Меня, Николая Сергеева и Джонсона пригласили провести сплав по реке Ока-Саянская.

Сплав по реке этой давно разработан и популярен. Что ж охотно! Мы согласились. При этом, весьма искусно было сыграно удивление стоимостью работы нашей команды "BAIKAL GUIDS TEAM". Привыкли блин к стоимости услуг разных там безумных и беззубых типов. Туроператор оказался интересный. Захотел, чтобы мы за красивые глаза укомплектовывали экспедицию. Мы не согласились. Это обязанность оператора — организация тура.
Мой друг — Николай Сергеев

С Колей приехали в Иркутск на такси, полстоимости внес туроператор. Погода отличная. Мы наметанным взглядом осмотрели снаряжение и не без труда утрамбовали в микрик. Последние ящики с водкой из нержавейки не помещались не так и не эдак.

- В вертолете поедут — сказал Коля — или полетят?

- Точно — согласился я. Я залез с Колямбой на рюкзаки и со словами

- Поехали — закрыли дверь. Нас ждала тяжелая и ответственная работа, а пока мы отдыхаем как простые путешественники. Удобно расположившись, мы открыли поллитру. Дорога дальняя, красота необыкновенная, будем петь песни. Выпили, закусили и запели. По мере продвижения снаряжения уменьшался и наш запас песен. Хотя мне это только так казалось, оказывается. У Клауса песни не кончались и не кончались. Заехали в магазин взяли полиэтилена на баню.

- Без бани никак нельзя — говорю.

- Точно — добавил Коля.

Нашим поваром, Оксаной были докуплены скатерти. Вроде все, мы укомплектованы.

Через несколько часов закончился асфальт. Мы навеселе, распеваем песни и растворяемся в проплывающем мимо нас великолепии. По обыкновению, останавливаемся над каньоном реки Иркут. Сколько раз я это все видел — Мунку-Сардык, долина Иркута, серпантин дороги, а панорама все равно захватывает дух.

Мы на плато. У буддистской ступы мы садимся за стол и ответственно бурханим. Ясно осознавая, куда мы едем и зачем мы едем. Что без благорасположения высших сил, мы сгинем, как будто нас и не было. Оксана, наш повар находится в отпаде, осуществилась мечта — путешествие по Окинскому плато и сплав по Оке. Плато это особое место и в географическом и в сакрально-духовном смысле. Желто-охристая плоскость горной тундры на горизонте охраняется хребтом Большой Саян. Между пологими холмами-сопками разбросаны озера, с которых берут начало реки: Иркут, Ока, Китой. Путешественника, при подъеме на плато, охватывает ощущение необыденности и исключительности момента. Все проезжающие по плато останавливаются у святых мест и оставляют символическую жертву в благодарность, с просьбой или еще с чем. Со спокойным сердцем, поблагодарив высшие силы, наш экипаж двинулся вниз.

Вот мы и в Орлике. Заезжаем к другу Клауса — Урбаеву Анатолию, занимающегося заброской в Окинском районе и принимающего туристов. У ворот встретились с чехами.

Оксана залепетала на английском языке. Мы познакомились. Двое мужчин и две девушки.

Девушки белые, что называется "кровь с молоком". Меня понесло.

- Зе бест рафтинг тим в Прибайкалье — показывая на Кольку пальцем.

- Ай лов чеш. Старопрамен, Златопрамен,

Чеш чампион — Недвед, Биргер, Поборски — громко признаюсь я.

Девчонки смеются. Колька показывает пальцем на часы, мол "плиз, тайм". И мы машем ручками чешским девушкам.

- И чего ты раздухарился? — покосился Колян.

- Да гарные дивчины — отвечаю.

Проехали мост через Оку. Нашего замечательного водителя Гошу тревожит предстоящий подъем перед тотемом. Подъем взят, и мы приближаемся к концу заброски.

Вокруг расстилаются изумрудные луга Окинской долины. Долина разбита и поделена оградами на участки. Между оградами мы стремимся к реке. Вот пляж и река Ока. В нескольких сот метрах впадает река Сенца. Выгружаем снаряжение и прощаемся с Гошей. Оборудуем лагерь. Оксана занялась приготовлением ужина. Мы собиранием катамаранов. По завершению, неспешно разговаривая о всякой всячине, ужинаем. Подъехали на мотоциклах рыбаки. Выстроились в ряд по берегу с серьезными лицами и забрасывают кто "мыша", кто "виброхвоста".

- Утром таймень, тут, зацепил, однако — говорят.

Побросав снасти с полчаса, рыбаки разочарованно уехали. Мы, тоже посидев немного у костра, легли спать. Завтра тяжелый день.
Лебедь — родовой тотем окинских бурят

Наутро ожидаем вертолет, поминутно всматриваясь в небо. Оксана с Колей пошли смотреть тотем. Родовой символ Окинских бурят — Лебедь. Он и вырезан на тотеме.

Я пошел в трусах рыбачить. А вот и вертолет затархтел. Механическое чудовище пошло кругами на заход.

- Вот, блин, я, что в трусах гостей принимать буду — пробормотал я и побежал одеваться.

Гремящая машина, меж тем, приземлилась на берегу реки. Не выключая двигатели, вертолет выпустил ребят. Уклоняясь от пыли, создаваемой взлетающим вертолетом, все пошли к лагерю. Схватив, какой то баул, я показывал дорогу. В лагере знакомимся. Группа из восьми человек — серьезные сорокалетние мужчины и двое молодых людей с развитой мускулатурой. Все уже в костюмах для сплава, так сказать готовы. Ребята насторожены. Оно и понятно. По мере процедуры знакомства лица проясняются. Мы начинаем увязывать вещи на катамараны, оставив на самотек распределение по экипажам. Так всегда удачнее получается. Мужики сели в тенечке, не зная чем помочь. Джексон собирал свой чудо катамаран. Все на гайках, каких то, ужас. Большую активность проявлял Сергей, с двумя ножами. Представил каждого из команды, дав краткую характеристику. Предложил готовые варианты экипажей. Я согласился. В моем экипаже оказались Александр и Виктор, ну и конечно Оксана. Виктор сплавлялся по рекам, так что девушку мы компенсируем.

Сергей рассказал про мытарства при заброске на Урик, три недели назад. Оказывается вертолет не смог пролететь из-за непогоды и экспедицию завернули обратно. Тогда был паводок по Иркутской области и Бурятии. Сейчас группу волновал вопрос о вероятности паводка в предстоящем рафтинге.

- Паводок один уже был, так, что я думаю больше не будет. Два за лето редко бывает.

- А если нам сейчас на реку Снежная пойти? — спросил Сергей.

- Сначала Оку пройдем, потом можно и на Снежную — ответил я.

- Вот этот проводник мне нравится. А этот беззубый, какие-то непонятные вещи говорит. Его про одно спрашиваешь, а он, какую то ахинею несет. "Она другая, не такая". И две девочки с ним, инструкторами" — Сергей сказал, как отрезал.

Про девочек я не знал. "Да, это серьезная заявка — по Урику, с девочками в виде инструкторов" — подумал я. Так, с разговорами мы и приготовились к сплаву. Пока увязывался, весь вспотел, жара жуткая. Пришлось у драйбэгов, на концах строп резать прошив, чтобы продеть их в фастесты. Долгая и неприятная процедура.

Наконец, мы отчалили. Впереди двадцать километров спокойной реки. Отрабатываем слаженное управление судном. Судно как обычно перегружено, но вроде все получается. Разговариваем о том, о сем. Ребята просты и интересны в общении. Оксана продолжает находится в отпаде, правда уже за веслом. Вошли в каньон из застывшей лавы. Через два поворота культовая стоянка и наша сегодняшняя цель — "Берег слоновой кости" — место впадения реки Жом-Болок в Оку-Саянскую. Удивительно уютное место. Зеленый травяной ковер и вековые лиственницы зачаровывают. Песчаный пляж, уходящая к горам река и причудливые скалы каньона. Такое спокойное затерянное волшебное место. Кстати, у бурят святое.

Разбили лагерь. Натянули тент, поставили и накрыли стол. Саня ловко разливал по стаканчикам.

- А водку пьем "Русский бриллиант" — одна из лучших водок России — поделился Саня.

Ужин подходил, и мы помогали Оксане в промежутках между тостами.

Тем временем потемнело. Народ собрался у стола и с наслаждением вкушал ужин на опьяняющем воздухе. Продолжились тосты и ребята, сытые и захмелевшие запели.

Освещенный искусственным светом фонарей, наш тесный и уютный сабантуйчик был слышен по всей поляне. Глаза и сгоревшие лица горят в отсветах костра. У каждого есть любимые песни. В итоге весь репертуар был исполнен повторно. Пошел мелкий дождик. Сергей, всей натурой, жаждая экстрима, предложил тост за большую воду. Все выпили.

- Больше надо воды, еще больше — восклицал Сергей, созерцая, выхваченные светом из темноты, падающие капли дождя.

Виктор проявил недюжинный музыкальный талант. С Колей они разводили рулады по бескрайним просторам, как говорится "в пачку". Оставалось подпевать. По просьбе коллектива, спел свою песню Андрей, выделяющийся мощным телосложением. Постепенно все утомились и разошлись спать.

Ближе к утру дождь усилился и, простучав по палатке около 3-4 часов, угомонился. Позавтракав и собравшись, наша команда отчалила. После осмотра великолепного водопада на Жом-Болоке мы продолжили сплав.

После отработок маневров, мы завели беседы. Выяснилось, что народ наш, все офицеры в отставке и с разных городов России. Ренат вообще из Иркутска. Виктор родом из Карелии.

- А я всегда, когда катамараны строю себя Вяйнемейненом представляю — признался я.

- Вяйнемёйненом — поправил Витя, удивившись факту моего прочтения "Калевалы".

- В раннем юношестве читал, мне понравилось.

- Вянеляйнен, значит русский человек.

- Во как! Интересно!

Подошло время перекуса. Выбрав симпатичное и сухое место, мы останавливаемся и организовываем перекус. До ущелья Орха-Бом остается километров десять. Все у нас вовремя. Вдали видны скальные ворота ущелья, освещенные солнцем. Река Ока была еще тогда, когда хребта Кропоткина не было. По мере поднятия гор река прорезала ущелье.

Вот мы снова в седле. Отсутствие препятствий и наступившую пасмурную погоду разгоняем Сашиным коньяком, предусмотрительно положенным недалеко.

Нас обогнали Коля с Ринатом, Дмитрием и Андреем. Андрей сидит позади. И кормовой конец гондолы несколько притоплен, отчего катамаран Коли явно перекосило. А ничего не сделаешь. Со слов Коли перестановка груза дала мало. Обогнали нас и Джексон с Сергеем и Вовками. Сергей и Женя лежат-полеживают, а Вовки гребут. При чем, особенно не упираясь, создают приличный ход катамарану. Женя периодически поднимает голову, посматривая вперед и дает необходимые указания гребцам. После слияния нескольких проток реки мы опять выстраиваемся в походный строй. Я отмечаю впадение двух речек справа, непосредственно перед ущельем. Они мутные и переполненные. Вода, после впадения этих притоков, в Оке поменяла цвет. Уровень воды выше нормального сантиметров на сорок, это стало заметно по залитой траве на берегу.

- Вода поднялась, но пока не криминально — прокомментировал я.
Гигантские скальные зубья возвышаются над огромным текущим исполином

Неспеша мы прокрадываемся в ущелье. Задрав головы, рассматриваем вознесшиеся на головокружительную высоту каменные зубья. Ущелье встречает нас суровыми, подернутыми двигающимися серыми клочьями тумана, скальными коридорами. Через несколько тревожных поворотов мы у порога Три Геолога. На левом берегу отличная стоянка со столом. Там мы и чалимся. Ребята без вопросов быстро и ловко разгружают катамараны. Андрей носит даже по два рюкзака одновременно. Катамараны мы занесли повыше и зачалили. Лагерь разбили как римские легионеры — моментально. Саня зовет всех к столу, разливая в металлические рюмки огненную воду. Быстро сообразив закуску, присоединяемся к идейной вечеринке.

Обсудив перспективу поимки рыбы у впадения притока, Витя побежал рыбачить и+. возвращается с пойманным хариусом.

- Поймал на разделке чистой и мутной воды — гордо и радостно улыбаясь, сообщил Витя.

- Щас будет закусон — и исчез.

Почистил рыбку, отделил филей, посолил кусочки, посыпал лучком и капнул лимонного сока.

- Вот — и поставил тарелку с деликатесом, вопросительно глядя на Сашу.

- Понял, не дурак — был бы дурак не понял бы! — и разлил очередную порцию спиртного. Выпив за следующий улов и мастерство рыбака, опробовали деликатес. Вкус от лимона забавный. С тарелки хариус исчез моментально. Начал накрапывать дождик. Капли стучат по тенту. Вокруг все мокрое и серое. Мы, несмотря на промозглое окружающее, веселы и наслаждаемся чистым воздухом и общением. Вкусно поужинали. Стало совсем отлично. Продолжили песенные коллективные упражнения. Стало темно. Дождь усилился.

Хотел молодцам Вовкам рассказать про пороги, про романтику, про воду. Они мне

- Антон отстал бы ты от нас.

Я немножко обиделся, но не сильно.

- Да не обижайся Антоха, они ж не на отдыхе! — успокоили меня.

- А ну да, ну да.

После обсуждения планов на следующий день команда отправилась спать. Проведя, немного нетрезвый, ревизию забытых на дожде вещей, я последний отправился в палатку.

Утро встретило меня окончательно изменившей цвет рекой и пасмурным серым небом. Былого прозрачного потока уже не было. От вчерашнего уровня воды подьем составил около 20 сантиметров. Сходили на разведку порога. На песчаной береговой полосе увидели следы медведя. С благоговением, рассмотрев печать хозяина, глянули на порог. Порог Три Геолога залило. Порога нет. Посовещавшись, решаем идти и "посмотреть", как, будут по такой воде, проходиться первые пороги. Нас никто не поймет, если мы, так и не видя порогов, завернем сплав. Обрисовав ситуацию и стратегию на сегодняшний день, сосредоточенные и с серьезными лицами отчаливаем. Я наглухо загидренный. Гидрокостюм производства города Уфы как раз для таких промозглых дней. Как ребята чувствуют себя, в доставленных эксклюзивно из Австрии, горе-костюмах я не знаю. Колька как самурай в шортах и сандалиях. Джексон и Андрей в неопрене. Первый порог Три Геолога не почувствовали, идем дальше. Чувствуется тяжесть наполненной песком и глиной воды, волны увеличились в длинне, и гребется тяжело. Тревожно прокрадываемся по малым радиусам поворотов, при этом пытаюсь заглянуть максимально дальше по течению. Показался порог Пронеси Господи 1. С виду идти можно. Идем в порог по центру. Ох, как же все это неприятно. Валы в пороге около двух — трех метров и пологие. Между валами расстояние около десяти метров, но они хаотичны как на море и приходится подворачивать нос катамарана то влево то вправо. Чувствуется что под тобой не река, а какое разведенное пополам с песком мокрое чудовище. Масштаб безобразия ясно говорит, что при таком уровне воды сплавляться нельзя. Впереди видна скала Каландаришвили и одноименный порог. Нам приходится изрядно потрудиться, чтобы пересечь половину ширины реки и не попасть в Каландаришвили. Чалимся на левый берег среди кустов, залитых водой. Идет экипаж Коли. Благополучно, пройдя ближе к левому краю, экипаж зачаливается перед нами. По правому берегу видим, какое то движение желтой каски Джексона. Его экипаж, пройдя у края реки, зачаливается к нам.

- Я уходил на валах от лесины, сплавляться нельзя Антоха — сообщил Коля.

- Блин, я ловил весло, выронили на разведке порога. Стоять будем — закурил с тоской в глазах Джексон.

- Будем стоять — согласился я.

Сообщая столь радостную весть команде, не хотелось смотреть в глаза расстроенным ребятам. Бурной воды порога и его опасность никто кроме проводников ведь не почувствовал. И решение об остановке сплава всем не понятен. Глядя на готовые к подвигам лица ребят, закрадывалась заманчивая мысль о продолжении прохождения Орха-Бома. Колебания внутри продолжались до мысли-факта:

- Если что нибудь случится, меня спросят — А какая категория реки была на момент сплава?

- Пятая — отвечу я.

- А была ли готова группа к пятой категории сложности.

- Нет? — как говорится, вопросов больше не имеем.

Команда спросила

- Какие опасности нас ждут, конкретно?

- Так как мощь реки и валы впереди еще больше, то вероятность даже не переворота, а выбивания из посадки гребца очень велика. По такой воде оказавшегося в воде человека сразу отнесет далеко от судна. Сам человек уже не выберется на берег. Больше ста метров ширина реки. После нескольких взмахов в таком песке человек обессилит и просто поплывет навстречу судьбе. Экипажу, в свою очередь, сложно быстро троим, на перегруженном катамаране, достать уходящего вперед товарища. Остальные экипажи видя ситуацию идут за первым судном, не глядя на препятствия. Вся команда влетает в препятствия не как надо, а где плывет гребец. Еще кого нибудь выбивает или переворачивает. Сплав превращается в спасательную операцию с сомнительным исходом.

Да еще "паровозы" пошли. Если бревно зацепит голову, в валах голова отлетит как мячик.

- Я даже не представлял, что рафтинг такая опасная вещь — сказал Сергей удовлетворенный нашими ответами.

- На данный момент категория реки пять и проходить ее надо как пять. С разведкой, со всеми делами. Но, команде, которая готова к такой реке.

- А если бы вы своей командой шли, вы бы дальше сплавлялись? — спросил Саня.

- Даже для нас это было бы серьезное мероприятие, без всяких шапкозакидательств.

А с "паровозами" вообще нельзя сплавляться.

Ребята вздохнули и принялись активно отдыхать. Запланировав назавтра туристскую баню, мы быстро организовали лагерь, стол, костер. Саня, как обычно, на розливе.

-Господа, а сколько у нас осталось? — спросил Сергей.

- Не знаю, не мерил, пока хватает — раздавая рюмки, отмахнулся Саша.

- А ведь актуальный вопрос — сказал Виктор.

- У Джексона три литра Каннского спирта и у нас литр водки — отчитался Коля.

- Ой, ой — пригорюнились при слове "спирт" ребята.

- И тут не много. Я прячу — держа двухлитровую бутылку водки с "Русским Бриллиантом", констатировал Сергей.

- Эй, эй! Сейчас налью, и спрячешь — воскликнул Саша и протянул руку.

Налив, впрочем, бутылку он, никому не отдал.

"Идет кто-то!" Из-за поворота показался катамаран четверка синего цвета. Пройдя залихватски по центру валов ребята проплыли мимо нас. Без касок, ноги не в упорах при туристкой посадке. Особенно не упираясь, полетели дальше в Каландаришвили.

"Не, а чего распиздяи то хороши, лишь бы не вляпались!" — подытожил Коля.

"Да чего-то вяло, как-то гребут, почти самосплав, какой-то, однако" — добавил я.

Через некоторое время показался еще кат. Пройдя у левого берега, зачалился перед нами в ста метрах. Потом еще один. Пошли знакомится. Оказалось наши соседи по стоянке на Жом-Болоке. Турклуб МАИ. После обмена мнениями пришли к выводу, что надо пережидать. Хотя бы чтобы бревна перестали сплавляться. Идти дальше не имеет смысла. Уйдем с порога Каландаришвили и пройдем точку возврата. Пешком в случае продолжения паводка мы обратно из — за высоких скал не вернемся, только сплавом или вертолетом. В процессе разговора ребята угостили нас водкой, мы их сладостями. Да! Присутствие алкоголя здорово облегчает жизнь в экстремальных ситуациях. И хорошо, что Джексон захватил спирт. Джексон, он сцука, запасливый!

Лагерь был разбит недалеко от грандиозной трехсотметровой Скалы Каландаришвили на желтом песчаном пляже с лиственницами. Мимо протекала широкая желтая река, залившая прибрежные кусты. За рекой открылась величественная панорама. Видны вершины, то открытые, то скрываемые туманом. Половина мутного потока била в гигантскую скалу. Образуя отбойные валы до двух метров. Но все это как-то неестественно тяжело переваливалось и булькало.
В сумерках видни странные телодвижения

Поужинали. В сумерках видны странные телодвижения "Павла Мальцева с сотоварищи" вокруг некоего "буратины". Оказалось, соседи решили возжечь "колдуна". Оказывается "колдун" это полый чурбан. Под ним зажигается огонь и как по трубе с поддувом из верха чурбана вырывается, чуть ли не реактивный язык пламени. Во всяком случае, так должно быть. Все наши выстроились в темноте, ожидая чуть ли не метрового столба огня. Несмотря на все старания "колдун" дал только пять минут десятисантиметрового пламени. Через некоторое время команда, немного разочарованная и в меру трезвая, рассосалась по палаткам.
Утреннее солнце
Двигающийся туман

Выглянувшее утром солнце озарило грандиозный масштаб ущелья. Радостные краски яркой зелени, переливающегося песка и проглядывающего голубого неба, странно контрастировало с мутным желтым потоком и тревожными хлопьями пара, поднимающегося от лесистых вершин. Двигающийся туман показывал глубину и многоплановость горных коридоров ущелья. Масштабы зверские. Занялись постройкой у уреза воды каменки для бани. Народ занимался кто, чем хотел. На пляже боролись. Гигант Андрей быстренько заломал отнюдь не маленького Вовку. Сергей с Саней чинно читали.

Баня тем временем раскалялась, порой издавая гудящие звуки. Уровень воды падал на глазах. В сочетании с ярким солнечным днем это вселяло надежду на дальнейший сплав.

Тем временем баня поспела. Мы соорудили тент для бани. Я пожалел об отсутствии с нами сшитого по моему проекту, в мастерской "Витас", тента-колокольчика. Этот тент, оставшийся на месте прошлой моей работы, позволял быстро разбивать тент над баней. В коей одновременно парилось восемь человек. Потери пара при этом были минимальны. Но ничего и в бане по традиционному рецепту все желающие попарились и покупались в желтых, но экологически чистых водах Оки. Впрочем, еще в начале сплава, Саша и Ренат на вопрос Коли — "кто составит компанию для утреннего купания?", изъявили полное "за". И мужественно переносили ежеутренние бодрящие водные моционы за компанию с Колей.

Чистый и удовлетворенный я по спутниковому телефону связался с нашими спасателями. Самочко Валерий сообщил, что движется огромный циклон из Монголии и в Иркутске будет через два дня. Также я узнал, что все спасатели заняты на работах после авиакатастрофы в Иркутске. В свою очередь ребята после сеансов связи узнали номер разбившегося рейса. Оказалось, на этом рейсе летел близкий и дорогой для ребят человек. Тем временем солнце скрылось в плотной свинцовой массе облаков. Потрясенные известием и подавленные прогнозом мы собрались у стола. Помянули погибших. Пошел крупный дождь. После обсуждения планов на следующий день наступил командный "отбой".

Наша с Колей палатка была поставлена у снаряжения под тентом. Тент играл под дождем роль большого барабана. Спалось тревожно. Вернее практически не спалось. Тяжелые капли дождя долбили по мозгам. Между урезом воды и нашими палатками перепад около метра высоты. При огромной площади водосбора Оки подъем воды может быть моментальным и катастрофическим для группы, расположенной на низком берегу.

Периодически вставал и с фонариком выходил смотрел уровень воды. Вода неумолимо поднималась. Дождь к утру значительно уменьшился.

Утро. Промозглое и неприветливое. Порог "Пронеси Господи 1" периодически выстреливал высокими пенными валами. Трудно оценить размер этих валов, так как масштаб и скорость потока потрясающий. Колька с Саней и Ренатом все равно булькались в водичке. Все собрались вместе на завтраке. За чаем, обсуждаем действия команды в сложившейся ситуации. Ситуация однозначна — сидеть не имеет смысла. Место плохое. Выходить надо, так как продукты не резиновые. Да и никто нам не поможет кроме самих себя. Женя на вопрос —

- А спасатели если? — сообщил, сопровождая жестами -

- Причалят спасы и на пинках будут всех спасать.

- А судно на воздушной подушке или вертолет?

- Это из области фантастики все.

- Уходим! Подытожил я разбор полетов. Оставляем максимум вещей, забирая самое необходимое и уходим.

Поговорили с соседями. Сообщили им о циклоне. Они уйдут завтра. Пока мы собирались, ребята сходили в разведку и сообщили, что через пять — шесть километров впадает приток в виде каякерной крутопадающей сплошной шестерки. Каты и снаряжение занесли в глубь леса. С самым необходимым мы двинулись на выход из огромной западни. Женька впереди. Мы с Колей замыкали. Продвигались довольно быстро. Только на влажном курумнике несколько задержались, сказывалось отсутствие опыта хождения по крупным валунам. Вышли к притоку. Угол падения притока около тридцати градусов. Сплошная белая горка. Пока мы возились с деревьями, безрезультатно свалив несколько и пытаясь их перебросить на другой берег у устья притока, Женька оказался на другом берегу. Оказалось, он нашел место с двумя камнями в русле. Заклинил тонкие деревца, между камнями и берегом, образовав практически виртуальный мостик. Под мостиком гремел поток в виде активированного унитаза. В случае срыва, после полета организма в стометровой адской горке, 100 процентный летальный исход гарантирован. Переправив у устья все баулы, мы с трепетом подошли к мостику. На удивление мостик оказался гораздо крепче, чем выглядел. По очереди все благополучно перешли мостик и весь приток. Взбодренные дозой адреналина команда углубилась в глубь мокрой тайги. Все спокойно и без суеты двигались по то появляющейся, то по исчезающей тропе. Вышли к порогу Три Геолога. Каменная коса исчезла. Общий подьем воды составляет около 2 метров. Через пятьсот метров мы уткнулись в приток. По осмотру казалось, что можно перейти поток. Огромный Андрей на страховке сразу был сбит водой, и наши попытки форсировать реку мы прекратили.

Расположились на лагере "у стола". Сообразили два костра. Все распределились вокруг костров и грелись как коты у огня. После ужина Женька достал спирт. Развел, заговорщицки бряцая металлической ложкой в кружке.

Саня, понюхав содержимое братины и отпив глоток, изрек:

- Узнаю аромат молодости!

По мере продвижения братины у всех по очереди морщились лица. Раскочегарив костер мы улеглись вокруг. Искры от костра ярко и бестолково метаясь уходили вверх к вершинам лиственниц и невыразительно серому небу. От жгучей жары все отодвигались с неохотой. По мере циркуляции братины лица у всех расслаблялись и сбивались в некую счастливую улыбку. Жар и свет костра придавал ощущению оторванности странное спокойствие и уют. Полились песни и неспешные разговоры. Согретые, удовлетворенные свершившимся действием команда устроилась на ночлег.

Ночью пошел крупный дождь. Спалось спокойно. Сказывалось наличие площадок для лагеря выше от уреза воды.

Очередное серое утро. Странно, но мне кажется все уже вошли во вкус и находят удовольствие в этой неопределенности, промозглой сырости, постоянному жару костров под тентами и разворачивающемуся прямо на глазах грандиозному катаклизму. Уровень воды продолжает подниматься. К полудню решаем передвигать лагерь выше на полтора метра на террасе реки. Пообедав, опять разобрали лагерь, убегая от воды, уже вверх по берегу притока. Подходящая скала даст отбой, от жара костра создавая уют. Команда занялась перетаскиванием лагеря. Подгоняемые на глазах белесой водой, заливающей тропинки и бывший лагерь, мы скачками очищаем берег от заготовленных горючих материалов и пригодного плавника. Как Ленины на субботнике таскаем стволы и бревна. С улыбочками и здоровым ажиотажем. Все — терраса реки залита, мы стоим уже на увале притока. При выходе на сеанс связи все поднимаются выше по увалу. Откуда видна панорама мутного озера и замерших в ожидании солнечного света гор. Оттуда же с увала раздаются возгласы вперемежку со смехом и матами:

- Да! Нам тут ху.во! Давай пошевелись, спасай нас! Как там судно, гребаное, на воздушной подушке? Давай его! У нас скоро водка, бл.ть, спирт кончится. Пропадаем тут, загибаемся! -

По окончании сеанса, как обычно комментарий — "ни х.я не понимают!"

Наставало тяжелое время — кончались сигареты, и колбаса стала издавать вполне конкретный тревожащий запах. Видно было, как Женя наслаждается каждой затяжкой, задумчиво выпуская ярко сизый дым на фоне мокрой изумрудной растительности. Саня с Витей убежали, воодушевленные близкой добычей, черпать подсаком спрятавшихся в заводях от мутного потока хариусов, все хорошо, но подсак маловат. Побольше бы да ухватистей. Я думаю, можно было бы не только хариков зачерпнуть. А куда рыбе прятаться? Только за мыски и в тихих ямках. После получаса борьбы со странным инструментом ребята бросили "выгребать рыбу". Расположившись у привлеченной к празднику снятой столешницы, залитого на террасе стола, все с интересом наблюдали за развернувшимся действом. Саня и Женя как жулики "кручу верчу обмануть хочу" разливали огненную воду. Раскочегаренный "камин" согревал одновременно всех.

Команда сытая и согретая гигантским "камином" заснула.

За ночь приток стал менее мощным. Одели Кольку в гидрокостюм и как самого легкого и спортивного, не зря же он президент Федерации Тайского Бокса Иркутской Области и марафоны бегает, посадили на карабин. Успешно добравшись до середины потока, был сбит с ног и заработал кролем не делая вдохов. Есть! Коля на другом берегу реки! Пока член команды одевается в гидрач, мы перечаливаем баулы. Переправа проста — веревка образована несколькими "морковками" и составляет в два раза большую длину, чем ширина притока. Посередине, как раз соединение "морковок" и замыкая карабин на спас жилете, приспускаю свой конец, страхуя штурмующего бурный поток огромного Андрея.

Оказавшись на другом берегу, Андрей взял на себя роль вытаскивающего из потока смеющихся "штурмовиков". Перед потоком у всех лица серьезные, а при выходе на берег восторг сопровождается выразительной жестикуляцией и криками — типа "ЕС!" "Оху..нно!" и пр. Благополучно поочереди перечалив и попив чайку в процессе переправы, команда двинулась дальше, в неизвестность. Проходим мимо разрушенной и залитой песком свежей избы. Осталось только четыре венца на верху. Тропа поднимается выше по террасе, проходит по живописным местам заросших ароматной Сагандальей. Я и Коля набили карманы Виктора душистыми соцветиями. "Чай вкусный получается, тонизирует, мочегонный. И чтоб стоял!". Тропа поднималась все выше, стала узкой и проходит под и над скалами. Крутой вираж над водопадом, и мы выбрались на полочку. С высоты вход в ущелье виден как на ладони. Видно озеро, образовавшееся при затоплении поймы реки перед ущельем. Ширина разлива около шести — семи километров с виднеющимися островами леса. Женя заверил — "Всё! Из ущелья вышли, дальше все будет в шоколаде!"

Далее резкий спуск и движение без тропы по 45 градусному склону отрога. Конец дня, все устали. Места для стоянки не видно. Стали идти у уреза воды, по временами появляющейся тропе. Идем, утопая то по колено, то по пояс в иле.

"Так это и есть обещанный тобой "шоколад", а — Джонсон?" — вопрошает со смехом команда.

"А чего? Нормальный такой. Чавкает!" Строй решительно пробирается через чавкающие залитые водой и илом острова. Стемнело. Нашли слабое подобие на плоское место на склоне. Можно развести костер и посидеть ночь у костра. Подобная перспектива ночевки никого не радует. Коля с Джонсоном отправились на разведку. Вокруг летает мошка, ест наши потные лица. Даже костер не разводится, дымя немного и отпугивая гнусных насекомых. На лицах ясно читается, что наступил самый тяжелый момент. Усталость, насекомые достали, где ночевать не ясно, темно, даже курить нет — полный пипец.

Вернулись засланцы. При сообщении о "клевой" стоянке, все подскочили и бодро побежали навстречу ночному костру и ночлегу. Стали попадаться коровьи лепешки, берег стал пологим. Разбили лагерь у чистого ручья. Быстро развели три костра. Джонсон раскочегарил главный кострище, положив длинные сухие бревна и создав нодью. Топка двухметровой длинны, жарила нещадно наши тела. Обсушившись и поужинав команда устроилась под тентом у костра, пуская заключительную братину спиртного. Чувствовалось, что мытарства наши кончились и завтра мы будем на Большой Земле. Странное сочетание сожаления об окончании приключения и облегчения — витало в группе.

Следующее утро сообщило, что мы ночевали в километре от зимовья. На уютной травянистой террасе были видны свежие следы от грузовика. "За нами приезжал!" — смекнули мы, зная, что к нам отправлен грузовик Орликского МЧС. Следуя колее, с неприятным удивлением увидели, что половина колеи обвалилась в реку. Если бы водитель остался на террасе, он бы никогда не доставил бы грузовик свой в долину.
Открылась потрясающая панорама

Довольно быстро прошли по тропе на пригорок, откуда открылась потрясающая панорама залитой водой долины. На пригорке стоит окруженный ярко алыми саранками ОБО. Да место действительно примечательное. Для меня долина открылась своей новой гранью, которая не видна с воды. Проходили замечательные по уютности и красоте места, утопая при этом по колено в воде.

"Идем по долине, а ощущение, что идем по альпийским лугам на высоте! Цветы! Горы! Красота!" — Сообщил я Коле. Штурмбригада неуклонно приближалась к окончанию своей Одиссеи.

Вдали показались первые домики селения Алаг-Шулун, стоявшие на острове. Дальше было обогревание в доме. Приезд Бориса на своем ЗИЛе, у которого из оборудования МЧС только куртка. Переезд на ЗИЛе с экстремальными покорениями притоков. Несколько пересадок, так как дорогу по долине размыло, и мы по осыпям переходили от машине к машине, благодаря при этом Бориса организовавшего грамотную транспортную цепочку. Ночные бурхания на святых местах. Потом дневное ожидание вертолета в Орлике в доме у Колькиного друга Анатолия Урбаева. При этом бездействие разлагающе сказалось на команде. За несколько минут мною было сделано три перевязки — кто-то проткнул ногу, кто-то порезался. После теплой ночевки в Орлике, мы на грузовике отправились домой, через ставшим далеким Окинское Плато. Лица ребят изменились и стали серьезными. Работа неотвратимо лезла в мысли, глаза автоматически цеплялись за пролетающие пейзажи. Мы покидали затерянный среди гор Окинский район. Пускай мы не прошли пороги Орха-Бома, но в глубине души хранилось нечто большее — впечатление от причастности к редкому колоссальному разгулу стихии. И вместо познавания природы, мы познавали самих себя.