Kasimys

Содержание:

Скалистые вершины Кодара

Маршрут

На севере Забайкалья над болотистой Чарской котловиной поднимаются на трехкилометровую высоту вершины хребта Кодар. Резкий альпийский рельеф, многочисленные крутостенные вершины, современные ледники, нетронутая природа – все это привлекает к Кодару внимание туристов и альпинистов.

Кодар – это сложное горное сооружение, объединяющее несколько орографических узлов. Самый мощный из них, с высшей точкой 3072 м – пик БАМ, расположен в средней его части, в междуречье Сюльбана, Верхнего Сакукана и обоих истоков Сыгыкты. Крутизна стен главной вершины достигает 80°, и лишь редкие полочки, подчеркиваемые полосками снега, разбивают вертикали. Хребет разделяет истоки Верхнего Сакукана, Левой Сыгыкты и Сюльбана. В хребте Кодар активность современного горообразования проявляется в землетрясениях, следы которых можно встретить во многих местах. Во внутренних частях Кодара господствует альпийский рельеф с зубчатыми гребнями и вершинами, трогами и цирками, с пятнами снежников, россыпями каровых озер, курчавыми скалами. А на самых высоких участках хребта Кодар, в цирках и в верховьях трогов по истокам Сюльбана, Верхнего и Среднего Сакукана, Апсата и особенно Левой Сыгыкты лежат ледники.

В Кодарском высокогорье трудно найти топливо для костра. Верхняя граница леса в долинах Верхнего и Среднего Сакукана проходит на высоте 1700 м, а в бассейне Левой Сыгыкты – на 1500–1600 м. Южные склоны поросли лиственничниками, северные – темнохвойными лесами и парковыми лесами из березы. До высоты 1800 м поднимаются местами заросли кедрового стланика, до 1900 м – золотистого рододендрона, кустарниковых ив и березок. Выше – вплоть до ледников – господствуют горные лишайниковые тундры с кое–где альпийскими лужайками.

Из книги ХРЕБЕТ КОДАР
М. Лаптев, А. Лукашов

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик

(дневник похода на Кодар с 21 июля по 19 августа 2007 года)
– Песчаный карьер – два человека! – Я!
– Уборка конюшен – 1 человек! – Я!
– Не–е–ет! Для вас специальный наряд – поход на Кодар!
– Ой, ё–ё–ё…

Саня, на подъездах к Северобайкальску

Про Кодар я впервые узнала в 2006 году, когда искала информацию по Байкалу и Прибайкалью. В Инете наткнулась на дневник похода на Кодар Дмитрия Маслова (http://butter–walk.narod.ru), прочитала, и этот район прямо-таки запал в душу. И хотя на тот момент мы собирались на Байкал, в памяти что-то все-таки отложилось.

Летом 2006 года сходили на Байкальский хребет, посмотрели Байкал. Байкальская природа нам очень приглянулись. Так что весь год вспоминались летние приключения.

И вот настало время снова определяться с летним «отдыхом». В голове опять завертелся вечный вопрос – «Куда бы направить свой взор?» – Хамар–дабан, Саяны, Тянь–Шань? В итоге решение пойти на Кодар пришло внезапно – разгребая папки в «Моих документах», я случайно наткнулась на тот самый дневник о Кодаре. Опять заинтересовалась районом, прочитала несколько отчетов, посмотрела в Инете фотографии, закачала кое–какие карты. И вот – планы на лето вполне сформировалась!!! Идем на Кодар!

Еще я прочитала про Кодар у Заплатина М.А. (журналист и автор документальных фильмов про Кодар, Забайкалье, Урал). Его книга произвела на меня большое впечатление – хорошее техническое и литературное описание природы. Еще больше захотелось побывать в тех местах, тем более что некоторые места, описанные Заплатиным, есть и в нашем предполагаемом маршруте! В общем, все получалось более–менее чудненько, если бы не одна немаловажная проблема. Настала середина июня, пора бы уже точно определиться с группой. Но вот этой определенности как раз и нет. Народ из активной туристской жизни по разным причинам ушел в подполье. Время шло, а намеревавшихся пойти в поход на Кодар осталось только четверо… четверо девчонок (хорошая такая команда «Уралочка» – Маша (я), Наташа, Марина, Галя – все старые проверенные кадры турклуба «Зодиак» города Перми). Мы даже и маршрут проработали – город Пермь – поселок Новая Чара – река Средний Сакукан – радиально Мраморное ущелье – ручей Балтийскийперевал Балтийский (1А, 2600) – ручей Бироканрека Верхний Сакукан – радиально гора Куанда (1Б) – перевал Верхнесакуканский (н/к) – перевал Проходной (1А) – перевал Медвежий (1А, 2300) – ГМС – радиально перевал УПИ (1Б, 2350) + Олимп (1Б, 2310) – перевал Мурзилка (1Б, 2340) – река Апсат – озеро Зарод – поселок Кюсть–Кемда – поселок Чара – радиально Чарские пески – поселок Новая Чара – город Пермь. И успели оформить маршрутную книжку в МКК. Но в нашем турклубе не хотели отпускать нас такой командой, да еще на маршрут в сложном районе, поэтому усиленно искали нам попутчиков–мужиков. В итоге после активной массированной пропаганды внезапно получилась большая и не очень слаженная группа (нас стало аж 9 человек). И маршрут по мере движения пришлось изменить, но обо всем по порядку.

Представлю окончательный вариант нашей группы:

• Наташа – руководитель

• Женя – ремонтник

• Дима – участник

• Ольга – участник

Далее (Глава 1. По мотивам «Желтой стрелы» или как мы добирались до Кодара)