Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

25 августа, пятница. День двадцать седьмой.

Утро начинается громкогласным выстрелом над нашими головами: это Витя, выбравшийся из избушки, первым обнаружил, что в оставленных на улице продуктах хозяйничает белка. Её он и хотел попугать. Но черная кокетка с белой грудкой, несмотря на выстрел, озорно выглядывала из-за ствола, ожидая что же будет дальше.

Завтракаем быстро. Решаем, что за лодкой пойдем все-таки вброд "стенкой" вчетвером. Эдика, как одного из наиболее крепких, следовало бы взять, но он что-то опять хандрит. Поэтому идут Юра, Виктор, Алик и Роман. Они раздеваются, чтобы при необходимости можно было и плыть, а Эдик и те, кто поменьше ростом, остаются готовить вещи к укладке в лодку.

Почти все русло удается перебрести и лишь на последних трёх-четырех метрах у правого берега, где наиболее глубокая и сильная струя, нас сбивает с ног. Приходится искупаться в совеем не теплой воде, но брод закончился благополучно.

Разводим костер (спички были упрятаны так, чтобы не промокли) и обсушиваемся — обогреваемся. Затем сталкиваем лодку, которая вместе с мотором почти месяц пролежала на берегу.

Постоянные дожди не дали лодке пересохнуть и она не стала течь больше.

В 11-10 доставка лодки закончена. Запасаемся шестами и прочими приспособлениями для сплава без мотора. Дело в том, что в бачке шалось не более двух литров бензина и приходится решаться на сплав по течению без двигателя, что вообще-то не совсем безопасно. Решаем, что перед наиболее трудными участками Игорь будет включать мотор.

В 12-20 под хлынувший дождь отплываем.

Начинаем путь на шестах и так минуем первый наиболее бурный перекат. Затем включаем двигатель и некоторое время идем на моторе. При очередном проходе на шестах, нас затягивает под упавшую ель. Ничего особенного не случилось, но все-таки неприятно.

Из всего участка реки до устья, наиболее опасным является завал на повороте с перекатом. На этом завале мы уже натерпелись страху при подъеме. Теперь ожидаем его, но как всегда бывает в таком случае, все происходит не совсем так, как предполали.

Фарватер в этом месте приблизительно знали и капитан рассчитал, войдя в струю перед завалом, круто развернуться влево, с тем, чтобы не выбросило на перекат.

Все было правильно. Но за время нашего отсутствия большой водой после дождей натащило много новых коряг и стволов. Один такой топляк с раскидистым зонтом корней приволокло и посадило метрах в 4-5 от основного завала, под который уходила вода. На фоне хаоса стволов мы не сразу заметили этот "форпост", когда же заметили, то было уже поздно предпринимать что-либо новое. Успели развернуться и теперь шли бортом на завал.

К тому же от внезапности изменения ситуации, или по другой причине, у Игоря вдруг заглох двигатель. Ситуация была, мягко говоря, сложная. Сейчас, или спустя минуту, можно рассуждать и обсуждать, а тогда все решали секунды и доли их, прямо перед носом лодки ощетинились разлапистым спрутом, выход из струи, тянущий под завал, загородила коряга; справа по борту неумолимо приближался завал, который скрутит и подомнет под себя лодку со всем ее содержимым. Никакие шесты и упирания здесь не могли помочь — слишком могучие силы были прошив нас.

Но оставшиеся доли секунд все-таки были за нас: отчаянные и стремительные попытки Игоря увенчались успехом — мотор завелся.

Теперь осталось одно — чтобы не срезалась шпонка. Это, конечно, случайность, но факт, что скребя винтом по подводным ветвям коряги, шпонки все-таки выдержали. Закинув корму почти в завал, Игорь унёс нос за корягу и так, почти впритирку, мы пролезли вдоль неё и вышли на свободную воду.

Теперь места пошли уже более спокойные и двигатель включали временами. Дождь перестал. На душе стало несравненно веселее, особенно тогда, когда в разрывах ставших белыми туч блеснуло яркое солнце. Чистые плесы полноводной реки, ее затейливые изгибы, красивые ббрега и голубые промытые дождями дали освобождали душу от дождливой серости непогоды.

На широких плесах, под берегами заиграли утиные стайки. У охотника сегодня что-то не получается. Дичь он замечает лишь тогда, когда она взлетает. Но больше всех огорчился Алик, когда в погоне за парой уток, мы прошли рядом с целой стаей птиц, мирно плескавшихся под берегом. Их можно было чудесно снять на киноплёнку, но... просмотрели.

В 13-30 минуем устье р. Остюрен. На стрелке слияний стоят рогульки перекладина над костром, которую ребята — Игорь, Юра и В.И. Люленков оставили в прошлом 1966 году, когда поднимались по Устю-Коктюг-Хему.

В 13-45 выходим на простор озера. В 14-00 пристаем к галечнику у базы. На берегу нас встречает все тот же одинокий Володя. За наше отсутствие никто так и не пришел на базу. Это нас не очень радует. Нет хозяина "дотота" М. Дорофеева, а значит опять будет трудно с бензином. Но пока не хотим себя расстраивать: сегодня и завтра у дневка.

Устраиваемся, как и в первый раз в бондарке. Немного отдохнув без дела, принимаемся за баню, а Игорь заводит тесто на хлеб. К вечеру истапливаем отличную баньку. В этот раз она готова гораздо раньше, да и истопили несколько иначе, так, что угару в бане нет и можно спокойно мыться без головной боли.

После бани устраиваем небольшой праздничный ужин по случаю окончания маршрута, и "влияем" на Владимира с тем, чтобы он разился на бензин.


26 августа, суббота. День двадцать восьмой.

Вечером, уже в сумерках, Игорю пришла мысль попросить у Владимира сети и наловить хотя бы на уху. Наш собственный "штатный" рыбак оказался в этом деле товарищ не увлекающийся. В результате последнюю рыбу — малосольного хариуса (отличная штука!) — мы пробовали в Хамсаре. С тех пор рыба к нам "не приплывала". Сначала Эдик — он числился рыбаком "по собственному желанию" — ждал мест более рыбных, потом рек не было вообще; потом было не до рыбы рыбаку, ну а теперь, очевидно, рыбе стало не до рыбака. Так мы заключили из того, что первый же выход в "море" был не очень удачным; примерно через час Эдик, ушедший к устью дальней речки на легкой лодке Владимира, вернулся промокший до нитки, хотя погода была ясной.

Как выяснилось, переходя от кормы на нос лодки, Эдик перевернулся, запутавшись при этом в леске. Дело было на глубине и в лодку неудачливый рыбак возвратился с трудом.

Капитан такому обороту был не очень рад и рекомендовал Эдаку одному "от дома не отлучаться".

Итак, в утреннем тумане, что-то около шести часов, когда все вокруг скрывала молочная мгла, мы вышли снимать установленные с вечера сети.

Странное ощущение охватывает, когда движешься в таком вот безотносительном пространстве. Нет ничего вокруг: ни неба, ни земли, ни берегов или хотя бы солнечного пятна. Нет. Ничего нет. Лишь белая непрозрачная мгла, проглотившая нас. Естественным ориентиром в пространстве осталась сила тяжести, да странное свойство памяти, способной все-таки запомнить расстояние и направление до отправной точки. Руководствуясь этим чувством, пересекаем широкий, не менее километра шириной, залив и, как ни странно, выходим к сетям. Сами бы мы, конечно, вышли с меньшей точностью, но Владимир ошибся всего лишь на несколько десятков метров.

Для нас рыбы в сетях вполне достаточно. Но если с таким же успехом вести промысел, то, наверное, такой улов не обогатит. Возвращаемся к базе уже в поднимающейся тумане. Рыбы в сетях штук 80, в основном это окуни, которых очень трудно вынимать из ячеек из-за их способности больно колоться плавниками.

Учитывая ясность походы Алик предлагает всем совершить радиальный выход. По плану у нас в дневку положен выезд на Дототский водопад. Но к водопаду нужно идти в дальний конец озера на лодке, а там около 2,5-3 км пешком. Если же идти пешком, то это не менее 10-12 км, в основном, без тропы, т.е. нужно упорно трудиться весь день; вместо отдыха получится еще более напряженный путь.

Решаем, что на водопад зайдем по пути вниз, а сейчас предлагается совершить восхождение на ближайшую вершину. Туристско-позновательный энтузиазм группы что-то здорово поувял: из всей группы только Игорь поддержал капитана. Вдвоем они и отправились к склонам соверо-восточной вершины.

Роман и Виктор решили уделить день заготовительным мероприятиям. Для этой цели они весь день трудились над созданием берёзовых туесков. Когда же, уже в сумерках, отправились за ягодой, то оказалось, что ягоды поблизости нет. С растройства, вернувшись в лагерь, они дружно съели то, что собрали.
На озере Устю-Дэрлиг-Холь

Юра весь день посвятил тому, что катался по озеру на лодке.

Алик и Игорь пройдя прибрежной тропой с километр, поднялись вверх по ручью. Потом через множество грив, покрытых горелым лесом подошли к склону. Склон крутой, покрыт зрелым кедровым лесом.

На склоне натыкаемся на звериный след. Видны отпечатки ног самых разнообразных животных. Здесь тонкие глубокие отпечатки маленьких острых копытц — это козы; четкие круглые следы маралов и оленей перекрыты оскользнувшимися лапами медведя и его многочисленными погадками. Здесь же и несколько меньшие следы с чёткими когтями — это россомаха; время от времени всё это передо могучими копытами лося. Идти по такой дороге, да еще по могучему древнему кедрачу, несколько жутковато: а вдруг вот из-за это-камня, что перегородил тропу навстречу неспеша высунется морда медведя или метнутся острые глазки и мелкие зубы россомахи?!

Конечно, редкий случай, чтобы в ясный день но лесу бродил кто-то из здешних жителей, они чаще выходят к вечеру, но... чем черт не шутит, тем более, что в практике походов капитана, звери встречались только днем.

Поднимаемся по тропе около 40 минут. Затем склон выполаживается, и мы оказываемся на светлом высокогорном лугу. Здесь кое-где таёжками растут кедры, а на камнях путает ноги кедровый стланник.

Слева за полосой таежек начинается серый крупный курумник, поднимающийся уже к самой вершине. Время третий час дня и поэтому усаживаемся обедать. Тут Алик обнаруживает, что при ориентировке на последнем привале, он вынул карту, положил ее на камень, а убрать обратно забыл. Придётся возвращаться. Сейчас ещё помним место где останавливались, но к вечеру при смене освещения его уж не найти.

Как ни жаль терять время на возвращение, но карта дороже, Отправляемся вниз. На все это теряем около часа. Снова отдыхаем на том же месте и начинаем подъем по россыпи из крупных камней к вершине. На вершину выходим в 17-00. Верхняя отметка горы — 2045 м.
Долина р. Додот и озера в ней

Гора широкая, плоская. С нее открывается великолепный обзор на все ближние и далекие дали. Одна неприятность огорчает: вся основная панорама раскинулась к западу от нас т.е. все расположено против света. Ожидать, что получатся снимки не приходится.
Устье реки Изиг-Суг

Обзываем гору "Фотогорой" и в 18-00 начинаем спуск. Было желание подняться на вершину 2428, которая острым зубом поднимается к северо-западу от Фотогоры, но время не позволяет. Мелькнула мысль переночевать в одной из таежек и ранним утром возобновить подъем. Но пленка осталась всего одна, а киноаппарат безнадежно заело. К тому же пищи было на одни день.

Начинаем спуск. Первый участок его — до подножия склона — прошёл быстро и спокойно. Но после крутого склона тропа постепенно разбежалась на следы и вовсе пропала в горельнике и бесконечной путанице грив, озер и болот. Несколько раз попадаем в болото. Наконец, уже в темноте, забрали в долину того ручья, по которому начали подъем. Здесь попали в мох, под которым скрывался древний скользкий колодник. Едва выбрались с целыми ногами. Мелькнуло среди деревьев светлое пятно озера. Устремляемся к нему, в надежде воспользоваться прибрежной кромкой гальки. Но не тут-то было: вместо гальки нас встречает болото, подтопленное водой озера. Даём ход назад и отыскиваем тропу.

К 10 вечера выходим к базе. Нас встречает лай собак. Пришли, хотя и не очень надеялись. Думали, что придется провести холодную ночёвку под кустом.


27 августа, воскресенье. День двадцать девятый.

Владимир понял, что от нас просто так не избавиться. Дальнейшее ожидание метает и самому хозяину. Ему нужно работать — перевозить заготовку для бочковой клёпки с противоположного берега озера, готовиться к зиме, собирать ягоду. Да мало ли дел у таежного человека!

Но бензин стоит в бочках на берегу и Владимир опасается, что при малейшей его отлучке мы нальем себе 20 литров и отбудем восвояси. Никто, конечно, этих литров и не заметит. Но слово сказано, и теперь он не хочет отступать. Чего он от нас добивался — мы так и не поняли. Конечно же, ему было ясно, что у нас была договоренность с Дорофеевым. Но что делать... каждый на своем переезде властелин! Итак, на вторые сутки пребывания на базе Владимир налил бачок бензина Этого мало. Может не хватить на последних километрах перед посёлком. Но это уже не страшно — доплывем самосплавом.

Утром встаем с намерением отплывать, но увы! Низкие тучи стремительно мчатся над озером. Ближайшие склоны снова покрыло снегом, и низовой, западный ветер разогнал высокую волну с пенистыми белыми гребнями. В такой ветер едва ли разумно выходить в путь.

Ожидаем изменения погоды. Весь день рвутся и мечутся волны у берега; дождь сменяется снегом, снег крупой и градом. Стало очень холодно. Почти весь день проводим в хижине у Владимира и при этом не переставая топим печку.

К вечеру несколько поутихло, но теплее не стало. Алик уходит вдоль по берегу озера по тропе и часа через два возвращается с парой лосиных рогов, сброшенных когда-то своим хозяином.

Виктор с Эдиком уходят на охоту и приносят копалуху и одну утку. Ужин снова с дичью.

В поставленные вчера сети почти ничего не попало; десяток окуней, конечно, не в счет.

В общем день был не очень веселым; а что если такая непогода продержится несколько дней? Страдать от недостатка пищи нам, конечдо, не придётся, ведь мы на базе, где в достатке продуктов, да и дичи достаточно. Просто скучно от бесцельно проводимых дней.

Третью ночь укладываемся на твердый пол бондарки, от которого уже болят бока.


28 августа, понедельник. День тридцатый.

Сегодня юбилейный день путешествия и мы должны покинуть базу.

Действительно утро, хотя и не совсем лучезарное, но день вполне пригоден для пути. После завтрака Игорь занимается мотором. Он почему-то не заводится. Через некоторое время выясняем, что в бочке отваливали бензин было половина автола и воды и лишь сверху плавал бензин. Ещё когда наливали, мы обратили внимание, что здесь что-то не так — уж очень странный какой-то был бензин. Но Владимир уверяя нас, что это мол оттого, что он уже с автолом.

Пришлось бензин поменять и налить из другой бочки. Теперь дело сразу пошло на лад, двигатель завелся.

Укладываем рюкзаки и прочие вещи и в 10-15 отплываем от гостеприимной, но уж слишком нао задержавшей, базы. В 10-40 высаживаемся в дальнем, северо-западном заливе озера и через лес отправляемся в Дототскому водопаду. На переход затратили 40 минут.
Водопад Дототский

Водопад мощный и, пожалуй, наиболее интересный из всех, ранее виденных, не считая Урда-шанского и Мраморного.

Уровень падения струи постоянно снижается. Когда-то, не очень давно, вода падала с гораздо большой высоты. За фотографированием и поисками интересных поделок из дерева в большом, затапливаемом при большой воде гроте, проводим более часа. К сожалению, солнце исчезло. Несколько раз начинается мелкий моросящий дождь. Опять (в который уж раз за поход!) погода не позволяет выполнить съемку. Приходится удовлетворяться просто информационным материалом без теней и света.

Возвращение к лодке проходит более удачным путем, но выходим несколько левее, чем нужно. Перед самым выходом на прибрежную гальку сквозь деревья замечаем целую стаю уток, плещущихся близко от берега. По лесу вытянулись цепочкой и охотник шел где-то в конце. Он не сразу понимает, что ему подается сигнал выдвинуться вперед. Пока длится вся эта процедура, утки расплываются в стороны. Все-таки пару одним выстрелом удается достать.

Подходим к лодке и идем дальше через протоки, соединяющие озёра. В устье протоки подбиваем крохоля. Подбираем его. Посла выхода в озеро берем курс на барак рыбаков, в котором собираемой обедать.

До этого барака в 1965 году мы не дошли буквально сотню метров и были уверены, что никакого жилья поблизости нет.

Барак уже старый с множеством дар и прорех, но в непогоду в нём всё-таки лучше, чем в палатке.

Во время обеда у противоположного берега проходит лодка. В бинокль устанавливаем, что это идет долгожданный нами М. Дорофеев. Но теперь он нам уже не нужен.

Пережидаем некоторое время крупную волну, разогнанную налетевшим ветром. В 16-50 отплываем от "Интеграла" (так называется это место).

Вскоре встречаем вторую лодку. В ней плывет Василий Нехорошев и ещё три человека. Вое они, видимо, с глубокого похмелья, на наше появление прореагировали с замедлением. Минуем озеро и входим в р. Хамсару. Холодно. Временами моросит дождь.

В 18-00 догоняем плот с киевлянами. Плот они соорудили с тем, чтобы доплыть от озера до начала шиверы. Он еле держится на веревках и наполовину утонул. Лишь двоих женщин они усадили на помост повыше, а остальные трое так и стоят в воде. Вид их от холода и неаккуратности в одежде ужасен.

Остановились и поговорили с ними, но взять никого не смогли: слишком уж перегружена лодка, а впереди шиверы и перекаты: рисковать своими — куда ни шло, но рисковать жизнью незнакомого человека капитан не решился.

Советуем им встать на ночевку, отогреться и завтра с утра прибыть к водопаду. Они не согласились. Как выяснилось позднее, сделали именно так.

В 18-40 завиднелась шивера и мы пристаем к зеленому откосу. Ребята уходят по берегу, а Игорь и Алик плывут дальше вдвоем до водопада. Когда ребята ушли и мы попытались отчалить, оказалось, что шпонка срезана. Игорь очень замерз и почти не владеет руками. Алик заставляет его пару раз подняться бегом по откосу, а сам меняет шпонку.

Времени — семь часов, но пасмурная погода приносит ранние сумерки и закрадывается мысль, как бы нам опять не пришлось коротать ночь вдвоем. Впереди водопад и тут уж простым испугом не отделаешься, если что-либо случится с лодкой или мы просмотрим появление водопада.

Воды, по сравнению с тем, когда шли вверх, очень прибыло. Там где вверх мы с трудом проводили лодку между камней, теперь идет глубокий поток. Это избавляет от опасности срезки шпонки. Но возникает другая опасность: на шиверах появились огромные волны. Особенно большие валы разогнало на последней шивере перед водопадом у правого берега. Сердце замерло, когда мы влетели в эту струю. Лодка взлетела на волнах, опираясь на два смежных вала лишь носом и кормой, а середина зависала не менее чем на 1,5 метра над провалом между волн.

Здесь хорошо помогло то, что мы разгрузились. С полным грузом лодка обязательно врезалась бы в волну. Теперь она лишь легко прыгала в вала на вал.

Только миновали шиверу и вот уже впереди показалось туманное облако водяных брызг: впереди слив водопада. Мы не стали искушать судьбу и подрулили к берегу. Сумерки сильно скрадывали истинное расстояние и можно было неправильно рассчитать его.

Пристали в берегу перед отвесной скалой, что заканчивается за 10-12 м и перед сливом.

Игорь окончательно закоченел и, привязав лодку, мы прежде всего разводим костер. Игорь остаемся у костра, а Алик взяв часть вещей, уходит к избушке у водопада с тем, чтобы позвать ребят для переноски вещей.
Водопад Хамсаринский в большую воду

Ребята к водопаду еще не пришли, но в избушке стоят трое рыбаков, которые ожидают ушедшего с Нехорошевым начальника Хамсаринского аэропорта. Он должен завтра с утра быть на работе и они с беспокойством (уже темно) ожидают его.

Наша тайная надежда на то, что нам удастся поживиться из бочки, оставленной Дорофеевым на водопаде развеялась в дым: бочка суха, как прокаленная на огне.

При втором заходе с рюкзаками от лодки, ребята уже пришли. Нет только Эдика. Он где-то решил сократить путь и двинулся напрямую, без тропы. Ребята уже пришли, а он все еще где-то "сокращает" дорогу, лишний раз подтверждая, что прямой путь далеко не всегда самый короткий.

Дождь продолжается, а дров сухих в окрестностях избушки у водопада, как известно, нет уже давно. Приходится хорошо поработать прежде, чем нам удается сварить ужин. Кроме того, все мы опять промокли до нитки, особенно Игорь, и надо немного обсушиться, т.к. в избушке печки нет.

После ужина укладываемся уже поздно, около 12 ночи. Тут обнаруживаем, что устроенный Романом тент почему-то даёт течь и на мешок слишком обильно капает. Приходится выбираться и приникать меры. Дождь не превращается.


29 августа, вторник. День тридцать первый.
Схема участка по реке Хамсаре

Утро такое же мрачное и пасмурное, как минувшая ночь. День после завтрака начинаем с перетаскивания вещей и мотора от лодки. Затем приступаем к обводу лодки вдоль скальной стенки в улове перед водопадом.

Это не такая простая и безобидная задача. Ребята предлагают доводить лодку верхом, т.е. удерживая ее за конец веревки на обрыве. К самой кромке обрыва подбирается лес и провести веревку даже без нагрузки и то не простая задача, так как стволы нависают над обрывом. Риск сорваться слишком велик. В то же время при высоте обрыва не менее 12-15 метров лодка на бичеве должна уйти почти к противоположному берегу, что тоже слишком рискованно: при малейшем срыве лодке уже ничто не поможет — её скинет в слив.

Риска слишком много и капитан не может позволить этого, хотя в таком решении наблюдается странное единодушие всех остальных. Приходится применить власть и голос, чтобы заставить делать не так, как хотят остальные.

По второму варианту лодка привязывается за корму и отпускается на всю длину вниз, на все 50 метров. Если бы веревки хватило на всю длину обрыва, то не могло быть и разговора о полной безопасности такого решения. Но дело в том, что верёвки все-таки не хватало. Так как течение и у берега было достаточно сильным, то верёвка натягивалась как струна и пришлось ее обрубить. Мотор в это время работал на холостом ходу с тем, чтобы при необходимости все-таки включить его. Но пройти на моторе было нельзя, т.к. вдоль берега торчали острые неглубокие камни.

Ниже обрыва на кромке у воды двое ожидали, чтобы поймать конец с проходившей мимо лодки и притянуть к берегу.

Здесь риск был минимальный и почему все так решительно возражали, капитан так и не понял.

Все прошло, как и было задумано и лодка спокойно вошла в улову перед волоком. Втаскиваем лодку на валки и опускаем на тросе вниз. Все в порядке, волок закончен.

Теперь немного чиним расшатанную корму, снова обшиваем её обручем и... в путь! Время 11-50.

Входим в первую шиверу и тут Игорь, видимо, уже отвыкший от чувства руля за время пешего похода, чуть было не совершил роковой ошибки. Видимо недаром у байдарочников существует правило прежде чем пуститься по сложной реке, нужно хотя бы в течении нескольких минут ощутить руль и лодку на спокойной воде.

Впереди прямо по носу большой камень, сантиметров на 40-50 торчащий из накатывавщихся на него волн. Круто отвернуть от него нельзя, т.к. и слева и справа выше торчат такие же. Все правильно. Нужно только уловить момент, чтобы вовремя отвернуть нос влево (чтобы обойти слева), а потом откинуть корму к тому же берегу с тем, чтобы нос чуть повернув вправо на камень, плавно обошел его.

Вот этот-то момент и прозевал Игорь, несмотря на отчаянные сигналы капитана. Лодку потянуло бортом на камень, ибо рулевой забыл, что чтобы обойти препятствие на него и нужно повернуть в последний момент. Игорь же необорот, стараясь уйти от камня, всё закидывал влево нос, тем самым натаскивая лодку бортом и кормой на препятствие.

Спасло нас то, что отбиваемая от камня вода откинула лодку. Тут уж под действием воды или инстинкта Игорь, все-таки повернул руль на камень. Сошло... Теперь почти до самого Соленого мы ровно шли без происшествий.

Километра за два перед Соленым, на плесе, двигатель при полных оборотах вдруг начал странно завывать и сбрасывать скорость. Проверили шпонки — все в порядке. Значит начала проворачиваться резиновая втулка винта, через которую ему передается вращение. Некоторое время пытаемся идти на малых оборотах. Но вскоре не помогает и это. Останавливаемся и начинаем думать, как починить поломку.

Роман предлагает вместо резиновой выстрогать деревянную втулку. Это принимается, но очень долго ее изготавливать. Пока Роман вырезает деревянную втулку из двух половин, капитан пытается как-то приспособить старую, резиновую. Для этого в ней прорезываются отверстия и вместо резиновых вставляются деревянные выступы. Дело, конечно, ненадежное, но надо же что-то делать, чтобы дойти до места.

Устанавливаем винт и проводим опытную прокрутку. Как ни странно, но винт крутится, и даже на больших оборотах.

Усаживаемся и... поехали. Идти следует осторожно, чтобы не зацепить винтом какого-либо предмета. Теперь срежутся не шпонки, а то ненадежное деревянное устройство во втулке, которое мы там устроили. Игорь что-то опять не в ударе и плохо реагирует на команды, в результате при первом же развороте лодку почему-то забрасывает на мель, а вырубить сцепление моториот не успевает. Всё "хозяйство" устроенное с таким трудом скручивается в опилки. Разворачиваемся и с помощью шестов пристаем к отмели, где стоит палатка рыбаков. Впереди уже виден Соленый.

Теперь будем ставить конструкцию Ромы. Но прежде, чем ее установить, ее еще нужно закончить. Пока предолжается ремонт, беседуем с рыбаком. Он здесь стоит давно и видел, как мы прошли вверх. Рассказывает о событиях в поселке и о том, как попала в аварию группа москвичей, у которых погиб один участник.

Говорит, что шли они с гитарой и песнями, совершенно видимо не представляя ожидающей их опасности. Вообще, это болезнь почти всех туристоких групп, начинающих сплав от водопада. На первых километрах река представляется визуально опасной: белые буруны перекатов, стремительные струи и резкие повороты, узкие протоки и многочисленные острова, где не очень явно в какую сторону плыть. Все настороже и вцепившись в гребни внимательно просматривают путь. Здесь едва ли услышишь песню.

Но потом река постепенно успокаивается, появляются длинные спокойные, в ровных прямых берегах плёсы. Все уже уверены, что опасности позади, тем более, что многие группы проходят Солёный даже не заметив его, и на этом основании распространяют сведения, что Солёный — это, дескать, выдумка местных жителей, а он совсем не опасен.

Вот в момент спада напряжения по времени и появляется завал Соленый.

Плот москвичей, по рассказу рыбака, занесло слишком вправо и на повороте русла кинуло в завал. При ударе, или от другого толчка, один из участников упал с плота и попал между плотом и бревнами завала. Бревна попали на грудную клетку и ее раздавило.

Рассказавший это рыбак был примерно в 200-х мотрах выше завала и первым пришел на помощь при аварии. Потом подошли и другие, проходившие по реке.

Принимал участие в оказании помощи и участник из той группы, которую мы встретили вчера на реке посиневшею и замерзающую. Позднее все мы узнали, что по специальности хирург, этот товарищ (имени его мы, к сожалению, не узнали) подучил в Хамсаре практику, которую он, наверное, не предполагал встретить. Впрочем врач, очевидно всегда встречается с тем, чего не ожидает.

Сначала ему пришлось участвовать в освидетельствовании пострадавшего при аварии. Через пару дней в поселке пьяный начал гоняться с ножом за людьми, ранил двоих, причем одного почти смертельно, и если бы случайно в поселке не оказался этот врач, он бы умер, т.к. местных медицинских работников в поселке в это время не было. Пьяный продолжал буйствовал и бросаться на людей, и в конце концов, был застрелен выстрелом из ружья. Пришлось свидетельстзозать еще одну смерть. Какие еще вызовы были у врача, мы не знаем, но что они были, это наверное.

Группа с хирургом возвратилась в поселок несколько позднее нас, в ту же ночь к нам обратилась жена Федора Фролова; у Федора вдруг резко поднялась температура до 41°, жар, бред, бессознательное состояние.

Капитан дал команду достать весь наш аптечный арсенал (он был весьма солидный). Но прежде чем дать совет и лекарство, посоветовал все-таки обратиться к хирургу. Он ведь врач, а наши познания в медицине дальше простуды, ангины, гриппа и желудочного расстройства не распространялись. И если бы не было врача, то уж пришлось он браться явно не за свое дело, но тут был выход. Через полчаса врача разыскали и подняли с постели. Теперь мы выступали лишь в качестве аптеки, а это было уже не так ответственно: лекарства у нас были только фирменные. Наконец-то мы использовали свой медицинский арсенал, вес которого составлял 1,5 кг. И оказалось не даром. Утром Федор, хотя и был очень слаб, но ни температуры, ни других симптомов продолжающейся болезни у него не было.

Капитан придерживался принципа "лучше перебдеть, чем недобдеть" и в походах всегда несет в группе аптечку почти на все случаи жизни. Используется, как правило, не более 10%. Остальное раздаётся встречным группам, местным жителям и т.п. или остается до следующего путешествия. Капитан уверен, что это — наилучшее решение. Было бы гораздо хуже, если бы были болезни и не было средств для лечения. В 17-00 Роман заканчивает свою конструкцию деревянной (!) (это в современном-то моторе) втулки, устанавливает её и... сразу же проходим Соленый.

Еще 45 минут хода и впереди одинокая лиственница над водой и почерневшее здание электростанции. Поход закончен! Мы в Хамсаре.

На берегу встречаем членов нашей, из Новокузнецке, группы под руководством Вал. Шадрина. Они ушли из поселка в один день с нами. Рыбачили и охотились на Соруге и Хамсаре, а теперь вот уже девятые сутки(!), ожидают вылета в Кызыл. Вместе с ними вновь устраиваемся в бондарке.

Вечером "наносим визит" группе томичей, с которыми, через записку, встречались на источнике Хойто-Гол. Они шли следом за нами, поднялись на пик Топографов, а выходили к Хамсаре по Соругу. На источнике, считая, что можем задержаться и нарушь контрольный срок, мы оставили томичам записку с просьбой отправить телеграмму. Они добросовестно выполнили просьбу, но т.к. сами не были уверенны, что выйдут раньше нас, то передали записку встречной группе красноярцев, которые через день после встречи заканчивали маршрут в Орлике.

Дома были нимало удивлены, когда получили вдруг телеграмму из Шарзы, которая находилась, по крайней мере в 100 км от линии нашего маршрута.

Но все было в порядке; сегодня 23 августа и именно сегодня контрольный срок из Хамсары.


30 августа, среда. День тридцать второй.

С утра выясняем обстановку с возможностью взлета из Хамсары. Дела в этом направлении неважные. Сегодня должен быть самолет и по списку, который ведется у начальника посадочной площадки, В.Останина, сегодня очередь группы Шадрина. Их шесть человек, значит возьмут в самолет еще четверых. Но всего в списке на сегодняшний день 36 человек туристов. Кроме них постоянно выявляются желающие улететь из местных жителей, которых конечно, сажают в самолет без всяких списков.

В дополнение ко всему сегодня-завтра последние дни августа, и поэтому в учебные заведения и, главное, шкоды-интернаты отправляют множество ребятишек русских и тувинцев. По этой причине невозножно воспользоваться обходным вариантом вще»а, через поселок Тора-Хем.

Рейсовые самолеты прилетают в Хамсару два раза в неделю. Это, конечно, при наличии лётной погоды. А если ее не будет, что для здешних мест вполне возможно, то неизвестно на что вести расчет. В лучшем случае, для вывоза наличного количества туристов, имеющегося на сегодняшний день, потребуется три недели.

Это, конечно, совершенно невероятно. Мы и двух-трех дней не можем на это отвести: у всех уже заканчиваются сроки отпусков.

Итак, нужны какие-то меры. Уже знаем, что наш предшественники, отсиживающие первую десятидневку, послали начальнику Кызыльского авиаотряда и аэропорта, по крайней мере, десяток телеграмм.

Судя по тому, что никаких изменений не наступило, к телеграммам уже привыкли и на них не реагируют. Телеграммы в адрес обкома партии и его первого секретаря успеха тоже не имели.

Нужно что-то другое. Но что?

В отделении связи выясняем, что можно оказывается связаться в Кызылом по телефону. Связь, правда, односторонняя, но это уже не очень важно.

В телефонной книге Кызыла отыскиваем номер первого секретаря обкома партии. В час связи с Кызылом просим соединить нас с обкомом. Первого — на месте не оказывается. Просим соединить со вторым, второй сначала ничего не может понять, но после третьего повторения отвечает: "Хорошо, поручу товарищам проверить"... формулировка такова, что ждать практической пользы не приходится. Но всё-таки нужно, для приличия, обождать: все-таки пообедал,не отказал...

Собственно, нам ожидать пока нечего — впереди нас очередь, по крайней мере, двадцать человек. Поэтому мы удаляемся в бондарку, а затем каждый находит себе дело по душе. Юра усиленно чистит лосиный рог, Игорь и Алик отправляется по голубику, с тем, чтобы сварить варенье для гостинца домой. Часа за три они набрали полведра. К вечеру, в сумерках, за ягодой отправились Роман и Виктор.

Алик и Игорь посмеивались: "Ну что можно набрать за оставшийся час до темноты?". Каково же было их удивление, когда вернувшись уже ночью ребята принесли полное ведро ягоды. Ягода, правда, была с большим количеством листа и мусора, но это уже дела не решало. Оказывается, ребята воспользовались совками, которыми берут ятоду местные жителя и таким образом решительно увеличили свою производительность.

К ужину нам нанесли визит томичи своим женским составом. Мы угощали их парным молоком со свежим ржаным хлебом.


31 августа, четверг. День тридцать третий.

Сегодня с раннего утра идем к аэродрому. Часам к 12 прибывает два самолета, но оба летят в Тоджу (Тора-Хем).

Входим в "тесный" контакт с Останиным и дважды связываемся по радио с Кызылом, требуя самолетов. Сначала ответы были уклончивы, но затем твердо сказали; "На Хамсару нет груза. Пустые самолёты высылать не будем. Борты будут только по расписанию".

Ждать больше нечего. Подсчитываем свои ресурсы и благодаря тому, что нам хорошо помог наш Совет, имеем возможность заказать спецрейс. Снова спецрейс. Но делать нечего, не сидеть же нам месяц Хамсаре.

Снова связь с Кызылом. Заказываем борт. Ответ из Кызыла. "Сообщите получение оплаты. Борт будет выслан немедленно". Сообщаем, что деньги уплачены. В ответ — "Борт будет через 40 минут". И это несмотря на то, что погода не такая уж отличная.

Значит отсутствие самолетов в поселке — это просто следствие экономической целесообразности их полетов, а не какие-то другие непреодолимые причины. Если бы нам твердо сказали в первый день прибытия, что улететь можно только спецрейсом, мы не стали ждать два дня, а убрались бы сразу.

Договариваемся с двумя новокузнечанами, которые ходили с группой из Киева, что они летят с нами. Третий — из киевской группы.

В 17 прибывает самолет, а в 17-15, после опасливой проверки пилотом возможности взлета (самолет очень перегружен), взлетаем.

Снова под нами озерная Тоджа, бесконечные пространства красноватых моховых болот и тайги; широкая лента Бий-Хема, черные скалы хребта Таскыл, покрытые снегом.

Вот и пологие склоны каменистых тундр, а за ниш могучий простор сливающихся водных гигантов — Бйй-Хема и Ка-Хема. Разворот и внизу стадион с яркими цветами спортивного парада: на ©тадионе торжественное начало каких-то крупных соревнований. В 18-35 приземляемся.

В аэропорту уже пустынно и тихо — ведь он работает только до 18-00. Оставляем рюкзаки с дежурными и быстро отправляемся в городскую автокассу за билетами. Билеты остались только на дополнительный 11-ти часовой рейс. Нас это устраивает, хотя не успеваем зайти к Михаилу. Ну, что ж, зайдем в другой раз: не последний же мы раз в Кызыле. В 23-00 отбываем в Абакан.


1 сентября, пятница. День тридшть четвертый.

В 11-00 посде прохладной дождливой ночи прибываем в Абакан. При выгрузке обнаруживаем, что групповой "раззява" еще раз отличился: при погрузке в автобус в Кызыле забыли канистру.

Обедаем, ходим в кино, на базар проводим день в унылом от доадя городе. В 22-50 отбываем в Новокузнецк.


2 сентября, суббота. День тридцать пятый.

Погода здесь, на участке Абака-Новокузнецк со времени нашего первого проезда ничуть не изменилась: все так же нудно и уныло идет дождь. Сыро и грязно и в родном нашем Новокузнецке, куда мы прибываем в 12-43.

ВСЁ! Тридцать пятый день путешествия закончился!


Далее (Список группового снаряжения)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную