Начальный участок маршрута от Алыгджера

30 июля – день четырнадцатый (понедельник)

Ночью сильнейшая гроза. Не столько дождь, дождь как раз был не большой, сколько ветер, молнии и гром. Палатка выходом стояла на реку, и сквозь ее ткань при очередной вспышке молнии можно было видеть распадок на противоположном берегу. Громыхало прилично. Постепенно гроза ушла в сторону верховий Кара-Буреня, но молнии еще долго не давали уснуть. Показалось, что с противоположного берега кто-то кричал, может быть человека забыли на том  берегу на сенокосе? Утром глубокий туман.

Встал в 8.00. Все сделал: умылся, поел, убрал палатку. Начал накрапывать редкий-редкий дождь.

9.00 – пошел в поселок. Чувствую, что во всем теле вялость, то ли погода, то ли вчерашняя изнуряющая жара так повлияла. Идти тяжело. Сразу по улице первое строение больница. Подошел узнать, где находится магазин, поселковая администрация и почта. Объяснили и без всякой  просьбы с моей стороны, предложили оставить рюкзак, чтобы не мотаться с ним по поселку, я с огромной благодарностью согласился. Нашел магазин, он расположен напротив поселковой администрации. Их даже два, друг напротив друга. Следует знать, что в период сенокоса магазины открываются в 9 часов, работают до 11 часов, закрываются и вновь открываются только в 19 часов. В магазине есть все, что необходимо из продуктов, кроме мюслей. Есть даже сухое картофельное пюре, которое я притащил с собой в Алыгджер, так как не мог знать этого. Хлеб выпекается в частной пекарне, про которую можно узнать у жителей поселка. Кроме того, что собирался прикупить, купил еще литр апельсинового сока и практически сразу его выпил. Меня прошибла испарина, как после бани, и состояние коренным образом изменилось: все встало в организме на свои места, апатия пропала, вот она – живительная сила «химикалиев»!

У поселковой администрации переговорил с женщиной, работающей в ней. Она посоветовала человека, к которому можно обратиться по поводу лошадей. Оказалось, что я в неудачное время заявился: все мужики на покосах или в тайге, а лошади вместе с ними. Она же сказала, что за лошадь в день надо платить 600 рублей – вполне приемлемая такса. Нашел, правда, не сразу  этого парня, он «квасил» вместе с приятелями. Попробовал договориться: мне надо было, чтобы он прихватил мой груз, килограмм 12, я пешком следовал бы за ними, а в конце дня встречались в оговоренном месте. В общем, самый минимальный вариант, если учесть то, что они собирались завтра поехать на заимку в верховьях все того же Кара-Буреня! Но ребята хотели много и сразу, то есть за один день такого найма не меньше1000 рублей. Я не испытывал настоятельной необходимости использовать лошадь: груз был меньше, чем при выходе с Застрянки, просто хотелось пройтись налегке, тем более, что вода в Кара-Бурене, и это было очевидно, пойдет на подъем! Поэтому свернул разговор и распрощался, чем сильно обидел «народ», так как не захотел расстаться с деньгами – проявил жадность. После чего зашел на почту, подал телеграмму домой, и направился к больнице за рюкзаком. Придя в больницу, решил переодеться по-походному, а когда закончил, получил неожиданное предложение пообедать, может мое похудевшее лицо, вызвало это движение души, а может люди здесь работают добросердечные! Не стал отказываться, с удовольствием уничтожил то немногое, но от души предложенное, что здесь дают в качестве порции, поблагодарил и подарил три «Сникерса», которые сэкономил в первой половине похода. Вот так и получается в жизни: одни ищут, как бы отхватить так, что в рот не пролазит (что б богатым сразу и не напрягаясь), а другие рады человека приветить бескорыстно  и душевно, чем и запоминаются…

13.05 – вышел. Хотел в дорогу еще сока купить, ан нет – магазин-то закрыт, жаль. Дорога выходит за поселок, потом на берег реки, идет вдоль прижима. Дождь заморосил понастойчивее. Дорога шла, не собираясь переходить в тропу.

16.00 – вышел на 2-ю избу (минус 15 минут отдых и 20 минут на разговор с людьми на 1-й избе). 1-я изба расположена слева от тропы, на луговине, очень запущена, в ней можно передохнуть, но ночевать не стоит – даже двери нет. 2-я изба в 30 минутах ходьбы от 1-й. Весь день и ночь с небольшими перерывами идет дождь. Вода в реке поднялась. На 2-й избе познакомился с Виктором и Женей Кудрявцевым. Последний занимается разведением оленей, которые, оказывается еще есть, почти 300 голов. В момент, когда я ним встретился, он помогал заготавливать сено, а основным занятием и летом и зимой для него являются олени. Довольно хорошо провел время с этими людьми: открытые, гостеприимные и доброжелательные люди! Обещал написать Евгению письмо, что уже и выполнил.

31 июля – день пятнадцатый (вторник)

Выход в 8.34, сыпет дождь. Туман. Эха нет, звук вязнет в сыром воздухе. Тропа хорошая, но переходить ручьи проблема, особенно в устье, где их подпирает поднявшаяся в Кара-Бурене вода.

9.22 – 9.37 – отдых. Иду не быстро.

10.16 – подошел к ручью, небольшому, перешел по камням. До этого тропа начала забирать в гору и далее вплоть до отдыха поднимался по тропе. Дождь вроде перестал. Отдых на макушке подъема.

10.32 – 10.47 – отдых. Вчера Женя и Виктор сказали, что проблемой может стать переправа через ручей Дугольма, но до него я дойду только завтра. А ручей Ханныг-Кадыр-Ос здесь называют Кадрос!

11.27 – вышел на избу. Дверь закрыта изнутри – народ спит. Здесь подсохну, пообедаю и пойду дальше.

14.00 – выход. Примерно в 12.30 появились «окна», и редко, но начало проглядывать солнце.

14.23 – по противоположному берегу устье Верх.Урлыг.

14.29 – первый ручей после избы, перешел по камням.

14.33 -14.45 – отдых, переобулся, налепил лейкопластырь.

15.10 – ма-а-аленький ручей.

15.18 – ручей, растекающийся по лесу. Пошел вниз по его правому берегу. Осложнялось это тем, что он растекался по небольшой ложбине. Случайно нашел место перехода и перешел по полусгнившему бревну. В ложбине глубина ручья до пояса, поэтому и искал место перехода посуху. Тропа снова потянула влево и встретилась с той тропой, которую оставил, пытаясь перейти ручей. Далее впереди просматривается скальное обнажение, а перед ним, между основным руслом и небольшой протокой, такой «дуролом» наделала вчерашняя ночная гроза, что решил в нем передохнуть. Деревья не просто вывернуты с корнем, некоторые сломаны на середине ствола, как если бы здесь были резкие, внезапные и очень сильные порывы ветра. Распадок реки в этом месте имеет поворот, вот непогода и «уперлась» в стену распадка, изрядно потрепав лес!

15.48 – 16.02 – отдых. Все завалы новые. Еще Виктор сказал, что громыхало преизрядно и именно здесь.

16.20 – вышел к избе. Здесь еще конюшня и сруб под замком, наверное, склад. Изба просторная, с сенями и кошкой. На карте она помечена, как «избы». Снова накрапывает дождь. Остаюсь в ней на ночевку. От избы и до завалов на тропе постоянно шли медвежьи следы, причем вытоптанные уже по грязи и лишь слегка обсохшие после дождя. Мне положительно везет на медведей. Шел и покрикивал, надеясь, что он услышит меня раньше, чем столкнемся нос к носу.

На крыше избы, в сенях мяукала кошка: черная с белой манишкой, не худая, но соскучилась по людям – трется об ноги и не отходит. Накормил ее мюслями, ест с удовольствием, потом задремала на лавочке в избе – не захотела уходить в сени. Совсем все по-домашнему, даже кошка есть! Жаль животное, ведь скучает. Заберут ее отсюда?

Смотрю карту. Средняя скорость 3 км/час.

от избы до избы на Дугольмепримерно 9.5 км
от Дугольмы до бугра выше стрелки Кара-Буреня  7.5 – 8 км
от бугра до Дургомжинской базы18 – 18.5 км
итого35 – 36 км

2 дня пути. План на завтра: к обеду подойти к избе, после обеда минимум пройти до бугра на стрелке, максимум – до крупного правого притока Дургомжы в 6 км от бугра.

1 августа – день шестнадцатый (среда)

Вчера к вечеру немного разъяснило. Сегодня утром проверил – вода в реке почти на том же уровне, поднялась довольно сильно. Утром туман, роса, дождя нет. Что-то мне готовит ручей Дугольма? Посмотрим…

Выход в 8.10. Тропа пошла по лесу.

8.14 – ручей и еще одно русло. Минус 3 минуты переобувался. Потом иду вверх и далее траверс лесного склона по тропе, отворот на переправу (вправо) не заметил.

8.37 – увидел впадение «Кадроса». Тропа ушла вниз, немного низом и вновь вверх.

8.55 – 9.10 – отдых.

9.26 – тропа спустилась вниз к протоке, а я решил, что она идет к новой избе, о которой предупреждали меня, и пошел по слабому левому отвороту. Короче, через 25 минут вернулся к этому же месту, так как та тропа – звериная, закончилась, и пошли такие косогоры! Протока небольшая — туда-сюда, но воду в сапоги набрал!

9.55 – 10.10 – отдых, переобувание, отжимание. Позади меня «окна» ясного неба, впереди – все еще туман.

10.13 – вышел к небольшой избушке.

10.26 – ручей. Начал переходить в месте подхода тропы и завалился на левую сторону! С этой стороны все промокло: от рубахи до трусов. Отжался и обнаружил, что в часы (электронные) тоже попала вода. Не хотят работать, а только мигают и музыку непрерывно поют, выключил их, поэтому пока иду без времени. Иду по отличной тропе, песчаные поляны в лесу. Лиственично-месчано-моховый (немного) лес – лепота! Сейчас отдыхаю примерно 15 минут.

Оказывается, отдыхал практически рядом с Дугольмой. Прошел примерно 3 минуты и на берегу. Воды много, но не очень. Нашел место переправы – выше тропы примерно 150 метров. Перешел по колено, отжался и через примерно 200 метров – зимовье + баня + склад + загон для лошадей. Все, сушусь, думаю и обедаю. Выглянуло солнце, t=+20. Часы просохли и заработали – спасибо китайцам!

14.30 – выход.

14.47 – перешел ручей Хуруг-Ой. Был участок, впервые от Алыгджера, по подболоченному лугу. Снова на тропе следы медведя, и даже, хоть я и не Дерсу Узала, изредка по ним следы поменьше. Делаем вывод: впереди меня идет (с каким только отрывом – непонятно) медведица с медвежонком. Что это значит, а значит это то, что придется каждые 2-3 минуты орать и довольно громко! В прошлом году, возвращаясь с источника Чойган, что на границе Тувы и Бурятии, на лесной дороге (именно на дороге, а не на тропе) наткнулся на медведицу с двумя медвежатами. Хорошо, что расстояние между нами было чуть больше 20 метров, и она первая сообразила, что надо сматываться. А я принял медвежонка за овцу, потому что мех у него был светло-бежевый, так и шагал, не останавливаясь, считая, что овца сама посторонится! Но то была дорога, а на тропе медведица, если упереться ей в задницу, может повести себя иначе. Так что следует криком напоминать, что в лесу, кроме нее, еще есть я!

15.15 – 15.30 – отдых. Почти сразу тропа подошла к реке – протока, и перешла на другую сторону. По левой стороне тропинка прошла примерно 30 метров и уперлась в маленькую скалу. Пройти под ней не захотел, так как сразу примерно по грудь, а дальше не видно. По-видимому, это и есть то место, про которое Виктор говорил, что здесь надо круто вверх и всё, но мне показалось, что рюкзак меня отбросит в воду, а я уже плавал сегодня, поэтому полез вверх и назад по ходу в обход скал. Будь вода не на подъеме, здесь можно пройти под скалой, а сейчас путь один, назад и вверх. Потом оставил рюкзак и разведал подъем. Выбрал крутую травянистую маленькую ложбинку и вверх по ней. Сам со стороны не хотел бы смотреть на этот подъем – довольно круто и скользко на траве и рискованно! Поднялся в обход скал, вернувшись назад от скалы у реки примерно на 50-60 метров.

16.29 — вылез на склон без скал. 3 минуты отдыха и пошел вперед и вниз по террасам.

16.40 – вышел на заросшую тропу, наверное, это тропа, которая идет от той скалы у реки.

16.47 – снизу пришла мощная тропа.

16.49 – 17.05 – отдых, заслужил. Был дождик, сейчас светит солнце. Тропа идет высоко по склону и далеко от реки, замечательно вытоптана, начала спускаться.

17.25 – вышел к избе на 4-х человек и складу. Остаюсь ночевать. Ориентировочно я напротив слияния Кара-Буреня и р. Дургомжа, таким образом, на завтра 18 км. До бугра не дошел примерно 400 метров.

2 августа – день семнадцатый (четверг)

Сегодня предстоит пройти 18 – 19 км.

8.25 – выход. Туман, тихо, не жарко, роса.

8.27 – переход через два подряд маленьких ручейка. Потом большой мох в лесу. Тропа расходится. Ушел влево под склон, потом пошел перпендикулярно к реке – начал искать тропу – нашел, очень заметная, но уже по выходу с моховины. Тут же начала забирать вверх и довольно высоко забралась. Слышно шум, теперь уже Дургомжы. Иду высоко по склону, тропа превосходная, иногда немного поднимается, немного спускается.

9.06 – маленький ручей в ложбине.

9.11 – 9.25 – отдых. Слева чахлые лиственницы на моховине с болотным багульником. Далее кусок неудобной тропы, с торчащими корнями. Тропа идет вниз.

9.37 – сухое русло в ложбине, проход рядом с рекой и снова вверх.

9.45 – ручеек. Тропа, как я уже писал, ходит вверх-вниз, так что скорость движения невысокая.

10.06 – русло небольшого ручья и еще одно русло, вышел к реке. Остановился на берегу в 3 метрах от воды. Красивое место.

10.11 – 10.26 – отдых. Ясно, туман ушел, еще не жарко, слабые перистые облака.

10.34 – маленький ручей.

10.41 – начало луговины, как на Уде, с карликовой березой.

10.48 – маленький ручей, но уже в лесу. Отличная тропа.

10.58 – избушка без пристроек справа от тропы на 2-3 человека.

10.58 – 11.05 – отдых.

11.17 – крупный ручей, перешел по камням. Тропа далее отвратная: корни, мох, ямы, грязь, иду краем болота в 10-15 метрах по высоте над рекой.

11.34 – 11.50 – отдых. Почти сразу вышел на луговину с лесом и небольшой протокой. Река впереди очень красиво просматривается. Тропа иногда, как траншея. Прошел луговину за 20-21 минуту, потом снова неудобная тропа в лесу с корнями, ямами.

12.33 – 12.48 – отдых. Буду искать место для обеда. Как всегда в таких случаях, тропа и не думает спускаться к воде, и ручейков нет!

13.19 – наконец-то спустился к реке, перешел протоку выше колен и остановился на обед напротив сопки с проплешинами внизу по левому берегу реки.

13.19 – 14.55 – обед. Место хорошее, рядом небольшой песчаный пляж. Пробую определиться, если я сижу напротив распадка (по левому берегу) ручья, имеющего вид буквы «Y», то я довольно медленно иду, и еще надо пройти 9-10 км, следовательно, прошел 9-8 км. Неутешительный итог. Подсчитаем: через 3 км – ручей, еще через 3 км ручей, потом с интервалом 600 метров два ручья, потом полтора км и база. Как просто и легко по карте -  я уже там!

По-видимому, я ошибался, полагая, что обедаю напротив распадка с Y-образным ручьем (по левой стороне реки). На самом деле я прошел дальше, и это был распадок следующего ручья, так как время подхода к ручью сократилось примерно на 25 минут.

15.14 – прошел хороший ручей, отмеченный на карте. До этого примерно 5 минут выходил на тропу, так как тропа идет по правому берегу протоки. Ручей вытекает из курумника, который хорошо виден с левой стороны тропы. Далее идет еще один такой же курумник.

15.40 – 15.55 – отдых. Тропа удовлетворительная, хорошо, что она вообще есть!

16.14 – ручей.

16.26 – ручей побольше.

16.40 – ручей. Это ручьи, отмеченные на карте.

17.09 – справа от тропы две разрушенные большие избы. Как стало понятно в дальнейшем, это и была Дургомжинская база или лучше сказать, то, что от нее осталось. Вот с этого момента я начал совершать ошибку, считая, что я все еще иду вдоль Дургомжы, а на самом деле, где-то в этом месте река разделилась на Белую (мне надо было на нее) и Черную Дургомжу! Это видно на карте, но угол схождения истоков очень острый! Да и слияние попало у меня на перегиб карты, а может, я просто подустал, бывает…

17.21 – тропа вывела на переправу через Дургомжу. Здесь и надо было переходить, изба, на которую я, в конце концов, пришел, была напротив этого перехода! Продолжаю идти вдоль реки вверх по течению.

17.28 – вышел снова на тропу, Для этого пошел ее искать перпендикулярно направлению реки.

17.34 – небольшой мраморный прижим, прошел низом.

17.40 – стрелка Черной и Белой Дургомжы. Полный бред! Читаю и удивляюсь сам себе. Это протоки Черной Дургомжы, как я не увидел это сразу по дебету воды в протоках. Как говорят, видишь то, что хочешь видеть!

17.43 – 17.58 – отдых на левом берегу. Перешел на правый берег. Что-то я немного запутался. О, начинаются сомнения, это хорошо, но до окончательного прозрения….

18.08 – снова вышел на тропу.

18.12 – довольно полноводный ручей.

18.30 – тропа снова вышла к реке, перешел одну протоку. Окончательно сомнения меня одолели, когда вышел к полноводному ручью. Уровень воды в реке – с ним можно ошибиться, но откуда взялся ручей, которого нет на карте! Вот тут-то и начал ориентироваться и считать километраж и соображать: куда я зашел!

18.30 – 18.44 – отдых на косе между протоками.

18.58 – перешел на правый берег Черной! Дургомжы. Иду вдоль берега под прижимами вниз по течению без тропы. Шарашусь как на Хамар-Дабане – по направлению, без тропы! Кажется, я понял, в чем дело! Разваленные избы – это и есть Дургомжинская база, то есть, если бы я перешел через реку в 17.21, то сразу вышел бы к избе. Можно было перейти у мраморного прижима, тогда надо было найти тропу уже после перехода реки, то есть на левому берегу, которая идет вглубь леса. Двигаясь по ней, я в 20.00 вышел на заброшенную избу, совершенно сырую и стылую, а в 20.06 на нормальную избу и плохонькую (а это напрасно, зачем баню обидел – нехорошо!) баню. То есть я все еще по-прежнему на левом берегу Черной Дургомжы, но теперь, двигаясь вниз по течению, точно выйду на Белую Дургомжу. План на завтра: с обеда баня, после обеда – вперед, вверх по Белой Дургомже. На сегодня все!

Вот так! вместо того, чтобы отдыхать, ломился по бестропью и под прижимами, а где-то и прямо по руслу, благо камни сами шли под ноги. Здорово устал и намотал дополнительно не меньше 5 км. А что надо было – держать карту перед глазами! И думать, думать и еще раз думать! А если бы у меня крока была, без маленьких ручьев и с менее точной возможностью ориентироваться по компасу, да сил было бы, как у тридцатилетнего, то отмотал бы по Черной Дургожме до границы леса, где разность в направлении долин истоков совершенно очевидна  и потерял бы уже 2 дня, а не один. Ладно, поход есть поход…

3 августа – день восемнадцатый (пятница)

Дневка!

Предварительно полудневка. Утро солнечное, перистые облака. Подсчитал продукты: хватает на прежний график плюс 1 день, то есть сегодняшняя теперь уже дневка, без одного ужина. Не смог найти стиральный порошок, наверное, оставил на Кадаеке. Все-таки дневка, так как вчерашнее шараханье сильно утомило, да и баня тоже ослабляет, а помыться хочется. Белая Дургомжа сначала, по карте, недолго течет на юго-восток, а затем практически на юг.

План на завтра – пройти 19 км, тогда послезавтра – еще 19 км, и потом 17 км до края карты. То есть до поворота Додота с юга на запад.

Баня оказалась поскромнее, чем на Кадаеке, но такая же жаркая. Совсем немного камней и вместо печки железная бочка, но напарился так, что пришлось несколько раз на улицу вылазить – отдыхать. Жаль, что рядом с банькой нет ручейка, чтобы окунаться в него. Правильно сделал, что остановился на дневку, как оказалось, на следующем участке соорудить что-нибудь подобное мне не удалось бы. Место хорошее, рядом протока совсем небольшая, а за ней и река. Тропа отходит от избы и приходит к ней. В течение дня несколько раз начинался дождь, а к 5 часам вечера даже гроза прогремела, но скоротечно недолго. И так до 9 часов вечера, то дождик, то ясно, но дообеденная банька прошла без дождя при солнце. А вот верховья Белой Дургомжы оставались чистыми, вся круговерь с дождем вертелась на Черной Дургомже и по основной долине Дургомжы, почти как на Хамар-Дабане вблизи Слюдянки, не зря я его помянул в дневнике.

4 августа – день девятнадцатый (суббота)

Пасмурно, туман, облачность пеленой, все сыро, но дождя нет.

Выход в 7.55 иду по тропе.

8.03 – справа пришла еще одна тропа – внимание!

8.05 – вышел на поляну-солонец и увидел, как кормятся 3 изюбря, подпустили примерно на 30 метров, но не ушли. Наблюдал за ними с минуту, потом они неспешно ушли в лес. Удивительно длинная у них шея, как у верблюдов. На поляне тропа теряется, выбрал проход недалеко от склона по звериной тропе и пошел по ней. Вскоре она привела к переправе через реку, но я пошел вдоль берега. Наконец склон прижал меня к реке, тропа узкая, местами глубокая и очень скользкие мокрые корни, поэтому иду не быстро, наверное, не более 2 км за переход.

8.33 – вышел к месту, где река течет широко и из нее торчат много-много камней. Красиво, возможно здесь раньше была наледь. Туман все еще держится, а солнце иногда освещает противоположный берег, но слабо. В месте выхода к реке есть голубица.

8.42 – 8.57 – отдых. Отдыхал практически в месте впадения ручья. Далее тропа пошла вверх, обошла крутой берег и спустилась к месту, аналогичному уже описанному: камни в реке только менее обводненные. Надо отметить, что долина Белой Дургомжы, это и на карте видно, шире долины Чурной Дургомжы, без прижимов и буреломного леса, выбирать варианты движения, если тропа теряется, несложно, мне приходилось делать это довольно часто. Если бы вода держалась на уровне чуть ниже, чем после прошедших дождей, то возможно до самых верховий удалось пройти по тропе, переходя по ней с берега на берег.

9.24 – хороший ручей. Тропа то хорошая, то еле видная. Кое-где видны следы человека, то есть подрубленные деревья, засеки на деревьях. Выбираю тропу, ориентируясь на логику местности. Сейчас прошел вдоль кромки реки по низенькому бережку, покрытому небольшим кустарником и голубичником. Впереди S-образный поворот реки и две сопки, как титьки (простите меня великодушно) на левом берегу, а между ними стекает ручей, нашел его на карте.

9.52 – 10.10 – отдых.

10.30 – вышел на небольшой бугор с местом очень старой стоянки. С этого места река течет кое-как, то есть очень медленно и здесь образовалась цепочка озер и болот. Надо стараться выйти к склону и идти по тропе вдоль него, иначе где-нибудь обязательно провалишься между кочками в грязь. Все тропинки на якобы сокращение пути надо игнорировать.

10.58 – 11.15 – отдых. Болото все еще не прошел. Выглянуло солнце, кучевки на севере, откуда иду, они подсинены водой. Иду по звериным тропам, где лучше, где хуже.

11.57 – вышел на крупногалечный вынос в лесу, похоже на сель, так как в нем стоят засохшие деревья. До него тропа была, а после него, естественно, ищу. Нашел! Отдыхаю.

12.02 – 12.17 – отдых.

12.41 – перешел какой-то ручей. Пошла тропа хоть и узкая, но заметная.

12.59 – вышел на избушку, к которой надо переходить через ручей и протоку. Предполагаю, что это 5-й ручей по правой стороне долины. Избушка стоит на неширокой полосе, заросшей травой и редкими деревьями, между ручьем в месте его впадения в реку и рекой. С севера наползают грозовые тучи

13.00 – 14.40 – обед. В избушке снята печь, но она лежит на нарах, и, по-видимому, ветром разбита верхняя часть стекла в одном окне и порван полиэтилен на другом, но сама избушка производит приятное впечатление: есть посуда, прибрано, сеть керосиновая лампа, немного продуктов, то есть вид обжитый. До выполнения дневного задания осталось примерно 8 км.

15.10 – прошел ручей, в устье он впадает в реку двумя рукавами.

15.19 – протока. Тут довольно хреновая «тропа», иду по направлению, сзади нагоняет гроза. Тропа появилась, когда начал обходить склон отм.2298, которая хорошо просматривается от избушки под азимутом 340. Ввиду приближающейся грозы решил остановиться.

15.49 – ставлю палатку. Судя по карте, остановился рядом с первым двойным маленьким ручейком по левому берегу реки, то есть не дошел до «своего» ручья примерно 3.5 км. Раз палатка поставлена, то здесь и буду ночевать. Гроза не началась. Дождь накрапывает, но редкий. Дождь начался в 10-м часу вечера и продолжался всю ночь. Место выбрал с учетом того, что перед этим проходил места, где либо воды не было, либо палатку не поставишь, а в этом месте шла хорошо видная тропа, кругом просторно взгляду, немного приподнятое место, покрытое тонким слоем ягеля, и дрова есть и вода справа в небольшом озерце. Можно было пройти дальше, но есть ли там место для стоянки, а идти под  дождем смысла не было.

5 августа – день двадцатый (воскресенье)

Палатка сверху практически не промокла, так как набросил на нее свою накидку, а изнутри все-таки влажно от конденсата.

8.30 — выход, иду по звериной тропе, особенно заметной на макушках бугров. Тропки сходятся и расходятся, выбираю ту, которая наиболее натоптана и не спускается к реке. Когда один раз ошибся, пришлось выходить на потерянную тропу, по колено, проваливаясь в мох, а это не есть gut.

9.18 – ручей, надеюсь, что тот, до которого планировал дойти вчера.

9.22 – 9.37 – отдых. Облачность не уходить.

9.59 – прошел ручей, вот это действительно тот ручей. Тропа лезет влево вверх, не останавливаясь. Может быть, я ухожу в сторону правого истока, надо определяться!

10.27 – 10.42 – отдых. Решил уходить с тропы и идти напрямик к руслу правого истока, на карте он называется Кап-Дыш. Идти очень сложно: крупные камни, покрытые ягелем, по которому скользишь, как по льду, да к тому же он просто съезжает, приходится двигаться очень осторожно и предельно внимательно, ведь на спине рюкзак, и он не пустой. Легко подвернуть ногу, видимо, поэтому тропа уходила вверх, обходя этот участок, но надо идти вперед – выбор сделан.

11.11 – подошел к руслу истока, течет в небольшом каньоне, шумный, течение быстрое.

11.14 – перешел по камням. Траверсирую в сторону реки, троп нет, перешел на левый берег, троп нет, иду так. Вышел на каменное русло в воде, иду по камням, потом болото – через болото. На первом бугре обнаружил место старой стоянки и битые склянки. Появилась какая-то тропинка по верху бугров, иду по ней. Слева шумит теперь уже ручей.

11.46 – 12.02 – отдых. Пригорки закончились. Вышел на хорошую тропу, иду по широкой плоскотине, обрамленной холмами, по левой, орографически, стороне Дургомжы. Это, по-видимому, перевальная часть.

12.36 – пересек ее русло, которое уходит вправо широкой дугой. Если не считать, что тропа идет теперь по болоту, мари или моховой луже, то все замечательно – не жарко!

12.52 – 13.10 – отдыхаю напротив озера, оно по левую сторону. Похоже, что вот так незаметно пересек границу двух субъектов Федерации, а где же пограничники, проходи все кто хочет! (шутка). Хотел посидеть на перевале, подумать, но я не утка, чтобы сидеть в воде, а здесь все чмокает под ногами. Еще переход и встану на обед.

- С этой стороны то же самое,- говорил ослик Иа. Перемахнул я на другую сторону, это видно по направлению течения воды в русле ручья, но ничего не изменилось: камни, кустарник, кочки, вода. С трудом продрался через кустарник, кочки и воду на левую сторону и встал на обед на небольшой травяной полянке в 8 метрах от маленького ручейка, впадающего в речку. Сыровато и дров нет, но у меня газовая горелка, а значит можно обедать.

13.38 – 14.50 - обед. Дальше пошел, медленно набирая высоту, в обход деревьев. Не тороплюсь, да это и трудно сделать, кустарник, мох, кочки, камни, не дают отдохнуть или ускорится. Иду и пытаюсь отдыхать на ходу, ведь перевал на Додот я прошел! Прошел подряд несколько ручейков в зарослях кустарника. Тропы пока нет.

15.20 – вышел на заметную тропу примерно в 200-250 метрах от русла речки. Иду, выбирая левые отвороты, чтобы, если потребуется, спуститься вниз на правую тропу. Прошел или озеро в русле или уширение русла.

15.37 – 15.53 – отдых. В этом озере стояло два изюбря. Они быстро ушли. Отдыхаю напротив сопки, разделяющей второй и третий притоки по правому берегу, считая от истоков этого ручья, то есть до Додота примерно 3-3.5 км.

15.56 – прошел напротив устья третьего притока, тропа хорошая.

16.21 – развилка, пошел по левому отвороту. Тропа уходит от реки и постепенно вырождается, похоже, она срезает угол между притоком и собственно Додотом.

16.38 – тропа исчезла и вновь я в ситуации: кочки, ягель, ямы, вода, бурелом. Это становится нормой.

16.38 – 16.55 – отдых. Буду кратчайшим путем выходить к Додоту. Через 30 метров вышел на хорошую тропу, которая идет параллельно Додоту, но Додота я не вижу, он далеко и много ниже меня.

17.05 – увидел Додот: течет широко, долина широкая – отлично, значит не будет прижимов, да и мне так больше нравится. Тропа по высоте идет в 50-60 метров над рекой.

17.16 – ручей, возможно, тот, до которого я собирался дойти сегодня (с озером вверху)

17.25 — еще один ручей такой же величины. Тропа хорошая, но есть участки, где она идет через кустарник, здесь не следует торопиться, можно зацепиться ногами за корень или за камень. Весь переход шел не быстро.

17.41 – 18.00 – отдых.

18.20 – дошел до большого ручья. Перешел его и встал на ночевку. Итак, 3 км от завтрашнего графика я уже сделал, устал.

Все это время надеялся выйти на избу (привык уже), но тувинцы путешествуют по тайге не так, как тофы. В месте частых остановок оставляются шесты – пришел, набросил на них полог, вот тебе и «изба», то есть чум, это я видел на Чойгане. Я уже проходил место, на котором стояли такие прислоненные к дереву шесты. Значит, весь дальнейший путь предстоит вновь привыкать к палатке, чуть больше времени тратить утром и вечером, пока не выйду в Бурятию.