Отчет о походе 2-й категории сложности по Тункинским Гольцам в июле 2007 г

Нитка маршрута: Ниловкапер. ШумакШумакские источникипер. Ветреныйпер. Байконурдол. р. Билютапер. Аэлитадол. р. УгутерэАршан

Состав группы:

Уханов Иннокентий, 1973 г.р.

Рыдлевский Алексей, 1973 г.р.

Ключко Михаил, 1973 г.р.

Кузнецов Аркадий, 1978 г.р.

Фролкина Ева, 1986 г.р.

Все участники проживают в Санкт-Петербурге

20.07.07.

Все-таки пять часовых поясов это заметно. В Москве еще 22.10, а в Иркутске уже 3.10. Успели ли мы перестроиться за те трое с половиной суток, что ехали в поезде? Непонятно. Но хочешь, ни хочешь, а нужно вылезать. Приехали.

На перроне нас встречал мой знакомый Леша, с которым я пять лет назад ходил на Кодар. Благодаря ему, у нас сразу отпала проблема транспорта до Ниловки – на привокзальной площади ожидал микроавтобус Лешиной фирмы с водителем. Огромное Леше спасибо!
Дацан у Ниловки

Здесь же к нам присоединился Миша, который прилетел в Иркутск на самолете. И уже целый день болтался по городу.

На рассвете, в шестом часу утра машина выехала к Байкалу. За исключением меня, все остальные участники похода озеро увидели впервые. Водитель притормозил на небольшой площадке над Култуком и вся наша братия ринулась фотографировать Байкал.

В середине долины Иркута начался дождь, и чем меньше нам оставалось ехать до места, тем он становился сильнее. Оптимизма это не добавляло. В 8.40 доехали до Ниловки – дождь чуть ослабел, но все равно не прекращался. Еще 10 минут и справа показался дацан (T01 N51 42.437 E101 38.568)

Это священное место «Зурган-Бабэ». Согласно мифологии, здесь на землю спустился бог Хан Шаргай-нойон, защищающий Тункинскую долину с запада. Легенда рассказывает о том, что Шаргай-Нойон спустился с неба на соловом коне, в полном вооружении кочевого воина, его скакуны рыли склон горы, отчего появился белый песок, который обладает особой силой, как оберег для воинов и защитников родной земли.

Бурятские воины всегда молились здесь и брали с собой священный песок, который должен был уберечь от гибели и неприятностей. В честь этого в 1867 г. был построен небольшой сруб для молитв.

Позже, в эпоху распространения в Тункинской долине буддизма, место стало называться Бурхан-Баабай. По рассказам местных жителей ламы уговорили шаманов сжечь свои одежды и атрибуты и перейти в буддийскую веру. В 1919 году на святилище ламами Кыренского дацана было возведено единственное в своем роде культовое сооружение – «Жалсан», являющееся символом буддизма. Это сооружение уникально по конструкции, второго такого сооружения в буддийских храмах России нет. Оно представляет собой высокий столб, на вершине которого укреплена бочка, наполненная буддийскими книгами, реликвиями, серебряными монетами и иными атрибутами. Этот дар поднят высоко для того, что бы Будда мог видеть его..

Сейчас здесь одновременно находится шаманское святилище и буддийский дацан. Стоит бунхан (часовня) и жертвенник. Ведутся службы. Чаще исполнителями службы являются местные старожилы – знатоки древней (дошаманской) религии бурят, обрядов шаманизма и буддизма. Иногда эти обряды совершаются совместно с ламами.

В настоящее время здесь расположена также ступа долголетия Намжал-ступа. Это одна из восьми ступ, посвященных Будде и имеет более чем 2500 летнюю историю. Название в переводе с тибетского означает «Победа над демоном смерти». Обычно такие буддийские культовые сооружения воздвигают у перекрестка дорог, на горном перевале, в открытой местности.

Участие в строительстве ступы, ритуальные подходы, подношения, ремонт и другие действия полезны для исполнения повседневных желаний страждущих, при этом очень важны благая мотивация и соблюдение канонов моральной чистоты.

Минут 15-20 бродили по территории дацана, крутили ступу Намжал, фотографировали.

В 9.30 доехали до сухого русла (T02 N51 43.681 E101 37.210). Дорога до него вполне приличная, пройдет любая машина. Здесь выгрузились, попрощались в водителем Димой, который, подобрав попутчика, тут же отправился в обратный путь.

Первое что мы увидели, выгрузившись из микрика, был бортовой ГАЗ-66 и его хозяин сидевший у костра рядом.
Сейчас поедем на ГАЗ 66
Недолго думая договорились по 200 руб. с человека, что он довезет нас до «сараев». Поехали; машина – зверь! В 10.40 были у сараев (T03 N51 46.485 E101 38.147) Трек GPS показал 6.5 км. Ехали почти 50 минут!

Сараев там давно нет, но есть навес со столом, где можно перекусить и переодеться. Дождь идет то сильней, то слабей, но просветов в небе не видно.

В 11.30 вышли на маршрут. Идем по дороге, по которой ранее (еще пару лет назад) ГАЗ 66 возил выше, но сейчас дорога завалена упавшими деревьями. В 13.20 дошли до развилки троп на Шумак и Хубуты, у озер. (T04 N51 47.810 E101 40.058). Здесь тоже есть навес, под которым мы укрылись от дождя и 20 минут посидел в относительно сухом месте. В 13.40 пошли дальше. Тропа ухудшилась – сильно разбита лошадьми, грязная. Примерно через 1.5 часа (T05 N51 48.500 E101 42. 165) дошли до небольшой стоянки у ручья. В 17.20 дошли до ГЗЛ (границы зоны леса). Дождь прекратился. В 18.30 добрались до правого притока Эхе-Гер, который ниспадает со скалы небольшим водопадом. Здесь и разбили лагерь (T06 N51 49.794 101 43.26), хотя рядом с ручьем место на две палатки нашли с трудом. Постепенно тучи рассеялись и стало проглядывать солнце. Отбой в 22 часа.

21.07.07

Подъем в 8.30. Солнечно. Как всегда, в начале похода, сборы затянулись. Вышли только в 10.50. В 12.00 дошли до брода через Эхе-Гер T07 N51 54.406 E101 43.305). Вода низкая. Так что перепрыгали речку по камням, не замочив ботинок. Здесь минут 15 болтали с туристами из Иркутска, которые тоже шли спортивный маршрут. Далее небольшой набор высоты и подход по каменистый уступ. Конная тропа обходит его справа (по ходу наверх), пешая тропа идет круто вдоль ручья. Мы пошли вдоль ручья.
Долина р. Эхе-Гер
Около 14 часов поднялись на уступ и устроили перекус и купания в ручье. (T08 N51 52.379 E101 44.186). В 14.50 двинулись дальше. Через 1ч.20 мин дошли до перевального взлета. Подъем на перевал по тропе пробитой в осыпи из камней среднего размера. Набор высоты около 250 м. При подъеме на перевал группа несколько растянулась — я взошел в 17.10, Аркадий в 17.40.
Автор у тура
На перевале откровенная помойка – противно. У тура сидели две пары ребят из Иркутска. Координаты перевала: (T09 N51 52.919 E101 45.382). Вид с перевала замечательный, особенно в долину Шумака.
Вид в сторону Шумака
В 18 часов начали спуск. Спуск с перевала возможен по нескольким небольшим кулуарчикам, один из которых начинается прямо от тура. Неприятны первые 10 метров, потом все просто. Далее опять набитая тропа по осыпи. Встретили поднимающегося на перевал литовца-одиночку.

В 19 часов все спустились к небольшому ручью (T10 N51 53.077 E101 46.151). После тропа идет по зеленке вдоль симпатичных озер. В 20.50 встали на берегу Шумака, немного не доходя до ГЗЛ и водопада, там, где тропа переходит на другой берег. (T11 N51 53.876 E101 47.550). Отбой в 23.30.

22.07.07

Подъем в 9.30. Солнечно. Жарко. Вышли в 11.30. В 11.45 дошли до водопада – красивый! (T12 N51 54.199 E101 47.620). Устроили фотосессию до 12 часов. Здесь начинаются стоянки, так как появляется лес. Много стоянок чуть ниже на притоке Шумака (T13 N51 54.419 E101 47.855). Хотя с дровами тут туговато.

Далее тропа идет по лесу, местами разбита лошадьми. Очень жарко, идется тяжело. Мы с Алексеем все время отрываемся от остальных, приходится ждать. Притоки чередуются примерно через километр, на них устраиваем привалы – как раз около 30 минут ходового времени.
Долина реки Шумак

В 13.30 дошли до сруба (T14 N51 55.504 E01 48.814). В 17.30 добрались до места, где в русле реки укреплен столб, как створный знак. (T15 N51 57.174 E101 50.300) Здесь есть смысл перейти на другой берег. Так нам посоветовали тетеньки из г.Братска. Вода низкая, лично я перепрыгал по камням, не снимая ботинок и не намочив их (имеется ввиду, что не залил сверху, а так — гортекс держит воду). После брода через 5 мин х.в. уперлись в приток – Шумакгол. Пришлось поискать, где можно перепрыгнуть по камням. Миша переправился сам, и, как истинный джентльмен, перенес рюкзак Евы. Однако делать метровый прыжок, на мокрый камень девушка решилась не сразу. Но все же успешно перепрыгнула!

В 19 часов начали встречаться первые зимовья, а в 19.10 дошли до знаменитых Шумакских источников турбазы (T16 N51 58.113 E101 52.040)

Походили вокруг, попили минеральной водички, поискали место где можно устроиться на ночлег. Но все избы оказались заняты. Тогда прошли вниз по течению реки, не переходя на другой берег, за турбазу (5 мин х.в.), где нашли удобную стоянку – есть сложенное кострище и столик. Там и разбили лагерь.

Вечер «неспортивный», завтра дневка, поэтому развели спирт, поем песни. Когда стало смеркаться, подошли и стали неподалеку трое москвичей.

Отбой в 01.00. Небо звездное.

23.07.07

Дневка. С утра зарядил дождь. В 10.30 прекратился, вылезли из палаток. Сходили к магазину на турбазу. Оказался закрыт, будет работать с 17 до 19, однако у охраны удалось купить 2 буханки хлеба по 30 руб.

В 12 часов прилетел рейсовый вертолет. Летает из Иркутска два раза в неделю. Стоит 9000 руб. туда и обратно, 6000 руб. в один конец!

Сходили в «ванны». Холодную, а затем радоновую. Как-то не впечатлило.

После 17 часов опять пошли в магазин. Купили 2 банки тушенки по 80 руб, пачку майонеза за 20 руб, полкило печенья за 60. Заодно воспользовались спутниковой связью и позвонили родным (150 руб/минута). Правда отсчет времени начинается с того момента как пошли гудки!

Отбой 00.15.

24.07.07

Подъем в 8.30. Переменная облачность, но дождя нет. Вышли в 10.40. Пока перешли по мостикам Шумак, пообщались с датчанами, которых забросили вертушкой на базу. Они тут же стали нас фотографировать, ибо еще не видели здесь людей с альпинистским снаряжением: веревками, касками и т.д.

В 11 часов были напротив нашего лагеря на другой стороне реки. Начался дождик – надели накидки на рюкзаки. В 11.35 дошли до развилки троп (T17 N51 59.287 E101 53.009). Основная, продолжает идти вдоль реки, а неявновыраженная уходит наверх. Довольно скоро она пропала, потом опять нашлась и так до самой реки Перевальной. Вдоль Перевальной тропа достаточно четкая, но нередко цепляешься рюкзаком за кусты и деревья. Идем до самого озера по левому (орограф.) берегу.

К 14 часам дошли до уступа прижимающего реку, представляющего собой осыпь из черных камней. (T18 N102 51 59.113 E101 55.019) (Мордор, да и только!)
Долина реки Перевальная
Пришлось подниматься на этот уступ, осыпь средняя, но камни имеют осень острые края. Желательно идти в перчатках. Пересекали осыпь около 40 мин. Затем тропа опять идет по лесу.

В 16 часов вышли к большому ручью – притоку, где устроили обед. (T19 N104 51 58.849 E101 56.106). Затем тропа начинает набирать высоту, обходя узкий каньон. В верхней части каньон заперт скалами подпруживающими озеро. Минут за 15-20 х.в. до озера есть стоянки, можно найти дрова и воду в маленьком ручье.

В 18.15 вышли к озеру. (T20 N51 58.543 E101 57.127). Четко виден перевал Ветренный между пиками Мраморный и Черный. Собирается гроза, слышны раскаты грома. В темпе ставим палатки на маленькой зеленой площадке у озера. Лезем купаться в озеро, и в этот момент начинается ливень.
Озеро под перевалом Ветренный

Чуток развели спирта, дабы согреться после купания. К 20 часам дождь прошел, выглянуло солнце, но вскоре скрылось за горой. Готовим ужин и около 21 часа трапезничаем.

Отбой 22.30.

25.07.07

Будильник в мобиле прозвенел в 7.00. Выглядываем – облачность, ни черта не видно, перевал закрыт. Спим дальше. В 8.40 облачность стала рассеиваться, объявляю подъем. В 10.20 вышли на маршрут. Первые 5-7 минут идем по зеленке, затем лезем на моренный гребень, набор высоты около 100м, осыпь средняя, из мрамора! Сильно отстают Миша и Ева. В 11 часов на вершине гребня. Далее пересекаем границу «белого камня» и поднимается по красно-черным камням. Вначале около 200 м по осыпи до кулуара. Уклон примерно 30 град. Затем по кулуару, шириной метров 30, еще метров 150. Уклон 30-35 град. После берем левее и еще метров 150 по средне-мелкой осыпи до тура, уклон 30 град. Лучше идти вдоль скал, там камни более устойчивые.

На середине подъема нас застиг сильный дождь, камни, естественно, стали мокрыми, осложнило подъем. Группа опять растянулась, Кеша вышел на перевал в 13.50, Миша в 14.30. Вышли на самую правую (по ходу) седловину перевала, ближайшую к пику Черный. (T 21 N51 57.834 E101 57.740) А всего там седловин штуки 4, как минимум. Но самый большой тур именно тут. Нашли записку группы из г. Ангарска от 09.07.07

По GPS высота перевала оказалась на 70 м ниже, чем по описанию 2528м. Причем оба прибора показывали примерно схожую высоту.

Вниз провесили веревку, чтобы пройти первую часть кулуара, около 15 м. благо на скале висел расходник. Далее спуск по кулуару крутизной около 40-45 град почти 300 м. до моренного вала. Вал обошли справа, вышли к озеру, где и устроили перекус примерно в 17 часов.
Пик Мраморный

Обедали около 40 минут, вокруг крутилась пищуха, кормили ее с рук сушками и колбасой. Но больше всего ей понравился рюкзак Аркадия, она долго вылизывала поясник.
Пищуха
. Снимали ее на фото. Миша тем временем искупался.

От озера снова чуть поднялись на моренный вал, осмотрели с него диспозицию и прикинули путь к перевалу Байконур, который оттуда прекрасно виден. Затем пересекли ложбину, глубиной метров 50 и шириной около 150-200, влезли на очередной гребень. Под гребнем оказалось симпатичное озеро, которое обошли с севера (продолжая путь по гребню) и найдя относительно ровную площадку метрах в 100 от водоема поставили лагерь в 19.40. (T22 N51. 57.136 E101 59.100)

К 21 часу сготовили ужин. В 22 часа отбой (пошел дождь, перешедший в ливень)

26.07.07

В 3 ночи вылез из палатки – все небо в свездах. Супер!

Подъем в 8.10. Немного пасмурно и ветрено (зато палатки быстро просохли от росы). Вышли в 10.05. Так как ночевали на ригеле, решили не терять высоты, а траверсировать склон вдоль левого берега ручья, притока р. Неизвестной. Траверс по средней осыпи крутизной около 25-30 град около 500м. до небольшого уступа (T23 N51 56.918 E101.59.233). 15-20 мин х.в. К 11 часам дошли до очередного моренного уступа, перейдя ручей на правый берег (T24 N51 56.529 E101 59.167). Выше ручей течет в небольшом каньоне каскадом водопадиков.

Дождались отставших, и в 11.30 начали подъем на уступ по скалам. Через 30 мин поднялись на уступ, набрав около 100 м высоты. Далее продолжаем движение по правому берегу ручья, вначале по зеленке, а затем траверс по средней осыпи. Через несколько сотен метров вошли в узкий кулуар между двумя моренными грядами. Ручей здесь уже полностью уходит под камни. По кулуару (средне-крупные камни) идем около 200 м, до котловины окруженной каменными грядами с зеленкой посередине. (T25 N51 56.196 101 59/573). При необходимости здесь можно найти площадку для стоянки, вода есть.

В 13 часов начали подъем на очередной уступ. Набор высоты около 200 м, по зеленке, уклон 20-30 град. Время подъема около 40 мин. Постепенно поворачиваем к перевалу Байконур и далее идем по зеленке с камнями, уклон около 20 град. Перевальный взлет – средняя осыпь, представлен в виде трех ступеней высотой 20-30 м.

Алексей и Иннокентий поднялись на перевал (1А), к западному туру, в 15.40. Затем еще 40 минут ждали остальных участников. (T26 N51 55.737 E102.00.358)

Сам перевал представляет собой огромное плато, с озером посередине.
Озеро на перевале Байконур
Дошли до озера около 300 м и остановились на обед.

После обеда в путь тронулись в 17.20. Озеро нужно обойти слева по ходу (с севера) и выйти ко втором туру, расположенному на небольшой гряде, возвышающейся на 5-7 метров над озером. (T26 N51 55.440 E102 00.122)

От тура пологий (10-15 град) спуск 500-600 м до уступа. Спуск по тропе, до долины р. Билюты. Затем идем по долине речки. В 18.30 вышли к останцу (T27 N51 55.085 E101 59.139). Вполне возможно, что здесь можно повернуть налево и спуститься вниз по кулуару, срезав изрядный кусок пути, ибо Билюта делает немалый крюк, обходя отрог горы. Но мы этого делать не стали, пошли вдоль реки. К 20 часам подошли к верхней части озера, обошли его и в 20.20 встали на ночлег. (T28 N51 54.085 E101 58.859). К 21 часу начался дождик, довольно быстро перешедший в сильнейший ливень. Небо ежеминутно прорезали молнии, бившие в окружающие озеро вершины. К раскатам грома вскоре добавился грохот камнепадов и рев на глазах поднимавшегося потока, совсем еще недавно безобидной речки.

Но нас это не пугало, горелку поставили в тамбуре Лешкиной палатки, а сами пока Развели немного спирта и под грохот неба и земли орали под гитару: «Аквалангисты, это хорошо …» или «Ведь это наши горы, они помогут нам…». В общем, несмотря на непогоду, вечер удался.

Ливень закончился в 23.40, хотя дождь окончательно не прекратился. Вода в озере поднялась за это время сантиметров на 30. Отбой в 0.20

27.07.07

Подъем в 9.00. Дождя как и небыло – светит яркое солнце. Собирались долго, сушили подмокшие даже под тентом вещи. Вышли в 11.30. Спускаемся по левому берегу р. Билюта. В 12.15 подошли к притоку вытекающему из длинного озера. Перешли его в брод – ширина 5 м, глубина 30 см. (T29 N51 54.548 E102 00.112). Продолжаем идти левым берегом Билюты, по тундре, обходя каньон реки.

В 13.15 дошли до ГЗЛ. Появляется слабая тропа, которая часто теряется. (T30 N51 54.256 E102 01.473).

В 13.55 доходим, до места, где на карте тропа переходит на другой берег реки. (T31 N51 54.284 E102 02.274). Здесь река разливается на несколько рукавов, теряет стремительность течения и вполне можно перейти ее в брод. Глубина 70-80 см, течение слабое.
Билюта в месте брода
Противно, что между рукавами приходится продираться по кустам, которые все в песке и пыли, оставшейся от высокой воды. В результате пока переправились, все были грязные как черти.

На этом «приключения» не закончились. Дальнейший путь, уже по правому берегу Билюты, перегорожен моренным уступом, из крупных камней высотой около 50 м. Наша группа полезла не него, и вполне успешно залезла, но стоило ли это делать, вот вопрос!?
Каменный хаос
Далее почти на километр простирается «каменный хаос» из «чемоданов» от 1 до 7 м в диаметре. Наверное, был смысл идти вдоль берега.

Двинулись по этому каменному завалу. В 15.40 были примерно посередине уступа. В целом, продирались через камни около 2-х часов. Аркадий и Иннокентий провалились в трещины между камнями, благо без печальных последствий. Но это впечатлило, появилось неудержимое желание побыстрее убраться из этого места.

Спустившись, в конце-концов, вниз, сели на берегу ручья обедать в 17.20. Обедали 40 минут.

Далее тропа вдоль берега Билюты, то появляется, то исчезает. Мест для стоянок практически нет. В 19.30 нашли одну стоянку (T 32 N51.55.586 E102 04.134), но решили идти дальше.

В начале девятого перешли приток реки и уперлись в очередной уступ-прижим из красных камней, обошли его вдоль берега – тропа отмечена турами.

В 21.05 находим небольшую площадку под кедрами (T33 N51 56.206 E102.04.899), не доходя примерно 1 км до нужного нам притока, текущего из под перевалов Скалистый и Аэлита. Здесь и ставим лагерь. Движение вдоль Билюты по камням и часто без тропы сильно утомило всех участников. Поэтому быстренько готовим ужин и отправляемся спать. Отбой в 23 часа.

28.07.07

Подъем в 8.40. Солнечно. Вышли в 11.00. За час прошли 1 км до притока Билюты, который и был нам нужен. Идти неудобно, тропы почти нет, или же тропа выводит на берег реки, где и теряется среди камней, а пройти по берегу можно метров 50-100, а дальше высокая вода и приходится лезть вверх, продираясь через кусты.

Посидели на берегу притока, но за водой никто не пошел, ибо ручей там течет в каньоне, глубиной метров 30. А от реки Билюты отошли уже метров на 200 и поднялись метров на 50.

В 12.15 полезли на верх, вначале вдоль краю каньона по лесу из редких деревьев (идти тоже не особо удобно, склон крутой, град 30, а ноги скользят на мху). Поднимаемся медленно, очень жарко. Температура 25-28 в тени, а ветра нет. Затем продолжаем подъем по средне-крупной осыпи, крутизной около 30-35 град, однако достаточно устойчивой.

14.30 все залезли наверх на ригель. Долина выполаживается, камни тоже заканчиваются и переходят в зеленку с редкими кедрами. Под большим камнем нашли воду, с удовольствием пьем.

В 16.30 дошли до небольшого водопадика (T34 N51 56.153 E102 06.485), где устроили купание и обед. Купание в холодной воде сопровождалось фото и видеосъемкой. Ева тем временем помыла себе голову.

В 17.30 пошли дальше. Поднялись по кулуару между моренными грядами и влезли на уступ. (Однако вначале Иннокентий и Алексей без рюкзаков сходили на разведку и нашли место для стоянки). В 18.40 все добрались до небольшой ровной зеленой площадки среди камней на берегу ручья, где и устроили лагерь (T35 N51 55.754 E102 06.747). Места здесь палаток на 10.

К 21 часу приготовили ужин, в 22.30 отбой.

29.07.08

Сегодня у нас перевал Аэлита. Подъем в 6.30. Ночью опять была гроза, но нас зацепило лишь краем — прошел небольшой дождик. Утром ясно.
Узкая щель — Ложная Аэлита

Вышли в 8.35. В 9.05 поднялись на очередной моренный уступ. Надели обвязки и каски. В 9.20 продолжили подъем по средней осыпи крутизной 25-30 град до кулуара около 30 мин х.в. 9.50-10.00 все собираемся у начала кулуара, 10.20 двинулись наверх. По описанию кулуар шириной метров 60, такого не наблюдается, максимум 15. Думаем, может где наверху расширится. Поднимаемся по камням, как по ступенькам, крутизна достигает 35-40 Метров через 150 уперлись в небольшую скальную стенку. Иннокентий и Аркадий пролезли с рюкзаками, но для остальных провесили веревку, забив крюк в стену. Метров через 50-70 очередная стенка. Пройти смог только без рюкзака, высота метров 15. Опять повесили перила. Через очередные 50 м , очередная стенка метров 5-7. И опять вешаем перила. К 13 часам дошли до развилки кулуара. Все больше и больше сомнений в том, что идем мы правильно.

Вначале Аркадий, а затем Иннокентий пошли вверх на разведку. Добравшись до верха левого рукава кулуара констатирую чрезвычайно грустный факт — мы переваливаем отрог, разделяющий два притока реки Билюты. Это явно не перевал, да и спуск там – боже мой!

Спускаясь к развилке, где сидит народ, страюсь идти как можно более аккуратно, чтобы не пустить камни, но удается это плохо, мелкая живая осыпь на дне кулуара и все время какой-нибудь камешек да уходит вниз. Хватаешься за стенку и глыба весом в пару сотен кг легко поддается нажиму руки и отслаивается от материнской породы. Приятного мало. А снизу доносятся крики товарищей, возвещающие о том, что они думают по поводу пролетающих камней и того кто их пускает.

В 14 часов все собрались у развилки кулуаров, начинаем спуск. Опять бьем крючья и провешиваем веревку. Крючья оставляем в скале, лезть вынимать никто, естественно не хочет. В целом спуск занял почти 4,5 часа, при этом оставили 3 крюка и, что самое обидное, камнями перебило веревку в трех местах. В результате вместо 50 м конца, получили три куска с максимальной длиной 21 м. Очень обидно, и главное, предопределило наш дальнейший поход – лезть на перевалы сложнее 1А фактически без веревки не стоило.

Спустились к моренному холму, Миша и Ева остались около рюкзаков, а остальные участники побежали на разведку в конец цирка, где-то же должен быть кулуар ведущий на «нормальную» Аэлиту. Перейдя через небольшой уступ, увидели искомое. Фака-макака! Как врет карта! По ней (хребтовке Ляпина) перевал обозначен справа от пика Дипломник, а по факту он слева!!! И почти в самом конце долины, в самом цирке! Вчера мы не дошли метров 700! Сообщили Мише по рации это «радостную» новость и пошли назад за рюкзаками.

Взяли рюкзаки и прошли опять в сторону перевала около 300 м. на Роной площадке поставили лагерь (T36 N55.618 E102 07.435). Ужин поспел к 21.30. Развили спирту и «отметили» 12-и часовую «тренировку в условиях приближенных к боевым».
Отдыхаем после "тренировки"

Отбой в 00 часов.

30.07.07

Подъем в 8.30. Был будильник в 7.00 – проигнорировали, сославшись на слабый дождь. Но полдевятого все же встали – пасмурно. Вышли в 10.55 после вчерашней «клоунады» собирались не шибко быстро. Подъем практически сразу от стоянки по средней осыпи к скалам, от которых начинается широченный (действительно около 60 м) кулуар на перевал.
Кулуар под перевалом Аэлита
До скал 30-40 мин х.в. высота 2270.
Вид в сторону Билюты
Начался дждь, постепенно набиравший силу. После остановки у «входа» в кулуар, поднимаюсь не останавливаясь, ребята стали быстро отставать. Подъем все та же средняя осыпь, крутизна склона около 30 — 35 град. Но много живых камней. Под самой перевальной седловиной снежник шириной около 30 м. Обхожу его справа по ходу вдоль стенки кулаура по камням. На перевал Аэлита (1А) вышел в 13.30. (T37 N51 55.168 E102 07.701). Кстати ГПС показывает высоту на 80 м выше заявленной. В туре нашел записку от 21.07.2005. Из-за перевального гребня дует сильнейший ветер, спускаюсь обратно метров на 5 и устраиваюсь у большого камня в ожидании товарищей. Пока ждал, весьма замерз, хотя сидел в не продуваемой и не промокаемой накидке. Народ пришел только через 40 минут.
Жандарм "перо"

В 14.30 пошли вниз. Спуск по мелкой сыпухе до жандарма «перо», метров 50-70, далее обходим «перо» справа, и ныряем в кулуар. Движемся кучно, осыпь средне-мелкая, много живых камней, в целом место весьма камнеопасное. Крутизна склона около 30 град. За час спустились к ровной зеленой, но заболоченной, полянке среди камней (T38 N51 54.949 E102 08.026). Пошел ливень – находим каменный козырек и устраиваемся на перекус. Время – 15.40. Долго рассиживаться однако не хочется, холодно.

В 16 часов идем дальше. Вначале около 200 м по крупной осыпи до очередной полянки, а затем муторный спуск, опять же по крупной осыпи до притока р. Угутере. Камни мокрые, идти приходится медленно, так что спускаемся почти 2 часа. Опознавательный знак нужной висячей долины – скала похожая на павиана (это если идти в обратном направлении).
Скала похожая на павиана.

Еще несколько сотен метров вдоль ручья и выходим на широкое поле, длинной несколько сотен метров. Отсюда просматриваются подходы к перевалу Тункинский (1Б). Первоначально мы планировали идти туда, но ныне, потеряв 2 дня на подходам по Билюте и в поисках перевала Аэлита, а также лишившись нормальной веревки, решаем спускаться в долину Иркута по реке Угутерэ.

В 18.35 обнаруживаем кострище и удобное место для стоянки на этом самом поле. (T39 N51 54.370 E102 09.072). Спускаемся еще около 0.5 км вниз по правому берегу реки, находим относительно ровную площадку и ставим лагерь в 19.20 (T40 N 51 53.936 E102 09.624).

Готовим ужин, поем песни. Около 23 часов опять начался дождь. Отбой.

31.07.07

Всю ночь идет дождь. Слышно как усиливается гул воды в ручье – вода активно прибывает. Вся спят, соседняя палатка стоит достаточно далеко — не докричаться. Пытаюсь связаться по рации, но народ молчит (как потом выяснилось включали мы рации с противофазе и интервалом в полчаса). Дожь ослаб лишь к 12 часам. Вылезли из палатки. Готовим завтрак и ждем, когда же окончательно прекратиться дождь, чтобы снять палатки.
Спуск вдоль Угутере

Вышли только в 15 часов. Нам нужно пройти по прямой до дороге всего 7,5 км, но известно что вдоль Угутерэ троп нет. В 2006 г. группа из Москвы спускала здесь девушку со сломанной ногой. Шли 2,5 дня.

Первые 1.5 км легко преодолеваем по тундре за 35 мин. А дальше наступает лес, настоящая дикая сибирская тайга.
Бурелом на Угутере
У всех в голове крутиться песня Г. Сукачева «… елок повалено, не продерись, камней навалено, только держись. Поворачивай к черту!». При этом падение реки весьма крутое в среднем 150 м на 1 км. Идти вдоль русла реки не представляется возможным из-за высокой воды.

Ползем по мокрому лесу и кустам со скоростью 500-600 м час! В 50-100 метрах выше реки. Дважды пересекли крутые промоины притоков Угутерэ. Пару раз также выходили на участки средне-мелкой живой осыпи, к тому же еще и «живой». Бесчисленное количество раз переползали через поваленные деревья. Рвать накидку о ветки желания небыло, поэтому уже через пару часов «прогулки» по лесу был мокрый насквозь.

Примерно в 21.30 прошли основной каньон реки и вышли к пологому спуску. Пройдя еще немного вдоль Угутерэ, нашли относительно ровную площадку в лесу и поставили лагерь около 22 часов. До дороги, обозначенной на карте, оставалось около 1,3 км. (T41 N51 50.768 E102 11.913)

Как же это хорошо, переодеться в сухое. Промокло на мне все, даже деньги, лежащие в поясном чехле без полиэтилена. Сушу их над горелкой. Допиваем остатки спирта. Отбой около 00 часов.

01.08.07

Подъем в 9.00. Переменная облачность. Дождя нет. Развели небольшой костер, чтобы хоть чуток подсушиться пока на горелке готовился завтрак.

Вышли в 11.40. Примерно через 300 перешли реку на левый берег по бревну. Почти сразу попали на остатки древней вырубки, вокруг точат огромные пни и не вывезенные стволы деревьев. По слабой колее на вырубке быстренько выходим на нужную нам дорогу, ведущую в поселок Тагархай, до которого по GPS 13,2 км. По дороге идем резво, останавливаемся редко, всем уже хочется попасть в цивилизацию. За 3 км до Тагархая, на пастбищах появилась мобильная связь – звоним домой, сообщаем что все хорошо, все живы и здоровы.

В Тагархай вышли к 17 часам. Почти от самого края поселка начинается асфальт, но на улицах ни души. Магазин тоже не нашли, хотя он тут есть. Вышли на автобусную остановку и почти сразу уехали в Аршан на бортовом грузовичке (в кузове, естественно) за 200 руб.

В Аршане сняли на один ночь жилье – отдельный домик, по 200 руб с человека и еще за 300 руб заказали хозяйке баню, а сами пошли наслаждаться плодами цивилизации, а именно пить пиво и кушать шашлык в открытом кафе с видом на горы. Весь поход мечтал!

К 22 часам баня была готова, попарились отлично. После бани «продолжение банкета» до 3 часов ночи.

02.08.07

Встал по будильнику в 9 утра и пошел в долину р. Кынгарги. Посмотрел на водопады, Аршан с горы и к 12 часам вернулся к домику – как раз уже все встали и почти был готов завтрак. К 13.30 часам пришли на автостанцию и купили на 14 часов билеты до Слюдянки (расписание автобусов узнали накануне вечером, гуляя по Аршану).

До Слюдянки ехали со всеми остановками около 3-х часов. Автобус нас высадил на железнодорожном вокзале, где посмотрели расписание «мотании». Так как сегодня подкидыша уже не будет отправились, наняв микроавтобус, на базу МЧС, где за 50 руб с человека можно спокойно ставить палатки почти на самом берегу Байкала.

На этом наша горная часть похода закончилась.
Последнее утро на берегу Байкала

Далее были три дня отдыха на Байкале в Слюдянке. А затем Листвянке, куда добрались проехав на паровозике «Мотане» по Кругобайкальской железной дороге, а затем переправившись на моторной лодке через Ангару. 5 августа поезд (ну а Мишу — самолет) принял нас в свои стальные объятия и начался путь домой.

Иннокентий Уханов

yuriy kuznetsovХорошие по качеству и очень интересные фото
10.10.2007, 10:23:11 |
Вячеслав ПетухинА если говорить про неточности на ляпинке (и на схеме Стрелюка соответственно), то на ней перевал Аэлита указан как раз точно. Вот только пик Дипломник не там подписан — а он главный ориентир для этого перевала.
24.10.2007, 18:16:01 |
Ольга КуликоваСпасибо за описание! Надеюсь, пригодится :)
05.06.2008, 02:27:56 |
Андрей Зорин"Мордор" на Перевальной неофициально зовется Лунной мореной.

05.06.2008, 09:14:21 |

Андрей Зорин: Однако, большую морену ниже ГЗЛ на Билюте надо обходить вдоль берега и/или по левому берегу, быстрее будет раза в три.

Да, можно сказать там прямо по руслу идётся — обычно там воды нет.
05.06.2008, 13:50:41 |
Марио АристизабалОчень интересно!!! Большой спасибо!!! Фотографией очень хорошие!!