5 августа, суббота

Как ни странно, но просыпаться я начала уже около 7.00. Ура! Полная видимость, и никакого тумана в округе. Отчетливо виден даже противоположный берег Байкала – наконец-то! Но достаточно хмуро – солнышко едва проглядывает сквозь тучки-облака. На небе еще светятся розовые следы рассвета. Разбудила и подняла Женю – он отправился на фотоохоту.
Карлсон спит

Следующий подъем уже после 9.00 — на 10.00 назначен завтрак. Сегодня нам предстоит плыть не так много, порядка 1,5-2 часов, поэтому можно и расслабиться. А разбудил, кстати, негромкий стук мотора, а потом – шум прибоя.

Открываю окошко – неподалеку от берега бросила якорь большая моторная яхта, как потом прочитала – “Одиссей”.

Утро все еще хмурое, но все-таки пора вставать – сегодня наше дежурство.

После завтрака опять забились в палатки и еще немного поспали, пережидая зарядивший дождик. А на яхте кто-то купался, а потом оттуда снарядили моторку и ушли к берегу левее нас – в болотину. На рыбалку? Как только дождик стих, мы мухой упаковались и отчалили на моторе – ветер встречный, изредка накрапывает, но в целом довольно тепло и хорошо.

Обогнули мыс Мужинай и пошли вдоль берега вглубь бухты. Надо искать стоянку. Здесь Байкальский хребет выходит практически на берег Байкала, и у нас запланированы пара дневок с баней и радиалками в горы. Однако сам мыс не оправдал надежд – везде за неширокой галечной полосой-дамбой нежится болотина. Тут же гуляет стадо лошадей. Похоже (по звону ботала) именно их и слышали периодически на протяжении всего вчерашнего плавания в тумане.

Не найдя удобного местечка на Мужинае, уходим дальше – к мысу Большая Коса, так как в губе между ними подходящего места тоже не видно – берега высокие, обрывистые и поросшие лесом. Однако стоять где-нибудь в районе острия мыса нас тоже не устраивает – далековато чапать до гор. Поэтому зачаливаемся в самом основании Большой Косы. За симпатичной галечной дамбой здесь тоже болото. Но это – просто прелесть, что за болото – внутреннее озеро с сильно заболоченными берегами. К этому озерку есть хороший подход по галечнику. И вода в нем значительно теплее байкальской – просто парное молоко. А на заднем плане – величественные горы. Впрочем, они же окаймляют и всю бухту.

Так что решено, стоим здесь. Тем более что минимально оборудованная стоянка уже имеется. 17.00.

Ставим лагерь, и принимаемся за работу. Надо возводить баню. Женя выбирает под нее место недалеко от палаток. Несколько человек таскают замечательные плоские камни, а Женя занимается строительством. Параллельно Игорь собрал рыболовецкую бригаду, и они отчалили. И только наш Фотограф, увидев, наконец-то, близкие горы, уболтал Женю отпустить его погулять “по долинке во-о-он той речушки” вверх. Обещал вернуться через пару часов.
Яхта Одиссей

Когда баня уже почти готова, на горизонте показывается утренняя яхта “Одиссей” и уверенно рулит на нас… чуть ли не в наши сети… и швартуется метрах в пятнадцати правее нашей стоянки. Вот, блин, соседей нам только и не хватало!..

21.00. Фотографа все нет. Уже два часа, как начали волноваться. Появился он уже около 22.00 – усталый, грязный и насквозь мокрый. Делится впечатлениями – дороги нет, деревья и трава сырые, попал на сплошной кедровый стланик, пробирался по нему по-пластунски, а кое-где и кувырком. Настроение у него в диких минусах. Как же, он поехал в основном из-за гор, а с этим сплошной облом.

Но за ужином, несмотря на все его отговоры, народ все-таки решает завтра идти наверх. Поэтому отбой получился ранним – около 23.00

Засыпаем под мерное тарахтение мотора яхты. Радует, что обошлось без шумного музыкального сопровождения и пьяных воплей.

6 августа, воскресенье

Так как народ сегодня собирается в горы, то и подъем ранний – завтрак готов уже к 8.00. Радуюсь, что не наше дежурство.

Утро тихое, ясное, на небе редкие облачка – ничего плохого пока вроде не предвидится. И нас спасает только закинутая с вечера сеть. Пока после завтрака мужики во главе с нашим главным рыбаком Игорем катались за уловом — вернулись на берег с тяжелой сетью, полной рыбы, пока мы вчетвером совершали обычный после этого ритуал – Таня с Ларисой растряхивали-сматывали сетку, мы с Игорем разбирали и выпутывали рыбу (а надо сказать, что нынешний улов превзошел все наши прошлые – 38 неплохих рыбин, поэтому процесс несколько затянулся), в общем, через пару часов погода начала резко портиться. Буквально ниоткуда набежали тучи, подул сильный ветер, из окрестных ущелий пополз туман, закрывая горы. Вот-вот польет-загремит. К тому же разбор улова закончился уже к 10.30. Поэтому все-таки решили отложить горы на завтра, а сегодня ограничиться баней. И расслабились.
Прогулка на мыс

Женя отправился дорабатывать-топить печку. А я организовала народ на прогулку к острию нашего мыса. Вышли впятером: мы с Таней и Ларисой и оба Игоря.

Гуляли неспешно, с удовольствием и собиранием камушков-коряжек. Но минут через 40 все-таки начался дождь, и вскоре Лариса с Игорешей повернули назад. Остальные, посовещавшись, решили продолжить путь, чтобы завершить хоть какое-то начинание.

Ярко выраженного острия, как у Котельниковского, у мыса Большая Коса не оказалось. Он широкий и полукруглый. Мы дошли до самой дальней его точки, но по причине такой его формы и сопутствующих нашему мероприятию непогодных условий, заглянуть в следующую бухту нам не удалось. Погода окончательно испортилась. Дождь не утихал, а волнение и ветер даже усилились. Галечная полоска стала совсем узкой, и набегающие волны периодически хлестали по ногам. К тому же и с видимостью было плохо, а я взяла с собой камеру, с намерением поснимать. Поэтому дальше решили уже не ходить и повернули назад. Дорога в один конец заняли около двух часов.

В лагерь мы вернулись в 16.10. На обратном пути дождь начал постепенно затихать и вскоре совсем прекратился. Да и Байкал несколько подуспокоился.

В лагере нас ждала еще одна радость – наши соседи снялись и ушли. И сразу все в заливе стало гармоничным.

Банька уже на подходе. Мы пообедали жареным хариусом утреннего улова (вкусно! много!) и вплотную занялись доводкой бани. Меня Женя определил на прожиг углей, а остальных отправил готовить каркас и клеить полиэтилен. А завершающий этап – непосредственно установку бани, я засняла на видео. Получилось этакое учебное пособие для начинающих туристов.

Потом была баня… самая, пожалуй, жаркая изо всех, которые у нас когда-либо были – вечером следующего дня она все еще была очень даже теплая, и мы использовали ее для просушки шмоток. В общем напарили-и-ись, накупали-и-и-ись – и в Байкале, и во внутреннем озерке, — ох, как хорошо!

А по окружающим горам все ползали и ползали туманы. Что-то будет завтра?

После баньки – посиделки у костра, и по три капли Прикамского бальзама.

7 августа, понедельник

А утром дежурные проспали. Вместо назначенных 7.00, встали уже около 8.00. Соответственно, и завтрак запоздал.

А утро – просто загляденье. Тепло, ясно и никаких предпосылок… Народ как-то вяло копошится. Хотя на вопрос: “В горы-то пойдете?”, все утвердительно кивают: “Да, конечно…” А вот я сегодня никуда идти не хочу – в кои-то веки появилось желание спокойно оттянуться, попляжничать, тем более, погода располагает. Наконец-то в 10.40 наши горники отвалили. В лагере остались только мы с Женей и Таней.

Это был просто восхитительный день. Мы гуляли, фотографировали, снимали видео, купались и загорали.

Сначала вдвоем с Таней совершили трехчасовую прогулку по берегу в сторону мыса Мужинай – это было здорово! Высокий и обрывистый берег создает эффект отражателя, солнышко бьет в скальные выступы, и ни ветерочка – жара. И Байкал тихий-тихий, гладкий-гладкий. Мы дошли практически до основания Мужиная. Отфотографиравали все встреченные по пути цветочки и всех увиденных бабочек, накупались в Байкале – в кои-то веки. Водичка сегодня просто блеск!

Когда вернули в лагерь, около 16.00, там кроме оголодавшего Жени были уже Алик с Леной. А остальные еще не вернулись, они пошли дальше.

После обеда снимали на видео жизнь “аквариума” – так мы прозвали внутренне озерцо мыса Большая Коса. Как я уже упоминала выше, вода в этом озерке гораздо теплее, чем в Байкале. А еще оказалось, что рыба в аквариуме абсолютно непуганая и жутко любопытная. Из-под комьев травы выплывают на голоса стайки окуней и снуют туда-сюда, туда-сюда прямо под ногами. Причем рыбки не самые мелкие — сантиметров по 20-30. А пока мы купались-снимали в аквариуме, к нам пристали две байдарки с двумя же загорелыми незнакомцами.
Скальный гребень

Потом прогулялись с Женей в сторону острия нашего мыса – тоже поснимать и пофоткать, так как вчера погода помешала этому. А когда вернулись в лагерь, вся наша команда была в полном сборе. 17.40. Народ уже успел попалькаться в аквариуме и немного прийти в себя. Все вполне довольны путешествием – они вышли на некий скальный гребень, пологий со стороны Байкала и круто обрывающийся вниз противоположной стороной, образуя крутую скальную стенку метров 500 высотой. Гуляли вдоль этого “обрыва” и любовались открывающимися отсюда горными пейзажами – сверху виден весь массив с главной его вершиной 2200 (без названия).

Ужин, короткие посиделки – сегодня все устали, и дружный отбой

Далее (Глава 8. Боевые чалки)