9 августа, среда

Дежурные – мы, встали в 9.00. И с народом, похоже, что-то случилось – начали выползать, не дождавшись побудки, чаю, что ли перепили с вечера? Впрочем, утро вполне способствует раннему подъему – чистое небо, солнце, свежий ветерок – самое то посушиться и погреться после вчерашнего.

За завтраком долго перебирали варианты – чем заняться сегодня. То ли сразу идти до горячей ямки (в этом разе будем там к обеду), потом на ночь тормознуться в Котельниковской губе и порыбачить. То ли дойти до Куркулы и там заночевать – сделать баньку, опять же порыбачить и сходить поискать мифические стометровые водопады в трех километрах от устья, о которых вчера рассказали нам омичи, которые в свою очередь услышали о них от егеря на мысе Заворотном. Хотя, скорее всего, речь шла о водопадах в районе озера Гитара, куда мы не дошли, когда делали попытку сгульнуть в район пика Черского. Тогда до них топать не три, а целых тридцать км – далековато, и уже не успеть по срокам.

Победил третий вариант: стоим тут, желающие делают однодневную радиалку вверх, вдоль каменной речки, перед выходом рыбачим – бросаем сетку.

11.00. Жени и Игорь закинули невод.

12.05. Народ снаряжен и бьет копытом в ожидании Тани, которая получает от Жени последние ЦУ по пользованию видеокамерой.

12.12. Наконец-то народ отваливает. А мы с Женей остаемся в лагере – кому-то же все равно надо. К тому же в кои-то веки можно никуда не бежать, не рвать жилы, а расслабиться и просто и незатейливо поваляться на галечке, позагорать.

Мы слегка позанимались хозяйством – развесили на просушку палатку, шмотки, немного постирались и разлеглись на пенках разлагаться, подставляя солнышку то спинку, то животик. Господи, хорошо-то как. Уже лет пять не предавалась столь праздной неге – “отдых” прошлогодних походов можно сравнить, разве что с разгрузкой кирпичного эшелона. Может, потому-то и хорошо так.

Когда надоело разлагаться, погуляли по бережку, разглядывая изумительные коряжки и камушки. Потом вернулись в лагерь, вскипятили чайку. И только, было, устроились на бережку почаевничать, за углом затарахтело. Присмотрелись – ба-а-а, вчерашние омичи рулят. Оделись, приготовились встречать гостей. А тут и они чальнулись. Однако успели полюбоваться на их тандем в работе.

Наша спарка катов выглядит следующим образом: впереди Ласточка под мотором, закрепленным на транец посередине задней поперечины. Сзади на веревке (15 м) – болтается второй кат (вчера, пока плыли на встречном ветре и ха-а-ароших волнах, само собой придумалось ему название – Балласточка. Но, похоже, той команде оно не понравилось…).

У омичей – другая конструкция и рамы деревянные, парусного вооружения нет в принципе. У их первого ката продолины на корме заканчиваются рогатинами, в которые и упирается первая поперечина второго ката, к корме которого закреплен мотор. Т. е. конструкция получается абсолютно жесткая. Такой сосиске чалиться неудобно, им приходится подходить к берегу боком. При слабой волне или штиле еще куда ни шло, но если прибой будет хотя бы такой же, как вчера, ох, и несладко им придется. У нас с этим проще – метрах в 30 от берега мы просто расцепляемся и на веслах автономно подходим к берегу, как и положено – носами.
Наши каты на берегу

Гости общупали наши каты – а надо сказать, что они у нас и впрямь красавцы. Абсолютно одинаковые, сине-желтые, со стройными и высокими мачтами, и даже без парусов – тоже желтых, выглядят очень представительно. После обзорной экскурсии мы пригласили гостей к столу и отомстили им чайком. Подошли и наши первые горные ласточки – Алик с Леной (около 15.30), они изначально решили не ходить очень далеко, просто погуляли в свое удовольствие.

Примерно в 16.00 гости отчалили. На сегодня они наметили стоянку на Куркуле – хотят все-таки поискать мифические водопады. Мы порекомендовали им тамошнюю баньку и договорились устроить совместный лагерь где-нибудь на выходе, после Котельниковского – с неторопливыми беседами у костра и песнями. Помогли гостям отчалить, помахали ручками. И вспохватились, что обеденное время уже миновало, а мы еще ни в одном глазу.

Устроили пикничок на берегу Байкала с омулем, сухпайками и чаем. После чего Алик с Леной залегли на солнышке у воды, а мы с Женей ушли по берегу в другую сторону – гулять, собирать дары Байкала, фотографировать.

Коряжек Женя набрал себе целую вязанку, а потом, уже в лагере целый час выпиливал из них “изюм” – самое-самое. Одна из этих деревяшек оказалась даже с начинкой – булыганом уютно устроившимся внутри ствола, без признаков входа-выхода.

Время неумолимо катилось к назначенному сроку возвращения наших остальных радиальщиков – 20.00. В 19.45 мы начали готовить ужин – супец получился отменным: гороховый с копченой колбаской, лучком, чесночком и всякими прочими специями.

20.00 – никого. Делам ставки – когда они вернутся. Лена сказала: 20.23, Алик – 20.48, Женя – 20.30, я – 20.35, но, подумав, переигрываю на “после 21.00”. Подумав еще немного, все-таки решаюсь на 21.30.

Однако все сроки уже миновали, а народа нет! Мы уже и поужинали, и чайком побаловались, и поволновались – сходили, пождали их в районе выхода каменной речки, по которой ребята должны вернуться. Все без толку.

Голоса их послышались из-за поворота берега только в 21.50. Вот, заразы!

Первым делом, конечно, ужин, чай утомленным героям. И только потом, пока совсем не стемнело, снарядили катамаран за уловом. Добыча на этот раз порадовала не очень – с десяток омулей, а все остальное – куча уже знакомых рогатых креветок и одна странная пучеглазая рыбешка с большой головой. Сделали предположение, что это и есть единственная живородящая рыбка Байкала — голомянка.

Процесс распутывания был долгим и нудным из-за большого количества рогатых тварей – общим счетом около сороковника. Успело даже стемнеть. По мере выпутывания креветок мы их сразу же выпускали в воду, ровно, как и глазастого головастика.

А пока мы занимались спасением живности, свободные мужики вскипятили еще чаю, а Лена почистила рыбу и теперь прибиралась на кухне – краем глаза я видела, как она перешагивала прикостровое бревно, служащее нам сидухой. Как вдруг… неожиданно закричала и упала на спину. Минута всеобщего замешательства, и мы бросились к ней – что случилось? Первая мысль – ушиб, перелом, укус… А Лена, продолжая кричать, сдирала с ноги кроссовку… носок…

Оказалось, переступая бревнышко, она попала ногой в котелок с кипятком, не заметив его в темноте. Причем так аккуратно (котелок у нас плоский – только-только по размеру женской ножки), что даже не коснулась его стенок. А поэтому и сама не сразу сообразила, почему же ей так больно. Сначала подумала, что кто-то укусил.

В общем, получила ожог третьей степени на весь голеностоп + носок она сорвала вместе с кожей. Зато кроссовка, подплавившись на подошве, все-таки защитила ступню. Но все это безобразие мы рассмотрели уже позже. А тогда… я первым делом улетела за аптечкой, потом густо залила пантенолом пострадавшую конечность, а Леночку напоила кетановом – сильным обезболивающим. И корвалолом, для снятия стрессового состояния, к сожалению, ни валерьянкой, ни пустырником я не запаслась (на будущее!). Потом мужики перенесли девушку в палатку и устроили ее поудобнее – обернули пенкой бревнышко и подложили под ногу, чтобы больное место ни к чему не прикасалось.

В общем, скакали до 1.00. Потом, удрученные и подавленные, разбрелись по палаткам. Но возбужденные голоса еще долго доносились со всех сторон – шок, похоже, у всех, а не только у Лены. Кстати, надо сказать, Лена – просто молодец, держится необыкновенно мужественно. После первой и непосредственной реакции – никаких истерик, только конструктивные замечания и предложения. Молодец и Алик – даже из палатки слышу, как он проводит сеанс психотерапии.

До кучи еще пошел дождик, а где-то неподалеку загромыхал гром. В общем, ночь прошла полубессоно. Постоянно прислушивалась к звукам, доносящимся из палатки Алика и Лены – не надо ли им чего. Да и дождь не утихал всю ночь, прекратился только за полчаса до подъема.

Далее (Глава 10. Вечные встречные)