Глава 4. Окольцованные

3 августа (ГМС – верховья Среднего Сакукана, 7 км, радиальный выход на перевалы УПИ (1Б, 2350) + Олимп (1Б, 2310), 3 км)

Брод через Средний Сакукан (в малую воду)
Как обычно планировали ранний подъем, но проспали. Вышли около одиннадцати. Погода хорошая, светит солнце. Сакукан перешли парами напротив бани, вода маленькая. Сашка нас немного проводил, до брода, а потом отправился на водопады, благо хорошая погода этому способствовала.

Рюкзаки достаточно легкие, из снаряги: палатка, пила–цепочка, веревка 6мм. – 30 метров (на всякий случай), газ – 4 баллона, горелка и 3 суточных мешка рассчитанных на 9 человек (нас сейчас 4 человека, на 6 дней как раз хватит).
Панорама верховьев Среднего Сакукана

После переправы поднялись на тропу, которая идет вдоль Сакукана по левому берегу, постепенно набирая высоту. На очередном привале обнаружили, что безвозвратно потеряли тропинку – пытаемся её искать. Результат почти нулевой, если не считать чьих–то весьма призрачных следов – здесь явно кто-то ломился. Идем по ним. Вскоре попадаем в зону стланика – но он легко проходимый. Обходим его по камням.
Водосбор сибирский
И оказываемся у цирка «Трон». Но, в конце концов, вдалеке увидели тропинку и поломились через все это великолепие (заросли стланика, карликовой березы, камни и болота) на альпийские луга. Ура, нашлась потеря!
Исток Среднего Сакукана
Дальше чешем по тропе. Её окружают лужайки с огромными синенькими цветами-водосборами.

На одной из полян встали на отдых – тепло, вокруг цветочки, в общем чудненько – природа явно усыпляет как в сказке «Волшебник Изумрудного города», но мы не поддаемся – надо идти. Делаем обед на последней зеленой лужайке около разлива истока Сакукана.

Потихоньку подходим под перевал Мурзилка. И тут Наташу посетила гениальная мысль – почему бы нам не сходить в радиалку на перевалы УПИ + Олимп. Мотивирует тем, что второй раз сюда подниматься нет смысла. Обсуждаем предложение. Все за! Кроме Саши – он идти не хочет, зато хочет немного вздремнуть. Оставляем его на каменном пятачке с палаткой и рюкзаками.

А вот и УПИ... для надежности сверюсь с картой
Восьмерка
Втроем отправляемся на штурм УПИ. Сперва поднимаемся по снежнику и каменной осыпи к предперевальному озеру – по форме идеальная восьмерка или знак бесконечность (кому как нравится). Оно почти целиком покрыто льдом, сквозь который изредка проглядывают голубые полыньи и холодная синева воды. Видимо, сказывается холодное лето.

Заворачиваем на перевал – оказывается, весь подъем покрывает снежник. Поднимаемся по нему – самостраховка альпенштоком. Подъем не очень крутой. На перевал взошли в общем-то быстро – 30 минут от озера, и мы на седловине.

Сняли записку: «Группа туристов из Санкт–Петербурга, в составе: Гаврилов Сергей, Колчин Петр, Смирнова Наталья поднялись на перевал УПИ со стороны Ср. Сакукана. Далее двигаемся на перевал «Проходной». Погода отличная. Сняли записку группы туристов из города Канск под руководством Раковой И.В. от 05.08.2006 г. Всем удачи и хорошей погоды» – с ними мы тоже пересекались на сервере Скиталец.
Кодар

Подъем на УПИ
Вид с перевала открывается просто потрясающий – видны все окрестные горы, распадки, внизу в долине ручья Боковой огромный ледник–снежник и несколько озер. Кодар раскрылся во всем своем великолепии. Острые каменные пики сменяют осыпные склоны. Вокруг отвесные скалы, к краю которых страшно подойти.

С седловины перевала поднялись на южную вершину, виды с нее еще более потрясающие, гребень обрывается крутой отвесной скалой – стало видно перевал Фактор (3А), озеро в цирке перевала и вся долина Сакукана. Нам показалось, что из всех перевалов, на которых мы были, УПИ самый интересный. Весь Кодарский хребет отсюда виден как на ладони.
Вид с перевала УПИ

При подъеме на перевал на склоне снежника я заметила огромное вытаявшее слово – «Земля» – видимо послание Кодара космонавтам, гуглу и инопланетянам. А еще на леднике Боковом бросились в глаза очертания котенка и суслика. В общем, моя весьма буйная фантазия в очередной раз дала о себе знать.

Далее ушли по гребню в северном направлении на перевал Олимп. Дошли до седловины. Там тур, в нем банка из–под кофе. Долго пытались её открыть. Наконец Наташе это удалось – методом древнего человека, впервые взявшего в руки камень. В банке записка аж 1996 года. Следующего содержания: «Группа туристов Уральского госуниверситета г. Екатеринбург в составе 8 человек, совершая поход IV категории сложности, вышла к туру на перевале с лед. Боковой в р. Ср.Сакукан, названный предыдущей группой перевалом Куваева. Оцениваем перевал в 1Б–2А. Погода превосходная, состояние группы отличное. Продолжаем движение в сторону пер. УПИ траверсом. Сняли записку группы из г. Красноярска от 19.08.1994 г. (26.08.1996 г., 13.00) Руководитель Булатов А.А.» .

Пик
Во дела! Неужели это не Олимп? Сверились с картой – нет, все правильно Олимп. Почему тогда никто не снял раньше эту записку. Может Олимп дальше? Наташа сбегала по гребню чуть дальше – там начинается крутая сыпуха и больше ничего.
Панорама хребта Кодар

Поразмышляли над этим, перекусили сухпаем и пошли на спуск. Попытались съехать методом жопслея, но ничего не получилось, так как снег оказался подтаявшим и не катил. Пришлось спускаться по всем правилам. А время–то контрольное уже на исходе. Поэтому спускались в режиме нон–стоп. Подошли к палатке – а Саня только, что проснулся и вовсе нас не потерял. Ну и чудненько!
Кодарский хребет

Уже внизу поняла, что у меня что-то не того с глазами – хотя солнце уже садилось, и было в облаках, камни и трава казались слишком яркими, и в глазах появилась резь, как будто всю окружающую действительность чересчур отфотошопили (а может они такие и есть, просто наши глаза воспринимают приглушенную цветовую гамму?). Оказалось, что и у Маринки та же фигня. Слишком долго находились на снегу без очков. Пришлось срочно реанимировать зрение.

4 августа (верховья Среднего Сакукана – перевал Мурзилка (1Б, 2340) – стоянка на реке Мурзилка (в 3 км от устья), 14 км)

Скалистый забор (перевал Мурзилка)
Мурзилка
Утром вышли с восходом солнца (в здешних горах это не слишком рано), нас ожидал подъем на перевал Мурзилка. Предперевальный взлет – средняя живая осыпь, последние 20 метров шли по своеобразной «тропе», которая все больше прижимается к скале, судя по ней можно сделать вывод, что перевал часто посещаемый. Седловина перевала – грандиозный скальный «забор» из острых пиков причудливой формы, а сам перевал – «дырка в заборе» – узкая щель, в которую надо вскарабкаться по вертикальной пятиметровой стенке – зацепки удобные, не осыпные.

Последние 5 метров на перевале Мурзилка
На перевале написали записку и попытались сфоткаться всей группой с автоспуска, жаль не получилось.
Спуск с перевала Мурзилка (в сторону Апсата)

Сняли записку: «31.07.2007 8.00 (Московское время) группа туристов из Санкт–Петербурга, в составе: Гаврилов Сергей, Колчин Петр, Смирнова Наталья поднялись на перевал «Мурзилка» со стороны р. Кондрат. Погода отличная. Далее идем на перевал «УПИ». Сняли записку группы туристов из Чешской Республики от 30.07.2007 г. Всем удачи и хорошей погоды» .

С северной стороны перевала на спуске лежит ледник – закрытый, покрытый снегом. Возможен его обход по осыпи – но так дольше, да и камни живые. Лучше по леднику – мы так и пошли, вскоре вышли на скальные выбросы, а дальше спустились в долину к озеру. Оно, как и все здешние озера, очень красивое и бирюзовое.

Спуск с перевала Мурзилка
Озеро под перевалом Мурзилка
Потом спустились на зеленку по тропе – она забуривается в кусты и там теряется (орографически правый берег). Наташа и Саня пошли на её поиски. Мы с Мариной сидим у рюкзаков, ждем. Вдруг метров в десяти от нас пролетает Наташка, не останавливаясь и не отзываясь. Вскоре подходит Саня. Кричим Наташку, она изредка подает голос. Непонятно, что произошло, почему она мечется? Но вскоре наши вопросы разрешились, Наташа вылезла из кустов – оказалось, она потеряла нас, вышла на не тот сток и искала нас там – голоса слышит, а где мы, понять не может.

Вышли из кустов на тропу. Немного прошли и решили пообедать. Во время обеда нас и застигла гроза, которая быстро закончилась и ушла в долину Апсата. Снова выглянуло солнце.

Река Мурзилка-Кондрат-Ягельная
Мурзилка-Кондрат-Ягельная
Идем вниз по Мурзилке – по прибережным каменным россыпям, иногда пользуемся фрагментами тропы, а в основном продираемся прямо по стланику. Тут он в отличие от Байкальского хребта не такой суровый, видимо из–за того, что здесь гораздо севернее. Мошкара донимает, хотя и не слишком. Но для профилактики Марина все равно обильно поливает себя убойным репеллентом. Да так, что, топая за ней по тропе, можно смело не бояться укусов любых кровососов – благовонный шлейф распространяется от Маринки на несколько метров. Так и идем!

На сегодня поставили себе цель дойти до Апсата. Но уже к десяти часам вечера стало ясно, что сделать это будет весьма проблематично. И к одиннадцати вечера встали в 3 км от устья на склоне, вымощенном мягким мхом. Ужин ваяли уже в темноте. Вечером где–то далеко в долине Апсата, сверкала гроза.

5 августа (стоянка на речке Мурзилка – река Апсат – устье реки Порог 6 км, радиально водопад на Апсате, 3 км)

Лабаз на Эвенкийской стоянке
С утра солнечно. Решили, что если хорошо пойдем, сделаем полудневку в устье реки Порог, а заодно сходим на Апсатский водопад.

Идем по хорошей тропе, уже виден широкий разлив реки – Апсат. По пути собираем грибы – маслята и нечто похожее на моховики, тоже съедобное. Спускаемся к Апсату, тропа вывела нас на эвенкийскую стоянку. Здесь несколько строений, в том числе лабаз – дом–сарай на высоких сваях для хранения продуктов от диких животных, сарайчик для барахла, несколько разной величины саней, свежевыстроенный сортир с «автосливом» в очень красивый ручей.

Отсюда наш путь лежит по тропе вдоль берега. На этом участке заболоченный Апсат принимает вид сплавной речки – появляются небольшие пороги. Дошли до реки Порог, и после 30 метров подъема по ее левому берегу встали на полудневку.

Перво-наперво устроили массовую помывку. Наташа нашла для этих дел удобную ванну за большим валуном. После мытья сушимся на огромных каменных валунах, огибая которые стремится вниз Порог. Камни уже достаточно нагрелись от солнца и теперь передают нам свое тепло. Хорошо-то как! Лепота!

Апсатский водопад
Чистенькие и отдохнувшие принимаемся за обеденные дела – варим грибовницу из маслят. Она получилась очень наваристая и главное(!) её было много, одним словом – поели просто замечательно. После обеда немного отдыхаем и отправляемся на водопад.

Водопад на реке Апсат
Каменная чаша
Переходим вброд Порог. Потом по прибрежным камням перебираемся до Апсата. От устья Порога на водопад ведет хорошая тропа.

Через 20–30 минут впереди уже слышен рев водопада. А вот и он – широкая река собирается в единую струю всей мощей рушится с пятнадцатиметровой высоты в каменную чашу, полную бирюзовой воды и пены. В чаше вода крутится, вертится, как будто кто–то установил в глубине гигантскую центрифугу. На выходе из чащи пенные вихри постепенно переходят в бирюзовую струю, которая степенно уходит в каньон и дальше движется уже спокойно. А еще кажется, что на это чудо природы можно смотреть бесконечно, вода словно притягивает к себе взгляд и не отпускает до тех пор, пока тебя не окликнут.

6 августа (устье реки Порог – верховья реки Порог, 4 км)

Утром по палатке забарабанил небольшой дождик, но к завтраку он закончился. Вышли и сразу полезли на крутой берег в надежде найти тропу. С полкилометра шли в состоянии раздробленного поиска. Наконец, вышли на тропу. Видимо она идет с эвенкийской стоянки и срезает угол, образованный в месте устья Порога в Апсат. Тропа очень хорошая, наверное, по ней гоняют стада оленей. Несколько раз преодолевали участки со следами селевых потоков. Мрачноватое зрелище – в зеленую глубь лесов с гор врезается каменный язык из перевороченных камней, песка, мелкой супеси, слизывая на своем пути всю растительность, выкорчевывая многолетние деревья.

На передыхе Наташка жует верхушки у кедрового стланика, утверждая, что ими можно пользоваться как зубной пастой.

Саня: – М–м–м! Это же «Орбит – кедровый стланик» – почувствуй вкус лета!

Немного не дойдя до стрелки истоков р. Порог, встали на обед. Пока готовили и обедали, ливанул сильнейший шквальный дождь. И хотя он вскоре перестал, но было уже поздно – мы все промокли насквозь. Соорудили костер до небес – сушиться. Вроде дождь закончился, но тропа сырая, а так как в запасе еще два дня, и мы уже почти под перевалом, остались тут на ночевку.

К вечеру распогодилось, облачность ушла. В долине реки Порог на камнях произрастает очень яркий «апельсиновый» мох, тон в тон к моим носкам. От нечего делать пыталась увековечить эту веселую композицию.

Жизнь в цвету
На ужин решили пустить в дело остатки Сашкиных заначек – тушенку и бонусное какао, а еще Сашка допил спирт. По обычаю в этот торжественный день должно было произойти какое-нибудь чудо. Например, в прошлом году в столь знаменательный день нас посетил медведь. Но на этот раз все закончилось весьма буднично – мы просто сказочно поужинали и лишь на том берегу Порога внезапно посыпались крупные камни. Перед сном мы уговори Саню за отсутствием гитары спеть a cappella – получилось очень здорово. Приняли это к сведению, и в последующие ночи засыпали только под песни.

7 августа (верховья реки Порог – перевал 60 лет СССР (1Б, 2600) – стоянка под перевалом, 5 км)

Вышли посуху по тропе левого берега Порога, но вскоре нас начался мелкий тянучий дождик. Дошли до стрелки истоков. Перекочевали на правый берег Порога, вышли на центральный приток, берущий свое начало под перевалом 60 лет СССР. Тропы здесь идут по обоим берегам, и хотя они явно звериные, но ведут в нужном направлении. Мы выбрали левый берег.

Ждем перемен под перевалом 60 лет СССР
Пока шли, весь окружающий ландшафт погрузился в густой туман и мелкую морось. Пришлось поставить палатку в режим «ожидания хорошей погоды» – немного не доходя до кулуара на 60 лет СССР. В палатке мы отогрелись горячим чаем и немного перекусили. Лежа под спальником, вели неспешные разговоры. Действительно, нигде так не узнаешь человека, как в походе – за разговорами то и дело всплывают интересные подробности прошлой жизни членов нашей палатки. Оказывается, Марина все детство хотела быть ветеринаром, посему и «лечила» (считай – мучила) окружающую её живность, а также любила отрывать куклам головы и раскрашивать их фломастером. Просто монстр какой-то! А Саня вспомнил, как в детском лагере, когда наступали ненастные дождливые дни (а это в Прикамье почти все лето), вожатая выгоняла детей на улицу, заставляла прыгать, бегать и кричать – «Мне жарко! Я в Сахаре!». Этакий совковый аутотренинг. Пытаемся последовать этому детскому опыту – «Мне жарко! Я в Сахаре!». А сами дрожим от холода под одним спальником. А ведь помогает! Не знаю что больше, аутотренинг или спина соседа.

А Наташа все это время старательно вызывала солнце (по йоге, этому научил её духовный наставник на Ергаках). К 17.00 чакры Наташи ненадолго открылись – внезапно над нами стремительно полетели синие клочки неба. Мы не стали терять время, быстро собрали свои манатки и поспешили на перевал. По описаниям нас ждал узкий осыпной кулуар. На подходах к перевалу увидеть кулуар непросто, так как он уходит к седловине наискось, но, уже подойдя вплотную к стене не заметить его трудно. Немного не доходя до кулуара, случилось небольшое ЧП: Санька встал на живой камень, потерял равновесие и полетел через голову вниз. Сделав полное сальто, он каким-то чудом приземлился на камни, на этом его полет закончился. Санек отделался легкими ссадинами и ушибами, пришлось его обработать зеленкой.
Кулуар на перевал 60 лет СССР

Этот случай нас немного встряхнул, поэтому по основному кулуару шли очень осторожно. Подъему осуществлялся зигзагами по сыпучим небольшим камням, кое-где даже встречались участки песка.

Наверху оказалось, что сам перевал – травянистая седловина, с двух сторон – вершины, на которые без труда можно подняться. Марина поднялась на соседнюю вершину и обнаружила там следы горных козлов или каких-то других животных, с длинной шерстью. С вершины открывались красивые виды на долины рек и горы, вот только жаль, фотоаппарат она забыла прихватить.

Пока гуляли по перевалу, все небо опять затянулось, видимо, открытых Наташиных чакр хватает ненадолго. Пришлось откармливать Наташу курагой, чтобы чакры совсем не закрылись и дали нам спокойно завершить прохождение перевала.

К 19.30 мы спустились под перевальный взлет и на небольшой зеленой полке поставили палатку. Утром, если будет хорошая погода, можно прогуляться на озеро под правой вершиной.

8 августа (стоянка под перевалом в верховьях реки Шаньга – руч. Поливанный, 10 км)

Проснулись в 9.00. Надежды на хороший день явно не сбылись – нас активно пытался поглотить туман. Облачность перемещалась вокруг нас, подгоняемая неведомой силой, настигая то с перевала, то, наоборот, поднимаясь с низовьев реки. В общем, ждем погоду. По этому случаю Наташа с Мариной приготовили блюдо под названием «Рожки с морковкой и луком, припущенные в молочном соусе», скажу откровенно, кушанье на любителя, но мы поклевали.

Внутри палатки все влажное – даже спальники отсырели. Пришлось все вещи разделить на три категории: сухие, полусухие и крепленые. Особой крепостью отличились Сашкины носки. Он признался, что их в принципе не стирает, а только сушит. Поэтому они у него «крепкой выдержки», как трехзвездочный коньяк.

Так в ожидании погоды тянулся еще один день. К полудню туман стал еще гуще, горы исчезли, исчезла река Шаньга, в видимом пространстве остался только наша палатка, одиноко стоящая на небольшой зеленой полке.

В итоге вышли в 15.30. Спуск осуществляли по зеленке и курумам, через километр наткнулись на еле заметную в начале, а потом четкую и хорошо читаемую тропу. С пустыми рюкзаками, да под такую погоду шлось очень быстро, без остановок. Тропа спускаясь к Сакукану, сначала тянулась вдоль Шаньги, а потом хорошо забрала по левобережному склону и вышла на дорогу близ устья Эксы. Мы не выдержали, так как отводила она в противоположность от нужной для нас стороны, и спустились до дороги в лоб.

Дошли до Шаньги. А там – буйство стихии, вода поднялась сантиметров на 80–90. От тех камней, по которым мы переходили в первый раз, остались только верхушки. Поднялись выше метров на 150. Там река расходится на три потока. Первый перешли по бревну. А вот второй оказался самым напряженным. Камни огромные, поток сильный, бродить даже вдвоем весьма проблематично. Мы разбрелись по камням в поисках наилучшего варианта. Марина увидала место предполагаемого брода и показала его мне глазами. Я попыталась пройти, дошла до середины. А дальше как? Впереди два обливных камня. Пытаюсь их прощупать палкой, чтобы знать, куда лучше прыгать. Эх, была, не была! Сигаю на камень. Вроде не смывает. Перебираюсь дальше, последняя ступенька самая сложная. Камень, на который надо прыгать, обливной и находится прямо в сливе. Приходится прыгать на него и, придерживаясь за рядом стоящий большой камень, карабкаться на берег. За мной идет Марина. Она преодолевает препятствие еще более интересно. Прыгает на камень, соскальзывает, обнимает камень и выползает на него. Вот такой тут экстремизм!

На верхах заходили большие тучи, стали слышны раскаты грома, засверкали молнии. В Сакукан по отвесным скалам струились многочисленные водопады, вызванные дождем.

Но, как оказалось, самое тяжелое ждало нас впереди – переправа через Сакукан. Эта бирюзовая речка во время паводка превратилась в мощный ревущий поток. Водорасход увеличился в 2–3 раза. Как мы будем его преодолевать? Есть, над чем подумать.

Прошли около трех километров и уткнулись в ручей Поливанный, который действительно оправдал свое название. Вода хлестала и брызгала из каждого камня. Маленький ручеек, который мы прошли по камням – «лишь бы ноги не замочить» превратился в громадную лейку. В устье Поливанный разливался, но на участке где был деревянный настил, и шла дорога, ударяла самая большая струя, а потом двухметровым сливом Поливанный сливался в Сакукан.

Переходить это безобразие не рискнули, переждем хотя бы до утра. Быть может, вода к утру спадет. Залезли в палатку, греемся. Пожалуй, на тот момент это было самое разумное решение, поскольку никаких надежд попасть в этот день на ГМС уже не осталось. Из палатки даже выходить не хочется, идет мелкий противный дождь и холодно. На газу сварили ужин – грибовницу с гречей (получилось вкусно) .

9 августа (вынужденная дневка – сильный паводок)

С утра тоже был дождь – то сильный, то монотонный. Встали в 8.00, пошли посмотреть на Поливанный, вода немного спала, но все равно бьет хорошо. Поднялись немного вверх по течению – там уклон еще больше, и весь водоток собирается в одну струю. Что делать? А ведь мы должны были быть на ГМС еще вчера, там, наверное, уже волнуются. Сколько еще продлится такая погода? Блин. Пока ходили, смотрели – страшно замерзли, голова вообще при такой погоде не соображает. Залезли обратно в палатку, пытаемся согреться. До кучи еще и продукты заканчиваются. Едим остатки сухих пайков, заедая кислицей, в обилии растущей по берегу. А сверху все льет и льет. Серо, неуютно, тоскливо.

10 августа (руч. Поливанный – ГМС, 6 км)

Утром вода спала, так что реально можно было бродить Поливанный и Сакукан. Поливанный прошли легко. Впереди 6 километров по тропе, которая теперь больше напоминает болотную канавку, – но, что такое 6 километров, когда знаешь, что впереди тебя ожидает теплый дом, горячее питье и еда! Проходим эти километры на мах. По пути замечаем, что с отвесных скал в Сакукан обрываются каскады водопадов и водопадиков с белой, перенасыщенной воздухом из-за длительного падения, водой.
Куда дальше?

Последнее препятствие сегодняшнего дня – брод через Сакукан. Он явно требовал жертв – пенился и бурлил, но нас этим было не остановить. Взялись покрепче друг за друга и в бой. Уф! Вроде прошли! Только Наташку на последних метрах река не хотела отпускать и немного прополоскала. Но в целом – всё удачно! Живые и здоровые возвращаемся после семидневного отсутствия.

После брода ноги совсем окоченели, даже идти трудно. Делаем последние шаги в сторону ГМС. В экстренном порядке снимаем сырую в хлам одежду и одеваем все сухое.

А где же наши? Оборачиваюсь, их палатки стоят чуть вдалеке. Вижу Галю – она спешит к нам, грозно размахивая кулаком, видно за опоздание. Потом подошли Дима, Женя, Ольга. Рассказывают, что они нас уже потеряли и хотели отправляться на поиски. Команда №2, пока мы ходили на кольцо, тоже не теряла времени зря, а хорошо погуляла по окрестностям. Сходили в цирк «Царский трон», на озеро Угловое, поднялись на перевал Снежный (радиально, со стороны Среднего Сакукана, 1А), сделали две попытки штурмовать Мурзилку, но оба раза погода им помешала, некоторые сходили в Мраморное ущелье, а потом начались дожди и они отсиживались на ГМС. Пусть об этом они расскажут сами. А еще нас покинул фотограф Саша (он так и планировал), ушел с москвичами (его видение похода можно почитать здесь http://fotolysva.narod.ru/Travel.html).
На перевале Снежный

На ГМС полный аншлаг – группы из Чехии, Украины, уже знакомая нам группа из Владивостока и других городов нашей необъятной страны. Все пережидают непогоду. К нам отнеслись очень доброжелательно – сразу освободили лавку, чтобы мы могли переодеться, напоили горячим чаем. А потом был обед – суп с настоящей тушенкой (тушенка – подарок от гляциологов), а еще нам выдали бонусы – шпроты, сыр, сухарики и конфеты. Короче получился день живота. Мы наелись, а некоторые и напились, и отвалили на лежачие места. Балдеем. Слушаем песни, которые нам исполняет Андрей, турист из города Арсеньев Приморского края. А пел он…м–м–м… просто сказка.

Внизу напротив расположился «кружок макраме» из группы братьев-славян – чехов. Чех Янек – видимо наиболее продвинутый в их группе, показывает основные узлы и методы их использования в туризме и параллельно строит нам глазки. А мы в ответ повышаем словарный запас Янека новыми русским словам – особенно ему нравятся приличные ругательства, такие как – екарный бабай, япона-мать, ешкин кот, елки-палки и другие не менее интересные. Мы тоже внесли свой вклад в увеличение уровня образованности чехов в области русского языка – познакомили Янека со словосочетанием «ни хухры-мухры», «ядрен-батон». Янек откровенно восторгался многогранностью великого и могучего русского языка. И пытался все запомнить, фиксируя новые любопытные слова в записную книжку.

Янек (чех): – Оказывается русский язык намного богаче, чем я думал раньше!

Саня: – Это потому что мы часто в лужи лицом падаем.

А еще он просто в восторге от русского юмора, которого сам почти не понимает и в ответ только кивает головой, произнося фразу «А-а, русский юмор!». От такого восприятия нам становилось еще смешнее. Саня, надринькавшись спирта, пытается вызвать чехов на острый политический разговор – но то ли чехи оказались чересчур политкорректными, то ли действительно были не в курсе политических баталий вокруг «Системы-ПРО» – острые политические дебаты не состоялись.

Андрей: – А сейчас я спою песню «Два лебедя».

Янек (чех): – Как-как?

Андрей: – «Два лебедя», – а потом добавил специально для Янека, – Янек, лебедь – это не лебеда и не либидо, это птица.

Украинец Николай увидал у Натальи карту, которую она повесила сушиться, и с интересом принялся её изучать. Карта – совмещенная генштабовская километровка с туристской расхребтовкой, с нанесенными перевалами и категориями перевалов (скачена из приложений к отчетам). Заинтересовавшись этой картой, Николай так увлекся, что Наташа не устояла и подарила её, а я вдобавок отдала в фонд развития туризма на Украине распечатанные отчеты из моей папки, чему украинская сторона была несказанно рада.

Мы периодически жуем гуманитарную помощь с жердочки над столом, на ней висят в мешках сухари и другие продукты (многие группы оставляют избытки продуктов на ГМС) – помощь голодающим Кодара. Пользуемся этим не только мы, но и все посетители ГМС, застрявшие здесь в эти сырые дни. Нас угощают вкуснейшим чаем из брусники и шоколадом. Еще нам рекомендует попробовать специю – в баночке из-под актимеля приправа «Деликат с укропом». Действительно вещь! С ней можно съесть все, что угодно! Глютамат натрия, содержащийся в избытке в этой приправе, придаст любому блюду неповторимый вкус. Это не реклама, действительно после применения «Деликата» пресная туристская пища приобретает необыкновенно своеобразный вкус.

Ближе к вечеру на ГМС приходит еще одна группа туристов – местные чарцы. Тоже хорошие ребята. Они так намерзлись на леднике, что не смогли удержаться, чтобы не затопить печь, которая приблизила микроклимат ГМС к состоянию субтропиков. Ближе к ночи на ГМС образовалось два кружка по интересам: в «кухне» травили туристкие байки, а на нарах продолжался музыкальный вечер.

Завтра нас ожидает довольно напряженный день: с утра мы решили сходить в Мраморное ущелье, а уже к вечеру нам надо быть на притоке Среднего Сакукана ручье Каменном. На следующее утро у группы из Владивостока заказана машина до Новой Чары, к себе в попутчики они приглашают и нас, и группу из Чары, чему мы несказанно рады.

День на ГМС прошел просто великолепно, а вот ночью от переизбытка людей на ГМС спать было практически невозможно – очень жарко. Но после постоянно сырых ночевок мне было охота основательно просушиться, и поэтому, укрывшись сырым спальником, я очень чудненько устроилась в уголочке. А вот Наташа и Санька – еще долго перетирали перспективу установки палатки в одной из близлежащих луж.

Далее (Глава 5. Сплошные бонусы)

Евгений РензинПовторю ссылку: http://fotolysva.narod.ru/Travel.html
Рекомендую, как минимум, посмотреть фото! Рассказ у Маши лучше:)
25.11.2007, 21:52:00 |
Александр Иутинский

Евгений Рензин: fotolysva.narod.ru/Travel.html

Страница про Кодар на которую идет ссылка не существует =(
18.12.2011, 16:48:23 |
Евгений РензинЛибо у вас, либо у них был сбой. Сейчас всё работает.
18.12.2011, 23:50:04 |
Александр ИутинскийСайт работает. Но гиперссылка на Кодар — 2007 с надписью ПОДРОБНЕЕ не работает

Несуществующая страница

Страница, которую вы читаете, не существует.

Верные способы попасть в никуда:
написать рудз.yandex.ru вместо help.yandex.ru (скачайте и установите Punto Switcher, если не хотите больше так ошибаться)
написать inex.html, idnex.html или index.htm вместо index.html

Если вы считаете, что мы завели вас сюда специально, опубликовав неверную ссылку, пришлите нам эту ссылку по адресу 404@yandex-team.ru.
19.12.2011, 23:30:31 |

Александр Иутинский:  Но гиперссылка на Кодар - 2007 с надписью ПОДРОБНЕЕ не работает

У меня работает. Вот прямая ссылка: http://fotolysva.narod.ru/Travel/Kodar/Kodar1.html
19.12.2011, 23:47:52 |
Александр ИутинскийИнтересный рассказ =)
Прямая ссылка работает =)