Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Шумак-2007

Нитка маршрута: верховья р. Китой — р. Китой — р. Жалга — пер. Дабан-Жалга (Проходной) (н/к) — р. Ара-Ошей — р. Яман-Гол — пер. Обзорный (н/к) — р. Нарин-Гол — р. Шумак — Шумакские минеральные источники — р. Левый Шумак — перевал Шумакский (1А) — р. Эхе-Гэр — р. Хубыты — пос. Нилова Пустынь

Общее описание

Идея данного маршрута возникла в 2004 году, когда спустившись по Ара-Хонголдою, мы неожиданно обнаружили на Китое дорогу. Мысль попасть на Шумак, просто объехав Тункинские Гольцы просто засела в голове. Да и в 2004 году из-за погоды красоту долины Китоя в этом районе особо разглядеть не удалось. В 2005 году мероприятие не состоялось из-за подготовке к защите диссертации, в 2006 в последний день с трудом найденный спутник неожиданно сдулся и вот, наконец, все сложилось удачно — нашелся человек (как выяснилось, очень удачно) — Рома, и планы обрели зримую форму.


21.04

На месте доставки Overclock'ом в верховья Китоя
Верховья Китоя
Рома на наледи в верховьях Китоя
Арлык-Гол в районе устья

Выехали мы из Иркутска by Overclock, за что ему неземное спасибо. Правда, когда он предупреждал, что машина маленькая, нам не думалось, что настолько. Но все равно доехали. По пути прорвались сквозь настоящую метель и дальше не было непогоды до ночи с 28 на 29 апреля. Большую часть времени светило солнце. Снега было мало как никогда, так что маршрут большей частью был синекурой. Единственная неприятность от обилия тепла — наледи начали вскрываться раньше обычного. Ближе к 4-м дня доехали наконец до верховий Китоя, миновав у Белого Иркута грозный щит о погранзоне. Верховья Китоя сильно напоминают Ольхонские пейзажи. Путь пролегает по дороге на Горлык-Гольский рудник, в целом дорога идет под уклон и за 3 часа мы уверенно достигаем устья Арлык-Гола, где и останавливаемся на первую ночевку. В этот день встретилось самое крупное млекопитающее за весь поход: заяц. По наледи вечером прогулялся до противоположного берега Урта-Гола, откуда и начинаются Тункинские Гольцы.


22.04

Скалы над Китоем
Китойское многодорожье
Дом в районе устья Саган-Сайра
Дорога поднялась в скалы

Путь
Панорама долины Китоя возле устья Ара-Хонголдоя
продолжает пролегать по дороге. За полтора часа достигаем устья Ара-Хонголдоя (3 года назад были здесь только на пятый день и ближе к вечеру). Оказалось, что дорога в устье Ара-Хонголдоя — всего лищь отворот от основной. Ниже по течению на огромной наледи находим место, где наледи уже нет и весело обедаем на солнышке. Перед устьем Саган-Сайра вместо старого дома неожиданно возникают новые постройки, причем дом закрыт на замок, а внутри видны розетки и электрические лампочки. Видимо, дизель подключают. После Саган-Сайра забираемся по дороге в скалы и наконец-то видим, какой обзор открывается с них (3 года назад в этом месте валил снег). Спускаемся к Китою и идем почти до устья Жалги, где обнаруживаем, что нары в зимухе покрыты тонким слоем льда из-за текущей крыши. Поразмыслив, принимаем решение спать в зимухе, но печку не топить, чтобы лед на растаял.


23.04

Вид на перевал Дабан-Жалга (Проходной)
Широкая долина Ара-Ошея
Эльфийский мостик
Ледопад над Ара-Хубытами

Неожиданно быстро и легко поднимаемся на первый перевал (Дабан-Жалга). На спуске — настоящее лето и мы устраиваемся обедать у весело текущего ручейка. Затем выходим на Ара-Ошей и по наледи, по следам копытного продолжаем свой путь до сужения долины (в этом месте на реке водопад). На тропе Рома снимает с себя трех клещей (больше они нам нигде не попались). Раньше чем обычно встаем в устье Ара-Хубыт, по которой гуляем вверх налегке, любуюсь многочисленными ледопадами и красивым ущельем.


24.04

Источник на Яман-Голе
Яман-Гольские скалы
Мятые горы
Бесснежные южные склоны

С утра — небольшой перевал в долину Яман-Гола. Местами по реке идти уже нельзя из-за вскрывающихся наледей, приходится идти по склону по тропе. Склон над правым берегом Яман-Гола крутой и южной экспозиции, поэтому снега на нем нет до самой вершины. В 16 часов оказываемся в месте сворота с Яман-Гола на Обзорный перевал. Неожиданно оказывается, что мы успеваем перевалить в этот же день. Хотя в конце дня это оказалось не слишком жизнерадостной затеей: наст не держит совершенно. Зато на спуске к Нарин-Голу левый борт кулуара оказался полностью свободным от снега, поэтому не пришлось идти под нависшим козырьком. Пройдя по Нарин-Голу метров 300-400 нашли, куда приткнуть палатку и заночевали в предверии Нарин-Гольских прижимов.


25.04

Ущелье Нарин-Гола
Ущелье Нарин-Гола
Табличка на Шумаке
Шумакские лебеди

Прижимы за ночь никуда не делись. Как и 7 лет назад под снегом безо всякого льда часто оказывается вода. Иногда русло перегорожено небольшими лавинками. Не слишком быстро, но все-таки вышли в долину Шумака, откуда последний рывок к источникам.
Светелка
Надо сказать, что перед походом от разных людей мы получали совершенно противоречивую информацию о турбазе на Шумаке. Самые плохие варианты были "там все перегородили и никого не пускают; в глубине турбазы прячутся дополнительные охранники с автоматами, что тщательно скрывается и т.п.". Оказалось, что "слухи сильно преувеличены". Никаких проблем с работниками турбазы не было. Единственное, чем она мешала — непрерывно гудящим дизелем — за 3 дня он надоел напрочь. Из положительного: при нас ходили с мешком по возле изб и собирали мусор; поставили новые туалеты. Отрицательное будет в описании следующего дня. Так что мы остановились в домике "Светелка" (один из самых нижних на правом берегу), прошлись по источникам, заглянули на турбазу, а впереди нас ждало еще 2 полных дня на Шумаке.


26.04

Подпиленные для прохождения снегохода корни у кедров
Пень, от спиленного работниками турбазы кедра
Канистра из-под масла для снегохода
Сваленный зимой и брошеный гнить кедр

В этот день как раз обнаружились некоторые изъяны в соблюдении всех экологических требований работниками турбазы: над источниками на левом берегу можно обнаружить широкую тропу/дорогу, по которой зимой вывозили дрова для турбазы. Большей частью был повален сушняк, но также был обнаружен и пень от живого кедра, один сваленный живой кедр был просто оставлен в лесу, для этой дороги местами подпилены корни у живых деревьев, а возле "лесозаготовительной трассы" валяется канистра из-под машинного масла. Вынужден призанть, что дикие туристы часто наносят куда больший ущерб, но если уж компания "Ока-Шумак" позиционирует себя как защитника природы, надо быть последоватьльными в своих действиях.

Замерзший водопад на Мраморном ручье
Вид в сторону верховий Правого Шумака
На Правом Шумаке
Автомобиль на Шумаке

До Иркутска — меньше часа
Взлет вертолета

Днем 2 раза прилетал вертолет: завозил стройматериалы, 2-х отдыхающих на турбазу и свозил туда-обратно журналистов. Как и на следующий день на Шумак прилетал хозяин турбазы, названный в рекламном фильме о Шумаке "былинным богатырем". Днем прогулялись по Мраморному ручью, да еще я сбегал 2 км вверх по Правому Шумаку — никогда там не был. Вечером к нам пришли знакомиться отдыхающие, сильно растроенные, что у нас дом построен из кедра, а у них — "из химии".


27.04

На горизонте — ГВХ
Над Шумаком
Долина Шумака
Вид вниз по Шумаку

Вид на горку над Шумаком
Мерзлотные явления

Пошел посмотреть состояние наледи на Левом Шумаке. Удовлетворительное, но на пределе. Отлично видно лыжню, проложенную в феврале. Из-за спресованного снега она тает медленнее и теперь возвышается над остальной наледью как железнодорожные рельсы. Из-за отсутствия снега решаю залезть на 400-метровую горку над левым берегом Шумака. Оттуда открывается прекрасный вид на перевал Бемедин; Шумакский не видно — он закрыт близлежащей грядой. На подъеме попадаются подснежники, радостно подставившие свои цветки лучам солнца.


28.04

Остатки лыжни от февральского похода
Палатка на ручье
Рытие снежной пещеры
Шумакский перевал

Выходим к ночевке под перевал раньше обычного. За счет этого успеваем обойти водопад и пройти еще с полкилометра от границы зоны леса. Палатку ставим прямо на ручье. Причем почти в буквальном смысле. При утрамбовывании снега иногда нога проваливается на метр и внизу обнаруживается весело журчащая водичка. Рома пытался в этот день реализовать свою навязчивую идею переночевать в снежной пещерке. Рыл ее больше часа, после чего надумал спать в палатке. Проходим несколько сот метров в сторону перевала — и на утро тропить меньше и на сам перевал посмотреть хочется. На перевале, в отличие от близлежайших склонов снега вполне достаточно, отлично виден козырек. Но общее малоснежие внушает надежду.


29.04
Снега почти нет

В эту ночь почти не спали. Сначал наползли облака, принесшие запах гари от пожаров, а в 1.40 началась метель. Под утро удары снега о палатку стали слабее, но, оказалось, что ее просто почти всю присыпало снегом, отчего слышимость уменьшилась. Встали в 5 утра, посовещавшись решили идти на перевал. Местность было не узнать. Все южные склоны, с голыми камнями показались покрыты гладкой белой пеленой. Нашу вчерашнюю не видно вообще — снега выпало около 15 см. Да еще и из-за непогоды ночь была теплой и наст почти не встал. Вышли почти в 7 утра. Перед перевалом бросаем взгляд назад. Виден конец гольцов и залесенные горки в районе Дабад и дальше. Затем налетает ветер с порывами, поднимающими снег со всей округи и полностью закрывающим обзор. В 10-25 были на перевале. Залезли на него по скалам с правой стороны. Судя по всему, лавина с перевала еще не сходила, хотя она могла быть и погребена свежевыпавшим снегом. Со стороны Ехэ-Гэра снега настолько мало, что на крутых участках отлично видно тропу. Что же было там день назад?! Под непрекращащийся ветер спускаемся к Ехэ-Гэру, где и обедаем. К вечеру доходим до поляны с сараями, где останавливаемся на последнюю ночевку.


30.04
Сумасшедший автобус идет пешком

Здесь было бы и писать нечего, если бы не поразивший нас автобус "Ниловка — Слюдянка". В Ниловке мы были в 12.55. В 13.00 полошел автобус. Спрашиваем, когда пойдет в Слюдянку. Отвечает, что прямо сейчас. Интересуемся, не изменилось ли расписание. Ответ: "Нет. Но кого здесь ждать. Должно еще 6 человек с пансионата подойти, но что-то их нет, так что лучше я поеду дома чай попить". Выезжаем на 1-25 раньше расписания (в 13.05). По пути заезжаем на асфальтово-бетонный завод, где садится друг водителя и едет за так до Кырена. В Кырене автобус сворачивает с основной дороги и после многочисленных колдобин мы оказываемся на краю села возле дома водителя. Обедал он 50 минут, затем выехал на остановку в центре поселка и еще отстаивался до расписания 35 минут. Недовольные возгласы приехавших частником с Ниловки отдыхающих пресечены фразой "вас там не было, когда я приехал, а не нравится, можете и сейчас в автобус не садиться". Так что нам еще повезло, что мы не задержались на выходе. Но как бы то ни было вечером мы уже были дома и вспоминали о небывалой удаче с погодой во время похода.


Михаил Крайнов


Евгений РензинМихаил, уточните пожалуйста, докуда вы доехали на машине? И докуда машина такого класса (Сузука) может доехать?
18.05.2007, 01:15:48 |
Вячеслав ПетухинЕвгений, на первой фотографии "На месте доставки Overclock'ом в верховья Китоя" Михаил указал точку съёмки. Куда уж точнее?
Нитку маршрута на схеме прорисовывал я, начиная с этой точки. Так что можно и по нитке маршрута посмотреть.
18.05.2007, 09:35:42 |
Евгений РензинА я фото крупно не смотрел :)
18.05.2007, 15:35:15 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную