"Целая неделя нескончаемый день
и полгода беззведная ночь"

Е. Летов

Идея поехать на Байкал возникла летом 2006 года, а окончательно оформилась в виде цели осенью, когда мы прочитали на сайте Природа Байкала отчет Пермских туристов о походе по Байкальскому хребту http://nature.baikal.ru/text.shtml?id=184. Тогда же и решили что и наш поход состоится на Севере Байкала.

Маршрут в общих чертах оформился к зиме 2006-2007 года под влиянием того что Дениско уже ходил там, а также наличием на маршруте категорийного перевала. Нам хотелось подвигов и приключений поэтому преодоление перевала Галкин стало главной, хотя и не единственной целью похода.

Второй целью похода являлась группа озер у подножия гор Черского и Птица: Гитара, Тазик, Проточное, Изумрудное. Восхождение на Птицу планировали как возможное, но необязательное. Кроме того обязательно хотели попасть на озеро Рыбное в долине реки Горемыка. Ну и заключительная цель путешествия — искупаться в горячих источниках на Котелках.

Забегая вперед, скажу что все главные цели похода были достигнуты.

В период подготовки, обязанности распределились следующим образом: Я — общие оргвопросы, детальная проработка маршрута и навигация на маршруте (так сказать Главный Сусанин :), кроме этого, так как я единственный в тургруппе умею читать и писать, на меня было возложено ведение дневника.

Марина — завхоз (пищеблок и аптечка), постоянно добавляла в чай подозрительные травы. Те галюцинации, что происходили с нами я связываю с ее деятельностью.

Жека отвечал за общее снаряжение и распределение весов. Из-за естественно выросшего шила в известном месте, на маршруте был главным разведчиком троп и путей прохода, регулярно заводил нас в буреломы, заросли сранника и на курумы. Веса он распределил тоже правильно, самый легкий рюкзак был у него.

Руководителя похода не было, хотя мне пришлось один раз им назваться (должен же быть хоть один взрослый в этом децком саду ?).

Общее снаряжение было нехитрым по причине того что горным снаряжением мы не умеем пользоваться и оно в наших руках — бесполезно. Таким образом из общей снаряги у нас было: веревка 8 мм — 30 метров (составная часть конца Александрова, приобретенного нами для сплава по Мане), палатка 3-х местная Ладога-3 (Normal), GPS-навигатор JJ Connect Navigator 100, 2 котелка на 2,5 и 3 литра (в одном чай, в другом еда), топор, пила цепная, карта, компас, сухое горючее, петарды (для отпугивания медведов), аптечка, удочка.

Личное снаряжение и одежда: для движения по маршруту в сухую погоду все одели камуфляж различных вариантов. Лично у меня был стандартный военный камуфляж, который мне выдают каждый год. Для дождя у Марины и Жеки были костюмы BASK Compact, у меня были только брюки от этого костюма, а также штормовка Rock Pillars и "каспер" Laphuma. У каждого были поларки, у меня и у Жеки из ткани Polartec (BASK и Sportex соответственно), у Марины — флисовая от Columbia.

Обувь — трековые ботинки разных фирм. У меня Lomer, у Жеки — Reichle, у Марины — Karrimor. Вообще с обувью у Жеки и Марины были главные проблемы в период подготовки (я свои купил еще весной). Спортивные и туристские магазины Красноярска просто не продают их летом, считая их демисезонной обувью (уроды!). Они свои боты смогли купить лишь за несколько деней до отъезда в магазине Trial Sport что на Взлетке.

Кроме того брали: спички в герметичной коробочке из под фотопленки, зажигалка, налобные фонарики, нож, ремкомплект (клей обувной, скотч, изолента), кружка, ложка (алюминиевая), москитол. Миски для экономии в весе, решили не брать. Ели все из одного котелка (врач-психиатр сказала что нам уже нечего бояцо).

Начитавшись предыдущих отчетов, понабрали кучу противокомарных средств. Я взял 5 ! больших баллонов москитола-аэрозоли. У Марины было 2 спрея по 250 грамм, у Жеки — 1 баллон аэрозоли рефтамид и 1 спрей москитол. Забегая вперед скажу, что из всего этого богатства нами было израсходовано всего 3 баллона с москитолом. Примерно на второй-третий день пути произошла адаптация организма к гнусу и далее мы репелленты применяли в редких случаях.

Спальники у Марины и Жеки были обычные отечественные из Холофайбера, рассчитанные на температуру до -2 и -11 градусов соответсвенно. Мы их используем на Манском слете, где они себя отлично зарекомендовали. У меня тоже есть подобный, но меня не устроил его вес — 1900 г и я, основываясь на отчетах тех кто прошел этим маршрутом раньше, купил себе очень легкий летний спальник фирмы High Peak — Lite Pak 800. Весит он 800 грамм, а экстремальная температура +6 градусов. В дальнейшем, оказалось, что это было правильное решение. Ночи были теплые и я ни разу не замерз.

Карематы у всех были одинаковые пенки из двух разноцветных слоев. Рюкзаки у нас были самые простые — у меня и у Марины — столитровые Витим-100 фирмы Nova Tour, у Жеки была 70-литровая косметичка Relief. Каждое утро Жека посвящал борьбе с ней, пытаясь запихнуть незапихиваемое.

Взяли по 2 пары обычных х/б перчаток с прорезиненными ладонями, которые продаются за копейки в любом хозмаге. Альпенштоки не брали потому что они растут в лесу.

В аптечку входил следующий набор медикаментов:

Аллохол

Лейкопластырь

Нурофен (мазь)

Бальзам спасатель

К счастью, кроме пластыря для потертостей и бальзама спасатель для солнечных ожогов, нам из всего этого богатства ничего не пригодилось, поэтому о степени эффективности такого набора медикаментов, ничего сказать не могу.

Рассчет продуктов велся из рассчета 17 дней похода (на самый худший случай — длительного ожидания погоды под перевалом или катера на Котелках).

Провиант был таков: каротошка сухая Ролтон (пакеты по 250 грамм), супы "письма" в пакетиках, сухофрукты, орехи очищенные, сахар, соль, приправы "пояса", чай, майонез, печенье, конфеты-леденцы. Мясо сушили сами. Получилось очень удачно. Из 8 килограмм свежего мяса, получилось две банки из под гербалайфа по 600-700 г весом каждая. Мясо прекрасно разваривалось и елось.

Хлебом занималась Марина, она сушила тонкие кусочки хлеба в электровафельнице, а потом упаковывала получившееся в коробки из под сока. Наиболее удобными оказались поллитровые коробки.

Спирта взяли 4 литра (Марина хотела взять 5). Реально ушло — 3. 1 литр выпили на Котелках с нашими новыми друзьями из Белоруссии. Спирт пили ежедневно за ужином. Разводили так что получалось поллитра разводки, при этом испльзовали два кусочка сахара и перчик. Спирт помогал расслабиться после напряженных переходов. Правда 1 раз, после перевала Галкин, позволили себе выпить полторы нормы.

Питание в походе было двухразовым. Утром суп из пакетов с мясом и добавкой вермишели (либо гречки) и майонеза, чай. Вечером — картошка Ролтон с мясом, чай. Вместо обеда устраивался перекус из сухофруктов и орехов. Запивалось все это дело простой водой из горных рек и ручьев.

Несколько раз удавалось разнообразить рацион хариусом или грибами. Чай, практически всегда был с травами — листьями смородины или брусники, а чаще всего — с горной лекарственной травой Бадан. Отличный, знаете ли чаек !

Забегая вперед, скажу, что состав и количество продуктов было выбрано абсолютно верно. Не было ничего лишнего и никто не чувствовал себя голодным. Молодец, Марина !

Таким образом, веса рюкзаков в начале похода были следующими: Марина – 13 кг, Жека — 18 кг и у меня рюкзак весил 20 кг (понабрал лишнего).

Так как мы не занимаемся спортивным туризмом, распорядок движения решили сделать наиболее демократичным: темп ходьбы взять небольшой, проходить в сутки не более 6-ти часов, дневки проводить на Рыбном (1 день), на Гитаре (3 дня), на Котелках (пока не придет катер), а также там где понравится. Однако реально иногда проходили больше, потому что втянулись в ритм и погода благоприятствовала.

Навигационное обеспечение похода заключалось в том, что я еще зимой распечатал в цвете, скачанную с инета карту (http://angara.net/geo/maps/baikalskiy/cherskogo/) и уяснил для себя маршрут. Маршрут мною был настолько много раз "пройден" по карте, что я чуть ли не представлял его себе воочию. Надо отметить, что реальная местность ненамного отличалась от моих представлений, сложившихся после изучения карты.

С самого начала планирования этого похода, было решено приобрести GPS-навигатор. Заблудиться я не боялся, но понимал, что этот прибор поможет нам сэкономить время и силы при проходе ряда мест в густой тайге, где почти не видны ориентиры. Особые надежды на него возлагались по обеспечению выхода на озеро Рыбное. С этой задачей прибор справился великолепно. Озера мы достигли за два ходовых дня, не тратя время на его поиски. Еще один раз он немого пригодился в конце маршрута, на развилке тропы которая вела на Котелки. В принципе, в этом случае мы бы и без него обошлись, но пришлось бы минут 15 почесать репу :) А так, прибор четко показал по какой тропе нам идти дальше. Все остальное время прибор был больше игрушкой, подсказывающей сколько километров нам еще топать до очередной точки. Тем не менее, его приобретение я считаю оправданным.

При планировании было решено приобрести самый простой и дешевый навигатор. В результате долгих раздумий, выбор остановился на JJ Connect Navigator 100. Долгое время, Жеке, его не удавалось купить. Прибор был приобретен буквально за несколько дней до отъезда, а точки в него заносились чуть ли не накануне. Для планирования путевых точек использовалась программа Ozi Explorer.

Для изучения маршрута, использовались также отчеты:

Особенно детально изучался отчет ребят из Белоруссии, как самый подробный, илюстрированый и почти полностью совпадающий с нашими планами. Часть его была даже распечатана с фотографиями и взята с собой. Чтение соответствующих глав из него, проводилось вечером после ужина. Спасибо вам огромное, ребята, вы очень помогли Жеке вспомнить азбуку! А если серьезно, то и вправда спасибо, ваш отчет нам очень помог. Правда отдельные моменты их похода нам показались смешными.

Для прохождения перевала Галкин, планировалось использовать фотографию из фотоархива Дэна и нитки маршрутов им нанесенные.

Состав участников стал определяться зимой-весной 2007 года. С самого начала кроме тех троих, кто реально пошел в поход планировался еще и Леха, но у него в самый последний момент не получилось с отпуском.

Опыт все участники группы имели очень небольшой. Жека и Марина имели опыт 1-го горного похода по Ергакам (Саяны) и 1-го по Алтаю. Я никакого горного или походного опыта не имел. Ходил в ПВД, имел большой опыт полевой армейской жизни плюс умел неплохо ориентироваться на местности.

Дэн, также рассматривался как потенциальный участник. Он самый опытный наш товарищ и уже ходил этим маршрутом. Однако и у него не получилось с нами пойти. Таким образом группа осталась без самого опытного участника, что вносило дополнительную остроту в предстоящее мероприятие.

Никаких дежурств или каких-либо обязанностей по быту решили не вводить. Решили делать все сообща по мере возможностей и настроения. Как показала практика, это решение оказалось верным и способствовало здоровой атмосфере в коллективе.

Широко использовались для подготовки маршрута материалы этого прекрасного сайта. Сейчас, готовя следующий поход на сезон 2008, не могу найти ничего подобного на район Приэльбрусья, хотя казалось бы исхоженный вдоль и поперек район.

С интересом следил за ходом подготовки сборной команды из разных городов на форуме сайта Природа Байкала (http://nature.baikal.ru/forum/tread.shtml?id=1758). Надеялся встретиться с ними на маршруте (что впоследствии и случилось).

Марина надеялась встретиться на маршруте с медведами, ей повезло меньше — от медведов удалось увидеть лишь их засохший помет, что ее крайне расстроило.

В целом подготовка к походу проходила спокойно и без нервов. Каждый делал свое дело и в результате, 20 июля 2007 года мы оказались на вокзале г. Красноярска.