|
| Посмотреть юго-восточное побережье на предмет семейного отдыха было главной целью настоящего путешествия. Предполагалось использовать весла от «салюта», паруса и мотор.
Состав группы: Мамонтов Александр, Кербер Евгений, Бауман Сергей. Техническое оснащение. 1. Байдарка «Вуокса-2» — грузоподъемностью 230 кг с рулевым управлением. Производство «Тритон лтд» (Санкт Петербург). Модифицирована. Изменена система управления рулем для возможности большей загрузки нижних отсеков судна. Добавлены надувные борта по периметру открытой части байдарки для увеличения противодействия заливанию и увеличения плавучести. Изменена система крепления и конструкция спинок сидений (сами сидения просто удалены за ненужностью). Фартук не использовался. 2. Парусное вооружение. За основу взяты промышленные («Тритон лтд» (Санкт Петербург). ) аутригеры и система их крепления к корпусу судна. Мачта высотой 4 м. и паруса грот/стаксель общей площадью примерно 4,0 м2 собственного изготовления. Мачта, ванты и паруса были сделаны так, что бы минимизировать эффект рычага на основание мачты.
3. Двигатель. Двухтактный бензиновый водомет мощностью 0,95 л.с. «Микроша-М» производства «Северный Рейд» 4. В первые дни для приготовления пищи иногда использовалась газовая горелка. Затем только костер. 5. Навигационной оборудование. Компас (не использовался). GPS etrex (WGS 84). 6. Связь. Сотовый телефон Nokia. Операторы МТС и Мегафон. 7. Спасательные жилеты производства «Красное Солнышко» (Москва)
Идея данного путешествия возникла сразу после завершения прохождения участка г. Нижнеангарск – Монахово Чивыркуйского залива в 2006 г. В тот год на этой же байдарке, в чисто гребном варианте мы (Евтушенко Василий и я) прошли весь маршрут за срок немногим больше недели по причине хронического недостатка времени и хорошей погоды. В этот год, по независящим от нас обстоятельствам (проблемы со временем на работе) я встал перед фактом поиска новой команды. На приглашение откликнулись Кербер Евгений и Бауман Сергей. Своими знаниями, умением, да и вообще прекрасными человеческими качествами, мои товарищи помогли осуществить задуманное. В итоге мы не только «сделали» этот поход по максимуму, но и узнали много для себя нового об этом участке Байкала.
Начало маршрута выпало на 16 июня с Посолького Сора, куда мы (Женя и я) добрались электричкой Иркутск – Улан-Удэ в 12 ч. дня. Погода стояла достаточно мерзкая – дул Култук, моросил дождь, весь Сор был большим «стадом белых баранов». К сожалению, нам не удалось начать маршрут с Боярского, как хотели раньше – электричка там просто не останавливалась, и поэтому решено было добираться до «Байкальского прибоя».
Высадившись на станции и прикинув, реальное положение с нашим багажом (был перегруз паспортной грузоподъемности байдарки на 30 кг), посмотрев на месте возможности/подходы к воде, наняли проходивший мимо грузовик и через 3 минуты мы на берегу Посольского Сора (пешком это минут 10) в небольшом закутке, защищающем от ветра. Здесь нам очень пригодилась газовая горелка и костер, оставленный веселой компанией. Весь остаток дня ушел на сборку байдарки, компановку вещей и осмотр окрестных достопримечательностей. Большинство баз в настоящее время потеряли свое прежнее значение и по словам местных обитателей найти здесь крышу над головой из дерева не проблема примерно от 200 р. за день.
Вода в Соре действительно была достаточно теплой, приезжавший народ без особо громких воплей опробовал ее на себе. Нам же это удовольствие под дождем не показалось особо соблазнительным. 17 июня. На следующий день барашков поубавилось, появилось Солнышко, а вместе с ним и жажда к перемене мест. Быстро собравшись, поев и установив парусное снаряжение, мы вышли в путь. Провожающее нас местное население с большой долей скептицизма наблюдало наши сборы. Первоначальное желание просто перебраться подальше от цивилизации быстро сменилось восторгом и умиротворенностью. Боковой ветер позволял нашему судну развивать скорость, на отдельных участках, до 9,5 км/ч. За час с небольшим хода до Посольска, мы ни разу не использовали весла. Коса идущая от мужского монастыря в сторону Посольского Сора – необычайно красивое и живописное место. Неудивительно, что здесь было много народу. Пополнив запасы провизии, воды и др. необходимых вещей через 3 часа перевалились через косу в Байкал и по успокаивающемуся морю пошли под мотором. Двигатель «Микроша – м» отдельная статья в нашем походе. Он приобретался и использовался ранее в комплекте с парусным вооружением для движения против ветра, а при его затихании для возвращения судна на берег. Тягловые качества мотора оказались примерно в 1,5 раза хуже ожидаемого. Он едва заменял двух гребущих человек. При своем небольшом весе (не более 6 кг), он производит столько шума, что вполне заменяет проходящий ж/д состав. Единственное его преимущество – компактность, при установке на байдарку требует доработки, что бы придать погруженным в воду частям мотора и транца более обтекаемую форму. Сам двигатель сработан на совесть, но система регулировки газа, стартер не выдерживают ни какой критики. Странно, фирма, клепающая современные атомоходы не может сделать нормальный водомет. Или может кроме как на резиновые лодки, он ни на что не годен? За примерно 60 км. его использования, еще и подгребая, мы сожгли 7,5 л. бензина. Скорость – 6 км/ч при минимальном сопротивлении воды, которое имеет байдарка? Кажется это совсем не нормально. Пройдя Посольск и еще километра 3-4, остановились на галечном валу, спасаясь от надвигающейся грозы. Может быть и напрасно. Две грозовые тучи, сверкая молниями, устремились на нас, но за 1-2 километра отвернули в противоположные стороны. На сегодня хватит. Завтра ранний выход. Всюду видны следы прошлогодних стоянок. Много белых маков. С дровами – плавником проблем не нет, и до массового заезда не будет. 18 июня. Красоту Байкала надо искать не только по местам, но и по времени суток. Еще раз убеждаюсь в этом ранним утром. Тросик газа отвалился и мотор не заводится. Возвращаемся к берегу. Высказываем единогласное отрицательное мнение в отношении ОТК производителя и всех иже с ним. Гений инженерной мысли не оставил Женю (я в этом вообще мало соображаю). Откусываем кусочек проволоки от крепления руля, привязываем к нему полипропиленовую веревку. Вроде работает. И это я должен держать всю дорогу? Нет лень моя тоже не лыком шита. Сюда же садим резиновый жгут и о чудо! Держать ручку газа больше не надо совсем! Двигатель и так по инструкции должен работать на максимуме, что бы не грохнуть сцепление. А подержать резинку на холостом ходе 3-4 минуты ѕ на это я еще способен. Провозившись минут 40 выходим. Подливая бензин через каждые 40-50 минут медленно, но уверенно двигаемся вдоль побережья. Довольно легко находим прорву у островов Карги Бабьей (она оказалась метров на 600 ближе к берегу), решаемся срезать 1,5 км в проем залива Сор Черкалово. Погода шепчет. Видим странное образование на воде. По виду крокодил. Страшно, да от куда здесь крокодилам взяться? Подплываем ближе ѕ корова или скорее бычок. Животное плывет по большому кругу. Подойти ближе побоялись. Не на нашем транспортном средстве возить 300 кг. отборной телятины. Да и утопить животину можно. Ноздри 2-3 см над поверхностью. Поворачиваем к селению (Исток). Встречаем мужика на плоскодонке, обрисовываем ситуацию ѕ смеется, говорит, что они (коровы) тут на выпас так путешествуют. Что-то не спокойно на душе. Несколько драматизируем свои описания. Кажется зачесался. Так и есть ѕ поехал за подмогой, а мы со спокойной совестью топаем дальше. Может, эта корова просто нас испугалась, кто ее знает. Лучше лишний раз испугаться (испугать), чем потом сокрушаться, что не съели. На подходе к Черкалово мотор начал глохнуть через каждые 100-200 метров – забивает славный водомет растительностью и все тут.
19 июня. Продолжаем наслаждаться теплой водой Селенги. Как быстро забывается плохое. Выходим поздно, часов в 10 и получаем наказание за расслабуху. Поднимается ветер, стада барашков всюду. Спасают изгибы реки. Огибаем с юга о. Косоголиху и через маленькую протоку просачиваемся в протоку Лобановскую. Проходим еще с 5 км. и окончательно убеждаемся в бесперспективности продолжения движения. Ветер встречный волна становится крутой, брызги от волн, через борта все чаще накрывают байдарку. Изгибы реки кончились, и ни что уже не усмиряет волны. Замечаем по правую сторону тихую заводь/протоку и ныряем туда. Варим обед, ботонимся, совершаем экскурсии по острову – напротив остров Кондаков – там заповедник и кто-то пасется. Снова купаемся. Сначала осторожно, потом, убедившись, что здесь уже не жгет, по полной программе. Устроили небольшой заезд по протоке вверх по течению. Наткнулись на сгоревший летник. Печальное зрелище. Вот она, какая Дельта. Женя развлекается в одиночном плавании. Согласен. Это веселее, чем быть просто штурманом экспедиции и яростно грести всю дорогу. Сколько сразу степеней свободы! Погода устаканилась только к вечеру. Заваливаемся спать пораньше. Выпала роса, день обещает быть без дождя. Завтра надо выйти из Дельты. 20 июня.
Часа два штурмовали стадо белых барашков гонимых нам на встречу Баргузином. Пронырнули под мостом рыбачьего поселка, с так распространенными на восточном побережье байкальскими лодками и уже почти прошли Оймур в 200 метрах от берега, как только толпы отдыхающих так нас достали, бродя вокруг нас по пояс в воде, что в конце концов нам тоже надоело сидеть и грести, когда можно просто брести по песчаному дну.
21 июня.
22 июня. Когда утром следующего дня мы проходили его. Местные собачки – совсем не добродушные, какими обычно бывают лайки, а помесь бульдога с догом, явно искали что поесть. Решили отложить купание на потом. В этот день мы превзошли самих себя и установили личные рекорды дневного перехода в 49,5 км как расстояние по прямой между крайними точками. К этому времени мы сильно отстали от графика и смена экипажей, которая должна была состояться на Котокеле, была на грани срыва. Июнь, такой тихий и туманный на Байкале в этом году после теплой зимы, показал весь свой нрав, сравнимый только с только августом. Ходовыми оказались только часы с 6 до максимум 10 утра. Все остальное время стада белых, пенных гребешков гуляли по Байкалу весь день до сумерек.
И вот почти штиль. Начавшийся было попутный ветер стих и подкрепившись в одной из рыболовецких бригад, стоящих за Заречьем, омулем горячего копчения, мы устремились вперед наверстывать упущенное. Отобедали на мысу Толстом, следующую остановку заложили в районе Бакланьего. Опять отбор проб и созерцание греющейся на солнышке нерпы. Очень красивое место и вообще до основания Таланской губы все очень красиво. Единственная проблема свежие Мишкины следы на таланской губе. Судя по ним – он здесь собирает дань с рыбаков протухшей рыбой и дохлой нерпой. Изрядно смутившись следами, заночевали в рыбачьем домике. 23 июня. Не повезло. Баргузин навалился раньше чем его ждали и именно у Черного утеса. Может быть это был единственный прижим на всем первом отрезке пути. Подбрасывало почти так же как на Дальнем Востоке пару лет назад. Только волны были в 1,5 раза короче. Прошли на грани фола. Если бы ветер усилился до пенных сплошных барашков (+2-3 м/с), сложно сказать, чем бы окончился этот экстрим. С другой стороны остановись мы там, то торчать нам на зиливаемом пятачке 4*1 м2 до самого позднего вечера в холодной июньской воде. После того, как мы нырнули в р. Кику и заботонились у местного порта, на море стало совсем худо. «Ярославцы» толпившиеся на рейде поспешили спрятаться куда-то.
Сегодня первый день смены экипажей. Бегу в Гремячинск и ни где не могу найти связь, купить карточку или просто найти телефон. Суббота. На мои вопросы местные выпучивают глаза, отвечают, что они здесь проездом, ничего не знают или отправляют куда-нибудь подальше. У меня конечно был вид не супер, но даже за деньги никто, так и не рискнул доверить мне своего говорящего ящика. Злой и уставший, закупившись продуктами, добрался до нашей стоянки. Перекусив и убедившись, что шквал прошел, выруливаем из своего укрытия и гребем дальше. До волока на Котокель не дошли 3 км. стемнело и пора было вставать на ночь. 24 июня. Утро. Баргузин решил сегодня не расслабляться так, что даже попытки выйти в море желания не возникло. Надо срочно искать связь. Топаю в Турку с заходом на Котокель. Разведал путь волока. Ничего за день управимся. Иду за мегафонной карточкой. Сколько ни голосовал ѕ безполезно. Плюнул на это дело и стал нарочно показывать все свое безразличие и презрение к «самодвижущимя» экипажамы. Глотать дорожную пыль, таким образом, стало не так противно. Через 5 км. от перекрестья дорог сам по себе притормозил грузовичок — «японец». Оказалось из местных с Котокеля (Исток) едет в Турку на шиномонтажку. И так там было хорошо сидеть, что мы тут же сговорились потом заехать за байдой и вещами до Ярцов на Котокеле, фактически даром. Карточка была куплена. Отзвонились. Все безрезультатно. Обратной связи нет. В 14 часов выгружаемся на берегу озера. Спасибо водителю «японца». Воскресенье. Народ отдыхающий разъезжается. В лесу на пригорке полно дров, а тут еще и отдыхающие почти поленницу оставили. Жируем. Батонимся. Купили 4 кг. омуля. Пришлось его пересолить. Даже жабры не удалены. Понятно, что на продажу отдыхающим и так за 70 р/кг сойдет. После гостеприимства рыбаков на Байкале, такое как-то коробит. Ничего, проглатываю, пересаливаю. Соглашаюсь, что в конце концов это его дело. Варим уху. Купаемся, вода теплая, мутная. Ждем. Все напрасно. На Котокеле все белым-бело. Может утром успокоится?
25 июня. Не успокоилось. Ботонимся дальше. После обеда стало стихать. Засобирались. Снова ставим паруса. На наше место, видя что уходим, уже метит веселая компания. Желаем друг другу хорошо отдохнуть и порыбачить. Рыбы здесь – только в байдарку не прыгает. Веслом лупить можно. Но омуль еще не съеден. Отваливаем. Через 4 часа лавировки заходим на остров. Женя говорит, что такие вот здоровые осины – по метров 20 в высоту есть на Южном Байкале. Вообще хищников, бурундуков и белок здесь нет и это видно по всему, что и как здесь растет и движется. Почти музей. Прошлогодние грибы засохшие из пенька торчат. Птицы из под ног переваливаясь уходят. Заповедник одним словом. Ужинаем и идем дальше вокруг острова. Каменистое побережье. Приставать сложно и опасно. Немного протормозили со временем. Налетел шквал – наш был. Прождали пока влюбленная парочка, поймет бессмысленность своих барахтаний на надувнушке против ветра и волн — вылезет на берег. Они то вылезли, а наши паруса безсильно повисли. Остров огребали по периметру веслами. Ничего. Симпатичный. Для ночевки вернулись на старое место. Купались, отзвонились и завалились спать. Смены не будет. Нестыковка вышла. Вывод один — надо возвращаться и везти все в Иркутск.
26 июня. Совершаем почетный круиз по периметру озера. Западная сторона включает в себя каменистое побережье, в глубоких бухточках болотинки и песок. Восточная сторона за редким исключением сплошное болото с тросником и прочей растительностью. В 5 км. от входа в Коточик усиливается встречный ветер. Скорость движения сильно падает. Пристаем к заросшему мысу Голинскому и сразу цепляем клещей. Первый и единственный раз на этом маршруте. Делать нечего. Осматриваемся, ставим палатку и час спим сном праведников. Шум волн стихает. Беляки становятся реже и к выходу почти исчезают. Последние сотни метров до Истока/Коточика проходим почти в штиль. Как резко меняется погода. 2 часа назад еле выгребали против шквального встречного ветра, прячась за зарослями тросника, а сейчас легко скользим вниз по течению Истока. Через пару километров в Исток впадает Коточик и наше движение резко ускоряется. Скорость движения колеблется от 6 до 9 км/ч. Благодать, если бы не наступающая ночь. Остановиться практически негде. Болотина и крутые берега. Внезапно из сумерек вырастает семи метровой высоты железная конструкция через реку. Нацеливаюсь в крайний левый проход. Женя замечает торчащую из воды доску или толстую ветку. «Вправо!». Поздно! При скорости реки в 7-8 км/ч на этом участке — уже поздно. В памяти всплывает рассказ друга о слаломе мимо опор моста через Ангару, и что из этого вышло при близком к ним прохождении. Сохраняю прежнее направление. Женя умудряется на скорости веслом притопить корягу. Мягко проскальзываем под этой железякой и мост растворяется в тумане сумерек. Чтоб я еще хоть раз сплавлялся ночью по рекам на байде ѕ даже не сфотографируешь! Но как красиво! Река делает петли по 200-300 метров, и каждый следующий виток приближает нас к цели только на 40-50 метров. Постепенно река расширяется, течение стает тише и, кажется, почти полностью исчезает. Иллюзия — мы вошли в Турку. А течение здесь около 4 км/ч. Проскальзываем под мостом и со второй попытки высаживаемся на окраине Турки уже ночью. Ставим палатку и забываемся на несколько часов.
27 июня. Встаем в 6 утра. Собираемся, сушимся, упаковываемся и собираемся выдвигаться к автобусной остановке. Перед этим иду выбрасывать мусор. Встречаю тракториста на старенькой «Беларуси». Обещает помочь. 200 мл. недопитого нами спирта приводят его и в без того благодушное настроение. Расстаемся на автобусной остановке лучшими друзьями. Все маршрутки идут битком забитые. Практика предварительной записи делает свое дело. Сесть в маршрутку с нашим багажом практически невозможно. Пять часов бестолкового голосования. Вспоминаю рассказ друга о силе молитвы. Сомневаюсь, что стоит делать это по таким мелочам, но пробую. Через пол часа рядом с нами тормозит маршрутка с шикарным багажником. И кто мне еще и после этого скажет, что надо бурханить? Если даже в такой мелочи есть помощь, не говоря уж о том, что было у Черного утеса? За какие-то 500 р. нас с багажом довезли до самого вокзала, где на перегруз в Иркутскую маршрутку ушло 10 минут. Через 4 дня маршрутка до Турки нам обошлась ровно в 2 раза дороже при меньшем весе. Домой попадаем в полночь. Теплая ванна остается в мечтах. Срочно сушить и ремонтировать байду. Выгружаю ненужное барахло, пробы. Перезарядка батареек. Припасаю фальшвеер. Впереди Мишкино царство. 1 июля. Выступаю в роли демона искусителя и Сергей – оказавшийся самым неустойчивым к Чивыркую сидит рядом в Улан-Удэнской электричке. Меня немного грызет совесть, что беру в достаточно сложный выход новичка в байдарочных делах. Однако опыт прохождения первого участка ободряет.
На этот раз идем в чисто гребном варианте без парусов и двигателя. Пришли в Турку вечером. Собрали байдарку и отойдя 2-3 км на край поселка встали на ночлег.
2 июля. Выходим рано утром и к обеду, налюбовавшись песками Безымянной губы обедаем напротив острова Лиственничный. Перебарываем желание сделать вокруг него петлю и становимся на ночь за песками поселка Катково. Здесь в лесу насобирали белых грибов. Решили остановиться в рыбачьем зимовье. Не тут то было. Прикатила еще одна веселая компания. Все нафиг. Спим.
3 июля. Утром с восходом солнца вылазим из палатки. Народ еще гуляет. Отдаем им собранные грибы. Все едино готовить некогда. Торопимся в путь. Через часа 3 поднимается волна, и мы снова ютимся в рыбачьем домике, собираем грибы, варим чечевицу и отсыпаемся за прошедшую ночь. Часа в 2 дня проходит последняя грозовая туча. Берег покрывается туманом, а мы начинаем собираться. Выходим часа в три по полудни. Через пару километров встречаем рыбаков. У них праздник. К берегу подошел омуль. Нас снова угощают. Благодарим и спешим дальше. Через 1,5 часа огибаем живописный мыс Крестовый и входим в Баргузинский залив. К Максимихе подходим часов в шесть. Сергей идет закупаться. Я плющусь на солнышке. Ночуем недалеко от мыса Билютинского. Песок, куча дров и теплая спокойная вода. Из воды можно не вылезать. Блаженство.
4 июля. Сказка продолжается. К обеду добегаем до Устья. Вода — что парное молоко, песок, ходульные деревья, ставшие после начала пути уже чем-то обычным.
Сергей уходит в поселок, а я готовлю обед, нежусь на солнышке и купаюсь. Т.е. откровенно паразитирую. По телефону отзваниваюсь с домом. Через пару часов Сергей возвращается с новостями по маршруту и сообщает, что заявился у спасов до 10 июля. Он сам работал раньше в спасотряде и не мог нарушить какую-то там заповедь. Сначала до меня не доходит смысл сказанного. Жратвы у нас дней на 10 — чего тревожиться? Поднимается ветер. Грести надоело до невозможности и завтра еще как минимум пара дней с максимальной выкладкой. Пересекаем Баргузин войдя в реку. Выходим у противоположного берега. Садим на привязь байду и шлепаем пешком по перешейку. Какое это блаженство ходить ногами (и не тащить при этом на кривой и сросшейся спине 30 кг всякого груза!). Байкал все не унимается. До меня доходит наконец смысл заявления у спасов. Мы любой ценой должны выйти хотя бы к Змеинке 10 июля! Готов порвать Серегу как Тузик грелку. Там нам никто не поможет! И если мы зависнем от шторма, придется рисковать всем для выхода или рисковать другими людьми! Не понимаю такой логики. Злюсь. Еще бы — подорвана сама идея батоннинга в любых условиях.
5 июля. Раннее утро. Байкал еще спокоен. Если вчера был почти в ярости и готов был уже отказаться от идеи огибать Святой Нос. Сегодня мне немного совестно за вчерашнее. Я понимаю, что буду ночью идти, но пройду к 10 июля этот маршрут. Знаю, как я это сделаю. Нахожу в 10 метрах от палатки добрые блюдца Мишкиных следов. Понюхал — ушел. Наверное бензин не понравился или костер не успел прогореть. На душе становится совсем спокойно. Если сразу не съел, значит не подранок и сытый. Интересно, чем их спасы подкормили? 5 км. до Святого Носа и мы идем к Нижнему Изголовью подныривая под ставники рыбаков. Перед самым Изголовьем встречаем сильный ветер, но волны маленькие и с моря. Вероятно какой-то местный. Встречаем баркас с туристами. Возможно, с Ольхона едут. При таком же свежем ветре огибаем Изголовье и попадаем в маленькую бухту. Не могу удержаться — иду осматривать останки метеостанции. Печальное зрелище. Много свежеразвороченных муравейников. Интересно видеть мыс сверху. Ветровая мелкая зыбь покрывает участок моря у мыса и по 1,5 км в обе стороны. Во всех других местах полный штиль. Везет же нам. Обычно здесь всегда толчея из волн разных направлений. Не искушаем судьбу, спешим дальше. Проходим сквозь нерпячьи лежки еще 10 км. и встаем на ночлег в прибойной зоне без палатки у горящего костра, подпихнув под себя доски, коих здесь масса.
6 июля. Встаем с рассветом. Быстро едим, собираемся и в путь. Береговая линия достаточно прямая. Ориентироваться по мысам достаточно сложно.
7 июля. Ветер по-прежнему пасет свое стадо. Мы же наслаждаемся заслуженным отдыхом. Делаем хариус на рожнах, едим, спим, гуляем по побережью. Ждем погоду. К вечеру часов в 6 стихает и мы выходим дальше. Огибаем по береговой линии Онгоконскую бухту, слегка обрезав глубокие заливчики, и занимаем очередь в Змеиный источник. Купаемся в заливе, потом лезем в источник. 15 минут и от накопившейся за неделю усталости не остается и следа.
8 июля. Тепло прощаемся. Выходим около 7 утра.
Группа русалок в тонких купальниках стремится привлечь наше внимание. Простите не до вас. Сергей идет отмечаться на пристань и за машиной, а я пакую байду. Через час тряски по ухабам на уазике, достигаем Устья. Ночуем. И утром на рейсовом автобусе за 230 рублей с персоны, катим в столицу Бурятии. Переваливаемся в маршрутку и в полночь дома.
Некоторые итоги, которые вероятно могут быть полезны всем путешествующим вокруг Байкала на байдах. 1. Планировать путешествие лучше всего на вторую половину июля месяца, сроком на 2 недели. Это самое лучшее время на Байкале. В июне холодно. В августе ветрено. Если же все таки июнь, то не раньше 10-15 июня на севере и 25 мая на юге, что бы не поиметь славу Челюскина. Лучше отслеживать ситуацию по текущим космоснимкам в разделе вроде «ледовая обстановка». Обязательно брать теплые вещи. При планировании дальних путешествий, лучше не особенно полагаться на август месяц. В августе ветра могут быть по неделе без передышки на ночь. В июне ветра меняются через каждые 1-12 часов – очень редко больше. В августе может задуть и на неделю (Верховик) 2. По времени выхода предпочтительны ранние выходы с 5-6 утра и до усиления ветра. Днем отдых и если есть необходимость, обычно вечером часа 2-3 могут быть ходовыми. 3. Обязательно привязывайте на остановках и ночевках байдарки. Не исключено, что утром, плохо закрепленную байдарку придется снимать с дерева, если вообще найдете ее.
4. Для семейного отдыха лучше всего подойдут участки, расположенные недалеко от населенных районов и без длинных прижимов. Бухта Змеиная (2-3 часа пешком до Курбулика). Ярки (свое топливо не помешает). Весь Посольский Сор и до Карги Бабьей (со своим топливом). От основания Святого Носа до Гремячинска. От Оймура до Заречье. КБЖД (со своим топливом). Листвянка — бухта Песочная (за Харгино). Побережье Малого Моря (со своим топливом). Оз. Котокель (западная сторона и остров), сплав по Коточику (для более старшего возраста под контролем взрослых — главная проблема — железный полуразрушенный мост). Красива губа Таланка до к. Бакланьего и обратно (по берегу гуляют мишки). От мыса Лударь (можно и от Северобайкальска) до мыса Елохин и обратно. Ангара от истока до плотины ГЭС (следует опасаться водных мотоциклов). Даются крайние точки, направление движения каждый выбирает сам, как ему удобнее. В любом случае, если что случается, по берегу или по воде в течении нескольких часов можно добраться до людей и минимальной мед. помощи. Участки прижимов минимальны, но затягивать с уходом на отстой во время ветра не стоит — можно и байду потерять. В Монахово и Устье есть посты спасателей. Для взрослых доступно все побережье. При этом стоит опасаться мухорских и култукских мелей. Прижимов от Замы до Кочериково, 8 км севернее пос. Чивыркуй (материковой части зал. Чивыркуй). Северовосточная сторона Ольхона (16 км прижимов). От МРС на юг до мыса Крестовского имеется ряд неприятных участков. На Святом Носу очень неудобны места для ночевок на юго-восточной оконечности полуострова до Нижнего Изголовья. Для посещения заповедников необходимо заранее оформить разрешение. 5. Для дальних маршрутов лучше брать трехместные байдарки и идти на них по двое. Оптимальны Таймень 2-х или 3-х местный, Вуокса – 3 и другие с подобными характеристиками. Наличие руля настоятельно рекомендуется, что бы не вихлять на курсе. Двухместная Вуокса требует существенной переделки, т.к. даже тот, минимальный груз, который необходим для 2-х человек займет все пустоты и не позволит использовать фартук. С Тайменями проще, имея более высокие борта и общую грузоподъемность, эти байдарки не так уж сильно нуждаются в фартуке. Салюты – эти линкоры прошлого века едва ли можно рекомендовать, не смотря на их лучшую мореходность. Скорость в 4-5 км/ч. едва ли может удовлетворить искушенную публику. Тем более, что та же Вуокса-3 с фартуком достаточно легко «сделает» Салют и при 0,5 метровых волнах. 6. Безопасность. Обычней допуск для всех байдарок волна 0,3 м. и удаление до 500 м. на Байкале могут быть опасными. Лучше ориентироваться на максимально близкое (особенно для западного побережья) приближение к берегу. На расстояние минимум 5-10 метров (что бы не соблазнять мишек) и не более 30-100, максимум 200 метров (для восточного берега до 300-400 м. лучше 100-200), чтобы выгрести при резком усилении ветра и не вспороть брюхо подводным камнем. В любом случае, если вы не собираетесь ставить рекордов, удаление от берега приведет к тому, что по возвращении, вам будет нечего вспомнить о походе, кроме палящего солнца и плеска весел. Контроль облачности, состояния крон деревьев и горизонта – постоянный. Волны лучше оценивать не по высоте волны, а по наличию белых гребней и возможности выброски на берег. При наличии белых гребней – велика вероятность заливания и опрокидывания. Лучше переждать на берегу. Обычно на море каждая тысячная волна в 2-3 раза выше обычных. На Байкале эта статистика более крута. Особенно опасно Нижнее Изголовье Святого Носа. Там могут быть волны как сумма двух – трех и большего числа направлений. Вопрос об отраженных волнах – отдельная статья. На своем опыте могу подтвердить, что это выглядит страшновато, но только при плохо установленном центре тяжести, который должен быть в центре байдарки, фиксирован максимально низко. Вещи в байде должны лежать или лучше быть привязанными к днищу (ни каких баулов, привязанных сверху – не должно быть). Ходовая погода — без барашков на волнах и без грохочущего прибоя в метр высотой. Без барашков волны не так круты и мы имели неприятность попадать на Байкале и в метровые волны – весело, но рискованно (на Дальнем Востоке, подходя к бухте Троицы, попали в 1-1,5 метровые волны – абсолютно безопасно до самого берега – по причине большой длины волны и их покатости). Однако. Первый же порыв ветра, увеличение крутизны волн (происходит в считанные минуты), неудачно отыгранная волна и Вы в воде. Если это прижим или ветер в открытый Байкал шансы выжить малы, если ветер с моря – скорее всего выкарабкаетесь, но про байдарку пожалуй придется забыть. Суммарная плавучесть всех находящихся в байдарке вещей должна обеспечивать ее плавучесть в полностью залитом состоянии и возможность откачки воды (котелок или большая кружка на привязи должны быть рядом). Следует всеми средствами избегать мелей в волну. Как только сядите на мель – волны начнут вас топить и плющить. Срочно вылезайте (проверив веслом дно) и тащите ее на глубину. В любом случае усиление ветра до 10 м/с. не байдарочная погода. При 15 м/с ваша гребля скорее всего будет бесполезна, но грести надо, хотя бы для того, что бы вас не развернуло волной поперек ветра или не утащило в «кипящий» позади котел – если это случится, тогда все. При 20 м/с, даже при отсутствии волны вас, скорее всего, просто быстро утопит. Бойтесь шквалов – вжимайтесь в байду (максимально убирайте парусность и занижайте центр тяжести), продолжайте грести! Большую скорость может быть, вы и не разовьете, но остойчивость байдарки, находясь попутно или против ветра, сохраните. И может быть, вам повезет. Используйте надувные спасжилеты литров на 20 и более. Кроме безопасности и тепла, они дадут вам более удобную посадку в байдарке и избавят от потертостей и затекания спины. Иметь в байдарке фальшвеер настоятельно рекомендуется, если не пригодится порадовать медведя, то в случае переворачивания и прочих неприятностей у находящихся в пределах видимости людей не будет сомнений в том, что вам действительно нужна помощь, а не хлопанье в ладошки. 7. Прохождение дельт рек впадающих в Байкал. Впадающие в Байкал реки представляют собой участки повышенной опасности, если не знать их особенностей. Считается, что входить в реку надо под углом в 450 по течению. Не буду оспаривать это мнение, только из своей практики знаю, прежде, чем входить/пересекать реку в устье надо посмотреть, что она из себя представляет. Какова скорость течения, как далеко оно распространяется в Байкал и какова глубина реки в месте предполагаемого пересечения. Идеальные условия – пересечение происходит по абсолютно ровной глади, по глубокому месту без бурунов, вызванных встречным ветром, отмелью или тем и другим вместе. Дельту реки Голоустной лучше всего пересекать в штилевую погоду на обычном расстоянии от берега – самое опасное здесь – внезапная горняжка, если конечно делать пресечение не в наводнение. Тогда только в полный штиль. Длина дельты 4 км. и фактор времени здесь лимитирующий. Не стоит делать пересечение в штиль после затихания Верховика, который обычно сменяется Горной, или если приспичило идти, то делать это максимально быстро и близко к берегу. Сила горняжки в этом месте весьма значительна – может легко снести в море. Бугульдейка. Проходится на расстоянии 100-200 метров от берега и так же максимально быстро. Пару раз нарывался здесь на горняжку и почему-то оба раза в темное время суток. Дополнительная неприятность отмели и узкий канал входа реки в Байкал. Образует буруны, в которые соваться не следует. Лучше подождать улучшения погоды, если есть опасность ветрового сноса в море. Мелководья Малого Моря. Сам не попадал в те районы, но отзывы побывавших в том месте, самые отрицательные. Слишком далеко от берега. Проходится максимально быстро и только в спокойную погоду. Верхняя Ангара и Кичера. В районе Нижнеангарска створ достаточно узкий. В нем течение достаточно сильно. В зависимости от ветра пресечение лучше делать с подветренной стороны без отягчающего действия волн. Проходится легко, в самую стремнину соваться не следует – обойти по слабому течению, особых опасностей нет. Далее проходятся Ярки. Проходятся так же с подветренной стороны. Оба пути достаточно интересны, но со стороны дельты берега менее удобные для отстоя. Что в принципе не так существенно. Восточная часть острова размыта почти на половину и представляет собой цепочку островов и мелей (на картах этого не видно). Проходить этот участок следует с особой осторожностью, используя GPS – отбивая точку начала пересечения. Что бы иметь возможность в случае тумана вернуться назад (нам приходилось так делать). Без систем навигации пересечение делается по компасу и только в очень хорошую погоду. Баргузин. В 100 метрах от устья имеется большая отмель. Вынос в нее течением, при встречном течению ветре чреват самыми неприятными последствиями. Лучше всего затягивать байду бичевой в створ реки на 100 метров и далее выгребая под углом против течения плавно переместиться по быстрине (поверхность реки очень спокойна даже при сильном ветре) к противоположному берегу в точке впадения в Баргузинский залив. Таким образом, вы избежите не только колбасни на отмели, но и притопленных за створом коряг. Точно так же мы проходили в шторм Кику. Турка. Мы ее пересекали на уровне впадения Коточика. Вероятно, пересекать ее следует, так же как и Баргузин. Вполне вероятно, что в штилевую погоду их створы проще обойти за 300 метров от берега. Мы их все три проходили в шторм или при сильном волнении. Ангара режется по зоне, где еще нет течения с порта Байкал на мыс Экспедиции (Байкальский Музей). При этом самую большую опасность представляют суда на подводных крыльях. Пересечение лучше делать в штилевую ясную погоду в ярких одеждах, хорошо прослушав все вокруг. Снежная. Пересекается в спокойную погоду резанием с мыса на мыс. Если паводок или наводнение, как и другие реки Хамар Дабана морем за вынесенными на отмели корягам, в штилевую или очень спокойную погоду. Селенга. Направление пересечения Дельты скорее всего с юга на север (см. описание выше – кажется единственно верным и безопасным). Пересечение по краю Дельты оправдано, если вы идете на всепогодном катамаране с мощным двигателем, способным противодействовать ветру в 20-30 м/с.. Пересечение Дельты в обратном, описанному выше направлению, кажется весьма сомнительным по причине большой скорости течения в протоке Лобановской и благодаря ее протяженности. В любом случае Вход в Дельту ищется по течению. Наличие космоснимков и применение GPS настоятельно рекомендуется. Особенно рекомендуется заранее ввести в навигатор необходимые ключевые точки и идти по ним. Любое плавсредство со скоростью ниже 5 км/ч для пересечении Дельты по протокам не пригодно. 8. Паруса. Был свидетелем их использования, сам использую, но без аутригеров (поплавков) считаю, что использовать их опасно. Приемлемо использовать на восточном берегу, при движении с севера на юг, ловя Баргузин или Верховик. В глубоких заливах и сорах – это истинно доброе развлечение. При необходимости идти в лавировку – гасите стаксель и идите под гротом (латы в парусах и шверт за бортом, при этом – обязательны). Для страховки желателен двигатель, установленный так, что бы, не мешал грести. Вот пожалуй и все, что пришло на ум после последней 500 км. прогулки. Ходивших на байдах по Байкалу, прошу высказываться для пользы начинающим.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||