и полуразрушенными хозяйственными постройками. Впрочем, Таня сама обещала написать об этом.
Вид на село Байкальское с мыса Лударь

После завтрака Фотограф уговорил и меня сбегать с ним до маяка – ему не терпелось отснять шикарную панораму, открывающуюся сверху, уже при солнечном свете. Оповестили шефа, получили час времени и улетели. Прогулка получилась весьма динамичной – галопом наверх, там быстро-быстро полюбовались и поснимали – вид и впрямь впечатляющий, и галопом назад. Зато познакомились и пообщались с четой поляков. Правда, в час мы не уложились, за что я и получила очередной втык от командира, но ведь именно для этого Фотограф и уговаривал меня идти с ним (он прекрасно осведомлен, что у Жени виновата всегда я), так что все нормально…

Утро, точнее уже день, ясное, над озером дымка, а над заливом стелется туман, стекая с окружающих вершин. Ветер встречный, поэтому выходим под мотором. Огибаем Лударь и неспешно тарахтим мимо Байкальского, любуясь живописными панорамами. Очень красиво, но даже отсюда видно, что там болото – берег низкий, зеленый, поросший чахлыми лиственницами. Светит солнце, а над широченной речной дельтой то там, то сям ползают клочья тумана. Порадовались, что вчера не пошли сюда – до ближайшего подходящего для стоянки местечка – высокой и с виду сухой поляны, далековато. До нее чапать и чапать – через всю губу до следующего мыса.
Неожиданно пал туман

Только-только
Чалка в дельте реки Рель
прошли Байкальское, как неожиданно пал туман – моментально пропало все вокруг, даже не очень далекий берег и солнечный круг. Стих даже ветер. Стало как-то смутно и тревожно. Резко повернули к берегу – пока еще помнили, в каком он направлении, и через 15 минут чальнулись где-то в шхерах разветвленной дельты реки Рель. Залив здесь очень мелкий, поэтому идти пришлось очень аккуратно, чтобы не зацепить мотором дно.

Осмотрелись. Наше пристанище оказалось невысокой галечной насыпью между Байкалом и внутренним озерцом с заболоченными берегами. Даже погулять негде. Делать нечего – не видно ни зги, поэтому, чтобы не терять времени, решили пообедать. Развели костерок, сварганили супец, сжевали по рыбешке.

Надо сказать, что туманы здесь – нечто особенное. Кажется, что это живые существа, находящиеся в постоянном движении и создающие непостижимые, зыбкие, изменчивые миры. Туман то клубился вокруг, периодически показывая или дерево на другой стороне внутреннего озерца, или кусочек голубого неба где-то далеко-далеко вверху, то окутывал все непроницаемой серой пеленой, сквозь которую видно только смутные тени соседей за импровизированным столом. Позже Таня, возившая в рюкзаке настольную книгу похода — “Вокруг Байкала”, вычитала, что до середины июля туманы здесь не редкость. Но нам, видимо, крупно повезло – это природное явление сопровождало нас практически всю дорогу, хотя все его сроки давно вышли – уж август на пороге.

В 15.10 туман так же неожиданно ушел – одномоментно
Опять пришлось прижиматься к берегу
где-то просто раздвинули занавес, и день снова стал ярким и многокрасочным. Вскочили на каты и дернули. Но только вышли в более-менее открытое море, ветер резко посвежел, началось волнение, и зарезвились барашки. Сидящих на носу стало захлестывать – ветер боковой, с моря, и волна, соответственно бьет в левый борт. Опять пришлось прижиматься к берегу. А здесь опять угодили в заболоченные разливы реки Рель.

Еще полтора часа гуляли по бережку – пережидали ветер. Любовались живописными болотными пейзажами, собирали голубику и княженику – просто фантастическая ягода, жаль мало! Потом мужикам надоело такое растительное существование, они решили-таки пробиваться вперед.

Первая их попытка закончилась неудачей – не смогли толком даже отчалить, каты постоянно прибивало ветром к берегу, так как завести мотор было невозможно – здесь очень обширная мель. Их только еще глубже забило в бухту. Оттащили каты подальше в воду и попробовали еще раз. Казалось, вот-вот их опять зашвырнет на берег, но в последний момент Женя врубил нашего десятого товарища по имени “Ямаха”. Тот устрашающе скрежетнул по камням (бедненький, поранил винт), но потом ровненько запыхтел – прорвались. А каким красивым, ярким сине-желтым косяком проползли они мимо нас – жаль, камера осталась на борту!

Мы же тем временем, возглавляемые единственным оставшимся на берегу представителем мужской половины нашей команды – Игорешей, продвигались вдоль берега пешком. Картинка, наверное, просто сюрр!!! Жаль, никто нас не видел – пятеро в ярких спасжилетах и с веслами собирают ягодки на болотине!!! Удобная галечная полоса вскоре закончилась, пришлось сначала прыгать по кочкам, а потом и вовсе уходить в леса, обходя обширные болотные окна, пока не уткнулись в непреодолимое препятствие – последний, но достаточно широкий и бурный рукав Рель, за которым через небольшой заливчик уже светился в предзакатных лучах вожделенный мыс. Двумя яркими пятнами выделялись на его фоне наши катамараны. И ветер наконец-то стих.
Мы выгрузились на сухом берегу мыса Берла

Мы вышли на самую оконечность нашего заболоченного торфянистого бережка – поближе к Байкалу, и призывно засемафорили. Оу! Нас таки заметили! Алик с Игорем усиленно замахали веслами. В общем, через двадцать минут мы тоже выгрузились на сухом берегу мыса Берл около нежилой деревни Талая.
Особенно впечатляющим был закат

Место здесь оказалось неожиданно живописным – заболоченная низина переходила в холм, поросший лиственницами. На самом краю леса – неплохое место для стоянки. Сверху между деревьями открывался замечательный вид на маленький мелкий заливчик с причудливыми галечными косами, глубже переходящий в болото. Особенно впечатляющим здесь был закат с его множественными отражениями во всех водоемчиках и вдобавок окаймленный на горизонте далекими горами.

Итог сегодняшнего дня – пройдено всего 6-7 километров, зато вдоволь налюбовались на причуды тумана, а сейчас стоим в очень красивом месте (пришлось пережидать, пока оно освободится – когда мы подошли, там стояли две машинки, и копошился какой-то народ, явно, собирая манатки. Во-первых, воскресенье, а во-вторых, мы пока еще недалеко ушли от обитаемых мест, и сюда подходит грунтовка. Но, слава Богу, похоже, здесь она и заканчивается…).

Еще засветло сюда на мотоцикле приехал местный рыбак из Байкальского. Бросил под деревьями свой транспорт, пересел на лодку, припаркованную в заливчике и отправился на ночную рыбалку. Игорь договорился, завтра утром купить у него свежей рыбки.

Далее (Глава 3. К горячему мысу)