|
| 3 августа, четверг. День пятый.
Ночь лодка мокнет в воде. С рассветом продолжаем ремонт. К 14 часам считаем, что лучшего нам не достичь, а поэтому окончательно спускаем на воду наше судно и укладываем груз, которого набралось около 500 кг. Укладываем все, начиная с носа, сами усаживаемся позади. В 15-30 после обеда отчаливаем. Тут же, при развороте, Игорь закладывает пологую дугу и винт цепляет за гальку косы: — первая шпонка срезана. Под смех провожающих неуклюже пристаем к берегу. Через 10 минут мотор снова работает, и теперь уходим вверх уже без помех. Около часа двигаемся без приключений. Но вот река очередной раз раздвоилась. Мы идем в более мощную левую протоку. Струя реки прижимается к берегу, а выше растекается по "живой" гравийной гряде. Тот участок, что достаточен по глубине перегорожен упавшей пихтой. Пытаемся перетянутъ лодку через мель бичевой, но в результате на середине реки остается в одиночестве Эдик, а лодку сносит назад. С трудом, путаясь в прибрежных кустах, обходим неудачное место, и тут слышим за островом треск лодочного мотора, т.е. нужно было идти правой малой протокой.
Перед завалом "Соленый" дважды срезаем шпонку и тогда начинаем понимать, что дело не только в незнании фарватера. Наша лодка слишком велика и осадка ее превышает норму реки. Нас настигают две лодки. Попытка идти точно в кильватер успеха не приносит: ведущий проходит, а мы цепляем дно и скатываемся назад. Берега низкие, плоские и без особого труда отыскиваем место для ночевки. Начинает моросить дождь. За время с 15-30 до 20 час. прошли около 18 км, т.е. со средней скоростью 4,1 км/час. Около двух часов из общего времени потеряли на остановки, при этом скорость составляет около 9-10 км/час.
4 августа, пятница. День шестой.
День начался со срезанной шпонки. Высаживаемся на берег. В лодке остаются Виктор и Игорь. Остальные идут берегом. Но и это не помогает: перекат пройти не можем. Растягиваем верёвку и тянем бечевой. У берега мелко, позади перекат, поэтому пытаемся начать движение метрах в 15 от берега с бечевы. И тут нам не везёт: ребята не успевают выбрать отпущенную и она наматывается на винт. Снова ковыляем по крупным скользким валунам, мимо быстрых перекатов, которые мотор преодолевает с большим трудом. Выходим на перекат и завал "катушка". Здесь основная струя бьёт в завал и под прямым углом сваливается узким потоком по крутому перекату, образуя высокие валы. Слева, по ходу, галечный остров, справа — берег заросший плотным кустарником, деревьями и сильно засорённый плавником, наносником, острыми корягами. Лодка идёт рядом с берегом, цепляясь бортом за гальку невысокого откоса. Малейшее отклонение от берега и лодку развернёт бортом к волне и затопит. Поднимаемся на максимальных оборотах, но лишь по сантиметру продвигаемся вперёд. Капитан настороженно следит за берегом и беснующейся рядом струей. Наконец, он не выдерживает и дает команду быстро высаживаться и брать лодку на бечеву.
Проводим лодку вдоль струи вверх и затем перетягиваем по мелководью, шлепая по воде.
Через час перед нами уже не две, а целых три протоки. Попытались в левую — камни; в средней — очень мелко; в правой — мощная струя скатывается по крутому откосу — и здесь тоже не пройти. В 16-00 пристаём перед "щёками". Оставляем в лодке Игоря и Эдика, чтобы легче пройти мощный участок течения. Рассчитываем встретиться через 200-500 метров выше "щёк" и поэтому идём кто в чём был: в трусах и без рубах. Тропы вдоль берега нет, а скалы отвесами прижимаются к воде. Пришлось сквозь кустарник и по камням взбираться наверх и продираться сквозь бурелом. Игорь и Эдик "увлеклись" и вместо 300 метров ушли вверх на добрых 3 км. Следующее препятствие — перекат перед гаванью строительства плота в 1966 году. Здесь в лодке остаются Игорь и капитан, а остальные налегке отправились по тропе к водопаду. Через 1,5-2 км после расставания начинаются крутые мощные перекаты, которые мы никак не можем преодолеть. Две попытки не увенчались успехом — сплыли назад. На третий раз прямо перед носом лодки вырос камень. Капитан крикнул "глуши!". Игорь успел выключить мотор, но поднять не успел: кормой ненесло и ударило о камень. Треснул транец. Сначала думали, что дао отломилась "пятка" мотора и наше плавание закончилось. Но нет, это была авария, но не такая непоправимая. Мотор спасло то, что транец при ремонте лодки мы охватили обручем, который пришили к бортам. Доска транца вывернулась, но от падения ее удержал обруч. С трудом пристаем к берегу. Время седьмой час. Работы не менее, чем на два часа. Значит сегодня до водопада нам не дойти, а ребята без продуктов и спальников, должны ждать нас на избе у водопада. Поэтому решаем сходит и предупредить их. До водопада почти без тропы около шести км. В 19 часов капитан уходит вверх по реке. На избе у водопада никого не оказалось. Очевидно, ребята ушли по одной из множества ложных троп и заблудились. Оставив записку, Алик в 21 час пошёл назад. К 23 часам он вернулся к лодке. Игорь уже вытесал транец, убрал мотор и решив, что ему ночь коротать одному, устроился под кедром, завернувшись в палатку. Начинается дождь. Об ужине не может быть и речи. Поздно. К тому же у капитана от перегрузки разболелась голова. С трудом устанавливаем палатку, пьём чай и скорее спать. Дождь начинается всерьёз и мы с тревогой думаем о том, как же устроились ребята. Предполагаем, что они выбрали хороший кедр, устроили под ним костёр и ночь проведут достаточно прилично. Как позднее выяснилось, всё было не совсем так.
5 августа, суббота. День седьмой.
Игорь и Алик встают около 8 утра. Но капитан болен и через 20 минут снова лезет в палатку. Ребят нет. Игорь ремонтирует корму. К 10 часам все готово. Снова пьём чай и готовимся отплывать. В это время, около 11, один за другим появляются Эдик, Юра и все остальные. Ребята очень устали, не выспались и голодные. Оказывается, они бродили до темноты, пытаясь выйти к водопаду, а затем уже в темноте забрели в лиственничный лес, где укрыться от дождя почти невозможно. Ночь они маялись под дождём, а с рассветом двинулись назад, т.к. ушли вверх по реке не менее, чем на 18 км. На избе они обнаружили записку и пошли к лодке. Варим пищу и лишь к 14 часам заканчиваем вторичные сборы. Погода плохая, то и дело накрапывает дождь; вcтречный ветер холодный и пронзительный. Где-то рядом на вершинах выпал снег, но из-за низкой облачности ничего не видно. Перекат у места строительства плота в 1965 году проходим бичевой, иначе его не одолеть, и где проходят лодочники — так и не поняли. Очевидно, идут правой протокой, там где мы вчера потерпели аварию. Сдедующий перекат также проходим на бичеве — мотор не осиливает и лодка стоит на месте. До водопада остается последних 3 км. Но каких километров! Это почти непрерывная шивера с множеством крупных, надводных и подводных камней. Нервы напряжены до предела: ведь каждую минуту винт может задеть о камень, и мы станем беспомощной игрушкой волн и течения. Управиться с такой тяжёлой лодкой на мощном стремительном течении между камней — задача, для одного человека непосильная, а больше в лодку взять нельзя, т.к. и без этого осадка слишком велика. Проходим под высокой каменистой осыпью по правому берегу. Слева и справа крупные обнажённые камни, через которые перекатывается волна. К левому берегу их ещё больше и там вообше не пройти. Минуем камни, но ... метров 30 выше их мотор взревает — шпонка срезана, мы беспомощны. Теперь скорее к берегу. Сзади, слева и справа камни, ещё ниже узкий перекат с поворотом, где лодку неминуемо перевернёт. Нужно ставить лодку носом к берегу, чтобы её прибило, но в том-то и дело, что малейший поворот поперёк течения почти гибель для нас: если вдоль лодка прошла между камней, то с небольшим поворотом это уже не удастся. Капитан лопаясь от напряжения, упирается шестом в скользкие валуны дна, пытаясь удержать лодку прямо, но до камней всего считанные метры и секунды времени. Нас тянет на крупный — метра два — валун. Трах! Почти серединой борта, чуть ближе к корме, нас натаскивает на камень. Лодка трещит и под напором перегибается через камень, корму заливает вода. Игорь всего этого не успевает заметить, т.к. пытается выключить и поднять мотор. У капитана в голове мелькают мысли, как же выбираться самим: ведь на нас надето всё, что возможно и под этим грузом мы имеем плавучесть чуть лучше топора. Но... счастье и везение ещё не оставили нас. Лодка выдерживает, сползает с камня, и лишь порядочно зачерпнув воды всё-таки прибивается к берегу. Осматриваем лодку: несмотря на треск, никаких видимых повреждений не обнаруживаем: вода в лодке не становится больше — значит пробоины нет. Снизу подходят ребята. Ставим очередную шпонку и обходим камни бичевой.
Ближе к водопаду шивера не становится проще. Впереди неожиданно появляется водопад, проходим последнюю груду камней, входим в улову и... мотор глохнет. В бачке кончился бензин. То-то было бы "интересно", если бы он кончился на очередном барьере камней...! На шесте прибиваемся к берегу и в изнеможении замираем в тишине и неподвижности, хотя мы окоченели от холодного ветра и мокрой насквозь одежды. Время 16-00.
6 августа, воскресенье. День восьмой.
Утром дождь продолжается. Низкие серые космы облаков цепляются за вершины деревьев. Рома уходат на вчерашнюю стоянку за бобом, который он там забыл. После завтрака перетаскиваем лодку. Потом обводим лодку вокруг небольшой гряды камней перед сливом водопада. Нас очень удивляет, как лодочникам удается безаварийно отходить и подходить к берегу перед водопадом: заглохший мотор или срезанная шпонка — это верная гибель в пучине водопада, т.к. до слива остаётся 10-12 метров, а отходить нужно круто забирая к левому берегу. Выходим в 12-30. До начала шиверы в лодке снова остаются Игорь и Алик. Остальные двигаются по тропе вдоль берега, с тем, чтобы при необходимости оказать лодке помощь. До устья ручья (назовём его "Предводопадный") идём благополучно. Проход через перекат у устья ручья нам не поддаётся и проходим его бичевой. Остальную часть пути до начала шиверы приходим без приключений. Наконец последние белоснежные гребни шиверы и слева высокий зелёный откос — начало шиверы. Пристаём к берегу и ожидаем ребят. В 14-30 отплываем. После конца шиверы, перед островом еще одно неглубокое место, но выше река становится приятной. К тому же прекращается дождь и временами проглядывает солнце. Ещё выше река превращается в чудесное тихое озеро с сосновыми борами по берегам и безмятежной зеркальной поверхностью воды. На воде маленькие очаровательные острова. По берегам, на моренных грядах былого ледника, чистые сухие сосняки. Временами встречаются косы светлого мелкого песка. Течение почти не ощущается. Роскошная река! И только удивляться приходится этому разнообразию и смене грозных и добрых начал в природе. Ближе к истоку из озера вновь появляются перекаты, протоки, быстрое течение и мели. Но это уже совсем не то. Здесь уже ничто не грозит, а лишь чуть машет пальчиком. Перед самым входом в озеро, уклонившись вправо (к левому берегу), срезали ещё одну шпонку, — это последний салют Хамсаре.
Чинимся и между ледниковых валунов, торчащих из мелководья, проходим к правому берегу и входим в озеро Алды-Дэрлиг-Холь или Нижнее Небесное озеро. Время 17-00. Пытаемся подойти к избушке Дорофеева-Нехорошева — не удаётся, очень мелко. Идём на мыс и там останавливаемся на обед. Уже в сумерках минуем устье Дотота, на левом берегу которого разбит лагерь москвичей. Это та же группа из московского военного округа, с которой мы соперничали в Кызыле. Сюда их доставил вчера Анатолий Беляев и сын Василия Нехорошева. Обратно они будут сплавляться на байдарках.
Тёмной точкой видна на дальнем мысу левого берега изба базы, на неё и держим курс. Мотор безукоризненно стучит над бездной небесного озера. В 20-45 лодка шуршит по мелкой гальке — мы прибыли на базу, и здесь встречаемся всё с теми же москвичами: они приехали в гости на базу. На базе всего один человек, которого оставил вместо себя Михаил Дорофеев. Уже темно, москвичи торопятся, а мы с разрешения Владимира Латкова устраиваемся на ночь. Дежурные на прибрежной гальке готовят ужин. Вскоре засыпаем на твёрдом щелястом полу бондарки.
7 августа, понедельник. День девятый.
По плану сегодня днёвка с выходом к Дототскому водопаду. Но нас подводит отсутствие Дорофеева: он не дал наказа о нашей договорённости и теперь В. Латков не даёт бензина. А без бензина наша днёвка теряет смысл. К тому же день ветренный, то дождь, то пронизывающий ветер, а горы почти до подножия укрыло снегом. Тучи низко стелются над озером. День уделяем решению всяких насущных дел: заводим квашню для хлеба, укрываем толем баню и растапливаем её, чтобы к вечеру вымыться. Но главной задачей остаются пути и способы убедить Владимира налить нам 20 литров бензина, ибо дальнейшее наше путешествие окончательно рушится, если нам не дадут бензина. К вечеру готова баня, хотя и не очень удачная: слишком передымилась и мы выбираемся из чистилища несколько не в своём уме и по часу отлёживаемся на мягких оленьих шкурах в тёплой хижине Дорофеева.
К вечеру несколько сдвинулось наше дело с бензином: появилась надежда. Уже во втором часу ночи, умаявшись, вновь укладываемся на жёстком ложе в бондарке. Лишь Роман самоотверженно остаётся помогать Володе сажать и вынимать из печи наш хлеб, который несколько запоздал по причине прохладной погоды.
8 августа, вторник. День десятый.
Утром сборы. Владимир смилостивился и налил бачок горючего. В 11-00 отходим от базы. Через 15 минут подходим к устью Чойган-Хема и входим в реку. Сначала поднимаемся быстро и уверенно. Река достаточно просторна, спокойна и течёт в едином русле. Погода решительно испортилась; заморосил мелкий дождь; потом с ветром и дождём пронёсся шквал, и на склонах ближайших гор снеговая линия заметно снизилась.
Примерно через 1,5 часа хода вверх по реке появляются трудные перекаты и завалы. Один проходим бечевой, в другом пропиливаем проход, через бревно, преградившее протоку. Чтобы облегчить лодку, вновь высаживаемся. В лодке остаются бессменный Игорь и Виктор. Заводя мотор после мели, они что-то замешкались, мотор заглох и лодку понесло к крутому повороту с завалом, под который уходила основная вода. Оставшиеся на берегу замерли в немом ожидании: что будет? Помочь мы ничем не можем — мы на левом берегу, лодка — на правом. Всё-таки Виктору удаётся в 10-15 метрах от завала ухватиться за упавшую ель, а Игорь прижал лодку шестом. Вздохнули легче, хотя до тех пор, пока лодка не ушла вверх, сердце леденело. В 17-00 останавливаемся, вытаскиваем лодку и прячем под неё оставляемое имущество и мотор. Обедаем, греемся и обсушиваемся, т.к. под холодным встречным ветром и дождём все промокли и замёрзли. В 19-00 подняв очень тяжёлые рюкзаки, начинаем пешей маршрут.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||