Участок маршрута ручей Катышный — река Уда

17 июля – день первый (вторник)

Выехали из Нижнеудинска в 5 часов вечера 16 июля. Группа из 5 человек водников с Урала, моего возраста народ, и я к ним довеском. Ехали хорошо, в кузове три матраца, расстелили, рядом рюкзаки, один человек в кабине (ночью туда еще один пересел) – Р-р-рокалион! Водитель – Андрей. Руководитель группы – Владимир, Александрович пошутил я, так как тогда мы полные тезки.

Приехали в 6 часов утра к избе выше стрелки ручья Катышный с Застрянкой. На карте название ручья, по которому я ходу подняться и перевалить отрог, чтобы спуститься на Мурхой выше по течению, не написано, так вот это и есть – Застрянка. Избушка на левом (если специально не оговариваюсь, то право-лево орографически, что такое орографически, пожалуйста, посмотрите в справочнике, а то объяснять долго) берегу Застрянки, на кромке леса.

Познакомился с Андреем из Верхней Гутары. Так, для разговора начал узнавать о людях, с которыми встречался в Верхней Гутаре раньше, и среди них две девушки. Оказалось, что они … вообщем, очень критично парень к дамам относится, ну, я и заткнулся.

Ухожу в 7.55 и почти сразу возвращаюсь – забыл коврик и спальник. Вот за такую же забывчивость в прошлом году пришлось заплатить 500 рублей. Снова ухожу и снова возвращаюсь – показалось, что забыл нож. Нет нож не забыл, при мне! Окончательно ухожу в 8.06, а мог бы сесть и уехать в Нижнеудинск, ведь 2 (два!) раза возвращался – плохая примета, а я наср#ть хотел (извините меня великодушно) на плохие приметы, верю в плохие приметы по поводу погоды, вот тут! лучше прислушаться, чем игнорировать явные предупреждения.

Колея, довольно полого, переходит ручей туда-сюда.

8.39 – 9.00 – отдых. Утром был заморозок, полиэт. бутылка с водой у тагана на улице покрылась тонкой коркой льда. Заморозок, значит день должен быть жарким и ясным, да и сейчас, когда путь осветило солнце, тепло. Через 18 минут дорога повернула направо по ходу в гору. Начался некрутой подъем.

9.30 – 9.45 – отдых.

10.03 – на окончании подъема.

10.10 – прошел подболоченную плоскотину, придерживаясь левого края колеи. По спуску течет ручей. Спуск сначала тоже подболочен.

10.15 — на ответвлении с дороги по левой стороне перед могучим кедром.

10.15 – 10.30 – отдых. Тропа сначала грязная, потом при резком спуске к реке – хорошая.

10.50 – вышел к реке. От выхода тропы ниже по течению 30-40 м начал переходить вброд на галечный островок. Вода в реке на среднем уровне. От него прямо навстречу течению по косе, которая заливается водой, и затем 10 м переход на берег. Немного набрал в сапоги на завершающем участке. Вышел на берег в 11.00. Здесь стоит группа из Омска, примерно 15 человек, водники. Планируют через 30 минут отчалить. Поговорил с ними, отжал портянки и в 11.06 вышел по тропе.

11.11 – изба. Багайская изба, по названию левого притока. Вроде дневное задание выполнил, но еще весь день впереди и я не устал, решил идти до Власьевской избы, это примерно 8 км, и значит на завтра останется вместо 25 – 17 км – das ist gut!

11.13ручей Багай, следовательно, изба стоит на левом берегу ручья, а не на правом как на карте. Иду по тропе, она слабо подболочена. На правый берег Мурхоя переходить не стал.

11.36 – 11.55 – отдых. Солнечно, но не жарко. Тропа (слабая) идет по правому берегу галечной протоки.

В 12.07 слева пришла отличная тропа. Дальше можно идти без сапог.

12.30 – 12.45 – отдых. В 12.50 вышел к прижиму. Тропа раздвоилась: одна перешла реку, а вторая полезла вверх. У меня тяжелый рюкзак и я пошел прямо (люди не делайте так, как сейчас сделал он, скоро вы поймете, почему). Итак, я пошел понизу прижима и уткнулся в следующий. Тогда перешел Мурхой выше колен. Нашел тропу. По тропе в 13.26 вышел на Малый Мурхой в месте, где в него впадает левый приток. По камням перешел его, не замочившись.

13.46 – 14.10 – отдых. Это не приток! это самая левая протока Большого Мурхоя. Перешел ее. Тропы – нет. Ищу прогалины между кустарником и иду, довольно хреновато.

14.40 – снова небольшой прижим. Перешел реку по камням.

14.52 – вернулся на левый берег по камням, ноги сухие.

14.57 – встал на обед на галечном пляже. На моем берегу примерно в 70 м вверх как будто выложена каменная стенка на травянистом склоне. Ем и ориентируюсь.

Выход в 16.20. Вышел на следующую галечную косу и увидел избы: одну справа на бугорке и две дальше 150 м на равнине. Жилая – дальняя правая (Власьевское зимовье). Познакомился с Сергеем из Верхней Гутары. Он объяснил мне, что тропа идет верхней террасой левого берега и выходит как раз к первой нежилой избе, которая была ближе ко мне на обеде. Общий итог: пойди я вверх перед прижимом, то у изб я появился бы на 40, а может быть и больше минут раньше, с сухими ногами, свежий, дерзкий и веселый и обедал возможно бы в избе, вот так-то!

Встал в 16.40. Да, и еще, у Сергея две собаки: одна не помню как зовут, а вторую запомнил – Балбес, Балбе — е — е — ес ласково зовет он его, Балбе — е — е — ес. Спросил, а почему Балбес, что глупая или непутевая. Нет, ответил он, хорошая собака, была бы глупой — давно бы пристрелил. Интересно, собака умная, а кличка – Балбес, неисповедимы пути господни…Тут, на одном из форумов в Интернете, несколько дам обсуждали, как назвать котенка, которого одна из них взяла домой. Может посоветовать назвать его Балбесом?

18 июля – день второй (среда)

Встал в 7.00. Вчера Сергей угостил меня копченым хариусом – замечательно вкусная вещь, и сказал, что собирается на Горелый ручей – это правый крупный исток Мурхоя, может подбросить туда. Я не стал отказываться.

Выехали в 9.09 на лошадях. Едем по левой стороне. Проехали солонец. Долина Мурхоя – широкая.

10.15 – переехали ручей Аскайлы-Ой (Белый ключ по-местному). Проехали по лесу немного и переехали Мурхой – по левой стороне тропа есть, но подболочена. Нашли звериную тропу и по ней до косогора. Перед ним снова на левую сторону. Постепенно выехали на тропу, она в 150-200 метрах от берега. Переехали реку, проехали еще один солонец, снова переехали реку. Ориентировочно в 11.22 в районе стрелки истоков (едем по левому берегу) Мурхоя. Справа курумная гряда, где-то примерно на ее середине ближе к реке строилось зимовье, но я его не видел, это сказал Сергей.

11.30 – переехали реку. На правом берегу выехали к балагану. Все!

11.46 – попрощался с Сергеем, поблагодарил его и в путь, дальше иду ногами. Тропа нормальная идти легко, перешел Мурхой.

12.12 – вышел к валунному вывалу. Перешел его ближе к реке и от реки на его окончании нашел тропу.

12.18 — 12.35 – отдых. Тропа хорошая идет террасой левого берега по лесу. Иногда (редко) участки мокрой тропы.

13.05 – 13.20 – отдых. Прошел немного и вышел к реке: широкая валунно-галечная отмель. Перешел реку и на плоскотине ближе к дальнему краю бугра на правом берегу рядом с тонкими засохшими деревьями вышел на тропу.

13.39 – перешел ручеек.

13.44 – на поляне с местом ночлега. Далее тропа идет по траве, постепенно становясь трудноразличимой.

13.52 – 14.10 – отдых. Через некоторое время слева пришла небольшая тропа, и основная тропа стала отчетливей. Русло поворачивает налево, тропа идет высоко над рекой. По левому берегу просматривается цирк. Перед отдыхом примерно 300 метров – марь, болото. Похоже стрелку двойного левого ручья я прошел перед отдыхом – до нее 200 -250 метров, в ее районе, Сергей сказал, есть сарай на левом берегу, но я его не увидел. Возможно, он виден с позиции седока на лошади, но с тропы, пешему, не видно. Планировал в нем заночевать, но иду дальше.

15.02 – 16.20 – обед на маленьком ручейке. Немного прошел по мари.

16.34 – перешел ручей.

16.40 – перешел еще один ручей. Отсюда начался подъем. Граница леса осталась в районе перехода первого ручья.

16.49 — 17.05 – отдых.

17.26 – примерно на середине перевальной плоскотины: марь, мох, тропы нет, иду напрямик. Идти надо аккуратно, есть зарастающее озерцо, в его районе моховая подушка пренеприятно гуляет под ногами, конечно не так, как на Камчатке, когда все ходит небольшими волнами, но аккуратно!

17.40 – 18.00 – отдых на спуске у ручья. Тропа идет вдоль правого берега ручья.

18.07 – перешел ручей – приток слева. Река течет в небольшом каньоне. Тропа идет левым берегом, не спускаясь к реке. На участках мари, а они попадаются часто, тропа теряется.

18.24 – валунная коса.

18.30 – 18.45 – отдых.

19.00 – тропа спустилась к реке. Здесь река растекается широко примерно 100 метров по галечнику.

19.01 – на первом островке остановился на ночевку. По правому берегу просматривается тропинка, сходил, посмотрел, да, есть.

Итоги дня:

- избушку без печки (сарайчик) на двойном левом притоке Мурхоя не увидел,

- прошел перевал и от перевала ушел примерно на 3.5 – 4 км,

- завтра осталось пройти 8.5 – 8 км до устья Хатаги, а там, я знаю, должна быть изба,

- das ist gut!

19 июля – день третий (четверг)

Выход в 8.40. Тропа есть, но на моховине расходится и почти не видна. Перед подъемом собирается и довольно хорошая.

8.49 – на вершине первого бугра. Дальше тропа хорошая. Идет довольно высоко над рекой. Река широко растекается. Тропа уходит с набором высоты в сторону среднего течения Хатаги. Забирает вправо, затем спуск в долину Хатаги и на моховине теряется. Иду в сторону русла реки.

9.22 — 9.37 – отдых.

9.42 – вышел на слабую, но уверенную тропу параллельно Хатаге.

9.47 – вышел на р. Сытляр-Атар. Прошел по нему немного вниз, не переходя, показалось, что много воды и лучше переходить Хатагу до впадения ручья.

9.52 – вышел на Хатагу выше стрелки на примерно 50 метров.

9.53 – переправился через Хатагу. Здесь уже бывал и по «старой» памяти пошел налегке вверх по течению к приметному камню по правому берегу, искать продолжение тропы. Нашел тропу. Вернулся за рюкзаком и уже с ним к тропе вдоль берега.

10.12 – 10.30 – отдых в начале тропы по правому берегу Хатаги. Ориентиры для тропы: — примерно в 200 метрах от впадения р.Сытляр-Атар выше по течению Хатаги или — камень на правом берегу Хатаги большой, выше кромки берега на 3 метра. Рядом с ним выше по течению 2 лиственницы с развилками почти от корней,- по левому берегу Хатаги камень, лежащий у воды и частично в воде в 30 – 40 м от камня на правом берегу.

10.57 -11.12 – отдых. С Мурхоя и Казыра тянет тучи.

11.33 – увидел с тропы избу на правом берегу, но в этом месте перейти Хатагу сложно.

11.40 – вышел на место бивака.

11.43 – у реки. Пошел дождь. 8 минут экипировался: надевал накидку и обвязывал сапоги скотчем.

11.53 – перешел реку вброд – чуть выше колен по камням. Без тропы иду по вдоль левого берега. Тропа к избе – плохая.

12.08 – у избы. На сегодня все

12.30 – закончился дождь. По-видимому, на переправе оставил нож.

Нож нашел на полу в избе! В 5 часов вечера снова начался дождь и продолжался примерно час. Разжег печку, сварил ужин и вскипятил чай. Пошел прогуляться на гриву, на склоне которой стоит изба. Направление: если стоять на улице лицом к двери избы, то направление подъема в продолжение диагонали из ближнего левого в правый дальний угол избы. Подъем примерно 150 м линейно. Выход к большому кедру с остатками старой стоянки. Очень хорошая точка для фотосъемки: немного внизу валуны со мхом, редкие деревья в небольшой долине. Хорошо видны оба гольца.

Потом попробовал верхом пройти до водопада, но не получилось – первый ручей перейти легко, а второй течет в небольшом каньоне. Вернулся.

Погода – переменная облачность с просветами, тепло, но не жарко. С 21.30 до 22.40 шел дождь, ночью была гроза.

Далее (Радиальный выход на п.Триангуляторов)