Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Глава 1. По мотивам «Желтой стрелы» или как мы добирались до Кодара

– Вот мы едем, едем, уже 6 сутки…
сменяются поезда, вагоны, станции, люди,
как у Пелевина в «Желтой стреле»,
вся жизнь – сплошной поезд…

Саня, на станции Новый Уоян


Дорога к подножию Кодара лежит через ж/д станции БАМа – разъезды Кодар, Сакукан, Леприндо и другие. Но лучше всего начинать путешествие, от станции Новая Чара. Там же можно договорится с местными жителями о заброске по долинам рек поближе к горам. Так мы и решили поступить. Но такая с виду простая схема подъезда вылилась в нашем случае в очень запутанную, а главное долгую дорогу. Суммарно мы потеряли при пересадках около 2 суток: как обычно РЖД «радует» туристов своим «сервисом» – купить прямые билеты в любую сторону с периферии невозможно – их просто нет в продаже.

Так что сначала мы добрались до Красноярска, там у нашей группы нарисовалась дневка (!!) растянувшаяся аж на 2 дня. Далее у нас были билеты на поезд Красноярск–Северобайкальск, а потом на пригородный поезд Северобайкальск–Новая Чара (Новая Чара – конечная точка наших железнодорожных скитаний).

Еще в Перми приняли решение, что в Красноярске съездим в заповедник «Столбы», где, судя по информации из Инета, можно переночевать на кордоне. Так мы и сделали, и ничуть не пожалели. Сам Красноярск нам понравился – очень уютный город с приветливыми жителями. В заповеднике мы остановились на кордоне, где за 70 рублей с носа нам предоставили в распоряжение большую комнату в доме.

Около кордона удивила рекламная растяжка с надписью – «За безопасную любовь к природе!»?? Что ж это за «безопасная любовь» такая к природе? Оказалось – малопонятный слоган рекламировал «полис антиклещ – купи прямо здесь!». Хотя даже после прочтения второй строчки осталось много непонятного – разве полис защищает от клеща? – он может только профинансировать моральный ущерб, нанесенный клещом, то есть природой, тогда где же обещанная «безопасная любовь к природе». В общем, все запутано как всегда. Не видать нам «безопасной любви к природе» как своих ушей! Придется по старинке любить природу, с опаской оглядываясь по сторонам, в любую минуту ожидая нападения крупных и мелких диких животных и насекомых.
В заповеднике "Столбы"

Подкрепившись, отправились на экскурсию в заповедник Столбы. По пути нас поймала съемочная группа РТР–Красноярск. Оказалось, что на Столбах в прошедшую неделю случилось ЧП – погиб человек. Они просили дать интервью по технике безопасности при прохождении скальных массивов и скалолазании. Женя не смог им в этом отказать.

После прощания с телевизионщиками, которые нас еще немного преследовали, и небольшого подъема, мы вышли на первый столб и окружающие его каменные глыбы. Здешнее сообщество камней несколько напоминает на наш «Каменный город», только более величественный. Увидав скалы, все естественно разбежались как тараканы в разные стороны. Потом Наташа пыталась собрать группу. В итоге оказалось, что безвозвратно потерян наш фотограф – Саша, на крики и вопли он не отзывался, видимо увлекшись съемкой, подался вглубь заповедника.

Рукавицы
Площадь заповедника оказалась приличной, и обойти его полностью за день не удалось. Но мы постарались ухватить, сколько возможно: сперва облазили первый и второй столбы – камни «Рукавица» и «Митра». Потом мнения о дальнейшем осмотре разделились, мы с Саней – пошли по связке третий и четвертый столбы, Дед, Бабка, Слоновье ушко и самый красивый камень, изображенный на всех Столбовских открытках, – Перья. А у остальных явно обострился «топографический кретинизм» и они рванули в южную часть заповедника, утверждая, что до темноты успеют осмотреть Манскую стенку (и чем уж она, в смысле стенка, их привлекла, непонятно?) и вернуться на кордон.

Мы с Саней в спокойном ритме прошли все намеченные камни. Мне больше всего понравились Перья и Дед. Дед больше похож на огромный слепок с персонажа фильма «Планета обезьян». Также с Деда открывается чудесный вид на Енисей, Красноярск и окрестности заповедника. Пока мы разглядывали камни, Санька тщетно пытался от меня избавиться, активно агитируя сфотографироваться на маленьком извилистом кедре, растущем на самом краю камня.

Когда вернулись на кордон (спокойно уложившись в контрольное время 22.00), там кроме уже весьма проголодавшегося Саши–потеряши еще никого не было. Втроем попили чайку, начали готовить ужин. Сотрудники кордона любезно предоставили нам для пользования электрический чайник и плитку. Охранник заповедника поделился с нами историей из своей жизни – один раз он отмечал какой–то праздник и решил съездить на Саяно–Шушенскую ГЭС, не знаю, как это у него получилось, но только очнулся он в гостинице Абакана. Во сюжет! Рязанову и не снился такой расклад!

Остальная часть группы пришла около полуночи. Уставшие, но типа довольные, что сходили. По быстрому поели и завалились спать. Вот только заснуть особо не получалось. Все массово страдали бессонницей. Видимо сказался сдвиг часовых поясов или просто сдвиг по фазе.

А утром Ольга обнаружила на себе впившегося клеща… И вместе Женей поехала сдавать насекомого в лабораторию и делать необходимые прививки. Остальные отправились на прогулку по городу с посещением самых интересных достопримечательностей Красноярска.

Вечером, докупившись продуктами, наконец–то снова погрузились на поезд. В вагоне места у нас не блистали удобствами, все больше боковые, да верхние. А Марина с Саней вообще ехали в соседнем вагоне. На остановках мы встречались с ними на перроне, мило беседовали и снова расходились по своим вагонам. Несколько раз за время пути мы рисковали потерять членов нашей команды – особой опоздываемостью отличились Саша и Марина.

Разговоры в поезде:

Женя: – Мне пришлось слить в туалете во время стоянки где–то на маленькой станции. Ждал–ждал. Ну а что поделать? Пришлось.

Саня: – А можно было нажать слив и в дырку крикнуть: «Извините»… Ну, тем, кто по колесам стучит.

– Кажется, туалет закрыли на обед.

В Северобайкальске обосновались на городском пляже. Поутру там было очень пустынно. По берегу ходили лишь сборщики мусора да тусовались жирные чайки. Мы разделились на несколько групп – по интересам, и каждая в свою очередь отправилась гулять по Северобайкальску. Наша подгруппа, пока на пляже не было народа, устроила дружный заплыв в Байкал, который в этом году необыкновенно теплый.

Оба Саши отправились гулять по Северобайкальску дуэтом. Во как! Кажется, эти два товарища хорошо скорефанились, да так, что мы их сообщество обозвали «Александр–club» – в силу общности интересов, задач и целей обоих Александров. Заседания их клуба обычно проходили вечером у костра под активные разговоры «за жизнь», сдобренные невкусной бесцветной жидкостью.

Они же первыми и вернулись с забега в город. Оставив их «на чемоданах», мы (Галя, Дима, Марина, Наташа и я) тоже поспешили отправиться на прогулку по Северобайкальску: пообедали в администрации, сходили в выставочный зал Северобайкальска, посмотрели творения местных фотографов, сувениры, поделки. А потом посетили Музей БАМа. Этот музей оказался довольно забавным, почти все экспонаты пропитаны идей социализма–коммунизма. Окунулись, так сказать, в те времена. На экспозиции были даже фотографии делегации Пермского домостроительного комбината. Мы узнали, что на протяжении 560 км БАМ проходит по северному Забайкалью. Этот участок начинается Байкальским тоннелем длиной 6,7 км, проходящим под перевалом Даван, далее дорога идет по долине реки Гоуджекит, пересекает по мосту реку Тыя, затем от Северобайкальска 23 км дорога идет непосредственно по берегу Байкала через четыре мысовых тоннеля общей протяженностью 5,4 км (в музее есть макет участка перегона СеверобайкальскНижнеангарск, который можно понаблюдать с Северобайкальской пристани). Далее дорога проходит по долине реки Верхняя Ангара, пересекая ее притоки, а также саму реку в районе пос. Новый Уоян, потом тянется по новому Северо–Муйскому тоннелю, протяженностью более 15 км, (сквозное движение по тоннелю открыто 30 ноября 2003 года), и выходит к реке Витим. Над строительством посёлков и станций на Бурятском участке БАМа шефствовал ряд союзных республик. Так, Литва сооружала поселок Новый Уоян, Белоруссия – Муякан, Эстония – Кичеру, Латвия – Таксимо, Казахстан – Новую Чару. Стало ясно, что БАМ воистину Всесоюзная стройка – правительством была выстроена правильная идейная линия. Умел все-таки совковый аппарат людей под свои замыслы организовывать.

После культурной программы рванули на рынок, а затем на пляж. Там нас ждала неприятность – экспертиза подтвердила наличие у клеща болезни Лаймы – Ольга с Женей думали что делать, идти Ольге на маршрут или нет. В итоге Ольга решила все же идти, дополнительно пропив цикл антибиотиков и лекарств для поддержания микрофлоры кишечника.

А Александр-club, видимо, чтобы снять стресс, основательно заправлялся жидкостью из бутылки под названием «Байкал» (и только после её полного опустошения ребята выяснили, что данное вино–водочное изделие сделано в Санкт–Петербурге и называется не «Байкал», а «Байка»!!) и кормили всех свежесоленым хариусом.

Когда загружались в поезд, выяснилось, что наш общий вагон на деле оказался купейным. Вот это сервис на БАМе – покупаешь билет в общий вагон, а едешь в купе! И только при полной загрузке вагона в каждом купе будут тесниться по 10 человек. Вот где начнется веселуха!

Но и сейчас народу предостаточно, и нас раскидали по разным купешкам. Радует одно, что через 4 часа будет станция Новый Уоян, и большая часть вагона выйдет – так уверяют старожилы, вот тогда мы и расположимся. А пока бурно общаемся налево: бабули из первого купе, оказавшиеся женщинами набожными, пытаются промыть Жене мозги. А мы узнали, что лето нынче холодное, озеро Леприндо только недавно освободилось ото льда, а в местах, куда мы едем, в прошлом году под камнепадом погибла туристская группа. Жуть! Также с нами ехал машинист БАМа, который рассказал много нового и интересного о железной дороге. Например, что небольшой участок БАМа идет по леднику, который в последнее время начал активно таять, поэтому железнодорожная служба пропитывает ледник керосином по основанию свай, чтобы он не подтаивал (!?!) не знаю, правда, или мы чего не поняли (!?!). А еще он рассказал, какой кровью достались Байкало–Амурской магистрали строительство многочисленных тоннелей...

…и действительно ближе к ночи пассажиров стало гораздо меньше.


Далее (Глава 2. Заброска, притирка, передел собственности или первые трудности)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную