|
| 08.06.2007 – 10.06.2007
Участник: Алексей Мисюркеев, г. Иркутск.
Нитка маршрута: пос. Аршан – р. Бугатай – пер. Презент (1Б) – р. Эхе-Гол – пер. Зеленый (Козий) (н/к) – р. Федюшкина речка – пер. Аршанский (1А) – р. Правая Кынгарга – стоянка на стрелке Красного ручья и Левой Кынгарги.
Особенности маршрута: Завершал я поход на стоянке на стрелке Красного ручья и Левой Кынгарги, потому что там меня ожидали друзья-товарищи. Контрольное время моего выхода к ним было в 22.00 10.06.2007, поэтому времени на дневку из-за погоды не было, иначе бы заволновались. Надежда была, как всегда, на хорошую погоду.
08.06. г. Иркутск – пос. Аршан – р. Бугатай
Уехать в Аршан я смог только в 13.00 на маршрутке с ж/д вокзала, так как утром должен был отработать в эфире. Никаких особых происшествий в дороге не произошло, и в 16.50 мы благополучно прибыли в Аршан. Я пообедал в “Аршанском сельпо” и в 17.10 встал на маршрут. На выходе из Аршана ко мне привязалась целая стая паутов, отделаться от которых было невозможно. Поэтому приходилось двигаться, постоянно размахивая руками, что никак не добавляло комфорта. Возле дацана мне попалась пожилая женщина, у которой, как мне показалось, таких проблем не было. Она была примечательна еще и тем, что оказалась последним человеком, которого я увидел до окончания маршрута. В первый день я планировал добраться до стоянки на границе леса, на которой мы дневали из-за погоды в прошлом году. Времени было в обрез, поэтому плутать мне было некогда. В прошлый раз мы заблудились на дороге, ведущей к р. Бугатай, поэтому я постарался учесть былые ошибки и пошел несколько иначе. Сначала все было хорошо, но со временем я понял, что дорога поворачивает не туда. Эта местность — сплошное пересечение бурятских дорог к различным делянам, поэтому ошибиться здесь довольно легко. Я вообще уже сомневаюсь, что добраться до Бугатая без проблем возможно. В этот раз ходить туда-сюда по бурятским дорогам мне было некогда, поэтому я принял, как мне кажется, единственно верное решение – пойти напрямик до Бугатая через лес. Это, конечно же, стоило мне падения скорости движения и ссадин на ногах (я всегда хожу в шортах) из-за кустов и бурелома. Таким образом, в 18.40 я, наконец, вышел к реке.
Погода была пасмурная, но дождя не было. Это, безусловно, радовало, но несколько насторожило другое – русло Бугатая было сухим. Появилась мысль, что река пересохла вовсе, и я останусь наверху без воды. Хотя здравый смысл подсказывал, что река просто ушла под землю. Опять же, в прошлом году воды здесь было полно. С такими мыслями, немного передохнув, я отправился вверх по Бугатаю. Понятное дело, что перейти Бугатай мне не представляло никакого труда. Но, учитывая прошлогодние ошибки, нужно было правильно встать на тропу на правом (ор.) берегу реки — в прошлый раз мы нечаянно ушли в сторону Субурги. Нынче же я внимательно высматривал ответвление тропы вверх по Бугатаю. И оно, действительно, обнаружилось метров через пятьдесят после брода, хотя и было очень слабо выражено вначале. Через 15 минут движения по тропе в обход скал я услышал сладостный звук ревущей внизу воды. А еще через 15 минут тропа вывела меня к реке, и я, наконец, утолил жажду. Здесь тропа ушла на левый берег и там сразу потерялась. Около 10 минут я шел прямо по реке, затем снова встал на тропу, которая теперь шла недалеко от берега, иногда выходя к воде. В тех местах, где она пропадала, я держался реки (в прошлом году мы совершенно напрасно залезли на склон, решив, что здесь тропа обходит прижим). В 20.15, перейдя впадающий в Бугатай ручей с восточного цирка, я вышел к хорошей стоянке. Далее тропа уходила на склон с хорошим набором высоты, а следующая стоянка была только на границе зоны леса. В первый день, как известно, не стоит сильно упираться, но сил, вроде, было еще достаточно, хотя рюкзак и был не таким легким, как хотелось бы. Тем не менее, немного передохнув, я решил выполнить запланированное. Когда я забрался по взлетам, усталость дала о себе знать, и скорость движения упала раза в три.
Таким образом, я встал на ночевку в 21.45, приготовил китайскую лапшу, побурханил на погоду и ближе к полуночи отправился в палатку засыпать под звуки дождя, который начался незадолго до этого.
09.06. р. Бугатай – пер. Презент (1Б) – р. Эхе-Гол Ночью дождь перешел в грозу, так что хорошо поспать не вышло. Более всего тревожила возможная с утра непогода, поэтому проснувшись, как всегда, первым делом высунулся из палатки взглянуть на небо. Оно было полностью затянуто, дождь прекратился, а туман практически отсутствовал.
В 8.30 я вылез из палатки, развел костер и приготовил на завтрак какой-то гречневый гарнир, возиться с тушенкой не хотелось. Позавтракав и собравшись, я отравился фотографировать водопад (вчера было не до этого), и в 11.05 двинулся дальше по маршруту. Тропы уже не было, но здесь она и не требовалась. Через 20 минут хода по моренам и зеленке с некоторым набором высоты я вышел к цирку перевалов Бугатай Восточный, Бугатай Западный и Презент, налево уходил цирк пер. Солнечный. Снега, как я и ожидал, было немного, за исключением пер. Бугатай Западный (Чернышевского), подъем на который с этой стороны был полностью забит. Через 15 минут я подошел под нужный мне пер. Презент.
пер. Презент, 1Б, 2240 м.
В отличие от пер. Бугатай Западный и Бугатай Восточный, пер. Презент со стороны Бугатая нелогичен, его седловина абсолютно не выражена. Похоже, оптимальным является подъем по левому кулуару, начинающемуся недалеко от начала подъема на пер. Бугатай Восточный. Также возможным видится подъем по кулуару справа, но выглядит он несколько сложней. Движение на перевал я начал в 12.15 контрфорсом между этими кулуарами, потому что левый наверху был забит снегом, а по правому бежал ручей. Через 200 метров подъема по средней осыпи крутизной 25-30 градусов я совершенно напрасно перешел в правый кулуар. Карабкаться здесь оказалось довольно опасно, поэтому траверсом я перелез в левый кулуар. По нему я добрался до скалы, которую кулуар обходил слева, но именно здесь он и был забит снегом. Поэтому я снова выбрался на контрфорс, обходя эту скалу справа, крутизна здесь увеличилась до 40-45 градусов, камнепадоопасно. Отсюда стало отлично видно, что Презент гораздо выше Бугатая Восточного и Западного тоже. Далее склон выполаживался и последние 150 м я поднимался по средней осыпи крутизной до 35 градусов. В 13.50 я вышел на неширокую седловину пер. Презент, тур находился справа на возвышении. В туре я обнаружил записку Вячеслава Петухина от 29.07.2000, который поднялся сюда со стороны Эхе-Гола и, ввиду отсутствия у себя схемы, предположил, что это либо пер. Горных Туристов, либо пер. Бугатай Восточный. Предыдущая группа вообще назвала его Неизвестным. Судя по тому, что я слышал до этого, заведомо на пер. Презент никто не ходит, все забираются на него нечаянно, причем, всегда со стороны Эхе-Гола, чаще всего путая его с Бугатаем Восточным.
Спуск в сторону Эхе-Гола представляет из себя широкий кулуар крутизной до 40 градусов. Как я и предполагал, с этой стороны он был частично завален снегом, но особых проблем это не представляло, так как снег был довольно плотным (хотя и не выдерживал порой мои 100 кг, самым неприятным образом я проваливался по пояс). Проблемой была излишняя подвижность практически всех без исключения камней – падать приходилось постоянно. Такой «живой» сыпухи я еще не встречал! Даже появилось предположение, что это связано с редким появлением здесь человека. Движение вниз было медленней, чем подъем, тем более, что постоянно приходилось вытрясывать из сапог камни и снег. Тут еще и погода стала портиться: налетел такой туман, что видимость составляла максимум 20 метров. Хорошо, что с перевала я успел рассмотреть спуск – никаких неприятных неожиданностей, ввиде сбросов и скал, он не представлял, хотя и оказался довольно длительным. Таким образом, у подножия перевала я оказался чуть более, чем через час. Запланированный радиальный выход на пер. Пеших Туристов пришлось отменить – видимость была просто нулевая, определить нахождение перевала не представлялось возможным. В 16.00 я вышел к водопаду на притоке Эхе-Гола из цирка пер. Презент и Пеших Туристов. Еще через 10 минут я спустился к реке, начался дождь. Какое-то время я шел вниз прямо по реке, а затем решил обойти каньон поверху правым берегом, выбрался на склон и начал его траверсировать. Движение было очень неудобным, поскольку трава и камни стали скользкими. При этом я совсем не терял высоту, в отличие от реки, которая становилась все дальше и ниже. Поняв, что зря сюда забрался, я попытался спуститься вниз по одному из ручьев, но прямо перед рекой нарвался на сбросы. Пришлось снова забираться на склон и траверсировать его дальше. Бурелом сильно затруднял движение, но вскоре я сумел-таки спуститься к реке по одному сухому ручью. Движение по реке тоже было не самым приятным: тропы не было, приходилось либо пробираться по густому кустарнику, либо скакать по реке. При этом я, естественно, весь промок. Падать приходилось довольно часто; один раз поскользнулся так, что, падая, чуть не сломал руку.
После пары часов таких мытарств я, наконец, обнаружил на правом берегу слабовыраженную тропу, которая периодически пропадала. Дождь то заканчивался, то начинался с новой силой – погода явно намекала на то, что худшее еще впереди. Поэтому, когда недалеко от стрелки правого и левого истоков Эхе-Гола тропа вывела меня на небольшую стоянку, я решил встать на ночевку. И правильно сделал, потому как, не успел я поставить палатку, дождь с ветром усилились, и вскоре началась мощная гроза. Переодевшись в сухое и приготовив на газе порошковое пюре, я с удовольствием выпил водки, которая помогла быстрее согреться. Дождь барабанил всю ночь, не давая толком уснуть, тем более, что место под палатку было не самым лучшим (да другого и не было). К тому же ночью я обнаружил у себя на животе иксодового клеща. При отсутствии фонаря пришлось вытаскивать его в полной темноте. Рассматривая его затем при помощи зажигалки, я его еще и потерял. Ночью было как-то на удивление прохладно.
Выглянул из палатки я в 8.30. Сразу глянул наверх, расстроился из-за затянутого неба. Затем еще больше расстроился из-за полностью покрытых снегом туманных гор. И уже совсем расстроился, увидев, что и сам проснулся в снегу. Сразу стало понятно, почему ночью было холодно. Радовало лишь временное отсутствие дождя. Позволить себе дневку я не мог — контрольное время моего выхода к стоянке на Красном ручье истекало сегодня в 22.00 – будут волноваться. Заморачиваться с едой я не стал – приготовил на газе остатки вчерашнего пюре, позавтракал и быстро собрался. Самым неприятным стало переодевание из сухой одежды во вчерашнюю мокрую, так как я бы все равно сразу вымок. В 10.05 я продолжил движение по тропе вниз по Эхе-Голу. Через 10 минут тропа пересекала ручей с пер. Зеленый и уходила дальше вниз по реке. Перебравшись на правый берег ручья (ор.), я сошел с тропы и начал подъем вверх по ручью. Движение было осложнено густым кустарником и буреломом, периодически приходилось скакать прямо по ручью, обходя прижимы поверху. Через 30 минут такой ходьбы я понял, что с этой скоростью движения мне вряд ли удастся быстро добраться до перевала. Поэтому я перешел на левый берег ручья и начал забираться на склон по мелкому кустарнику в надежде обнаружить здесь тропу. Склон был весь в снегу, поэтому я бесконечно падал, а в сапогах хлюпала холодная вода, не успевая нагреться.
Через полчаса тропа вывела меня наверх, откуда открылся вид на перевал. Пошел снег, температура упала еще ниже, поэтому я шел не останавливаясь, и все же решил надеть свитер. Тропа начала теряться, и я направился напрямую к перевалу. По пути зеленка чередовалась с моренами и снегом, который хоть и был плотным, но все же иной раз не выдерживал меня. Приходилось проваливаться по пояс, а затем выгребать снег из сапог (в данном случае это была совсем неудобная обувь). Таким образом, перейдя вскоре на правый берег ручья, примерно через час я подошел под перевал.
пер. Зеленый (Козий), н/к, 1882 м.
Непосредственно перевального взлета на перевал нет – небольшой (около 100 м) подъем по куруму крутизной 20 градусов. Седловина перевала широкая, с небольшим поворотом влево, поэтому полностью перевал снизу не просматривается. Много места для установки палаток. При такой погоде перевал свое название не оправдывал, вокруг все было белым-бело. Тура из-за этого видно не было, хотя, возможно, он и существует; искать мне его совсем не хотелось – хотелось быстрее спуститься. Снег пошел сильнее, а на перевале к нему примешался еще и ветер, изо рта уже шел пар. Сделав несколько фотографий, я сразу же пошел вниз, в сторону Федюшкиной речки. Спуск с перевала, как и подъем, никакой сложности не представлял: перевального взлета также не было, а вниз уходила тропа. Проблема была в том, что она сразу же терялась под снегом. Сначала я решил обойти снежный занос по краю, но потом понял, что это не лучшая идея. Гораздо быстрее и удобнее было идти прямо по снегу. К счастью, он меня все же выдерживал, хотя на выходе с заносов я стабильно проваливался по пояс. Один раз, провалившись, чуть не вывернул ногу.
Тропы было не разглядеть (все вокруг покрылось ровным слоем снега), поэтому шел я, переходя то на один, то на другой берег ручья, стараясь, по возможности, обходить снежные заносы и густой кустарник (удавалось это редко). Таким образом, двигался я практически всегда траверсом склона — приходилось постоянно поскальзываться, падать и выгребать снег из сапог (пальцы на ногах я уже плохо чувствовал, но вряд ли бы отморозил). Когда я добрался до каскада водопадов, снег, наконец, перестал идти. Я начал спускаться по левому берегу ручья прямо по водопадам, иногда облезая прижимы. Свалиться куда-либо было не сложно, поэтому я все же решил обойти водопады правым берегом. Движение здесь также было затруднено кустарником и снегом, но вдалеке уже виднелось русло Федюшкиной речки, где меня «ждала» хорошая тропа (по такой я, если честно, уже соскучился). Со временем склон стал более пологим, а снега гораздо меньше. Я понял, что мне незачем спускаться к стрелке ручья с Федюшкиной речкой, теряя при этом высоту, поэтому решил немного срезать. По направлению к Аршанскому перевалу я начал траверсировать этот безлесый склон с хорошим набором высоты и через 15 минут вышел к тропе на левом (ор.) берегу Федюшкиной речки. Счастливый, еще 15 минут я поднимался по хорошей торной тропе в сторону пер. Аршанский со значительным набором высоты. Не доходя 100 метров до цирка перевала, встал на обед. Тут только я понял, что порядочно промерз. Не помогли согреться даже 50 граммов водки, теплая одежда и горячая лапша с чаем, приготовленные на газе. Защитившись от мелкого дождя и ветра (больше от последнего) накидкой я продолжил движение к пер. Аршанский. Зайдя в цирк, немного испугался, увидев, что все склоны полностью покрыты снегом. Определить седловину перевала сразу было сложно (виделось несколько возможных вариантов), но я знал, что к ней выведет тропа. Со временем мне стало ясно, что кулуар, ведущий на перевал, практически свободен от снега, в отличие от всего остального. Этому факту я был несказанно рад.
Пер. Аршанский, 1А, 1994 м.
Подъем на перевал со стороны Федюшкиной речки представляет из себя широкий кулуар крутизной до 45 градусов. Несмотря на популярность перевала, попадается достаточно много «живых» камней. До самой седловины просматривается тропа, хотя заметно, что каждый идет там, где ему удобней. Движение по мелкой и средней сыпухе кулуара заняло у меня около 40 минут, и в 18.15 я вылез на седловину перевала. Здесь я впервые за все время моего маршрута увидел солнце. Долгое время я любовался блестящими от солнечного света вершинами на левом берегу Кынгарги. Затем нашел в туре записку туристов из Карелии, которые в прошлом году совершили через Аршанский перевал аварийный выход с гор, и тоже именно здесь впервые за долгое время наслаждались солнечной погодой. Спуск в сторону Правой Кынгарги по битой тропе крутизной до 30 градусов никакой сложности не представлял и занял около 10 минут. Снег с этой стороны был только у подножия перевала. Никакой сложности не представлял и весь дальнейший путь до стрелки Правой и Левой Кынгарги. Здесь шла народная тропа, а внизу начали попадаться приехавшие на выходные туристы. Почти все были уверены, что я спускаюсь с приюта Надежда; разубеждать я их не стал. Минут 40 заняла дорога до слияния рек, и еще 10 минут незаметный подъем по правому (ор.) берегу Левой Кынгарги до стрелки с Красным ручьем. В 20.10 на стоянке у этой стрелки меня с радостью встретили мои друзья-товарищи.
Рекомендации: Отличный маршрут выходного дня. Можно запросто вложиться в 3 дня, причем, вместе с приездом из Иркутска и выездом обратно. При хорошей погоде можно еще и радиалку сделать. Если заменить перевал Презент перевалом Бугатай Восточный, будет еще проще и быстрее.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||