16 июля (8 день похода)

Лесная сказка

К завтраку группа встает в 720, собираемся под дождиком, делим снаряжение, в 930 половина группы выходит в сторону пока что Мугувека, а в целом – к Мунку-Сардыку. Тепло (+20 °), комары, мокро. Вчера совсем немного (километра 1,5) не дошли до устья Мугувека. К нему некоторое время вела тропа, вернее ее подобие, но потом и она затерялась. Сгустился туман. Сквозь него мы разглядели, что находимся наверху довольно высокого холма с крутым спуском к Мугувеку. Сначала вроде как хотели в обход спуститься налево по траве, затем по камням, но поняли, что это не вариант, и стали (после разведки и прикидки по карте), наоборот, подниматься дальше на этот самый холм по пологому травянистому склону (поднялись почти на самый «пупырь» за 20-30 минут). Туман клубится над Мугувеком, долиной Б. Иркута, а у нас видимость улучшилась до 500 м в сторону Мугувека и до нескольких километров вдаль за долину Иркута, которую хорошо стало видно с холма. Дождь прекратился, ветер на ходу сушит нашу одежду.

Вид на долину Мугувека от начала подъема
Подъем в сторону Мугувека через пупырь
Б. Иркут и Иркут с точки подъема
Вид на подъем по Мугувеку (средняя часть)

Далее необходимо переваливать через холм и немного спуститься к лесу, т.к. набирать далее высоту необоснованно, а траверсировать склон напрямую не получится из-за двух отвесных обрывов. Спуск по траве и мелкой осыпи, несложный, крутизной до 25°. Сбросили метров 100, вошли в лесок вдоль орографически левого берега Мугувека. Симпатичные елочки, лес не очень густой, покров – мох, хорошее место для лагеря. Правда, в такую погоду пейзажи не очень привлекают, да и вставать лагерем нам здесь не надо. До реки сброс примерно 15 м по высоте.

Далее рельеф для подъема несложный, крутизна подъема около 10-15°, травяной покров, но мы, видимо, еще вчера оставили большую часть своих сил, сегодня идется не очень. Замечаем издалека устье правого притока Мугувека, по которому мы по плану должны возвращаться, поднимаемся еще километра полтора и среди камней в 1340 устраиваемся на обед. Дождя нет, но хмуро. На Мугувеке в некоторых местах еще лед!
Вид сверху на путь подъема

В 15 ч продолжаем движение по орографически левому берегу Мугувека. Через пару километров крутизна подъема резко увеличивается, а осыпь становится более крупной. Прямо по курсу довольно высокая «чаша» (как потом выяснилось, с озером Эхой) с почти отвесной стеной на подъем с нашей стороны. Ее можно обойти с двух сторон. По описания нам подходит правый (относительно нас) курс. К нам вновь спускается туман, так что проделываем путь по памяти, как мы его успели запомнить.

Поднимаемся по довольно крутой ступеньке (до 30°), затем обходим «чашу» примерно еще 1,5 км. Здесь по пути уже встречаются следы пребывания людей: самодельные тенты из полиэтилена и стволов деревьев (и надо же было их сюда затащить!). Только в последние минуты, как бы из-за поворота мы наконец-то увидели озеро Эхой. Вышли относительно него выше, озеро почти все подо льдом (в середине июля!), площадки возле него – видно – сыроваты (примерно как у Соляриса), спускаться к нему особого смысла нет, а потому лагерь ставим прямо здесь, на склоне к озеру. Времени 1820. От предыдущего места ночевки дошли сюда примерно за 5,5 ч чистого ходового времени.

Предпоследний участок подъема: вид снизу и сверху
Последний участок подъема к озеру Эхой
Озеро Эхой
Красавец Мунку-Сардык (и завтрашний путь подъема)

Несмотря на нашу близость к Мунку, даже сейчас мы никак не можем увидеть его: он весь окутан облаками. Завтрашнее восхождение вызывает сомнения :(. Наконец Саяны милостивятся над нами и на какие-то секунды седой Мунку предстает пред нами во всей красе! :) Отличная горы – красивая, белая, остренькая. И место для базового лагеря очень впечатляющее! Над Эхоем кружатся перья облаков, как в фантастическом фильме, а где-то вдалеке гуляет солнышко…

Только мы полюбовались пейзажем, как снова начался дождь. Приходится быстренько ставить лагерь и заниматься бытом. Мы боялись, что у вершины можем встретить какой-нибудь народ, но нет, за все дни похода нам никто не попался. Чувствуем себя хозяевами этого уютного уголка между озером и стеной Мунку. Спать ложимся поздно, в 2330, хоть нам и надо выспаться…