Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Географическое положение района похода, рельеф

Протяженность горной системы Восточного Саяна более 800 км от южной оконечности оз.Байкал на северо-запад до Енисея. В туристской классификации эта огромная территория делится на два района — Центральный и Восточный Саян, условная граница между которыми проходит по долине р.Ока (левый приток Ангары).

В систему Восточного Саяна входят несколько основных хребтов: Тункинские, Китойские и Бельские гольцы, Удинский хребет, хребты Окинский, Кропоткина, Крыжина, Большой Саян (с наибольшей абсолютной высотой) и их отроги. Большинство вершин расположено выше границы леса. Предвершинные участки, представляющие собой выходы коренных пород, подвержены разрушению ветром, солнцем и морозным выветриванием. Это вызывает частые камнепады. Для Саян в целом характерны невысокие седлообразные перевалы.

В целом Саяны отлично подходят для тренировочных пеших (до 5 к.с.) и горных (до 3 к.с.) походов, поскольку имеют перевалы различных категорий трудности: от н/к до 2Б. Также интересен (и особенно популярен среди иркутян) район для альпинистских восхождений (летом присутствует в основном скальный рельеф, зимой – снежно-ледовый), а высокие замерзшие ледопады предоставляют возможность заниматься в районе ледолазанием. С точки зрения горного туризма, наибольший интерес представляет хребет Большой Саян, а именно его часть – хребет Мунку-Сардык, абсолютные вершины которого колеблются в пределах от 2800 до 3500 м. Высшей точкой Восточного Саяна является высшая точка хребта Мунку-Сардык – вершина Мунку-Сардык (по классификатору 3491 м, по GPS 3502 м).

Южной границей Восточного Саяна является приграничная Монгольская территория, нагорье Сангилен (Монголия) и более мелкие нагорья. На северо-западе за долиной Оки начинаются отроги Западного Саяна. На север от Китойских гольцов притоки Ангары стекают в Иркутско-Черемховскую равнину. С юга и юго-востока склоны Тункинских гольцов двухкилометровой стеной обрываются в Тункинскую котловину, за которой начинаются отроги Хамар-Дабана.

Современный облик Восточного Саяна сформировался в результате процессов водной, ветровой и ледниковой эрозии древнего лавового покрова, неравномерно поднятого мощными тектоническими процессами. Характерными формами рельефа являются корытообразные троговые долины, высокие устьевые ригели, обширные цирки в верховьях рек и ручьев, моренные озера и глубокие каньоны с каскадами водопадов.

Вершины и хребты в этой части Саян становятся круче и выше к юго-востоку. В Бельских гольцах преобладают сглаженные формы рельефа, редкие вершины превышают 2700 м. В Китойских гольцах отдельные вершины превышают 3100 м, склоны становятся круче, долины уже. Очень живописны Тункинские гольцы, неприступной стеной поднимающиеся над Тункинской впадиной. Отдельные вершины здесь превышают 3200 м, гребни хребтов местами превосходят 3000 м, отличаются разнообразием чисто скальных форм: массивы, блоки, столбы, острые «пилы».

Хребет Большой Саян — очень протяжённый хребет. В разных местах части хребта имеют отдельные названия. Самая западная часть — хребет Пограничный, восточная — хребет Мунку-Сардык. Даже летом хребет отличается от близлежащих хребтов наличием снежного покрова, вершины его явно доминируют в окружающем рельефе. Присутствуют такие формы рельефа как каньоны, плато, скальные столбы и «пилы», ледники. Это уже «настоящие» горы.

Ледники. Области оледенения в Саянах занимают небольшую площадь – 32 кв.км, их составляют не менее 107 каровых и коротких долинных ледников. Большинство ледников и фирновых полей находится выше снеговой границы: 2800 м на востоке и 2400 м на западе. Питание современных ледников происходит за счет выпадающего зимой снега. Короткое лето не успевает сильно уменьшить снеговой покров в высокогорье, а альпийский рельеф способствует сохранению ледяных полей. Почти все ледники Саян имеют явно выраженную тенденцию к сокращению. Основная область оледенения – в районе в.Мунку-Сардык, также несколько небольших ледников находится в горном узле пика Топографов.

Вулканы. Многочисленные следы активной в прошлом вулканической деятельности – лавовые поля, щитовые вулканы и шлаковые конусы – встречаются в междуречьях Оки, Сенцы, Тиссы, на горном плато Иртыган, в долинах рек Хикушки и Жом-Болок, в Тункинской долине. Вулкан Перетолчина расположен в долине р. Хикушки, основание вулкана лежит на уровне 1970 м, а высота его над лавовым полем – около 100 м, диаметр кратера 140 м, глубина 30 м (на дне его небольшое озеро с туром; спуститься к озеру можно по внутреннему склону кратера крутизной до 45 градусов). Основание вулкана Кропоткина лежит на уровне 2020 м, диаметр кратера около 210 м, глубина 60 м; стенки вулкана состоят из мелких кусочков шлака и вулканических бомб.


Водные ресурсы

Все реки, берущие начало в этом районе Саян, несут свои воды в Ангару. На севере самые крупные из них: Ока, Большая и Малая Белая, Урик, Онот, Китой. На юге только р.Иркут и ее короткие притоки. Питание рек снежно-дождевое. Многие реки берут начало в озерах ледникового происхождения, расположенных в глубоких долинах и карах на высотах 1800-2100м. Самое значительное из них — оз.Ильчир, дающее начало Иркуту, длина его — около 7 км. В районе хребта Мунку-Сардык в верховьях рек озер довольно много, наиболее крупные из них – озеро Эхой у вершины Мунку-Сардык, оз.Солярис у перевалов Солярис и Жохойский, безымянные озера в долине левого притока р. Жохой и в долине Б.Буту-Гол.

Реки замерзают в нижнем течении во второй половине ноября, а в среднем и в верхнем — в декабре. В верховьях реки на перекатах и в каньонах промерзают до дна, образуя обширные наледи, по которым часто идет поверхностная вода. В малоснежных долинах, таких как Китой, русло представляет сплошную наледь на всем протяжении реки. Вскрытие рек на горных и предгорных участках начинается в первой половине мая, но уже в конце марта на реках в большом количестве появляются промоины, что делает некоторые участки их непроходимыми, как например каньон Билюты.

С точки зрения совершения в районе водных походов район один из самых лучших в СНГ, достоин отдельного описания.


Растительный и животный мир

Очень богат растительный мир Восточного Саяна, насчитывающий около 3000 видов растений. Как и везде в горах, растительность имеет ярко выраженную вертикальную зональность. До 1100 м располагается лесостепной пояс, горно-таежный простирается от 1100 до 1800 м, выше располагается высокогорный тундрово-луговой пояс, выше 2600 м растительность весьма скудная, преобладает скально-осыпной и снежно-ледовый рельеф. В горных лесах растут лиственница, сосна, ель, сибирский кедр, пихта, реже лиственные – береза и осина – с густым подлеском. В тайге много ягод.

Из-за малой населенности горных районов животный мир Восточного Саяна хорошо сохранил свой видовой состав до настоящего времени (водятся заяц, лиса, росомаха, бурый медведь, горностай, волк, белка, бурундук, соболь; лось, кабарга, косуля, марал и другие животные). Тем не менее, зимой реально рассчитывать на встречу только с зайцем, лосем, белкой и горностаем, да и то – большая редкость. На территории Восточного Саяна насчитывается около 20 видов рыб и более 150 видов птиц (наиболее типичны синицы, трясогузки, дрозды, дятлы, клесты, снегири, кукушки, поползни)!


Климат

Климат Восточного Саяна резко континентальный, в холодное время года определяется азиатским антициклоном, центр которого находится над территорией МНР. Зима с отрицательными среднесуточными температурами начинается в середине ноября и длится около семи месяцев. Уже в сентябре горы начинают покрываться снегом, а сходить он начинает только в июне. Весной снежный покров вполне устойчив в горах до конца марта. В марте резко возрастает лавинная опасность. Лето в горах прохладное. В районе преобладают юго-западные и западные ветра.

Восточный Саян отличается меньшим количеством осадков, по сравнению с Западным. Исключением является район пика Топографов, где среднегодовое количество осадков достигает 1200 мм, а на остальной части оно не превышает 400- 450 мм. Среднегодовая норма осадков в Тункинских и Китойских гольцах минимальная по всему Восточному и Центральному Саяну и составляет 350-400мм. При этом основная масса осадков выпадает летом, а на зимние месяцы остается 30-35мм. Это существенный положительный фактор для проведения лыжных походов.

Распределение снежного покрова очень неравномерно: от 2-3м в зоне леса северо-западных долин до нуля в долинах Китоя и Иркута. На высоту и плотность снежного покрова сильное влияние оказывают пересеченность рельефа и перенос снега сильными западными и северо-западными ветрами. Глубоко в долинах, как правило, снега не бывает более 0,5м. Ближе к границе леса, особенно на крутых устьевых ригелях, толщина покрова 1-1,5м. Снег здесь рыхлый, на склонах северной экспозиции его больше, чем на южных. Выше зоны леса под действием ветра снег уплотняется, образуя твердые заструги, наддувы, тропежка обычно отсутствует. В верховьях цирков, на моренных валах в результате сдувания снега открываются камни, что затрудняет движение на лыжах.

Лавинная опасность возрастает в конце марта после вторжения теплых слоев воздуха и продолжительных снегопадов. В начале второй декады мая начинается активное разрушение снежного покрова. Это время комбинированных лавин, которые образуются и сходят в одних и тех же местах. Глубина снега в лавинных завалах часто достигает 20- 30 м. Склоны лавин зарегистрированы во всех ущельях района, но наиболее лавиноопасные склоны северо-восточной, северной и восточной экспозиции.

Самое холодное время года — январь и первая половина февраля. Среднесуточная температура -26…-32 °С, минимальная — может опускаться до минус 45°С. К концу февраля средняя температура поднимается до -15…-20 °С. Самое благоприятное время для проведения лыжных походов — конец февраля, начало марта. В марте средняя температура -16°С, днем воздух прогревается до -1…-5 °С, ночью морозы не ниже -20…-23 °С. Значительно возрастает солнечная радиация, происходит уплотнения снежного покрова, а в долинах, где высота его была мала, концу месяца он исчезает.


Сведения о туристских возможностях района

Достаточно удобные подъезды, разнообразие естественных препятствий, наличие троп и удивительная красота обусловили ту популярность, которой заслуженно пользуются Восточные Саяны у туристских групп из самых разных регионов страны и зарубежья.

Возможные путешествия в районе:

  • пешеходные — до 5 к/сл

  • горные — до 4 к/сл

  • водные до 5-6 к/сл

  • лыжные — до 5 к/сл

  • альпинистские — до 4 к/тр

  • перевалы — до 2Б* к/тр

  • траверсы до 2А к/тр

Перевалы, как правило, скально-осыпные, находятся выше зоны леса. Перепад между седлом и соседними вершинами относительно небольшой (до 300 м). Большинство перевалов 1А-1Б к.с. имеют протяженный взлет 30° — 40° крутизны. При прохождении кулуаров и скальных участков везде следует учитывать опасность камнепадов.

Оледенение в районе присутствует только у в. Мунку-Сардык, снежный покров в июле-августе на большинстве перевалов, как правило, отсутствует, однако с северной стороны вблизи гребня могут сохраняться снежники, а по долинам рек и притоков встречаются наледи.

Сезон пешеходных путешествий продолжается с конца мая по вторую половину сентября — т.е. достаточно продолжителен.

В числе характерных естественных препятствий можно выделить:

  • осыпные склоны, вследствие постоянного интенсивного разрушения горных пород осыпи подвижны и для движения неудобны, участки слежавшихся осыпей встречаются крайне редко,

  • скальные участки, требующие применения веревок,

  • каньоны в среднем и нижнем течении рек со значительной крутизной склонов, часто имеют большую протяженность, тропы идут с большими перепадами высот,

  • переправы, сложность их сильно зависит от уровня воды (особенно после ливней), который колеблется в больших пределах, в большинстве случаев возможна переправа вброд, по камням, по кладям и бревнам, с навешиванием перил при необходимости,

  • движение по тайге без троп с преодолением завалов (особенно значительные завалы образуются при сходе весенних лавин),

  • некоторые отмечают определенную сложность в ориентировании на маршрутах, особенно при заходах на нетрадиционные перевалы.

К сожалению, по району на сегодняшний момент имеется достаточно мало описаний. Большинство из них ограничивается описанием восхождения на в.Мунку-Сардык, в то время как район имеет множество несложных перевалов, вершин разной степени сложности, есть много интересных рек и озер. Хотелось бы, чтобы руководители, водящие походы 1-2 к.с., тоже задумывались о написании отчетов по Восточному Саяну, иначе сведения по маршрутам никогда не дойдут до туристов в массе. Поскольку Забайкалье находится далеко от Москвы и других центральных регионов, также полезно было бы не просто писать отчеты, а выкладывать их в сети Internet, чтобы большее количество людей могло иметь к ним доступ.


Район путешествия во время похода

В 2006 году внутренняя обстановка в республике Бурятия и Иркутской области благоприятная. Проблемы с местным населением отсутствовали, наоборот, встреченные нами жители проявляли доброту и радушие. Проблем с органами правопорядка не было.

Район Восточного Саяны, а именно хребта Мунку-Сардык, был выбран как наиболее интересный район с точки зрения походов невысоких категорий сложности: красивая местность, несложные заброски, достаточно небольшая посещаемость туристами, незаселенность горных районов, приятная климатическая ситуация наряду с высотами в среднем около 3000 м. Все это показалось достаточно удачным набором факторов для первого похода с новичками.

В наш период проведения похода, к сожалению, фактор погоды сыграл, скорее, отрицательную роль. Несколько дней до начала похода шли непрерывные дожди, что обусловило поднятие уровня рек во всей Восточной Сибири и Забайкалье. Это выразилось в следующих неприятных факторах на маршруте:

  • Р.Иркут вышла из своих берегов и разрушила мост по дороге из Слюдянки в Монды (основная транспортная магистраль региона на Монголию) в районе пос.Туран, размыла большую часть грейдерной дороги от Монд на Орлик. В связи с этим заброска на маршрут ухудшилась: времени на ожидание ремонта моста и дороги (нам обещали, что мост отремонтируют в течение 2-3 рабочих дней) у нас не было, а потому стартовать пришлось вовсе не от устья р.Жохой, как планировалось в Москве, а от устья р.Б.Иркут, где по плану мы должны были финишировать. Половина маршрута (до выхода к верховьям Жохоя в районе озер) была изменена на месте, кроме того, пришлось «пожертвовать» прохождением перевала Жохойский и разведкой в долину Б.Буту-Гол от перевала Солярис, т.к. лишние дни были «съедены» излишне долгой заброской на маршрут.

  • Также из-за излишних осадков большая часть хребтов была покрыта снегом (даже там, где его уже не должно было быть в этот период времени), травянистые склоны и склоны, покрытые мхом, пропитались водой и стали представлять собой практически болото, что доставляло дополнительные неудобства при передвижении группы.

  • Поднятие уровня воды в Б.Иркуте затрудняло перемещение по его каньону в районе устья, а потому мы были вынуждены обходить этот участок чуть более длинным маршрутом через пер.Прямой (который оказался сильно заросшим).

  • Постоянные дожди в первые дни похода также доставляли дискомфорт.

В связи с минимальным количеством отчетов о путешествиях по Саянам (и в частности по Восточному Саяну), хранящихся в библиотеке МГЦТК и в сети Интернет, отсутствию описания многих перевалов и малого количества фотографий по району данный отчет был задуман, чтобы исправить информационную недостаточность и привлечь в район новые туристические коллективы.

Транспортные и административные вопросы

Отправными и конечными точками большинства маршрутов по Восточному Саяну служат населенные пункты Тункинской впадины: пос.Кырен, Монды, курорты Аршан, Нилова Пустынь, улус Хойто-Гол. Все они, кроме (Хойто-Гола) связаны автобусным сообщением со станцией Слюдянка, а Кырен и Аршан имеют прямое автобусное сообщение с Иркутском. В Слюдянку просто попасть электричкой из Иркутска, но не так просто затем сесть в автобусы, даже зимой заполненные курортниками и местными жителями.

Ближайший населенный пункт на западе района — пос. Орлик связан зимником (летом это грейдер) с пос. Монды и авиалинией с Кыреном и Улан-Уде. На севере населенные пункты находятся значительно дальше от высокогорья и очень редкие группы заканчивают там маршруты. Ближайший к Китойским гольцам пос. Онот, связан автодорогой со станцией Черемхово (139км от Иркутска).

Отправной точкой нашего маршрута по плану является устье р.Жохой (примерно 55 км по грейдерной дороге от Монд в сторону Орлика – добраться, соответственно, можно на автобусе этого маршрута). В реалии до этой точки мы не доехали, т.к. разлившийся Иркут отрезал большую часть дороги. Стартовали на месте финиша – в устье р.Б.Иркут (финишировать по плану также должны были здесь). До устья Б.Иркута также можно добраться рейсовым автобусом Слюдянка-Орлик (расписание приводится в приложении 5, стоимость 300 руб. – по состоянию на август 2005 г.; обычно автобусы битком набиваются местными жителями) или на наемном транспорте.

Заранее (из Москвы) можно заказать транспорт на требуемое время, но в Слюдянке всегда можно найти машину прямо на вокзале, поэтому договариваться заранее ни с какими фирмами мы не стали (к тому же в одном из отчетов прочли, что фирма, с которой была договоренность, по факту взяла денег больше, чем обещала). Стоимость машины от Слюдянки до Монд составляет в среднем около 3000 рублей (типа «Газели», в которую мы влезли вдвенадцатером с рюкзаками и запасным водителем), легковушка немного дешевле (но и менее вместительна), от Слюдянки до устья Жохоя (куда нам было надо) – около 4000 рублей. Часть пути мы прошли пешком по дорогам, но только из-за превратностей судьбы, при нормальных обстоятельствах заброска не представляет сложности. Дорога Слюдянка-Монды является достаточно оживленной (это трасса на Монголию), в случае чего можно найти попутку. Дорога Монды-Орлик, конечно, не такая загруженная, но и по ней несколько раз в час проезжают грузовики.

Наши транспортные перипетии отражаются следующей схемой:

Дорога «туда»: Москва — Слюдянка (ж/д, авиа) a Монды (наемный грузовик, пешком, попутные машины) a устье р.Б.Иркут (наемный грузовик)

Дорога «обратно»: устье р.Б.Иркут (пешком, наемный грузовик) a Монды (наемный грузовик, зафрахтовали прямо по дороге) a Слюдянка (тот же наемный грузовик) a Москва (ж/д, авиа).

В приложениях 4 и 5 приведены соответственно стоимость проезда и расписания поездов, самолетов, а также местного транспорта по состоянию на лето 2006 г.

О регистрации в Иркутской области и республике мы не заморачивались. Как объяснили в Иркутской администрации (по эл.почте), у нас вряд ли могут возникнуть проблемы из-за ее отсутствия, тем более что наше пребывание на территории этих субъектов было непродолжительно. На всякий случай контакты иркутской администрации: Пресс-служба администрации г. Иркутска [ deu@gora dm.irkutsk.ru], с нами переписывалась Елена Демешкова.

Посещение приграничных с Монголией территорий по идее должно требовать наличие соответствующих пропусков в погранзону, но последние 2-3 года пограничники их не проверяют, по достоверным рассказам, даже у чехов-поляков, поэтому мы их и не пытались оформить. Возле будки пограничников шлагбаум был все время поднят, никто даже не вышел к нам, хотя мы два раза ночевали в 200 м от их домика.

Прокладка маршрута по территории Монголии, возможно потребует оформления монгольской визы (на момент похода виза стоила около 500 рублей), однако нахождение на территории МНР непродолжительное время возможно, что доказал поход одной из Московских групп в 2004 году (они провели «за границей» сутки, включая ночевку). В нашем походе мы тоже некоторое время пребывали на монгольской земле, но не более часа :). Если не спускаться вниз к поселкам вполне можно избежать встречи с монгольскими пограничниками (в одном из отчетов о восхождении на Мунку-Сардык был описан случай, когда один из восходителей, потерявшись, спустился к какому-то поселку на территории МНР, был задержан пограничными службами и переправлен в Монды).


Расходы

В приложении 4 приведены наши суммарные затраты на продовольствие, аптечку и т.п. в Москве и на месте. В целом наш поход без учета стоимости билетов до Слюдянки (что в самом дешевом варианте плацкартного проезда Москва-Слюдянка составляет 4 200 рублей в обе стороны) обошелся группе в 22 300 рублей, иначе говоря, чуть менее 1 860 рублей на каждого участника (по курсу на лето 2006 года это примерно 68 долларов США или 55 евро).

Взято из отчета о горном походе 3 к.с. группы под руководством А.В.Щербины т/к «Гадкий утенок» ЦДЮТД «Хорошево» Северо-Западного учебного округа


Далее (Техническое описание маршрута)


AnyaВячеслав, спасибо Вам огромное за проделанную работу! Так здорово видеть свое творение в непривычной Web-изложении :)

По поводу примечания внизу этой страницы ("Взято из отчета...") — это относится к классификации маршрутов (сведения о туристских возможностях района).
25.06.2007, 19:16:32 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную