Глава 4. КУЗИНЫ ИМЕНИНЫ

Эволюция – третья стадия: низшие земноводные…

16 августа, четверг

Виду вчерашнего полного расслабона подъем вышел поздним – дежурные, Валя с Сережкой, завозились около 10.00.

Сережа: Про баню. Вчера только вошел во вкус, и вода в Зун-Мурине стала казаться теплой… меня из бани выг… попросили очистить помещение. Типа, стесняются. А потом еще и разбудили – где олашки. А олашки от мышек спрятаны в моей герме…

Так как спать легли поздно, да и упарившись, Женя предложил дежурным встать в 10.00. А Валя в порыве чувства долга взял повышенные обязательства – в 9.00. Проспали до 10.00. Гыы…Долго собирались – опять из-за Цапеля. На этот раз разошлась старая заплата. Пока рукоделие сохло, я фоткал всякую живность, пока не встретил кузнечика на своем кате. Этот-то кузнечик и стал именем для безымянного до сих пор Кулика. Правда, Марина сказала, что Кузнечика обязательно сократят до Кузи, так что уж лучше сразу. А что, в этом есть резон. Итак, Кузя…

Идем с Валей на Кузе по реке – увеличенной копии Большого Ургедея. В основном слалом между камнями, а иногда и по ним. Отрабатываем команды “табань”, “греби” и “ой” с вариациями, типа “ой, блин”. Валя периодически смотрит в лоцию или читает описание – это иногда отвлекает от слалома.

Прошли порог Гробик. Не впечатлило… маловато.

Затеяли высоконаучный спор – чему верить: описанию, где порог К2 находится на правом повороте, или карте, где он (со слов Вали) на левом… Пока решали, порог сам нашел нас… Оп… оп… греби!.. табань!.. греби!… все!.. все?..

Однако будет нам выговор с занесением в голову. Ну, да а, поздно… В общем, ждем наших. А интересно, влетят или не влетят?

Не, не влетели, вон, осматриваются… И опять ждем, уже с камерой наперевес. А их все нет, и нет. Я уж устал включать и выключать кнопку. Хорошо, хоть грести сильно не надо – здесь тихий плес, да и стоим в тени.

Идут!.. Снял…

А Женя, видимо, привык, что я раз за поход всегда делаю одну большую глупость… так что обошлось без занесения.

Валя: Ну, на случай этого самого «занесения» у меня вскоре появился контраргумент – нарушение инструкций самим Женей. Поскольку в описании черным по белому было написано «осмотр по левому берегу», мы и ждали четверочных мужиков под правым, чтобы их увидеть. Потом слышим голоса и – не врубаемся: голоса есть, а людёв нет. Потом слышим голоса прямо над нами. Тут уж перегребаем в улово на левом берегу и только оттуда увидели источник шума. Есть же на земле люди, которым не лень по скалам ползать!

С утра Коля сделал несколько неудачных попыток утопить блесну. Надо сказать, что рыбак он не по призванию, а по назначению – его перед походом Женя назначил. Вот и приходится пытаться оправдать доверие. А так, насколько я знаю, Коля в жизни не поймал ни одной рыбки…

Вышли в 14.00, после обеда. Забыла сказать, что лоция у нас неполная, и начинается с препятствия № 40. А нам еще предстоят №№ 33-39. Правда, есть их описания, но без конкретной привязки к местности. Почему-то в интернете имеется только такой вариант. Мы с Валей два дня и в два компьютера сидели и копали просторы сети, но безуспешно. Скорее всего, это объясняется тем, что маршрут Хангарул – Зун-Мурин более популярен, да и пешка туда короче. А по нашему варианту мне удалось найти только один отчет, да и тот 1994 года и со ссылкой на ту же лоцию с номера сорокового. Так что сегодня нам предстоят несколько километров неизвестности. Хорошо, хоть по описанию ничего страшного не предвидится.

Страшного ничего и не оказалось. И через час плавания – это по БУ мы шли, здесь мы в натуре плывем! – на первой же зеленой стоянке наш рыбак сделал очередную попытку и добился-таки своего – очень качественно зацепился крючком за какой-то камушек на дне, и хана блесне…

А вообще идется просто замечательно, практически все проскакиваем без осмотра. Исключения делаем только для нескольких порогов, особо впечатляюще описанных (да и надо поснимать прохождения). Но пока ничего особенного – несильные прижимы и небольшие сливы. На плесах Женя вслух зачитывает описания предстоящих препятствий. Так перед порогом Гробик мы узнали, что этот порог состоит из трех ступеней, находится в красивом каньоне и заканчивается очень живописным плесом… Ничего не напоминает? Оказалось, Женя чуть-чуть ошибся абзацем и зачитал нам описание К2. А сам Гробик не впечатлил, хотя перед ним останавливались – на просмотр и съемку. Зато из этой разведки мужики вернулись с трофеями – притащили охапки красноголовиков, подберезовиков и даже один белый..

А вот К2 понравился очень. По нашей малой воде этот порог не слишком мощный, зато техничный и обалденно красивый. Мы, в отличие от наших Кузнечиков-Куликов, в него не влетели сходу, а зачалились заблаговременно, и Женя с Колей сходили на разведку. А потом изложили нам с Ириной генплан прохождения: первую ступень идем справа (осторожно, где-то здесь обливной камень, которого с воды, скорее всего, не увидим), на второй ступени прижим к левому берегу – надо успеть отгрестись, а в третьей ступени нужен точный маневр – сначала один камень обойти справа, сразу за ним еще один – слева. Так что только успевай вертеться.

А надо сказать, что весь день река не давала расслабиться – препятствия были не сложные, но шли одно за другим, так что у нас была прекрасная возможность сработаться. Поэтому К2 прошли просто филигранно, без сучка и задоринки – по вышеизложенному плану (потом еще раз посмотрели порог и увидели, что на последнем этапе можно было без лишних выкрутасов оба камня обойти слева), нигде и ничего даже не зацепив. И выплыли в живописный послепороговый плес, очень глубокий, спокойный и также петляющий в узком скальном коридоре – сразу же возникла ассоциация с Тельдекпенями на Катуни.

Кстати, лишь теперь, к исходу второго десятка километров сплава по Зун-Мурину до меня дошло, какую же реку он мне напоминает. И могу ответить на этот вопрос, заданный вчера Колей – Зун-Мурин кровный родственник БУ, разве что воды больше и препятствия мощнее…

На ночевку остановились сразу же на выходе из каньончика – на левом берегу. И хотя чуть дальше на правом берегу виднеется большая поляна, на первый взгляд более привлекательная для стоянки, но вернуться по той стороне к К2 проблематично – слишком круто и высоко, к тому же тропа по описаниям идет по левому берегу. А мы уже договорились сбегать с утра, полюбоваться столь быстро пролетевшими мимо нас красотами и устроить для них полновесную фотосессию.

Место здесь, похоже, нетрадиционное для стоянок. Но оно оказалось неожиданно уютным – узкая компактная (только-только на две палаточки) полочка со спальней на одной полянке и кухней на другой. А дальше склон, поросший белыми мхами и багульниками болотными и усеянный стратегическими запасами брусники.

Сегодня второй раз за поход достали гитару – сказался поздний подъем. Пока сушили гитару, Коля спас из костра большую гусеницу. Но не из чувства гуманизма, а как альтернативу утопленной блесне – вот что делает с людьми бремя ответственности. И утром пойдет топить бедняжку. Однако скажу в защиту, что это он от безысходности – весь вечер пытался найти червей, но безуспешно.

P. S. Сегодня утром наконец-то окрестили Кулика. Я предложила Сереге “Водомерку” – уж больно они юркие и проворные, на что Серега внес контрпредложение – “Кузнечик”. А что, подходит – как показал сегодняшний день, те еще попрыгунчики. Сошлись на “Кузе”.

P. P. S. У Иринки обломилась пряжка на ремне сидухи, который держит внутреннюю ногу. В общем-то, этого и следовало ожидать от пластмасски – сюда надо ставить хорошие металлические крепления или просто вязать ремень к раме. Самое неприятное, что случилось это на входе в первую ступень К2, и было уже поздно что-нибудь предпринимать. Оставалось только держаться всеми чудесами…

Прошли за день – 20,78 км

Средняя скорость – 7 км/ч

ЧХВ – 2 часа 57 минут

Высота – 1166 ±30 м

Стоянка – “569”

Порог К2 – “568”

Далее (Глава 5. КРАЙ НЕПУГАНОЙ БРУСНИКИ И НЕТОПТАНЫХ МАСЛЯТ)