Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

ЭТИКА ОХОТЫ

Жизнь любого человеческого общества регламентируется в первую очередь этическими нормами, выработанными этим обществом в процессе исторического развития.

Как правило, каждый член общества знает, что такое хорошо и что такое плохо и располагает свободой выбора, как поступать в том или ином случае. Разумеется, постоянных и единых для человечества этических норм не было, нет и не будет, но у каждого народа (союза, объединения, общности людей) есть свои системы нравственных ценностей, которые защищаются общественным мнением и законодательством.

В идеале писаные законы только отражают выработанные обществом понятия о добре и зле.

Именно такое общество считается и действительно является морально здоровым.


В охотничьем деле страны о наличии нравственного здоровья говорить не приходится.

Охотзаконодательство и охота существуют сами по себе, отдельно друг от друга уже давно.

В результате былые охотничьи традиции частично утрачены, частично уродливо деформированы, а главной проблемой охотничьего хозяйства, ставящей под сомнение возможность его существования, было и остается браконьерство.

Трагичность в том, что общественное мнение почти всегда – на стороне нарушителей правил охоты, а ужесточение запретов, рост штрафных санкций, повышение количества всевозможных разрешений на право охоты и т.п. «меры» способствуют только обострению ситуации.

При этом все понимают, что проблему браконьерства только «полицейскими» методами в нашей стране решить невозможно.

Но «борьба» идет только по этому тупиковому пути.

Например, действующая уже полвека система лицензирования добычи копытных из центра показала свою беспомощность или даже бесполезность (численность почти всех «лицензионных» видов снизилась).

Но их список расширен.

Охотничьим законодательством не учитывалось, что охота в России на большей части территории страны – просто часть национальной культуры.

Связи народа с кормящим ландшафтом вполне естественны, именно они делают общность людей народом с присущими только ему национальными особенностями. А охота – одна из этих связей.

Попытки искусственно разорвать эту связь — бессмысленны и вредны, т.к. приводят к росту браконьерства.

Единственно приемлемый путь развития охотничьего дела – совершенствование законодательства и воспитание охотников и населения в целом. Необходимо добиться, чтобы охотничья общественность и население страны оценивали незаконную охоту правильно, адекватно опасности этого явления для общества.

Следовательно, необходимы простые и понятные всем нравственные критерии для оценки такого явления, как охота, причем во всех её проявлениях.

Идти тем же путем, что и страны, где охотничье законодательство соответствует реалиям времени и принято населением, — это значит идти долгим и болезненным путем. И в Европе, и в Северной Америке современное охотзаконодательство появилось как реакция общества (или его части) на оскудение угодий. Мы очень богаты и потому этот путь для России неприемлем. Воспитывать народ на собственном печальном опыте придется непростительно долго.

Проще заняться воспитанием сейчас, не дожидаясь истребления всего живого.

А нормальные, непридуманные, а рожденные самим народом нравственные критерии, или этические нормы давно уже есть.

Именно они управляют поведением людей в их повседневный жизни, в том числе в делах и занятиях, близких к охоте.

А охота ближе всего к любви, причем в её прямом, физического смысле. Придумал это не я, сопоставление такое же древнее,как сама охота, а прекрасно сформулировал его охотовед С.П. Матвейчук.

Все охотники знают, что охота и физическая любовь и называются одинаковыми словами – охота, страсть, желание, и в обоих случаях процесс самоценен, воспринимается как достижение и всегда главнее результата.

Так вот, охота, как и любовь, бывает разной – законной, незаконной и продажной.

Продажные любовь и охота – отдельная тема, к которой я обращусь в следующий раз.

Вернемся к браконьерству. Отношение общества к разным проявлениям незаконной любви очень разное, в том числе диаметрально противоположное, в зависимости от степени их социальной опасности.

Например, общество положительно относится к матерям – одиночкам, равнодушно – к супружеским изменам и гражданским бракам. Ведь его существованию эти проявления любви не угрожают, более того, они помогают обществу сохраниться во времени. Но при оценке действий насильников и растлителей малолетних общественное мнение совсем другое и зачастую жестче, чем оценка этих действий законодательством.

Это вполне естественно-здоровому обществу насильники, растлители и маньяки не нужны.

Браконьерство же как явление в целом оценивается народом положительно по многим причинам.

Главные из них – традиционно высокий социальный статус мужика-добытчика и потеря доверия к современным охотничьему и природоохранному законодательствам.

Но разные виды браконьерства по степени своей опасности для существования охоты очень и очень различаются.

В тех случаях, когда незаконность охоты только в отсутствии необходимых разрешений, путевок и лицензий, но охота остается охотой, реальной опасности для существования охоты как таковой нет.

А таковой вид браконьерства, как охота в возрасте до 18 лет, помогает охоте сохраниться.

Борьба с таковыми нарушениями должна вестись в первую очередь совершенствованием правил охоты, которые обязательно должны учитывать региональные особенности культуры охоты.

Надуманные ограничения, введенные государством на добычу видов, численность популяций которых зависит от факторов среды, а не от охоты, должны быть сняты.

Привожу несколько ситуаций современного браконьерства в Сибири.

Промысловик – соболятник добывает росомаху, повадившуюся ходить по путикам; охотники – гончатники радуются редкой добыче – рыси; деревенские старшеклассники принесли с тока косачей; пасечник сам решил проблему с медведем, посетившим пасеку; житель таежной деревни заготовил на зиму пару мешков глухарей; дачник сходил на тягу и принес пару вальдшнепов. Все они де-юре браконьеры.

Но общественное мнение их никогда не осудит. Ведь они де факто — охотники, хранители традиций русской охоты.

Их охота незаконна настолько, насколько незаконна любовь в гражданском браке.

Правила необходимы, но не единые, а особые для каждого региона страны.

А ограничения на охоту должны быть только логичными и понятными каждому охотнику.

Только в этом случае они будут соблюдаться большинством охотников.

При определении размеров стоимости права на охоту необходимо учитывать реальную платежеспособность охотников с одной стороны, и затраты на охрану и воспроизводство дичи с другой.

Нет ничего удивительного в том, что в густонаселенных регионах охота в хороших охотхозяйствах стоит дорого.

Но на большой части территории страны, в Российской и тем более сибирской глубинке, цена за право на охоту для местных жителей должна быть символической.

Люди, на бросающие свою землю, уже заработали свое право охотится на этой земле.

Если мы хотим иметь законопослушных, ответственных охотников, значит, надо им дать законное право охотиться.

Разумеется, браконьерство введением разумных правил охоты и цен на неё не искоренить, но зато можно будет свести к минимуму количество нарушителей – охотников.

Появится возможность добиваться осуждения нарушений правил охоты общественным мнением.

Но есть формы браконьерства, которые ставят под вопрос существование охотничьего хозяйства.

Это все способы добывания диких животных с помощью современных транспортных и технических средств.

Они безнравственны изначально, так как любая дичь перед техникой бессильна.

Называть охотой расстрел животных, искусственно поставленных в безвыходные условия, нельзя.

Но т.н. «охоты» ночью с автомобиля с мощным прожектором, преследование любых видов охотфауны зимой на снегоходах, летом на моторных лодках и т.п. уже становятся, что страшно, традиционными.

Охотничье мастерство и опыт успешно заменяются лошадиными силами, техника совершенствуется, на смену фаре идут прибор ночного видения в паре с тепловизором, а места, недоступные даже для браконьерских супервнедорожников, (последние убежища дичи!) успешно «осваиваются» с помощью моторных парапланов. А на дальних окраинах страны при трофейных турах клиентов «угощают» то «охотой» с вертолета, то – со снегохода.

В Восточной Сибири именно моторизированное браконьерство стало главной причиной сокращения численности популяций копытных, продолжается процесс их «добивания».

То же самое происходит в других регионах.

А нравственная оценка общества для такого явления, как моторизованное браконьерство, та же, что и для браконьерства в целом – равнодушная или положительная. Именно это позволяет явлению жить и развиваться.

Но ведь если охота близка к любви как таковой, то ночную добычу диких животных с колес из-под фары можно сравнить только с групповым изнасилованием. А если участники этого действа считают себя охотниками – то с групповым изнасилованием любимых.

Действия тех, кто гоняет дичь на моторных лодках или снегоходах в одиночку сопоставимы с деятельностью насильников.

А тех, кто для стрельбы по живым мишеням приспособил моторные парапланы, можно сравнить только с маньяками.

Отношение общества к насильникам и маньякам общественно и бесспорно, необходимо чтобы и действия их аналогов в охотничьем деле оценивались соответственно так же.

Предпосылки для этого имеются – моторизованные стрелки сами по доброй воле отказались от ценностей охоты, превратив в самоцель не её процесс, а результат. Кроме непосредственного ущерба охотфауне, действия моторизированных браконьеров опасны тем, что были и будут самым веским аргументом в антиохотничьих кампаниях. Поэтому охоте, чтобы сохраниться, нужно избавиться от механизированного браконьерства как от явления. Разъяснительной работы для этого недостаточно.

Наказание за беспредел и насилие на природе должно быть адекватными опасности этого явления.

Для всех механизированных браконьеров оно должно быть одинаковым – кроме штрафов и исков, обязательное пожизненное лишение прав на охоту и на владение оружием.

Причем эта мера наказания должна применяться ко всем лицам, находящимся в транспортном средстве во время незаконной охоты. Они все – соучастники, поэтому и отвечать за свои действия должны все, а не только стрелки.

Поскольку в нашей стране механизированным браконьерством традиционно занимаются т.н. «представители властных и силовых структур», для них за это занятие Закон должен предусмотреть обязательное освобождение от занимаемой должности. Наше общество только выиграет, если среди тех, кто занимает ответственные посты и обеспечивает порядок и законность, не будет личностей с психикой насильников.

Использование механического транспорта в целях охоты – отдельная больная тема.

Считаю, что мы уже опоздали с ограничениями на его использование, но лучше поздно, чем никогда.

В традиционных русских охотах, в конце концов, этот транспорт не использовался.

Чтобы их сохранить, вполне правомерно ставить вопрос о запрещении движения на механических видах транспорта по охотугодьям вне дорог общего пользования. Несогласных с этим предложением будет много – ведь охота станет менее комфортной. Но ведь зато и угодья станут богаче, и охотники здоровее физически, а главное – охота останется охотой. А для тех, кто любит комфорт, уже есть дорогие охоты европейского типа – загонные на фазанов, с вышки на прикормленных копытных.

В масштабе страны площадь охотхозяйств, специализирующихся на таких охотах, всегда будет мизерной.

Но если движение автотранспорта по охотугодьям страны ограничить, то в выигрыше будут конечном итоге сами охотники.

Ведь если лосиные или косульи загоны лишить колес, то и желающих участвовать в них станет меньше.

Значит, в угодьях появится больше места для любителей индивидуальных ходовых охот, да и дичи станет больше.

Упростится борьба с браконьерством, и т.д.

Почему – то в США и Канаде, где вездеходного транспорта на душу населения на порядок больше, чем у нас, на этом транспорте в подавляющем большинстве случаев только добираются к месту охоты.

А на охоте – ходят, а не катаются. Наверное, поэтому и дичи у них столько, что нам остается только завидовать.

Завидуем мы и богатству угодий европейских стран. Но ведь там есть и выполняются законы, охраняющие дичь и охоту.

Стрельба с транспортного средства там считается преступлением, и потому на диких животных и птиц можно любоваться прямо из автомобиля с дороги общего пользования. У нас не любуются – стреляют, вне зависимости от сезона и наличия лицензий.

И это будет продолжаться, пока по угодьям зимой носятся снегоходы, а круглый год – вездеходы.

Взывать к совести моторизованных стрелков бессмысленно так же, как и перевоспитывать словами сексуальных маньяков.

Преступление в охотугодьях – останется преступлением, с преступниками надо бороться жесткими методами.

А ведь было время, когда редкие европейские путешественники удивлялись, насколько богаты охоугодья России!

Хочется надеяться, что будущий закон об охоте признает охоту органичной частью национальной культуры и позволит защитить охоту от механизированного браконьерства. Но, к сожалению, наши законотворцы в большинстве своем – «представители властных и силовых структур» и потому трудно ожидать, что они сами себя лишат привилегией, позволяющих безнаказанно «отдохнуть» на природе.

Степаненко Виктор
Биолог-охотовед,
Почетный член Иркутской ООООиР.

Опубликовано в газете Российская охотничья газета № 43 (691) 24-30 октября 2007.


Степаненко Виктор


Страница 1 из 2:  1 2Следующая 
Александр Мамонтов"Люди, на бросающие свою землю, уже заработали свое право охотится на этой земле."
- Людей в стране много, еды достаточно. Охота для всех живых существ всегда была средством выжить, а не шлепнуть кого из спортивного интереса. Только волки способны резать, пока есть силы и то потом не охотятся пока не съедят все. Закон природы: гормоничное соотношение в системе хищник/жертва в случае людей не работает!
Если существует угроза жизни — на Вас прет миша и деться некуда — стрелять необходимо. Если Вы попали в наводнение, еда кончилась и сидите на острове с одним/двумя и т.д. зайцами — употребить их в пищу не зло, что бы выжить, но только для сохранения жизни своей и товарищей — не жировать!
Какая национальная культура? "Особенности национальной охоты"? Человек давно перешагнул планку самого вооруженного существа планеты. На Западе диком это поняли кончив многомиллионные стада диких животин. Когда мы то поймем?
Однозначно против любой охоты — только самооборона и выживание. Только!
Все остальное с транспортом или "честный поединок" — есть просто убийство :(.
Вы уж простите, если что не так, я ведь как чукча, что вижу то пою :). Только иного ответа дать не могу.
14.11.2007, 18:03:35 |
А. Софронов

"Однозначно против любой охоты - только самооборона и выживание. Только!
Все остальное с транспортом или "честный поединок" - есть просто убийство :(.


Поддерживаю.
Могу оправдать охоту мужиков из деревни коим пушнина-мясо в современной России статья дохода.
Но когда №X"@% нанимают вертолет, что бы поохотиться c автоматом и "удобствами" — это на мой взгляд полнейшее уродство.
14.11.2007, 18:44:30 |
Zoolyвы по-моему невнимательно читали статью...
На мой взгляд автор прав в принципе во всем, и сравнения хорошие, и лозунги правильные. Но только непонятно -а к кому обращается-то? есть какие-то меры ,уже приняты (или хотя бы разработанные)?
Ощущение, что автор пребывает в положении героя "Особенностей национальной охоты" — на Руси вот она какая была — морозное утро, загонщики, борзые и водка, а в России-то давно уже не та...
Насильники ведь газет не читают, и на "Природу Байкала" носильники природы тоже вряд ли ходят. А то что до нас это донесли — так не новость...
14.11.2007, 22:00:18 |
Олег Берлов

Насильники ведь газет не читают, и на "Природу Байкала" носильники природы тоже вряд ли ходят. А то что до нас это донесли - так не новость...


Нагорело у мужика!
Ищет моральную поддержку.
Обращается ко всем "членам общества".
Особенно, к подрастающему интернет-поколению.
14.11.2007, 22:25:52 |
Роман КабаковВсё похоже на глас вопиющего в пустыне. Если автор охотовед и почётный член ООиР, то, наверное, может приложить усилия "внутри системы" по "улучшающему законотворчеству". Но проблема, в общем то, не в охоте, а в особенностях государства — "что охраняем, то и имеем". Каждый охотник знает, что настоящие браконьеры всегда "от кормушки", т.е имееют права начальника в лесу, будь то егеря, лесники или "люди в погонах"
15.11.2007, 01:17:16 |
Надежда Степанцова"Но только непонятно -а к кому обращается-то?"
Да к нам с вами и обращается. Если мы согласны с его точкой зрения и аргументацией, то, возможно, будем ее пропагандировать. Может кого из своих близких и знакомых сумеем переубедить охотиться недозволенными способами (хотя бы), если уж совсем от охоты отказаться они еще не доросли. На некоторых могут не действовать законные запреты, но действовать слова людей, которые для них авторитетны или близки. Если каждый из нас сумеет образумить хоть одного горе-охотника, то это уже будет прогресс!
15.11.2007, 01:57:39 |
Евгений Рензин

Насильники ведь газет не читают, и на "Природу Байкала" насильники природы тоже вряд ли ходят


Ходят и читают. Я тут в дискуссии с Надеждой Степанцовой говорил, что ни кто из посетителей этого сайта не мусорит, а после имел возможность убедиться в обратном:(

В отношении охоты, в принципе, солидарен с А.Мамонтовым. "Мужиков из деревни" не поддерживаю, хоть и сочувствую их бедственному положению. Правда, и не осуждаю. Равно, как и не осуждаю тех, кто охотясь, не нарушает законов.

Ощущение, что автор пребывает в положении героя "Особенностей национальной охоты"


У меня такого ощущения не сложилось. Считаю, что подход к решению проблемы вполне здравый. Уж не знаю, чем там руководствуются охотники-любители, но запрещать охоту совсем — бесперспективно. А вот ввести разумные правила и надлежащий контроль — очень даже нужно.
15.11.2007, 02:05:03 |
Степаненко ВикторСпасибо за отзывы! Статья уже опубликована по адресу(Российская Охотничья Газета,тираж 45000 экз),ее цель — воздействовать на содержание готовящегося Закона РФ "Об охоте". На сайте она — для сведения.
С теми,кто отрицает охоту вообще, спорить не собираюсь, гуманьяки всегда были и будут. Говорят, что есть люди, которые счастливо живут, не зная любви, еще больше таких, кто не знает и знать не хочет охоты. Это их право, я его уважаю. Свое мнение никому не навязываю.
Но без нормального Закона РФ "Об охоте" природа страны не выживет. А я этого не хочу. Поэтому буду писать на эту тему еще.
15.11.2007, 21:26:07 |
Александр Мамонтов

....С теми,кто отрицает охоту вообще, спорить не собираюсь, гуманьяки всегда были и будут. Говорят, что есть люди, которые счастливо живут, не зная любви, еще больше таких, кто не знает и знать не хочет охоты. .......


Если возразить то нечего только плеваться, да обзываться и остается не так ли уважаемый? Какое уж тут уважение.
16.11.2007, 09:22:01 |
Дмитрий МызниковНу почему же нечего? Те кто отрицает законную охоту вообще, забывают, что они ходят в магазины (так уж устроен современный мир. что не надо добывать мясо на охоте, — достаточно сходить в магаз) и покупают необходимое питание. Или Вы Александр вегетарианец? Если нет, то хочу напомнит, — ради Вас кто-то совершает это самое убийство! И не надо тут лицемерить.
16.11.2007, 11:41:39 |
Александр Мамонтов

Ну почему же нечего? Те кто отрицает законную охоту вообще, забывают, что они ходят в магазины (так уж устроен современный мир. что не надо добывать мясо на охоте, - достаточно сходить в магаз) и покупают необходимое питание. Или Вы Александр вегетарианец? Если нет, то хочу напомнит, - ради Вас кто-то совершает это самое убийство! И не надо тут лицемерить.


Вот охотьтесь на коров, коз и свиней :))). Зачем природу то гробить? Вы просто охотник, а мне высшее биологическое образование было дано и в соответствии с этими знаниями я и говорю. Охота — страсть, тянущаяся из глубины веков, а мы ведь с Вами, Дмитрий от питекантропа чем то да отличаемся :)))) или Вы нет? ;).
16.11.2007, 12:36:10 |
Евгений РензинДмитрий, в магазинах крайне редко продают дичь. А если и продают, то Александр, весьма вероятно, её не покупает. Так что пропитание здесь не при чём. Ну, вот вы, неужели ходите на охоту пропитанья ради? Ни за что не поверю.
16.11.2007, 12:44:57 |
Александр Мамонтов

....А если и продают, то Александр, весьма вероятно, её не покупает. ......


Только из принципа, как бы она мне ни нравилась :). А вооще, пора в мясную лавку, тялятинка кончилась....:). До послеобеда :) !
16.11.2007, 13:02:51 |
Вячеслав Петухин

Вот охотьтесь на коров, коз и свиней :))). Зачем природу то гробить?


Ну тогда надо определиться, в чём всё-таки дело. В том что "убийство" или в том что ущерб природе. Это не всегда совпадающие, разные вещи, не надо их путать.
16.11.2007, 13:41:17 |
Александр Мамонтов Пожалуй надо ставить вопрос не что считать убийством ( это и ежу понятно). А на сколько это оправдано. И нужна ли и если нужна то какой должна быть охота.
Сразу возникает вопрос что есть охота?
На сколько понимаю, когда человеческие племена жили собирательством охота была единственным способом получения белковой и высококалорийной пищи, одежды. Здесь все оправданно. Далее с переходом на земледелие и скотоводство произошло большее стеснение площадей под пастбища и растительные культуры. Охота становится развлечением. Она уже не средство выживания а развлечение, бизнес, такой как забой морских котиков, китовых и т.д. Оправдано сокращение хищников, режущих скот, нападающих на людей. Вне сомнения, но перегиб этой охоты привел к тому, что к 90-м в Западной Европе самым хищным зверем стали лисы. Как хорошо известно в природе формировавшейся дольше, чем существует человек все сбалансировано растительность/травоядные/хищники/паразиты и даже сапрофаги. Охота в ее обширном понимании привела к сдвигам в экосистемах, последствия которых предугадать слишком сложно. Количество исчезающих видов растет и не все просто вытаптывается или душится промвыбросами/стоками. Остается еще и охота — жизненного смысла которой не осталось — это спорт, не смысл но итог которого смерть живого существа. Так что здесь имеем два аспекта.
1. Целесообразность — смысл убийства не умирающим с голоду охотником другого живого существа для забавы.
2. Чисто спортивный -попробуйте доказать, что такой спорт лучше футбола, марофонской гонки, яхтинга или альпинизма, если конечно альпинизм можно назвать спортом.

К примеру в дайвинге, альпинизме, парашютном спорте — человек рискует собой — живет иногда на грани жизни и смерти.
А охота — убийство другого, стремление не испытать себя, а просто показать всем и себе, что может. То, что практикуется в виде чистого поединка — с рогатиной на медведя есть извините просто глупость. Хочется проверить себя иди в альпинизм — высотный, скальный. Лучше придумать сложно. А способность убивать.... когда знаешь за кого стоишь рука не дрогнет и сотню себе подобных замочить. Только люди всегда стараются оттянуть это подальше, так почему убить на охоте живое существо так притягивает — своей легкостью — не так ли?
Если хочется крови — есть бои без правил. Либо ты, либо тебя, ну чем плохо?
Не человечно? А что/кто есть человек?
16.11.2007, 14:54:16 |
Вячеслав ПетухинНе надо, всё-таки, смешивать вопросы морали и целесообразности.
Нет единственно верной морали. Что считать убийством — вопрос далеко неодназначный. Для кого-то убийство это только убийство человека. Для кого-то и муху убить — убийство.
Моральные принципы можно пропагандировать, но нельзя заявлять, что вот эта мораль правильная, а та — нет.
Целесообразность же должна диктовать общие правила — законы.
16.11.2007, 15:05:11 |
Александр МамонтовО морали я вообще еще не касался :).
16.11.2007, 15:06:22 |
Александр Мамонтов

Не надо, всё-таки, смешивать вопросы морали и целесообразности.
Нет единственно верной морали. Что считать убийством - вопрос далеко неодназначный. Для кого-то убийство это только убийство человека. Для кого-то и муху убить - убийство.
Моральные принципы можно пропагандировать, но нельзя заявлять, что вот эта мораль правильная, а та - нет.
Целесообразность же должна диктовать общие правила - законы.


Именно так и не фунтом меньше :). Только целесообразность. Так в чем она в охоте в настоящее время?

Хотя, единственно верная мораль — не целесообразность ли?
16.11.2007, 15:08:40 |
Вячеслав Петухин

О морали я вообще еще не касался :).


Значит надо яснее писать. Твоё первое сообщение я понял так, что охота это плохо, потому точ это "убийство". Видишь ли, это рассуждение на уровне морали.

Только целесообразность. Так в чем она в охоте в настоящее время?


Э... Я бы не так поставил вопрос. А вот как: какие правила охоты целесообразнее установить? И, по-моему, автор здесь так вопрос и ставит.

А то, что какое-то поведение человека выглядит нецелесообразным, не означает ещё, что его надо запрещать. Например, сейчас уже осознаётся, что однополую любовь запрещать не стоит.

Хотя, единственно верная мораль - не целесообразность ли?


Нет, вот с этим я никаким боком не могу согласиться. Ни единственно верной такая мораль не является (как никакая другая), ни вообще заслуживающей внимания. Именно в соответствии с такой моралью "Цель оправдывает средства". Это всё уже проходили...
16.11.2007, 15:29:02 |
Александр Мамонтов

Значит надо яснее писать. Твоё первое сообщение я понял так, что охота это плохо, потому точ это "убийство". Видишь ли, это рассуждение на уровне морали.[cite]
В первом посте действительно форма морали проглядывала, но только для понятности :).

[cite]Только целесообразность. Так в чем она в охоте в настоящее время?
Э... Я бы не так поставил вопрос. А вот как: какие правила охоты целесообразнее установить? И, по-моему, автор здесь так вопрос и ставит. [cite]
Согласен, автор хочет узаконить охоту без обоснования ее целесообразности.


[cite]А то, что какое-то поведение человека выглядит нецелесообразным, не означает ещё, что его надо запрещать. Например, сейчас уже осознаётся, что однополую любовь запрещать не стоит.[cite]
Извини - глупость, хотя для многомиллиардных народов может и панацея :))).


[cite]"Хотя, единственно верная мораль - не целесообразность ли?"
Нет, вот с этим я никаким боком не могу согласиться. Ни единственно верной такая мораль не является (как никакая другая), ни вообще заслуживающей внимания. Именно в соответствии с такой моралью "Цель оправдывает средства". Это всё уже проходили...


Совсем нет. Вопрос в том, что считать целесообразностью — жизнь или смерть. Мне больше нравится жизнь ;).
16.11.2007, 15:41:33 |
Страница 1 из 2:  1 2Следующая 
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную