15 июля (7 день похода)

Путь подъема к верховьям Жохоя
Вид на пер. Острый и пик 3236

Пер. XXVI партсъезда (1А, 2769 м)

Перевал: XXVI партсъезда
Высота: 2769 м
Категория трудности: 1А
Характер: осыпной
Время прохождения: 15 июля 2006 г
Соединяет: дол. р. Жохой и дол. р. Б. Иркут.
Прохождение: из дол. р. Жохой в дол. р. Б. Иркут.

Перевал 26 партсъезда. Путь подъема

Выходим сегодня в 915. Погода замечательная! Минут 40 ходового времени – и мы у перевального взлета. Одно из русел Жохоя заворачивает налево (по ходу движения), нам туда и надо. Открывается хороший вид на хребет Мунку-Сардык, видны перевалы 26 партсъезда, Острый, вершины Конституция, Опасная, Эскадрилья, пик 3236. Мунку-Сардык все эти дни мы так и не видели!

Еще минут 15 на размышления и все же решаем не рисковать, идти по задуманному пути. Перевал 26 партсъезда отсюда выглядит очень приятно: осыпной склон крутизной до 35° и длиной около 200 м.

Подъем по этому склону занимает примерно 45 минут чистого ходового времени, но команду приходится разделить на 2 части, иначе не удобно передвигаться плотной группой (а осыпь все же живая и иногда сыпет вниз).

Вид с пер. 26 партсъезда на пер. Острый и в. 3236
Вид с пер. 26 партсъезда в сторону пика Эскадрилья
Вид с пер. 26 партсъезда на долину р. Жохой
Вид с пер. 26 партсъезда на долину Б. Иркута и в. Обзорная
Группа на пер. 26 партсъезда

В 1210 все на перевале. Фотографируемся, здесь же обедаем (всухую). Путь спуска прослеживается плохо, нужна разведка, которая занимает минут 40. Да, со спуском все будет не так прекрасно! Погода хорошая: солнечно, +18 °С.

Спуск начинаем только в 15 ч. Представляет собой три здоровенных уступа. От перевала до первого уступчика спускались по пологому осыпному склону (примерно 10-15°) около 200 м до развилки: посередине спуска скальный останец, уходящий далеко и отвесно вниз, а с двух сторон от него обходы (русла ручьев), крутизна около 20°. Разведка показала, что обходить справа вроде бы безопаснее, т.к. слева спуск становится круче и окончания его вообще не видно сверху.

Спуск с пер. 26 партъсезда до 1-й ступени и далее справа по ходу
Вид с 1-й ступени спуска с перевала
Вид на спуск с перевала до 2-й ступени

Справа спускаемся по довольно узкому желобу ручья с крупной осыпью. Приходится проявлять навыки болдеринга, идти (лезть) не удобно. Спуск по ручью чуть меньше 1 км до второй (большой) ступени.
Вид на пер. Горный со 2-й ступени спуска

Здесь мы собираемся (в 17 ч) и думаем, как идти дальше: как запланировано, обходить хребет по долине Б. Иркута, а потом по долине Мугувека или срезать через пер. Горный (1Б)? Мнение группы разделяется, мнение руководителя остается первоначальным – обойти. Народ за последние сутки очень вымотался, спуск этот по курумнику неприятный, вечереет уже, а самое главное – описания перевала нет. С этой стороны его в общем-то видно почти весь. Сначала крутизна подъема до 15-20°, затем увеличивается до 25°, набор высоты около 200 м. Но что ожидает с той стороны – неизвестно. Лучше не рисковать, а то ничего по времени не выиграем, а наоборот, можем себе устроить веселую жизнь :-)

Слева от пер. Горный пик Катька-дура. Он уже давно будоражил фантазию участников группы и вот, наконец, теперь с ним можно сфотографироваться :). Выглянуло солнце. После отдыха настроение вообще хорошее.

2-я ступень спуска с перевала
Спуск со 2-й ступени в долину Б. Иркута

В 18 ч продолжаем спуск. Сначала преодолеваем плато (метров 100), а дальше все очень весело: крутизна склона увеличивается до 35°, рельеф на спуск разнообразный, но в любом случае неприятный. Прямо по центру идет разделительная линия: слева осыпь крупная и живая, справа осыпь мелкая и средняя. На разделении кое-где растут какие-то куски травы, встречается дикая черная смородина (была обнаружена по сильнейшему запаху). Спускаться решаем по более мелкой осыпи, группами по 3 человека. Коридор спуска получается шириной около 5- 6 м, длинной около 800 м. Спуск очень медленный, камни сыпет только так, поэтому группы стартуют с разницей примерно в 25 минут, чтобы предыдущая могла отойти на приличное расстояние. Очень неприятный спуск! Мерзкая 1А!

Первая тройка внизу в 2015. Все ходовое время было чистым :).
Верховья Б. Иркута
Долина Б. Иркута

Лидирующая часть группы уходит вперед, искать лес и ставить лагерь, остальные продолжают спускаться. Последняя группа спустилась в 2130. Несмотря на вечернее время, очень тепло (примерно +20 °С). Через час вся группа встречается в уже разбитом лагере. До стрелки Б. Иркута-Мугувека не дошли, но уже темнеет и сил маловато.

Завтра только половина группа уходит на вершину, поэтому настроение грустно-веселое. Кто-то будет отдыхать, а кто-то пойдет покорять Мунку :). На ночь кое-кто умудрился вымыть голову. С дровами здесь не проблема, так что погреть воду проще простого. У нас даже два костра (вторым спасаемся от комаров).

В 2 ч ложимся спать.

Ходовое время:

Участок путиЧистое время

Подъем по осыпи от перевального взлета из долины р. Жохой (средняя и крупная осыпь) крутизной до 35°, 200 м (набор около 80 м)

45 мин

Спуск по пологому осыпному склону, крутизна до 15°, 200 м

10 мин

Спуск по правому кулуару (крупная осыпь) до второй ступени, крутизна 20-25°, 1 км