Маршрут: Ниловкар. Хубутыперевал Гранатовыйперевал Надеждар. Зун-Голперевал Горных Духов - р. Шумак-ГолШумакские источникиперевал Шумакскийр. Эхе-ГерНиловка.

Еще в конце осени увидела рассказ «Горная болезнь» Alexei Loukachy. Как все знакомо! Наша группа из 6 человек прошла этот маршрут в обратном направлении на 10 дней раньше. Лучше сказать, почти вся группа, но об этом потом.

Собрал нас мой знакомый, турист со стажем Олег из Ангарска. Он и был организатором и руководителем группы.

Я из Москвы, но Байкальский район знаю и очень люблю. Каждое лето я приезжаю отдохнуть в этот чудесный край, полюбоваться красотами, подышать чистым воздухом и встретиться с друзьями.

С Олегом списались по Интернету, он предложил пойти с ним и с группой из Киева в поход по Тункинским гольцам к Шумакским источникам, я согласилась, ведь на источниках я еще не была, только много слышала и читала о них.
Паровоз

День первый. 23 июля. Заезд. С Олегом в аэропорту встречаем киевлян, знакомимся. Слава, Маша, Наташа и Натаха. Ждем багаж. Как происходило получение багажа писать не буду, стыдно перед гостями Иркутска, позор иркутскому аэропорту. Через час (в 13:10) залезаем в микроавтобус, который организовал Олег и держим курс до Култука (первая наша стоянка). В кафе пообедали, сделали фотографии Байкала, паровоза и себя. В Ниловку подъехали к вечеру, зашли в дацан.

Довезли нас (19:30) до Сухого ручья, там мы разбросали продукты по рюкзакам, переоделись (все это заняло минут 45) и пошли покорять Сухой ручей, он оказался совсем не сухим, а настоящей речкой. Через него перебирались кто как: вброд, через бревно, по камням. На это ушло еще 15 минут.

Далее наш путь проходит по лесной дороге, которая то раздваивается, то соединяется вновь. Через 45 мин сделали привал, Олег сказал, что надо искать место, где остановиться на ночлег, и пошел на разведку. Местечко оказалось рядом, около речки Хубыты, в стороне от дороги.

У меня нет цели написать подробный рассказ о походе, я просто решила сделать фотоотчет с описаниями, которые, возможно, пригодятся собирающимся по такому маршруту. Поэтому, как разводили костер, ужинали, и т.п. подробно описывать я не буду.

Дацан
Сухой ручей
Первая стоянка
Тропа над р.Хубыты

День второй. 24 июля.
Цветочек

Утром на лошади подъезжает бурят и предлагает услуги по заброске на Шумак, мы отказываемся. В 9:15 выходим. У выходящих на Ниловку девушки и парня Олег узнал, что полтора суток лил дождь, поэтому в речках вода достаточно высокая.

Через 50 мин доходим до сараев, отдыхаем, переодеваемся в более легкую одежду. Здесь очень много народу, потому что именно в этом месте останавливаются на ночевку те, кто утром планирует выходить в Ниловку или наоборот в сторону Шумака. Следующий существенный привал планируем на развилке возле озер. С дороги сворачиваем на тропу, которая идет над речкой Хубыты. Говорят, что пройти до развилки можно и по дороге, но она разбита лошадьми и делает петлю, по тропе короче.

У развилки озер возле своей стоянки стоят буряты с лошадьми и собаками. Погода стоит хорошая, мы фотографируемся — и в путь. Идем по левой тропе. Время 12:00.

"Сараи"
Палки для страховки
Лошади у развилки
Водопад

Дальше тропа идет прямо по берегу речки. Мокро, место болотистое, деревьев почти нет. Еще через 45 минут очередной привал на берегу. Пока мужчины строгают палки для страховки при прохождении перевалов, девушки фотографируют цветочки, водичку.

Поднимаемся по достаточно крутому серпантину и в 14:00 мы на границе леса. Здесь зимушка и красивый водопад. У нас очередной привал. Погода хорошая, но со стороны Тункинской долины идут тучи с дождем. Недалеко пасутся коровы, как их туда загнали, до сих пор понять не могу.

Путь наш лежит к перевалу Гранатовый. С двух сторон горы с которых текут ручейки, образуя вопопадики. Погода портится, обедать садимся в дождик, подкрепляемся, идем дальше.

"Горные" коровы
Скоро дождь...
Обед в дождь
Ледник у реки

На речке между холмиками увидели ледник. Внутри он оказался такого красивого бирюзового цвета, что мы остановились фотографировать его во всех ракурсах.
В сторону пер. Гранатовый
С перевала Гранатовый

Дошли до ручья с перевала Гранатовый. Уже 18 часов, устали. А погода становится хуже: дождь, ветер, похолодало. Возникла идея переночевать перед перевалом, а утром, с новыми силами перейти и пер. Гранатовый, и пер. Надежду. Но Олег говорит, что надо переваливать: обеда горячего не было, ужина не будет, а если перевалим, то утром встанем, дойдем до леса и позавтракаем (горелки у нас нет, поэтому без дров еда холодная, перекусная).

Замерзшие, усталые, мы кое-как преодолели перевал Гранатовый, сели под гребнем отдохнуть. Время: 21 час. Гранаты искать уже никто не стал, так как ни сил ни желания не осталось, да и погода этому мероприятию не способствовала. Олег показывает нам перевал Надежда, который расположен с левой стороны, чуть выше. Говорит, что перепад высот между Гранатовым и Надеждой 24 метра.

Погода становилась все хуже, но надо идти на Надежду и спускаться. На спуске крупные камни. Олег предполагал, что лес должно быть видно с перевала. Но его не видно, потому что дождь, и уже начинает темнеть. Он говорит нам, что до леса дойти не успеем, доходим до первой зеленой полянки под перевалом, и ночуем.

Стали спускаться, из-под ног вниз едут мокрые камни, сверху дождь с сильными порывами ветра. Как же хочется быстрее в палатку в спальник!!! Слава убежал вперед, девочки с Олегом сзади, я пытаюсь идти за Славой, но его плохо видно, т.к. темнеет. Через какое-то время вижу, Слава пытается поставить палатку, но от сильного ветра ее уносит, стараюсь идти быстрее, чтобы помочь ему. Все, дошла, палатку поставили на островке травы. Тут и Олег с девчонками подошел. Оказалось, спускались 1,5 часа. Ура, в спальник и спать! Но перед этим сухари, сало и водка. Олег наконец-то вспомнил о древней бурятской традиции бурханить. Ступая на бурятскую землю нужно пить водку и поливать ей землю. Это старинный обычай местного населения делиться с духами гор, источников, перевалов самым ценным, что у него есть. За годы советской власти, наибольшую ценность приобрели спиртные напитки, которые и приносятся в жертву. Поэтому у нас и закралось подозрение, что ветер не утихал из-за того, что мы неправильно вели себя при посещении дацана.

День третий. 25 июля.

Утром идет дождь, а где-то к 12 часам заканчивается. Тучи перемешались с туманом. Все-таки у нас холодный завтрак, до леса далеко. Погода улучшается, даже виден перевал Надежда. Собираемся и уходим в 13:15.

Под перевалом Надежда
Выгляни, солнце!
А внизу река

Сначала идем по левому берегу, потом переходим на правый. Впереди долина с правым притоком. Через 10 минут мы подходим к этой речке. Вода большая, по камням не перепрыгнешь. Идем вброд. На переправу потратили 40 минут.

Дальше выходим на морену. Крутая каменная осыпь обрывается в речку. Идем траверсом. Идти трудновато, я и Слава решили подняться наверх. По ровному месту идти легче, чем по склону. Девочки убежали вперед, и на траве ждут нас. Облака понемногу рассеиваются, проглядывает солнце. Лес уже близко. И вот мы останавливаемся на обед. Место хорошее, над каньоном, редкий лес, правда, река внизу, но тут ручей рядом. Время 16:45.
Река. Гора. Солнце!

Настроение улучшилось из-за появления солнышка. Но выясняется, что у Славы болит горло.

Пока варится обед, сушим вещи, любуемся окружающими красотами, делаем фотографии. Судя по карте где-то здесь должен быть водопад, но речка течет в каньоне, и не видно, где он есть.

На обеде просидели почти три часа. В планах — к вечеру дойти до границы леса на Правом Зун-Голе. Это недалеко, должны успеть.

Дальше есть тропа. Она идет высоко над речкой. Слева открывается долина нижнего Зун-Гола, видны горы на той стороне речки Архат в устье Зун-Гола. Вот и Правый Зун-Гол, он внизу, в каньоне. А стрелку Левого и Правого Зун-Голов мы не увидели, тропа идет траверсом горы и срезает угол. Дальше тропа идет по склону, пересекая несколько сыпучих кулуарчиков. Тропа выводит нас к реке, нам нужно на ту сторону. Вода поднялась, бурлит, несется вниз, мне страшновато. На другой стороне целый лагерь и от него навстречу к нам идут ребята, что-то кричат, но из-за шума воды практически ничего не слышно. Понимаем, что они помогут нам перейти речку, что и происходит. Ребята приглашают нас к их костру погреться, угощают нас чаем со сгущенкой. Оказывается, они геологи и здесь находятся в экспедиции. Совместно фотографируемся, обмениваемся электронными адресами. Сказали, что вчера они не ходили в горы, т.к. им передали, что к вечеру будет шторм, в который мы и попали на перевале Гранатовый и Надежда.

Высоко над рекой
Геологи
На работу

Благодарим ребят за помощь и гостеприимство, время 22:00, уже темнеет, но надо идти дальше, искать место ночевки. Проходим еще 15 минут, нашли место на пригорке, редкий лес из лиственницы. Сухих деревьев нет, дрова собираем с земли.

Еще когда я пила у геологов чай, то поняла, что у меня поднимается температура, я заболеваю. А здесь я понимаю, что мне совсем плохо, говорю об этом Олегу. Выпиваю таблетку Терафлю, и киевляне мне дают что-то от температуры, принесли ужин в палатку. Всю ночь то в жар, то в холод.

День четвертый. 26 июля.

Утром я понимаю, что температура спала, но сильная слабость. Сегодня в планах: перевал Усть-Илимцев, но не переваливаем его, а идем траверсом по склону на перевал Горных Духов. Там поднимаемся на вершину 3037, обратно на перевал Горных Духов. А потом спускаемся в долину Шумак-Гола.

Говорю Олегу, что если никто не возражает, то я пойду из лагеря раньше, потому что у меня сильная слабость и буду медленно идти, тормозить всех. Погода – переменная облачность. Я ухожу из лагеря в 10:00 на 40 минут раньше остальных. Подъем к перевалу Усть-Илимцев не крутой и широкий. С перевала течет небольшой ручей, вдоль ручья трава, цветы. Идти намного легче, чем на перевал Гранатовый, хоть и чувствуется сильная слабость.

Где-то на середине дороге к перевалу меня догнал народ, решили остановиться и перекусить. Справа на гребне виден перевал Горных Духов и вершина с триангулятором. На перевал можно подняться прямо отсюда. Но решили зайти на Усть-Илимцев, посмотреть на долину Левого Яман-Гола. Тем более, в описании, которое было у Олега, сказано, что подъем на Горных Духов через Усть-Илимцев проще, чем напрямую. Подъем сильно крутой. Широкая седловина Усть-Илимцев уже тоже видна.

На перевале Усть-Илимцев отдыхаем, фотографируемся, дальше наш путь на перевал Горных Духов.

С перевала Усть-Илимцев
Виден перевал Горных Духов?
На перевале Горных Духов
Вершина 3037

Отсюда в гребне видны две седловины. Между ними небольшая вершинка. Какая из них перевал Горных Духов, не совсем понятно. На перевал дорога оказалось непростая: крутой подъем по большим камням. Олег первый поднялся вверх, оказалась правая седловина перевалом Горных Духов. Поднимались 1 час 15 минут. Время уже 14:30. Олег, Маша и Натаха, решают идти на вершину 3037, Слава и Наташа остаются на перевале, прячутся за скалу от ветра и укладываются вздремнуть, а я начала потихоньку спускаться вниз по тропе. Под перевалом нашла удобные камни, сняла ботинки, которые все эти дни были мокрые, решила просушить и погреться на солнышке.

В 16:20 народ стал спускаться с перевала. Слава, Олег и Наташа спустились первыми, на спуск они потратили примерно 30 мин. Теперь нашей задачей было дойти до границы леса и остановиться на ночлег. Через 20 минут резкий спуск в небольшой каньончик. Здесь снежник. Я со Славой пошли вперед. Шли по левому берегу. Тропа не набита, поэтому потерялась, решили, что тропы придерживаться не будем. По дороге красивые поляны с жарками, водосборами, каменные столбы, похожие на доисторических исполинов. Чем ближе подходим к границы леса, тем погода больше начинается портиться. Сил становится все меньше и меньше. Вот начались первые деревца, надо искать место для ночлега. Пока со Славой думали, подойдет ли место, подошел Олег и пошел дождик. Решили ставить палатки.

Снежник
Столбы
Шумак-Гол

День пятый. 27 июля.

Дежурство мы распределили еще в первый день, с Олегом мы должны были всегда дежурить утром. Но получалось так, что Олег меня будил, когда сам приготовит завтрак. Наверное, жалко ему меня будить было. Так и этим утром. Самочувствие у меня хорошее, а вот Славка до сих пор не может выздороветь.
На карте брод?

Выходим в 12:20, как раз и дождь кончился. Через 10 минут входим в лес. Тропа нормальная, но через 2 часа она раздваивается, если не ошибаюсь, на одном из ручьев одна резко спускается вниз, на каменистый берег к реке, другая идет дальше в лес. Тропа, которая пошла в лес, оказалась очень плохой – бурелом. Пришлось выходить на берег. Идем дальше по камням. Через час выходим обратно на тропу, еще через час опять выходим на берег и натыкаемся на прижим. Открыли карту, по ней тропа переходит на другую сторону, но вода большая и брода не видно. Олег пошел на разведку смотреть тропу. Оказалось, что тропа наверху есть. Решили обед не варить, а только перекусить, уж очень хочется быстрее прийти на Шумак. Время 18:00.

Тропа идет по лесу, высоко над речкой. Постоянно разветвляется, уже понятно, что Шумак совсем рядом, но никак не можем найти спуска вниз. Стали спускаться, через кусты и бурелом. Ура! Лошадиная тропа, вдоль берега Шумака, вот и первый домик.
Один из мостов через Шумак

По мостикам переходим Шумак и идем вниз по течению. Народу много, домики, которые проходим, все заняты, на волейбольной площадке играют в волейбол. Я не люблю места, где много народу, но здесь это совсем не напрягает, народ доброжелательный и какое то спокойствие чувствуется. Последние дни Слава мечтал о бане, и его мечта сбылась. Оказывается, здесь есть баня, мэр Слюдянки построил ее год назад. Чтобы в нее попасть, надо записаться на листочек, который весит у двери. Сеанс по 2 часа, дрова приносишь свои. Вода есть, ее приносят те, кто парился до тебя, это своеобразная местная традиция. В баню записались аж на 2 часа ночи, раньше было занято.

Дом на Шумаке
Вертолет
Волейбольная площадка
Источники

Остановились чуть дальше бани, на симпатичной полянке рядом с островом. Время 20:25. Ставим лагерь, подходит к нам женщина с девочкой спрашивает: как да что. Она рассказала нам, что на другой стороне построили турбазу, они следят за территорией источников, у них есть магазин, работает с 10 до 12 и с 17 до 19. В магазине спиртное не продают, есть всякие крупы и консервы, хлеб. Каждый четверг прилетает вертолет. Они хотели выходить через Аршан, но теперь нет моста через Билюты. Его кто-то специально срезал, только непонятно, зачем.

Слава и Олег идут на остров за дровами, там валяются деревья, принесенные большой водой.

Народ пошел осматривать окрестности, я не пошла, оказалось, что я натерла себе большие пальцы, да так, что они раздулись.

Еле досидела до двух часов, хотелось спать, но помыться хотелось больше. В бане оказалось три комнаты. В первой оказалось раздевалка, деревянные лавки и гвоздиками, чтобы вешать одежду, следующая комната большая, там стоят баки с водой и лавки. И последняя – печка с парилкой.

Я ушла из бани первой, дойдя до лагеря, выключила фонарь, т.к. костер более-менее освещал, но не увидела камень и сильно ударилась пальцем, и мозоль лопнула. Я перебинтовала палец и легла спать.

День шестой-день восьмой. 28-30 июля.

Утром встаем, светит солнце.

По первоначальным планам с Шумака мы должны были выходить через перевалы в Аршан. Но посовещавшись решили, что будем выходить через Шумакский перевал, а три дня проведем на источниках. План на три дня составили. Первый день гуляем по источникам, второй идем на пик Трех Капитанов, а третий на Столбы.

Палец на ноге, который я ночью ударила, болит, но опухоль сошла, а вот на другой вздулся еще больше. В ботинки я влезть не могу, влезаю в сандалии.
Рыжик

Пошли осматривать окрестности, по дороге я собираю рыжики, знакомимся с народом. Не успели дойти до мостиков, на небе появились грозовые тучи, принимаем решение бежать к лагерю, надо убирать вещи, которые повесили сушиться. Только добежали, начался дождик, но до ливня успели все снять. Из-за гор тучи не видны, поэтому очень мало времени до того, как пойдет дождь. Скоро дождь заканчивается.

Олег с девчонками уходит в магазин на разведку. Приходят и рассказывают, что магазин при турбазе «Ока-Шумак». Перед турбазой стоит щит, на котором сказано, что «Ока-Шумак» создана администрацией Окинского района для поддержания порядка на источниках.

Карта источников
Дары
Есть же умельцы
Радон

Пишут, чтобы все группы регистрировались в администрации и получали мешки для мусора, а когда будут уходить, приносили мусор на вертолетную площадку. Денег за посещение источников с народа не берут.

Турбаза расположена на левой стороне берега на пригорке. Магазин находится на ее территории. Магазин – это просто вагончик, прилавок находится в двери, за прилавком — женщина и полки с товаром. На двери – прейскурант. Сигареты и спиртное не продают.
Водопад к пику Трех Капитанов

На следующий день девчонки с Олегом пошли на пик Трех Капитанов, я бы тоже с удовольствием пошла, но палец не проходит, только пухнет. Народ предлагает его проколоть или ударить о камень, но мне прокалывать его страшно, вдруг заразу занесу. Слава тоже не пошел на пик, у него до сих пор не прошла простуда.

Со Славой решили сходить на турбазу, узнать, есть ли там медработник, с которым можно посоветоваться по поводу пальца. Медработника на турбазе не оказалось, но администратор нашла постояльцев, которые были связаны с медициной. Они посоветовали подержать палец в концентрированной соленой воде.

Целый день прогуляла по источникам, изучала, какие есть и от чего. Нашла схему источников, которая висела на столбе, правда, через два дня этой схемы уже не было. Наверное, кому-то понадобилась. Не понимаю таких людей, схему повесили для всех, а не для него одного!

Около каждого источника разные дары человека источнику: фигурки, таблички из дерева, вязочки, монетки.
Град

После обеда погода испортилась – пошел град.

Я познакомилась с очень хорошими людьми, они пригласили меня на чай. Оказалось, что все они из разных городов: Москва, Новосибирск, Сочи. Стали спрашивать, что с пальцем, когда узнали, что мне с Шумака еще выходить через перевал, то предложили лететь с ними обратно на вертолете. Я поблагодарила за предложение, и сказала, что если палец не пройдет, то приму их предложение, а так буду лечить палец ванночкой из соли. Позвали на ужин, да еще дали мешок с продуктами.
Кто стащил шоколадку?

Около 20 часов пришли наши с пика.

30 числа мы со Славой опять остались в лагере, а Олег с девчонками пошли на Столбы. Я сделала очередную ванночку из соли, но лучше не становилось. Вчера видела зайца, пошла на фотоохоту.

Днем ходила по источникам, зашла в гости к старым знакомым-вертолетчикам. Встретила мужчину с женщиной, которые мне порекомендовали ванночки из соли, оказалось, что они москвичи. Интересно, что на Шумаке москвичи отзывчивее, чем в Москве….

К вечеру палец не прошел, посоветовавшись с группой, решили, что раз есть возможность лететь на вертолете, то нужно лететь, чтобы не мучить себя и группу.

Водопад

День девятый. 31 июля.
А внизу Шумак

Моя группа утром распрощалась со мной ушла на перевал Шумакский, а я осталась на источниках. Меня приютила компания, с которой я должна была лететь на вертолете.
С вертолета

Вечером вместе с ними пошли в сторону водопада, но до него не дошли из-за моего пальца, но зато полюбовалась на долину Шумака сверху, сделала несколько снимков.

День десятый. 1 августа.

Рано утром к нам прибегает мужчина и говорит, что вел на источники жену, но на перевале у нее началась сильная аритмия, поэтому нужно вызвать спасателей. Впоследствии все закончилось хорошо, девушку вывезли. Поэтому нужно помнить, что перевал, это не шутки, и неподготовленным людям пешком туда идти не стоит.

Вылет.

Еще раз хочу сказать огромное спасибо всем людям, которые не остались равнодушными и предложили мне свою помощь!

Спасибо Олегу за рассказ, на основе которого создавался этот, а также, спасибо Наташе за часть фотографий, которые я здесь использую.

Другие фотографии этого похода можно посмотреть в фотоотчёте.