Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

29 июля, суббота. День отъезда.

По договорённости с группой Р.Брувера мы выезжаем на день позднее, с тем, чтобы не мешать друг другу на пересадках.
На подходе к вокзалу Новокузнецка

Отъезжаем из Новокузнецка, как всегда поездом Новосибирск-Абакан с Таштогольской стороны вокзала. Поезд по летнему расписанию отходит в 20-20. Под сумрачным низким небом поезд медленно движется к Абакану. Минуем настороженные таежной тишиной крохотные станции вдоль р. Томи.


30 июля, воскресенье. Первый день путешествия.

Утром за серым рассветным окном всегда удивляющая смена пейзажа: голубые, сухие безлесые склоны, изрезанные тысячелетними морщинами долин. Уже который раз видим этот пейзаж и всегда эта контрастность поражает до неправдоподобности.

Всего несколько часов назад зеленая лента состава извивалась по дну глубоких узких долин, покрытых буйным торжеством растительности, где всюду — в реках и ручьях, в высоких снежниках и тропическом высокотравье, в пахучих лапах пихт и ломких сочных листьях осин и тополей — всюду вода и влага в любых её превращениях и вдруг... высушенная оскудевшая земля. Минусинская котловина, Хакассия...

Над этой невеселой серой степью повисло низкое хмурое покрывало дождливого ненастья. Под напором встречного ветра, по стеклам окон косыми струйками сбегают капли дождя.

Станция Кайбалы, Хильта, Кирба. Приближаемся к Абакану. В 7-55 прибываем. Игорь не дожидаясь полной остановки вагона бежит к автобусной кассе, чтобы успеть взять последние билеты на девятичасовой рейс до Кызыла. Это нам удаётся и после сухого завтрака усаживаемся в автобус. Посадка проходит с некоторым затруднением т.к. багажники уже заняты и приходится с трудом протискиваться к задним местам.

Новый светло-серый "Икарус" стремительно пролетает по недавно пыльной и ухабистой, а теперь широкой бетонной магистрали, прорезающей город; выбегает на сдвоенный железнодорожный мост через реку Абакан и по междуречному участку степи мчится к Енисею и Минусинску.

Справа плоскую равнину степи плавно делит на части убегающая вдаль кривая легендарной таежной магистрали — Абакан — Тайшет.

Слева красноватыми скалами над речными долинами поднимаются останцы древнего палеозоя, сложенные песчанниками, сланцами и конгломератами. На плоской вершине одной из наиболее высоких гор усатыми букашками присели крошечные издалека радарные установки, глазастыми антеннами ощупывающие небо.

По второму мосту пересекаем могучий поток Енисея, русло которого чётко врезано в отвесные обрывы тёмных скал.

Дорога на Минусинск уходит прямо. Автобус бежит по дороге вправо: начинается Усинский тракт.

За широкими окнами быстрого "Икаруса" полетели сухие степи и поля кукурузы; они сменяются светлыми сосновыми борами на песчанных холмах.

За краем большого бора дорога сбегает вниз, в крупное село. Это Знаменка (50-й километр, 9-50).

Исчезла хакасская сухость Минусинских степей и на смену ей пришли обширные поля, перелески и добротные сибирские села — Казанцево, Желбахты (81 км), Ермаковское (97 км), Щитинкино...

На 65 км спукаемся к р. Оя. Мост. Дальнейший путь, почти до самого перевала, не расстаётся с этой рекой.
Село Григорьевка в предгорьях Западного Саяна

После истинно сибирского, кондового села Желбахты, шоссе удаляется от долины правого истока р.Оя — р. Кебек, и вновь встречается с рекой в селе Григорьевка.

Перед Григорьевкой с автобусом авария — сгорело сцепление. С 12 до 18 часов ожидаем подменного автобуса и по возможности знакомимся с окрестностями, хоте в этом мешает четырехкратный проливной дождь.

Потеря шести часов в Григорьевке привела к тому, что наиболее живописную часть Усинского тракта, его перепады и горные дали Западного Саяна нам снова не удалось увидеть: всё скрыла ночная мгла.

Между посёлком Солба и Григорьевкой расположена первая, чётко обозначенная гряда невысоких гор, и появляются обширные пространства не покрытые смешанными лесами. После Григорьевки дорога втягивается в горы и начинается тайга.

За пос. Танзыбей впереди по долине просматривается высокий скалистый хребет. После 150-го километра начинается основной узел хребтов, который пересекает дорога.

Крутыми серпантинами прилепились петли дороги к крутейшему горному склону. Сворачивая с левого истока речки Малый Кебех, дорога карабкается вверх и девятью поворотами под 180° на протяжении от 169 до 175 км поднимается на высшую точку первого перевала хребта Кулумыс.
Река Оя в верховьях за перевалом

Преодолеваем первый перевал и вновь оказываемся в долине р. Оя. Речка плавно течет по широкой троговой долине с зелеными бортами.

Пересекаем Куртушубинский хребет; мчимся по Туранской степи, переваливаем водораздел от р. Уюк к Енисею. Бревенчатые стены безмолвных поселков на мгновение вырывают фары из тьмы, и снова дальний свет протянувшихся лучей теряется в бездне ночи.

Нарушая спокойную тишину спящего города в 2 часа 10 минут автобус приходит в Кызыл.


31 июля, понедельник. День путешествия второй.

Остаток ночи коротаем в пыльном скверике на берегу протоки, отделяющей городской парк от улиц.

С восходом солнца на безупречно-чистом небосклоне уезжаем в аэропорт. Здесь тихо. Безлюдно. Прохладные с ночи, еще не пылящие дорожки чисто выметены. На просторном желтом поле грунтового аэродрома безшумно спят усталые трудяги АН-2.

Сквозь раскрытые окна и двери бревенчатого домика радиостанции и командного пункта мигают таинственные разноцветные огоньки. Все безжизненно и спокойно. Земля проснулась, но люди еще спят. Странно и удивительно видеть такое средоточие творений мысли и рук под яркими лучами солнца, но без хозяев. Мы бродим как заблудшие пришельцы с иной планеты.

Через прибрежный посёлок, с сонными хозяйками, выгоняющими коров в стадо, выходим к берегу протоки Ка-Хема. Вдоль берега несколько палаток, но группы Брувера здесь нет.

За сегодняшний день в Кызыле мы должны уладить кое-какие достаточно важные дела: получить заранее купленные билеты, взять на квартире у М. Куликова лодочный мотор; создать минимальный запас бензина.

При получении двигателя у Куликова произошло довольно неприятное происшествие: Алик, обувая ботинки, повесил фотоаппарат на двигатель, опёртый на дверь. Оказалось, что дверь вместо открывания внутрь открывалась наружу, тяжестью своей двигатель выдавил её и рухнул на площадку, придавив при этом "Искру". Объектив цел, но аппарат не открывается.

Приключение не очень приятное: у нас около 50-ти чёрно-белых и цветных широких плёнок и всего не больше десятка узких, не очень надёжных.

Эта проблема мучила нас до тех пор пока не купили другую "Искру".
Группа в г.Кызыле у обелиска "Центр Азии"

Виктор и Роман повезли мотор в аэропорт. Игорь и Алик отправились по городу в поисках бензина. Часть дня проводим в аэропорту, где встретились с группой Брувера. Затем посещаем обелиск "Центр Азии", посещаем областной Совет по туризму. Лагерь устраиваем вместе с группой земляков на берегу протоки, и после этого успеваем ещё посетить кинотеатр.

Возвращаемся в лагерь в сумерках. Варим первый полевой ужин и впервые укладываемся на ночь в палатки.


1 августа, вторник. День путешествия третий.

С восходом мы снова на ногах, но группа Брувера уже стремительно скручивается и скрывается в сторону аэродрома: они здесь уже третьи сутки и их торопливость понятна.

День ясен и чист, как святая дева, но это ещё ничего не значит. Вчера при такой же погоде в Кызыле все восточные направления для полётов были закрыты по метеоусловиям: над хребтами Таскыл и Оттук-Тайга, что отделяет Тувинскую котловину от Тоджинской, сплошная облачность закрывает перевалы.

В аэропорту занимаем позицию поближе к стойке диспетчера: Ввиду обилия желающих лететь в Хамсару, страсти накаляются и при недостаточной оперативности можно остаться даже с билетами. Перевалы открыты — значит самолеты полетят. В качестве "опасных" конкурентов выступает группа москвичей из московского военного округа, которая каким-то "хитрым" способом смогла приобрести билеты на сегодня, хотя все билеты на рейсовые самолеты проданы еще неделю назад.

Лишь только в репродукторе хрипнуло "Хамсара" мы вкладываем в руки миловидных операторов наши билеты. Москвичи пока "с носом", но мы не злорадствуем и рады, что им предоставляют места в следующем самолёте.

Хуже с группой Брувера, им сегодня опять не светит улететь; помогаем им деньгами и они начинают действовать в направлении оформления спецрейса (стоимость 204 рубля).

Начинаем перетаскивать рюкзаки, двигатель и канистры с бензином на весы, а затем грузимся в самолет. Вес рюкзаков у всех приближается к 50-52 кг. Всего груза около 450 кг. На самолет кроме нашей группы ничего не грузят, а за груз взымают 30-50.

Перед выходом на поле снова тревога: кто-то говорит, чтоа рейс задерживается по метеоусловиям до 15 часов. Но почему-то пилоты не обращают на это внимания и усаживаются. Взлет.

Круг над правильными прямоугольниками кварталов Кызыла, вытянутых вдоль Улуг-Хема, над стрелкой Бий-Хема — Ка-Хема и самолет, вновь пролетев над восточным промрайном, устремляется к юго-востоку.

Голые каменистые степи начинаются сразу за рекой. Выженная пологая равнина постепенно превращается в чётко выраженные склоны гор, на которых сначала с севера, а затем затопляя долины, появляются леса. Горы тянутся ввысь. И вот над зеленым лиственничным морем вырастают сероватые скалы.

В глубоких распадках на северных склонах забелели пятна снега. Тучи стремительными космами рвутся через зубастый перевал. Глубокие ущелья заполнены ватой белых облаков, временами земля и вовсе скрывается под серым покрывалом, из которого взмётываются пики отдельных вершин.

Рядом с крылом проносятся чёрные камни скал — самолёт уже выше 3 тыс. метров. Под нами хребет Оттуг-Тайга.

Склоны хребта сбегают к светло-коричневым пространством моховых болот, на которых тонкими, иногда исчезающими жилками протянулись затейливо-извилистые русла речек и ручьев. Справа видно странное озеро Мюн-Холь: в зависимости от количества воды в Бий-Хеме озеро то принимает в себя воду, то отдает её вниз.

Минуем мощную ленту Бей-Хема. Река здесь круто меняет направление с западного на северное. Впереди справа заблестело огромное зеркало озера Азас. Берега затейливо изрезаны. Как мохнатые корабли среди водного пространства плавают зеленые острова.
Прибыли в Хамсару

Азас позади, но впереди одно другого крупнее возникают все новые озера: Шереште-Дус, Кадыр-Хаш-Холь, Маны-Холь, Шуглар-Холь, Кадыш-Холь и множество других, названия которых нам не известны.
Беседа с местными жителями в Хамсаре

Вот под крылом теряющаяся в дымке дуга тридцати-километрового озера Нойон-Холь. Значит мы прилетели.

Круг над поселком и глубокой петлей реки Хамсары, и самолет подскакивает на неровном поле посадочной площадки. Время 12-40, т.е. полет длился 45 минут.

В поселке нас встречает Федор Фролов — наш знакомый по 1966 г. Устраиваемся на берегу Хамсары в бондарке. Остальную часть дня проводим в переговорах с Федором, Василием Нехорошевым и приехавшими с Дотота Михаилом Дорофеевым.

Подходящей лодки пока нет, хотя Федор и Василий уверяют, что будет всё в порядке.


2 августа, среда. День четвёртый.
Северные олени

Подъем ранний. В шесть утра дежурные Виктор и Игорь уже прыгают вокруг костра. Утро туманное, холодное. Значит день будет отличный.

После завтрака отправляемся за бензином. Жизнь здесь подчиняется другим, не городским законам, где все спешат и торопятся. Дела делаются по таёжному не скоро, но, надо полагать, прочно.
Ремонт лодки на берегу

Во второй половине дня начинаем вплотную заниматься лодкой, которую все-таки отыскали. Лодка старая, пересохшая и весьма непрочная. Но делать нечего — другой нет.

Чиним, конопатим и смолим до конца дня и до обеда на следующий день.


Далее (По рекам Хамсара и Чойган-Хем)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную