Глава 6. ШУРИК И ДРУГИЕ

Эволюция – кульминация витка: высшие земноводные…

19 августа, воскресенье

…И всю ночь, и все утро по тенту мерно барабанило – не слишком сильно, но с безысходной неумолимостью. Похоже, все-таки началась та погода, которой весь поход просто бредила Иринка. Она начиталась всяческих отчетов и при виде малейшего облачка на небе испуганно вздрагивала и начинала лихорадочно вспоминать, куда же она спрятала наш тентик.

10.30. Серо и сыро. Моросит. На склонах противоположного берега лежит туманная муть. Полное безветрие. Температура около 14-16 градусов. Настроение тоже под стать погоде – никакое. Однако раз решили, что будет дневка, значит, она будет.

Но после завтрака сил у народа явно прибавилось, и жизнь закипела. Каждый был при деле:

- Сережка, как истинный научный работник, из простого куска дерева воодушевленно изобретал шикарную табличку. Его совершенно не вдохновили опыты предшественников, написанные шариковыми ручками на березовой коре и прискотченные слишком высоко, чтобы прочитать. И он искал новые, еще не проторенные пути – выпиливал, вырезал и выкладывал проволокой надпись:

Пермь-2007

tourclub.perm.ru

www.teron.ru

- Иринка из остатков своих наколенников и пластиковой бутылки мастерила для местного музея диковинную водную тварь.

- Женя собрал все наши ножи и тщательно полировал их режущие кромки, проверяя заточку на вырезанной вчера лопаточке. Ножи становились все острее и острее, а лопаточка постепенно принимала законченный вид истинного произведения искусства.

- Остальные, заняв места в партере, наслаждались сразу всеми тремя составляющими самого завораживающего во вселенной зрелища: текущей (с небес) водой, горящим огнем и чужой работой.

Потом засвербило и у меня в попе, и я родила идею, которая подспудно зрела со вчерашнего вечера – а не сбегать ли до Хангарула… А то ведь когда еще сюда вернемся… Тут же навербовала себе единомышленников – Колю с удочкой и Иринку с фотиком. И в 12.30 мы вышли, сгоряча пообещав к обеду вернуться, понадеявшись, что здесь всего-то километр ходу.

Тропа поднималась сначала неспешно и вскоре вывела нас на верхушку прибрежных скал, каньоном возвышающихся над Зун-Мурином. Потом она словно спохватилась и круто полетела вверх, карабкаясь на вершинку 1662, которая отвесами обрывалась в реку. И чем выше мы забирались, тем обильнее становились шикарные брусничники, и тем спелее и крупнее были ягоды. А на перевале – там, где тропа устремилась вниз, открылся бы замечательный вид на долины Хангарула и Зун-Мурина, если бы не низкая облачность, зависшая на всех окружающих возвышенностях. Но даже сквозь эту дымку разглядели, какие неимоверные петли выписывает здесь Зун-Мурин – словно гигантская пружина с глубокими и частыми витками лежала перед нами.

Пофоткали немного туманные дали, пощипали особо крупную шикшу и особо спелую бруснику и покатились назад – к сожалению, выделенное нам время начало катастрофически заканчиваться. Ну, какой здесь на фиг километр – разве что по прямой…

В лагерь вернулись с двадцатиминутным опозданием. А здесь нас ждала куча новостей: Женя заточил один нож и порезал один палец; Серега вырезал табличку и теперь смолил ее, дабы увековечить свое творение; вода в Зун-Мурине поднялась сантиметров на 70, так что баня нам уже не грозит – от галечного пляжика уже и сейчас осталось немного, но так как дождь и не собирается униматься, то ли еще будет…

После обеда, назначив подъем дежурных на 19.00, все кроме Жени забились в большую палатку и до ужина с энтузиазмом проконтачились, мешая спать бедному Коле – постоянно всуе поминали его имя.

А вечером я наконец-то взялась за лоцию – устроила коллективные чтения у костра. В отчете 1994-го года тоже была схожая ситуация – после Шурика началось наводнение. И все последующие препятствия описаны с поистине царским размахом, особенно поразили следующие строки, цитирую – “высота валов составляла 2-3 м, а в прижимах не менее 3-4 (оценивали, сравнивая с размерами катамарана). Течение воды в реке также значительно усилилось: за 50 минут сплава мы прошли 60 км”. Как ни старались, не смогли понять, сколько же они прошли за эти 50 минут – если здесь лишний нолик, то в принципе ничего особенного, это примерно наша средняя скорость движения. Если же здесь нет опечатки, то непонятно, в чем прикол.

Вечернюю программу продолжил Коля – он так живописно сушил спальник, накинув его себе на голову, что при скудных отблесках от костра напоминал настоящий ужас, летящий на крыльях ночи. Но только фотографы подкрались с техникой наизготовку, скромный Коля тут же притворился, что все уже высушил. И Вале пришлось его уговаривать пострадать ради общего дела: “Поставь спальник на голову…” В итоге фотосессия все-таки состоялась.

Этот длинный вечер завершился олашками с пылу, с жару. Иринка их жарила и метала тепленькими прямиком в ненасытные желудки.

А дождь, вроде прекратился. По сведениям последней разведки вода поднялась еще на метр с хвостиком… От галечного пляжика давно не осталось и следа.

Отбились в 12.40. Завтра, судя по всем отчетам, нас ждали самые мощные (после Шурика) препятствия и веселый сплав по большой воде – надо было хотя бы выспаться. Перед сном дежурные получили от командира ЦУ на утро: “Развести и разбудить”.

20 августа, понедельник

8.00. Утро задумчивое, прохладное, около 14 градусов – у костра хорошо.

Первым делом сбегали каждый к своей заветной отметке, потом объединили сведения и вывели резюме – если за ночь вода и поднялась, то ненамного. Похоже, наводнение остановилось. Итого общий подъем воды составил около двух метров, и скорее плюс, чем минус.

Утром каждый не вытерпел и прогулялся до Шурика. Интересно ведь, что там сейчас творится... А там творилось… Начну с того, что вода в Зун-Мурине потеряла свою зеленую прозрачность. Стала мутной, какого-то болотного цвета и очень неприветливой. И вот вся эта неприветливая масса, хорошо разогнавшись на предпороговом быстротоке, неожиданно обрушивалась в офигенный котел и там моментально вскипала до яростной пены. Здоровый острый зуб в правой части слива, позавчера еще прилично торчащий из воды, стал обливным. И хорошо разогнанная в сливе вода, наткнувшись на него, взвихривалась высоким обратным фонтаном…

Вдоволь налюбовавшись озверевшим Шуриком, народ возвращался на стоянку странно задумчивый. И в результате Жене даже не пришлось использовать свое право на командирское вето – как-то само собой решилось, что Шурика надо обнести. Опять же Коля озвучил общее мнение: “Да, Бегемот тут и рядом не валялся”… А аргументы посыпались чуть позже: во-первых, нас маловато, чтобы организовать надежную страховку, во-вторых, у нас уже не осталось права даже на малейшую ошибку – и так идем впритык по времени, а если что случится с одним из судов, рискуем как минимум пролететь мимо паровоза, а в-третьих и в самых главных, очень велик риск именно влететь… Так что обнос… блин… а так все красиво начиналось…

Валя: 18.35. Итак, утро вышло нестандартным. Во-первых, дежурные встали необычайно рано для водной части маршрута – аж в 7.00. Во-вторых, остальных разбудили тоже не к завтраку, а, как и предписывала командирская директива “Развести и разбудить” — как только заполыхали мокрые дрова.

Тем не менее, пока перетащили за Шурика каты, пока под дружные аплодисменты и фотосъемку Сергей водрузил на дерево табличку, пока повязались – в итоге встали на весла лишь в 11.40.

Зато поплыли сразу на всех парах. Река изменилась до неузнаваемости: если позавчера сильно доставали многочисленные надводные камни и вызывали бурную радость цепочки полуметровых валов, то теперь «булек» было предостаточно – и хороших, а камни совершенно не мешались. Даже наоборот: покрытые водой, они образовывали сливы и котлы, в которые можно было весело влетать на скорости более 10 км/ч. Что мы, естественно, и делали.

Вышли обычным порядком: сначала наша двойка, потом четверка.

Но, в отличие от предыдущего участка, Цапель от нас уже не отставал, а под озорные крики Жени «Кузя, греби!» норовил ткнуться носами нам в корму или в бок. Или просто обогнать, что и произошло на препятствии № 116, где мы влетели в карман на прижиме слева и выбрались оттуда только со второй попытки.

На обед встали в 13.40 сразу после преодоления выделенного кружком на карте (значит, «повышенно-опасного», что мы почти не заметили) препятствия № 123. Женя предложил здесь устроить покатушки со съемкой, но вернувшиеся с осмотра Сергей и Коля сказали, что эта шивера-порог с левого (не-струйного) берега выглядит еще менее эффектно, чем с катамарана. К тому же заносить Кузю по большущим камням малость тяжеловатенько. Консенсусом решили поснимать по ходу на какой-нибудь шивере с большими валами. По лоции такими в ближайшем времени должны были быть препятствия 132, 137, 138.

Обед закончился в 15.50. Вышли всё в том же порядке. Порог № 132 мы с Сергеем проскочили сходу, ибо не узнали его по описанию (ни тебе 5-метровых скал с обоих берегов, ни сужения русла). Отработав несколько длинных шивер, зачалились на правом берегу шиверы-порога № 137. Здесь не было видно никакого «эскалатора» из 4-х ступеней (как вещала лоция), зато в середине был большущий пенистый вал высотой под 3 метра. Там, на камнях, мы и расположились: Сережа с видеокамерой, а я с Ирининым фотоаппаратом. К сожалению, Цапель прошел левее максимального гребня, но съемка вроде бы удалась на славу.

Теперь настала наша очередь. Отдали девчонкам аппаратуру, и пошли в порог. Здесь мы так долго целились в облюбованную «бульку», что не успели набрать достаточную скорость. Поэтому вал с ходу не пробили, а эффектно задержались на нем, чуть-чуть не дотянув до гребня. Затем продавили его своим весом и благополучно понеслись дальше.

Поскольку за сегодняшний день проскочили бОльшую часть оставшегося маршрута, на повестке остро встал вопрос о поиске места для ночевки с последующей дневкой. Этим, как впередсмотрящие, занялись мы с Сергеем – метались по реке, то и дело перегребая струю (а иногда даже ставя кат боком к метровым валам), чтобы подойти к более пологому берегу для осмотра. Но на проносящихся мимо берегах нечего подходящего не наблюдалось – то не было мест для палаток, то все побережье завалено слишком большими каменюками, то отсутствовал плес для бани. Более-менее нормальное место нашлось на правом берегу между препятствиями № 142 и № 143, где мы и зачалились около 17.30.

Ах да, забыл написать про погоду. Дождик прекратился ночью, утренний туман сменился обычным пасмурным небом. К обеду уже регулярно стало выглядывать солнышко, радуя нас все чаще и чаще. А сейчас – чистое небо, только малюсенькое и совсем не дождевое облачко на западе. Вещи после вчерашней дневки и сегодняшнего полноценного купания разложены для сушки. (Эх, опять сглазил! На следующий день я по-белому завидовал родному брату с настоящим метеорологическим образованием!).

Эх, хорошо мы сегодня дали, от души – очень приятный получился денек: полет по валам и айс по бочкам (айс – это что-то из рекламы, а так как я телик не смотрю, то всего лишь повторяю, что услышала от Иринки с Колей, когда их первый раз окунуло по макушку). Единственное, о чем жалела наша замечательная левая половина, что командир у нас слишком опытный, хорошо читает воду и некоторые особенно привлекательные бульки мы проскакиваем краем – ну, никакого айса.

После Шурика и наводнения Зун-Мурин резко изменился – по характеру он стал напоминать Нижнюю Катунь – приличная скорость течения и высокий хаотичный вал в порогах. К тому же практически исчезли открытые камни в русле, так что отпала необходимость особо точного маневрирования. Зато на месте камней, залитых водой, образовались бочки – они притаились в самых неожиданных местах и давали о себе знать только в последний момент, уже перед самым носом. Река стала значительно мощнее, препятствия серьезнее, но проще в смысле техники прохождения – главное было держать нос по валу.

За этот день как-то незаметно перешли от сплошного отставания к сплошному опережению – даже три внеплановые полудневки не сработали. Поэтому завтра опять днюем и банимся. И место здесь удобное – все под рукой: и тихая заводь, и наконец-то, куча плавника, и галечник, и есть куда недалеко погулять, и грибочки-ягодки – пусть их здесь немного, но нам хватит. Только рыбалка не ахти – Коля весь вечер ходил с удочкой туда-сюда, но ничего не выловил. Правда, Сережка на кораблик зацепил пару хариусов, но этим дело и закончилось.

Прошли за день – 32,2 км

Средняя скорость – 11,7 км/ч

Максимальная скорость – 21,1 км/ч

ЧХВ – 2 часа 45 минут

Высота – 859 ±12 м

21 августа, вторник

Опять дневка. И опять ночью неожиданно пошел дождик, хотя с вечера ничего не предвещало: спать уходили под незамутненно-чистым небом, усыпанным звездами. Такое ощущение, что нас отсюда усиленно выпинывают – как только дневка, сразу дождит…

11.40. Утро опять задумчивое, солнышко едва выглядывает сквозь высокую облачность, 20-22 градуса.

За завтраком обсудили планы на сегодня и начали составлять список того, что обязательно сделаем, когда сюда вернемся. Эта моя фраза, похоже, стала хитом похода. Она звучит при любом удобном случае. Итак, список:

- сфотографировать прозрачно-зеленую воду при солнечной погоде (всю дорогу просила Иринку сделать для меня этот кадр, но у нее то фотик далеко, то некогда. А теперь она и рада бы, но и солнца нет, и вода не та);

- подневать в устье Хангарула;

- пройти К2 с осмотром;

- пройти Шурика и дополнить табличку именами.

После разбежались по интересам. Сережка, Валя и Ирина ушли в сторону р. Тумусун на покорение близстоящей горушки. С ними ушел и Коля – порыбачить на Тумусуне. А мы с Женей остались в лагере – кому-то же надо. Женя строил и топил баню, я сначала помогла ему таскать камни, а потом занялась женским извечным – собирательством. Уползла на склон и надолго застряла в брусничнике. А когда вернулась, уже было пора начинать готовить обед, чтобы наши усталые путешественники вернулись к накрытому столу.

К этому времени полил дождь. Над рекой и по окружающим склонам заклубились туманы и туманчики самых причудливых очертаний. И народ вернулся из радиалки напрочь промокший. А еще зверски голодный. Но довольный и с добычей – с мешком брусники и охапкой грибов. Не было только Коли – огорченный вчерашней неудачной рыбалкой, он хотел взять реванш, и обещал без рыбы не возвращаться…

…И ведь выполнил обещание. Только мы сгрудились с тарелками у костра, он появился. С улыбкой и уловом – пятеркой хариусов в кулечке.

После вкусного обеда и легкой расслабухи наш главный рыбак опять растворился у заводи. А когда вскоре вернулся, лицо у него было напрочь ошалевшее, но он крепко прижимал к груди брыкающееся нечто. Разглядели и ахнули – большая толстая рыбина, я таких масштабных только в магазине и видела – сантиметров 70-80. Красавец!

На берегу рыбку отфотографировали во всех позах и тщательно осмотрели: шкурка в черную крапинку и с красными пятнами на боках, хвост-плавники тоже красные. Чешуя мелкая и плотно прилегающая к коже. Поначалу единодушно постановили, что это таймень – мы ж ведь совсем не рыбаки, и такого зверя видим впервые. Но потом у меня закрались смутные сомнения, где-то я слышала, что в этих реках ловят каких-то ленков... Уже дома проконсультировалась со знатоками. Оказалось и впрямь ленок…

Около 17.00 дождик стих, но не прояснело, и туманы продолжали свои таинственные перемещения. Поэтому баня получилась с видом на закат в тумане. Так бы и сидела на этих камнях, и любовалась бы этими постоянно меняющимися пейзажами: то покажется противоположный берег, парящий на облаке, то распахнется как по мановению волшебной палочки соседняя вершинка, и тут же опять утонет в дымке, то в небе заиграют нежно-розовые всполохи…

…Засиделась, поэтому и ужинала последняя. Дежурный Валя едва дождался, пока я дожую – ему, ведь еще котел мыть, и опять порадовал: “Марина, поела? Отливать будешь?” Ну, сегодня я добрая, так и быть отолью… И отлила… теплой воды из котелка в тарелку…

А “тайменя” и хариусов оставили на завтра – зачем все удовольствия мешать в одну кучу…

22 августа, среда

9.30. Утро уже не туманное, но отдельные его кусочки все еще цепляются за окружающие склоны, да “дымится” река. Задумчиво, я бы даже сказала, хмуровастенько. Но тепло – 16-18 градусов. Уровень воды по сравнению со вчерашним не упал, однако ж и не поднялся, хотя и дождило – уже плюс.

Дежурят мужики – Валя с Сережкой, но сегодня они только костерят, зато усердно. Для “тайменя”, над которым колдует Иринка, надо много углей, вот они и стараются. А может, и не только для “тайменя”, но и для кого-нибудь еще, кто пока прячется в заводи, где уже притаились Коля со своей неразлучной снастью…

…Улов оказался небольшим, но опять увесистым – еще два зверя той же неизвестной породы, только поменьше – сантиметров по 30-35.

Завтрак удался на славу – рыба такая, рыба сякая. Иринка у нас не только рачительный завхоз, но и повар отменный. Так что даже пальчики до единого облизали. Теперь бы откинуться… Но не успели – к нам пожаловали дорогие гости. Ура! Ижевцы! Уж как мы их вспоминали в последние дни, переживали, не случилось ли чего… не влетели ли в Шурика – ведь разрекламированное во всех отчетах “последнее место чалки перед порогом” – у нас на глазах приказало долго жить…

Бурно, но недолго пообщались – ребятам сегодня еще плыть и плыть, судно у них, в отличие от наших не расположено обгонять течение, поэтому на воде они проводят значительно больше времени, чем мы. Но погрелись у костра и чайку горячего похлебали. Подарили нам недостающий первый лист лоции – вовремя! – и ушли вперед, типа, догоняйте.

Мы бросились догонять, но не сразу, а часика через полтора – пока демонтировали баню, пока собрались, пока почистили стоянку. В общем, отчалили только в 13.40 – ну, совсем разболтались. А через 25 минут проскочили красивое устье Тумусуна, хорошую шиверу и ижевцев, обедающих на весьма живописной стоянке. Теперь мы помахали им веслами, типа, ваша очередь догонять.

Дождик, который начал накрапывать еще до нашего отплытия, разошелся не на шутку – глаз открыть было невозможно, так и норовило ткнуть струйкой прямо в яблочко. Что было совсем некстати, так как Зун-Мурин и сегодня продолжал радовать нас поистине катунским размахом. Так что скучать не приходилось.

Но плыли мы не только весело, а еще и красиво. Сегодня река опять размашисто закладывала крутые петли, которые разделялись между собой острыми хребтиками, похожими на профиль дракона в полный рост. И в понижениях этих хребтиков угадывался следующий виток, до которого, казалось, можно добросить чалку. В одном из таких хребриков полюбовались настоящей сказочной скалой: в ее середине выделялся странный пласт, выглядевший, словно вход в пещеру, закрытый в глубине совершенно гладкой плитой. Так и хотелось крикнуть: “Сезам, откройся!”.

Так мы и плыли – то махали веслами, то получали эстетическое удовольствие. И все бы хорошо, но тело уже требовало чего-нибудь поудобнее, чем коленная посадка, и потеплее, чем холодная вода. И когда на очередной шивере из-под Жени выбило поперечину, сочли это милостью небес и зачалились для починки и на зеленую стоянку – итого 50 ходовых минут.

Очередной приступ дождя застал нас уже в седлах. Но видно было, что это его последняя атака. Впереди светилось высокое небо, и мы шли к нему. Так бы вот шли и шли… Но оказалось, что идти-то в общем-то и некуда… приплыли… Цивилизация…

Она подкралась неожиданно. Мы, конечно, планировали сегодня подойти максимально близко к населенке, чтобы завтра осталось побольше времени на сборы-просушку. Но не было никаких предпосылок – тишина и глухомань – и вдруг рыбаки на берегу, и стоянка в устье р. Кукурик после препятствия № 161, на которую мы нацелились, тоже оказалась занятой местными. Хорошо, что увидели это заранее и зачалились перед поворотом и на другом берегу.

16.30. Здесь тоже оказалось неплохое местечко. Правда, сырое, но где сейчас сухо? Разве что дома на диване. Зато дождик прекратился, и в небе даже замаячили кусочки голубого неба.

А вскоре стало и совсем хорошо. Переоделись в сухое, согрелись у костра, попили горячего чайку, развесили шмотки сушиться и на всякий случай поставили тентик – много ли надо для тихого счастья? Иринка даже выложила из березовых палок слово “ура!”. Потом, правда, призналась, что хотела изобразить что-нибудь патриотичное, но – дальше цитата: “Меня хватило только на три буквы”…

Вечером устроили праздничный ужин, как никак сегодняшняя ночь – завершающая в этом походе. Все подоставали заначки, сбереженные специально для этого случая. Особенно поразил Женя – он всю дорогу таскал на себе бутылку вина… и через перевал ее пер… Вот лось! Короче, праздник удался…

А завтра в 14.00 из Зун-Мурино нас заберет машина. Поэтому надо быть там никак не позднее 12.00 – разобраться, по возможности просушиться и упаковаться в дорогу. Ходу отсюда до поселка по прогнозам 1,5-2 часа. Соответственно выйти надо не позднее 10.00. Так что общий подъем назначили на 8.00.