Глава 2. Заброска, притирка, передел собственности или первые трудности

Горный поход – это не только красивые места и новые впечатления,
но 500–600 грамм «диетической легкоусвояемой пищи».

Походный эпос

27 июля (ручей Каменный – ручей Экса (притоки Среднего Сакукана), 4 км)

Рассвет в Таксимо
Ранним утром меня разбудил красивый рассвет в районе станции Таксимо. Который я пыталась сфоткать и поэтому металась по вагону с фотоаппаратом в надежде найти лучший ракурс. Вскоре железную дорогу стали поджимать горы. А вскоре за окном показались озера – Большое и Малое Леприндо. Окружающая природа так нас зачаровала, что в Новую Чару мы прибыли неожиданно, и после остановки состава еще в течение 10–15 минут бегали по вагону, собирая свои вещи с верхних полок. Напротив вагона нас ждал Мисюра Анатолий Иванович на Урале (заказывали машину из Перми по телефону – дом. 8–302–61–2–30–76, моб. 8–914–525–36–53).
Утро на БАМе

Пока грузились в машину, попытались позвонить в Спасательную службу МЧС Пермского края (сообщить о выходе на маршрут). Оказалось, это весьма проблематично – на вокзале и в гостинице есть автоматы междугородней связи, но нет в продаже карточек, за этим пришлось ехать на почту, а потом обратно к автомату – отзваниваться. Анатолий Иванович выдал нам бланки местного органа МЧС, которые мы тут же заполнили. Закончив все бумажные дела, отправились в путь!

Пока ехали, Анатолий Иванович рассказал, что за лето он успел забросить четыре группы – три по Среднему Сакукану и одну по Апсату. И еще сказал, что всего неделю назад в горах лежал двадцатисантиметровый слой снега, а сейчас установилась теплая погода, и снег растаял. Проехали «старую» Чару, уютный поселок стандартной застройки – усадебные и блокированные дома, центр – несколько административных зданий 2–х, 3–х этажных (администрация, суд, дом детско–юношеского спорта и др.).

Выехали в долину Среднего Сакукана, из окна машины стало видно Чарские пески. После равнинной части, так сказать щадящей, началась убойная болтушка, трясло так, что мама не горюй! Народ подпрыгивал аж до потолка. Для тех случаев, когда кому–нибудь становится особенно плохо, существует кнопка экстренной остановки (нажми на кнопку – получишь результат!), нажав её можно надеяться, что Анатолий Иванович сделает зеленую стоянку, а некоторым особо нетерпеливым приходит на помощь «спасжилет» – полиэтиленовый пакет.

Дорога, по которой мы ехали, раньше вела в исполнительно–трудовой лагерь (ГУЛАГ – Борский ИТЛ) – так называемое Мраморное ущелье, где с 1949 по 1952 год добывали уран. Видно, что дорогу делали на совесть – ее основа выложена лиственницами, поэтому спустя столько лет по ней может проехать Урал. Но ничто не вечно, – дорогу постоянно размывает и засыпает камнепадами. Анатолий Иванович поделился – «еще несколько лет и проехать будет невозможно».

На очередную зеленую стоянку тормознули около бивака геологов. Видимо, кто–то имеет виды на этот район, просто так изыскания проводить вряд ли будут. После геологов проехали еще немножко и подобрали группу из Чехии – трех мужчин и женщину. Один, видимо самый опытный, довольно сносно говорил по-русски.

Высадили нас на стоянке напротив притока речки Каменной, дальше дорога тоже идет, но местами заваленная, и машина проехать не может. Заброска обошлась в 6000 рублей.

На месте высадки обедаем. После обеда немного проходим – до стоянки около ручья Экса, видимо, Наташа решила вливаться в походную жизнь плавно. Надо отметить, что за состоянием дороги по долине Среднего Сакукана присматривают местные туристы, везде стоят столбики – указатели речек и тропинок на перевалы.

Установили лагерь и небольшой компанией пошли за грибами. Но ушли недалеко и быстро вернулись, не выдержав массированной комариной атаки. Так что на ужин пришлось обойтись теми, что насобирали по пути.

Вечерком Александр-club собрал удочки и отправился на рыбалку. Я тоже попыталась кого-нибудь поймать на свою палку-альпеншток, как делала это в прошлом году. Но в этот раз удача обошла нас стороной, улов не составил даже одной рыбки.

28 июля (ручей Экса – ручей Балтийский, 9 км)

Брод через ручей Поливанный
Вышли из лагеря рано, часов в 9.00, и вскоре подошли к притоку Среднего СакуканаШаньге. Переправлялись поэтапно – девочки перепрыгивали налегке, а мужики с грузом, причем почти все женские рюкзаки лихо переносил на себе Женя. Особенно экстремально прыгала Галя, а Женя её страховал.
Средний Сакукан

Дальше шли с небольшим подъемом, по пути ели голубику и рассматривали остатки строений – видимо, перевалочные пункты для ИТЛ. Здесь по дороге попадались участки мелкого кустарника со странными свойствами: как только заходили туда, случалось чудо – комары переставали донимать. Так как в густом подлеске комариный рой чисто физически не успевал за нами, путаясь в листиках и веточках... А вообще комары докучают прилично, особенно тому, кто идет первым – его преследует целое жужжащее облако. Последним, конечно, достается меньше, но и им хватает. Так и добрались мы до разрушенного моста, выше которого планировался брод. Тут же была уже знакомая нам группа из Чехии.
На грани

После некоторых раздумий и метаний по берегу решили, что будем переходить около моста, метров в 20–30 выше. Тут же на камнях валялись бродовые дубины, значит, в этом месте точно бродят. Долго размышляли, как лучше выстроиться. В итоге, брод перешли на грани – цепочку нашу чуть не разорвало где–то в середине, так как течение было нехилое. Но ничего, вроде прошли, чехи нам даже палец большой показали. Сами они бродили по одному, тоже экстремально – с камешка на камешек, повесив ботинки на шею (в бахилах химзащиты!?! – в таком обмундировании бродить очень рискованно, может случиться так, что вода начнет заливаться поверху и тогда наступит полный трындец). Девушку у них чуть не снесло, хорошо хоть мужики её страховали, так сказать, передавали из рук в руки.

Потом была всеобщая сушка и обед. Пока варили суп, Саша успел ругнуться с Наташей по поводу того, что она не отпускает его одного в Мраморное ущелье. После разборок Наташа, обиженная, уселась на прибережный камень и ни с кем не вступала в переговоры. Видно, что и Сашка тоже нервничает, и его понять можно – фотограф, и этим все сказано – увидел красоту, а запечатлеть не может. Остальные сушатся и загорают, благо погода способствует этому.

После обеда явно подобревшая Наташа выделила на всех 30 минут свободного времени. Народ балдеет – кто моет голову, кто просто наслаждается минутами тишины и покоя, а Сашке, Гале и Марине все же удается найти интересное место для съемки – роскошный слив во всю ширину Сакукана с бочкой, образованной им чуть ниже моста.

После обеденной фиесты поднялись по дороге, которая ведет от разрушенного моста, до развилки троп. Налево по ходу движения отворот на Мраморное ущелье, нам направо. Сначала тропа больше напоминала ручей – по ней то и дело устремлялись вниз водяные потоки. Но потом она стала забирать вверх, высокий лес кончился, начались курумники и кедровый стланик. Через три перехода дошли до ручья Балтийского, и на правом берегу в дебрях мягкого ягеля и стланика встали на ночевку.

Еще утром Дима подвернул ногу и поэтому весь день прихрамывал. Осмотр врачей с последующим консилиумом (не зря же в группе два почти квалифицированных медика) принесли неутешительный результат – растяжение не очень серьезное, но основательное.

29 июля (дневка, ручей Балтийский – ГМС, 1 км)

А наутро нога у Димы еще больше распухла. Решили подождать денек, посмотреть, что будет дальше. В экстренном случае оставим его на ГМС, а сами пойдем на кольцо ГМС–БалтийскийВерхнесакуканскийПроходнойМедвежий–ГМС. Вот только страшно Диму одного на 8 дней оставлять, мало ли чего. Остаться с ним на ГМС вызвались Галя и (или) Саша. Вариантов наших дальнейших планов было много, но решили оставить обсуждения до вечера – а сейчас дневка.

Она получилась довольно смазанной, погода была пасмурная, и идти куда–либо народ не изъявил желания. Полдня народ просто спал, к середине дня мне удалось вытащить Сашку (или ему удалось вытащить меня!?! – вопрос спорный) посмотреть водопады на Сакукане и сходить до ГМС (бывшая гидрометеостанция).
Водопад на Среднем Сакукане

До ГМС от Балтийского идти минут 20–30. Тропа вывела нас к бане, на противоположном берегу стояла довольно большая группа, которая собиралась бродить на этот берег. Сакукан напротив бани широко разливается, и в маленькую воду брод опасности не представляет. Посмотрели их брод (бродили по 2 человека). Поговорили с руководителем – оказалось группа из Владивостока, делают горную четверку. Потом мы еще несколько раз пересекались с ними.
Ледяная рамка

Зашли на ГМС. Домик в хорошем состоянии – внутри печка, стол с лавками и двухуровневые нары. Человек двадцать свободно влезут. Все чисто, прибрано, есть топор и другие предметы обихода. На стенах развешены флаги, фрагменты карт, фотографии, деревянные поделки. Видно, что за домиком ухаживают. Обстановка очень уютная.

На обратном пути решили посмотреть каскад водопадов вблизи. Аккуратно спустились к воде. Внизу в ущелье холодно, по берегам стелются причудливые глыбы льда, но зато открываются красивые виды на водопады. Устроили там небольшую фотосессию.
Каскад водопадов на Среднем Сакукане

Морра

А когда вернулись, оказалось, что в лагере разгорелась целая баталия между руководителем и Женей с Ольгой. И начался долгое и мучительное обсуждение и разбор последующих планов в связи с дисквалификацией одного участника. Долго обсуждали, как лучше изменить маршрут. В итоге Наташе все это надоело, она взяла быка за рога и решила все единолично – кольцо БалтийскийВерхнесакуканскийПроходнойМедвежий отменяется, Дима остается на ГМС, остальные участники группы делают радиальные выходы на перевалы Балтийский, под пик БАМ, перевалы Медвежий, УПИ, Мурзилка. Потом добавила – «решение обсуждению не подлежит».

Такой вариант устраивал не всех, но спорить никто не стал. Мне же было очень тяжело отказываться от нашего маршрута, так как я уже несколько месяцев только о нем и думала и уже успела в своих мыслях с помощью отчетов и фотографий побывать и на Верхнесакуканском перевале, знала, как лучше пройти Медвежий и в каком месте организовать подъем на Куанду. Отказываться от этого маршрута было тяжело, но видимо, необходимо. Возмущаться не стала, как выразился Саня по этому поводу (ему тоже хотелось пройти кольцо) – «если еще мы начнем бунтовать, то начнется хаос» (дословно). Видно не судьба там побывать.

ГМС
После обеда перешли на ГМС. Там уже расположилась группа из Владивостока. А вечером подошли наши знакомые чехи. Они сходили в Мраморное ущелье, а назавтра собирались на Мурзилку и далее по Апсату выходить в Чару. Один из чехов, тот самый говорящий по-русски, рассказывал байки из своей богатой туристической жизни, этакий бородатый чешский сказочник – а на самом деле матерый турист, бывал во многих местах России, повидал всякого.

Ночевали все вместе в домике. Поэтому всю ночь было жарко и душно.

Далее (Глава 3. Вокруг да около БАМа)