Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

На озере

Не успели мы еще палатки поставить, как от избушки, которую разглядеть можно было только по тонкой струйке дыма, отчалила резиновая лодка. Путь она держала в нашу сторону. К нам поспешали два лесника.

– Здравствуйте, кто старший?

– Здравствуйте.

Я, не дожидаясь вопросов, протянул лесным стражам разрешение. Несмотря на то, что оно начинало действовать лишь с завтрашнего дня, проблем не возникло. У нас только спросили, когда мы собираемся идти на само озеро и оставили в покое.

Тем временем опять припустил дождик. Друзьям моим это не помеха. Им непременно нужно развести костер. Кое-как загоняю в палатку двух Наташ. Остальных даже не пытаюсь. Мужики бегают по окрестностям в поисках дров, Танюха мучается с разведением костра. Это не так просто – всё, что могло вымокнуть – вымокло. Деревьев с густой кроной и сухими нижними ветками нет. Единственное подспорье – кусочек березовой коры, снятый с выброшенной на берег дубины. Но наша Таня так просто не сдается. Уже и дождевик китайский изодрала, а все не отчаивается. Для очистки совести я даю ей таблетку сухого горючего и лезу в палатку. Что ж мне, за компанию, что ли мокнуть? Только не долго я отсиживался. На помощь пироманке пришел Андрей и костер наконец-то разгорелся. Как по заказу и дождик кончился.

Наконец-то дорвавшись до водоема, Андрей цопнул спиннинг и отправился на рыбалку. Михайловна, как верный Санчо Панса, поплелась следом. Все остальные вертелись у костра и то советом, то еще как, помогали готовить ужин.
губа Аяя


Наутро
Водные процедуры
от вчерашней непогоды не осталось и намека. Разве что кусты да палатки всё еще мокрые. Солнце спешит стереть и эти следы. А мы не очень торопимся. Мишка с Михайловной устроили купание в Байкале (бр-р-р), Андрюха, невзирая на вчерашнюю неудачу, опять покидывает спиннинг. Все остальные трутся у костра в ожидании завтрака.

Надо сказать, что при составлении раскладки я решил считать не на шестерых, а на пятерых. Ведь девчонки вечно кушают по чуть-чуть. То у них диета, то у них аппетита нет, то им это не вкусное. Это я так думал. Глупый! Весь поход я нашу трапезу делил поровну, на шестерых человек. Не припомню что-то, чтоб кто-то не доел или предложил свою пайку товарищам. И это притом, что амброзии в меню не было. Вывод я сделал такой: если девушку не кормить конфетами, пирожными, бутербродами и прочими ерундовинами, кушает она, как здоровенный мужик! Если бы не рыба – ходить бы нам голодными. Но это я вперед забегаю.

После завтрака даю команду на сборы. Традиционно я собираюсь дольше всех. Командирский престиж обычно отмазываю тем, что в моем рюкзаке едут и котелок, и палатка. В этот раз мне даже отмазывать не пришлось – собрался первым. Причем собирал два рюкзака – свой и Наташин. Вполне довольный своими успехами, бегу за лесниками. Они должны нас сопровождать на озеро.

Дошел до устья речушки Аяя и призадумался. Как бы перейти? Ни мостика, ни бревнышка. Эх, придется снимать ботинки и бродить. Благо, дно песчаное – можно идти без обуви, не страшась поскользнуться. Уж было стал расшнуровываться, как меня заметили. Я тоже машу рукой.

– Мы готовы! – ору я изо всех сил.

– Сейчас придем.

На обратном пути моему взору открылся скромный памятник на берегу Аяя. Тропинки к нему нет, а лезть через стланик не хочется. Ладно, потом разузнаю, что там такое.

Друзья мои уже почти упаковались, так что к приходу «конвоя» всё было готово. Наши «экскурсоводы» осведомляются о режиме движения и все мы дружною колонной выступаем по направлению к заветной мечте.

Первым идет, вооруженный ружьем, зеленый брат. Я, было избравший себе место замыкающего, увидел, что эту обязанность взял на себя второй лесник и побежал вперед.

Не люблю ходить в хвосте. Даже если можешь идти быстрее, уткнешься в чью-нибудь спину. Если надо перелезть через бревно или еще какое препятствие, то придется ждать, а потом догонять. В общем, нужно постоянно подстраиваться под впередиидущих. А если отстанешь, что еще хуже, то на перекуре будешь отдыхать меньше всех. То ли дело идти первым! Выбираешь себе темп, выглядываешь всё по сторонам, весь становишься такой важный, будто кроме тебя и дорогу никто не сыщет. Ну а устанешь, так всегда можно предложить отдых остальным. Они-то наверняка этого только и ждут!

Лесника с ружьем зовут Костя. Кроме ружья, он ничего не несет и темп развивает очень даже приличный. Несмотря на полный еще рюкзак, я топочу рядышком. От меня не отстает Наташа и настырная Танюха. Андрей с Михайловной и Миха идут немного медленней, но сильно тоже не отстают. На ходу расспрашиваю Костю:

– Как там, на озере, народу много?

– Да вчера два эколога прошли и больше ещё никого не было. Так что вы в этом году первые.

Экологов мы вчера тоже видели. В Аяя они пришли пешком с севера, на ходу поздоровались с нами и прямо под дождем ушли в направлении озера.

– А медведей видели?

– Да как приехали сюда, следы видели. А так ручейник-то отлетался уже, так они в тайгу ушли.

– А чего вы без собаки ходите?

– Да убежала куда-то. Вчера кричали её, да она не идет. Набегается, сама вернется.

– А что за памятник там, – вспомнил я о давешнем открытии, – не медвежьих рук дело?

– Да нет. Это уже лет десять как, а то и больше. Он тут главный был.

– Егерь, что ли?

– Нет, забыл, как называется. Он тут двоих пытался задержать.

– Браконьеров?

– Да нет. Преступники они были. В тайге прятались.

– Аа-а, понятно. А сам-то из Северобайкальска?

– Нет. Из Байкальского. А вы откуда?

– Из Иркутска.

– Странно. Обычно иркутяне юг предпочитают, а здесь больше местные да с дальних городов. Иностранцы тоже всякие.

Тропинка очень хорошая. Спасибо волонтерам из «Большой Байкальской тропы». Я читал, они тут вроде в 2005-м работали. Всё расчистили, где нужно мостки навели, на болотине и вовсе местами деревянный тротуар построили. Одним словом – не тропа, а сказка.

После болотца, по которому пробирались минут тридцать, выскочили на замечательную лужайку. Устроили перекур.
На привале

Справляюсь у всех, как дела с ногами. Таня жалуется, что её новые Кампусы давят во взъеме, но вроде не очень сильно. Андрей успел набить мозоли. Это не удивительно. У него 47 размер и с обувью вечные проблемы. С трудом найденные башмаки являют собой гибрид ботинок и кроссовок. Разносить их он, конечно, не успел. А Михайловна провалилась в воду и промочила одну ногу. Они у неё – полная противоположность Андрюхиным. То есть маленькие. Зато ботинки удалось нарыть в секондхэнде всего за 400 р. Совсем еще новые, видимо какой-то ребенок из них вырос. С такой ножкой провалиться на болоте – плёвое дело. У самого меня начало побаливать колено. Только у Наташи да Михи всё в порядке.

Перекурили и пошли дальше. Вдруг стопорнулся Костя. Оказывается, он снял с себя клеща. Завернул его в обрывок газетки и сжег. Мы все осматриваемся – чисто. Скажу наперед, что несмотря на то, что выбранное нами время характерно наибольшей активностью клещей, мы за всё путешествие обнаружили ещё только одного гадёныша. Его снял с себя Миха. Однажды, примерно в такое же время я ходил в Саянах и каждые полчаса мы снимали с себя по две-три штуки. Их не то что сжигать, сбрасывать еле успевали. Так что сюда эта зараза, можно сказать, еще не добралась.

Озеро открылось нам без предупреждения. Вылезли на очередной бугорок и вот оно!

– Ур-рааа!

Происхождение у озера ледниковое. Когда-то давно ледник, сползая с окрестных гор, толкал перед собой груду камней. Другие камни падали на него сверху и их он на себе вёз. Опускаясь все ниже и ниже, ледник таял. Там, где он таял, оставались лежать камни. Так накопился здоровенный вал, преграждающий дорогу воде. Со временем ледник растаял совсем и получилось озеро. Но воду так просто не запрешь. Она нашла себе выход. Северная оконечность вала оказалась чуть пониже и вода устремилась туда. И не каким-нибудь ручейком – рекой! Река эта, так же, как и озеро, называется Фролиха.

Добрались за два часа. Костя сказал, что это довольно быстро. Некоторые и по четыре часа тащатся. Даже обеды посередине устраивают.

Стоять мы собирались на полуострове Валунном и, вместо того, чтобы побросать рюкзаки и сбегать на разведку возможности брода через реку Фролиха, идем туда всей толпой. Почти сразу натыкаемся на зимовье. Оно явно знало лучшие времена. Внутри грязища, везде валяется какой-то хлам, да и крыша протекает. При нашем появлении в воду плюхнулась выдра и стремительно стала улепетывать. Не то что сфотографировать, увидеть не все успели.

Идем дальше. Тропу здесь никто не чистил. Ветки кедрового стланика то и дело цепляют за рюкзак, как бы отговаривая идти в этом направлении. Но вот и река.

Бурный поток, шириною не меньше пятидесяти метров, устремляется к Байкалу. Ни о каком броде даже и мечтать не приходится.

– Вода сейчас сильно поднялась, – говорит Костя.

Имеющаяся у нас лодчонка ситуацию тоже не спасает. При таком течении её просто унесет на камни и поминай, как звали. Да и поместиться в неё вдвоем смогут только сделавшие её китайцы. Придется искать другое место. Мы разворачиваемся и идем назад. Еще от зимовья Костя показывал нам славную полянку неподалеку, на другом берегу – туда и пойдём.

– Не расслабляться, – командую я, – мужикам еще назад нужно успеть дойти.
Заливчик и протока между озерами Фролиха и Источное

Уже притомившиеся,
озеро Источное
мы премся вдоль берега в поисках лучшей доли. Наконец выходим на отличную лужайку. Расположена она на небольшом мысочке. С одной стороны от воды она отгорожена молодыми сосенками вперемешку с такими же березками, а с другой растет только несколько вечнозеленых исполинов и тут же мелководный заливчик. Вода совсем прозрачная и видно всё дно.

– Оп-па! А это что за монстр?

Андрей углядел в воде здоровенную рыбину и не медля ни минуты стал собирать свои снасти. Поймал он, правда, только сосну, но какой ажиотаж устроил!

Лесники тем временем сварганили костерок и вскипятили чайку. Я угостил их ирисками, а они нас малосольным омулем.

– Сетью небось поймали? – интересуюсь я.

– Не-ет, на удочку.

А глаза такие честные-честные. Ну да ладно, надеюсь, лов был не в коммерческих целях, а только для собственного пропитания.

После установки палаток и мы кипятим чаёк. А уж потом приступаем к готовке ужина. Лесники к тому моменту уже распрощались с нами и пошли назад. Я расслабился и предоставил кашеварить Тане. Оказывается, она прихватила с собой кучу сушеного щавеля, который если и предусматривался раскладкой, то только как дополнительный ингредиент к щам. Кроме щавеля в суп пошла только тушенка и специи. Может, еще немного капусты и моркови. Короче, почти одна ботва. Тем не менее, суп получился очень даже вкусным. Особенно с сухарями.

С удивлением смотрю на Андрея. Он наворачивает его наравне с остальными. Попробовали бы его этим в городе накормить. Родился он на Сахалине, после жил в Якутии и уж только учась в школе, переехал в Иркутск. Привык в детстве, что на столе разные дары природы. То свежая рыбка, то мясо с брусничкой, то ещё какая вкуснятина. А всякие салаты, помидоры – это без него как-нибудь кушайте. А тут мечет ложкой, как заведенный. Чудеса да и только!

– Только не рассказывайте об этом никому, а то и в городе эту бурду есть заставят.

– Почему «бурда»? – обижается Таня.

– Да не переживай, Танюха, очень даже вкусно! Просто Андрея такую пищу обычно не заставишь и в рот взять.

– Нет, это надо, мужика травой кормить? – никак не успокоится Андрей, – я что вам, барашек?

А сам так и трескает. Была бы добавка, так точно еще тарелку бы уговорил. Да и не мудрено. Полдня ходили. Даже перекус не трогали. Проголодаешься тут.


Утро снова подарило отличную погоду. Уже в девять часов повыскакивали из палаток – жарища! Сегодня в наших планах экскурсия по озеру. После завтрака мы похватали фотоаппараты и отправились в путь. Только вот незадача, буквально через двести метров тропинка куда-то подевалась. Вначале, продираясь вдоль берега, я пытаюсь её отыскать тут. Удовольствие не из приятных. На пути постоянно возникают разные препятствия: то кусты; то поваленные деревья; то ещё какая-нибудь гадость. Чёрт, но должна же быть тропа!

– Вы идите, как идете, а я попытаюсь отыскать её повыше, – командую я своему отряду.

– Ладно.

Ухожу от берега метров на пятьдесят – нету. Ещё немного – нету! Куда же она подевалась? Я возвращаюсь к своим товарищам. Мы пробираемся к самой воде.
На затопленной тропе

– Смотрите, вон она где, – обнаруживаю я потерю.
Залив Окуневый

Оказывается, тропа ушла под воду. Когда я разулся и выбрался на неё, воды мне было по колено! А ведь при нормальном уровне от тропы до воды должно быть ещё расстояние. Насколько же поднялось озеро? Самое печальное, что теперь вода забралась до самых деревьев, а это значит, что даже удочкой помахать не удастся. Да и по бурелому этому далеко не уйдешь. Особенно с моим побаливающим коленом. Пришлось нам, несолоно хлебавши, идти обратно.

По пути выбрались на небольшую лужайку с выходом к воде. Андрей принялся бросать блесну, Михайловна наблюдать за процессом, Миха с Таней фотографировать, а мы с Наташей пошли дальше, в лагерь.

Чем бы заняться? Наташа улеглась принимать солнечные ванны и читать Мураками, а я забрался в лодку и погреб к рыбакам. Но не тут-то было. Как только я выгреб из заливчика, меня подхватило течение и понесло в обратном направлении. Ну что ж, если нельзя проплыть вдоль этого берега, переплыву протоку и проберусь вверх уже там. Я изо всех сил стал махать веслами. Первый этап операции прошел удачно. Гребу вверх.

Упс! У одного из весел отвалилась лопасть. Дело в том, что весла состоят из трех частей, связанных между собой цанговым соединением. В воде пластмасса остыла и сжалась, вот лопасть и выскочила. Я однажды уже имел удовольствие нырять за этим веслом на Байкале, но там была вторая лодка. Мы тогда долго плавали, прежде чем отыскали его. А потом пришлось еще нырять метра на три. Сейчас второй лодки нет. Зато глубина поменьше. К счастью, исследование дна не заняло много времени и весло оказалось на глубине не больше метра.

Я на минутку представляю, что было бы, если бы это все случилось на средине протоки. Выгрести со стремнины одним веслом – нереально. Унесло бы в реку и размололо об камни. Тут же придумываю решение – я бы бросил лодку и добирался до берега вплавь. Хорошо, что я умею плавать, а если бы на моем месте кто другой оказался? К тому же вода очень даже не теплая. Ну да ладно, плыву дальше.

Обогнул мысок и решил посмотреть, что за следующим – пешком-то не походишь. Гребу вдоль берега. Прямо в воде стоят деревья. И не какие-нибудь ивы – толстенные сосны да кедры. Им явно здесь не место. Не перестаю задавать себе вопрос – насколько же поднялась вода?

За мыском стал просматриваться самый дальний берег залива Окуневый – это в него я заплыл. Эх, сплавать бы дальше, но я никого не предупредил и меня могут хватиться. Пришлось возвращаться.
Михайловна скора на расправу

Андрей к этому времени успел поймать щучку и нескольких окуней. Да не каких-нибудь мелкопузых – здоровенных лаптей, сантиметров по тридцать! Значит, не зря мы тащили сковороду, муку и масло. Я пристраиваюсь неподалеку, но ловить у меня получается только камни. Благо, лодка позволяет вытаскивать цепляющуюся за дно блесну.

Через некоторое время мы вернулись в лагерь – надо же отведать добычу. А тут в наш заливчик опять приплыла здоровенная рыбина. Та самая – вчерашняя. Мы с Андреем стали наперебой кидать в неё блеснами. И что вы думаете? Ей на наши блесны было начихать! Ну ладно бы просто не брала. Так она, даже когда они у неё под носом проходили, на них и не смотрела. Хоть бы испугалась для виду, так нет – сделала круг почета, продефилировала в полутора метрах от берега, высунула из воды морду, будто разглядывая нас получше, да и уплыла обратно, в озеро.

Ну и ладно. Нам и окуней на сегодня хватит. А какими вкусными они оказались…


Следующий день ничем особенным от предыдущего не отличался. Погода опять была замечательной. Андрей снова занялся рыбалкой – наловил окуней и хариусов. Мои потуги в этом направлении так успехом и не увенчались.
Экзотический жук
Привет, homo sapiens

Помимо уже узнаваемой «в лицо» здоровенной рыбины, в заливчике обнаружились окуни. Они забрались в затопленные кусты и время от времени хлюпали там хвостами. Танюха, удрученная моими неудачами, решила тоже испытать свою рыбацкую фортуну. Выпросила у Андрея какой-то тройничок и кусок лески. Привязала всё это хозяйство на двухметровую дубину и пошла пытать удачу в окунёвые кусты. Но, не то фортуна её была в тот день чем-то занята, не то окуни слишком сыты, чтобы на голый-то крючок польститься – не вышло у неё рыбалки. Только комаров зря накормила.

А может, оно и к лучшему. Полакомиться-то мы полакомились, а объедаться-то зачем? Ну, а чтобы мы не заскучали, местный Владыка развлекал нас показом фауны. То отправит уточек на смотрины. Да не каких-нибудь сереньких неряшек – цветастеньких красавиц. То жуку экзотическому велит приземлиться на палатку. А то и выдру заставит проплыть мимо. Только медведь не явился представиться. Ну, да мы и не жаждали знакомства.

Колено моё, тем временем, наконец-то перестало болеть – «Фастум гель» и эластичный бинт сделали свое дело. Спиртное почти всё кончилось и мужики пеняют мне, что я не предупредил, что ларька здесь не будет. В общем, решили назавтра выдвигаться в сторону Хакусов.


Далее (Пешка)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную