23 июля 2007 года

Брод через р. Горемыка — "зимовье" — брод через левый приток Горемыки — озеро Рыбное

Спалось плохо. Вскочили аж в 6 утра. Разница во времени между Северобайкальском и Красноярском всего 1 час, поэтому часы мы не переводили, так что здесь и далее везде указано Красноярское время.

Выяснилось, что Жеке снился сон что кто-то приперся, а у Марины было тоже гнетущее чувство что и у меня. В натуре поганое место.

До 9 готовили завтрак, завтракали и неспеша собирались. Перед уходом наклеили нашу Калабахскую наклейку на березу, которая растет напротив брода. Наклейку должно быть четко видно с правого берега Горемыки.

В районе девяти утра я включаю навигатор, в 9:15 мы одеваем рюкзаки и начинаем движение по тропке, которую приметили с вечера. Надо отметить что "тропка" это чисто условное название. На самом деле это тонюсенькая нитка чуть притоптанной травы, изрядно пересеченная упавшими деревьями и изобилующая кустами.
Бурелом в долине Горемыки

Вскоре тропа теряется и мы попадаем в бурелом. Движемся вперед, руководствуясь показаниями навигатора. Наша ближайшая цель — зимовье, обозначенное на карте. Зимовье как таковое нас не интересовало, просто этот ориентир лежал как раз на нашем маршруте, мало того, через него проходила гипотетическая тропа, обозначенная на карте.

Через некоторое время зарюхиваемся в бурелом так, что рискуем просто переломать себе ноги. Продвижения вперед практически никакого. Решаем выбираться к реке, потому что белорусская группа в прошлом году делала разведку тропы в сторону склона и убив время и силы ее там не нашла.

Довольно шустро, по двум поваленным гигантским тополям, выдвигаемся к реке и тут же снова находим тропку. Обсудив случившееся, приходим к гипотезе, что после ночевки нам не следовало идти вдоль берега, а нужно было идти по тропе, идущей мимо вагончика. Возможно она ведет в обход бурелома и постепенно выводит к реке. Тем кто пойдет за нами следом, наверное стоит проверить это предположение.
Вот такие тут "тропы"

По тлеющей тропке, перебираясь через препятствия, движемся вдоль реки и довольно быстро пробегаем полтора километра.. Погода стоит прекрасная, светит солнце, жарко. В воде недостатка нет — река рядом, да и различные ручьи часто попадаются на пути. Поэтому пьем как кони. Говорят что это неправильно, но отказаться от вкуснейшей воды горной реки не было никаких сил. Под воду приспособили литровую бутылку из под Хан-Куля, привезенную из Красноярска. Она очень удобно помещается в боковой кармашек рюкзака Марины. До конца похода она так и осталась нашим штатным водовозом.

Проблем с переправой через ручьи не возникало. Обычно их удавалось просто перешагнуть. Честно говоря, судя по описанию ребят из Белоруссии, я ожидал встретить гораздо большее количество ручьев и настраивался на частые переправы, однако все оказалось гораздо более просто.
Рога Изюбря

Периодически встречаем навоз изюбрей, а однажды увидели висящие на кустах старые рога этого животного.

Наконец достигаем так называемого "зимовья". Навигатор показывает что оно где-то метрах в 50-ти в сторону завалов, но сходить с тропы и искать возможно несуществующее зимовье желания нет и я просто переключаю навигатор на следующую точку — брод через левый приток Горемыки.

Как потом выяснилось, человек шедший сначала впереди, а потом позади нас, встретил вдоль Горемыки аж три зимовья. Зимовья представляли собой низенькие (такие что в ней можно лишь сидеть, упираясь головой в потолок), чрезвычайно грязные избушки. Кроме соли, никаких продуктов там не было. На стенах висели капканы, изредка попадалась убогая посуда. Так что делать в них нечего и мы правильно поступили что не тратили время на их поиски.

В этот день мы довольно-таки часто пользовались москитолом. Мошка и комары не то чтобы донимали, но присутствовали. Как оказалось мы просто еще не адаптировались. Буквально уже дня через два, мы практически перестали пользоваться репеллентами.
Гарь

Между тем тропа вывела нас на гарь. Лес в ней горел 2 года назад. Это место отмечалось в обоих, изученных нами отчетах. По гари идти поначалу было даже легче чем по зеленке, где за нас постоянно цеплялись ветки. Некоторое время было даже какое-то подобие тропки, прижимающейся к склону. Затем тропка потерялась окончательно и мы опять втюхались в непролазный бурелом.

Слева, вдоль реки была непролазная чаща, впереди — завалы из толстенных стволов деревьев, справа был склон и была надежда что наверху будет более проходимый участок.

Лезем наверх и действительно — идти стало легче, появилось какое-то подобие тропки (возможно нам только так казалось). Набежали тучки, день стал серым.

Место вообще мрачнейшее — внизу такое ощущение что кто-то просто прошелся катком по деревьям и они смялись и полегли как трава. Дальше, к реке — чащобы в стиле Бабы-Яги. У нас, наверху — гарь и тоже поваленные деревья. Ощущение "поганого места" так и не покидало с момента выхода из лагеря. Птиц не слышно. В добавок ко всему, траверсируя склон мы нашли могилу. Точнее ее нашла Марина. Небольшой холмик на склоне сопки, обрамленный камешками. Мрак...

Между тем, склон стал поворачивать вправо — в сторону долины правого притока Горемыки, да и навигатор настойчиво показывал что нам пора спускаться. А внизу — кошмар из завалов. Сверху высматриваем место где бы проскочить заваленный участок. Наконец замечаем что-то подобное. Спускаемся, и с полчаса продираемся сначала через стволы деревьев, а потом и через чащобу. Постепенно лес редеет и мы опять находим подобие тропки. Усталые, останавливаемся на перекус.

После перекуса движемся по тропке, которая постепенно вывела нас на берег правого притока Горемыки.

Где-то в этом месте я нашел себе, пафосно говоря, — альпеншток, а проще говоря палку, которая прошла со мной весь маршрут и была оставлена возле пограничного столба на берегу Байкала. Вообще-то первую палку я нашел в самом начале дня, на тропе, немного отойдя от нашего места ночевки, но потом забыл на месте перекуса. Жека с Мариной сначала скептически смотрели на мою палку, но затем обратив внимание на то как я ловко с ней прохожу препятствия (особенно курумник), сами обзавелись ими, но это было уже на Рыбном.

Жека: палку я себе завел вроде в последний день перед перевалом тока, березовую такую, облезлую. а по курумнику не всегда с палкой удобно кстати, хотя бывает. а после перевала просто жалко снарягу :) бросать. удобная кривая палка была в гору лезть по снегу. жалко протерял потом.
Правый приток Горемыки

Бурный поток грохочет на ширине метров 15-20. Тропка ведет вдоль его левого берега. Местность забирает круто вверх. Идем по тропе, встречаем удобное место для стоянки. Возможно, именно на этом месте ночевали в прошлом году Белорусы. Жека предлагает идти дальше вверх, в надежде найти брод, обозначенный на карте. Однако навигатор настойчиво показывает что нам туда не надо, и наконец, когда его стрелка стала показывать чуть ли не назад, мы окончательно решаемся на переправу. Жека до сих пор считает что мы перешли сликом рано, однако брод на карте обозначен практически в районе слияния Горемыки со своим притоком. Мы же находились примерно на километр выше по течению.

На поиск удобного места уходит с полчаса. Вброд идти не представлялось никакой возможности. Ширина реки в этих местах достигала 30-и метров и поток бежал с приличного уклона, поэтому скорость течения была такой что вряд ли бы нам удалось устоять на ногах. Плюс было довольно-таки глубоко.

Занялись поиском поваленных деревьев. Наконец нашли одно толстое дерево, которое одним концом лежало на маленьком островке, а другим на противоположном берегу реки. До островка можно было добраться по камням и немного пройти по воде. Водоустойчивые боты это позволяли сделать незамочив ног.

Опять Жека организовывает перила. К тому же он переносит наши рюкзаки на тот берег. Переправа удалась, все прошло без приключений.

Движемся в лиственном лесочке по елезаметной тропке. Встречаем удобную стоянку, изредка переходим мелкие ручейки. Слева виден неширокий ручей, а на противоположном его берегу — склон, поросший лиственными деревцами. Вдоль ручья ведет тропка, но навигатор настойчиво требует свернуть с нее, перейти ручей и лезть вверх по склону. Так и делаем. Наверху обнаруживаем редколесье, поросшее кустиками. Погода снова разъясняется и идти по такой местности — одно удовольствие.
Каменная россыпь на пути к Рыбному

Но где же Рыбное ? Оно у нас стоит следующей точкой маршрута, но до него еще около 2-х километров. Особо смущает постоянный подъем по пути к озеру и обилие холмов. Какое-то время путь пролегал то вниз то вверх, затем вывел на, я так понимаю, бывшую наледь — кучу камней, рассыпанных как бы по руслу бывшего ледника, под которыми бежал ручей. Берега этой россыпи были усеяны кустиками голубики. Ягода уже созрела и вполне годилась для еды, но сорвав пару штук, решаем не отвлекаться, потому что уже вечереет, уже 19 часов, а у нас впереди еще 1,5 километра пути. Для скорости принятия решения я напомнил, что в ягодниках часто встречаются медведы.

Справа от "наледи", на небольшом склоне замечаем зимовье, но опять проходим мимо, не отвлекаясь на его исследование. По камням идем довольно быстро и в конце упираемся в заболоченное местечко. Продравшись через заросли опять попадаем на склон. Я весь в непонятках. Не ожидал я увидеть тут такой изрезанный рельеф. Судя по карте — тут был обозначен лишь один холм, все остальное представляло постепенный подъем заросший лесом. Достаю карту и, сверившись с ориентирами, понимаю что озеро где-то рядом, поэтому доверяюсь навигатору и мы тупо прем вперед.

Вскоре обнаруживается тропа, которая сильно петляя ведет нас по склону холма постепенно забирая вверх. Наши силы на исходе. Остановки начинаем делать чуть ли не каждые 100 метров по навигатору. Сильно вечереет. Навигатор показывает что до озера всего полкилометра, но подъем все продолжается и становится все круче и круче. Впрочем идти несложно — лес хвойный и препятствий немного.

Наконец, когда навигатор показывает что до озера еще 300 метров, после очередного подъема, Марина, шедшая впереди, неожиданно резко вышла на озеро. Дело в том что точку мы поставили чуть ли на середину озера, чтоб ни в коем случае не промазать. Вот и получился такой эффект. Это произошло в 20:45.

Все, пришли, выключаю навигатор — батареи надо экономить.
Заболоченный берег Рыбного

Немного спустившись, попадаем на левый, заболоченный берег озера. Под ногами — мох, который как пуховое одеяло проседает под ногами. Ощущение что идешь по трясине, покрытой толстым покрывалом. Я делаю небольшую разведку места стоянки, но не нахожу на этом берегу ничего пригодного.

По камням переходим ручей, вытекающий из озера и на правом (по ходу нашего движения) берегу находим небольшое место стоянки. Тут же падаем. Места тут немного, на 1, максимум 2 палатки, но нам этого достаточно.

Из последних сил, двигаясь как дохлые мухи, переодеваемся в сухое (на переходах все мокрые как мыши), ставим лагерь, готовим ужин. Сил нет даже отыскать или изготовить костровую палку. Поэтому используем мой "альпеншток". Я так и проходил с подпаленой палкой до конца маршрута.

После ужина откуда-то берутся силы сделать несколько снимков. Благо красоты открылись изумительные ! Впереди, совсем уже близко, виднеются снежные вершины, которые отражаются в зеркальной глади озера.

Это был самый физически тяжелый день за все наше путешествие. Сегодня шли 11 с половиной часов вместо запланированных 6-ти часов в день. Долина Горемыки оказалась настолько мрачным местом, что ее хотелось пройти как можно скорее и не останавливаясь. По расстоянию, мы сегодня прошли 16,5 километров, что тоже немало для такой местности. Успех сегодняшнего дня обеспечил навигатор, сэкономивший наше время и силы, которые наверняка бы ушли на поиски озера Рыбное, так хитро притаившееся на вершине холма.

Радует запланированная на завтра дневка и прекрасная погода, наступившая под вечер. Засыпаем как убитые в 23 часа.

Далее (Глава 4 Благодатное место. )