13 июля (5 день похода)

К пер. Контрастов прямо и налево

Пер. Контрастов (н/к, 2615 м)

Перевал: Контрастов
Высота: 2615 м
Категория трудности: н/к
Характер: осыпной (осыпь под снегом)
Время прохождения: 13 июля 2006 г.
Соединяет: дол. р. С. Иркут и дол. р. Б. Иркут.
Прохождение: из дол. р. С. Иркут в дол. р. Б. Иркут.

Перевальный взлет пер.Контрастов
Последний участок подъема на пер. Контрастов

Вышли довольно рано для нас – в 9 ч. Сегодня предстоит взять два перевала. Хоть и некатегорийных, но все же они первые для большинства участников (Нуху и Бажир не в счет – эти даже перевалами смешно называть!). За один 45-минутный переход поднимаемся под перевал Контрастов (то по левому, то по правому берегу, по камням), крутизна подъема – около 10°. Далее крутизна склона увеличивается в среднем до 15-25°. Склон осыпной, но сейчас покрыт снежным покровом толщиной 5-15 см.
Вид с пер. Контрастов в долину р. С. Иркута
В. Обзорная с пер. Контрастов
Вид с пер. Контрастов в долину р. Б. Иркута
Вид к истокам С. Иркута

За полчаса вся группа поднимается на перевал. В 1050 там. Находим тур, кладем записку, едим перевальную шоколадку, отдыхаем, фотографируемся. Ребята довольны – все-таки их первый относительно серьезный перевал. Светит солнце, ветра почти нет, тепло (+17 °С на солнце). Правда, и вершина Обзорная, и сам перевал, и соседний перевал Архаров, куда нам продолжать путь – все покрыто снегом. Совершенно не похоже на летние виды с фотографий из чужих отчетов. Как будто все еще весна.

В 11 30 начинаем спуск. Приспускаемся метров 100 (сбросили 35 м по высоте), далее траверсируем осыпной склон в сторону пер. Архаров.

Ходовое время:

Участок путиЧистое время

Подъем от резкого поворота долины С.Иркута на юг до перевального взлета, около 10°

115 ч

Спуск с пер. Контрастов в сторону пер. Архаров
Траверс к пер. Архаров

Виды с пер. Архаров на долину р. Жохой

Пер. Архаров (н/к, 2650 м)

Перевал: Архаров
Высота: 2650 м
Категория трудности: н/к
Характер: осыпной (осыпь под снегом)
Время прохождения: 13 июля 2006 г.
Соединяет: дол. р. Б. Иркут и дол. р. Жохой.
Прохождение: из дол. р. Б. Иркут в дол. р. Жохой.

Траверс с очень небольшим подъемом занимает около 30 минут чистого ходового времени. Осыпь вся покрыта снегом (толщина снежного покрова до 5- 7 см), немного скользко. Далее еще около 120 метров подъема (набрали высоты около 60 м) и в 1315 мы на перевале. Традиционные формальности, посвящение в горные туристы, перевальный шоколад.

Группа на пер. Архаров
Вид с пер. Архаров в долину Б. Иркута
Вид с пер. Архаров на пер. Солярис
Виды с пер. Архаров на долину р. Жохой

В 14 ч начинаем спуск. Несмотря на некатегорийность перевала, спуск сверху не внушает доверия. Что под свежевыпавшим (давности нескольких дней) снегом – не ясно. Первые метров 100 высоты сбрасываем в кулуаре шириной около 30 м (крутизна спуска до 30°), а потому достаточно долго (группа большая, а стоять друг над другом не хочется); далее траверсы становятся шире и положе (до 20°).

Спуск с пер. Архаров в долину р. Жохой
Путь спуска с пер. Архаров

За 40 минут вся группа спускается наконец-то до каменной «площадки», рядом течет ручей – тут и устраиваем обед в 1440. Окончательно и бесповоротно на сегодня к нам вышло солнце, пригревает. Прямо напротив нас – цирк перевала Солярис, куда мы собирались идти со стороны пер.Жохойский (по маршрутной книжке). Что ж? Туда мы сегодня и пойдем. Посмотрим, что успеем (первоначально была запланирована радиальная разведка за перевал, в долину р.Буту-Гол).
Цветы в долине Жохоя

Через полтора часа обеда выдвигаемся дальше вниз. Еще 30 минут спуска до р. Жохой.

Ходовое время:

Участок путиЧистое время

Траверс хребта от пер. Контрастов крутизной до 20°, 1 км

Подъем по снежно-осыпному склону перевального взлета до перевала, до 30°, 120 м

15 мин

Спуск от пер. Архаров по осыпному участку до 30° в достаточно узком кулуаре, 250 м (100 м по высоте)

Спуск по снежно-осыпному склону до 20°, 500 м

Спуск по осыпному склону до 20°, 2 км

ИТОГО:

1 45 ч

Далее (оставив у Жохоя часть вещей: завтра сюда вернемся) выдвигаемся в 1730 наверх, на противоположный берег Жохоя – 2 несложных брода через Жохой и его левый приток (совсем рядом виднеется водопад) и подъем к озеру Солярис.

Водопад на Жохое
Путь подъема к пер. Солярис
Озера в верховьях Жохоя
Луга при подъеме к Солярису

Путь подъема снизу угадывается. Подъем к Солярису идет ступенями: около 200-300 м подъем, около 300-500 ступень. При подъеме сначала миновали 2 других озера, виды очень симпатичные! Между озерами довольно большая площадка – луг с самыми разнообразными цветами! Очень красиво! Как будто в цветник попали!!! С нее виден небольшой водопад прямо по центру склона. Крутизна склона между ступенями от 15 до 30°, подъем несложный. Осыпь крупная, перемещаться по ней легко, хоть она и живая.

Подъем к озеру Солярис
Одно из озер на подходе к Солярису
Озеро Солярис и перевал Солярис
Неприятный участок спуска к оз. Солярис

Гряду, ограждающую озеро Солярис с востока, обходим справа по ходу, но вот спуск с нее доставляет ряд неудобств – крутизна до 35°, осыпь крупная и средних размеров, живая. Спуск к озеру с этой гряды относительно долгий – около 40 метров сбрасывали минут 10. До озера от Жохоя поднимались чуть более часа чистого ходового времени (прошли чуть менее 3 км).

По описаниям на северо-западном берегу озера есть отличные площадки для стоянок, но это не наш случай. Естественно, как и везде, здесь тоже много воды. «Берега» озера, если можно так назвать средних размеров камни, вылезающие немного на поверхность воды, плохо подходят для разбивки лагеря L. Долго осматривая местность, прыгая по камням и небольшим снежничкам, наконец находим несколько островков (хоть и бугристых), на которых удается разбить лагерь – каждая палатка на отдельном острове (каждый остров именной – остров Св.Анны, Большая Земля, Малая Земля), еще есть Остров-кухня, Остров немытой посуды и т.д. :-) Приходится попотеть, прежде чем остров приобретает ровную поверхность (ледоруб пригодился – выкорчевывать кочки). По закону сохранения выкорчеванные кочки вставляются в ямки на острове – объем земли один и тот же, но получаем почти идеальную поверхность под палатку :-). Да, ночевка на островах в горном походе – это что-то экзотическое!

Перед ужином просматриваем путь подъема к пер. Солярис на завтра (да, здесь тоже не обошлось без снега!) и спуск с пер. Жохойский, по которому мы по маршрутке должны были сюда попасть.

Далее (14 июля (6 день))

Виктор ВислобоковДаже не верится. 13.07.06 — на перевале Контрастов все в снегу, а мы через 6 дней и следов его уже не видели. Вот тебе и контрасты.