Глава 2. SAMMER ON

Эволюция – начало витка: двуногие, уже не слишком человекообразные, сумчатые, не прямоходящие…

8 августа, среда

А с утра настали рабочие будни – дежурные, Ирина с Колей, встали в 7.00, чтобы приготовить для нас, своих товарищей питательный походный завтрак.

Ирина: После завтрака перепаковались на десять спино-мест. Так как еще дома просчитали, что при таком раскладе получатся две ходки, а не три, как при 12 баулах. То бишь, сначала стартуют пятеро, а шестой остается караулить оставшиеся пять рюкзаков. Обратно возвращаются четверо, оставив пятого на стреме (у нас пятым и шестым по естественным причинам были мы с Мариной). Такую тактику подсказала нам пока еще сильно ощущающаяся близость населенки – вчера пока шли, несколько раз встречали местных жителей, разгуливающих с бутылками по источникам.

Вышли в 9.45. Погода стоит просто изумительная. Солнце, тепло – сказка. График движения выработался практически сразу и как-то спонтанно: первая ходка с барахлом – 12 минут, возвращение и вторая ходка с барахлом, потом 5-10 минутный отдых. Во время второго привала пришлось срочно штопать Колин рюкзак – бедняжка не вынес тяжести малютки “Кулика” и совсем расклеился. Да, если уж снаряга не выдерживает, то как мужики-то это таранят…

Весь день собирали грибы и ягоды. Правда, сыроежки уже не возбуждали, хватало лисичек и красноголовиков, точнее, подосиновиков, так как они здесь “белоголовики”.

На привалах обсуждали разрекламированные в отчетах броды через Харагун, которых будет пять. И первым нас ждет брод № 2. Нумерация бродов тоже взята из отчетов. В них брод в районе подвесного моста считается первым. Так что мы тоже будем придерживаться традиционно принятой.

Однако первым реальным бродом оказался брод не через Харагун, а через его приток. Хотя потом, по сравнению с остальными, этот брод бродом уже не казался – перешли, не замочившись, кто по камням, а кто в сапогах.

Ирина: Итак, к 14.00 перебежками подошли ко второму броду через Харагун. Здесь много брусники и имеется отличное место для стоянки. Но нам светил только обед, ибо рано было предаваться праздной неге, впереди была еще целая половина ходового дня.

Валя с Сережей сразу начали переправу. Вода нынче, похоже, малая, так как чистая. В иных местах до 0,85 м – по помидоры. Пока дежурные готовили обед, а Марина собирала бруснику, они перенесли первую половину барахла. В том числе и Сережкину посуду. Уп-с…

Валя: Поскольку дежурными были не мы, мы с Сергеем решили начать это гиблое дело (переправу то бишь) вдвоем как можно раньше. Переоделись соответствующим образом, и я лихо взвалил на плечи сумку с катамараном – не столько тяжелую, сколько неудобную. И – вошли оба в воду. И хотя мысленно видели перед собою картинки переправ «таджикским» способом, решили идти, просто взявшись за руки и то на всякий случай (видать, испугались за свою репутацию: на берегу остался народ с фотоаппаратами, еще опубликуют где-нибудь фотографии, а потом отстаивай свою ориентацию!). И за лень поплатились: на главной струе ближней левой протоки меня сшибло с ног, и Сергей с трудом меня удержал. Итог – купание по шею, намоченные баллоны и чехлы катамарана (ну, им не привыкать) и выход из строя моих часов на 10 дней.

После первой ходки выяснилось, что Сережа раньше времени переправил свои обеденные принадлежности, и настолько горел желанием сходить за ними аж на тот берег, что я взял первый попавшийся рюкзак, накидал в него первых попавшихся вещей и составил ему компанию.

За обе ходки мы так хорошо разведали брод, что переправа остальных участников экспедиции прошла уже без приключений.

Ирина: В 16.00 обед закончился. Момент переправы неизбежно приближался и для нас с Мариной. Все уже было переправлено, кроме наших рюкзаков. Ждали только возвращения мужиков с того берега. И, глядя на них, бредущих втроем в обнимку через вольготно разлившийся здесь Харагун, я невольно впала в буйное веселье. Видимо, от предстоящего ужаса… А еще неутомимая фантазия подкинула мыслишку, что мужики неспроста оставили здесь нас и наши вещички, задумались небось – а так ли необходимы им эти женщины? Хотя, конечно они и мешки сторожат и ягодки-грибочки собирают… Вот опять же в обед полкотла было только грибочков этих, да еще и компотик брусничный…

Но, Слава Богу, нас все-таки забрали! И, кстати, в крепких мужских руках все это оказалось не так уж и страшно. Гип-гип-ура!

В 16.53 закончили переправляться и двинулись дальше. И к 18.45 дочелночили до третьего брода. Уже свечерело, и в удлинившихся тенях было довольно прохладно. Но все равно решили переправляться прямо сейчас – какая разница, когда мерзнуть: вечером или утром.

Этот брод оказался самым глубоким изо всех – до 0,95 м, плюс приличное течение и вечерняя прохлада... Так что попы замочили все. Хорошо еще, что в этот раз девушек, как особо ценный груз, переправили первыми. И до 19.45 мы отрабатывали у костерка позу водника № 1, обогревая пятые точки. Потом я переобулась…

Глубину брода определяли по верхней точке намокания и измеряли моей рукой (расстояние от кончика большого пальца до кончика указательного, максимально разведенных). Их оказалось чуть больше четырех – как выразился Коля: “Четыре Марининых этих плюс десять сантиметров”. А “эти” я померила дома – около 21 сантиметра.

Ирина…а через десять минут после начала движения выяснилось, что мы на острове! Робинзоны, блин. Хорошо еще, что вторая протока мелкая и переходимая в сапогах. А мне повезло вдвойне! Как раз сапог-то я не взяла в принципе и на данный момент шлепала в сухих ботиночках. Так что прямо-таки перелетела через речушку на Жениных плечах! Вау!

В 20.20 тропинка вывела нас на обширную поляну с избой и… пропала. Минут десять развлекались, бегая по пересеченной местности в поисках дальнейшего пути. Он обнаружился, как обычно левее, ближе к реке. Топали до начала десятого, а потом встали прямо на тропе – времени искать что-то более приличное уже не было, скоро совсем стемнеет. Но, тем не менее, местечко оказалось уютным – и дров навалом, и спелой брусники, и ручеек метрах в сорока дальше по тропе.

Вечер, темно, Валя с Сережей уже спят, Женя пытается, я совмещаю приятное с неизбежным – пью компот из брусники и пишу дневник, а Коля с Мариной спасают меня от одиночества – в том числе обсуждая, какой глубины были переправы, причем тут помидоры и какие у Марины “эти”, которых четыре…

Немного о тропе. Она здесь раньше была дорогой, и по ней даже ездили на чем-то большом и мощном. Видимо, обслуживали телефонную линию, вдоль которой и идет дорога, лишь изредка отклоняясь для удобства в стороны. В избе, наверное, жил обслуживающий персонал линии. А сейчас линию забросили, поэтому и надобность в дороге тоже отпала. Вот они вместе и ветшают, приходя в полную профнепригодность. В частности на дороге-тропе много хороших завалов, особую пикантность которым придают перепутанные в ветках или низко висящие провода.

Пройдено — 6,4 км

Брод 2 — 14:22:21 N51 34.114 E102 22.273, высота 956 м

Брод 3 — 18:43:36 N51 33.294 E102 22.887, высота 994 м

Изба — 19:53:32 N51 33.070 E102 22.759, высота 1000 м

Стоянка — 20:42:40 N51 32.780 E102 22.932, высота 1011 м

9 августа, четверг

Ирина: 23.15. Женя, Марина и Сережа уже счастливы – они почти спят. Беспокойный Валя бегает по поляне туда-сюда и шуршит кулечками, нервно теребя напарника по дежурству (Сережу): “Ты что, уже спишь?!” Коля сушит обувь, не спуская одного глаза с неба: нас уже которую ночь преследует ковш Большой Медведицы! А сегодня из-за гор еще и тучки показались – окружают…

Что-то капнуло на Валю, стоящего под навесом у избы: “Дождь начинается?!” (с ужасом). Но на погоду нам жаловаться грех – уже который день просто сказка какая-то, в общем, настоящее лето на дворе. А учитывая пять пройденных бродов, это весьма кстати.

Да, о бродах. Выйти сегодня удалось пораньше – в 9.30 убежал первый челнок, а в 10.05 подтянулся и хвост. На этом привале начался бадан для нашего походного чая. Бадан помимо его полезных свойств еще и очень красивое растение. Его яркие полянки весьма оживляют даже не слишком живописные участки этой тропы.

Следующий челнок вывел нас на берег брода № 4. Хотя утро и солнечное, но еще достаточно рано, и над водой в тени деревьев плавает легкий туман. Бр-р-р… Там даже с виду жутко холодно!

По глубине этот брод соизмерим с третьим, ну, может, сантиметров на 5 помельче. Переправлялись тройками – так все-таки надежнее, да и получается быстрее. Управились за 35 минут и в 11.25 начали третий челнок.

В 13.10 подошли к броду № 5. Этот брод совсем не показался страшным. Во-первых, его глубина оказалась всего-то порядка 0,65 м, а во-вторых, солнышко уже хорошо припекало.

Место здесь очень живописное – небольшие песчаные дюны, перемежающиеся кустарниками и лужицами-озерками. На противоположном берегу тоже имеется песчаный пляжик и хорошее место для стоянки.

Ирина: Поэтому, переправившись, решили тут же и пообедать. К тому же время слюноотделения подошло. Пока Женя с Мариной готовили, остальные разлагались на песочке и солнышке, а заодно и сушились. Благодать!

А вот на послеобеденном челноке во время привалов от солнышка уже старательно прятались в тенечек – перегрелись.

На втором переходе получили еще одну витаминную добавку к рациону – Женя углядел неподалеку от тропы какие-то гигантские лопухи, которые при ближайшем рассмотрении оказались самым обычным ревенем. Нарвали его целую охапку. Другая находка была сделана Мариной для аптечки – чистотел. Печально, что применить его пришлось сразу же, у команды начались естественные для пешки проблемы – потертости в самых неожиданных местах. Первым пациентом стал Валя. После чего его перевели на должность шестого, а мы с Мариной по очереди бегали челноком.

По отчету до брода № 6 оставалось порядка 20 минут чистого ходового времени (ЧХВ) – около двух наших переходов. Но, то ли вкралась ошибка, то ли мы скакали быстрее, но дошли за 12 минут ЧХВ.

17.45. Последний брод по нашей малой воде тоже не впечатлил – порядка 0,6 м. Поэтому, переобувшись в мокрые тапки, проскочили его в рабочем порядке. После переправы подискутировали на тему “идти дальше или же остаться здесь на ночевку”, так как по отчетам следующие несколько километров дорога идет далеко от воды. В конце концов, Женя принял волевое командирское решение – идем. Мол, здесь “мокрый” район, и какую-нибудь воду найдем всегда. И оказался прав…

…Уже вечерело, а мы все еще тащились с рюкзаками... Последние несколько переходов дались как-то совсем тяжко. Дорога с небольшим уклоном, но постоянно шла вверх. И мест, подходящих для стоянки вокруг не наблюдалось – ни ручьев тебе, ни даже чистых луж. Собственно, как и пятачков под палатки — хоть небольших. Поэтому перли и перли.

И только в 21.20 вышли на обширную поляну с избой, а где-то неподалеку слышался шум водички. Естественно, какой же идиот будет строиться далеко от источника. Ура!

Вода обнаружилась метрах в тридцати правее от тропы – мы опять вышли к Харагуну. Отдышались, ополоснулись и первым делом заварили двойной компотик из ревеня, смородинового листа, шиповника, брусники и черемухи. И стало так хорошо, что мужики даже попытались поднять революционный вопрос – а зачем нам ужин. Устали, бедняжки. Но с Женей этот фокус не прошел, здесь у него четкая жизненная позиция – народ надо кормить, даже силком… Так что, да здравствует каша, неизбежная, как и смена времен года…

Ирина: Сегодня у нас впервые на кухне хозяйничает мужской экипаж, и молочная каша получилась просто замечательная, правда слегка подгорелая. Жаль, с устатку есть никто не может, все налегают на компотик и полудремлют у костра.

Ну, все. Я тоже хочу спать. Тем более что Валя собирается завтра зверствовать – на сон грядущий попенял нам с Колей, что мы в наше дежурство подняли всех не в 8.00, как положено, а в 7.40.

Пообещал разбудить завтра в 7.41, чтобы нам стало стыдно.

А еще – завтра дневник будет писать Марина! Ура!

Сергей: Прошли за день – 8,4 км

Высота – 1200 м

ЧХВ – 2 часа 40 минут

10 августа, пятница

Утро началось с Валиного вопля: “Кому кофе – отливайте!”. Удержаться не смог никто, поехидничали все, а по этому поводу даже с подъемом поспешили. Продолжение последовало после завтрака, опять же от Вали: “Марина, ты будешь мыть посуду? Тебе отлить в тарелку?” М-да… Предложение, конечно, весьма заманчивое, но по утрам я такая… язва…

Ну вот, проснулись, размялись, позавтракали, теперь и о серьезном можно… Утро выдалось ясное, росистое, прохладное. Жаль, нет термометра, но по ощущениям, не выше +15 градусов. Пока завтракали, из-за левого, если стоять лицом к перевалу, хребта выползло подозрительно-серое облако и быстро укутало все небо. Но народ бодрится, мол, зато идти будет не жарко.

Вышли в 10.10. Тропа медленно, но неуклонно ползет на подъем. Идем в обычном режиме – Валины болячки за ночь успокоились, и он опять работает мужиком, хотя мы с Иринкой и пытались заменить его.

Первый пятнадцатиминутный переход… Пока дожидалась народ со второй ходки, голову посетила светлая мысль – а не начать ли вести дневник прямо в процессе, тогда вечерами можно будет просто посидеть у костра. Похвалила себя за сообразительность и тут же приступила к делу – успеть бы, пока народ гуляет. А ведь надо еще и грибочки-ягодки к обеду пособирать.

Кстати, о подножном корме. Грибов здесь, в общем-то, немного, правда собирать их приходится или на бегу под рюкзаком, или вокруг места привала. А приваливаемся мы исключительно по времени и усталости, а не по грибному запаху. Но, тем не менее, полкотла лисичек к каждой трапезе добываем. Да и обширные здесь поля брусничника ягодами тоже не богаты – похоже, нынче неурожай, но кружку-другую собрать всегда можно. К тому же встречаются заросли ревеня и приличные кустики крупной жимолости. Так что и с витаминными добавками тоже все ОК. Правда, в первый же день выяснилось, что Коля не любит жимолость, но пока, вроде, мирится с нашими извращенными вкусами. Не знаю, надолго ли его хватит?

Второй переход 10.48-11.00. Прошли 700 метров. Локальные спуски чередуются с длинными пологими подъемами. На середине перехода тропа подходит близко к реке – ее уже не только слышно, но и видно сквозь деревья. Надо сказать, что сегодня идется значительно легче и быстрее, так как нет завалов на тропе.

Третий переход получился смазанным – только вышли, завернули за ближайший угол, как тут же уткнулись в вольготно разлившийся прямо по дороге ручеек. Пока переобувались, переходили… К этому времени утреннее серое облачко незаметно рассосалось. Зато справа от перевала загрохотала синяя, я бы сказала, тучка. А вот позади, над глубокой уже долиной все еще нежилось голубое небо…

На следующем переходе тропа вывела нас к бому и пошла на взлет. Но рюкзаки мешали нам расправить крылья, поэтому только-только заползли на начало подъема. Пока я ожидала народ со второй ходки, синяя тучка разразилась скоропостижным дождиком, быстро перешедшим в ливень. А когда подбежали мужики, хлестко ударило градом. Иринка пришла последней – ей было уже все равно, что на ней надето. Но она все-таки достала непромокашку и тентик. Чем сильно напугала дождик – он тут же стих.

В 13.10 вышли на пятый переход. Хмуро, сыро, вокруг громыхает. Однако к концу перехода немного просветлело, и даже начало проглядывать солнышко.

14.15. Наконец-то спустились с бома к реке. Место здесь просто специально создано для обеда и большой сушки – крупные валуны, заросли смородины, чистая вода. Так что обед и сушка…

Ирина: К концу обеда небо опять нахмурилось.

Только Марина сказала: “Все, быстро пакуемся”, как через 10 секунд пошел дождик… И вот уже 25 минут сидим под тентиком и выполняем Женину команду: “Прятаться от дождя”. Кстати, дождь закончился минут 10 назад…

Вышли с обеда в 16.10. Блиннннн! Я же говорила, что это отличное местечко для обеда и сушки! Не для пешки же!!! Эту заросшую крупную сыпуху форсировали минут десять. А потом одновременно начались нормальная тропа и подъем. Солнечные глюки, похоже, закончились – из-за перевала в больших количествах потянулась сине-серая хмарь, из которой постоянно грохотало. Зато опять начала попадаться жимолость – бедный Коля!

16.55. На втором переходе нормальная песчаная тропа, петляющая по ровной местности, опять закончилась подъемом. Дошли до притока-ручья, который сразу после его столкновения с тропой падает вниз эффектным 2,5-метровым водопадиком. Пока мужики бегали за вторыми рюкзаками, осмотрела переправу: справа спокойно идется по сухим камушкам, даже переобуваться не придется.

Солнца все еще нет, но на небе уже тихо, спокойно. Тепло и достает мошка. А вчера в это же время стояла жара, и мошки не было, зато хватало паутов.

Я, конечно же, показала мужикам облюбованное местечко для переправы, однако ж не прошли даром века антифеминистской пропаганды – вспомним хотя бы только парочку любимейших мужских афоризмов: “Выслушай женщину и сделай наоборот” или “Не доверяйте деве юной предмет сложнее помела”. А анекдоты о блондинках!.. Короче, Женя с Серегой начали мостить свой брод, выстилая его прямо в русле валунами. И в результате Серега на первых же шагах обеими ногами соскользнул с мокрого камня, и (ему стало все равно) дальше бодро зашлепал по воде. А Женя (молодец, учится на чужих ошибках!) попросил еще раз показать мою переправу…

17.45. Третий переход получился коротким: взлет, спуск, и тропа вышла на галечную осыпь к неширокому, но бурному притоку. Здесь еще видны остатки деревянного моста. Ахтунг! Бревна очень скользкие! Тут же прямо на камнях растут шикарные кусты жимолости, покрытые крупными, спелыми ягодами. Эх, бедный, бедный Коля…

И, кстати, хотя хмара еще окончательно и не ушла, но сквозь нее явно начало проглядывать солнце. Так что, может, еще не все потеряно.

18.35. После переправы тропа не круто, без особых рывков, плавно поднимается вдоль реки. Харагун здесь очень живописен. Может, конечно, он и в других местах тоже не хуже, но там мы его не видели…

19.25 – старт пятого перехода. Тропа неспешно поднимается через лес. И к исходу 700 метров выходит на обширную среднегалечную осыпь. По ее ближнему краю двумя руслами стекает речей. Но видно, что в большую воду этих русел куда больше.

Форсируем сходу. Сразу за осыпью тропа спускается прямо на берег Харагуна. Здесь есть живописный песчаный пляжик – душевное местечко для обеденной стоянки. Но становиться тут на ночевку не хочется. Хотя на пляжике и можно поставить пару-тройку палаток, но как бы ночью неожиданно не уплыть. Так что, скорее всего, пойдем дальше – тропа продолжается влево и вверх по склону.

В 20.20 подтянулся с челнока хвост. И во время перекура все-таки встал вопрос, а не переночевать ли здесь, очень уж красиво будет проснуться с видом на залитую солнцем белокаменную реку. Сбегали на разведку и в двадцати метрах выше нашли место под палатки – только-только. Ура! Стоим!

Валя: 21.55. Сидим у костра. Взял тетрадь, хотел, было, описать сегодняшний день. Смотрю, а все уже и так описано. Спрашиваю: “Что писать-то?”

Марина: Эмоций добавь…

Женя: Ах, уж этот мешок, мать-мать-мать…

Ирина: Сколько учу его ходить! А он, гаденыш, ни в какую…

Сергей: Прошли за день – 6,72 км

Средняя скорость – 3,3 км/ч

Высота – 1470 м

ЧХВ – 2 часа 30 минут

11 августа, суббота

Утро хорошее – практически ясное небо, белые облачка небольшими табунками гуляют позади. А впереди, над перевалом чистая, незамутненная голубизна. Температура воздуха по ощущениям градусов 16-18.

Дежурные, Ирина с Колей, встали в 7.00, и в 8.00 – к завтраку, подняли нас. На завтрак была как обычно каша с мясом. Надо сказать, что в этот раз мы полностью исключили из раскладки тушенку – сушили мясо. Во-первых, чтобы облегчить и без того неподъемные рюкзаки, а во-вторых, из экологических соображений, чтобы не засорять эти удивительные места неаппетитными с виду жестянками.

Вышли в 10.00. Локальный подъем и спуск к реке. Где-то на этом участке потеряли в камнях тропу и упилили вверх по заросшему мхом крупному курумнику. На ближайшем открытом пространстве тормознулись, и мужики убежали на второй заход, а я сбегала на поиски тропы. Оказалось, она таки ушла низом, пересекла небольшую то ли проточку, то ли ручеек и спокойненько извивается по его долине, а не корячится, как мы по мшистым булыганам.

10.40 – вторая ходка. Спуск до тропы был не слишком приятным – курумы, кусты, переправы через небольшие протоки. Но все-таки идти по тропе значительно удобнее, чем по местной пересеченке, и мы сделали это (метров через пятьдесят увидели квартальный столб с цифрами 325/335). А вскоре тропа и совсем превратилась в дорогу. Красота! Надолго ли? Ну, пойдем, узнаем…

11.15 – третья ходка. Надо сказать, что с того самого момента, как мы обрели тропу, идем по просторному смешанному лесу, лишь изредка пересекая густой мелкий березняк. Но неуклонно вверх. Зато здесь постоянно попадаются грибы – подосиновики и подберезовики. А так как не съели еще вчерашний улов, Иринка, обозвав меня грибной террористкой, недвусмысленно угрожает накормить нас в обед одними грибами.

Дошли до описанной во всех отчетах замечательной поляны – отличного места для стоянки. Здесь оборудовано костровище, и вообще хорошо, просторно, и во все стороны веером разбегаются тропинки. Немного впереди по курсу в Харагун круто падает большой ручей. Сходила к нему на разведку переправы, но эта тропинка бесследно растворилась перед самым местом впадения. Да и хорошо – переправляться здесь совсем не хочется: слишком уж круто падает ручеек, и камни уж больно большие и сколькие – скакать по таким с нашими-то баулами то еще удовольствие. Вернулась на поляну и взяла другой след, оказалось, правильный – влево и резко вверх. Все верно, отсюда, по всем описаниям начинается крутой серпантин.

Валя: На костровище посреди поляны стоял металлический предмет малопонятной формы и назначения. Просовещавшись несколько минут, Сережа определил, что это – корпус от велотренажера. И не лень было кому-то… Даже если он здесь еще с тех былинных времен, когда до 6-го брода можно было доехать на уазике, все равно его тащили еще добрый десяток кэмэ на своем горбу!

11.55. С резким нарастанием уклона тропы время наших переходов так же резко сократилось – прошли 7 минут и пали. Сейчас пойду разведывать переправу через ручей…

…не успела, только отвлеклась на бруснику, как уже вернулись мужики. Блин, забыла, переход-то короткий.

12.10. Трехминутный взлет до брода, осмотр и переправа. В общем-то неглубокая, перешли в сапогах, чтобы с нашей загрузкой не скакать аки козлики горные по огромным и частично мокрым валунам. А после брода тропа еще метров 30 идет по руслу мелкого ручейка, так что сразу можно не переобуваться – до очередного взлета.

12.55. Тропа карабкается круто вверх по просторному кедрачу. Под ногами ковер из рыжих прошлогодних иголок, погрызенных шишек, попадаются белые грузди.

Тут я пропустила несколько ходок, так как вокруг пока что ничего не меняется – прем и прем вверх по этому замечательному кедрачу, иногда пересекая мелкие густые березняки. Коля просит записать, что на последней ходке путь ему указывал бурундучок, шуруя перед ним по тропе.

Наконец-то, тропа вышла на пологое место и резко замедлилась. А через минуту справа открылось Коровье озеро, вполне оправдавшее свое название – коричневая торфяная лужа. Еще через пару минут мы вышли на обширное открытое пространство, где на господствующей высотке громоздятся развалины очередной избы. А справа опять нарисовалась телефонная линия.

Примерно 16.00. Прошли развалюшку и сбросили рюкзаки – уф, обедаем, тем более что чуть впереди течет чистый ручеек.

Пока чистили грибочки, погода нахмурилась. Из-за перевала, как и вчера в это же время полезла синяя хмарь. На всякий случай натянули тентик. А позади, между прочим, все еще голубое небо!..

Дождик все-таки закапал, но, как и вчера в обед, больше напугал, чем замочил – побрызгало минут пять.

17.00. Обедаем в тенечке под шикарным кедром – дождик уже забыт, и солнышко опять хорошенько припекает. Любуемся наконец-то открывшимися просторами – впереди лежит живописная долина, по которой нам предстоит подойти под перевал. Любуемся и прихлебываем, прихлебываем и любуемся… В общем, сплошная лепота!

Кстати, на обед у нас нынче знатный гороховый супчик из грибов. Смотрю, Сережка что-то выбирает из котла себе в тарелку. Естественно, не удержалась, изобразила на лице вопрос… Оказалось, тралит лисички… которых там нет в принципе – они уже пару дней как не успевают за нами. Принял морковку за лисички…

Дальнейшее застолье потекло по привычным канонам – всеобщее насыщение вызвало пароксизм довольства и развязало языки. Собственно, все это можно было бы опустить, но тогда бы никто не понял, откуда же взялось название этой главы. А ведь именно здесь и сейчас Коля вспомнил, что еще дома перед отъездом, заводя свои часы, он обнаружил незамеченную раньше настройку “sammer on” – переход на летнее время, ну и включил ее. Так вот, оказывается, почему погода стоит…

После обеда расслабились, думали, что здесь и заночуем, но Женя обломал весь кайф: “Надо идти”. Ну, ладно…

Во время этого перехода вести записки не получилось, постоянно что-то отвлекало: то заросли жимолости, то разведки. Да и вечером тоже было недосуг – нагрянуло наше дежурство. Так что писала Иринка. Хочу добавить только одно – дальше стоять негде, тропа постоянно идет на подъем, сплошные курумы и неудобица. И только в конце долины, перед началом подъема на перевал есть хорошая поляна.

Ирина: Вышли с обеда в 18.00. Всего было пять переходов. На ночевку встали под перевалом в 21.30. Как и обычно, на ура уходит только чай, а каша впихивается в нагрузку.

Сегодня у нас богатый улов жимолости, и мы после принудительного питания еще с час мечтаем о киселе. Однако всем лень шевелиться. К тому же благоразумно вспоминаем, во сколько легли вчера – с киселем-то. И желание само собой пропадает – завтра и без того тяжелый день, лучше уж лечь пораньше.

Высота, однако, чувствуется: с обеда все дружно зевают, а рисовая каша варится подозрительно долго – ужинаем уже в темноте.

Прошли за день – 4,6 км

Средняя скорость – 2,7 км/ч

Высота – 1945 ±24 м

ЧХВ – 2 часа 24 минуты

По карте лагерь по горизонтали “2000” на отметке “26”. Дополнительно “ДЕЛЬ5”. В GPS скончались батарейки “SUPERMAX”, их хватило на 5 ходовых дней непрерывной записи маршрута.

12 августа, воскресенье

Ночь была теплой и ветреной. И впервые за все время не выпала роса. Однако утро выдалось красивое – над перевалом чистая голубизна, зато в стороне долины Харагуна все небо в перистых облаках, но солнечно. На горизонте хорошо видны силуэты Тункинских Гольцов. Ветер порывистый и сильный, что-то будет выше… Температура воздуха 12-14 градусов.

Перепаковались – сделали еще два рюкзака: нам с Иринкой, чтобы прочувствовали. Но мы, собственно, и не сопротивлялись. А мне так и вообще надо молчать в тряпочку, так как Женя всего лишь развил и дополнил мою вчерашнюю идею – сделать второй рюкзак мне, чтобы хоть немного облегчить мужикам жизнь на перевале.

Вышли в 9.45.Тропа сразу же резко начала набирать высоту.

10.07. Все-таки ветер сейчас весьма кстати, ибо рюкзак вкупе с подъемом – лучшее согревающее.

Выговорила разрешение идти в своем режиме и в 10.20 вышла на третью ходку. На этом участке тропа начинает равномерно размазываться по всему склону. Зато здесь имеются два просто великолепных тура на расстоянии примерно ста метров друг от друга.

Заложила очередное гнездовье метров на 70 выше второго тура. Отсюда уже можно заглянуть одним глазком на другую сторону хребта и, похоже, уже видна наша седловина. Высота по ЖПС 2091 м.

11.30. Хи-хис, перевал оказался, как обычно, за углом. А еще через две ходки местность начала выполаживаться. Дальше подъем, конечно, еще есть, но уже малозаметный. Здесь пути – наш и телефонной линии, опять практически сошлись. Сейчас она метрах в 50-ти от меня.

А пока есть немного времени – наши еще далеко, оглядываю окрестности. Отсюда уже практически во все стороны открываются красивые виды. Позади длинной цепью-стеной высятся Тункинские Гольцы, уже не просто в контурах, на них даже можно разглядеть рельеф. Налево уходит долина не знаю чего, надо будет глянуть по карте – там на заднике тоже горы синие вдали, правда, не такие впечатляющие. Но среди них высится некий острохарактерный пик. Справа, как я уже упоминала, на фоне высокой каменной осыпи уходит в бесконечность телефонная линия.

Подошел Серега и сказал, что только что мы прошли высоту 2222 м. Ну, ладно, пографоманила и хватит, еще 40 метров набирать…

12.30 – перевальный тур. Здесь уже побывал Коля – на туре висит гитара. Бросаю рюкзак и на второй заход… а потом и на третий – помогать отстающим… Наконец-то в 13.04 на перевале 2260 собралась вся наша команда, включая баулы. Ура! Погода пока балует – небо голубое, солнце жарит, но ветер из долины ручья Казарменного скрадывает его пыл. Пытаемся вычислить температуру воздуха, сходимся на 25 градусах.

Помогаю Иринке накрыть стол – большой плоский камень. После перекуса Серега с Колей запускают фейерверк. Фото для отчета и на память, и вниз… 14.05.

Пока штурмовали перевал, народная мудрость “вниз налегке куда легче, чем вверх под рюкзаком” казалась истиной в последней инстанции. Но когда повалили вниз, мудрость срочно пришлось модифицировать. Оказалось, что вниз даже под рюкзаком куда приятнее, чем вверх налегке…

15.40. На высоте 2100 появилась первая вода.

17.45. Докатились до границы леса и тормознулись на БОЛЬШОЙ ЧАЙ – организмы уже давно стонали: воды-ы-ы. А меня уже по привычке сгоняли вперед на разведку, посмотреть где тут можно остановиться на ночевку: “…добеги во-о-н до той полянки”. Ну, я и побежала.

Начнем с того, что “та” полянка находится по правому борту долины ручья Казарменного, а тропа неожиданно, вильнув хвостом, перескочила на левый борт. И дальше все повторилось по вчерашнему сценарию – пробежала несколько наших переходов, а вокруг курумы и сплошная неудобица. Так что порадовала народ – стоять придется либо там, где тормознулись, либо опять идти дотемна.

Ирина: За чаем повеселил Сережа. А все началось с того, что Валя нашел чьи-то заначенные два леденца в пакетике. Сережка тут же вспомнил, что у него тоже есть заначка. При этом объявил во всеуслышание, что у него в кармане дырка и карамельки блуждают где-то в штанах. А потом, лежа на спине, эротично изгибался, вылавливая из штанов беглянок. Но когда, закончив номер, он сказал, что, мол, всех поймал, и больше у него в штанах ничего нет, веселье переросло чуть ли ни в истерику.

Большой чай закончился импровизированным тихим часом в тени разлапистого кедра. Валялись и обсуждали самый животрепещущий на сегодня вопрос: идти или не идти. Мужчины, естественно подвергли сомнению результаты Марининой разведки и заслали еще пару гонцов: по тропе и на “ту” полянку. И их донесения блестяще подтвердили первоначальные выводы: да, в достижимом на сегодня пространстве на тропе ничего хорошего не нашли, а в районе полянки – до нее самой так и не добежали – для жизни есть все, вот только жить там негде, в смысле палатки не поставить – все поросло пружинистыми кустиками карликовой березы.

Однако, несмотря на то, что больной вопрос все еще оставался открытым, никто особо не дергался – сидели в тенечке и наслаждались прохладой и покоем – явно, сегодня уже никому не хотелось никуда идти. И Коля поставил последнюю точку: “Похоже, наше коллективное бессознательное решило, что мы остаемся на ночевку там, где уже стоим”.

Ну, остаемся, так остаемся. Здесь, конечно, тоже не сахар, но ма-а-аленький кусочек земли под кедром, свободный от вездесущих зарослей, имеется, пусть и не слишком ровный. И мы пошли туда, и хорошенько потоптались, и собрали палатку, и втиснули ее на слегка разглаженный пятачок. И потом долго еще ерзали по дну, пытаясь как-нибудь пристроить выступающие части тела в ямки, а кочки компенсировать соответствующими впуклостями. А потом Валя достал гитару, и безмятежно-тихий вечер на берегу ручья Казарменного умер в страшных мучениях.

P. S. Недалеко от костра невыразительный в общем-то кустик цветет очаровательными сиреневыми цветами – тот самый багульник (рододендрон даурский), который должен цвести в мае.

Однако Валины старания не прошли даром. Сегодня первый раз расчехлили гитару и хорошо посидели у костра. И так же впервые за все время вечер выдался тихим и беззвездным. Туристы – люди суеверные, как и пещерные предки, они слишком зависят от капризов природы. Вот и мы весь вечер заговаривали погоду – перепели все известные нам песни про чистое небо, звезды, лето, умудрившись ни разу не упомянуть про разнообразные осадки…

Расходились по палаткам под уже звездным небом…

Прошли за день – 4,6 км

Средняя скорость – 3 км/ч

Высота – 1950 ±12 м Стоянка “029”

13 августа, понедельник

…А когда проснулась, по палатке робко постукивали дождинки. Вот, блин, плохо заговорили… Хорошо, хоть пока еще можно не вылезать из нагретого спальника – дежурные, Валя с Сережей, только что встали и даже еще костер не запалили. Лежу, слушаю шуршание капель по тенту. А дождик периодически то затихает, то опять начинает моросить. Это-то и напрягает – значит, надолго. Ну, вот началось… Еще дома Женя нас запугивал, что Хамар-Дабане затяжные дожди не редкость…

Наконец, завтрак готов, и Валя колотит ложной по миске, созывая всех к столу: “Ежики в тумане, подъем”. Откидываю полог – и впрямь сплошной туман, а скорее низкая облачность – стоим прямо в облаке. Но хоть не капает. Однако радоваться долго не пришлось – к завтраку опять заморосило. Так под дождем и собирались.

Вышли в 9.40. Идем, как и вчера – все вместе, но каждый в своем темпе, короткими перебежками метров по 200-250. Постепенно дождь все-таки прекратился. Тепло, сыро, хмуро и безветренно. По склонам мигрируют клочкастые туманы. Но идется хорошо – вниз потому что.

Ирина: Трижды без проблем бродили через Казарменный – достаточно сапог. Причем последний брод был практически сухой. А после него тропа пересекла замечательный грибной лесок и выскочила на обширное открытое пространство с избушкой на небольшой возвышенности.

От избы разбегаются множество тропинок – в разные стороны. Где-то неподалеку шумит река. А обширное открытое пространство – это заросшая болотина с множеством узких и глубоко пропиленных в мягкой почве проток Большого Ургедея. А справа через болото виднеется что-то белое.

15.30. Пока Женя бегал в разные стороны, разведывая выход к реке, мы изучали надписи и рисунки на двери избушки. “С намеком на эротику”- выразил Сережка свое мнение от просмотра этой галереи.

Наша тропа все-таки нашлась. Она уходила от избушки вправо. Точнее, не уходила, а была слегка намечена примятой травой. Кое-где пришлось применить дедукцию. Оказалось, “что-то белое” – это и есть наша сегодняшняя цель, галечный берег Большого Ургедея. В 17.00 мы туда вышли. И всеобщее ликование, вызванное завершением пешей части, сменилось легкой истерикой – даже в Харагуне на самых мелких бродах вода была выше. А здесь больше камней, чем воды… Пришлось срочно подключать антистрессовые защитные реакции организма. Зато сколько способов поднятия уровня воды мы придумали! Начиная от “сейчас напоим мальчиком чаем…” до сооружения небольшой плотины, которую завтра подорвем и уйдем на гребне волны.

За пешку Большой Ургедей сократился у нас сначала до Большого У, а сегодня, увидев, что нам предстоит, Коля обрезал его окончательно – БУ.

И вот сидим мы на бережку этого самого БУ, чешем репу, задаваясь извечным вопросом “как быть”. Однако вариантов, кроме базового, не находим. Марш-бросок в верховья Зун-Мурина через еще один перевал Женя отмел сразу ввиду итак уже накопившегося отставания от графика. В общем, надо строиться. И командир подводит итог: “Собираем суда, а завтра валим отсюда, как получится”.

Однако идея второго перевала, пусть даже в радиальном исполнении, уже успела запасть Коле в душу. Он вычитал в одном из отчетов, что с этого перевала открывается то ли грандиозный, то ли потрясающий, то ли захватывающий вид на долину Зун-Мурина. И, наивный, купился. Тем более что по тому же отчету чистого ходового времени до перевала 1ч 50 минут – и это еще с рюкзаками. А если налегке…

В общем, соблазнили Ирину быть вторым и уболтали Женю, чтобы разрешил авантюру, типа, сами построимся. Добила я: “Да, пусть ребята сбегают, когда еще сюда вернемся…” Эту фразу мне потом припоминали по нескольку раз на дню. Мы даже начали составлять список того, что обязательно сделаем, когда сюда вернемся…

Назначили контрольный срок – 21.30, и в 19.45 Коля с Ириной ушли на переправу – тропа на перевал продолжалась на той стороне БУ. Перед этим Сережка разведал брод – сбегал на противоположный берег пофоткать заросли розовых ромашек – спокойно перешел в сапогах где по камушкам, где по воде. А вот Коле не повезло – ну, конечно, нечего девочкам потворствовать. А то, ишь, взгромоздил Иринку на загривок. Вот и получил… И через пару шагов ему уже было все равно, как шлепать…

…Только они скрылись в кустах противоположного берега, а мы принялись за стапель, как новое чудо – ЛЮДИ!!! Их было пятеро, и они шли по нашей тропе через болотину – к нам. Оп-па, а мы-то уж думали, что остались одни на всем белом свете – за шесть дней никого…

…Расположили усталую пятерку (2 мужчины, женщина и двое детей лет 10-12) у костра, угостили чаем и, естественно, расспросили. Ижевцы, идут четвертый день, в верховья Зун-Мурина, сегодня уйдут через брод, а завтра – на перевал, куда убежали Коля с Ириной, будут сплавляться на честере, рам не несут – у них же дети, пришлось максимально облегчаться.

Ижевцы через полчасика, посветлев лицами и посвежев, ушли на переправу, а мы продолжили стапелиться. И часика через полтора почти в одиночку – я только помогла заправить гондолы – Серега уже практически сваял своего “Кулика”. А вот с Цапелем были постоянные проблемы: сначала нехорошо заправили одну гондолу, потом вторая отказалась накачиваться – оказалось, разошлась перемычка, и воздух свободно уходил во второй клапан. Пока разобрались, что почем… Потом, когда обнаружилась недостача трубок для сидух – одной не хватало, пришлось открыть мини-мастерскую по художественному выпиливанию из березы. Поэтому тривиальная недостача одной затычки на этом фоне показалась досадной, но мелочью.

Прошли за день – 6,31 км

Изба — 15:22:40 N51 21.642 E102 18.534, высота 1597 м

Стоянка и стапель 039 13-AUG-07 17:49:45 N51 21.495 E102 18.104, высота 1574 м

Брод через Ургэдэй — 16:29:28 N51 21.496 E102 18.099 1575 м

Далее (Глава 3. ПОЛНЫЙ УРГЕДЕЦ)