Глава 3. Вокруг да около БАМа

30 июля (ГМС – перевал Балтийский (1А, 2600) – стоянка на озере под пиком БАМ, 10 км)

Утренний туман
Утро следующего дня было туманным, но к 10.00 туман внезапно быстро улетучился. И мы отправились на первый радиальный выход – планировалось за три дня пройти перевал Балтийский, подойти под пик БАМ, устроить там дневку с радиальным выходом на озера около БАМа и потом обратно через Балтийский вернуться на ГМС.
Почти вулкан

Дорога на Балтийский показалась не тяжелой, но какой–то затяжной. Мы шли по левому берегу, хотя лучше начинать движение по правому, а по выходу на зеленку переходить на левый берег, где идет тропа. Подъем представляет собой длинный тягун – сначала по тропе через стланик, дальше тропу засыпало камнепадом и нам пришлось преодолеть очень неприятную сыпуху (лучше обойти это место по правому берегу), потом пошли альпийские луга и морены.

Александр-club на очередном пит-стопе с размахом размечтался об утопическом креме с идеалистическим названием – «От всего и сразу!» Из аннотации к крему: крем противокомаринный, для загара, после бритья, противозачаточный, антипохмельный, смягчающий и прочее. М–да, мальчики, мечтать не вредно!

Во время обеда испытываем горелки, ветрозаслон делаем из рюкзаков. Сашка расположился напротив группы цветов и прикольно подползает к ним, то с одной стороны, то с другой. Надо было видеть выражение его лица, когда его отрывали от этого дела – столько возмущения во взгляде, что лучше уж не мешать, а дождаться, когда он сам закончит съемку.
Островок отдыха

Долина ручья Балтийский
После выхода на хороший уклон можно было осуществить подъем двумя путями – по снежникам или по каменным россыпям, прижимаясь к левому борту долины. Мы шли по россыпям. Потом резкий перевальный взлет – там мы шли по чуть заметной тропе – и вот уже перевал. Внизу виднелась группа из Владивостока (половина их группы пошла на перевал Пионер, а другая на Балтийский, договорившись встретиться под пиком БАМ).
Последние шаги (на перевале Балтийский)

На перевале мы сняли две записки. Первая: «27.07.2007 г. 18.00 (12.00 по Москве) группа туристов из Москвы (Центральные округ) в составе: Рысаковой Елены, Кучереной Татьяны, Поповой Екатерины, Панкратова Павла поднялись на перевал Балтийский (1А) – 2600 м. со стороны реки Средний Сакукан. Двигаемся в направлении р. Бюрокан на В. Сакукан – пески. Сняли записку группы из С.–Петербурга от 25.07.2007. Погода малооблачная. Всем легкой дороги и хорошей погоды». Вторая записка: «Богдан и Таня из Киева поднялись со стороны Ср. Сакукана 28 июля 2007 г. Солнечно. Идем на озеро под пиком БАМ» – кажется, это те ребята с Украины, с которыми мы списывались на форуме сервера Скиталец по поводу заброски.

Вид в долину Верхнего Сакукана
На перевале Балтийский
Вволю пофотографировав и полюбовавшись отрывающимися видами, начали спуск в долину Бюрокана. Спуск представляет собой очень мелкую сыпушку и местами даже приятный – по такой сыпухе ноги катятся сами, главное быстро ими перебирать. Но и особо разгоняться не следует внизу резкий переход на крупные камни, а там не очень побегаешь.

По ходу спуска было несколько нарицаний Наталье со стороны Оли и Жени: мол, не там спускались, опасно очень, техника не та и т.д. В общем, трения не заставили себя долго ждать, чем немного подпортили отношения в группе.

При последнем сбросе высоты до Бюрокана мы снова застряли на склоне, так как не заметили уходящие вправо туры. Потом Александр и Марина свернули на тропу и спустились по ней (Женя с Ольгой спустились тоже здесь), а оставшиеся участники, в том числе я, потихоньку сползли по этой неприятной осыпи.

Потом был небольшой подъем до озера. Тропинка шла вдоль левого берега реки Бирокан и ледников по пути к пику БАМ (самая высокая точка Кодара). А вскоре – на вершине подъема – в вечерней дымке показался и он сам – величественный и царственный.

Под покровом неверного вечернего света добрались до большого озера, а там везде курумы. И где же мы будем ставить палатки? Саня с Наташей ушли вперед разведывать обстановку, а все остальные ждали, усевшись у большого камня, плотно прижавшись друг к другу. Наконец вернулась Наташа – чуть вдалеке находится маленькое озеро и рядом с ним слегка болотистая зеленка, где можно поставить палатки. Уже в сумраке с фонариками поставили палатки и стали готовить ужин на горелке.

После ужина вдалеке со стороны Бюрокана замерцали фонари, оказалось Владики (с Балтийского) ищут свою группу, которая должна была спуститься с перевала Пионер. Но, так как уже было достаточно темно и движение небезопасно, они встали рядом с нами.

31 июля (Радиальный выход под пик БАМ, 2 км, стоянка у озера под пиком БАМ – верховья ручья Бюрокан, 1 км)
Стоянка у озера в истоках Бирокана

Пик БАМ
Ура! Сегодня настоящая дневка. Вот только мне чего–то не спится, в палатке очень душно. Пытаюсь растормошить Наташку на купание в озере. Но все тщетно, она еще спит. А может только делает вид, что спит, а на самом деле ей просто лень окончательно просыпаться. В соседней палатке тоже все спят, кроме Александра, который по своему обыкновению ушел запечатлевать местные красоты. Пришлось идти на оздоровительные процедуры одной. Озеро оказалось жутко холодным, но окунуться в него после палаточного пекла было очень даже приятно.
Озеро под пиком БАМ

После того как все проснулись и позавтракали, отправились в радиальный выход под пик БАМ. Подъем был не очень напряженный, но медленный (из–за фотографирования). Зато, чем выше поднимались, тем становилось красивее. Открывались все новые и новые виды. Вышли к большому горному озеру с лазурной холодной и очень прозрачной водой, частично покрытому льдом. Еще поразила своими отвесными стенами очень красивая и необычная вершина между перевалами Пионер и Три Жандарма.

Галя с Наташей тут же занялись исследованием мини–айсбергов, орудуя ногами и палками. Все–таки отважные у нас девчонки! Остальные, обалдевшие от необычной красоты, несколько минут просто сидели и наслаждались окружающим пейзажем.
Озеро в верховьях Бирокана

Озеро под пиком БАМ
После мы продолжили движение вдоль озера, оставив уткнувшегося глубоко в видеоискатель Сашку на вольном выпасе. Курумы вскоре перешли в гладкие каменные скаты, обрамляющие озеро с северной стороны и образующие ровные, удобные стоянки. На одной из таких сглаженных природой площадок расположился лагерь сборной группы из Благовещенска, Куанды, Читы – сама группа ушла покорять пик БАМ, а в лагере остался колоритный заматерелый турист в семейных трусах и с рацией, чтобы поддерживать связь. Вчера у группы был тяжелый подъем, и им пришлось заночевать под самой вершиной. Сегодня они шли на спуск. Попытались искать глазами группу на склоне БАМа, но хоть видимость и была отличная, группу увидеть не смогли, уж очень далеко.

Чуть дальше озера, поближе к БАМу разместилась группа из Владивостока, спустившаяся с перевала Пионер (да еще как! Тоже с приключениями – из–за позднего выхода с ГМС и спешки ребята обнаружили, что навесили веревки на спуск в ту же долину, откуда пришли(!), в итоге группа спустились с перевала уже в ночи).

Обсуждение планов
Пока гуляли около озера, не заметили, как быстро пролетело время, а ведь мы планировали пройтись до ледника… но уже пора было возвращаться в лагерь. Поэтому решили еще немного погулять около озера и двинуть назад. Мы с девчонками (команда Уралочка) нашли небольшой снежник, и, вспомнив из курса отечественной истории установку генерала Суворова на общее оздоровление, решили устроить небольшую встряску организмам. Сначала просто бегали по снегу, играли в снежки, но по мере нарастания азарта действо стало обретать новые виды – кто–то предложил раздеться и поваляться в снегу и пошло–поехало… в общем, было весело.

Маша: – А давайте обтираться снегом!

Галя: – Да холодно, блин!

Маша: – Что ты, Галя, снег, он ведь теплый, им хорошо обтираться!

Потом, насобирав какие–то желтые цветы (якобы очень лечебные), пошли обратно. Еще надо отметить – мы часто использовали в пищу ревень (делали компот) и кислицу (добавляли в кашу). Эти растения произрастают тут в больших количествах.

Потихоньку спустились до базового лагеря, поужинали, собрали вещи и отправились под Балтийский, чтобы завтра было легче его проходить. Стали спускаться вниз. Вышли на очень красивую наледь на истоках Бюрокана с небольшими голубыми трещинами. Немного еще там погуляли. Дальше шли по тропе и курумам. И тут Галя случайно оступилась и подвернула ногу (с отеком, гематомой и другими вытекающими последствиями). Ну вот, еще один травмированный. Ну что за напасть! Гале приложили к ушибу снег, а Наташа тем временем забинтовала мой голеностоп.

На ночевку остановились на ровной площадке у Бюрокана близ большого камня, на котором был схематично указан поворот к Балтийскому. Гале оказали необходимую помощь – перебинтовали ногу, отстранили от быта, уложили отдыхать, а чтоб особо не скучала, дали МP3-плейер.

Разговор Гали и Наташи (когда Гале дали куртку согреться):

Наташа: – Может тебе еще штаны дать?

Галя: – Да нет, я верхом низ отогреваю.

На площадке было полно сухих кустов, поэтому газ решили сэкономить. Соорудили очаг из камней, сверху поставили котел. И готовили на дровах–веточках, а когда они закончились – кидали в печку мох. Процесс шел бурно, даже пришлось принимать экстренные меры:

Маша: – Женя, уменьши мохоподачу.

Вечером обсуждали, как завтра пойдем в связи с Галиной травмой. Женя, кивая головой в сторону Гали, произнес узловую фразу, имея в виду Галину ногу, но прозвучало очень грозно:

– Да она, наверное, сегодня ночью отойдет.

1 августа (верховья ручья Бюрокан – перевал Балтийский (1А, 2600) – ГМС, 9 км)

Подъем на перевал Балтийский (со стороны Бирокана)
Утром подъем в 7.00, поели, и на Балтийский. Галю разгрузили совсем и отправили с Саней пораньше. И они пошли, да так, что нагнали мы их чуть ли не на перевале. Галя без рюкзака просто порхала и даже прихрамывала весьма бойко. На этот раз поднимались по тропе. Дошли до предперевального озерца. А дальше мелкоосыпной спуск, который мы в эту сторону пролетели на мах, а вот в обратную сторону он просто – mama mia – до чего неприятный. Подъем – как будто на экскалаторе вверх поднимаешься, по ступеням, которые вниз едут. Прибавьте к этому жару, пылищу, оседающую на лицо, песок на зубах, гудение в ногах, взмокшие от пота футболки – удовольствие явно ниже среднего. Но (!!!) несмотря на это, очень противная часть подъема была преодолена. Причем Галя взлетела на перевал самая первая!!! На самом перевале сил ни на что уже не осталось, и народ просто рухнул на рюкзаки, так, полулежа, и перекусили.
Без сил

Сняли записку: «Группа туристов из г. Владивостока поднялись на перевал Балтийский (1А, 2500 м.) 30.07.2007 г. в 18.00 со стороны Балтийского: Варзегова Ольга (руководитель), Данус Юра, Уварова Елена, Шумкин Алексей, Алекснадрова Марина, Филатенков Александр. Солнечно, небо чистое, но ветрено. Следуем под пик БАМ. Сняли записку группы из г. Пермь (т/к Зодиак) за 30.07.2007 г. Идем встречать вторую половину группы, которые идут через пер. Пионер. Всем легкой погоды» .

Спуск с перевала Балтийский (в сторону Среднего Сакукана)
Спуск с перевала был куда веселее – в основном спускались по снежникам до пологой части, страхуя себя альпенштоком. Обедали (на газу) на таком же зеленом островке, как и тогда, когда шли вперед. На обеде Саша, окончательно прикончив карту памяти своего фотоаппарата, принялся за изучение достоинств и недостатков фотоаппаратов других членов команды. По результатам фотоизысканий обещал выдать рецензию на каждый фотоаппарат??? Ждем–с.

Оставшийся участок был легкий, но очень долгий, особенно в его последней части. Мы перешли на правый берег ручья, чтобы снова не попасть на сыпуху. К тому времени, как мы подошли к последнему спуску, наши Саши уже ускакали вперед, а Женя с Ольгой остались позади, так как Ольга немного перегрелась, и они шли не спеша. В общем, команда Уралочка снова в бою – вчетвером прорубались по звериной тропе в стланике, часто запинаясь натруженными ногами, при этом тихо интеллигентно матерясь и напевая про себя незатейливые песенки. Так и дошли до ГМС. Дима нас ждал с распростертыми объятиями и явно в приподнятом настроении.

Дима (после 3–х дней пребывания на ГМС): – ГМС – мой дом родной….

Он все это время не скучал – развлекали то одна группа, то другая: все шли разными маршрутам и с разными категориями сложности. Так что время он провел не зря, услышал много рассказов и баек, пообщался с народом. Все группы составляли Диме приятную компанию, поили чаем и даже подкармливали. Представляю: подходит группа к ГМС, а оттуда выбегает небритый, голодный, в порванной одежде Дима и так жалобно, но с ильфо-петровской настойчивостью в интонациях произносит – «Месье, Madame, je ne mangeais pas dix jours. Помогите, кто чем может!». Попробуй такому не отдай последний сухарик! Так, например, группа из Хабаровска будучи на экстренном выходе с маршрута (их группу застиг камнепад, один человек серьезно травмировал руку), оставила нашему Диме излишки еды – вкуснейшие сухарики, лапшу быстрорастворимую, пюре и палку сырокопченой колбасы. Которую, впрочем, Дима забраковал, хотя и съел половину. Нам досталась вторая половина. Колбаса оказалась вкусной и, главное, вовремя. Спасибо тебе, Дима, что сберег её для нас! И группе из Хабаровска тоже спасибо, за угощение!

В этот вечер на ГМС обитали москвичи – студенты–геологи–гляциологи МГУ, два парня и девушка – у них на Кодаре не поход, а плановая практика на леднике им. Н.Азаровой. Ничего себе МГУ практику проводит! Я бы тоже не прочь по Кодару побегать с тахеометром, но в нашем заведении предпочитают проводить практику в близлежащих к Перми урочищах.

Когда мы пришли, москвичи готовили обед, а так как заброска у них была вертолетная, то и обед был тоже «вертолетный» – щи из тушенки, картошки, капусты, морковочки. Все натуральное, свеженькое. А главное – полная кастрюля. Ребята и нас угощали. Сначала мы, страдая от излишней скромности, пытались накормить только мужиков, но потом, увидев все это великолепие, соблазнились и сами. Надо сказать – супчик у москвичей был отменный. Хорошо поели.

Саша, познакомившись поближе с москвичами, выяснил, что у них есть аккумулятор от машины для подзарядки аппаратуры, и не упустил возможности воспользоваться внеплановой электроэнергией (чего–чего, а батареек при таких красотах лишних не бывает) – подключил свой «слив» для фоток к этому аккумулятору, а вот с зарядкой пальчиковых аккумуляторов накладка вышла – отчего-то они перегрелись.

Вечером обсуждали дальнейшие перспективы – наше первое радиальное путешествие закончено, надо решать, чем будем заниматься дальше. Предложений море. Женя выложил интересный маршрутик ГМСпер. Мурзилка (1Б) – река Мурзилка – река Апсатрека Порогпер. 60 лет СССР (1Б) – река ШаньгаГМС. Этот вариант ему подбросили ребята из Владивостока. Я рассматривала это кольцо, когда планировали первоначальный маршрут, поэтому трудностей с описаниями перевалов и подходов не возникало. Так и порешили – завтра сходить в радиалку на один из близлежащих перевалов, а вечером точно определиться, кто идет на кольцо.

Наташа (очень эмоционально): – Да вы тут все расслабились в этом домике! Туда не пойду, сюда не хочу!

Спустя какое–то время, народ интересуется, куда пропала Наташа.

Женя: – Наверное, пошла домик взрывать, чтоб никто там не расслаблялся.

2 августа (Радиальный выход на перевал Медвежий, ГМС – перевал Медвежий (1А, 2300) – ГМС, 14 км)
Озеро под перевалом Медвежий (справа ледник им. Н.Азаровой)

По тропе на перевал Медвежий
На это раз в радиалку собрались почти всем составом (окромя Сани – в этот раз он решил отдохнуть), идет даже «изолятор» (да еще как!) – Галя и Дима, их ноги пока оставляют желать лучшего, но зато охота пуще неволи… Дима, видимо насидевшись на ГМС, бежит впереди всех, причем не по тропе, а по зигзагообразной траектории.

Туристы, да и ребята из МГУ (заносили аппаратуру на ледник, челночили много раз) протоптали на перевал отличную тропу – от ГМС идет много троп по правому берегу ручья Медвежьего, на склоне они соединяются в одну, и потом она прорубается по стланику.
С перевала Медвежий в долину Среднего Сакукана

Долина речки Ледниковой — притока Сыгыкты
Дальше тропа выходит на альпийские луга, постепенно набирая высоту. На ручьях – притоках Медвежьего, как и по долине Среднего Сакукана стоят таблички–отвороты на перевалы – Пионер, Сюрприз.

Небо подернуто легкой дымкой, а в остальном погода прекрасная – светит солнце. Только на горизонте, в районе пика БАМ, летает какая–то облачность. Идем хорошо, потому как налегке, да еще ветерок отгоняет надоедливый гнус.
Ледниковая

Вскоре вышли к озерам под перевалом. Там их три – все бирюзового цвета с плавающими льдинами, а по берегам снежники с голубыми скатами. Справа подъем на перевал Медвежий, в аккурат напротив второго озера. Перевал с нашей стороны легкий (1А) – подъем по снежникам, а потом по несложным курумам.

Подъем занял не более двадцати минут. Сначала вышли на истинную седловину (географическую) – она покрыта снегом, тур не просматривается. Затем перешли на ложную, там есть тур, оттуда на спуск идет тропа – в долину Ледниковой.

Ветра на перевале не было. С перевала видны ледники им. Нины Азаровой, Советских Географов и Тимашева. Хорошо просматривается перевал Три жандарма – присмотревшись видно, что действительно перевал состоит из трех «жандармов».

Виден пик БАМ – с этой стороны он действительно смотрится как пик – высокий и острый.
Каждому — свое

На перевале Медвежий
Поразила вершина между устьем ручья Медвежьего и речкой Ледниковой – она стоит под углом, наклонившись, и кажется, вот–вот должна рухнуть. Еще интересен основной гребень ведущий к вершине 2888 – когда смотришь на него, создается эффект двойственного гребня – он как бы двоится.

Сняли записку: «СТК «Тигрис» г. Хабаровск Дальний Восток в составе: Кочегарова Елена, Зыкова Евгения, Сабуцкая Светлана, Муравьев Роман, Кузнецов Максим поднялись на перевал Медвежий со стороны р. Ледниковая. Сняли записку группы туристов из с. Чебоксары от 22.07.2007 г.»
Озеро Мишка

Спуск с перевала Медвежий
Спускались по пути подъема. Марина с Галей насобирали каких–то цветочков – говорят – «лечебные, будем их заваривать и пить». Перед обедом женским составом сходили на соседнее озеро – искупаться. Холодно, но жутко приятно освежиться в таком водоеме, а мужики купались во втором озере.

Во время готовки обеда окончательно убедились, что мясо, которое сами сушили, окончательно прогоркло и стало невкусным (сильно чувствовалась горечь). Видимо, девчонки не выдержали нужный температурный режим, поэтому и случилась такая неприятность (за весь походный опыт приготовления мяса – это впервые). Девчонки отнеслись к этому нормально – невкусно, но есть можно, Димка с Женей взбунтовались и есть суп не стали, а Саша съел скрепя сердце и активно возмущаясь – «Моя теща свою собаку лучше кормит».
На озеро Спящая Красавица под перевалом Пионер

Озеро под перевалом Медвежий
После обеда мы разделились по интересам – Саша, Женя, Дима и Ольга пошли в радиалку на ледник им. Н.Азаровой, а мы «Уралочкой» – решили прогуляться до озера под перевалом Пионер.

По дороге на озеро прошли интересное урочище – огромные каменные насыпи, состоящие из камней мелко-крошистой фактуры, камень легко крошился в руке, а, сделав неосторожный шаг легко можно было провалиться в пучину. Шли там очень аккуратно, шаг в шаг, как по болоту. Чего только не встретишь в природе – каменное болото.
Озеро Спящая красавица

Наградой за этот переход стало озеро Спящая Красавица. Озеро действительно сказочное – большое, глубокое, стоящее в окружении отвесных скал, которые отражаются в водной глади. А вдалеке виднеется подъем на перевал Пионер (2А).

Наледь
А еще я заметила в одной из каменной глыб мужской профиль – жутко похожий на иллюстрацию к Пушкинскому сказу – «Ветер, ветер, ты могуч…». Вообще этот поход оказался богат на фантазийные картинки – на первой дневке я озадачила своих сопалаточников фразой – «Смотрите, горы мне улыбаются!» – вдали на одном из горных склонов виднелся снежник с характерной «улыбкой». А под перевалом Медвежий в озеро стекал снежник в виде мультяшного медвежонка, поэтому мы окрестили озеро Мишка.

Грань
Потом нам предстоял долгий спуск, который показался тяжелее подъема. Вернулись уже в сумерках. Потом готовили ужин и снова обсуждали планы…

Не буду вдаваться в наши сложные перипетии и рассказывать, как это происходило, но в итоге пришли к такому заключению – я, Наташа, Марина и Саня идем завтра на кольцо ГМС – верховья Среднего Сакуканапер. Мурзилка (1Б) – р. Мурзилка – р. Апсатр. Порог (радиально Апсатский водопад) – пер. 60 лет СССР (1Б) – р. Шаньгар. Средний СакуканГМС. На все про все 6 дней. Хотя можно было и вломить за 4 дня, но незачем. Пойдем в спокойном ритме.
Вечер бродит

Остальная группа – Галя, Дима, Саша, Женя, Ольга – либо покалеченные, либо просто не захотевшие идти на такое кольцо, остается на ГМС и пытается по возможности делать радиальные выходы на близлежащие достопримечательности.

Далее (Глава 4. Окольцованные)

Елена КочегароваНичего себе, как прикольно спустя столько лет случайно найти упоминание о случайной встрече! Это ж нашу колбасу вы доедали! :) У Макса, кстати, которого камнями накрыло, оказались две тоненькие косточки на тыльной стороне ладони сломаны, но все уже давным-давно зажило, он по-прежнему отлично играет на гитаре и поет (он пытался это делать даже с забинтованной рукой). Интересно, что мы умудрились пройти весь маршрут, так никого кроме Димы и не встретив. А сейчас читаю — вокруг столько народу было, оказывается!
Текст хороший, приятно было читать, и фотки классные. Скучаю по Кодару. Может, летом 2010 выберемся снова :)