Пролог

Всё дело в прозрачном воздухе Тункинской долины. Если ехать из Ниловки по дороге на восток, то при хорошей погоде на отрезке от Шимков до стрелки на Аршан можно увидеть захватывающее зрелище. Длинная вереница гигантов встаёт над горизонтом, они чем-то похожи, но, всё-таки, у каждого своё лицо. Это Тункинские гольцы. Между ними то, что принято называть ущельями, но это слово совсем не подходит к корытообразным ложам притоков Иркута, высоко поднятым над Тункинской долиной. Лишь в нижней своей части притоки действительно уходят в каньоны и становятся невидимыми ущельями, но верховья просматриваются до мельчайших деталей (на самом деле не такие уж они и мелкие). И хочется быть там.

Лично мной впервые идея была услышана от Вячеслава Петухина году этак в 2003. “Пройти по верховьям притоков Иркута, по возможности не пересекая главный водораздельный хребет между Иркутом и Китоем и, само собой, не спускаясь в Тункинскую долину” – так или примерно так сказал он.

Не было ни начальной, ни конечной точек, ни самих перевалов, но второй принцип уже негласно установился в нашем кругу:

“Проходить, по возможности простые перевалы, не гнаться за сложностью и не использовать спецснаряжения вроде верёвок, крючьев, жюмаров и т.п.”, то есть быть всё-таки туристами, а не альпинистами. Открываем схему-хребтовку Л. Е. Стрелюка и смотрим: вот они, перевалы Солнечный, Иванникова, Динозавр, Тункинский, Мойготский, Монолит, Туманный, Илтыкшинский, Красавина. Часть отрогов, наиболее высоких и наиболее интересных никак не затронута.

Недавно с удовольствием увидел, что вышеуказанные мысли, идеи и принципы разделяю не только я, но и другие. Третий принцип, наиболее мне близкий, позволю себе процитировать из отчёта Славы Завьялова:

“Пеший поход в быстром темпе небольшой сильной группой, довольно жесткая минимизация веса рюкзаков”. Здесь все мои походы.

Внимательно перечитываю этот отчёт о пешем походе 18 июля – 2 августа 2006 года, который начинался впятером, а закончился втроём. Между прочим, пять из перечисленных выше перевалов там присутствуют. Уверен, если бы Юля не повредила ногу, ещё был бы перевал Мойготский. Не думаю, что идея держаться главного хребта была жёсткой, но уход через W на Байконур смотрится как некоторое отступление. Может быть потому, что ребята не знали главного: пройти после Монолита без верёвок можно! В 2004 году, мы со Славой Петухиным и моим братом Сергеем прошли самую неизведанную часть отрогов, начиная от р. Барун-Хандагай и заканчивая р. Гангахайр. При этом было сделано три первопрохождения перевалов, названных Угутэрэ, София и Апофеоз, и один отрог был всё-таки обойдён через систему Китоя. Все перевалы пройдены без альпснаряжения и оценены не более чем 1б. Того похода лично мне было мало. Логика требовала начинать с Бугатая (Аршан) и заканчивать Эхегером (Н. Пустынь). Цепочка уже почти выстроилась, я был уверен, что обойдённый нами ранее отрог так же содержит простой перевал, но вот Булык… Он обрамлён двумя мощными ветвистыми отрогами, ор. левый из которых содержит пик 3231 – третью после пика Стрельникова и пика Ара-Ошей высоту в тункинских гольцах. До сих пор считаю, что просто так эту левую гряду не пересечь (впрочем я могу и ошибаться). Как бы там ни было, было принято решение отступиться и пересечь водораздел, обходя Булык по перевалам Рекорд 1б и Зунбортойский 2а. И здесь мы снова пересекаемся с группой Славы Завьялова: они также хотели пройти Зунбортойский, но не решились, и ушли на первопроход перевала Ахтунг. И снова они не знали: Зунбортойский, хоть и 2а, но проходится без верёвки, чуть справа, далее всё просто. Итак, нитка маршрута есть, участники не вызвали у меня сомнения: это мой брат Сергей Зубков и одноклассник и давний сопоходник Антон Шалин. Оба разделяют все вышеперечисленные принципы, соответствуют им, проверены на деле и надёжны. К сожалению, Вячеслав Петухин отказался от участия. Итак, 5 августа 2007 года, ключ на старт!

Приготовления и замечания

Поделюсь здесь некоторыми мыслями по поводу приготовлений, планирования и названий объектов, может кому-нибудь и будет интересно.

Питание. Никаких особых подсчётов с умножением килограммо-калорий на человеко-дни я не делал. Собрались вместе с Антоном и прикинули, что для комфортного прохождения 14 перевалов нам понадобится 10-12 дней, плюс 1 в запас. Итого 13 дней (включая заход-выход), то есть 26 ед и 13 перекусов. 95% маршрута проходит выше зоны леса, то есть горелка жизненно необходима, а значит особых разносолов сделать не получится. С другой стороны, на одних заварных сублиматах две недели не проживёшь и далеко не уйдёшь, а посему постановили: утром для скорости каждый заваривает себе что-нибудь по вкусу, а вечером варим полноценный ужин (супчик с колбасой или сушеным мясом, кашу, макароны с сыром). Посреди дня перекус на холодной воде с Zuko (это из альпинистского, на любителя). На перекус орехи, сушеные фрукты или уже готовая их смесь, и всё та же колбаса. Очевидно, чтобы прожить на жаре в куле 12 дней и остаться съедобными, колбаса и сыр должны быть особыми (читай ненормальными). По опыту скажу, что по соотношению жаростойкость/вкусовые качества/наличие отравляющих добавок, на мой взгляд самой лучшей является венгерская колбаса “Турист”, изготовляемая в г. Дюлай. Из сыров испытание в 10 дней выдержал Маасдам, вкусный, но явно синтетический. Напоследок о натуральных продуктах. Для супа нужна картошка. Сырую тащить глупо, нужно сушить: варим картофелины средних размеров в мундирах, очищаем и аккуратно нарезаем тонкими ломтиками. Далее усушиваем в духовке, положив более менее тонким слоем на противень, при 150 градусах. Процесс весьма времяёмкий и требующий внимания. Через каждые 20 минут проверка, те ломтики, что готовы, вынимаются, на их место укладываются следующие. В итоге картофель доводится до пластикового состояния (некоторые ломтики могут потемнеть), становится раз в пять легче и меньше, а самое главное хранится в сухом месте практически неограниченное время вне зависимости от температуры. В кипящей воде через 5 минут превращается в обычную картошку. Рецепт мне стал известен от Антона Шалина, а он его вычитал в каком-то журнале. Но больше всего меня впечатлило сушеное мясо из того же журнала. Точного рецепта я не знаю, Антон сам делал, но делал для прошлогоднего похода! Осталось три порции, которые мы и замолотили в супы в конце нынешнего мероприятия. Скажу сразу: никаких признаков порчи или отсутствия вкуса.

Снаряжение. Палатка Saleva Sarec 2-х местная (отлично вмещает троих с кулями в тамбурах), горелка и 3 больших газовых баллона к ней (в итоге было использовано почти 2 баллона), 1 кастрюля алюминиевая 2 л., 1 котёл 2л. (был использован при двух лесных ночёвках), обувь прочная, треккинговая (у двух участников к концу похода пришла в негодность в силу изначальной подержанности), спальники, теплая одежда, защита участников и рюкзаков при перемещении под дождём. Отдельно о верёвке. Верёвка была взята: 20 метровый репик 8 мм для вытягивания рюкзаков или спуска оных с 10-12 метровых полочек с дальнейшим их прохождением свободным лазанием. По ходу мероприятия этот репик перемещался то на дно рюкзака, то на поверхность (во время прохождения сложных перевалов), но ни разу так и не был использован.

Ориентирование и топонимика. Основным и единственным источником является схема-хребтовка Л.Е. Стрелюка, за которую ему отдельное спасибо. С другой стороны, здесь как раз самое время и место поговорить о некоторых трудностях с названиями. Основная проблема – названия трёх притоков. На схеме Стрелюка это Енгарга, Бирон и Хохюр. Вячеслав Петухин утверждает, что названия неверны, и на старых картах тот приток, что течёт западнее Флибустьера назывался Бирон (в среднем его течении имеется ступень и водопад, видимые даже из долины), тот приток, что течёт западнее высоты 3025 назывался Хохюр, а Енгарга вообще мелкий приток из под высоты 2784, впадающий непосредственно в озеро Енгаргинское, то есть произошел циклический сдвиг. Не знаю, как на самом деле, но так как я ходил по этим местам всё же со Славой Петухиным, то и его точка зрения мне привычнее. Поэтому, отходя в этом месте от схемы Л.Е. Стрелюка, буду придерживаться следующих названий и порядка крупных притоков Иркута с востока на запад: Бугатай, Толта, Зун-Хандагай, Барун-Хандагай, Угутэрэ, Мойгота, Бирон, Хохюр, Хурайхайр, Гангахайр, Елотыхарагун, Булык, Хэр, Илтыкшин, Эхегер. Второй момент менее проблематичен, но достоин упоминания. На схеме Стрелюка имеются два перевала Туманных 1б: 82 с Гангахайра на Елотыхарагун и 142 с Крутой на Звериную, нехорошо это как-то. У В. Петухина на сайте упомянут лишь 142.

5 августа, день 1. Заехали, зашли или Начальное накопление высоты

Прогноз по Кырену не внушал оптимизма: три-четыре дня дождей. До аршанского дацана нас подвёз отец Антона, Юрий Анатольевич. Сам, ранее увлекаясь походами, он не прочь помочь и другим, за что ему отдельное спасибо. 11 часов дня, короткий завтрак на лужайке, ручкой отъезжающему обратно в Иркутск Юрию Анатольевичу, и … упаковываем кули в обертку, так как пошёл дождик. Тропа до Бугатая хоть и короткая, но хитрая. Уже ходил по ней раз пять (в основном в обратную сторону), но до сих пор не уверен, что приду куда нужно. Главные принципы: не делать резких своротов, при следовании в обратном направлении знать: есть незаметная развилка, уводящая в Тагархай. Полчаса по мокрой траве и мы у первой переправы. Месяц назад здесь было сухо, теперь порядочное течение.

Никаких особых событий, кроме то начинающегося, то прекращающегося дождя в этот день не было, поэтому упомяну про хождение по Бугатаю вообще (для забредающих время от времени в каньон это полезно). После первой переправы очень хорошая тропа идёт ор. правым берегом с набором высоты над каньоном чуть менее полутора часов, одно место для стоянки. Далее вторая переправа, минут 15 по левому берегу, есть пара мест для стоянок. Потом сложное место: обход прижима. Лучше по воде на правый берег и через 100 метров опять на левый. Наверное, можно и по верху, не пробовал. 20 мин по левому берегу, здесь был подземный пожар, тропа порой теряется, местами упавшие обгорелые деревья. Участок кончается крупным левым притоком, здесь у нас перекус и воспоминания о том, как по этому притоку пришли трое альпинистов во главе с С. Войличенко для второй подряд холодной ночёвки на Бугатае во время незабываемого альпмероприятия 2004 г. После перекуса резкий набор высоты и по приятному лесу ещё около часу. Далее переправа на правый берег, около часу по кустам, старым руслам и снова горелому лесу. Вот и конец тропы, видна граница леса. Всего от дацана затрачено пять часов. Здесь на левом берегу есть хорошие места для стоянок и возможность стартовать к перевалам Солнечный, Бугатай Западный и Бугатай Восточный. Нам налево, к Солнечному 1а. Идущие в противоположную сторону должны проделать указанный путь в обратном порядке.
…В цирке Солнечного всё же имеется маленькое озерцо…
…прекрасно видно Трёхглавую…

Только вышли из леса, как дождь усилился. В противовес падающей сверху воде, места для организации стоянки с водой обычной не находилось, цирк довольно сухой. Полезно знать, что в цирке Солнечного всё же имеется маленькое озерцо, до которого мы и добрели. Только поставили палатку, как дождь кончился. Прекрасно видно Трёхглавую.

6 августа, день 2. Каракули на Иванникове или Где взять воды
…В изолированный цирк, из него вниз к Толте…
…Четвёртый слева сток с характерным изгибом вправо в верхней части и горбом на гребне…
…Жду Сергея с Антоном, здесь у воды устраиваем перекус…
…Пока Антон отдыхал, дождь как-то закончился…

Подъём в 7 часов, выход около 9. Такого графика мы придерживались далее в каждый день, начинавшийся не с дождя. Бодро топаем в перевал, благо это самый лёгкий из всех предстоящих, так сказать разминка. На перевале в 9.40. В туре пустая пластиковая упаковка от аскорбиновой кислоты, почему-то дырявая. Пока пишу записку, начинается дождь. В кулуаре, рассекающем восточное плечо Башни, проносится впечатляющий камнепад. Спуск по крутой зелёнке в изолированный цирк, из него вниз к Толте, дождь заканчивается. Встречаются отдельные деревья, есть места для стоянок. Пересекаем Толту, далее, при подъёме, встречаем небольшой обелиск, напоминающий о парне по имени Алексей, погибшем в этих местах. Уже давно протёрли взглядами перевал Иванникова 1б. Вот он, четвёртый слева сток с характерным изгибом вправо в верхней части и горбом на гребне. Нижняя половина содержит небольшой водопад, так сказать ключ перевала. Подъём по затяжной травянистой осыпи приводит к началу кулуарчика, откуда до водопада рукой подать. Метров семь довольно простого лазания справа по ходу от падающей воды, жду Сергея с Антоном, здесь у воды устраиваем перекус. Как оказалось, вовремя: снова начинается дождь. Делать нечего, идём вверх под дождём. Ещё с полчаса и мы на гребне. Дождь не унимается. Снимаю записку некоего Алексея-бродяги из Красноярска, в одиночку бродившего по Саянам в конце прошлого августа. От дождя укрыться особо негде, пишу записку на вытянутых под небольшой нависающий камень руках. Получаются какие-то каракули по мокрой бумаге. Что же, пусть будет так. Пока Антон отдыхал, дождь как-то закончился. Спуск в цирк СОАНа всего метров 70, но по мокрым камням довольно затруднителен. Ещё сложнее дальше, при спуске из цирка вниз, к озеру. Крутая глыбовая осыпь требует предельной внимательности на спуске. Опять пошёл дождь. Долго жду своих на озере, постепенно замерзаю.

Наконец всё резко улучшается, участники подходят, дождь прекращается, выглядывает солнце и мы парадным шагом движемся вниз к Зуну. Я уже знаю из отчёта всё того же Славы Завьялова, что можно значительно сэкономить по высоте, срезав стрелку притока. На границе леса, уходим от притока и с небольшим сбросом траверсируем в направлении последних деревьев на основном течении реки. По пути встречаем первый чемоданник – скопление крупных, по габаритам от 2 до 10 и более метров, глыб. При его обходе попадается хорошая поляна в кедраче. Хочется остановиться здесь (далее леса не предвидится на всём маршруте), но где взять воду? Место возвышенное, ближайшая текучая вода в Зуне, который шумит где-то далеко внизу за таким же чемоданником. В принципе можно сбегать туда налегке (у нас есть пять с половиной литров пустой пластиковой тары), но проще тогда уж пройти дальше и поискать ещё какое-нибудь место. Решение приходит неожиданно: поджидая ребят, я поднялся на один из больших камней и обнаружил на его верхней горизонтальной поверхности большое углубление, содержащее литров 8 довольно чистой и свежей дождевой воды. Этого нам хватит, падаем здесь.

7 августа, день 3. Динозавры в молоке или В поисках домика альпинистов
…Простой спуск идёт вправо, а мы, пытаясь срезать взяли влево…
…Пока перекусывали на первом озере, туман стал подбираться к нам…

Ночью дождь то начинался, то прекращался. Момент, в который зажужжал будильник, пришёлся на дождь, поэтому подъём был отложен на час. Торопиться пока особо некуда: у нас по плану, придуманному вчера, всего один перевал – Динозавр 1а, с дальнейшим подходом под перевал Тункинский 1б. В 8 часов утра выглядываю из палатки – туман средней плотности. Делать нечего, нужно собираться. С трудом варятся, а затем съедаются макароны с сыром. С туманом ничего не происходит, как стоял, так и стоит. Выгребаем в нём сквозь какие-то чемоданы на границу леса, попадаем на хорошо видимую даже в тумане известную всем тропу и по ней до озера. Здесь тропа кончается, а я мучительно вспоминаю, где же вход в цирк перевала Динозавр, сразу после озера или чуть далее? Хребтовка говорит, что далее, но где? И цирк перевала Динозавр и его тёзка пик находятся в густом молоке и не хотят отвечать на глупые вопросы. Обходим озеро справа по ходу, пересекаем сток в него и останавливаемся. Начинается дождь. Где-то здесь должна быть тропа на перевал. Оставляем Антона с рюкзаками и налегке движемся на разведку. Разведка показывает, что тропа на перевал находится в двадцати метрах выше. Оказывается цирк динозавра все же за следующим перегибом. Дождь кончается, и половина тумана рывком исчезает с глаз долой. Открывается вход в цирк, открывается половина пика Динозавр, спрашивается: чего суетились? Вторая половина тумана клубится по низу цирка и приглашает войти. Приглашение принято. Хождение по чемоданам данного цирка отдельная песня, в которой встречаются неожиданные ноты зелёных полян, туман придаёт ей глухой тон. Сам перевальный взлёт виден хорошо, на него набита народная тропа. Ходят через перевал часто, судя по записке, раз в неделю. Нам попалась неделю назад написанная записка пары из Чебоксар, а они сняли записку иркутян двухнедельной давности. Когда пишу свою, повторяется знакомая история: начинается дождь, к счастью недолгий. Спуск опять по мокрым камням, и какой-то не 1а. Спустившись к озеру слева, оглядываюсь: так и есть, простой спуск идёт вправо, а мы, пытаясь срезать и не заблудиться в чемоданнике со стороны Барун-Хандагая, взяли влево. С перевала было видно три озера, и где-то за третьим маячил вход в цирк Баруна и Нефтехимика, куда нам нужно. В этот цирк полосой затягивало туман. Пока перекусывали на первом озере, туман решил, что одного цирка ему мало и стал подбираться к нам. Вскоре мы бодро шагали в этом тумане, и я уверенно объяснял Антону, что открывающаяся справа морена, не является входом в наш цирк, и та морена так же не является входом в наш цирк, и та, что дальше…, но позвольте, когда же будет вход? Моя уверенность базировалась на том, что я уже был в этом цирке месяц назад. Но тогда мы зашли снизу и, как основной ориентир, я определил полуразрушенный фанерный домик альпинистов. Внезапно мне показалось, что мы уже идём по знакомой мне местности, домик остался где-то сверху незамеченным и вообще скоро начнётся лес. В общем, меня терзали смутные сомнения. Пришлось идти в разведку. Пробежав километра два, я по наитию поднялся на очередную моренку и увидел знакомую большую поляну со спокойно протекающей по ней речушкой. Вот и домик. Снаружи следы быстрой эвакуации и запустения, внутри запах фанеры. Возвращаюсь с хорошими вестями. Туман, словно издеваясь, рассеивается. Домик становится виден почти с места, откуда была начата разведка. Проходим поляну с домиком, начинаются крутой подъём и дождь. Идём тупо и упрямо. Сверху очередное озеро, находящееся между вершинами Барун и Нефтехимик. Дождь выбивает частую дробь по его натянутой коже. Как выяснилось, это были заключительные аккорды. Показался ручей, с приятными травянистыми площадками по берегам, текущий мимо перевала Тункинского. Мы, слегка утомлённые, падаем, достаём палатку. Словно в награду за упорство, дождь прекращается. На пять дней.

8 августа, день 4. Чемоданное настроение или Если здоровье и рассудок дороги вам, держитесь подальше от озера под пиком Дипломник
…Классической считается самая дальняя от нас…
…В кулуаре не одна, а три скальных ступени по 3-5 метров…
…Очень неуютно, положить куль некуда…
…Спуск вниз довольно замысловат…
…Справа широкое понижение, в центре корытообразное отверстие и слева наша узенькая щель…

Как по заказу Антона, сделанного во время вечернего бурханства, дождь закончился очень кстати (можно подумать, он может закончиться некстати). Наша затянувшаяся разминка подошла к концу, перевал Тункинский 1б никак нельзя было отнести к категории прогулочных. Мало того, что его никто из нас не ходил, заблаговременно распечатанное описание не сулило ничего хорошего. Читаем: “Перевал выражен однозначно – на гребне несколько понижений с кулуарами” – похоже на шутку. Видно три дырки в гребне. Я уже знаю, что классической считается самая дальняя от нас (правая по ходу), расположенная за жандармом, напоминающем по форме ферзя. Кроме того, средняя тоже проходима, но с той стороны спуск небольшим дюльфером. Идём по классике. В кулуаре не одна, а три скальных ступени по 3-5 метров, обходить их не обязательно, лазание лёгкое. В верхней, самой опасной части ещё одна полочка, после которой седло. Это небольшая узкая стенка по пояс, расположенная в узкой же щели (кажется, что, раскинув руки, можно упереться в окружающие скалы). Очень неуютно, положить куль некуда, хочется поскорее уйти на что-то более горизонтальное. Сергей, взявший при подъёме чуть правее, вынужден проделать серию акробатических этюдов для того, чтобы спуститься хотя бы сюда. В углубление в правой скале забита консервная банка, в ней записка: 9 человек из Иркутска когда-то были здесь. Спуск вниз довольно замысловат и ведёт не влево на сыпуху, как я думал ранее, а влево вниз в кулуар средней дырки. Далее, по всё более увеличивающимся камням, к берегу озера под пиком Дипломник, здесь, если хочется, можно заночевать. Если смотреть отсюда на пройденный нами перевал, то видно: справа широкое понижение, в центре корытообразное отверстие и слева наша узенькая щель, совсем неочевидная.
…Непосредственно под перевалом расположено озеро…
…300-350 метров ЭТОГО прибрежного чемоданника мы проходили ровно час…

Далее самое интересное. Недооценив сентенцию Стрелюка “непосредственно под перевалом расположено озеро, обход которого затруднён из-за гигантских глыбовых осыпей по обоим берегам”, уходим по кромке воды влево. Что нам какой-то чемоданник, мы их уже немало окучили. Не знаю, может по верху было и легче (визуально это не просматривалось), но 300-350 метров ЭТОГО прибрежного чемоданника мы проходили ровно час. Было очень захватывающе и как-то даже интересно, как мышам в лабиринте. Выполнялись такие вольные и невольные упражнения с кулём, как сброс или подъём куля с последующим пролезанием налегке, протискивание куля, а затем себя в узкий горизонтальный лаз, выход с кулём на две руки, игра в кавалеристов. Балансирование, прыжки и подъёмы по плитам под невероятными углами я и не упоминаю. Особо мне понравился конструктор “закончи картинку”: два выпуклых валуна, высотой метра по три, сантимеров на 20 не сходились на уровне поднятой ноги, которую нельзя было никак там заклинить, а залезть на них было очень нужно. Конечно, чего-то не хватает. Как по заказу, рядом в водичке лежит подъёмный камень нужных размеров (обычно в чемоданниках такой достать сложно). Р-раз и ступенька готова. Иногда создавалось впечатление, что этот лабиринт – дело лап разумного существа, решение всегда находилось, причём, как правило, единственное.
…Низкий, несложный, седло широкое…

Ниже озера была ровная зелёная долинка с рекой Угутэрэ.
…В долине Мойготы видны гектары морен, но непосредственно под перевалом уютная площадка…
Солнышко весело разгоняло последние остатки туманооблаков, перевал Мойготский 1а не внушал никаких опасений, мы устроили, пожалуй, самый приятный перекус за весь поход. Про упомянутый перевал Мойготский и сказать-то особо нечего. Низкий, несложный, лучше заходить из долинки, а не траверсом с набором высоты, седло широкое. Поднялись туда около четырёх часов дня. В туре ржавая консервная банка, в ней чистый листок из блокнота. Вода полностью стёрла все надписи. Под записку пришлось освободить пластиковую упаковку из-под несквика, где лежала часть картошки. В долине Мойготы видны гектары морен, но непосредственно под перевалом уютная площадка с красивым озерком. Здесь мы уже ночевали три года назад, поживём и сегодня.

9 августа, день 5. Чехи, Монолит, биронская дуга и другие или Немного о подушках

…Увидеть изумрудное озеро, обрамлённое километровыми моренами…
…Ребята были заняты сбором лагеря…

Если вам вдруг захочется увидеть изумрудное озеро, обрамлённое невероятными километровыми моренами, или пройти одну из самых популярных и сложных 1а, у которой очень оригинальное нерусское название – W, заглядывайте в верховья Мойготы. Кстати, под W эти морены неожиданно обрываются, уступая место уютной полянке с ручьём – идеальному месту для ночёвки. Именно так и решили парень с девушкой, которых мы, пропрыгав по моренам километра два, увидели под вышеупомянутым перевалом. Эти двое были единственными людьми, встреченными нами в непопсовой части Саян. Ребята были заняты сбором лагеря, в частности уже давно забытой двухскатной однослойной палатки, и на моё приветствие парень (такой же, как и я, худой очкарик, но более длинный) ответил на ломаном русском языке. Как интересно – чехи. Девушка была явно утомлена и нами не интересовалась, зато парень смотрелся бодрячком, и, помогая себе жестами, мы наладили диалог. Выяснилось, что они зашли первого августа из Ниловки и, после стандартного Шумака, пошли нестандартно: через перевалы Тринадцати 1б и W 1а. Выбор перевалов вызывал уважение. Теперь они выходили по Мойготе в Аршан. Что же, удачи вам, а нам налево от W, на перевал Монолит 1а.

Перевал называется так по многочисленным выходам монолитных скальных плит, которые пологой чешуёй покрывают подходы к перевальному взлёту. Смотрится очень эффектно, кроме того, по этим плитам удобно подниматься в сухую погоду, наклон часто близок к предельному, но трение держит надёжно. Само перевальное седло очень обширное, его видно из долины. Второе название перевала – Ветреный (тоже повторяющееся, как и Туманный), говорит само за себя, в плохую погоду тут прятаться особо негде. Перевал посещается очень редко. В туре была снята записка группы иркутян от 2004 года, под руководством некоего Вячеслава Петухина, в составе группы упоминались О. Зубков и С. Зубков. Эксклюзивно для абонентов БВК, могу сообщить: на перевале Монолит имеется сотовая связь.
…К противоположному борту долинки прилепилась другая подушка, более высокая…
…Я с удивлением оглядываю наш оригинальный путь…
…С перевала впечатляющий вид на долину…
… под перевалом, со стороны Хохюра видна ещё одна подушка с регулярно чередующимися скальными зубьями…
…Сложность 1а, достигается при спуске с обходом сбросов вправо…
…Под ними мутное озеро…
…Попадаем к упомянутому озеру на высоте 2342…

Для спуска нужно уходить довольно далеко влево, обходя скальные сбросы, нависающие над первым из двух озёр в верховьях притока Бирон. Второе озеро расположено под перевалом Желанный и по высоте не сильно отличается от первого. Оба озера находятся на высокой более менее горизонтальной, дугообразно охватывающей верховья биронского ущелья подушке. Перепад высот между этими озёрами и протекающим ниже Бироном составляет примерно метров 250-300. Отдельно от подушки с двумя озёрами, к противоположному борту долинки прилепилась другая подушка, более высокая, примыкающая к высоте 3025. Её крутые сбросы нашли своё отражение на хребтовке. Для перехода через следующий гребень нам нужно попасть на неё. На схеме там не указано никаких перевалов, в прошлом своём походе, мы обошли этот гребень через перевал Желанный и частично первопройденный нами перевал Хохюр слева от высоты 2902 (половину того перевала первым до нас прошёл Кирилл Паламарчук), но я уверен, что гряда между Бироном и Хохюром проходится напрямую, причём несложно. Уверенность основана на визуальных наблюдениях, сделанных по обе стороны гряды. Средней крутизны осыпь над подушкой, выводящая на гребень под высотой 3025 со стороны Бирона и примерно такая же осыпь, спускающаяся на подобную подушку со стороны Хохюра должны находиться примерно друг напротив друга. Для проверки этого предположения, нужно попасть на изолированную от озёр подушку под высотой 3025. Спускаться вниз к реке как-то не хочется, какие-либо диагональные манёвры по склонам подушек могут привести к тому, что мы окажемся без перекуса из-за отсутствия воды (она на крутых склонах теряется в чемоданниках). Решение, предложено Сергеем: пройти горизонтальным траверсом по дугообразной подушке и, не теряя высоты, по противоположному борту долинки. Все чемоданники обходятся, идти по горизонтально расположенным моренам подушек легко и быстро, перекус на втором озере, расположенном как раз по пути. Сказано – сделано. И вот мы уже на противоположной подушке, я с удивлением оглядываю наш оригинальный путь. Антону он дался с трудом: подходя к месту предперевального отдыха, он падает как подкошенный, что-то с ногой. “Сможешь идти?” – “Постараюсь”. Перевальный взлёт отсюда невысок, метров 250, камни крупные. С перевала впечатляющий вид на долину, отличная сотовая связь. Перевал визуально чуть выше Монолита, то есть его высота находится между 2770 и 2800. Под перевалом, со стороны Хохюра видна ещё одна подушка с регулярно чередующимися скальными зубьями. Название перевалу даётся в соответствие с канононами и заветами великих, требующими отражать характерные особенности называемого объекта – Подушечный. Приятных сновидений… Сложность 1а, достигается при спуске с обходом сбросов вправо (чуть ниже гребня) по вышеупомянутой осыпи со стороны Хохюра. Вторая половина спуска с перевала происходит с хохюрской подушки, на которой, кстати, есть вода и возможность переночевать. Подушка в районе выхода скальных останцев обрывается 100-метровыми скальными стенами, под ними мутное озеро. С подушки можно спуститься в двух местах, мы выбираем северный вариант. По мрачному, заваленному камнями, довольно длинному кулуару попадаем к упомянутому озеру на высоте 2342, в которое впадает кристально чистый ручей. На сегодня хватит, душу греет мысль о том, что мы прошли экватор.

10 августа, день 6. Бомбардировка под Софией или Что можно увидеть с Амфитеатра
…Спуск с Софии бьёт все рекорды: метров 700 хитрого рельефа проходятся за 2-3 часа:…

Пришло время гигантов. Мы вплотную подошли к самым высоким местам Тункинских гольцов, перевалов ниже 2800 здесь просто нет. Ранее это были ещё и самые неизвестные нам места, но теперь-то я знал о них кое-что. Две гряды до Гангахайра проходимы по перевалам София 1б и Апофеоз 1а. У этих перевалов очуменно высокие и длинные перевальные взлёты: перепад высот 500-550 метров. Спуск с Софии бьёт все рекорды: метров 700 хитрого рельефа проходятся за 2-3 часа. Решено не гнать коней, и идти эти перевалы по одному в день, мы и так несколько опережаем график. Погода продолжает радовать постоянством, нет и намёков на ухудшение.
…Подъём на перевал София начинается с подушки…
…В верхней части очень неприятно: на песчаной основе лежат крупные камни, всё это под углом до 50 градусов…
…С перевального седла на запад видно пять трёхтысячников…

Подъём на перевал София начинается с маленькой изолированной подушки, прилепившейся слева к подножью внушительно выглядящего пика 3110. Кажется, что для простого прохождения нет никаких шансов, но начинающийся здесь мощный кулуар не заканчивается, как обычно скальной стенкой, а, бесконечно закручиваясь вправо, выводит-таки на плечо вершины. Высота перевала 2910 кажется несколько заниженной, до вершины рукой подать (где только взять руку в сто метров). В верхней части очень неприятно: на песчаной основе лежат крупные камни, всё это под углом до 50 градусов. Малейшее движение и вниз улетают подарочки размером с системный блок компьютера. Прохождение исключительно поодиночке. Не доходя метров 40 до конца весьма сыпучего кулуара, логично срезать и выйти на гребень, именно здесь и должен быть тур. Тур действительно есть, но какой-то низкий и мало заметный. Разбираю его целиком, нет и намёка на записку. Это меня озадачивает, ведь точно знаю, что была. Ладно, разберёмся потом (на следующем перевале я действительно понял, почему на Софии нет записки), а пока дождёмся прихода Антона. Вот и он, вылезая на гребень, удачно зацепил камешек, и в кулуар обрушивается впечатляющий дождеград из камней. Как хорошо, что с нами нет четвёртого, иначе его все равно сейчас бы не стало. Бред какой-то. Выбравшись на гребень, Антон удобно разваливается на остатках тура и не желает сдвинуться ни на метр. Приходится сооружать тур чуть не вокруг него, места очень мало. С перевального седла на запад видно пять трёхтысячников, три из которых выше отметки 3200.
…Наш второй спуск оказался точной копией первого…

Немного о спуске. В прошлый раз мы спускались здесь без разведки, что называется по наитию. Нынче я решил немного поподробнее посмотреть на варианты спуска. Скажу сразу: ничего нового я не нашёл и наш второй спуск оказался точной копией первого, несмотря на то, что я заглядывал во все возможные кулуарчики и щели. Вкратце это было так: по каменистому склону выход на гребешок, переходящий в скальные некрутые плиты, движение по ним. Далее спуск в правый кулуар (левый обрывается водопадом, скорее всего непроходимым), движение по этому кулуару, в нижней части которого вода течёт по гладким плитам, обход их либо по зелёной полочке над, либо по сыпухе слева. Далее и этот кулуар обрывается водопадом, но есть возможность выйти на зелёнку справа, причём лучше сразу её пересечь и уйти в следующий, расположенный ещё правее кулуар. По нему спуск почти до низу, здесь мы, не теряя высоты, траверсировали и по ор. левому берегу вышли в верхнее течение Хурайхайра. У меня опять создалось ощущение, что манёвры с пересечением довольно высокого гребешка и “нахождением кулуара для спуска” мало что дадут. Все кулуары с северо-западной стороны хорошо просматриваются, в каждом есть затык. В пройденном нами варианте с траверсом в нижней части спуска, потеря высоты по отношению к верхнему течению Хурайхайра не более 30 м.
…Где-то там должен быть удивительный цирк, куда обрываются стены пика Стрельникова…
…Проходим свалку гигантских чемоданов…
…И неожиданно попадаем в тупик…
…(обратную я уже видел с Апофеоза в прошлый раз)…
…Сергей, пока я восторгался Билютой, побывал на сферическом пупыре…

Встаём часа в три пополудни непосредственно под Апофеозом. При установке палатки нас бьёт по ушам градом, который быстро заканчивается. Давно хочу сходить в верховья Хурайхайра, а здесь такая возможность. Чуть отдышавшись, с Сергеем, хребтовкой и фотоаппаратом выходим налегке вчетвером вверх. Где-то там должен быть удивительный цирк, куда обрываются стены пика Стрельникова, где находится одно из самых высоких озёр в гольцах и на который выходят два перевала сложности 2а – Центральный и Амфитеатр. Проходим свалку гигантских чемоданов между пупырём сферической формы слева и отвесными стенками справа и неожиданно попадаем в тупик. Вокруг нас высокие стены, хотя на схеме указано, что должен быть поворот налево и ещё добрых два километра пути к пику Стрельникова. Постепенно до меня доходит, что крутой склон трёхсотметровой высоты слева это и есть русло Хурайхайра. Делать нечего, лезу вверх, Сергей отстаёт. В общем, всё в итоге оказывается, как я и предполагал: пик, озеро, следы древней внеземной цивилизации. Стена Центрального впечатляет, это вам не дюльферный перевал Иркутян, здесь вам надо лезть, что в ту, что в обратную сторону (обратную я уже видел с Апофеоза в прошлый раз). Справа амфитеатром поднимается перевал Амфитеатр, подъём не более 30 метров. Так, посмотрим, что там. Пологая сыпуха неожиданно обрывается в трёхсотметровую бездну, открывая незабываемый вид на петлю Правой Билюты. Уже зовёт меня в полёт мой дельтаплан, мой дельтапла-а-ан. Этот вид стоит того, чтобы сюда подняться. За неимением дельтаплана и фотоаппарата, просто спускаюсь в лагерь по пути подъёма. Сергей, пока я восторгался Билютой, побывал на сферическом пупыре, кстати, он утверждает, что обход этого пупыря снизу слева значительно проще, чем снизу справа. Хотите – проверьте.

11 августа, день 7. Испорченный Апофеоз или А был ли мальчик?
…Высокий, ровный и прямой, как лестница в небо…
…Последние двадцать метров попробовал подняться по центру — долго месил крошево ногами…

На небе ни облачка. Сегодня, по прогнозу Интелсат, сделанному ещё неделю назад, самый жаркий день. Похоже на то. Апофеоз прямо над нами – высокий, ровный и прямой, как лестница в небо. В верхней части посреди кулуара скальный островок. При ближайшем рассмотрении, выясняется, что кулуар не такой и ровный: по его центру недавно стекал мощный поток, выпотрошив сыпуху до коренной породы. Эта картина наблюдается по всей высоте, начиная от травянисто-осыпной юбки, где образовался жёлоб с сыпучими краями, и, заканчивая последними метрами выхода на седло, где сползание рыжей щебёнки приняло воронкообразный характер. Местами это удобно, идёшь по центру жёлоба как по ступенькам, только края могут осыпаться внутрь от любого движения. В верхней части, где поехал уже весь склон, приходиться прижиматься и держаться за скальные борта кулуара. Последние двадцать метров попробовал подняться по центру – долго месил крошево ногами. Перевал явно изменился по сравнению с 2004 годом.
…На западе виды ещё лучше: два трёхтысячника, обрамляющие наш следующий перевал Туманный и в их створе обруб 3231…

Седло широкое, зажатое с боков скальными выходами. Отлично виден путь нашего спуска с Софии. Это на востоке. На западе виды ещё лучше: пики Стрельникова, южная стена и цирк перевала Центрального, два трёхтысячника, обрамляющие наш следующий перевал Туманный и в их створе обруб 3231 на левой гряде Булыка. Опять низенький тур без записки. Наконец понимаю, куда они делись: рядом валяется вторая половина тура. Начинаю припоминать, что Слава в 2004 году ставил высокие туры, похожие на поленницы из дров, примерно в середину которых и укладывал записки. Может от ветра, может от снега, туры рушились и тут уж как повезёт. Начинаю разгребать обвалившуюся часть и тут же нахожу пакетик с запиской, удачно придавленный камнем. На Софии не было такой ровной седловины и записку, скорее всего, унесло ветром или она затерялась в камнях. За три года записка в пакете обветшала, намокла, но прочитать можно. Достаю последнюю пластиковую упаковку из-под соли, обустраиваю тур.
…Перекус в тени утёса…
…Правый исток явно крупнее, его долина обширнее, в верхнем течении большой снежник…
…Не такое уж оно и мелкое, это озеро…

Спуск по средней величины камням почти до низу. В нижней части, как и в прошлый раз, пересекли водный поток влево по полочке между водопадами и затем по сыпухе, расположенной левее, попали в сухое русло левого истока Гангахайра. По руслу довольно долго движемся до стрелки Гангахайров, в какой-то момент в русле появляется вода. Солнце печёт нещадно. Перекус в тени утёса и начинаем очередной подъём. Правый исток явно крупнее, его долина обширнее, в верхнем течении большой снежник. Говорят, люди здесь бегают из Бадар на пик Стрельникова. Не знаю, может зимой и бегают, но летний выход в долину трёхлетней давности зародил во мне сомнения по поводу проходимости Гангахайра в нижнем течении. Поднявшись на крутой зелёный холм, проводим заключительный сеанс сотовой связи, дальше её не будет. Идём лениво и медленно, как верблюды. Ещё пара взлётов, обходим большой, не растаявший снежник, и добредаем до озера 2383, сигнализирующего о том, что мы под цирком перевала Туманный 1б. Озеро очень мутное, глинистое и визуально мелкое, но есть чистые притоки. Мы испеклись и готовы к употреблению. Ставим палатку. Антон, желая освежиться, всё же рискует искупаться в мутной водице. Утопая по колено в грязи, делает шагов пять от берега, после чего уходит под воду почти с головой и плывёт, не такое уж оно и мелкое, это озеро.
…Снизу каменная осыпь, сверху крутые скальные стенки…

До вечера нужно решить ещё один вопрос. Цирк перевала перед нами, зажат между двумя трёхтысячниками, но вот самого перевала что-то не видать. Снизу каменная осыпь, сверху крутые скальные стенки, в правой части несколько сомнительных кулуарчиков. Перевалом сложности 1б не пахнет. Ситуация усугубляется тем, что никаких описаний Туманного у нас нет и, по-существу, всё, что мы о нём знаем – это крестик на хребтовке Стрелюка. А был ли мальчик? Дождавшись вечерней прохлады, выдвигаюсь на разведку. Иду в направлении середины стены, обрамляющей цирк, кручу головой. Все кулуарчики, видные от палатки, заканчиваются стенками, но надежда ещё не потеряна. Внимание, мысль для особо умных: из точки, являющейся пересечением горизонтальной линии, отделяющей пологую сыпуху снизу от скальной стены сверху и вертикальной линии, делящей эту стену пополам, вправо вверх уходит откол, за которым может располагаться пока невидимый путь на гребень. В этой точке начинается ещё один жёлоб пятиметровой глубины, говорящий о том, что здесь прошли большие массы воды и камней, явно не со стены свалившиеся. В эту точку я и поднимаюсь. Так и есть: за отколом размытая водой крутая мелкая сыпуха, заворачивающая вправо. Для того, чтобы узнать, куда она выводит, приходится подняться до верху. Весьма круто, местами мелкие камни из-под ног скачут метров на сто вниз. Ну наконец-то, вот и перевальное седло, оно смотрится с нашего озера как крутой осыпной склон, никак не связанный с нижней частью. Слепит закатное солнце, не давая разглядеть верховья Елотыхарагуна, хотя видно, что спуск с перевала явно положе подъёма. В туре банка из-под кофе, в ней жалкие остатки типографского бланка. Отпечатано в Башкортостане. Пока оставляю записку в покое и быстро спускаюсь в лагерь.

12 августа, день 8. О Туманном без тумана или Полный рекорд
…У нас день, максимум полтора. С этой мыслью методично перемешиваю крошево…
…С седла Туманного открывается превосходная панорама : на восток…
…Пока сушится на ветру записка из тура, смотрим на запад…
…Этот рыжий высокий кулуар, судя по схеме Стрелюка, ведёт к перевалу Пламя (Травянистому) 2а…

Утром на небе первые предвестники ухудшения погоды – всё оно оккупировано высокими перистыми облаками. Нужно торопиться, желательно пройти сложные неизвестные нам перевалы Туманный и Рекорд по хорошей погоде. У нас день, максимум полтора. С этой мыслью методично перемешиваю крошево в скрытом от глаз кулуаре Туманного. Пока делаю два шага вверх, сползаю на шаг вниз. Вчера мне казалось, что с кулями здесь будет значительно труднее, чем налегке, но почему-то это не так. Может форму набрали, может рюкзаки придавили и уменьшили сползание, но на перевал вылезли сравнительно быстро, с пятнадцатиминутными перерывами между участниками. И тут перевальный набор высоты больше 500 метров, высота перевала 2907, с седла Туманного открывается превосходная панорама как на восток, так и на запад. Пока сушится на ветру записка из тура, смотрим на запад: здесь главенствует упоминавшаяся безымянная высота 3231 в левом отроге Булыка, ищу пути пересечения этого отрога, но глазу зацепиться не за что. Сергей настроен более оптимистично. Видно необъятное частично заслонённое седло перевала Зунбортойского и сам Зунбортой. Этот рыжий высокий кулуар, судя по схеме Стрелюка, ведёт к перевалу Пламя (Травянистому) 2а. Нашего Рекорда пока не видно, он закрыт отрогом, отделяющем правый верхний приток Елотыхарагуна. Строка в описании Рекорда заставляет призадуматься: “В условиях плохой погоды сложность перевала возрастает до 2а”. Даёшь сегодня Рекорд! Клич брошен и принят.
…Внизу хитрая комбинация водопадиков, морен и зелёных склонов…
…Отсюда Туманный смотрится очень внушительно (в смысле высоты), но на 2а никак не тянет…

Спуск, хоть и пологий, но очень длинный. Снова идём по дну жёлоба, состоящему из почти белых ступеней коренной породы. Значительно быстрее, чем по сыпухе сбоку. Иногда, при резких сбросах, всё же приходится выходить на неё. Внизу хитрая комбинация водопадиков, морен и зелёных склонов. На реке долго ждём Антона, он сильно износил обувь, поэтому спускается медленно и бережно. Траверсом уходим на правый приток Елотыхарагуна, устраиваем перекус, разглядываем перевалы. На досушившейся записке с Туманного проступают некоторые слова: “группа из Уфы”, “2002 год”, “перевал Калинина 2а”. Они, по всей видимости, радиально с Елотыхарагуна заглянули на перевал Туманный и приняли его за перевал Калинина. Отсюда Туманный смотрится очень внушительно (в смысле высоты), но на 2а никак не тянет. С самого перевального седла тянется след от оползня.
…Переводим взгляд левее. Вот он, наш Рекорд, в правом углу открывшегося ущелья…

Переводим взгляд левее. Вот он, наш Рекорд, в правом углу открывшегося ущелья. Всё совпадает: “Со стороны р. Елотыхарагун перевал смотрится сужающимся кверху осыпным склоном с чётко выраженной V-образной седловиной и находится слева (по ходу) над правым притоком р. Елотыхарагун”. Не совсем понятно, почему “слева по ходу”, для нас он справа по ходу над притоком, но у нас описание прохождения Рекорда в противоположную сторону, слева ничего путного нет. Однозначно, этот кулуар, оканчивающийся явной V-образной седловиной – наш. Быстрый подъём по рыжей, местами крутой сыпухе выводит в узкую щель на гребне. Тура нет. Нет и обещанного спуска 1б по крутой сверху и пологой внизу осыпи. Ничего не понимаю. Вниз ведёт узкий (буквально два-три метра шириной), очень крутой (от 40° до 60°) скальный желоб, состоящий из ступенек всё той же светлой коренной породы, почти чистых от живых камней. Без куля спускаюсь по нему вниз, он впадает в другой жёлоб, пошире, появляется вода, и всё это вместе обрывается нехилым водопадом в какой-то рыжий каньон, выходящий совсем справа. Чем заканчивается каньон не видно из-за его вертикального перегиба, но явно не тропой. В районе перегиба, за рыжим каньоном видны некоторые проблески – зелёные полочки. Вся эта система уходит сначала влево-вниз, затем вправо-вниз и никак не подпадает под категорию “высокий прямой кулуар”. Если это 1б, то я – Райнхольд Месснер.
…Вот насчёт "в створе долины" — это верно. Прямо в точку... …

Вот насчёт “в створе долины” – это верно. Прямо в точку. Виден весь Правый Шумак до его впадения в основной Шумак. Не видно только верховий Правого Шумака слева за стенкой, из которых река с мощным сбросом высоты попадает в лес. Далеко внизу видна граница леса, которую Дмитрий Песков в феврале этого года опустил на 200 метров вниз. И очень хочется туда. Мама, сними меня отсюда! Как орангутанг, лезу по этой лестнице вверх, запутываюсь в хитросплетениях желобов и только по оклику товарищей нахожу “перевальное седло”. Выбор у нас небольшой: либо назад на Елотыхарагун (чего мы там забыли?), либо с кличем “банзай” вниз на Правый Шумак. Все за второй вариант.
…Находим, пожалуй, единственный спуск в рыжий каньон, а оттуда выходим на зелёные полочки за ним…

Начинаем спуск с грузинской (а может сванской) страховкой. Идём попеременно, очень слаженно. Любой падающий камень в таком узком кулуаре предельно опасен. Находим, пожалуй, единственный спуск в рыжий каньон, а оттуда выходим на зелёные полочки за ним. Уфф, полдела сделано. Отсюда видно, что рыжий каньон слева, как и ожидалось, обрывается водопадом, кулуар правее – такой же узкий и непроходимый каньон. В подтверждение этого, по нему пролетает, почти не ударяясь о дно, камень, размером с футбольный мяч. Это Антон сверху. “Мяч” ещё долго скачет по кажущейся пологой с такой высоты травянистой осыпи у подножия. Остаётся путь по зелёнке между кулуарами, который невиден из-за её опять-таки вертикального перегиба. Скептически усмехаясь (я-то знаю, что такие зелёнки заканчиваются скальными сбросами), ухожу за перегиб. С изумлением вижу, что зелёнка, хоть и предельно крутая, но проходимая зелёнка, тянется до самого низа и плавно перетекает в ту самую травянистую осыпь. Слава, тебе, Господи. Пока прекрасное наваждение не рассеялось, быстро, но очень аккуратно спускаемся вниз. Вот мы и на осыпи, рядом уже знакомый желоб, рассекающий эту осыпь как нож масло. Он начинается как раз из-под водопада из рыжего каньона, который мы так лихо обрулили. Такое ощущение, что здесь прокатился десятиметровый очень тяжёлый шар, выдавив ранее лежавшую здесь сыпуху на стенки, из-за чего они поднялись на метр-полтора над окружающим слоем. Моё стремление “вперёд и вниз а там…” гонит меня вниз, вдоль этого жёлоба ещё десяток метров, по очень живой осыпи, но что-то щёлкает в голове, и я останавливаюсь. Сверху раздаётся спокойное предложение Сергея, в том смысле что, мол, надо бы траверсом влево. И сам только что понял. Мы как раз на уровне начала гигантского стока Правого Шумака из своего верхнего озера-болота вниз, нам туда и нужно, зачем нам вниз? Стенки жёлоба при малейшем прикосновении осыпаются центнерами камней, жёлоб очень свежий. Пересекаем его, траверсируем метров триста по камням, далее пересекаем ещё один, очень похожий жёлоб. Может это спуск с Рекорда? Смотрю вверх. Нет, вроде, кулуар сверху заканчивается стенкой. Ещё двести метров траверса и мы у начала стока Правого Шумака. Глоток тёплой, болотистой водицы: как прекрасен этот мир!
…Чешем репу и гадаем: так что же мы всё-таки сегодня прошли: обрушившийся Рекорд или черт знает что…

От места нашей ночёвки на притоке в озеро-болото частично виден путь нашего спуска, особенно зелёнку. Трудно представить на ней людей – очень круто. Чешем репу и гадаем: так что же мы всё-таки сегодня прошли: обрушившийся Рекорд или черт знает что?

…Первая снята с Правого Шумака и указывает местоположение перевала Рекорд, как его ходят с той стороны…
…Вторая снята из Тункинской долины и показыает местоположение перевала Пламя (по Стрелюку)…

А теперь задача на сообразительность: сравните две следующих фотографии. Первая снята с Правого Шумака и указывает местоположение перевала Рекорд, как его ходят с той стороны, вторая снята из Тункинской долины и показыает местоположение перевала Пламя (по Стрелюку). Не кажется ли вам, что это один и тот же перевал? Левее перевала Пламя за гребешком, отделяющим основное течение Елотыхарагуна от его правого притока, виден наш типа Рекорд, который мы прошли.

13 августа, день 9. 2а в тумане без веревки на Хэр или Занавес!

Непогода, как и было предсказано. Ночью дождь то, начинаясь, заканчивался, то, заканчиваясь, начинался. Ни в семь, ни в восемь, дождь не перестал. После этого будильник был отключен вообще: мы заслужили полуднёвку. Шебуршание по тенту палатки вроде бы прекратилось около десяти, но, откинув полог, убеждаемся, что живём в дождевом облаке. В воздухе стоит неподвижная морось, мигом оседающая на всём сухом. Густой туман, ветра нет. Предаёмся гастрономическим размышлениям, попутно обсуждаем возможные варианты. Вообще-то следующим у нас номинально самый сложный перевал Зунбортойский 2а. Казалось бы, никаких прохождений нам сегодня не светит, но я уверен, что, увидев перевал снизу хотя бы в течение десяти минут, идентифицировав его, мы, вне зависимости от дальнейшей видимости, сможем подняться на водораздел, куда есть простой путь. Спуск в сторону Хэра меня вообще не беспокоит. Поймать бы только эти десять минут хорошей видимости. Второй раз ночевать на одном месте никому не хочется, поэтому договариваемся, что если туман разойдётся до трёх, то идём перевал, если нет, то около пяти выходим наощупь вверх и становимся под перевалом, благо заблудиться в верхнем цирке особо негде. Этакий часовой моцион перед сном.
…Высокий ригель, (основной поток обходит его слева по ходу)…

К часу дня туман нехотя рассеивается до такой степени, что становится виден весь противоположный склон. Торопливо собираемся и быстрой рысью движемся вверх. С правой стороны поднимаемся на высокий ригель, (основной поток обходит его слева по ходу), проходим ровную горизонтальную площадку, у которой есть один прямой угол, спускаемся чуть вниз и попадаем между высокой мореной и стеной Зунбортойского. Вдали сквозь туман маячит почти идеальная парабола перевала Политехник 1а. Нас она мало волнует. Есть вода и места для ночёвки, но и это нас не волнует. Все смотрят на стену перевала, на которой травянистые полочки образуют косую букву X. Вроде путь на гребень просматривается. Нам правее, в единственный кулуарчик. Пока поднимаемся к нему по невысокой осыпи, снизу снова приносит массы тумана. Идём по приборам (это фигуральное выражение). В кулуаре мы ненадолго – он быстро заканчивается сбросом, уходим ещё правее, потом ещё правее. Нехитрый манёвр, сначала вправо, затем влево позволяет просочиться между отвесами на пологую верхнюю подушку, теперь можно выйти на гребень во многих местах. Если со стороны Правого Шумака ещё можно различить какие-либо детали, то с противоположной стороны перевала вообще ничего не видно. Мы вылезли значительно правее и выше, чем это предусмотрено классическим вариантом прохождения Зунбортойского, идём влево вдоль гребня в поисках тура. В нижней точке гребня находим один разрушенный и, в 30 метрах ещё один целый тур. Записок нет. Восполняю этот недостаток, и, всё так же по приборам (это снова фигуральное выражение) начинаем спуск. Он тривиален и приводит в верхний, весьма суровый цирк. Из него спуск по руслу, зажатому между высокими моренами ниже. Проходим закрытую со всех сторон горизонтальную площадку, всю занесённую песком и попадаем на травку. Справа вниз уходят пологие зелёные холмы, слева левый исток Хэра уходит в каньон. Куда идти далее не видно и теперь, наконец-то можно заблудиться. Решаем, что пора вставать, программа минимаксимум выполнена за три ходовых часа.

До семи вечера всё такой же туман. Выхожу почистить зубы, ничего не видно в ста метрах. Через три минуты слышу возглас Антона, оглядываюсь и вижу далеко внизу часть Тункинской долины: в тумане образовалась сквозная дырка. Далее всё происходит как в гигантском театре, только роль кулис играют отроги, а туман выступает в роли занавеса. За две минуты занавес расходится и перед нами сцена – ущелье Хэра в натуральную величину. Перед сном долго любуемся спектаклем. Кульминация нашего маршрута пройдена, можно слегка расслабиться.

14 августа, день 10. Альпийские болота или День под сенью Ильи Муромца
…Разделитель заканчивается высокой горизонтальной болотистой подушкой…

Ночью небо вызвездило, утром всё обледенело. Чувствительно холодно. В невысохших со вчерашнего дня ботинках ноги быстро дубеют, приходится даже сделать отмашку.
…Перевал Красавина, расположенный прямо под плечом пика Илья Муромец…
Перемещаемся по накануне увиденным зелёным холмам, придерживаясь небольшого отрога, разделяющего истоки Хэра. Разделитель заканчивается высокой горизонтальной болотистой подушкой, выводящей нас на солнечную сторону. Вниз к правому истоку Хэра, затем вверх под перевал Илтыкшинский. Под перевалом воды мало, но место для стоянки найти можно. Поход утратил свою принципиальность, оставшиеся два перевала нужны просто для коллекции. Такое матрасное настроение не мешает нам с Сергеем устроить микросоревнование по забегу на перевал. Параллельно и синхронно движемся в сторону правой рыжей осыпи, на гребне одновременно. Тур чуть ниже и левее, в нём, как обычно, записок нет. Прекрасно видны изумрудная долина Илтыкшина и перевал Красавина, расположенный прямо под плечом пика Илья Муромец. Спуск покруче подъёма, довольно камнеопасен. В самом начале спуска мне пришлось несколько секунд провести в обнимку с чемоданчиком центнера на три весом, дожидаясь, когда Сергей уйдёт с линии его предполагаемого падения. Сергей ушёл, чемодан остался.
…Новичку долина Илтыкшина может показаться самой чудесной и уютной на свете…
Рано расслабляться, расходимся на спуске веером, благо широкий склон это позволяет.
…По принципу где ровно — там мокро, альпийские луга здесь лучше называть альпийскими болотами…
…В итоге выиграла идея чуть вернуться, пересечь сток самого большого озера…

Новичку долина Илтыкшина может показаться самой чудесной и уютной на свете: ровные зелёные луга,
…Отсюда Илья Муромец выглядит ещё более внушительно…
округлые холмы, морены почти отсутствуют. На самом деле, по принципу где ровно – там мокро, альпийские луга здесь лучше называть альпийскими болотами и обходить их по периметру. С холмами тоже не всё просто: выбранный нами путь по ним траверсом, без потери высоты, оказался замысловатым и никакого выигрыша не принёс. Всё же идём по дуге (уже привычка), огибая пупырь 2443 справа. Полуденное жаркое солнце, приятная зелень и появившиеся в большом множестве озёра делают своё дело. Ну его, этот перевал Красавина, сегодня матрасничаем. Казалось бы, места для стоянки немеряно, но это не так. Для того чтобы отыскать горизонтальную без камней и ям сухую площадку 2x2 под палатку пришлось потратить минут сорок, обегать берега двух озёр и окрестные холмики. В итоге выиграла идея чуть вернуться, пересечь сток самого большого озера. Здесь на возвышенности мы, наконец, нашли то, что нужно. Ну и замечательно, отсюда Илья Муромец выглядит ещё более внушительно. Его вершина смотрится правильной пирамидой, левый гребень которой опирается на такую же пирамиду, но пониже. Обе пирамиды обрываются в нашу сторону крутыми стенами.
…"Красивые пятерочные маршруты на приятной по форме горе" (Д. Песков)…

“Красивые пятерочные маршруты на приятной по форме горе” (Д. Песков).
…Может и занесёт сюда серьёзных альпинистов…

На мой взгляд, эти стены, каждая по отдельности, несколько коротковаты для пятёрок, но я могу ошибаться, тем более что есть же подобная пятёрка на совсем невысокий Броненосец. Мастера горазды на выдумку. Подход под Илью Муромца никак не сложнее пересечения Шумакского перевала, места красивые, может и занесёт сюда серьёзных альпинистов. Остаток дня тратим на поиск наилучших условий для съёмки местной Фудзиямы.

15 августа, день 11. Четырнадцатый! или По хайвэю на Эхегере
…Зубков О.В. …
…Шалин А.Ю. …
…Зубков С.В. …

Сегодня счётчик, отсчитывающий наши барьеры, должен щёлкнуть в четырнадцатый и заключительный раз. Мы под взлётом перевала Красавина, набрали форму, кули лёгкие, перевал не раз хоженый, всё кажется приятным и необременительным. В верхней части подъёма есть две скальные полочки, пролезть которые сейчас в удовольствие. Однако нужно быть внимательным и не накидать камней с крутой части перевального седла на идущих ниже по этим ступенькам, ухожу правее. На широкой седловине, несмотря на припекающее солнце, свежо, ветер тут гуляет постоянно. В туре записка улан-удэнцев. Момент торжественный, тринадцатый раз пишу записку (на Рекорде было не до записок). “Группа туристов и г. Иркутска, в составе Зубков О.В., Шалин А.Ю., Зубков С.В., проходя по маршруту “Поперечный” по верховьям притоков Иркута, поднялась на перевал Красавина 1а со стороны р. Илтыкшин. Сейчас 9.50 15 августа 2007 г. Метео: солнечно. Состояние группы: норма. Снята записка группы из г. Улан-Удэ. Этим перевалом маршрут “Поперечный” завершён, пройдено 14 перевалов от р. Бугатай до р. Эхегер. Группа выходит по р. Эхегер в Н. Пустынь. Всем удачи и хорошей погоды!” Эти записки в турах до сих пор кажутся мне детской забавой (ну не ходил я в советские времена по категорийным маршрутам) но сейчас складывается впечатление, что цепочка записок, оставленных нами на маршруте, придаёт мероприятию дополнительную значимость.
…На противоположном берегу чёткая линия тропы на Шумак…

Спуск простой, и по крупному левому притоку мы выскакиваем в широченную долину Эхегера. На противоположном берегу чёткая линия тропы на Шумак. Видна группа, идущая вверх, ниже кто-то прямо на тропе устроил лагерь. Не хватает только асфальта и автомобилей.

Не ходил по этой тропе с 2003 года. Она стала значительно более набитой и замусоренной. Какое-то бешеное встречное движение: вроде среда, день не пиковый, а группы паломников попадаются примерно с часовыми перерывами. Многие задают вопрос “Ну как там?” Где – там не уточняется, само собой подразумевается, что мы идём с источников.

Люди! В Саянах есть много других мест, кроме источников, кроме “шумака”. Хотя, может оно и к лучшему, и шумакские источники, приняв на себя удар цивилизации, послужат фильтром и не пустят мусорный ветер в другие места Саян. Пусть кому-то покажусь нудным банальным экологом, но вынести (или вывезти) за собой хотя бы пластиковый мусор значительно легче и дешевле, чем занести (завезти).

Эпилог
…Долина Булыка, прямая и явно самая высокая среди видимых притоков Иркута…
…Вот седло перевала Пламя (Травянистого) левее виднеется наш типа Рекорд…

Мы ехали из Ниловки по дороге на восток.
…Эта неприметная вершина в глубине, на которую раньше и внимания-то не обращал, стало быть, пик Стрельникова…
…Высота явно понижается с запада на восток…
Стояла отличная погода, и на отрезке от Шимков до стрелки на Аршан открывалось захватывающее зрелище. Окружающие нас люди его не замечали. Для них этот вид был как вид Луны или звёздного неба – привычно, скучно и недоступно, как другой край галактики. Мы же не замечали окружающих. Мы со скоростью автобуса возвращались по своему маршруту назад, домой.

Вот чуть склонённая голова Ильи Муромца, совсем не похожего отсюда на пирамиду. Вот правильная парабола Политехника и недоступная долина Булыка, прямая и явно самая высокая среди видимых притоков Иркута. Вот седло перевала Пламя (Травянистого) левее виднеется наш типа Рекорд.
…Течение Бирона обрывается гигантской ступенькой, видимой из долины…
Вот блестит снежник в верховьях Гангахайра, а эта неприметная вершина в глубине, на которую раньше и внимания-то не обращал, стало быть, пик Стрельникова. Перевал София и пик 3110 кажутся явно выше. Перевал Подушечный просто нависает над долиной, слева видна хохюрская подушка. Течение Бирона обрывается гигантской ступенькой, видимой из долины, за ней на дальнем плане проглядывает широченное седло Монолита. W почему-то не видно, может зрение подводит? Вот господствует в своей округе Купол, влево уходит понижение перевала Тункинского, вправо – мощное плечо, закрывающее Барун-Хандагай. Восточное плечо Башни явно выше самой Башни, слева пила игл Хандагая. Вот два истока Бугатая со склоном-подъёмом на Бугатай Восточный. А эта низкая горка – это Трёхглавая, вот с этого ракурса она более узнаваема. Высота явно понижается с запада на восток.

Это всего лишь фасад, за ним целая горная страна. Всем её жителям удачи и хорошей погоды!

Олег Зубков

Алексей МисюркеевОтличный маршрут! Рассматривал на днях карту и хотел как раз в следующем году пройти практически в точности тоже. Почерпнул много полезной информации. В этом году, в августе, тоже хотели выходить через Амфитеатр, София и т. д., но сломалась горелка (надо брать на такой случай с собой вторую), и пришлось выходить через БЕПКАН-Динозавр. Скорее всего, как раз встретились бы.
20.09.2007, 11:37:44 |
yuriy kuznetsovПрисоединяюсь к оценке Алексея. Завидую белой завистью.
Последние годы очень сожалею, что нельзя было сочетать восхождения в Больших горах с такими походами, отпуска нехватало.
Некоторые комментарии по ходу описания под фото.
20.09.2007, 13:38:47 |
Александр МамонтовПросто очень красиво!
20.09.2007, 16:03:52 |
Олег ЗубковКонстантин Киселёв справедливо заметил, что мне нужно выразить мысль по поводу нашего прохождения перевала Рекорд более чётко. В тексте я её оформил в виде загадки, но для людей, которые там будут ходить важна более точная формулировка. Долгое время, я думал, что мы прошли всё-таки Рекорд, но сильно изменившийся в результате оползня (свежие следы подобных оползней были на Апофеозе и Туманном). Мы прошли точно в том месте, где он указан на схеме Стрелюка, подъём начинали из правого притока Елотыхарагуна, как и сказано в описании, перевальный взлёт (см фото.) это рыжая осыпь, седло имеет V-образную форму, но... Позднее, сравнивая доступные фотографии (их немного и они часто под неудачным ракурсом), я пришёл к выводу, что мы спустились по системе кулуарчиков, находящихся западнее того прямого кулуара, который на фото. Яснислава Стрижака "Вид на верховья долины р. Правый Шумак" (она есть в этом отчёте) обозначен как путь на перевал Рекорд. Возник вопрос, куда же в таком случае выводит этот прямой кулуар? Сравнив буквально на просвет (предварительно зеркально отразив) фото. Стрижака и фото "Из долины 2" при сильном увеличении, я с большой долей уверенности могу сказать, что перевал Рекорд 1б находится в том месте, где на схеме Стрелюка указан перевал Пламя (высокий рыжий кулуар на фото "Вид с Туманного на запад"), а именно не на правом притоке Елотыхарагуна, а на основном русле этой реки. Где же тогда Пламя? Есть предположение, что именно его мы и прошли, то есть эти перевалы нужно поменять местами, как это и сделал В. Петухин на фото "Из долины 2". Почему этого не замечали раньше? По всей видимости, народ чаще ходит этот перевал на выход, а в этом случае не особенно важно куда ты спустился на исток или на приток, ты просто движешься вниз по ущелью. Думаю, что правду установить можно только пройдя этот перевал (хотя может у кого-нибудь есть мысли и воспоминания на эту тему?). В любом случае нужно обратить на это серьёзное внимание, чтобы не заторчать, как мы, но при плохой погоде.
С интересом жду отклика людей, ходивших Рекорд ранее.
20.09.2007, 18:04:03 |
Вячеслав ПетухинДа, я поменял Рекорд и Пламя, не только на фотографии, но и на схеме. Может ещё где-то осталось по-старому, но старался везде поменять. Ещё одним доводом за то что они именно перепутаны является второе название Пламени — "Травянистый". Именно на спуске с того перевала, который вы прошли травянистый склон. На втором перевале вроде ничего травянистого и в помине нет.
Путаница же вполне вероятно. Очень часто "право" с "лево" путают. Это ведь смотря с какой стороны посмотреть ;-).
Но вообще-то надо ещё будет к Стрелюку зайти. Может он что-нибудь разъяснит по этому поводу.
20.09.2007, 18:15:11 |
Есения В c ё шикарно; очень насыщенно, увлекательно, маняще.

СПАСИБО!
19.04.2012, 23:51:10 |
Есения

Олег Зубков: Мама, сними меня отсюда!

... и много-много других цитат "той же волны" могу привести, но не стану.
В контексте они просто блистательны; очень рекомендую прочесть-посмотреть
отчёт целиком, от А до Я.

:) Сама вот привыкла смайлики ставить, но их отсутствие оправдывает их отсутствие,
убедилась: отвыкнуть стоит — да здравствует владение словом.

С удовольствием во второй раз "позависала" над рассказом и фотографиями —
очень занятно даже для сильно "не ходока в горы"; проблески понимания — это нечто.
Остаётся только догадываться, насколько подобные отчёты интересны и важны для